ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА – Древо

ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА – Древо

ТРОИЦА

Троица, А. Рублёв, 1425 – 1427. Государственная Третьяковская галерея

Святая Троица – раскрываемое Христианством учение о Триедином Боге, едином по существу и троичном в Лицах [1] (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый Бог в трех Лицах, или Ипостасях, равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе. Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно, безначально, бесконечно) рождается от Отца; св. Дух – предвечно от Отца исходит.

Как же Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму. Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить:

    солнце – его круг, свет и тепло; ум, рождающий слово, выражаемое дыханием; память, слово и воля.

По преданию, святой Патрик Ирландский (V в.) в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: “Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?”

Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.

Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16), но не потому только, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это со-бытие́ Божественных Ипостасей, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову преподобного Максима Исповедника. Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.

Учение о Святой Троице является основой Христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру “в неизменную, совершенную и блаженную Троицу”. Все догматы Христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной.

Сщмч. Ириней, епископ Лионский (177 г. н. э.), писал: “А Церковь. приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие. “

Учение о Троице в Библии

Слово “Троица” в текстах Священного Писания не употребляется. Впервые это слово встречается в сочинении “Против Автолика” свт. Феофила, епископа Антиохии Сирийской: “Три дня [творения], которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы (τύποι είσι της τριάδος): Бога, Его Слова и Его Премудрости”. Это сочинение дошло до нас в одной рукописи XI в. и написано, скорее всего, несколько лет спустя после 180 г., ибо в нем упоминается о смерти императора Марка Аврелия [2].

Тем не менее понятие о Троице отражено во многих библейских текстах. Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа. Например:

    “И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” (Мф. 3, 16-17), “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф. 28, 19), “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино” (1 Ин. 5, 7), “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами” (2 Кор. 13, 13), “Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего” (Тит. 3, 4-6).

Еврейское слово Елогим (Еlohim), которое находится в 1-м стихе книги Бытия, есть множественная форма слова Еl или Еlоаh. Многие видят здесь указание на множественность Лиц в Боге.

Искажения учения о Троице

Последователей христианских сект, не принявших учение о Святой Троице, называют антитринитариями.

Римская Церковь к началу XI века приняла учение об исхождении Святого Духа “и от Сына” (лат. Filioque, см. подробнее Филиокве), что явилось одной из главных причин откола западных христиан от Православия и образования Римско-католической церкви.

Иконография

Иконографическая традиция изображения Троицы, в первую очередь, отражает несколько библейских эпизодов, из которых широко распространены Предвечный совет и Гостеприимство Авраама, реже упоминаются явление Троицы Александру Свирскому и Святая Живоначальная Троица с деяниями [3]

Большой Московский собор 1666-1667 гг. запретил изображать Бога Отца (43 глава). Это касалось распространённых в то время иконописных сюжетов:

    Шестоднев – “образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща”; Отечество или Новозаветная Троица – “образ Саваофа в лице мужа престарелого и единородного Сына Божия во чреве Его и между ними Духа Святого в виде голубя”; “Благовещение с Богом Отцом, дышащим из уст”.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

20 июня Православная Церковь празднует день Святой Троицы. В преддверии праздника мы решили разобраться в самых частых вопросах о самом, возможно, сложном христианском догмате — догмате о троичности Бога.

В скольких Богов верят христиане?

Если коротко: христианская Церковь верует в одного Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах.

Теперь чуть подробнее.

Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.

Каждое из Лиц есть Бог во всей Своей полноте, весь Бог, целиком. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей полнотой власти, всей славой и т. д. Любое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, так что православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельных Лица, а не три, скажем, «маски», которые попеременно надевает и в которых являет Себя Божество.

О троичности Бога говорится в Символе веры — ключевой вероисповедной формуле, утвержденной на двух первых Вселенских Соборах в 325 и 381 годах по Р. Х. Когда мы произносим Символ веры, то исповедуем веру «во Единого Бога Отца Вседержителя… и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… и в Духа Святого, Господа животворящего…».

Бог один, но троичен — разве можно это понять обычному верующему, а не богослову?

Чтобы помочь верующим приблизиться к пониманию тайны Святой Троицы, отцы Церкви предлагали аналогии из нашего, земного мира. Например, Григорий Богослов приводил примеры с солнцем, его светом и теплом, а также с водным источником, потоком и рекой; Василий Великий — с радугой, разделенной на полосы разного цвета; блаженный Августин — с человеческим умом, мыслью и словом; Дионисий Ареопагит — с тремя свечами, дающими единый свет. Но ко всем подобным «иллюстрациям», заимствованным из земного мира, нужно относиться как к очень несовершенным метафорам, понимая, что они неточно описывают отношения трех Божественных Лиц и не позволяют по-настоящему проникнуть в тайну Троического бытия.

Почему догмат о Троице так важен для христиан?

Если говорить совсем просто — потому, что он служит основанием христианского взгляда на мир, на то, что является движущей силой и смыслом нашей жизни.

Из Евангелия мы знаем: Бог есть любовь (1 Ин 4:8). Любовь — не просто одна из характеристик Бога, не просто Его отношение к сотворенным существам, а ключевой принцип Божественного бытия. Бог есть любовь всегда, Он был любовью еще до того, как сотворил мир, и останется любовью после того, как земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10). Существование мира — вовсе не обязательное условие для того, чтобы Бог был любовью. Он есть любовь уже Сам по Себе.

Но в любви всегда есть как минимум две стороны, любящие друг друга. И, если Бог действительно есть любовь, Он не может быть замкнутой в Самой Себе Личностью, как полагал, например, знаменитый философ и ученый Готфрид Лейбниц. Он должен быть по крайней мере Двоицей.

Нам привычна и понятна ситуация, когда двое любят друг друга. Но о Боге Священное Писание говорит нечто гораздо менее понятное: Он есть Троица и Он же есть любовь.

Может быть, нам будет немного легче в этом разобраться, если мы посмотрим на семью, в которой есть отец, мать и ребенок. Мать и отец любят друг друга, но не замыкаются друг на друге целиком, а щедро делятся этой любовью с третьим — ребенком (или с детьми, если их несколько).

Случается, что у супружеской пары нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то третьего, будь то приемный ребенок, пожилые родители или даже какой-то посторонний человек, нуждающийся в помощи (именно так, раздавая себя нуждающимся, жили, например, бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга Елизавета Федоровна).

Конечно, отношения между людьми нельзя впрямую проецировать на Божественную реальность. И все-таки пример с семьей показывает, что у подлинной любви не может быть «третьего лишнего».

«Триединство подразумевает равноправие более чем двоих, оно делает любовь совершенной», — подчеркивает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

«Совершенная любовь есть парадоксальное единство двух фактов: с одной стороны, существования нескольких «Я», Которые любят Друг Друга, оставаясь раздельными, и, с другой стороны, высочайшей степени единства между Ними, — писал в XX веке известный румынский богослов протоиерей Думитру Станилоэ. — Не может быть никакого иного обоснования для любви в мире, ни иной цели существования мира, кроме существования совершенной вечной любви. Любовь в мире предполагает в качестве своего источника и цели вечную совершенную любовь между несколькими Божественными Лицами».

Исчерпывающим образом объяснить, почему Бог троичен, мы, конечно, никогда не сможем: человеческому разуму не постигнуть тайну Божественного бытия. Богословы всего лишь пытаются описать отношения трех Ипостасей теми словами, которые имеются в их распоряжении, и понять, что из этого следует для Церкви и для каждого христианина.

О Духе Святом в Библии говорится намного меньше, чем об Отце и Сыне. Что мы все же можем о Нем сказать?

Дух Святой как Ипостась Святой Троицы для нас, очевидно, непознаваем. Зато Он познаваем как Тот, Кто действует в Церкви, совершает в ней таинства, приобщает верующих к Божественной благодати. «Когда мы говорим о духовности (в подлинно христианском смысле этого слова), то имеем в виду именно прикосновение к благодати Святого Духа», — обращает внимание протоиерей Максим Козлов.

Благодать эта, конечно, та же самая, что и благодать Сына и Отца, просто достигает она нас в Ипостаси Духа Святого.

В Библии, кажется, совсем немного мест, на которые можно твердо опереться, утверждая, что Бог есть Троица?

Места, в которых говорится о Боге-Троице, все-таки есть — и в Новом Завете, и в Ветхом. Их действительно не так много, но это не значит, что у нас должно быть к ним меньше доверия, ведь истинность тех или иных положений христианского вероучения определяется не только количеством подкрепляющих их библейских цитат. Апостол Павел говорит: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16). А значит, одно-два упоминания в тексте Священного Писания уже вполне могут оказаться весомым аргументом.

В Ветхом Завете мы находим большей частью неявные указания, как бы намеки на то, что Бог триедин. Такой намек есть уже в самой первой строчке книги Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). В еврейском оригинале здесь использовано слово «Элохим» — дословно это значит «Боги», форма множественного числа от «Элоах» (Бог). А вот глагол «сотворил» («бара») стоит в единственном числе. Это уже похоже на подсказку: Бог и един, и множественен одновременно.

В той же книге Бытие есть один весьма красноречивый эпизод, получивший в библеистике наименование «гостеприимство Авраама». Он описывает случай явления Господа ветхозаветному праведнику Аврааму при дубраве Мамре в виде трех мужей (Быт 18). Авраам принимает Троих — и обращается к Ним единым именем «Господь». Именно это явление Господа изображено на иконах Святой Троицы, в том числе и на «Троице» преподобного Андрея Рублева.

Кроме того, говоря о ветхозаветных указаниях на троичность Бога, богословы обычно указывают на одно из видений пророка Исайи: вокруг престола Божия летают серафимы (особый чин ангелов) и прославляют Бога троекратным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3).

А что говорится о Троице именно в Новом Завете?

В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три.

И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

Есть, впрочем, достаточно весомые аргументы и в пользу подлинности этого стиха, замечает доктор теологии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале — старолатинском переводе Библии, выполненном во II-III веке с греческого оригинала. Содержится этот стих и во многих сирийских и армянских древних манускриптах. В середине IV века на него ссылался святитель Афанасий Великий, а несколько позже — святитель Григорий Богослов.

Не исключено, что из греческих рукописей эти строки исчезли стараниями ариан, предполагает отец Олег. Арианами назывались последователи александрийского еретика Ария, который считал Иисуса Христа не Богом, а лишь высшим из Божиих творений. Несколько десятилетий IV века ариане играли главенствующую роль в той части Церкви, которая располагалась в восточной Римской империи, в том числе на территориях Греции и нынешней Турции. На Западе же арианская ересь никогда не имела серьезной поддержки. Возможно, именно поэтому в старом латинском переводе Библии и в тех переводах, которые выполнялись с латинского, строчки о «трех небесных Свидетелях» сохранились.

И это всë, что есть о Троице в Новом Завете?

Нет, далеко не всë. Мы поговорили только о прямых новозаветных указаниях на троичность Бога. А есть и много косвенных, но не менее важных.

Например, во всех Евангелиях говорится о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан, во время которого произошло уникальное событие — явление всей Святой Троицы. В виде белого голубя на Иисуса Христа сошел Дух Святой, а с небес возгремел глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). В честь этого события Церковь установила особый праздник, который так и назвала — Богоявление (или Крещение Господне), а в его тропаре — особом песнопении, объясняющем значение празднуемого события, — провозгласила: «Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истинность этого слова» (русский перевод церковнославянского текста).

Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах.

Во время прощальной беседы с учениками Господь Иисус Христос называет Духа Святого другим Утешителем, Который пребудет с апостолами вовек и научит… всему (Ин 14:16, 25). Этим же словом παράκλητος (в данном случае переведенном как «Утешитель») Христос несколько ранее назвал Самого Себя.

В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4).

Для апостола Павла выражения «храм Божий» и «храм Духа Божия» — синонимы: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16).

Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа.

Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)…

Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету.

Вспомним хотя бы притчу о Страшном суде, в которой Сам Христос, именующий Себя Сыном Человеческим, восседает на престоле славы, оказывается Судией всех народов и Повелителем ангелов (Мф 25:31–46). Вспомним фрагмент Евангелия от Луки, когда Спаситель исцеляет десять прокаженных и, удивляясь, что только один из них вернулся поблагодарить Его, произносит: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк 17:17–18). Вспомним, наконец, апостола Павла, который пишет галатам, что Евангелие, которое он благовествует, не есть человеческое, ибо он принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1:11–12), колоссянам — что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9–10), и римлянам — что Христос есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5).

Получается, чтобы вывести из Библии учение о Троице, надо соединять друг с другом выдержки из разных книг, да и само слово «Троица» придумать… Нет ли здесь натяжки? Не «додумываем» ли мы за авторов Священного Писания?

Действительно, сам термин «Троица» в Священном Писании отсутствует. Судя по всему, впервые его использовал, говоря о Боге, святой Феофил Антиохийский, живший в середине II века по Р. Х.

Но учение о Троице — далеко не единственное, вызывающее подобные затруднения. И в IV столетии, когда христиане заговорили о «единосущии» Лиц Пресвятой Троицы, и в V веке, когда отцы Халкидонского Собора сформулировали учение о «неслитном, нераздельном, неразлучном и неизменном» единении человеческой и Божественной природ в воплотившемся Сыне Божием, возникали сомнения: а вправе ли богословы использовать понятия, которых — в буквальном смысле — нет в Священном Писании?

«Это серьезное затруднение для той части протестантов, которых принято называть фундаменталистами: нет в Библии — значит, так нельзя и сказать, — говорит протоиерей Максим Козлов. — Но мы исходим из того, что церковное Предание — такой же источник Божественного Откровения, как и Священное Писание. И критерий истинности Предания — непротиворечие зафиксированных в нем догматических формулировок библейскому тексту. Не буквальное соответствие, а именно непротиворечие. Если мы будем руководствоваться этим принципом и одновременно помнить, что Церковь есть Тело Христово и всë мистически глубокое в ее истории совершается Духом Святым, — тогда не менее важное значение для нас приобретут свидетельства первых христианских авторов — богословов, мучеников, отцов и учителей Церкви. А для них учение о троичности Бога было недискуссионным уже во II-III столетии».

В богословских спорах последующих эпох оттачивалась точность формулировок, обсуждалось, какие именно места Священного Писания указывают на троичность Бога, но сам принцип триединства Божия Церковь не подвергала сомнению никогда. Это один из немногих вопросов, по которым у православных, католиков и протестантов никогда не было разногласий.

Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова и проректора Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиерея Николая Емельянова.

Святая Троица

Святая Троица в православии

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В. Н.Лосский говорит: «Апофа – тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро – и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В. Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

Фильмы о Святой Троице

Уроки православия. Святая Троица

Как я понимаю 10 заповедей

Люди, призывающие каждого человека жить по десяти заповедям, как правило сами этих заповедей толком не знают. Политеисты (индусы, буддисты и т. д.) и атеисты не могут принять первую и вторую заповеди. Все ветхозаветные заповеди должны признавать христиане и иудеи, а также, в определенной степени, мусульмане, признающие Моисея (Мусу) пророком. Но и здесь нет единого понимания заповедей, даже среди верующих одной конфессии. И это нормально. Даже современникам, говорящим на одном языке одни и те же вещи следует объяснять по-разному, в наиболее доступной для конкретного человека форме. Часто определенная форма заслоняет и выхолащивает содержание. (Лично для меня это достаточно «больной вопрос»: я говорю об одном, а меня понимают совсем по-другому. С такими проблемами сталкиваюсь не только я, но и другие, далеко не глупые, люди.) Форма заповедей, ясная и понятная три тысячи лет назад небольшому патриархальному обществу, в другую эпоху утратила ясность. Мы читаем заповеди не на языке оригинала, а в переводе. Об этом тоже нельзя забывать… Я попытаюсь в меру разумения прокомментировать заповеди с позиций православного христианина. Хотя многие из тех, кто считает себя православными, далеко не во всем со мной согласятся.
Я уверен в том, что Православие требует от человека иметь личную позицию по многим вопросам, а не дает на всё готовые ответы. Те, кто это отрицают, не знают Православия, не понимают его, и часто за «православную истину» выдают собственное невежественное мнение. Конечно, в этом можно обвинить и меня самого. На это могу ответить, что я не претендую на абсолютную истину и знаю, что могу ошибаться Но иногда лучше искренне ошибаться, чем не иметь своего четкого взгляда на спорные вопросы…

Первая заповедь: Я ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА; ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ ПЕРЕД ЛИЦОМ МОИМ.
Это главная заповедь, являющаяся основой для всех остальных.
Почему нельзя воровать, клеветать, прелюбодействовать, если это выгодно и нет видимой опасности? Потому, что поступая так человек нарушает не субъективные принципы, а Божью Волю и несет за это ответственность перед Богом. Принимая первую заповедь, нужно признать и остальные, независимо от сиюминутной выгоды.
Но кто такой Бог? Что мы о Нем знаем, точнее, что знали о нем древние иудеи?
Люди знали и знают о Боге очень мало. (Только невежды не понимают это.) А имеющиеся знания, как правило, сильно искажены. Древние евреи знали, что Бог – это высшее сверхестественное существо, личность, для которой люди не безразличны. Бог различает «хорошее» и «плохое», «добро» и «зло»; хочет, чтобы люди стремились к хорошему, к добру. В дохристианском мире большего о Боге не знали. (И сейчас этих знаний для многих людей было бы вполне достаточно, но знаний лично и глубоко пережитых, а не воспринятых поверхностно. Об этом прекрасно сказано у Н. С. Лескова в рассказе «На краю света».) К этим знаниям многое было добавлено человеческой фантазией и человеческой жестокостью. (На вопрос о том, почему так происходит я постараюсь ответить в конце заметок.) Об этом Боге и говорится в первой заповеди.
…Иудеи, мусульмане и большинство атеистов считают, что, исповедуя учение о Троице, христиане нарушают первую заповедь, отказываясь от единобожия. То, что утверждение «три есть одно» не противоречит формальной логике, а следовательно и учение о Троице не противоречит утверждению о том, что Бог един, было доказано академиком Б. В. Раушенбахом лишь в конце двадцатого века. Но и до этого многие люди понимали, что на свете есть много непонятного, загадочного и таинственного, формальная логика имеет ограниченную сферу действия и далеко не всё можно втиснуть в рамки житейского «здравого смысла». Например современная физика элементарных частиц изучает явления, противоречащие логике и нашим повседневным представлениям о физических явлениях. А Бог «сложнее» элементарных частиц.
Но главное, конечно, не в «количестве». Человек должен понимать, что нельзя жить по принципу «куда хочу – туда ворочу», что над ним есть высшая нравственная сила. И в этом смысле, бывает, что люди, формально отрицающие первую заповедь, соблюдают её строже, чем верующие…

Вторая заповедь: НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ КУМИРА И НИКАКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОГО, ЧТО НА НЕБЕ ВВЕРХУ, И ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, И ЧТО В ВОДЕ НИЖЕ ЗЕМЛИ, НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ, ИБО Я ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, БОГ РЕВНИТЕЛЬ, НАКАЗЫВАЮЩИЙ ДЕТЕЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО РОДА, НЕНАВИДЯЩИХ МЕНЯ И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ ДО ТЫСЯЧИ РОДОВ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.
Часто вторую заповедь толкуют иносказательно. «Не сотвори себе кумира», значит не делай себе объектами поклонения людей (политиков, знаменитых артистов или певцов), богатство, государственную власть, науку, свою работу или что-нибудь другое, вместо Бога. Такое понимание заповеди вполне обоснованно, аллегорически Библию толковали задолго до крещения Руси. Некоторые места в Библии вообще не следует понимать буквально. Но в данном случае первоначально заповедь, несомненно, воспринималась в буквальном смысле. И здесь с моей стороны было бы лукавством обойти стороной вопрос о почитании икон.
Религия Ветхого Завета и Христианство – это всё-таки разные религии. В древности соседи евреев «кумирам» (или идолам) не только поклонялись, но и приносили им человеческие жертвоприношения. Многие люди не воспринимали различия между сверхъестественными существами и их изображениями. Против этого и была направлена вторая заповедь. Богу не нужны человеческие жертвы. Бог невидим для людей, любое его изображение только вводит людей в заблуждение. Хотя в Библии есть места, где Бог показан человекоподобным, но это сказочные элементы. Людям, в том числе и современным, нужны сказки. Попытка создать изображение Бога закрепила бы в сознании людей такие сказочные представления в качестве истины. Вторая заповедь этому противодействовала.
Пришествие Иисуса Христа изменило положение дел. Невидимый Бог стал видимым конкретным человеком, принял земной человеческий облик. Это является главным основанием для пересмотра второй заповеди. Почитание икон было принято всеми христианами, не смотря на жестокое противоборство со стороны ряда византийских императоров. Но неправильно думать, что буквальное понимание второй заповеди христианами отменено полностью. Почитать следует не материальное вещество, из которого сделаны иконы, а первообразы, изображенные на них. В противном случае люди возвращаются к идолопоклонству.
Явным нарушением второй заповеди являются живописные изображения Бога-Отца в виде Старца. Православный священник о. С. Желудков с горечью писал: «Вспоминаю живопись в куполе московского храма Христа Спасителя: моложавый старикан с красными губами, с раздвоенной бородкой и кучерскими кудрями, в ночной рубахе… Образец пошел по России, я видел его потом много раз в провинциях. Какое кощунство!» (Заметки о. С. Желудкова были изданы на Западе в 1973 году и имели отклики в церковной среде. Позднейшее восстановление храма Христа Спасителя проводилось в максимально точном соответствии его виду до разрушения.)
Меня также очень смущает такое явление, как «мироточение» икон, «плачущие иконы». Некоторые люди говорят и пишут об этом с восторгом, как о великом чуде. Я верю в чудеса. (Если под чудом понимать явления, «механизм действия» и закономерность возникновения которых мы не можем объяснить, то отрицать возможность чудес глупо даже для закоренелого материалиста.) Но «величия» в этом явлении не чувствую. И почитают люди, при этом, скорее вещество икон, а не первообразы. Пишут о мироточении в основном новообращенные журналисты, а серьезные богословы этот вопрос игнорируют. Атеисты считают это просто жульничеством. Конечно, жуликов хватает и в церкви и вне её, но здесь вопрос сложнее. Еще в детстве я читал о том, что с таким явлением иногда сталкиваются реставраторы, но не помню, как это объяснялось. А в последние годы по этому вопросу не нашел ничего, заслуживающего доверия. (Да в конце концов, это не так уж и важно. Если бы вопрос о формальном соблюдении второй заповеди был самым болезненным вопросом в жизни современной церкви – я бы этому очень радовался.)
В текст второй заповеди включены также слова, непосредственно не относящиеся к её конкретному содержанию, но требующие осмысления: «Я ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, БОГ РЕВНИТЕЛЬ, НАКАЗЫВАЮЩИЙ ДЕТЕЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО РОДА, НЕНАВИДЯЩИХ МЕНЯ И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ ДО ТЫСЯЧИ РОДОВ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.» С точки зрения патриархальной морали времен Моисея это представлялось справедливым и правильным. Я же уверен, что эта формулировка создана по жестокосердию человеческому. В этих словах нет истины о Боге, но есть истина о человеческой истории. Очень часто люди пользуются благами, созданными трудом минувших поколений и страдают по причинам, истоки которых заключены в прошлом. Исторических примеров этому очень много, и необходимо помнить о том, что наши дела отразятся на жизни наших потомков…

Третья заповедь: НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЯ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, НАПРАСНО, ИБО ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ БЕЗ НАКАЗАНИЯ ТОГО, КТО ПРОИЗНОСИТ ИМЯ ЕГО НАПРАСНО.
Сейчас стало модным, грубо говоря, болтать о Боге. Люди называющие себя верующими ссылаются на Бога по поводу и без повода. В результате обесценивается понятие «Бог» и для тех, кто говорит, и для тех, кто слушает подобные разговоры. И многие не понимают, что это плохо. Но заповедь говорит, что это плохо настолько, что заслуживает наказания.
По форме заповедь носит чисто религиозный характер, но в ней заключен и более широкий смысл, приемлемый даже для неверующих. (Еще в школе я наизусть учил стихи В. В. Маяковского: «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платья…») О важных вещах нужно говорить с осознанием ответственности за свои слова…
Выполнять третью заповедь, вроде бы, и не сложно, но на деле её буквальный и переносный смысл постоянно нарушают и верующие и неверующие. Наверное, за последние три тысячи лет человечество не намного стало лучше и мудрее…

Четвертая заповедь: ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ СВЯТИТЬ ЕГО; ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ [В НИХ] ВСЯКИЕ ДЕЛА ТВОИ, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – СУББОТА ГОСПОДУ, БОГУ ТВОЕМУ: НЕ ДЕЛАЙ В ОНЫЙ НИКАКОГО ДЕЛА НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ [ВОЛ ТВОЙ, НИ ОСЕЛ ТВОЙ, НИ ВСЯКИЙ] СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЛЕЦ, КОТОРЫЙ В ЖИЛИЩАХ ТВОИХ; ИБО В ШЕСТЬ ДНЕЙ СОЗДАЛ ГОСПОДЬ НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ И ВСЕ, ЧТО В НИХ, А В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ПОЧИЛ; ПОСЕМУ БЛАГОСЛОВИЛ ГОСПОДЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО.
Современного читателя может смутить упоминание в заповеди рабов и рабынь. Но не трудно понять, что формулировка заповедей предназначена прежде всего для людей определённой эпохи. Заповеди не требуют от человека невозможного. Способ ведения хозяйства нельзя изменить произвольно. Форма рабства, существовавшая во времена Моисея, возникла объективно, и при определённых условиях была неизбежна. Да и сами рабы отличались от тех, что были в Римской империи и на плантациях юга США. Да и от крепостных крестьян в России первой половины 19-го века жизнь ветхозаветных рабов тоже отличалась в лучшую сторону. Надсмотрщиков или холуёв, как у богатых помещиков, в Моисеевом обществе ещё не было. Сильный государственный аппарат интересы верхушки общества не защищал. Рабы работали вместе с господами и питались вместе. Так называемое «патриархальное рабство» очень сильно отличалось от «классического». Отказаться от рабства совсем патриархальное общество не могло, а заповеди были реально выполнимыми…
В четвертой заповеди есть как бы два уровня. Есть люди, которые готовы замордовать работой и себя и своих близких, а заповедь провозглашает «право на отдых» хотя бы один день в неделю. Но отдыхать можно по-разному. Часто люди в выходные дни тратят время впустую, никчемно. По заповеди просто не работать – мало. «Святить» что-то, это отделять от обыденности. Хотя бы один день в неделю следует подняться над повседневностью, задуматься о Высшем. И не так уж важно, какой именно это день по календарю. Поэтому я считаю, что четвертая заповедь по духу своему, по сути своей важна для всех, а не только для монотеистов. А против поклонения форме в ущерб содержанию много раз предостерегал Иисус Христос. И ещё Он говорил, что добрые дела следует делать в любой день, в том числе и в субботний…

Пятая заповедь: ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, [ЧТОБЫ ТЕБЕ БЫЛО ХОРОШО И] ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ.
Родителей нужно беречь, быть к ним внимательными, стараться не обидеть их чем-нибудь, не допускать пренебрежения или высокомерия. Нарушением пятой заповеди являются жестокость и равнодушие по отношению к родителям. Но полное подчинение себя родительской воле не является требованием пятой заповеди. Каждый человек в чем-то может ошибаться, в том числе и родители по отношению к детям. Человек несовершенен и между детьми и родителями бывают конфликты. Отстаивая свою позицию следует быть тактичным и деликатным…

Шестая заповедь: НЕ УБИВАЙ.
На основании шестой заповеди члены некоторых сект отказываются служить в армии, отвергают убийства ради защиты чужой жизни, даже жизни детей, если им угрожают преступники. К подобной точке зрения склонялся и Лев Толстой…
Но есть и другие факты. Древние евреи признавали смертную казнь, участвовали в войнах, поднимали вооруженные восстания. Немало воинов было среди первых христиан… И многие из этих людей за веру жертвовали своей жизнью. О современности и средневековье говорить не будем, но как относиться к древним мученикам за веру? Можно ли скоропалительно утверждать, что все они нарушали шестую заповедь? Или они неправильно её понимали, а вот Лев Толстой понимал правильно?
На этот вопрос достаточно удовлетворительный ответ дают филологи. В древнееврейском и древнегреческом языках убийство в гневе или в корыстных целях, то есть убийство как преступление, обозначалось одним глаголом, а исполнение смертной казни, убийство в бою врага, или убийство в целях самозащиты или защиты чужой жизни, называлось другим словом. Шестая заповедь говорит именно об убийстве, как нравственном и уголовном преступлении. А крайние сектанты исполняют не заповедь, а не совсем точный перевод…
Следует хотя бы кратко сказать об абортах, как нарушении заповеди «Не убивай». Здесь наиболее убедительно позицию Церкви поддерживают данные современной эмбриологии и медицины. А те, кто отказываются рассматривать аборты с религиозной и нравственной точки зрения, и от научных фактов попросту отмахиваются.

Седьмая заповедь: НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ.
Не развратничай, не изменяй жене, не блуди с чужой женой, не совращай малолетних.
Ни одна заповедь не вызывает столько попыток оправдать её нарушение. Заповедь, нарушением которой многие хвастаются. (Это, наверное, даже хуже, чем прелюбодеяние само по себе.) Способность волевым усилием воздержаться от исполнения физиологических желаний и умение признать отсутствие такой способности недостатком входят в число качеств, отличающих человека от скотины. Что можно сказать об обществе, в котором люди этого не понимают?

Восьмая заповедь: НЕ КРАДИ.
Понятие «кража» в данном случае не сводится к формально-юридическому значению этого слова. Любое не праведное, не честное присвоение материальных богатств является нарушением восьмой заповеди. И гнев против нарушителей восьмой заповеди является праведным гневом.

Девятая заповедь: НЕ ПРОИЗНОСИ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕГО ТВОЕГО.
Не сплетничай. Не клевещи. Не пересказывай непроверенную информацию об окружающих. Остерегайся оговорить честного человека или «разрекламировать» мошенника. Не делай поспешных выводов о людях. Не говори о других безоговорочно то, в чем не можешь окончательно убедиться…
Я поражаюсь, с какой легкостью эта заповедь нарушается в среде православных верующих. Много раз доводилось слышать, к примеру, о том, что о. Александр Мень был отлучен от Церкви. Такие слухи распространяют обычно священники. В церковной литературе очень часто можно встретить различные небылицы об инаковерующих…
Девятую заповедь никто не ставит под сомнение, но нарушают её воистину с легкостью необыкновенной…

Десятая заповедь: НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО ТВОЕГО; НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, НИ ПОЛЯ ЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ ВОЛА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО, НИ ВСЯКОГО СКОТА ЕГО, НИЧЕГО, ЧТО У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО.
Не желай чужого, довольствуйся своим, не завидуй материальному достатку окружающих. Зависть духовно уродует человека. Очень часто приходится слышать, как люди в разговорах демонстративно нарушают десятую заповедь и это не рассматривается окружающими, как нечто постыдное…

ИВАНОВА ГОРА

ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЦЕРКОВНЫЙ КОМПЛЕКС « ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ. ХРАМ ПРОРОКА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА В СЕЛЕ ИВАНОВА ГОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ »

Храм нуждается в восстановлении. Любая помощь будет принята с благодарностью.
Банковские реквизиты:
    Банк получателя: ПАО Сбербанк БИК 044525225 К/с 30101810400000000225
    Получатель: РО«Подворье Патриарха Московского и всея Руси, храм Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна в селе Иванова гора, МО, РПЦ (Московский Патриархат)» ИНН 5077013690 КПП 507701001 Р/сч 40703810440400100153 (в платежном поручении в назначении платежа можно указать «Перечисление на уставную деятельность» или «Пожертвование») НДС не облагается
Февраль 2019Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« ЯнвМар »
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

ПОДГОТОВКА К ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЮ. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО 10 ЗАПОВЕДЯМ

Начинать следует с молитвы, затем вспомнить, чем согрешили против Бога и ближних. Лучше всего испытывать свою совесть по десяти заповедям Закона Божьего. Стоит подумать и, возможно, даже записать все на листе бумаги, чтобы во время исповеди не растеряться и ничего не забыть, чем нарушили:

– первую заповедь : «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Грехи против этой заповеди – маловерие, неверие, гордыня, борьба за власть, злая ревность, карьеризм, самонадеянность, самолюбие, хвастовство, зависть, доверие гороскопам, лечение у колдунов и экстрасенсов, участие в сектантских и раскольнических молитвах.

– вторую заповедь : «Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи ему».
Грехи: человекоугодие, лесть и неискренность в отношении с начальством, сребролюбие, гадание, вызывание духов, чрезмерное и пристрастное увлечение интернетом, компьютерными играми, телевизором, кумирами музыки и спорта, праздное провождение времени.

– третью заповедь : «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».
Грехи: праздные разговоры в храме, кощунство, божба, употребление нецензурных слов, чертыханье, нарушение обещаний, данных Богу, пренебрежение чтением утренних и вечерних молитв, изучением Библии и творений святых отцов Церкви.

– четвертую заповедь : «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему».
Грехи: пропуск воскресных и праздничных богослужений, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов.

– пятую заповедь : «Почитай отца твоего и мать твою».
Грехи: непослушание и оскорбление родителей, непочитание и непоминовение их на молитвах, озлобление и ропот на власть, начальство и священство, непочтение к старшим и учителям, неприглашение священника к родным для исповеди и причастия их перед смертью, похороны родных без чтения Псалтыри и отпевания священником.

– шестую заповедь : «Не убивай».
Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, колкие слова, драки, ненависть, обиды, злопамятство, раздражительность.

– седьмую заповедь : «Не прелюбодействуй».
Грехи: супружеские измены, секс до брака, просматривание порнографических фильмов, блудные прикосновения, разжжения и мечтания, рукоблудие, содомский грех.

– восьмую заповедь : «Не кради».
Грехи: грабёж, воровство, мошенничество, ростовщичество, скупость.

– девятую заповедь : «Не произноси ложного свидетельства».
Грехи: ложь, клевета, сплетни, осуждение, лжесвидетельство, предательство, обман.

– десятую заповедь : «Не желай чужого».
Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот, неблагодарность.

Если Вы раскаялись в этих грехах, то нужно приготовиться к Святому Причастию, когда под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христа для соединения в любви с Богом и ближними и наследования вечной жизни.

Причастие совершается утром во время Литургии. Чтобы достойно причаститься, должно подготовить себя постом (обычно три дня) и молитвой. Во время поста обязательно следует со всеми помириться, стараться больше молиться, читать Библию, не есть яиц, мясных и молочных продуктов, воздерживаться от интимных отношений.

Накануне Причастия вечером необходимо поучаствовать в вечернем богослужении и исповедоваться в грехах (иногда из-за дальности расстояния к храму или по болезни исповедуются утром).

Во время подготовки надо прочитать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю и «Правило ко Святому Причащению». Все эти тексты есть в книге «Молитвослов».

Кроме того, в день Причастия с полуночи не следует ни есть, ни пить. С утра прийти, не опаздывая, на службу и во время Литургии благоговейно подойти к Святой Чаше. После Причастия выслушать в храме или самому прочитать дома по «Молитвослову» благодарственные молитвы.
Духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук).

Оцените статью
Добавить комментарий