Новый Завет – история, содержание, значение | Православиум

Новый Завет – история, содержание, значение | Православиум

Новый Завет – история, содержание, значение

Что такое Новый Завет?

Новый Завет – вторая часть христианской Библии, которая также называется Священным Писанием. Первая часть именуется Ветхим Заветом. Он представляет собой сборник священных древнееврейских книг, написанных до рождения Иисуса Христа – Спасителя человеческого рода от греха и духовной смерти.

Ветхий Завет с помощью пророчеств и прообразов предсказывает приход Мессии. Новый же Завет создавался после Его пришествия. Вторая часть Библии повествует о воплощении и земной жизни Господа, Его добровольной искупительной смерти на кресте и Воскресении. Также Новый Завет содержит спасительное учение Христа, которое Он завещал всему человечеству. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о Новом Завете:

«От него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы… которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом» (Полное собрание творений, том 1).

Кто написал Новый Завет? Как и вся Библия, он является Божьим Откровением. Новый Завет был создан в результате совместного творчества Святого Духа и избранных праведников. Канонический состав Нового Завета включает 27 священных книг. Они были написаны учениками Христа (апостолами) в течение 1-го века нашей эры. Язык оригиналов этих произведений – разговорный древнегреческий.

Канон Нового Завета формировался Церковью в течение первых столетий христианства. Проводился тщательный отбор богодухновенных текстов из общего числа раннехристианской литературы. Официально состав Нового Завета был принят в 692 году на Трулльском соборе в Константинополе. Однако известно, что, например, святитель Афанасий Великий (4 век) уже имел полный канон Нового Завета.

Почему Новый Завет так называется?

«Заветом» в христианстве именуется союз, соглашение между Всевышним и человеком. Следуя установленному завету, человек пребывает в благодатной связи с Богом и тем самым спасает свою душу. В дохристианскую эпоху было заключено несколько таких союзов. В совокупности они называются Ветхим Заветом.

Самое первое соглашение Бог заключил ещё в раю, с Адамом и Евой. Бог благословил их владычествовать над природой, запретив лишь пробовать плоды древа познания добра и зла. Однако наши прародители нарушили запрет и таким образом расторгли связь с Богом. Первородный грех впустил в жизнь людей зло, скорби и смерть. Следующие дохристианские заветы заключались с ветхозаветными праведниками (Ной, Авраам, Моисей и другие). Они должны были подготовить человека к пришествию Спасителя.

И вот, два тысячелетия назад воплотившийся Господь искупил нас от первородного и всех последующих грехов. Это событие открыло эпоху совершенно новых отношений Бога и человека, которые именуются Новым Заветом. В отличие от Ветхих Заветов, он был заключён не с отдельным народом, а со всем человечеством. И не временно, а навечно. Теперь каждый, кто уверует во Христа и примет Святое Крещение, становится участником нового союза с Богом и может обрести Вечную жизнь. Приведём слова святителя Игнатия (Брянчанинова):

«Вечное блаженство – духовно, Божественно. Тот только может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом, кто предварительно вступил в святое общение с Богом» (Полное собрание творений, том 4).

Воссоединение человека с Богом

Ветхозаветный человек находился в рабском, подзаконном положении перед любящим, но строгим Богом. Таков был единственный способ направить заблудшее творение на верный путь. Грубому, повреждённому грехом человеку нужно было «дорасти» до необходимого для Пришествия Мессии духовного состояния.

Но благодаря искупительной жертве воплотившегося Христа произошло долгожданное примирение Творца и Его главного творения. Теперь мы можем соединиться с Богом через установленное Спасителем Таинство Евхаристии (Причастие). Участники Нового Завета освобождены от оков греха, наделены благодатью и призваны к святости. Приведём слова протоиерея Алексия Чубакова:

«Каждый человек призван к святости. Человек – в Таинстве Крещения, в Таинстве Причащения Святых Христовых Таин – получает благодать. То есть получает таланты, которые он должен сохранить и преумножить, а затем принести Господу. Каждый из нас – представитель народа святого избранного (см. 1Пет. 2:9). Об этом мы должны помнить и к этому стремиться – к построению здания добродетели».

Книги Нового Завета

Из чего состоит Новый Завет? С точки зрения содержания книги Нового Завета делятся на учительные, исторические и пророческие. К учительным относятся 4 Евангелия (от Матфея, Луки, Марка и Иоанна). А также 21 апостольское послание (7 Соборных Посланий от Иакова, Петра, Иоанна и Иуды + 14 Посланий Павла). Послания имеют вероучительный характер и были написаны раньше остальных новозаветных книг. Соборными называются те апостольские письма, которые изначально предназначались для всех христиан. Послания же Павла были написаны конкретным христианским общинам тех времён, а также отдельным личностям.

Позднее были написаны Евангелия, которые повествуют о земном служении Христа и излагают Его проповеди. Слово «Евангелие» переводится с греческого как «благая весть». Данные новозаветные книги называются так, поскольку содержат радостную весть Господа и его учеников о спасении человеческого рода и наступлении Царства Божьего.

Историческая книга Нового Завета – Деяния святых апостолов, написанная апостолом Лукой. Это произведение описывает Вознесение Христа, создание и развитие христианской Церкви, миссионерскую деятельность апостолов. Завершается Новый Завет пророческой книгой Откровение Иисуса Христа, записанное Иоанном Богословом. Она содержит пророчества о конце времён, Втором пришествии Христа, Страшном Суде и установлении Божьего Царства.

Тем, кто задаётся вопросом о подлинности новозаветных книг, следует знать, что до нас дошли тысячи их древних копий. Это количество является рекордным для античных документов и гарантирует достоверность новозаветного текста. Другим аргументом в пользу его аутентичности является тот факт, что раннехристианские богословы оставили многочисленные свидетельства своего знакомства со всем составом Нового Завета. Выдающийся английский исследователь античных рукописей Фредерик Кеньон отмечает:

«Промежуток между временем первоначального составления [Нового Завета] и древнейшими сохранившимися свидетельствами становится настолько малым, что им следует пренебречь. Последние основания для любых сомнений в том, что тексты Писания дошли до нас существенно в том же виде, в каком они были написаны, в настоящее время исчезли. Как аутентичность, так и общая правдивость книг Нового Завета могут рассматриваться как окончательно установленные».

Новый Завет: значение для христианина

Библия, Новый Завет повествует о ключевом событии христианства – воплощении Бога и Его спасении человечества от власти греха. Эта книга является драгоценным источником спасительного Христового учения. Новый Завет – Откровение человеку о том, как восстановить благодатную связь с Богом и обрести Вечную Жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит:

«В недре Ветхозаветной Церкви было только преобразование спасения. В недре Новозаветной обильно и преизобильно преподается самое спасение» (Полное собрание творений, том 4).

Иерей Андрей Чиженко называет Евангелие главной книгой человечества, голосом Самого Христа, источником жизни, благодаря которому мы соединяемся с Господом и воскресаем в Нём. Иерей Михаил Ромадов отмечает, что всё многовековое святоотеческое богатство христианства уходит своими корнями в Новый Завет. Написанный святыми апостолами, он является фундаментом Церкви.

Святые Отцы и современные священники указывают на необходимость регулярного чтения Нового Завета и изучения его толкования. Они советуют включать по одной главе из Деяний святых апостолов и Евангелия в ежедневное молитвенное правило. Также существуют специальные молитвы, которыми следует предварять и заканчивать чтение Священного Писания. Иерей Андрей Чиженко отмечает:

«Очень важно читать Новый Завет каждый день. Но не «нога за ногу», поудобнее устроившись в кресле. Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт».

Преподобный Иоанн Златоуст наставляет:

«Когда сядешь читать Священное Писание, то прежде помолись Богу, чтобы Он отверз твои очи сердечные».

Преподобный Исаак Сирин учит, что Евангелие, Новый Завет завещаны нам Господом и ведут к познанию мира и Божьего Промысла. Святитель Иоанн Златоуст называет чтение Писания сокровищем и защитой от грехов. Ведь каждый Евангельский стих служит кладезем «великой духовной силы и неизреченного богатства мыслей». Пренебрежение Библией богослов именует глубокой пропастью и потерей для спасения, причиной возникновения ересей и хаоса в духовной жизни. Святитель Иоанн призывает христиан:

«Будем совершать чтение с великим благоговением, с полным вниманием, чтобы быть достойными руководиться Духом Святым в разумении написанного и получить отсюда великую пользу» (Полное собрание творений, том 4).

Молитвы, совершаемые перед и после чтения Евангелия

Краткая молитва перед чтением Евангелия

Го́споди, просвети́ о́чи мои́ серде́чные све́том ра́зума Свята́го Ева́нгелия Твоего́.

Молитва святителя Иоанна Златоуста

Го́споди Иису́се Христе́! Отве́рзи мои́ о́чи серде́чные, что́бы услышать мне́ сло́во Твое́ и уразуметь его́ и исполнить во́лю Твою́

Молитва иная

Возсия́й в сердца́х на́ших, Человеколю́бче Го́споди, Твоего́ богове́дения нетле́нный све́т, и мы́сленная на́ша отве́рзи о́чи во ева́нгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние, вложи́ в на́с и блаже́нных Твои́х за́поведей стра́х, да плотски́я по́хоти вся́ попра́вше, духо́вное жи́тельство про́йдем, вся́ я́же ко благоугожде́нию Твоему́ и му́дрствующе и де́юще. Ты́ бо еси́ просвеще́ние ду́ш и теле́с на́ших, Христе́ Бо́же, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Перевод: Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Господи, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред блаженными Твоими заповедями, дабы мы, все плотские влечения поправ, проводили духовную жизнь, о всём, что́ ко благоугождению Тебе, мысля и то́ совершая. Ибо Ты – просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

После чтения Евангелия

Молитва 1

Сла́ва Тебе́, Го́споди Царю́, Сы́не Бо́га жива́го, сподо́бивый мя́ недосто́йнаго Боже́ственная Твоя́ словеса́ и гла́с Свята́го Ева́нгелия Твоего́ слы́шати; си́м у́бо влады́чним Твои́м гла́сом, укрепи́ мя́ в покая́нии настоя́щия сея́ жи́зни прейти́ но́щь, от вся́каго избавля́я мя́ наве́та и зло́бы ви́димых и неви́димых вра́г: Ты́ бо еси́ еди́н си́льный, и ца́рствуяй во ве́ки. Ами́нь.

Молитва 2

Господи, Боже наш, наделивший нас вечной душой, просветивший нас Словом Своим и давший нам сердце, ищущее Тебя! Дай нам, подобно женам-мироносицам, верность в следовании за Тобой. Когда же нас будут одолевать сомненья и обступит тьма, Ты Сам укрепи и поддержи нас, и приведи к радостной встрече с Тобой, в этой жизни и в вечности. Аминь.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Новый Завет, богословский термин, который, подобно Ветхому Завету, заключает в себе двоякое понятие, означая 1) договор между Богом и человеком и 2) собрание книг, являющихся выражением этого договора.

В первом смысле Новый Завет представляет собой установление такого взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольной крестной смертью Иисуса Христа, как Спасителя мира, вступил в совершенно иной, по сравнению с ветхозаветным, фазис развития и, перейдя из рабского, подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и благодати, получил новые силы к достижению поставленного ему идеала нравственного совершенства, как необходимого условия для спасения. В древнем мире взаимоотношение между Богом и человеком основывалось как бы на обыденных условиях юридического договора и развитие человечества поставлено было как бы в обыденные земные условия, с высшим руководительством богодарованного закона; в Новом Завете это человеческое развитие признано было недостаточным. Человек, бессильный сам себя спасти, был спасен Богочеловеком, принявшим на себя грех всего мира, и потому его последующее развитие не обусловливается уже только исполнением предписаний закона; выдвигается новый принцип — вера, как средство деятельного усвоения искупительных заслуг Иисуса Христа. Вследствие этого и самая организация человечества получила совершенно иной характер. Ветхий Завет ограничивался одним избранным народом и выражался в земной теократии; Новый Завет разрушил рамки национализма и провозгласил благодатный закон для всего человечества; отсюда и теократия его получила иной смысл — духовного “царства не от мира сего”. Тот и другой завет имеет и соответствующее законодательство; Ветхий Завет нашел свое главное выражение в десятисловии, или десяти заповедях, с сопровождающими их нравственно-обрядовыми постановлениями, Новый Завет — в Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Во втором смысле под Новым Заветом разумеется собрание книг, в которых излагается вся история основания новозаветной церкви, а также и основы ее вероучения. Эти книги распадаются на три класса: 1) исторические, 2) учительные и 3) пророческие. К первым принадлежат четыре Евангелия и книга Деяний Апостольских, ко вторым — семь соборных посланий 2 ап. Петра, 3 ап. Иоанна, по одному ап. Иакова и Иуды и 14 посланий св. апостола Павла: к римлянам, коринфянам (2), галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам, фессалоникийцам (2), Тимофею (2), Титу, Филимону и евреям. Пророческая книга есть Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. Собрание этих книг составляет новозаветный канон [1].

Книги Нового Завета

    Евангелие
      Евангелие от Матфея (Мф) Евангелие от Марка (Мк) Евангелие от Луки (Лк) Евангелие от Иоанна (Ин)

    Деяния святых апостолов (Деян) Соборные послания апостолов

      Послание Иакова (Иак) Первое послание Петра (1 Пет) Второе послание Петра (2 Пет) Первое послание Иоанна (1 Ин) Второе послание Иоанна (2 Ин) Третье послание Иоанна (3 Ин) Послание Иуды (Иуд)

    Послания апостола Павла

      Послание к Римлянам (Рим) Первое послание к Коринфянам (1 Кор) Второе послание к Коринфянам (2 Кор) Послание к Галатам (Гал) Послание к Ефесянам (Еф) Послание к Филиппийцам (Флп) Послание к Колоссянам (Кол) Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) (1 Фес) Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) (2 Фес) Первое послание к Тимофею (1 Тим) Второе послание к Тимофею (2 Тим) Послание к Титу (Тит) Послание к Филимону (Флм) Послание к Евреям (Евр)

    Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) (Откр)

См. также

Источники

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

      http://www. cultinfo. ru/fulltext/1/001/007/072/72615.htm

[1] Об истории новозаветного канона см. Reuss, “Die Geschichte d. h. Sehr, d. N. Testaments”; Westcott, “History of the Canon”; прот. В. Г. Рождественский, “История Новозаветного канона” и др.

Новый Завет

Что такое Новый Завет

Новый Завет — часть Библии, важнейшая книга для всех христиан. Точнее, сборник из 27 книг, которые читал каждый верующий. Чтобы рассказать о том, что такое Новый Завет, стоит объяснить для начала слово Завет, которое в данном случае трактуется, как договор. Договор представляется нам юридическим термином, но Завет, заключенный с Богом — нечто иное. Это — уклад и порядок жизни, которую подарил нам Господь и наставления любящего родителя, который желает нам Вечной жизни. Библия состоит из Ветхого Завета, который рассказывает нам о том, что было до прихода Мессии и Нового Завета — договора, заключенного с нами.

Господь так возлюбил людей, что послал Сына Своего, чтобы спасти нас от смерти. Главное в христианстве — это Христос. Принимая Его жертву, мы соблюдаем «правила» этого договора.

История

Евангелие было написано Апостолами, каждый из которых говорит о событиях с момента рождения Младенца Иисуса до Его вознесения. В Новом Завете есть также послания, которые Апостолы оставляли людям, когда пошли учить все народы, как это говорил им Господь. В Новом Завете есть также пророчества о грядущем Страшном Суде.

История написания Евангелия — это свидетельство истинности слов, которые были там написаны. Когда Иисус был распят, Его ученики были подавлены. От Мессии ждали великих завоеваний, а не гибели на Кресте. Сложно представить, что после этих ужасающих событий, ученики Христа пошли бы проповедовать, с радостью приняли бы мученическую кончину за Спасителя, если бы не удостоверились в том, что Он победил смерть и не явился им во плоти уже после Распятия.

По своему содержанию священные книги Нового Завета разделяются на:

    исторические, учительные пророческие.

Исторические книги – это четыре Евангелия и книга Деяний Апостольских:

    Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна книга Деяний Апостольских.

Учительные книги – это послания апостольские, представляющие собою письма, написанные апостолами к разным церквям. Пророческая книга в Новом Завете – это Апокалипсис ап. Иоанна Богослова, где пророчески предвидится судьба Церкви Христовой до Второго Пришествия Иисуса Христа.

Книги Нового Завета

От Матфея святое Евангелие (или: благовествование), От Марка святое Евангелие (или: благовествование), От Луки святое Евангелие (или: благовествование), От Иоанна святое Евангелие (или: благовествование), Деяния святых Апостолов, Соборное послание св. Апостола Иакова, Первое соборное послание св. Апостола Петра, Второе соборное послание св. Апостола Петра, Первое соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова, Второе соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова, Третье соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова, Соборное послание св. Апостола Иуды, Послание к Римлянам св. Апостола Павла, Первое послание к Коринфянам св. Апостола Павла, Второе послание к Коринфянам св. Апостола Павла, Послание к Галатам св. Апостола Павла, Послание к Ефесянам св. Апостола Павла, Послание к Филиппийцам св. Апостола Павла, Послание к Колоссянам св. Апостола Павла, Первое послание к Солунянам (или: Фессалоникийцам) св. Апостола Павла, Второе послание к Солунянам (или: Фессалоникийцам) св. Апостола Павла, Первое послание к Тимофею св. Апостола Павла, Второе послание к Тимофею св. Апостола Павла, Послание к Титу св. Апостола Павла, Послание к Филимону св. Апостола Павла, Послание к Евреям св. Апостола Павла, Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова.

Читать Новый Завет

Читайте также

    Ветхий Завет Отчего так мелочен Ветхий Завет? : Православие и мир За сотни лет до Рождества Христова. Пророчества Ветхого Завета

3.2.2. Учение Нового Завета

3.2.2. Учение Нового Завета

Указанием на троичность Лиц в Боге могут служить события Крещения и Преображения Господня. Они в равной степени являются явным Откровением человечеству о Троичности Божества. В. Н. Лосский пишет:

«Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором — как сияющее облако, осенившее апостолов» [176].

На единство трех Божественных Лиц указывает заповедь о крещении, данная Господом ученикам по Воскресении:

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Этот стих комментирует свт. Амвросий Медиоланский:

«сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Бога» [177].

«Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7).

Это место является спорным, поскольку в древних греческих рукописях Евангелия этот стих отсутствует.

Кроме того, во многих местах Нового Завета говорится о единстве и равном достоинстве Отца и Сына (Мф. 11, 27; Ин. 5, 17, 21, 26; Ин. 10, 15, 30, 38; Ин. 17, 10), а также о единстве и равном достоинстве Святого Духа с Отцом и Сыном (Мф. 28, 19; 1 Кор. 2, 10; 2 Кор. 13, 13).

Читайте также

Учение о спасении Нового Завета

Учение о спасении Нового Завета Приходит наконец время родиться Самому Востоку свыше. Ангел является во сне Иосифу и повелевает ему назвать рождающегося Младенца Иисусом. «Ибо, — говорит ангел, — Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В этом спасении от грехов

1. Обетования нового завета (8:6—13)

1. Обетования нового завета (8:6—13) Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. 7Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8 Но пророк, укоряя

2. Необходимость нового завета (9:1—10)

2. Необходимость нового завета (9:1—10) И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное; 2 Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». 3 За второю же завесою была скиния,

3. Плоды нового завета (9:11—14)

3. Плоды нового завета (9:11—14) Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового у строения, 12 И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13

Книги Нового Завета

Книги Нового Завета Мф. — От Матфея святое благовествованиеМк. — От Марка святое благовествованиеЛ к. — От Луки святое благовествованиеИн. — От Иоанна святое благовествованиеДеян. — Деяния святых АпостоловИак. — Послание Иакова1 Пет. — Первое послание Петра2 Пет. —

Б. Свидетельства Нового Завета

Б. Свидетельства Нового Завета Несмотря на то, что Бог удивительным образом явил внутреннюю сложность Своего естества через Иисуса Христа, основополагающее представление о единстве Бога, выраженное в Ветхом Завете, поддерживается и в Новом Завете. Сам Иисус, когда Его

Г. Искупительное служение Христа: учение Нового Завета

Г. Искупительное служение Христа: учение Нового Завета Помимо основополагающих факторов, тема искупления в Новом Завете описывается с помощью нескольких терминов, метафор и символов, имеющих целью объяснить, как Христос может отменить последствия греха и примирить

Становление Нового Завета

Становление Нового Завета В последней главе мы уже коротко останавливались на истории Нового Завета. Раннехристианские общины, как правило, располагали своим любимым греческим переводом Ветхого Завета, но во второй половине первого века н. э. они также начали собирать и

Инспирация Нового Завета

Инспирация Нового Завета И здесь мы можем выделить две группы. Подтверждая богодухновенность, инспирированность Ветхого Завета, Иисус завещал такое же «руководство Духом» и Своим ученикам. Эти ученики, в свою очередь, могли, основываясь на Его обещании и своем

9. Содержание Нового Завета

9. Содержание Нового Завета Как верно подмечено, Новый Завет вырос из Ветхого, а Ветхий Завет пронизан Новым. В Ветхом Завете мы находим обетования и Закон, в Новом Завете мы видим Того, Кто явился исполнением как обетовании, так и Закона. Ветхий Завет с самого начала

КТО АВТОР НОВОГО ЗАВЕТА?

КТО АВТОР НОВОГО ЗАВЕТА? Каждая из книг Нового Завета имеет надписание, указывающее на ее автора. Хотя Церковь знает только одно Евангелие — “Евангелие Иисуса Христа” (см.: Мк. 1, 1), но каждый из четы рех его пересказов авторизован и подписан. Но кто автор Нового Завета? Кто

Состав Нового Завета

Состав Нового Завета В новозаветный канон все вероисповедания христианской религии включают: 1) четыре евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; 2) книгу Деяний святых Апостолов; 3) двадцать одно послание апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Павла; 4) Апокалипсис, или

Текст Нового Завета

Текст Нового Завета Оригиналы новозаветных книг все погибли, но с них давно уже были сняты копии (. ). Всего чаще списывались Евангелия и всего реже — Апокалипсис. Писали тростником (. ) и чернилами (. ) и больше — в первые столетия — на папирусе, так что правая сторона

Откуда взялся Новый Завет

Помимо признанных Церковью текстов Священного Писания существуют еще и так называемые апокрифические тексты. Быть может, суть веры и истинные свидетельства эпохи первого поколения христиан следует искать именно в них — к примеру, в нашумевшем недавно Евангелии от Иуды? Чем они хуже официальных текстов? О том, как формировался список текстов, вошедших в Новый Завет, и из чего следует, что он действительно отражает взгляд на евангельские события первых учеников Христа, мы попросили рассказать известного библеиста Андрея Десницкого.

Как появился канон

Открывая сегодня Новый Завет, читатель обнаруживает под его обложкой 27 книг. И действительно, если посмотреть на раннюю историю Церкви, у первых христиан такого списка канонических текстов не было. Не было даже самого понятия «канон» — применительно к Библии это слово обозначает закрытый список входящих в нее книг. Но в этом нет ничего удивительного: христианство не возникло сразу в готовом виде, как возникают порой тоталитарные секты, с полностью готовым списком правил и постановлений на все случаи жизни. Оно развивалось естественным путем, и далеко не сразу появился окончательный список книг Священного Писания.

Самые ранние дошедшие до нас списки встречаются в произведениях отцов Церкви, живших во II, III и IV веках, — Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других. Есть и анонимный список книг, названный «мураториевым каноном» (по фамилии человека, обнаружившего его уже в новое время), датированный концом II века.

Важно то, что во всех этих списках без исключения мы найдем четыре известных нам Евангелия, книгу Деяний и почти все Послания Павла. В них могут отсутствовать Послание к Евреям, книга Откровения и часть Соборных посланий. В то же время в них могут включаться и некоторые другие тексты, сегодня не входящие в Новый Завет: Послания апостола Варнавы и Климента Римского, «Пастырь» Ерма, «Дидахе» (иначе называемое «Учение двенадцати апостолов») и Откровение Петра. Все эти тексты были написаны вскоре после новозаветных книг, и они дают нам много ценных сведений об истории ранней Церкви.

Тот канон, который мы знаем сегодня, равно как и само выражение «канонические книги», встречается впервые в Пасхальном послании святого Афанасия Александрийского 367 года. Тем не менее, небольшие расхождения в списках канонических книг встречались вплоть до V–VI веков, но это касалось в основном признания книги Откровения Иоанна Богослова, насыщенной мистическими образами и сложной для понимания.

Однако все эти расхождения никак не меняют общей картины — во что верили христиане, что рассказывали они об Иисусе.

В чем разница между каноническими текстами и апокрифами

Уже в первые века христианства появились книги о жизни Иисуса Христа, которые претендовали на абсолютную истинность и подлинность. Появлялись они и в более позднее время, вплоть до наших дней. Это «евангелия» от Петра, Фомы, Филиппа, Никодима, Иуды, Варнавы, Марии (Магдалины) — так сказать, «альтернативные истории» Иисуса из Назарета, авторство которых приписывается различным персонажам Нового Завета. Но едва ли кто-то сегодня воспринимает такие претензии на авторство всерьез. В этих «евангелиях», как правило, четко можно проследить идеологическую или богословскую схему, чуждую христианству. Так, «Евангелие от Иуды» излагает гностический взгляд на события Нового Завета, а «Евангелие от Варнавы» — мусульманский. Очевидно, что тексты писали не апостолы, которым они приписывались, а приверженцы той или иной религиозной школы, а для придания веса своим трудам объявили их авторами других людей.

Кроме этих книг, к новозаветным апокрифам часто причисляют и много других текстов, не противоречащих самому Новому Завету. Это деяния отдельных апостолов (Варнавы, Филиппа, Фомы), некоторые послания, в том числе приписываемые Павлу (к Лаодикийцам и 3-е к Коринфянам), и те самые книги, которые в древности иногда включали в Новый Завет. Однако о них разумнее говорить как о послебиблейских произведениях в христианской традиции.

Трудно привести какие-то формальные критерии, по которым первые христиане принимали одни книги и отвергали другие. Но мы видим ясную преемственность традиции: на периферии списка могли быть какие-то колебания, но самые главные тексты, говорящие об основах христианской веры (такие, как четыре Евангелия или Послание к Римлянам), признавались всеми, сразу и безоговорочно, при этом никакие «альтернативные» версии не признавались никем из ранних христиан. Такие версии могли быть Писанием для гностиков или манихеев — но только для них.

При этом до нас дошли многочисленные рукописи канонических текстов Нового Завета, начиная с II века. Они тоже могут различаться в мелких деталях, но никаких сенсационных разоблачений из них вычитать невозможно.

Находки новых апокрифов продолжаются, и в этом нет никакой сенсации. Христиане всегда признавали, что, помимо их собственного Писания, существуют и другие тексты, почитаемые другими людьми. В конце концов, и в наше время люди продолжают записывать бывшие им «откровения» и присваивать им священный статус — именно так появилась, например, в 1830 году на свет «Книга мормона», которую последователи этого учения включают в свое Священное Писание. Что ж, это их дело.

Христиане настаивают лишь на том, что их Писание тождественно Писанию ранней Церкви, и у них действительно есть доказательства в пользу этого утверждения. Можно твердо сказать: существующий канонический текст отражает в себе то, во что верили свидетели земной жизни Христа — его ученики, первые проповедники христианства.

Синайский кодекс

Первая страница Евангелия от Иоанна

Вторая по древности (после Ватиканского кодекса) и наиболее полная рукопись Библии. Время создания — конец IV века. В состав, помимо книг канона Священного Писания, входят также тексты Послания апостола Варнавы и «Пастырь» Ерма.

Кодекс является одним из основных источников по текстологии Священного Писания Ветхого и Нового Завета, так как он в наибольшей полноте — по сравнению с древнейшими манускриптами — сохранил текст греческой Библии.

Кодекс был найден в монастыре святой Екатерины на горе Синай в 1844 году немецким библеистом Константином фон Тишендорфом, который вывез несколько листов в родной Лейпциг. В конце 1850-х годов фон Тишендорф побывал на Синае в составе русской миссии и сумел выкупить у монахов основную часть кодекса, которая поступили в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах советские власти продали почти весь объем кодекса в Великобританию (сейчас в РНБ хранятся фрагменты только трех листов кодекса, найденых в начале XX века). В 1975 году в монастыре святой Екатерины было найдено еще несколько его фрагментов.

Оцените статью
Добавить комментарий