Неделя о блудном сыне: как и когда празднуется, история, значение и смысл

Неделя о блудном сыне: как и когда празднуется, история, значение и смысл

Неделя о блудном сыне — 16 февраля 2020 года

Неделя о блудном сыне — напоминание христианам о том, что как бы далеко люди ни находились от Бога, Всевышний Отец всегда готов простить и принять раскаявшееся сердце.

В 2020 году воскресная проповедь, завершающая вторую седмицу подготовки к Великому посту, приходится на 16 февраля и посвящена размышлениям по поводу притчи о блудном сыне.

Значение воскресенья о блудном сыне

Богослужения с толкованием этой притчи упоминаются в исторических посланиях с IV века. В записях Иоанна Златоуста, святого Августина есть размышления толкования по поводу притчи Иисуса. Канон, который поется ныне в храмах, написан в восьмом столетии Иосифом Студитом.

Седмица пред вторым воскресеньем подготовки к Великому посту наполнена размышлениями о милости, прощении и покаянии. В храмовых богослужениях священники подчеркивают, что путь к Господу всегда лежит через чистосердечное покаяние и признание Жертвы Спасителя.

После недели о блудном сыне начинается седмица рассуждений о Страшном суде, куда попадут все. Но ужасная участь ждет нераскаявшихся грешников, блудных детей, которые не слышат призыва Господа покаяться и прийти в Его объятия.

Краткая история о блудном сыне

Если вы никогда не читали этой притчи или забыли смысл, то вот краткое изложение.

У богатого человека было два сына. Старший был послушен и работал вместе с отцом. Младший вел разгульный образ жизни, и один раз он потребовал у отца часть наследства, которое получил и прогулял в далеких краях.

Гордость, стыд вначале не позволил блуднику идти к родителю, остался один выбор — кормить свиней у другого хозяина, есть с ними и там же спать, чтобы выжить. Ужасные условия жизни довели юношу до такого отчаяния, что он решил вернуться и проситься к родителю в наемники, слугой. Родитель, увидевший возвращающего сына, выбежал навстречу тому, обнял и велел дать лучшие одежды и перстень, символ власти.

Старший сын рассердился, ибо за все время службы, ему не был оказан такой прием.

Читая эту притчу, каждый христианин может увидеть в ней частицу себя и великую милость Бога.

Важно! Христианам дано право выбора, одни наполняют сердце Божьей любовью и живут в радости по заповедям Творца, другие стали блудными детьми, заковав себя в оковы законничества или греха.

Кто мы, люди, живущие в духовной опустошенности, как старший сын, или грешники, осознавшие свое падение и вернувшиеся к Отцу?

Читайте о духовной жизни в православии:

Старший сын — наследник или жертва самоправедности

Читая в первый раз притчу, останавливаешь внимание на поступке младшего сына, но впоследствии анализируешь поведение старшего наследника.

Молодой человек был правой рукой хозяина, сам выбрал для себя жизнь в доме отца со всеми ее прелестями, почему же по возвращении блудного брата в нем взыграла обида и ревность.

Как часто люди надевают на себя личину верующих, постоянно ходят на службу в храм, усердно молятся, но в фарисейских душах нет любви.

Живущие в доме Творца так и не сумели наполнить души благодатью, во всем они видят плохое, от таких христиан слышны постоянно жалобы, что все плохо. В послании Тимофею апостол Павел пишет, что довольство, как и благочестие, надо приобрести, а это возможно, только познав прощение Отца.

Старший брат обиделся на родителя за то, что тот никогда не устраивал для него пир, не понимая, что он — хозяин дома, возьми теленка, козленка и устрой себе пир, ведь это все твое и живи, радуясь тому, что рядом отец. Для этого необходимо верить в отчую любовь и знать свое назначение.

Старший сын не мог поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать по одной причине, ты — сын, а не сирота, пасынок.

Важно! Детям Божьим дана великая благодать приходить с любовью и доверием к Богу, получать от Него просимое по вере. Для этого не нужно быть угодником, а любящим дитем.

Старший сын служил отцу не ради любви, он старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника, хозяина.

Как часто мы не понимаем, почему те, кто мало дает и делает, получает больше. Элементарная зависть и ревность буквально накрывают человека в этот момент, и он уже не видит, сколько было ему прощено, и какой тяжелый путь прошел некогда грешный человек.

Христиане отказываются от житейских соблазнов не от ощущения их мерзости, а от:

    желания угодить Богу; страха не попасть в рай; боясь потерять уважение окружающих.

При этом забываем, что смирение, терпение, любовь к ближнему — вот открытые двери в Небеса. Превозношение над другими людьми, непонимание всего богатства, дарованного Кровью Иисуса Христа, неумение радоваться над посланной благодатью для тех, кто по нашему мнению этого не заслуживает, в этом смысл старшего брата в переданной Иисусом притче.

Блудный сын

Как часто в молитвах мы с покаянием приходим к Творцу, ощущая себя теми, кто предал Отца, не ценит Жертвы Его Крови.

Одним из главных смыслов евангельской притчи — каждого человеку осознать свою греховную жизнь, увидеть всю мерзость падения и принять дорогу спасения, в конце которой ожидает любящий Отец, Бог, Сын и Дух Святой.

Молодой человек, живя в доме отца, даже не задумывался над смыслом жизни. Скорее всего, отец указывал ему на необходимость принимать участие в управлении имением, но это не понравилось юноше. Он потребовал часть наследства, на которое имел право только после смерти отца, и отправился жить в свое удовольствие.

Как это знакомо, когда имея какие-то капиталы, люди забывают о Жертве Иисуса, живя в удовольствие себе, постепенно утопая в болоте греха, но когда приходит в дом беда, они вспоминают о Спасителе.

Это прекрасно, что милость Отца не зависит от поведения, Его сердце всегда открыто для вернувшихся блудных детей. Настоящий подвиг — признать свои грехи и покаяться, и тогда Всевышний наденет на кающегося новые одежды, означающие очищение грешной жизни, перстень — благодать Святого Духа.

Людям, особенно христианам, Творец по великой милости своей дарует не только жизнь и здоровье, и еще уникальные способности и таланты. Человек, желающий жить по своей воле, подобен блудному сыну, который забрал часть имущества, свергнул с себя Божью власть, следую за личными похотями и помыслами.

Важно! Только осознав свой крах, банкротство, можно решиться на победные перемены. Не каждый может после взлета в глазах общества со смирением, покаянием и надеждой вернуться в Отчий дом, Православную церковь, чтобы получить душевный мир.

Почему блудник не остался в родной стороне, чем манит тех, кто отрекается Бога, дальняя сторона? Возможностью грешить, ибо там не надо взирать на Творца, слушать Его голос, не испытывать мучений совести. Распутная жизнь сводит на нет таланты и способности, дарованные Господом, наступает духовное опустошение, которое топится в вине, наркотиках, компьютерной зависимости. Грешнику, блуднику пришлось расплатиться за свое распутство не только богатством. В его жизни наступил голод.

Исследуя историю еврейского народа, мы видим, как часто Творец посылал голод в бунтующий народ, но не для уничтожения, а из любви, Пытаясь таким образом вернуть евреев к спасению.

Некогда богатый блудник был унижен до самого низкого уровня, евреи гнушались свиней, пасти этих животных — стыд и позор, а некогда богач мечтал о рожках, свинской еде. Уразумев, что падать ниже некуда, прозрев, очнувшись, как после глубокого обморока, трезво осознав свое положение, грешник принимает сложное решение — идти в отчий дом.

В нем борется страх, отчаяние, гордость, но побеждает желание очиститься и хоть издали прикоснуться к родительской ласке. Раскаявшийся грешник делает решительный шаг, встает и идет, полностью отдавая себя во власть отцовского решения, которое готов принять. Некогда наследник мечтает о месте наемника в отчем доме.

Прощение и принятие отца

В переданной Иисусом притче есть еще один глубокий смысл для христиан, это научиться, как любящий родитель, прощать и принимать людей, нанесших вред, так, чтобы в сердце не осталось обиды, зла.

Почему отец не отказал юноше, ведь он имел на это полное право? Любовь, только любовь жила в отцовском сердце. Ему не нужна была рабская покорность старшего брата, родитель желал истинной любви, и поэтому решил дать возможность наследнику самому прокладывать дорогу жизни.

Искренняя радость наполняет сердца тех людей, которые питаются в доме Отца.

Что двигало родителем в тот момент, когда он увидел издалека уставшего, грязного, в лохмотьях младшего ребенка? Вспомнил он о той сумме, которую забрал блудник? Или в отцовском сердце взыграла радость о том, что сын, которого он уже мысленно похоронил, вернулся здоровым и невредимым?

Не мог любящий родитель прогнать своего отпрыска из-за потраченных денег, ибо любовь нельзя оценить в денежном эквиваленте. Владелец имения даже не стал выслушивать оправданий измученного путника, задавать вопросы, а сразу ввел в дом, как наследника.

Младший сын вернулся, не претендуя на наследство, он нуждался в отцовской любви и готов был довольствоваться ролью наемника, только бы имеет защиту и кров.

Важно! Нет в мире такого греха, кроме хулы на Дух Святой, который бы мог отделить христиан от любви Творца. Для Господа намного радостнее обнимать раскаявшегося грешника, чем принимать праведников, не нуждающихся, по их мнению, в покаянии.

Эта притча учит христиан любви, о которой писал апостол Павел в послании к Коринфянам.

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32).

Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне . В 2021 году Неделя о блудном сыне приходится на 28 февраля .

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Притча о блудном сыне

Согласно сюжету этой притчи, блудный сын, уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» – это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; .

«Часть имения» , т. е. доля имения младшего сына, – это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, – стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну» , на чужбину – место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете – полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это – Божий призыв к покаянию.

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть – этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

По мнению митрополита Сурожского Антония, «эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в “землю чуждую”, где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.»

В этой притче, едва ли не главное место занимает Поведение Отца , Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «. Когда он был еще далеко, увидел его отец его», – говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе». Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим». Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень – это указание на Божий дар прощённому грешнику – дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, . любовь не гордится, . не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Значение Недели о блудном сыне

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Особенности седмицы

На этой седмице Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы о мытаре и фарисее она Восстанавливает пост в среду и пятницу , затем, по окончании Седмицы о блудном сыне возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

Седмица после Недели о блудном сыне (1 марта – 6 марта) и заключающая ее Неделя называется «мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.

БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ

[греч. κυριακὴ τοῦ ἀσώτου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом, между неделями мытаря и фарисея и мясопустной. В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время, Б. с. н. приходится на период с 18 янв. по 22 февр. (ст. ст.). Название недели происходит от евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15. 11-32), к-рая читается в этот день на литургии.

Как особая память церковного года Б. с. н. впервые появилась в древнем иерусалимском богослужении не ранее VI в. В V в. иерусалимский лекционарий еще не содержал особых чтений для великопостных воскресений, что видно из его арм. перевода ( Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121 // PO. T. 163, 168). По крайней мере с VII в. чтение притчи о блудном сыне закрепляется за 3-м воскресеньем Великого поста (по совр. нумерации это 2-я неделя поста, посвященная свт. Григорию Паламе), что отражено в груз. переводе иерусалимского лекционария, где в 3-ю неделю на литургии указаны прокимен 4-го гласа из Пс 54, чтения Притч 25. 2-15, Ис 45. 22-25 и Рим 12. 6-16, аллилуиарий 1-го гласа со стихом Пс 1. 1, Евангелие Лк 15. 11-32, начальные слова песни на умовение рук (песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова, не имеющее параллели в к-польском чине литургии) 2-го гласа: «Раскаялся в дерзости моей», начальные слова песни на перенесение Даров (это песнопение на литургии ап. Иакова в отличие от к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста было изменяемым): « » и молитва отпуста «Дар Отца» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 59; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 65-66. [Pars. 2.] P. 57). В груз. Иадгари IX-X вв. (приложение к лекционарию) тропарь выписан полностью: «Раскаялся в дерзости моей, Господи, как блудный сын. » ( Метревели. С. 123). Греч. оригинал этого текста неизвестен, но он, безусловно, существовал, поскольку в Триодях из собрания РНБ – Шафариковой (F. п. I № 74, XII в.), Орбельской (F. п. I № 102, XIII в.) и Погодинской (Погод. № 40, XIII в.) – сохранился и слав. перевод (стихира «Раскаися о злобе моей, Господи» – Карабинов. С. 175). Следует отметить, что, т. о., в раннем иерусалимском богослужении Б. с. н. еще была одним из воскресений Великого поста, но не подготовительного к посту цикла, к-рый начинался только с мясопустной недели ( Кекелидзе. Канонарь. С. 56; Метревели. С. 99).

То же, вероятно, было и в византийском обряде доиконоборческой эпохи, т. к. лекционарная система раннего визант. обряда скорее всего была сходна с лекционарной системой древнего иерусалимского богослужения ( Пентковский. С. 71, 74). В частности, один из кондаков св. Романа Сладкопевца (VI в.) о блудном сыне исполнялся, согласно Кондакарю Patm. 213, XI в., во 2-ю (= 3-ю иерусалимскую) неделю Великого поста ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90).

Известны сборники святоотеческих чтений, в к-рых слова Иоанна Златоуста, тематически связанные с притчей о блудном сыне, помещены в неделю 2-ю поста; одно из чтений указывается Евергетидским Типиконом во 2-ю неделю, после 3-й песни канона ( Bertoni è re. P. 127-128).

В послеиконоборческом визант. обряде в связи с развитием системы памятей подготовительного к посту цикла чтение этой притчи закрепляется за неделей перед мясопустной, т. е. Б. с. н. становится одним из предпостовых воскресений. В Типиконе Великой ц. X в. она открывает собой подготовительный период к Великому посту и называется «неделей перед мясопустом» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2); здесь уже указаны те же апостольское и евангельское литургийные чтения (1 Кор 6. 12-20 и Лк 15. 11-32), что и в наст. время. Притча о мытаре и фарисее пока еще остается чтением одной из рядовых недель по Пятидесятнице ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 166). То же – и в слав. (болг. и древнерус.) Евангелиях XI в. (Саввина книга. М., 1999. С. 399; Архангельское Евангелие 1092 года. М., 1997. С. 185; глаголическое Ассеманиево Евангелие ( Kurz J. Evangeliar Assemanuv. Dil 2. Praha, 1995)). Следы этой практики находим и в относительно поздних памятниках XIII в. ( Темчин С. Ю. Было ли краткоапракосное Евангелие первой слав. книгой, переведенной с греч. // Исследования по слав. ист. языкознанию. М., 1993. С. 25) и даже в синаксаре XV в., приплетенном к Добромирову Евангелию XII в. ( Алтбауер М. Добромирово Евангелие. Скопjе, 1973. С. 438).

Новое распределение чтений и соответственно памятей святых предпостового и великопостного циклов с IX-X вв. было принято повсюду на греч. Востоке, в т. ч. и в Иерусалиме. Так, древняя рукопись Триоди, Sinait. gr. 734, X в., озаглавлена: «Триодь, с Богом, все последование. от блудного до Великой субботы» ( Quinlan. T. 2. P. 4; др. рукопись, Vat. gr. 771, XI в., также начинается с Б. с. н.- Bertonière. P. 158-159, 161). Следы древней иерусалимской традиции видны в начинающемся с недели мясопустной Евангелиарии Sinait. gr. 210, IX-X вв. ( Карабинов. С. 26; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 187), к-рый в целом следует послеиконоборческой к-польской лекционарной системе, но где в неделю 2-ю поста (озаглавленную: «Неделя 2-я. блудного и делателей») приведены 3 чтения: Мк 2. 1-12 (чтение 2-й недели поста по новой к-польской системе), Мф 20. 1-16 («делателей») и, наконец, «другое блудного, от Луки» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 187).

Не позже чем с XI в. к предпостовому циклу прибавляется еще одна неделя, о мытаре и фарисее, и Б. с. н. окончательно становится 2-м по счету воскресеньем подготовительного к Великому посту периода. Это отражено во всех редакциях Студийского и затем Иерусалимского уставов XI в. и всех последующих веков, вплоть до принятых ныне. Тем не менее следы того, что некогда притча о блудном сыне читалась не перед Великим постом, а в его 2-ю неделю, сохраняются в Триоди вплоть до наст. времени в виде парафразирующих эту притчу песнопений, исполняемых не только в Б. с. н., но и во 2-ю неделю Великого поста и в следующую за ней седмицу.

Согласно всем основным редакциям Студийского устава XI в.,- таким, как к-польские Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. и Евергетидский Типикон посл. трети XI в., афонский Георгия Мтацминдели Типикон XI в.,- на Б. с. н. воскресная и триодная службы соединялись с последованием дневного святого из Минеи ( Пентковский. Типикон. С. 234; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 502; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 272). Многие из гимнографических текстов, используемых этими Типиконами в Б. с. н., в более позднем Иерусалимском уставе перемещены на 3-ю седмицу Великого поста (следующую после 2-й недели) и вместе со 2-м (по отношению к помещенному в службе Б. с. н.) каноном о блудном сыне во 2-ю неделю поста находятся там и в наст. время.

Южноитал. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. P. 187) уже не допускает возможности соединения службы Б. с. н. с последованием рядового (непразднуемого) святого; гимнографический формуляр здесь сходен с формуляром Иерусалимского устава, выписанным уже во мн. Триодях XIII в. (напр., РНБ. Греч. 229 ( Герцман. С. 106, 137, 142, 146, 170, 182, 183, 194); (болг.) БАН. 4. 5. 14 (Пергаменные рукописи БАН. С. 43)).

По Типикону, принятому ныне в РПЦ (Т. 2. С. 800-802), в Б. с. н. отменяется последование рядового святого, а к воскресной (из Октоиха) службе рядового гласа прибавляется триодная (на «Господи, воззвах» к 6 стихирам Октоиха прибавлены 2 стихиры Б. с. н. по дважды и славник; из Триоди берутся славники на литии и на стиховне; к 3 канонам Октоиха (на 8) прибавлен канон Б. с. н. на 6, по 3-й песни к-рого поются седален и богородичен, а по 6-й – кондак с икосом Триоди; к воскресному эксапостиларию прибавлены 2 светильна Триоди и богородичен; на хвалитех к 5 стихирам Октоиха прибавлены 3 Триоди и славник; евангельская стихира поется перед 1-м часом; на литургии – блаженны Октоиха на 6 и Триоди (канон, песнь 6) на 4, прокимен и аллилуиарий рядового гласа, чтения Б. с. н.). В целом устав службы близок к указаниям 5-й гл. Типикона (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), но в службе Б. с. н. (как и большинства недель Триоди) воскресный кондак заменен триодным, а евангельская стихира вытеснена триодным славником и поется перед 1-м часом. Кроме того, на Б. с. н. начинается пение дополнительного к полиелею Пс 136 «На реках вавилонских». Типикон предписывает петь этот псалом на 8-й глас, « »; такое исполнение Пс 136 бывает лишь трижды в году и помимо Б. с. н. положено также в 2 последующие недели – мясопустную и сыропустную. Наконец, в Б. с. н., как и во все воскресенья Постной Триоди, начиная с недели о мытаре и фарисее и заканчивая 5-й включительно, обычные припевы к Пс 50 на утрене заменяются особыми: « », « », « ». В дореформенной рус. традиции (XVI – 1-я пол. XVII в.) на Б. с. н. и недели о мытаре и фарисее и мясопустную на Пс 50 на « » и « » пели обычные припевы (постовое « » начиналось лишь с сыропустной недели), но на « » – уже « ».

Устав Б. с. н. в греч. приходском Типиконе отличается от рус. тем, что здесь на «Господи, воззвах» стихиры Октоиха поются на 7, а Триоди – на 3; на хвалитех – Октоиха на 5 и Триоди на 3 ( Βιολάκης. Τυπικόν. Σ. 317-319); почти то же (на «Господи, воззвах» 6 и 4, на хвалитех – 5 и 3 стихир Октоиха и Триоди) – и в первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (Л. 1-5об.).

При совпадении с Б. с. н. больших праздников неподвижного круга Типикон предписывает соединять их службы. В месяцесловной части Типикона есть 5 Марковых глав, посвященных соединениям подготовительных недель Великого поста со службами Трех святителей (30 янв.), предпразднства и самого праздника Сретения Господня (2 февр.), а также его попразднства и отдания (Т. 1. С. 438-440, 448-449, 458-461, 467-469, 484-485). Среди храмовых глав присутствует гл. 25, посвященная службе престольного праздника в храме святого в предпостовые недели, отсылающая к Марковой главе Сретения (Типикон. Т. 2. С. 1110-1111). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. кроме марковых есть общая глава о великом или храмовом святом в предпостовые недели, где (в отличие от 25-й храмовой главы совр. Типикона) соединение служб расписано подробно (гл. 49: Л. 75-77).

В нек-рых совр. невизант. лекционариях (копт., католич. и англикан.) притча о блудном сыне также находится среди великопостных чтений – в 3-е и 4-е воскресенья поста соответственно (эл. ресурс: http://www. bombaxo. com/lectionaries. html).

Гимнография

Б. с. н. тематически посвящена осмыслению евангельской притчи о блудном сыне; ее основной мотив – раскаяние молящегося, представляющего себя блудным сыном, удалившимся от Небесного Отца в страну греха. Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), автор синаксаря Б. с. н., подробно раскрывая смысл притчи, писал, что она читается накануне поста для того, чтобы побудить верующих к раскаянию и предохранить их от отчаяния (Триодь Постная. Л. 12-13).

Канон Иосифа 2-го гласа (ирмос: Τήν Μωσέως ᾠδήν ( ), нач.: ̓Ιησοῦ ὁ Θεός μετανοῦντα δέξαι ( )) с именем песнописца в акростихе 9-й песни указывается как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами и уже в Триоди X в. (Sinait. gr. 734) выписан 1-м; 2-м здесь выписан др. канон 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа (ирмос: Γῆν ἐφή ἣν οὐκ ἔλαμψεν ( ), нач.: Πάντες νῦν βοήσωμεν (Все ныне воскликнем)), с акростихом «Πέτρου κανονάρχου καὶ διακόνου θρῆνος» (Петра канонарха и диакона плач), имеющий 2-ю песнь ( Quinlan. T. 2. P. 5, 8-17), он же присутствует и в слав. Орбельской Триоди (РНБ. F. п. I № 102, XIII в.- Карабинов. С. 186). В ркп. Vat. Barber. 484, 1120 г. сохранился также фрагмент (7-9-я песни) анонимного канона 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа на Б. с. н., с фрагментом акростиха «[ἐλέ-?]ησων ἡμᾶς. ἀμήν» ([Пом]илуй нас. Аминь – Карабинов. С. 249). Еще 5 канонов о блудном сыне указаны в рукописях для 2-й недели поста.

Самогласные стихиры, положенные в совр. Триоди в Б. с. н., были написаны св. Стефаном Савваитом (известны 2 Стефана Савваита, один † 794, другой † ок. 807 – Карабинов. С. 119). В рукописях также приводится ряд подобных стихир, вышедших из употребления ( Quinlan. T. 2. P. 4-5; Карабинов. С. 144, 248).

Песнопение «Объятия Отча» – это проимий кондака Романа Сладкопевца, зафиксированный в греч. и слав. Кондакарях в Б. с. н. (Laur. Г. 28, IX в.- Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. P., 1977. P. 90; ГИМ. Син. № 777, XIII в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 2. С. 387) и присутствующий уже в Триоди Sinait. gr. 734 ( Quinlan. T. 2. P. 4). Студийско-Алексиевский Типикон называет его кондаком ( Пентковский. Типикон. С. 234; ср.: С. 413, где оно названо тропарем), так же, как и принятый ныне в РПЦ Требник (см. совр. чин монашеского пострига в великую схиму – Требник большой. Л. 80). В иерусалимских Типиконах и Триодях это песнопение обычно называется седальном.

Роману Сладкопевцу также принадлежит кондак «Τὸν ἄσωτον ἐζήλοσα» (Блудного поревновал), к-рый помещен в Б. с. н. в Кондакарях Vatop. 1041, X-XI вв., и Patm. 213, XI в., в неделю 2-ю поста ( Карабинов. С. 83; Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 135-136).

Анонимный кондак 3-го гласа «Τῆς πατρῴας δόξης σοῦ» ( ), к-рый приводится в совр. Триоди, встречается во мн. рукописных Кондакарях и Триодях с X в. ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 179).

Раскрытию притчи о блудном сыне в совр. Триоди посвящены также 1-й канон на утрене 2-й недели и все самогласны 3-й седмицы Великого поста. То же содержание имеют надписанные именем Иосифа Студита трипеснец в понедельник и подобны на «Господи, воззвах» в понедельник и среду 3-й седмицы поста – возможно, песнотворец знал о связи 3-й седмицы Великого поста с воспоминанием притчи о блудном сыне.

Канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ ( ), нач.: ̓Αναλαβόντες ἐν θερμοῖς τοῖς δὰκρυσι ( )), с алфавитным акростихом в тропарях и именем Феофана в богородичнах, выписан в качестве 3-го канона Б. с. н. уже в Sinait. gr. 734 ( Quinlan. T. 2. P. 17; Bertoni è re. P. 175-176). Евергетидский Типикон предписывал петь его на паннихис в неделю 2-ю поста ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 524). Иерусалимский устав указывает петь этот канон на утрене 2-й недели (однако в совр. греч. Триоди канон отсутствует, сохраняясь в рус.). Также известны еще 7 канонов на 2-ю неделю поста, не вошедших в печатные книги: 1) иерусалимского Патриарха Илии III (Ɨ ок. 797), 3-го гласа, с акростихом: «αἶνος ἠλία εἰς τὸν ἀσώτον υἱόν» (Хвала Илии на блудного сына), ирмос: Χέρσον ἀβυσσοτόκον πέδον ( ), нач.: ̓Αμέμπτως νηστεύοντες ὥσπερ ἔφησεν ὁ διδάσκαλος (Проводя пост непорочно, как сказал Учитель: Ath. Laur. D. 29, XI в.; Paris. gr. 244; Sinait. gr. 741 – Bertoni è re. P. 175; Карабинов. С. 118); 2) (предположительно) Феодора, 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа (ирмос: ̀λδβλθυοτεΙππον καὶ ἀναβάτην ( ), нач.: Πάντες καταπλαγῶμεν τὴν ἄφατον τοῦ Θεοῦ εἰς ἡμᾶς εὐσπλαγχνίαν (Все изумимся неизреченному Божиему о нас милосердию): Vatop. gr. 1189, XI в.; РГАДА. Тип. греч. № 137, XII в.; Athen. Bibl. Nat. 625, XII в.; Ambros. F 95 sup., XII в.; Pantel. 44, XIII в., и др., а также в слав. рукописях: ГИМ. Син. № 319, XII в.; Sinait. slav. 23, 1359-1360 гг.,- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 501; Bertoni è re. P. 175); 3) Иосифа, 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, указанный в нек-рых изданиях греч. печатной Триоди (напр., рим. 1879) для 2-й недели поста, а также в рукописях, происходящих из мон-ря Гроттаферрата: Crypt. Δ. β. 1, XI-XII вв.; Crypt. Δ. β. 2, XI-XII вв.; Crypt. Δ. β. 1, XII в.; Vat. gr. 771, XI в. (ирмос: Τμηθείσῃ τμᾶται ( ), нач.: Δέξαι με σῶτερ (Приими меня, Спасе), с акростихом: «Δέξαι με σῶτερ ὡς τὸν ἀσώτον πάλαι» (Приими меня, Спасе, как блудного в древности) ( Карабинов. С. 155; Bertoni è re. P. 176); 4) 2-го гласа, с акростихом в богородичнах «μαρκιάνοη» (ирмос ̓Εν βυθῷ ( ), нач.: – Ω ψυχὴ ταλαίπωρε (О, душа окаянная): РНБ. греч. 519, 1360 г.; Paris. gr. 257, XV в. (в этой рукописи канон помещен на повечерии) – Карабинов. С. 201; Bertoni è re. P. 177); 5) канон 2-го плагального, или 6-го, гласа с именем еп. Исаии в акростихе: «Θρῆνος ῾Ησαΐου ἐπισκόπου ἐλαχί[σ]του παυ. » (Плач Исаии, епископа малейшего. ), ирмос: ῾Ως ἐν ἡπείρω πεζεύσας ( ), нач.: Θρῆνον προσοίσωμεν πάντες τῷ πλαστουργῷ (Плач все принесем Создателю): Paris. gr. 13, XIII в. ( Bertoni è re. P. 176); 6) 4-го плагального, или 8-го, гласа (ирмос: Θάλασσαν ἔπηξας βυθίσας ( ), нач.: Νῦν εἰς τὸν ἔξοδον ψυχή μου (Ныне на исход, душа моя): Mess. gr. 108 – Bertoni è re. P. 176); 7) 2-го плагального, или 6-го, гласа (ирмос: Κύματι θαλάσσης τὸν κρύψα πάλαι ( ), нач.: Υἱόν με ἀνάρχου πατρός (Меня, сына Безначального Отца): Crypt. Δ. β. 4, XII-XIII вв.- Bertoni è re. P. 177). В рукописи Sinait. gr. 733, XI в., в неделю 2-ю дан тот же канон Иосифа, что и в Б. с. н. в совр. Триоди (нач. ̓Ιησοῦ ὁ Θεός μετανοῦντα δέξαι – Bertoni è re. P. 176).

Самогласные стихиры Андрея Пира, размещенные в иерусалимских Триодях на 3-й седмице Великого поста, в студийских использовались дважды – на Б. с. н. и в качестве самогласнов 3-й седмицы.

Неделя о блудном сыне

Церковь, как любящая мать, заботится о своих чадах и предлагает им задолго подготовиться к Посту, самому длинному и строгому в году. Подготовка эта касается души и тела. Одна из трех подготовительных недель к Великому посту называется «Неделя о блудном сыне». Она – вторая по счету и следует за первой неделей – О мытаре и фарисее.

Притча о блудном сыне Смысл и значение притчи Чему учит нас притча Особенности Богослужения

Притча о блудном сыне

В воскресенье читается отрывок из Евангелия от Луки (15, 11-32). В нем Христос рассказывает притчу о блудном сыне.

Два брата жили в доме отца. Когда младший сын вырос, то попросил своего отца, чтобы он дал ему часть имения, принадлежавшую ему. По сути, он захотел, чтобы отец «как бы умер», ведь только после смерти родителей можно получить наследство.

Но отец согласился, несмотря на необычность заявления сына. Он отдал ему полагающуюся ему часть имения. И сын пошел из отчего дома в неизвестном направлении. Молодому человеку захотелось свободной и счастливой жизни, которую он, по его мнению, не мог вкусить, живя в доме отца. Многим детям хочется свободы, ведь родители все время учат и всё запрещают. И в наше время часто случается, что дети сбегают из дома.

Герой притчи, конечно, вкусил все «прелести» свободной жизни, и очень скоро все деньги у него закончились. Ведь он необдуманно тратил их на развлечения. Да еще настал голод в той стране, где он находился, и сын стал голодать.

Он пошел и устроился на работу к одному богачу. Молодой человек стал пасти свиней. Он был настолько голоден, что желал даже насытиться рожками – кормом для скота, но никто не разрешал ему.

Тогда он, размышляя в себе, подумал: «у моего отца столько работников, которые питаются вдоволь, а я тут голодаю. Пойду к отцу моему, скажу, что согрешил и недостоин уже называться сыном твоим. Прими меня, хотя бы в число работников твоих».

И он пошел обратно в свой дом, из которого так стремился убежать когда-то. Он готовился к раскаянию, броситься в ноги отцу. Он уже не ожидал от отца прощения. Но произошло неожиданное.

На половине дороги сын увидел, как сам отец идет к нему. Отец издалека увидел своего блудного сына и побежал к нему навстречу. Сын совсем не ожидал, что отец простит и будет к нему милостив. Но не успел сын договорить своих слов, чтобы отец принял его в число своих наемников. Так отец бросился на шею к сыну и крепко обнял его, не дав договорить ему свою задуманную покаянную речь.

Затем отец повел его домой, велел одеть сына в лучшие одежды, надеть сапоги на его ноги и перстень на руку. Также он велел заколоть теленка упитанного и устроить пир, в честь того, что пропавший сын его нашелся.

Все начали есть, пить и веселиться. Тут с поля возвращался старший сын. Он услышал веселое пение и, подозвав слугу, спросил, что за веселие в доме отца. Тот ответил, что пир устроен в честь младшего сына, который вернулся домой. Тогда старший сын обиделся и не захотел идти домой.

Отец вышел к нему и просил войти в дом. Но тот, обиженно, сказал, что он всегда слушался его и вел себя хорошо, но отец никогда не разрешал заколоть даже козленка, чтобы он повеселился с друзьями. А когда этот блудный сын вернулся, то отец устроил большой пир.

На это отец ответил, что он всегда с ним, и все у них общее, а этот блудный сын пропал и нашелся, был мертв и ожил.

Смысл и значение притчи

Притча эта олицетворяет обращение грешной души к Богу. Когда человек захочет вкусить «свободной» жизни, на самом деле он становится рабом греха. И однажды ему становится противной эта жизнь, и он понимает, что сотворил ошибку. Ведь праведная жизнь с Богом дает человеку истинную свободу.

Грешник чувствует духовный голод – жажду Бога. Работодатель, к которому он идет устраиваться, это – диавол (по версии святых отцов), а рожки свиней – это ложные блага мира сего. Враг рода человеческого чувствует, что грешник находится в полной его власти и издевается над ним, как может.

Тогда человек, осознавая всю мерзость греха и тяжесть своего положения, решает вернуться к Богу, идет каяться. Но еще на пути к Нему, грешник чувствует милосердие Божие, и смелее начинает каяться. Господь снисходит к нему, как милосердный отец, и прощает ему все преступления и грехопадения (при условии, что человек искренне кается, оплакивает свои грехи).

Тогда Господь надевает лучшую одежду на кающегося и перстень на руку – дает Свою Благодать. И человек снова чувствует себя хорошо, согретый милостью Божией, какие бы страшные грехи он не сотворил.

«Мертв был и ожил» — означает погибель человека под гнетом греха, а затем оживление души в Таинстве покаяния. В каком бы бедственном состоянии человек не находился вследствие грехопадения, Господь силен восставить его и возрадовать снова.

Старший сын, завидовавший положению младшего сына, вероятно, это – фарисеи, которые считали себя праведными, однако оставались неутешенными Богом. Они не радовались за кающегося грешника, не удивлялись милосердию Божию, а считали себя достойными такого внимания Божия и награды. Это говорит об их гордости. «Фарисеи», конечно, нарицательное имя, ведь и в наше время встречаются такие мнимые «праведники», гордящиеся собой и не радующиеся за кающихся грешников.

Чему учит нас притча

Притча о блудном сыне учит нас тому, что нужно не отчаиваться, в каком тяжелом грехе мы бы ни находились, а стремиться к Щедрому Богу и каяться в грехах. Притча показывает Бога, не как карающего Судию, а как милосердного отца. Смысл приготовительной недели – в том чтобы мы стяжали истинное покаяние, никогда не боялись каяться. Чтобы мы не подражали гордым фарисеям, не завидовали тем, кого наградил Бог за покаяние. А удивлялись щедрости Бога, снисхождению Его к слабостям человеческим. Цель притчи – умиление наше при виде милосердия Божия.

Особенности Богослужения

В неделю о блудном сыне никаких особенностей Богослужения нет. Седмица – не сплошная, в среду и пятницу есть однодневный пост, как обычно. Однако, мы уже должны внутренне готовиться к грядущему посту. На всенощной так же, как и в предыдущую неделю, поется «Покаяния двери отверзи ми» после чтения Евангелия. В это время гасится яркий свет, а все присутствующие встают на колени. А после полиелея поется псалом 136 «На реках Вавилонских». Цель обоих песнопений – настроить верующих на нужный лад, пробудить покаянные чувства.

Неделю о блудном сыне (игумен Никон Воробьев)

Живое Предание

Компас на пути к Пасхе. Неделя о блудном сыне

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

С подготовительных недель перед Великим постом мы начинаем ежевоскресный рассказ о смысле, истории и литургических особенностях каждого воскресного дня этого периода.

История возникновения Недели о блудном сыне

Событие, которому посвящен отдельный воскресный день (по-славянски — Неделя), было выделено в богослужебном календаре не ранее VI века. Это произошло в результате распределения особым образом чтений Евангельских повествований (зачал) в Иерусалимской Церкви.

Неделя о блудном сыне не сразу заняла привычное для нас место в подготовительном периоде. Изначально ей было отведено третье воскресенье поста. Именно в этот день иерусалимские христиане слышали рассказ о том, как младший сын сбился с истинного пути. Сведения об этом сохранились и сегодня в литургии в Неделю святителя Григория Паламы. Многие тексты из этой службы содержат парафраз из Евангелия о блудном сыне. Темы и идеи евангельской притчи (Лк 15:11–32) выражены и в молитвах будних богослужений второй недели Великого поста.

Постепенно подход к чтению евангельских зачал был изменен в Константинополе. Теперь последние недели перед постом стали отмечаться особенными чтениями, которые настраивают верующего на вступление в новый духовный период. После X века Неделя о блудном сыне становится сначала первой, а затем второй подготовительной неделей перед Великим постом.

Значение

Каждая подготовительная неделя связана с главной темой Великого поста — искуплением и спасением человечества. Смысл Недели о блудном сыне, наверное, лучше всего раскрывает седален (богослужебное песнопение, исполнение которого допускается слушать сидя) из канона на Утрени:

Церковнославянский текст:
Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие,
На богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе,
Ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.
Русский текст (иером. Амвросия (Тимрота):
Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!».

Эта молитва входит не только в состав богослужения второй подготовительной недели, но и в чин монашеского пострига.

Трогательные слова богослужебного текста отражают настроение, к которому готовит нас Церковь. С одной стороны, осознание своей греховности, духовной нищеты и недостоинства. С другой — надежда на прощение и встречу с любящим Отцом.

Богослужебные особенности

О приближении важного духовного периода нам напоминает песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», исполнение которого начинается в Неделю о мытаре и фарисее и продолжается в течение пяти воскресных дней.

Еще одно заметное отличие — пение на Утрени после хвалебных псалмов (134-го и 135-го) полного тоски и печали 136-го псалма «На реках вавилонских»:

Церковнославянский текст:
На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на. Аллилу́иа. На ве́рбиих посреде́ его обе́сихом орга́ны на́ша. Аллилу́иа. Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии. Аллилу́иа. Воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских. Аллилу́иа. Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й? Аллилу́иа. Аще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́. Аллилу́иа. Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́. Аллилу́иа. Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль, глаго́лющия: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний его́. Аллилу́иа. Дщи Вавило́ня окая́нная. Блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам. Аллилу́иа. Блаже́н и́же и́мет, и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень. Аллилу́иа.
Русский текст:
При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Псалом поют только трижды в году: в Неделю о блудном сыне и в две последующие подготовительные недели.

Эту песнь пели евреи, когда были в Вавилонском плену (за 600 лет до пришествия в мир Спасителя), духовными причинами которого стали нечестие народа и измена истинному Богу. Находясь в изгнании, они тоскуют по своей родной земле, где были разрушены не только их дома, но и Храм Господень в Иерусалиме. Евреи остались абсолютно одни на чужой земле. Даже родственный им идумейский народ (сыны Едомовы) радовался их разгрому. Вавилон — это образ города-богоборца. И все потомство его («дочь Вавилона») является греховным, страстны́м. Поэтому от его «детей» (имеются в виду страсти) надо избавляться в самом начале, пока они не выросли и не укоренились в наших душах.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

    Подписаться на Телеграм-канал Подписаться в Яндекс Дзен

Оцените статью
Добавить комментарий