Триодь Цветная

Триодь Цветная

Триодь цветная: Антипасха: история, описание действия, значение

Триодь Цветная – неотъемлемая часть пасхального цикла и такая же важная, как Триодь Постная.

Обе Триоди составляют единое целое. Связывает их, прежде всего, Пасха.

Раньше эта книга издавалась одним томом и называлась она “Триодион”.

Позже книга была разделена на два тома: Постную Триодь и Цветную.

Название “Триодиона” происходит от трехпесенных канонов (слов «три» и «ода»-песнь), которыми отличается эта книга от Октоиха – основной богослужебной книги.

Весь период, в течение которого Церковь использует Триодь, поются каноны, состоящие из трех (реже – четырех) песен.

Но Цветной Триоди, на мой взгляд, меньше повезло, чем Постной. Про Постную Триодь и Великий Пост сказано и написано очень много и подробно. И не только с точки зрения богослужебной, но и богословской, потому что каждая неделя Великого Поста несет большую богословскую нагрузку.

Цветная Триодь до патриарха Никона начиналась с Лазаревой субботы, фактически – с Цветоносной или, как привычней и понятней, с Вербной недели. Это было логично, т. к. Великий пост заканчивается в пятницу, а суббота и Воскресение к Великому Посту уже не относятся.

В старообрядческой церкви этот порядок сохраняется до сих пор: Триодь делится именно так: до Лазаревой – Постная, после Лазаревой – Цветная Триодь. Никоновская реформа изменила порядок: Цветная Триодь стала начинаться с Пасхи, что несколько исказило название Триоди.

Но, тем не менее, ясно, что Постная Триодь относится к предпасхальному периоду, Цветная – к постпасхальному. И тот и другой периоды симметрично отражают друг друга. Великий Пост вместе со Страстной седмицей длится семь недель, период Цветной Триоди тоже семь недель.

Постная Триодь имеет середину, отмечаемую Крестопоклонной неделей, Цветная тоже имеет середину, которая отмечается Господским праздником Преполовение. Он длится целых восемь дней, как большие двунадесятые праздники.

Постная Триодь заканчивается самым большим праздником церковного года – Пасхой, Цветная – вторым по значимости праздником – Пятидесятницей, которая считается Днем рождения Церкви и началом домостроительства Духа Святого.

На Великий Пост приходится Благовещение, на Цветную Триодь другой большой праздник – Вознесение Господне, которым заканчивается период домостроительства Господа Иисуса Христа.

Постная Триодь начинается с подготовительных недель, Цветная – заканчивается эпилогом:

Неделей всех святых, в земле Российской просиявших.

После этого наступает Петровский пост и клирос возвращается к обычной службе по основной богослужебной книге – Октоиху.

В ней недели расположены строго по дням недели – от понедельника до воскресения и каждая неделя имеет свой глас. Всего гласов восемь, что и дало название Октоиху (октава – восемь). Это период неподвижных богослужений, привязанных к Рождеству. Он длится весь остальной год вплоть до подготовительных к Великому Посту недель.

Пасхальный цикл живет по особым правилам богослужения: более напряженным, более духовно насыщенным, более продолжительным, более строгим. Великопостные службы сохранили древние богослужебные традиции, которые мало изменились и сегодня. Этот период называется периодом богослужений подвижных дней года, потому что строго привязаны к Пасхе.

Период Цветной Триоди является постепенным и медленным спуском вниз, к обычному богослужению, более подверженному изменениям под влиянием времени и особенностей местных обычаев.

Как в Великопостный период мы поднимаемся по ступенькам к вершине года и духа, медленно и с остановками, так и спускаемся вниз мы тоже медленно со своими остановками и постепенным возвращением с обычному порядку.

Цветная Триодь имеет шесть остановок на пути спуска – по количеству воскресений в периоде. Пасха – первое воскресение Цветной Триоди. Второе – Антипасха и третье – жен-мироносиц тоже связаны с Воскресением Христовым. Антипасха или Фомино воскресенье (в народе – Красная горка) впервые в году вспоминает Воскресение Господа, хотя по времени оно произошло позднее, чем явление Воскресшего Христа женам-мироносицам.

Но с богословской точки зрения уверение Фомы более насыщенно, более важно, поэтому оно стоит вторым после Пасхи и богослужение Антипасхи (вместо Пасхи) вновь повторяет всю Пасхальную службу, в том числе и для тех, кто не успел или не смог по каким-то причинам быть на праздничной службе в пасхальную ночь.

Рембрандт. Уверение Фомы.

Четвертое, пятое и шестое воскресения связаны с евангельскими чтениями и теми чудесами, которые Иисус творил перед Распятием. И связаны они все образом Живой воды, которой Господь исцелил слепого, предложил напоить самарянку и силой которой Он заменил Силоамский источник, исцелив расслабленного.

На четвертую седмицу приходится праздник Преполовения, на шестую – Вознесение Господне. Седьмая неделя заканчивается праздником Троицы или Пятидесятницей. С этого дня вновь начинаем петь тропарь Духа Святого «Царю Небесный».

И еще одна особенность Цветной Триоди. Этот период связан с особыми поминальными днями. Первый – Радуница, второй – Троицкая суббота – непосредственно перед праздником Пятидесятницы. Эти дни имеют очень много примет, особых обрядов и отмечаются в народе очень широко.

Троицкая неделя вся праздничная, поста нет. В понедельник отмечается Духов День, посвященный Святому Духу, а со следующей недели начинается пост Петра и Павла. Круг замыкается и мы вступает в нормальную обычную колею.

Цветная Триодь – история самой красивой книги XVI века

В православной церкви все действия священников расписаны согласно канону. За века существования сложился определённый порядок, когда и какие обряды совершать, какие тексты в какой день читать, какие петь и т. п. Все это указано в богослужебных книгах. Одна из таких полезных священнику книг — Пентикостарион, или Триодь цветная. Первая печатная версия этой Триоди была издана в нашем отечестве в 1591 году…
В первые века христианства для богослужений использовали самые почитаемые священные тексты — Евангелия, деяния и послания святых апостолов, молитвы, распределенные по времени суток, дням недели, праздникам и т. д. Но постепенно стали появляться церковно-богослужебные книги, в которых были расписаны до мелочей все составляющие части каждой церковной службы, чтобы священнику даже не нужно было думать, как её построить.

Триодион

Типикон, например, определял порядок богослужений в монастырях. Ирмологий содержал песнопения для хоров вместе с так называемыми знаками знаменного пения, которыми обозначали высоту звуков и их длительность задолго до изобретения современных нотных знаков. В Тропарионе были собраны все известные священникам формы молитв — тропари, кондаки, величания, богородичны и т.

П. В таких книгах, как Пролог, Синаксарь, Патерик, Жития святых и тому подобные, содержались тексты и поучения на все случаи жизни. А в Тропологии были собраны все воскресные и праздничные песнопения тропарно-стихирного ряда. В VII веке этот единый комплекс священных текстов распался на три: Минея, то есть тексты богослужений на неподвижные церковные праздники, начинавшиеся с Рождества Богородицы и заканчивавшиеся Успением Богородицы; Триодь, то есть тексты богослужений на праздники с плавающей датой, это были праздники пасхального круга; и Октоих с текстами седмичных, воскресных и субботних служб. На основе Триоди появилась книга Триодион.


Триодион охватывал время от Пасхи до Троицы. Особенностью Триодей было то, что служба в полном объёме проводилась только в воскресные дни, а в будни она сокращалась до трёх или четырёх песнопений, что и отражено в самом названии «триодь». Такое упрощение службы связано с сугубо византийской точкой зрения на воскресенье как на праздник праздников и торжество торжеств. Считалось, что как Христос собирает в Себе всего человека и Собою исполняет всё, ту же функцию несёт в себе и воскресная служба — она, по сравнению со службами буднего дня, более длительная и полная, то есть идеальная. И век от века Триодион становился всё полнее и полнее, учитывал всё больше мелочей. В конце концов потребовалось разбить его на две составляющие — Постную Триодь и Цветную Триодь.

Рукою святых отцов

Постная Триодь охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая Великой субботой. В будние дни использовались почти всегда только тексты самой Триоди. Исключения делались только для воскресных служб.
Основная тема Постной Триоди — страдания Иисуса Христа, предательство Его Иудой, суд Пилата и казнь на Голгофе.
Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и продолжается до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней. Цветной Триодью она именовалась потому, что до реформы Никона начало приходилось на праздник Входа Господня в Иерусалим, в Цветную неделю (в русском варианте — Неделя ваий). Иное название этой Триоди (в современном православии службы по Цветной Триоди начинаются с Пасхи) — Пентикостарион, то есть Пятидесятница. Именно столько дней проходит от Пасхи до Троицы. Основная тема Цветной Триоди — воскресение Иисуса Христа и нисхождение Святого духа на апостолов. Многие тексты этой Триоди составлены знаменитыми святыми отцами, в том числе Иоанном Дамаскином.

Издание Андроника Невежи

В Московском царстве до XVI века существовали только рукописные сборники текстов Цветной Триоди. Первые печатные книги появились только при Иване Грозном в типографии Ивана Фёдорова. Но бедному книгопечатнику пришлось бежать от опасностеи той эпохи в Литву. А в отечестве остался только его ученик Андроник Тимофеевич Невежа, которого часто записывают как «Невежин». о нём не известно практически ничего, ни года рождения, ни точной даты смерти — не то 1602 год, не то 1603 год.
Итак, в 1564 году Иван Фёдоров издал первую типографскую книгу «Апостол», и немного времени спустя ему вместе с Петром Мстиславцем пришлось бежать на запад. А книжным делом остался заведовать Андроник, который в 1568 году получил пост начальника типографии. В ней он по распоряжению царя издал «Псалтырь». На этом его московская деятельность прекратилась. Печатника перевезли вместе с типографскими досками в Александрову слободу. Следующую книгу Андроник издал в 1577 году — снова «Псалтырь».
Только после смерти царя его типография опубликовала две Триоди: Постную в 1589 году и Цветную в 1591 году. А с 1594-го по 1602 год — двухтомный «Октоих», «Часовник», «Апостол», «Минеи», «Служебник», ещё одна «Псалтырь», «Чиновник архиерейский священного служения». В голодные 1602-1603 годы Андронику Невеже было, вероятно, далеко уже за 60 лет, ведь после его смерти пост начальника типографии занял один из его сыновей — печатник Иван.
Цветная Триодь считается третьей книгой Андроника. Для совершенствования навыков у него было много времени. Изготовление первых книг было процессом длительным, печатались они на хорошей тряпичной бумаге с водяными знаками, текст дополнялся украшениями в виде красных строк, заглавных букв, виньеток, переплёт снабжался аккуратными замочками, чтобы книга случайно не раскрылась. Эта Триодь была, очевидно, заказана, как и Постная Триодь, недавно вступившим в должность патриархом Иовом. Считается, что это одна из самых красивых московских книг XVI века.

Масштаб впечатляет

12 лет потребовалось Андронику Невеже, чтобы избавиться от клише, по которым он верстал псалтырь за псалтырью. Самое важное в его Триодях то, что они не были псалтырями! Правда, учёные клирики того времени упрёками Андроника, что он весьма соответствует своему прозванию, поскольку в его книгах они находили массу неточностей и несуразиц. Но большинство претензий к нему было высказано уже постфактум, в XVII веке, после Смутного времени.
Для конца XVI столетия издание Триодей имело большое значение. Они разошлись, действительно, по всем городам и весям. И очень способствовали единообразию церковных канонов. Печатное дело в тогдашней Москве велось при Андронике достаточно оперативно: книга готовилась и издавалась за пару лет. Тиражи для того времени были большими. Известно, что тираж первого «Апостола», составлял от 600 до 2000 экземпляров. Триодей было издано, вероятно, не меньше. Во всяком случае о том, что издание Андроника было массовым, говорит число сохранившихся экземпляров: Постной Триоди осталось 39 штук, Цветной Триоди — 31 штука. А ведь сразу после издания книг в Московском царстве настали тяжёлые времена, шли военные действия, полыхали пожары, потом началась жёсткая церковная чистка — и теперь уже горели костры из объявленных еретическими книг.
В рукописи «Сказание известно о воображении книг печатного дела» есть строки, посвящённые мастеру Невеже: «После тех мастеров Иоанна и Петра (Фёдорова и Мстиславца, — прим, авт.) стал мастером ученик их Андроник Тимофеев сын, по прозвищу Невежа, с товарищами, и также царским повелением велено ему издавать книги в печатном виде в царствующем граде Москве и раздавать по всем городам во всей России… А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло дело крепко и без помех бесперебойно, как непрерывная вервь».

Как мужчине и женщине понять друг друга. Краткий мануал.

Женщине понять мужчину очень просто: нужно просто выбросить из головы все лишние, милые женскому сердцу детали, и посмотреть прямо перед собой.

Мужчине понимать женщину незачем, достаточно любить, улыбаться и говорить “да, моя королева” или “нет, моя королева”, не отвлекаясь от своего сурового мужского пути.
Это очень просто: для любви ум не нужен.

Триодь цветная: Антипасха: история, описание действия, значение

Триодь Цветная – неотъемлемая часть пасхального цикла и такая же важная, как Триодь Постная.

Обе Триоди составляют единое целое. Связывает их, прежде всего, Пасха.

Раньше эта книга издавалась одним томом и называлась она “Триодион”.

Позже книга была разделена на два тома: Постную Триодь и Цветную.

Название “Триодиона” происходит от трехпесенных канонов (слов «три» и «ода»-песнь), которыми отличается эта книга от Октоиха – основной богослужебной книги.

Весь период, в течение которого Церковь использует Триодь, поются каноны, состоящие из трех (реже – четырех) песен.

Но Цветной Триоди, на мой взгляд, меньше повезло, чем Постной. Про Постную Триодь и Великий Пост сказано и написано очень много и подробно. И не только с точки зрения богослужебной, но и богословской, потому что каждая неделя Великого Поста несет большую богословскую нагрузку.

Цветная Триодь до патриарха Никона начиналась с Лазаревой субботы, фактически – с Цветоносной или, как привычней и понятней, с Вербной недели. Это было логично, т. к. Великий пост заканчивается в пятницу, а суббота и Воскресение к Великому Посту уже не относятся.

В старообрядческой церкви этот порядок сохраняется до сих пор: Триодь делится именно так: до Лазаревой – Постная, после Лазаревой – Цветная Триодь. Никоновская реформа изменила порядок: Цветная Триодь стала начинаться с Пасхи, что несколько исказило название Триоди.

Но, тем не менее, ясно, что Постная Триодь относится к предпасхальному периоду, Цветная – к постпасхальному. И тот и другой периоды симметрично отражают друг друга. Великий Пост вместе со Страстной седмицей длится семь недель, период Цветной Триоди тоже семь недель.

Постная Триодь имеет середину, отмечаемую Крестопоклонной неделей, Цветная тоже имеет середину, которая отмечается Господским праздником Преполовение. Он длится целых восемь дней, как большие двунадесятые праздники.

Постная Триодь заканчивается самым большим праздником церковного года – Пасхой, Цветная – вторым по значимости праздником – Пятидесятницей, которая считается Днем рождения Церкви и началом домостроительства Духа Святого.

На Великий Пост приходится Благовещение, на Цветную Триодь другой большой праздник – Вознесение Господне, которым заканчивается период домостроительства Господа Иисуса Христа.

Постная Триодь начинается с подготовительных недель, Цветная – заканчивается эпилогом:

Неделей всех святых, в земле Российской просиявших.

После этого наступает Петровский пост и клирос возвращается к обычной службе по основной богослужебной книге – Октоиху.

В ней недели расположены строго по дням недели – от понедельника до воскресения и каждая неделя имеет свой глас. Всего гласов восемь, что и дало название Октоиху (октава – восемь). Это период неподвижных богослужений, привязанных к Рождеству. Он длится весь остальной год вплоть до подготовительных к Великому Посту недель.

Пасхальный цикл живет по особым правилам богослужения: более напряженным, более духовно насыщенным, более продолжительным, более строгим. Великопостные службы сохранили древние богослужебные традиции, которые мало изменились и сегодня. Этот период называется периодом богослужений подвижных дней года, потому что строго привязаны к Пасхе.

Период Цветной Триоди является постепенным и медленным спуском вниз, к обычному богослужению, более подверженному изменениям под влиянием времени и особенностей местных обычаев.

Как в Великопостный период мы поднимаемся по ступенькам к вершине года и духа, медленно и с остановками, так и спускаемся вниз мы тоже медленно со своими остановками и постепенным возвращением с обычному порядку.

Цветная Триодь имеет шесть остановок на пути спуска – по количеству воскресений в периоде. Пасха – первое воскресение Цветной Триоди. Второе – Антипасха и третье – жен-мироносиц тоже связаны с Воскресением Христовым. Антипасха или Фомино воскресенье (в народе – Красная горка) впервые в году вспоминает Воскресение Господа, хотя по времени оно произошло позднее, чем явление Воскресшего Христа женам-мироносицам.

Но с богословской точки зрения уверение Фомы более насыщенно, более важно, поэтому оно стоит вторым после Пасхи и богослужение Антипасхи (вместо Пасхи) вновь повторяет всю Пасхальную службу, в том числе и для тех, кто не успел или не смог по каким-то причинам быть на праздничной службе в пасхальную ночь.

Рембрандт. Уверение Фомы.

Четвертое, пятое и шестое воскресения связаны с евангельскими чтениями и теми чудесами, которые Иисус творил перед Распятием. И связаны они все образом Живой воды, которой Господь исцелил слепого, предложил напоить самарянку и силой которой Он заменил Силоамский источник, исцелив расслабленного.

На четвертую седмицу приходится праздник Преполовения, на шестую – Вознесение Господне. Седьмая неделя заканчивается праздником Троицы или Пятидесятницей. С этого дня вновь начинаем петь тропарь Духа Святого «Царю Небесный».

И еще одна особенность Цветной Триоди. Этот период связан с особыми поминальными днями. Первый – Радуница, второй – Троицкая суббота – непосредственно перед праздником Пятидесятницы. Эти дни имеют очень много примет, особых обрядов и отмечаются в народе очень широко.

Троицкая неделя вся праздничная, поста нет. В понедельник отмечается Духов День, посвященный Святому Духу, а со следующей недели начинается пост Петра и Павла. Круг замыкается и мы вступает в нормальную обычную колею.

Антипасха

Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Красная горка (праздник)

Антипасха
Уверение святого Фомы. Византийская мозаика монастыря Дафни (конец XI века)
ТипПравославный
ИначеФомина неделя,
Фомино воскресние
УстановленВ честь явления Иисуса Христа ученикам на 8-й день после Его воскресения,
И уверение ап. Фомы.
ОтмечаетсяПравославной церковью
ДатаПервое воскресенье после Пасхи
В 2012 году22 апреля
ПразднованиеБогослужение
Связан сПасхой

Антипа́сха (от греч. ἀντι – — Вместо-, Напротив- и Пасха), Фомина неделя, Фомино воскресенье — христианский праздник, празднуемый в следующее воскресенье после Пасхи. Богослужение всех существующих обрядов связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Общее для всех богослужебных обрядов евангельское чтение этого дня — Ин.20:19-31

Своим явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.

Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Содержание

Евангельский рассказ

Библейскому понятию «вера» соответствуют в первую очередь наши понятия «твердость», «доверие», «верность». Это не «философская» вера в Бога (признание Его существования), а верность Богу. Верить и быть в союзе можно только с личным, Живым Богом, но не с абстракцией «Абсолюта» или «Космического разума». Истинный Бог — это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых» (Блез Паскаль) [1] . Отрицать существование Бога (или богов) древний человек мог лишь в случае безумства (Пс.13:1).

Дискуссия по поводу неверия апостола Фомы

В русском языке имя апостола Фомы со временем приобрело негативный оттенок. Словарь В. Даля дает такое определение: «Фома, от имени апостола — человек недоверяющий, склонный к сомнению». Всем знакомо выражение «Фома неверующий», которое тоже несет отрицательный смысл.

В церковных СМИ не раз такой подход вызывал дискуссию [2] [3] . По свидетельству Писания, апостол Фома не поверил в Воскресение Христа, но впоследствии, раскаявшись в своем неверии, обошел со своей проповедью почти всю землю. Он основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, по некоторым сведениям, донес христианское учение до Китая. Фома настолько веровал во Христа, что не пожалел даже своей жизни и принял мученическую кончину. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Из Евангелия от Иоанна мы узнаем, что изначально Ученики «не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин.20:9). Для того, чтобы они поверили, Христос «показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин.20:20). Фома тоже не говорил: «не верю». Он сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25).

Пример апостола Фомы оказывается показательным. Веруя всей душой в то, что Христос Сын Божий, в тот момент он требует подтверждения тому, что другие Ученики не ошиблись. Апостол оказывается не столько неверующим, или недоверяющим, или сомневающимся, сколько Неравнодушным ко всему, связанному со Христом.

Другие литургические темы Антипасхи

В древней Церкви крещение неофитов осуществлялось на литургии Великой субботы или собственно Пасхи. Первые восемь дней после крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху. Отсюда происходит одно из традиционных латинских названий праздника (в римском и амвросианском обрядах) — Dominica in Albis (лат. День Господень в белых (одеждах)), из этих же соображений первая пасхальная седмица в православном богослужении называется Светлой. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки таинства и снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остаётся в сердце крещённого навсегда [4] .

Другой важной темой праздника является обновление всего творения Воскресением Христовым. В древнехристианском богословии, начиная, как минимум, с Послания Варнавы (конец I века), воскресный день мыслился первым днём седмицы — днём начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и одновременно восьмым, то есть днём будущего Царства, в котором времени уже не будет. В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днём обновлённого Христом нового мира. В беседе на Неделю Новую (Антипасху) Григорий Богослов проводит параллели между обновлением Христовым и весенним обновлением природы: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!» [4]

Антипасха в богослужении

Православная церковь

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). По действующему Иерусалимском уставу богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально и не относится. Так великая вечерня и утреня посвящены только Антипасхе, то есть поются по Триоди цветной, а воскресная служба текущего гласа отменяется; на литургии поются не воскресные, а праздничные антифоны; вечером самого праздника совершается вечерня с великим прокимном («Кто Бог велий, яко Бог наш» — Пс.76); попразднество продолжается до следующей субботы [4] .

Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.

Гроб был запечатан, но Ты, Христе Боже, живым воссиял из гроба. Двери были заключены, но Ты, всеобщее Воскресение, предстал ученикам, обновляя через них Дух Правый (Святый) и в нас, по великой Своей милости.

Кондак Антипасхи написан Романом Сладкопевцем, стихиры на «Господи, воззвах» — Иоанном Дамаскиным. Поэтические песнопения Антипасхи последовательно охватывают все основные темы праздника [4] :

    человеколюбие и снисхождение Сына Божия («Яко долготерпел еси, от иудей заушаемь, от апостола осязаемь, и от отметающихся Тебе многоиспытуемь, како вополотился еси? како распялся еси, Безгрешне?» — стихира на стиховне) промыслительное неверие Фомы («Неверие веру известную роди…Иоанн на перси Слова возлеже, Фома же ребра осязати сподобися…Фома во огненная ребра руку Иисуса Христа Бога, не опалися осязанием. Души бо зловерство преложи на благоверие…О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе» — стихиры вечерни), обновление творения («Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» — ексапостиларий, «Днесь весна душам, зане Христос из гроба якоже солнце возсияв тридневный» — первая песнь канона утрени), первый и одновременно восьмой день будущего века («Яко первый есть дней и господственный светоносный сий приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» — седьмая песнь канона утрени)

Католическая церковь

Традиции

В России в этот день принято отмечать праздник Красная горка. Красная горка открывает собой период, когда после долгого перерыва (Сырная неделя, Великий пост, Светлая седмица — в общей сложности 9 недель) разрешается церковное благословение брака.

С XVII века в Католической церкви установился обычай первого причастия детей именно в Антипасху, отсюда происходит немецкое название дня — Erstkommunionfeier der Kinder [4] .

Неделя вторая по Пасхе. Апостола Фомы. Антипасха

Спустя семь дней после Светлого Христова воскресения православные отмечают праздник, именуемый Антипасхой. Многие недоумевают, почему такое название? Антипасха – это не против Пасхи, не замена Пасхи. В переводе это слово означает «праздник, подобный Пасхе, осознание апостола Фомы». Этот праздник всегда связан с апостолом Фомой.

Немного истории Значение праздника Особенности богослужения Когда отмечается

Немного истории

Первые упоминания об этом празднике появились еще в четвертом веке. Раньше на праздник Пасхи древние люди принимали Таинство Крещения. После этого надевали белые крещальные одежды, которые носили всю Пасхальную седмицу и снимали их только на восьмой день (Антипасху). Отсюда и обычай – служить в белых облачениях всю седмицу, отсюда и название седмицы – Светлая.

В католичестве с семнадцатого века появился обычай – в день Антипасхи совершать Первое причастие детей.

Значение праздника

Иногда Антипасху называют восьмым днем Пасхи. Это символизирует восьмой день существования этого мира. Сейчас идет седьмой день от сотворения мира, когда Господь почил от дел своих. А в восьмой день Христос придет на землю, чтобы судить всех людей. Тогда настанет Страшный суд.

Но самое главное значение – все же уверование Фомы в воскресение Христа. Как повествует нам евангельская история, в самый день Воскресения Христос явился перед учениками, которые сидели в запертом доме «страха ради иудейска». Апостолов, которые недоумевали, куда пропало Тело Христа из гробницы, а также удивленные рассказами Жен-Мироносиц и Луки с Клеопой о воскресении Христа, Он Сам вдруг стал среди них.

Апостолы ужаснулись, потому что двери были заперты. Проникнуть в дом иначе было невозможно. К тому же они видели, как Христа распяли и похоронили в гробнице. В душах учеников родился ужас, что они видят призрака.

Но они не могли произнести ни слова от страха и оцепенения. Тогда Христос, узнав их помышления, заговорил первым, сказав им и успокоив, что Он – не призрак. В доказательство Он показал им Свои раны на ногах, руках и ребре. Потом он попросил еды и ел перед удивленными учениками рыбу и мед.

И вот, спустя восемь дней, когда ученики опять были все вместе, и Фома вместе с ними, Христос снова явился Своим ученикам, на этот раз именно ради Фомы. Он сказал снова: «Мир вам!», а потом обратился к Фоме и приказал ему вложить перст в раны от гвоздей на теле Христа и руку в ребра Его, раненные копьем.

Далее история умалчивает, сделал ли это Фома, вложил ли свою руку в ребра и перст (палец) в раны от гвоздей. Вряд ли он стал это делать, потому что в Евангелии сказано, что Фома был в особом, возвышенном состоянии. Скорее всего, апостол упал на колени перед Спасителем и воскликнул: «Господь мой и Бог мой». Он был поражен увиденным и тем, что Христос соизволил явиться еще раз и именно ради него.

После того, как произошло уверование Фомы, Христос сказал: «ты уверовал, потому что увидел, но блаженны не видевшие и уверовавшие». Эти слова Спасителя относятся ко всем нам, которые живут спустя две тысячи лет со времен тех событий, но всем сердцем веруют в истинность их. Мы верим в Живого Бога, спасающего нас и грядущего судить мир в конце веков.

С первого взгляда мы можем пожурить Фому за его неверие. Появился даже термин «Фома-неверующий». Но почему же Цветная триодь называет неверие Фомы святым? Потому что оно привело ко второму явлению Воскресшего Христа. А еще потому что через осязание Фомы подтвердился догмат о телесном Воскресении Христа.

Итак, радость воскресения Христова продолжается вплоть до восьмого дня – Второго пришествия Христа.

Особенности богослужения

Антипасха не относится к двунадесятым праздникам, но богослужение служится именно по типу их. Отменяется Октоих, служба идет только по Цветной Триоди. На литургии положены праздничные антифоны.

Вечером в день Антипасхи служится праздничная вечерня с великим прокимном («Кто Бог Велий»). Текст службы на Антипасху написаны святыми: Романом Сладкопевцем и Иоанном Дамаскиным.

Какова же была дальнейшая судьба апостола Фомы? Он раскаялся в своем неверии, стал проповедником Слова Божия. Он обошел почти весь мир, устрояя церкви в разных странах. Когда Фома обратил ко Христу семью индийского правителя, его схватили, бросили в темницу. Затем его предали страшным пыткам и убили, пронзив пятью копьями.

Когда отмечается

День Антипасхи – переходящий праздник. Он отмечается в восьмой день после Пасхи.

Проповедь Патриарха в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы

Оцените статью
Добавить комментарий