Заповедь «Не сотвори себе кумира»: толкование и значение фразы по Библии борьба с идолопоклонничеством

Заповедь «Не сотвори себе кумира»: толкование и значение фразы по Библии борьба с идолопоклонничеством

Суть и значение заповеди «Не сотвори себе кумира»

Кто такой кумир

Ветхий Завет определяет этот термин, как изваяние или рисунок иного бога. Во времена язычества, когда процветали различные культы, люди наделяли святостью природные явления, представителей животного или растительного мира. С библейской точки зрения, такие поклонения нарушали Божьи Законы и считались большим грехом.

Определение термина «кумир»

Богословы называют идолопоклонничество признаком потери истинной веры, духовного опустошения. Также это значит, что человек, создавший себе кумира, открыл сердце дьяволу. Современные идолы могут быть любыми:

    знаменитости, общественные или политические деятели, известные актеры; гаджеты, телевидение, социальные сети, интернет; дорогие машины, квартиры, ювелирные украшения, брендовая одежда; деньги; наука или научные открытия, ученые; родители, дети, близкие родственники; собственное «Я»; искусство; алкоголь, наркотики, азартные игры, любые другие зависимости.

Библейская история

Откуда к нам пришло крылатое выражение «Не создай себе кумира», знают многие. В Библии приводится небольшая притча об израильском народе, преступившем Законы Божьи. Однажды Моисей поднялся на священную гору Синай, чтобы получить от Создателя заветные скрижали с десятью заповедями. Пока пророк общался с Господом, израильтяне успели позабыть о нем и сотворили себе нового идола – золотого тельца. Как повествует библейский текст, произошло это из-за длительного отсутствия старца.

Вернувшись, Моисей с ужасом увидел разгул идолопоклонничества. В гневе он разбил каменные плиты, на которых были высечены десять заповедей Господних. Однако израильтяне быстро поняли, что совершили ошибку, а потому принялись искренне каяться. Простив свой народ, пророк вернулся на Синай, где Всевышний подарил ему чудо – сильную бурю, сопровождаемую громом и молниями. Глас Создателя был настолько громким, что никакие природные явления не смогли заглушить его. Обратно старец спустился уже со вторыми скрижалями, несущими людям Законы Божьи.

Видео «О второй заповеди «Не сотвори себе кумира»

В этом видеосюжете представлены суть и значение выражения.

Суть и значение заповеди

Заповедь «Не создавай себе кумира» стоит на втором месте после первой, в которой объясняется истинное значение Бога. Толкование этого высказывания вытекает из определения единого Господа. Люди должны служить одному Всевышнему, признавать только Его создателем всего сущего. Нарушение это Закона, сотворение идолов или божков противоречит христианской религии.

Забыв о Слове Божьем, человек отдаляется от Творца, которому нет равных.

Ярким примером нарушения заповеди является язычество, которое процветало до крещения Руси. Наши предки поклонялись природным явлениям, животным и растениям. Они верили, что мир был создан целым пантеоном богов, а потому наделяли святостью множество разных идолов. Однако христианство учит нас, что вселенную сотворил Господь, являющийся единственным ее Создателем.

Суть и значение заповеди

Сегодня люди уже не верят в сонм богов, но все же продолжают нарушать заповедь «Не возведи себе кумира». Они ставят свои низменные инстинкты и желания на первое место, забывая о душе. Имея слабую волю, легко поддаются похоти, чревоугодию или другим страстям.

Идолом не обязательно должны выступать материальные вещи. Очень часто отрицательные внутренние качества, на поводу которых идет человек, также становятся объектом поклонения.

Фраза «Не делай себе кумира» относится к любой вредной привычке. Грехом также может быть зависимость от диет или здорового образа жизни, если человек выносит их на первый план. Другая сторона медали – возведение в культ еды. Чрезмерное потребление пищи, гурманство, стремление набить живот приводит к нарушению главной заповеди, так как идолом становятся продукты питания.

Эгоисты, которые превозносят собственное «Я», нарушают завет «Не строй из себя Бога». Они перестают замечать окружающих, стремятся к славе и всеобщему признанию. Этот грех влечет за собой зависимость от материальных благ. Сделав своим божеством деньги, человек начинает искать любые пути обогащения, забыв обо всем на свете.

Борьба с почитанием кумиров

Верующий христианин борется со своими страстями в душе. Все, что делается в духовной плоскости, невидимо человеческому глазу. Соблюдение заповеди «Не ищи себе бога» означает победу над слабым духом, человеческими пороками, низменными желаниями. Чтобы соблюдать Закон Божий, нужно постоянно сдерживать свою греховную сущность, не давать ей возвыситься над духом. Для этого необходимо укреплять веру, развивать добродетели, стремиться к единению с Господом.

Только поняв для себя, зачем нужно избавляться от мнимых божков, можно вернуться на праведный путь. Хорошими помощниками в борьбе являются православная литература, общение со священниками, молитвы и регулярное посещение церкви.

Выражение «Не воссоздай себе кумира» уже давно стало крылатой фразой. Поиски истинного его смысла приводят нас к 10 заповедям, которые оставил нам Господь, чтобы мы жили по Законам Божьим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вторая заповедь. Обойдемся без посредников

В прошлый раз обсуждалась первая заповедь «Я — Всевышний, твой Б-г…», которая подразумевает необходимость получения знаний о мире, т. е. о том, что мир был создан, что есть Тот, Кто его создал, и что вся вселенная, каждая ее частичка ежесекундно получают жизненную энергию из Единого Источника, от Творца.

Сегодня у нас Вторая заповедь. Она звучит так: «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе наверху, того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я — Всевышний, твой Б-г, Ревнитель, за вину отцов карающий детей до третьего и четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня; и творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим Мои заповеди» (Шмот 20:3—6).

Теперь становится ясно, почему Десять заповедей называются у евреев Десять речений (асерет адиброт). Ведь на самом деле здесь их больше десяти. В одном только речении «Да не будет у тебя иных богов…» содержатся сразу несколько заповедей: не верить в других богов, не делать рукотворных идолов — их изображений и изваяний, не поклоняться им ни в каких формах — ни в традиционно принятых, ни в изощренно-экзотических.

Это очень важная и строгая заповедь, много раз повторяющаяся в Торе. Она — одна из трех заповедей, о которых сказано: Умри, но не делай. (Две другие — запрет убийства и прелюбодеяние.)

Сразу же возникает вопрос. Известно, что Тора была дана не только поколению, вышедшему из Египта 33 столетия назад. Она дана всем людям на все времена, в том числе и нам с вами, живущим сейчас. О каком идолопоклонстве можно говорить сегодня? С древними примитивными народами все понятно. Но мы же современные люди. Люди XX века обычно говорят: «Мы, конечно, не праведники. Но поклоняться столбу, камню или изваянию? Нет, увольте». Многие из нас так уверовали в свое превосходство над людьми, жившими в прошлой эпохе, что даже не пытаются осмыслить ситуацию.

Технический прогресс, особенно в последние 100-150 лет, для всех очевиден и бесспорен. Но в духовном плане положение иное. Наши далекие предки, жившие в гораздо более размеренном темпе, не отвлекались теориями о том, что от жизни надо получать всё и сейчас. Они жили не внешней жизнью, как мы ныне, а намного чаще нас и глубже заглядывали в себя. Известно, к примеру, что йоги с древних времен обладали более совершенными знаниями об управлении человеческим организмом, чем современные врачи и физиологи. Подобными знаниями обладали многие народы, а некоторые еврейские школы становились ориентиром и предметом подражания для всего Востока. В те эпохи люди гораздо лучше нас знали, что Творец Един и что Он управляет миром. Они видели, ощущали Его духовную энергию и умели ею пользоваться, как сегодня мы пользуемся, например, солнечной энергией. Мы многое утратили из их опыта.

Но у наших предков была другая проблема: возможность легко получать и использовать духовную энергию через «посредников», отвлекало их от факта существования Единого Источника и от поиска постоянного контакта с Ним.

Наш современник подхватил и развил это заблуждение. Он трезво рассуждает: «Создатель, возможно, и существует, но что мне до этого, если все жизненные блага я получаю из других источников? Нужно зарабатывать деньги, обзаводиться связями, женой, друзьями, собакой, наконец».

Постепенно люди забывали о Едином Источнике всего сущего и стали наделять своих кумиров абсолютным, самостоятельным могуществом.

Атеизм — лишь логическое завершение процесса. Такой подход оказался еще и выгодным. Если в мире несколько сил, которыми я могу манипулировать, то, значит, я управляю миром. Я становлюсь богом… Конечно, как вы понимаете, речь здесь идет только о древних примитивных людях. К нашей эпохе эти слова совсем не относятся.

Но, кроме поклонения мне, любимому, что еще произошло с идолами и идолослужением? Идолы не исчезли, а лишь приняли новые формы. В универсальном смысле идол — это Все, что из средства приближения к Всевышнему (т. е. повышения духовности) Превращается в самоцель, в высший самодостаточный идеал.

Современные идолы нам хорошо известны, хотя мы не задумываемся над их особенностью. Самые распространенные вещи, из которых делают идолов — это деньги, власть, свобода, демократия, государство и т. д. Кратко рассмотрим некоторые из них. Начнем с самого расхожего, с денег.

Деньги — это богатство. В самом богатстве иудаизм, в отличие от других религий, не видит ничего плохого. Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков были очень богатыми и одновременно очень праведными людьми.

Но в деньгах, вернее, в их покупательной способности скрыта огромная энергия. Имея много денег, можно накормить бедных, построить дома и школы, финансировать важные медицинские исследования, которые спасут тысячи жизней, и т. д. Короче, деньги, использованные по назначению — это большое благо. Но они же — и большая ответственность. Ибо деньгами надо уметь правильно (и главное, праведно) распоряжаться.

К примеру, Тора вменяет нам в обязанность отдавать десятую часть дохода на общественные нужды. В расчет берется средний заработок. Это не милостыня, не благотворительность. Это то, что изначально нам не принадлежит, но дается Создателем для того, чтобы мы научились давать, приняли участие в справедливом распределении ресурсов. Цдаку выделяют на помощь бедным, больным ради поддержания социальной гармонии в обществе. На протяжении веков десятина поддерживала еврейские общины, разбросанные по всему миру, обеспечивая их финансовую независимость от стран, внутри которых они жили. Иллюстрация: много лет назад одному известному раввину рассказали о старике, который умер от голода. Рав сокрушенно покачал головой и заявил: «Нет, он умер от гордости», — т. е. не захотел просить других о помощи.

С другой стороны, нет нужды объяснять, как деньги и материальные блага могут превратиться в предмет поклонения и цель жизни.

Другой распространенный идол — власть. Подобно деньгам, власть дана нам как для усовершенствования окружающего мира, так и для того, чтобы эффективно и творчески проявлять свои способности. По мере того как молодой специалист продвигается по служебной лестнице, его власть, сфера ответственности и возможности самореализации расширяются. Став директором компании, он не только принимает важные решения, которые влияют на судьбу многих людей, но и максимально полно раскрывает свой личный потенциал. Это нормальный процесс, идущий на благо человека и общества.

Но когда власть становится самоцелью — это уже идолопоклонство. Некоторые люди стремятся к власти не для реализации своих способностей, а для преодоления скрытого чувства неполноценности, для «укрепления уважения и самоуважения». Другие боятся утратить контроль и поэтому хотят расширить его. Но как ни парадоксально, чем больше зона их контроля, тем она уязвимее, тем легче им потерять власть, частично или всю целиком. Стремление к расширению власти становится навязчивой идеей. В обоих случаях людьми движет не только тщеславие, но и растущее чувство неуверенности, страха. От этого комплекса, ведущего иногда к тяжелым последствиям и страшным преступлениям, невозможно избавиться даже путем достижения абсолютной власти.

Важная закономерность: идолы никогда не приносят длительного удовлетворения тем, кто им служит.

Современное общество часто поклоняется еще одной обожествленной идее — свободе. Никто не спорит, свобода нужна всем. Но это понятие не простое и не однозначное. Чтобы разобраться в нем, требуется отдельный серьезный разговор. Сейчас мы зададим лишь один вопрос: что такое свобода — средство достижения цели или самоцель?

Абсолютизация свободы (слова, печати, мнений) выливается в очень интересный феномен. Заметьте, последовательные либералы левого толка выступают за предоставление этих возможностей фашистам, расистам, распространителям порнографии, — короче, носителям любых идеологий, разрушающих как личность, так и общество.

Еще один модный идол — демократия. Что и говорить, демократия (в переводе с греческого: народовластие) — прекрасная вещь. Кстати, ее принес в мир, как ни странно для многих, именно иудаизм. Равенство между людьми вытекает из постулата о «равенстве индивидуальных душ перед Б-гом», столь бесившего и греков, и римлян, и более близких нам по времени нацистов. Многие элементы демократии использовались в древнееврейском государстве. Высший еврейский судебный и законодательный орган Санедрин (Синедрион), где заседали мудрейшие и достойнейшие знатоки еврейского закона, решал спорные вопросы простым голосованием.

Но и здесь можно «перегнуть палку». Так, в современных государствах, проповедующих «безбрежную» демократию, наметилась тенденция выносить на голосование в парламенте, а иногда и на всеобщий референдум, практически все важные вопросы. Вы не видите здесь ничего плохого? Возьмем, к примеру, гомосексуализм, который еще недавно считался очевидным пороком, и большинство людей выступали против его легализации. Теперь в моде «терпимость»: проголосовали — и гомосексуализм стал Моральным явлением. Парламенты некоторых стран вполне демократическим путем приняли законы, разрешающие браки между однополыми супругами и уравнивающие их в правах с нормальными семьями; им даже разрешают брать на воспитание детей. Если такая тенденция сохранится, то завтра голосованием узаконят скотоложство. Ничего не поделаешь — демократия. Кстати, гомосексуализм и скотоложство — явления отнюдь не новые. В древности у евреев действовал запрет на продажу в рабство нееврею мужчины-раба и овцы: чтобы не потворствовать обоим извращениям. Хорошие у нас были соседи, не правда ли?

Другой пример. 20 лет назад большинство населения Соединенных Штатов выступало против абортов. Теперь большинство — за аборты. Уже ведется кампания за легализацию эвтаназии: общество готово разрешить деятельность тех врачей, которые не лечат, а помогают отправиться на тот свет всем желающим. В начале это будут, в основном, тяжело больные, которые не желают «мучаться». Потом круг «избранных» расширят. Готовьтесь, скоро будем голосовать…

Безусловно, демократия хороша как средство ограничения власти и выражения воли большинства. Но нельзя голосовать за законы природы, как физические, так и духовные, к которым относится мораль, отражающая внутреннюю структуру человека. Однако многие считают, что мораль — понятие относительное, договорное.

Что получается на практике? Скажите, как выдумаете: если бы большинство граждан нацистской Германии проголосовало за тотальное уничтожение евреев, это было бы морально? Или если бы древние народы, приносившие детей в жертву идолам, утвердили свой обычай с помощью референдума, либо через своих избранников в законодательном органе, мы бы тоже приняли их «передовую» мораль как отражение мнения демократического большинства?

Идолами можно сделать и часто делают государство, спорт, искусство, науку и технический прогресс. Миллионы жертв были принесены на алтарь государства, из которого мы уехали…

Что касается спорта, то превращаясь в самоцель, он не укрепляет здоровье, а разрушает его — допингом, перегрузками, стремлением добиться победы любой ценой. Поэтому противостояние двух культур — греческой (изящной по форме, но языческой по сути) и еврейской (не признающей форму без наполняющей ее духовности), — продолжается по сей день. И не только в обществе, но и в каждом из нас.

Вернемся ко Второй заповеди: «Да не будет у тебя иных богов перед Моим лицом». В дословном переводе «перед Моим лицом» означает запрещение прибегать к услугам посредника в контактах с Б-гом.

Вот почему мы так решительно отвергли христианство. Еврей обращается прямо к Творцу. Он всегда и везде чувствует Его присутствие, ощущает себя Его частицей. Христиане же обещают нам «спасение», если мы обратимся к Всевышнему через посредника — Иисуса (по-еврейски Ешу). Признавая такое «посредничество», еврей нарушает тем самым Вторую заповедь.

Есть, однако, христианские группы, которые говорят, что Иисус и есть Всевышний. На что мы отвечаем: в Торе приведены разные имена Всевышнего, каждое из которых раскрывает одно из Его качеств, но там нигде нет человеческого имени Ешу. Поэтому признание этого человека богом означает нарушение первой из Десяти заповедей: «Я — Всевышний, твой Б-г».

Поэтому для нас, евреев, христианство — всего лишь одна из форм идолопоклонства, совершенно чуждая нашему знанию Единого Творца.

Толкование на Исход 20:4

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Исход 20:4 / Исх 20:4

Григорий Нисский (331/5−

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли

Ибо слово Божие запрещает людям уподоблять Божество чему-либо познаваемому, так как всякое понятие, согласно с каким-либо удобопостижимым представлением составляемое по некоему естественному уразумению и предположению, созидает Божий кумир, а не возвещает о Самом Боге.

Источник: О жизни Моисея законодателя.

Григорий Палама (

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им

(Втор. 5, 8; Рим. 1:23; 1 Ин. 5:21) Не воздавай им божеских почестей: ибо все они суть творения единого Бога, созданные Сыном и Словом во Святом Духе. Сие Слово Божие, в последние веки восприявши плоть от девственного чрева, явилось на земле и обитало между людьми. Для спасения человеческого подъявши страдание и смерть и воскресши, Оно вознеслось с плотию на небеса, и возсело одесную величие на высоких. С сим же телом опять приидет во славе судить живых и мертвых.

Посему из любви к Слову, вочеловечившемуся ради нас, имей изображение Его, чтобы оно напоминало тебе о Изображаемом, коему ты и должен поклоняться, поклоняясь иконе, возводя чрез нее ум свой к самому достопоклоняемому телу Спасителя, возседшему одесную Отца на небесах. Подобно сему имей и иконы святых, покланяйся им, не как богам, — что нечестиво, но с телесным поклонением и расположением к ним, и с подобающим чествованием, возносясь умом чрез образ к изображенному. Так и Моисей поставил изображение херувимов во святилище (Исх. 25:18−20; Исх. 37). Самое святое святых служило образом пренебесных (предметов), а часть скинии, доступная мирским людям, носила образ всего мира. Моисей назвал эти отделение скинии святыми, восхваляя не твари, но чрез них содетеля мира — Бога (Исх. 26:33; Чис. 6:20; Евр. 9:1−5). Подобно сему и ты не боготвори икон Владыки Христа и святых, но чрез них покланяйся сначала Сотворшему нас по образу Своему, а потом, по неизреченному человеколюбию, благоволившему возстановить в нас образ Свой и восприявшему его на Себя. Покланяйся не только иконе Бога, но и образу креста Его. Ибо крест есть знамение величайшее и победоносное оружие Христа над диаволом и всеми силами врагов, так что, видя изображение его, они трепещут и обращаются в бегство. Это изображение явилось очень славным и соделало величайшие чудеса еще во времена пророков, когда не явилось еще Первообраза. При втором же пришествии распятого на нем Господа Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых, явится пред Ним и это великое и страшное знамя Его, «с силою и славою многою» (Мф. 24:30).

Итак чествуй его ныне, чтобы тогда ты мог взирать на него с упованием и удостоиться спрославление с ним. Покланяйся и иконам святых, как сраспявшихся с Господом, изображая крест на лице своем, и приводя на память, что они соделались общниками Христовых страданий. Равным образом чествуй и священные гробницы и нетленные останки их; ибо благодать Божия не оставила их, как Божество не оставляло достопоклоняемого Тела Христова во время живоносной Его смерти. Делая это, и славя прославивших Бога, как явивших себя по делам совершенными в любви Божией, и сам будешь прославлен с ними от Бога, и воспоешь с Давидом: «мне зело честни быша друзи Твои, Боже» (Пс. 138:17)

Источник: Изъяснение десяти заповедей.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли

Во второй заповеди говорится об идоле. В заповеди объяснено, что идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в воде живущей, которой поклоняются и служат вместо Бога.

Запрещаются ли таким образом священные изображения?

Иметь какие бы то ни было священные изображения вовсе не запрещается. Это ясно видно из того, что прор. Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая идолов, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или передвижном храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом во внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу.

Этот пример поясняет правильность употребления в Православной Церкви Святых Икон.

Что такое икона?

Слово «икона» в переводе с греческого значит образ, или изображение. В Православной Церкви так называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.

Противоречит ли употребление икон второй заповеди?

Употребление святых икон противоречило бы второй заповеди в том случае, если бы их боготворили. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, поскольку в таком случае иконы подобны книгам, в которых вместо букв написаны лики и предметы (см. святой Григорий Великий. Письма, кн. 9, письмо 9, к Серенскому епископу).

Как следует поклоняться иконам?

Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображённых.

Источник: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О второй заповеди

Николай Сербский (1880−1956)

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им

Не обожествляй творение как Творца.

Кто обожествляет вырезанный лик или писаный образ? Только тот, кто не знает резчика и живописца. Тот, кто не верует в Бога или не знает о Нем, вынужден обожествлять вещи, ибо человек должен что-либо обожествлять. Господь вырезал горы и долины, вылепил растения и тела животных; Он написал луга и поля, облака и озера. Тот, кто это понимает, восхваляет Господа как величайшего Резчика и Живописца, а тот, кто этого не знает, воздает хвалу самим гравюрам и полотнам Божьим.

Но это еще не самый страшный грех. Самый страшный грех — это когда человек обожествляет то, что он сам создал, дело рук своих и разума своего.

Где у человека все мысли и все сердце, там и Бог его.

Если некий человек посвящает все свои мысли и отдает всю душу своей семье и другого бога не знает, тогда его семья для него — божество. Это болезнь души одного рода.

Если некий человек посвящает все свои мысли и отдает все свое сердце злату и серебру и не желает знать другого бога, тогда злато и серебро для него — божество, которому он поклоняется день и ночь, покуда его не настигнет ночь смерти и не погрузит во мрак. Это болезнь души другого рода.

Если некий человек сосредоточивает все свои помыслы на том, чтобы возвыситься над другими людьми, старается во что бы то ни стало быть первым, желает славы и похвал, считает себя лучшим среди всех людей и всех творений на небе и на земле, тогда такой человек — сам себе божество, которому он приносит в жертву все. Это болезнь души третьего рода.

Вот видишь, брат, только болящие души не знают истинного Бога. А здравые души здоровы благодаря знанию и вере в истинного единого Господа Бога, Создателя и Властелина всех семей человеческих, всего злата и серебра, всех смертных человеков на земле.

Источник: Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Никодим Святогорец (1749−1809)

Ст. 4−5 Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им

Против этой заповеди погрешают те, кто совершает непосредственное идолослужение, кланяясь твари вместо Творца, как нечестивые идолопоклонники, или опосредованно — в стремлении к веществу и мирским вещам, как корыстолюбцы, о которых сказал божественный Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол 3, 5), — и к тому же пресыщающие чрево, о которых он сказал: «Их бог — чрево» (Фил 3, 19). И просто, все, кто имеют лицемерное, а не истинное благочестие. И все те, кто ограничивают благочестие внешними предметами и небрегут о важнейшем в законе — суде, милости и вере (Мф 23, 23).

Источник: Руководство к исповеди.

Ориген (

Ст. 4−5 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им

Не служи им, — это Он говорит, чтобы тот, кто расположен к идолам, никогда им не служил. А кто не расположен, но из-за трусости, которую он именует «приспособлением», притворяется, что делает это, чтобы показаться, подобно большинству, благочестивым, — не служит, но поклоняется идолам. И я могу сказать, что те, кто на суде или еще до суда отрекаются от христианства, они не служат идолам, но поклоняются им, относя имя Бога — «Бог», к бездушному и никчемному веществу.

Источник: Увещание к мученичеству.

Иудеи близки убеждениям христиан, когда, следуя Закону, гласящему устами Бога: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, — они не почитают никого, кроме Бога, Который над всеми, Который сотворил небо и землю и все прочее. Ясно, что живущие по Закону, почитая Сотворившего небо, не почитают наравне с Богом небо. И ангелам небесным никто из служащих Закону Моисееву не поклоняется, и точно так же не поклоняется ни солнцу, ни луне, ни звездам, ни «воинству небесному»; они воздерживаются от поклонения небу и ангелам, которые на нем.

…Ибо не было ни живописца, ни ваятеля в их государстве, так как всех таковых изгонял из него Закон, чтобы не было никакого повода для изготовления статуй, ибо оно привлекает тех людей, которые неразумны, и низводит их душевные очи от Бога к земле.

Источник: Против Цельса.

См. также Толкование на Втор. 4:15−18

Тертуллиан (155/60−220/40)

Ст. 4−5 Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им: аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, от­даяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящым мене

По этой причине, то есть для искоренения поводов к идолослужению, божественный Закон гласит: Не делай кумира, и добавляет: «А также подобия того, что на небе, и что на земле, и что в море, во всем мире», — искусства такого рода Он запретил рабам Божиим. Это еще и раньше предсказывал Енох, говоривший, что все устроение мира — то, что находится на небе, в море и на земле, — обратят демоны и духи оставленных ангелов на идолослужение, чтобы они были освящены в качестве бога вместо Бога. Итак, людское заблуждение почитает все, кроме Самого Создателя всего: изображения этого — кумиры, а обожествление изображений — идолослужение. И при всяком совершении идолослужения повинен создатель каждого идола.

Источник: Об идолопоклонстве.

Лопухин А. П. (1852−1904)

Ст. 4−6 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои

Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный — без внешних форм, идолов, они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор 4:15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних — идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел»; Втор 4:16) и под другими формами, образами («Всякое подобие:» евр. «векол темуна», темуна — образ, облик (Втор 4:15, Иов 4:16), являющимися воспроизведением светил небесных («На небе вверху»), людей, скота, птицы, гада («На земле внизу») и рыб («В воде ниже земли», — Втор 4:16−19). Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим (Втор 4:15), запрещение же поклоняться и служить им (5 ст.) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель (Втор 4:24; 6:15; Нав 24:19), т. е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам (Ис 42:8; 48:11). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога-«ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему (34:7; Чис 14:18; Ис 14:21). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор 24:16; Иер 31:30; Иез 18:1−32, а тех детей, собственная преступность которых («Ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов.

Чти отца и мать своих

Пятая заповедь от Господа

Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Как мы знаем, первые четыре заповеди говорят нам о нашем отношении к Богу. Первая заповедь говорит о том, что существует только один Бог, и других богов нет. Вторая заповедь говорит о том, как надо поклоняться единому Богу, а именно — в духе, без всего внешнего и видимого. Третья заповедь запрещает лег-комысленное отношение к имени Божьему. Четвертая заповедь повелевает один из семи дней недели иметь днем покоя и посвящать его Господу. Начиная с пятой заповеди, говорится о нашем отношении к людям.

В пятой заповеди Бог ставит перед нами самых близких нам людей — наших родителей — и говорит, как мы должны относиться к ним: «Почитай отца твоего и мать твою». Слово почитай содержит в себе многое. Мы, может быть, думали до сего времени, что почитать отца и мать означает в основном послушание им, и если такое послушание оказывается детьми родителям, хотя бы даже из страха перед наказанием, то пятая заповедь исполняется. Но почитать отца и мать — это нечто большее, чем только послушание. Почитать родителей — это значит, лю-бить их, быть благодарными им, проявлять заботу и попечение о них, помогать им во всем и делить с ними все их горести и радости. Смотрите, какой круг обязанностей раскрывает перед нами пятая заповедь в отношении к нашим родителям. Кто не почитает отца своего или мать свою в самом широком смысле этого слова, тот едва ли является добрым христианином или доброй христианкой. Отец и мать, так много перенесшие трудностей в попечениях и заботах о своих детях, достойны почитания со стороны своих детей, и платить им черной неблагодарностью — это, конечно, является нарушением воли Божией, выраженной так ясно в пятой заповеди. Сколько трудностей несут особенно матери при болезни детей. Слабый стон больного сына или дочери заставляет мать тотчас встать с постели, лишает ее сна и покоя. Как бы низко не пали сын или дочь, мать никогда не отвернется от них.

Какой же христианин или христианка захотят платить черной неблагодарностью своим родителям за такую любовь. Не будем обманывать себя, говоря, что мы любим Бога, не имея при этом любви к своему отцу или матери.

Для нас, конечно, дороже всего пример Христа во всем, в том числе и в исполнении Им пятой заповеди. Мы читаем о двенадцатилетнем Христе в Евангелии Луки 2, 51: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них», то есть в повиновении у Своих родителей. Но вот Христу более тридцати лет. Он пригвожден ко кресту. У подножия креста стоит Его плачущая мать. Оружие скорби пронзило ее материнское сердце, как предсказал ей об этом некогда старец Симеон. Какие бы страдания ни испытывал на кресте Сам Христос, Он не мог не проявить сыновней любви и благодарности к Своей одинокой матери. И вот, с креста Голгофы раздаются Его слова, направленные к Иоанну: «.се, Матерь твоя!» — Ин, 19, 27. Иоанн понял значение слов распятого Христа и с того времени он взял ее к себе.

А как строго порицал Христос фарисеев и книжников за пренебрежение пятой заповеди. Прочтем Его слова из Мр. 7, 10-13: «Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертию да умрет». А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван (то есть: «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался», — тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя Слово Божие преданием вашим, которое вы установили».

Нас может удивлять обетование Божие, связанное с пятой заповедью. Как же гласит это обетование? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Долголетие, которое Бог связывает с исполнением этой заповеди, станет нам понятным, если мы будем знать, что за нарушение ее полагалась смерть, как мы читаем в книге Исход 21, 17: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Очень ярко говорит Соломон в своих притчах о результате нарушения пятой заповеди: «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» — Пр. 20, 20.

Если мы возьмем обетование, данное Богом в Новом Завете, то с почитанием отца и матери связывается получение блага от Господа, как мы читаем в послании к Ефесянам 6, 2: «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Почему же Господь обещает благо почитающим отца и мать? Потому что благо — это благословение Божие, которое сопровождает всякого, кто исполняет волю Божию.

Обратим теперь внимание на двух сыновей, о которых говорит Библия. Имя одного — Иосиф; имя другого — Авессалом. Иосиф переселил своего престарелого отца в Египет. В Египте Иосиф занимал после фараона первое место. У него на шее была золотая цепь, а на руке он носил перстень фараона. Но вот Иосиф получил сообщение, что отец его уже прибыл в Египет. Этот великий сановник Египта, облаченный в белую шелковую одежду, сел в свою царственную колесницу и выехал навстречу своему отцу пастуху. Увидев отца, Иосиф пал ему на шею и долго плакал — Быт. 47, 7-10. Вот образец сына, исполняющего пятую заповедь.

Но вот и другой сын — образец нарушителя пятой заповеди. Мы все знаем печальную историю Авессалома — сына Давида, восставшего против отца. Послушаем беседу Ахитофела с Авессаломом: «И сказал Ахитофел Авессалому: выберу я двенадцать тысяч человек и встану, и пойду в погоню за Давидом в эту ночь. И нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя. И всех людей обращу к тебе. И понравилось это слово Авессалому» — 2 Цар. 17, 1-4.

Как же отец относился к восставшему против него сыну? Давид приказал своим военачальникам: «.сберегите мне отрока Авессалома. И все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе» — 2 Цар. 18, 5. Началось сражение. «И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба, и повис между небом и землей, а мул, бывший под ним, убежал. Иоав. взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе. и взяли Авессалома, и бросили его в лесу в глубокую яму» — 2 Цар. 18, 9-17. Давид, узнав о смерти сына, «пошел в горницу. и плакал. и говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой, Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой!» — 2 Цар. 18, 33.

Чтобы еще лучше понять значение заповеди о почитании родителей, необходимо отметить, что понятие отца и матери нельзя ограничить только отцом и матерью, от которых мы родились. Это понятие должно быть шире и включать в себя всякого человека, и кто старше нас физическим или духовным возрастом, кто выше нас познанием или опытом, кто занимает начальствующее положение в церкви или в народе. Тогда только мы поймем величайшее значение пятой заповеди, как для христианства, так и для всего человечества.

Вспомним Давида, который видел в царе Сауле помазанника Божьего и уважал его как такового, хотя знал, что скоро его царствование кончится, и он займет его престол.

Посмотрим, как Давид выполнял пятую заповедь не только в отношении своих родителей, но и в отношении царя Саула. Прочтем из 1 Цар. 24, 5-12: «И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: «вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно». Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него; ибо он помазанник Господень. Давид вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу. отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил». Давид видел в Сауле не только помазанника Господня, но и своего отца. Вот образец исполнения пятой заповеди для всех детей Господних!

Кто мы с вами в отношении пятой заповеди? Авессаломы или Давиды?

Когда апостол Павел стоял посреди синедриона, первосвященник Анания приказал бить его по устам. «Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь» — Деян. 23, 3-5.

Как мы далеки от псалмопевца Давида и апостола Павла! Как мы мало способны почитать наших земных отцов и матерей, а также наших духовных отцов и матерей. Как мало у нас уважения и почтения к служителям Господним, к старцам, убеленным сединою. Забываем мы порою и о почтительном отношении к начальствующим в народе.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

Один богатый молодой индиец проходил со своей свитой через перевалы Гиндукуша. В горах ему повстречался некий старец, пасущий коз. Нищий старик сошел на обочину дороги и поклонился богатому юноше. А юноша соскочил со своего слона и распростерся ниц перед старцем. Старец изумился этому, поразились и люди из его свиты. А он сказал старцу:

— Преклоняюсь перед очами твоими, ибо они прежде моих увидели этот мир, творение Всевышнего. Преклоняюсь перед твоими устами, ибо они раньше моих произнесли Его святое имя. Преклоняюсь перед твоим сердцем, ибо оно прежде моего затрепетало от радостного осознания, что Отец всех людей на земле — это Господь, Царь Небесный.

Почитай отца твоего и матерь твою, ибо твой путь от рождения и до сего дня полит материнскими слезами и отцовским потом. Они любили тебя и тогда, когда всем прочим ты, немощный и грязный, внушал отвращение. Они будут любить тебя и тогда, когда все тебя возненавидят. И когда все будут бросать в тебя камни, мать бросит тебе бессмертник и базилик — символы святости.

Отец твой любит тебя, хотя знает все твои недостатки. А другие возненавидят тебя, хотя будут знать лишь добродетели твои.

Твои родители любят тебя с благоговением, ибо знают, что ты — дар Божий, доверенный им на сохранение и воспитание. Никто кроме родителей твоих не в состоянии увидеть тайну Божию в тебе. Их любовь к тебе имеет святой корень в вечности.

Через нежность свою к тебе твои родители постигают нежность Господа ко всем чадам Его.

Как шпоры напоминают коню о хорошей рыси, так и твоя резкость по отношению к родителям побуждает их еще больше заботиться о тебе.

Есть притча об отцовской любви.

Некий сын, испорченный и жестокий, бросился на своего отца и вонзил ему нож в грудь. А отец, испуская дух, сказал сыну:

— Скорее вытри кровь с ножа, чтобы тебя не схватили и не отдали под суд.

Есть притча и о материнской любви.

В русской степи один безнравственный сын привязал свою мать перед шатром, а сам в шатре пьянствовал с гулящими женщинами и своими людьми. Тут появились гайдуки и, увидев мать связанную, решили тотчас отомстить за нее. Но тут связанная мать крикнула во весь голос и тем самым подала знак несчастному сыну, что ему грозит опасность. И сын спасся, а разбойники вместо сына зарубили мать.

И еще притча об отце.

В Тегеране, городе персидском, жил в одном доме старик-отец с двумя дочерьми. Дочери не слушали советов отца и смеялись над ним. Своей дурной жизнью они замарали честь и опозорили доброе имя отца. Отец мешал им, как молчаливый укор совести. Однажды вечером дочери, думая, что отец спит, договорились приготовить яд и дать ему утром с чаем. А отец слышал все и целую ночь горько плакал и Богу молился. Утром дочери принесли чай и поставили перед ним. Тогда отец сказал:

— Я знаю о вашем намерении и уйду от вас, как вы того желаете. Но я хочу уйти не вашим грехом, чтобы спасти ваши души, а своим.

Сказав это, отец опрокинул чашу с ядом и ушел из дому.

Сын, не гордись своими знаниями перед своим необразованным отцом, ибо его любовь стоит больше, чем твое знание. Подумай, что если бы не было его, не было бы ни тебя, ни твоих знаний.

Дочь, не гордись своей красотой пред сгорбленной матерью своей, ибо ее сердце прекраснее твоего лица. Вспомни, что и ты, и твоя красота вышли из ее истощенного тела.

Научись, дочь, почитать своего отца, ибо только так ты научишься почитать и всех других отцов на земле.

День и ночь развивай в себе, сын, почитание матери своей, ибо только так ты научишься почитанию всех других матерей на земле.

Поистине, чада, вы делаете не много, если почитаете своих отца и мать, а других отцов и матерей презираете. Уважение своих родителей должно стать для вас школой уважения всех мужчин и всех женщин, которые в муках рождают, в поте лица своего растят и в страданиях любят своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Господь Бог вас благословил на земле.

Поистине, чада, вы делаете не много, если почитаете только личности своих отца и матери, но не труд их, не время их, не современников их. Подумайте, что, уважая своих родителей, вы почитаете и их труд, и их эпоху, и их современников. Так вы убьете в себе фатальную и глупую привычку презирать прошлое. Чада мои, поверьте, что дни, отданные в ваше распоряжение, не дороже и не ближе Господу, чем дни тех, кто жил до вас. Если вы гордитесь своим временем перед прошлым, не забывайте, что вы и глазом не успеете моргнуть, как станет расти трава над вашими могилами, вашей эпохой, вашими телами и делами, а другие станут смеяться над вами, как над отсталым прошлым.

Любое время полнится матерями и отцами, болью, жертвами, любовью, надеждой и верой в Бога. Поэтому любое время достойно уважения.

Мудрец склоняется с почтением перед всеми прошлыми эпохами, как и перед грядущими. Ибо мудрый знает то, чего не знает глупый, а именно: что его время — лишь минута на часах. Взгляните, чада, на часы; прислушайтесь, как течет минута за минутой, и скажите мне, какая из минут лучше, дольше и важнее других?

Встаньте на колени, чада, и помолитесь Богу вместе со мной:

«Господи, Отец Небесный, слава Тебе, что Ты повелел нам почитать наших отца и мать на земле. Помоги нам, Всемилостивый, через это почитание научиться уважать всех мужчин и женщин на земле, драгоценных чад Твоих. И помоги нам, Всемудрый, через это научиться не презирать, но почитать предшествующие эпохи и поколения, которые раньше нас видели Твою славу и произносили Твое святое имя. Аминь».

Читайте также

Заповедь Пятая

Заповедь Пятая Если же время или место не позволяют испросить совета, человек сам в себе должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной — как поступить ему согласно с ней в предстоящем ему деле. Бог не оставит молитвенного его желания — во

4.30 Заповедь пятая, пп.215-218

4.30 Заповедь пятая, пп.215-218 215. Заповедь пятая. Сказано: ДА ВОСКИШАТ ВОДЫ КИШЕНЬЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ. В этом месте есть три Заповеди. Первая – заниматься Торой, вторая – плодиться и размножаться, третья – на 8-й день отрезать крайнюю плоть. И необходимо заниматься Торой все дни,

35. Пятая заповедь. Не убивай

35. Пятая заповедь. Не убивай Человек, как и Бог, существо личностное. Он был сотворен, чтобы приобщаться сокровенной жизни Бога ради вечной жизни. В этом – основа его достоинства. Человеческая жизнь священна. Пятая заповедь запрещает не только убивать невинного человека,

Пятая заповедь “Почитай отца твоего и мать твою!” Вилъма Кирк–Ли[6]

Пятая заповедь “Почитай отца твоего и мать твою!” Вилъма Кирк–Ли[6] Мы редко рассматриваем Десять Заповедей с точки зрения отношений. Некоторые люди смотрят на них как на список «не делай…». И все–таки, если мы смотрим на Заповеди любящими глазами Бога, то в первых четырёх

Заповедь пятая О печали и терпении

Заповедь пятая О печали и терпении I. – Будь великодушен и терпелив, — сказал пастырь, — и будешь господствовать над всеми злыми делами и сотворишь всякую правду. Если будешь великодушен, то Дух Святой, в тебе обитающий, останется чист и не омрачится от какого-либо злого

Пятая заповедь

Пятая заповедь Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на землиПочитай отца твоего и матерь твою, чтобы хорошо было тебе и чтобы продолжались дни твои на земле. 1. Люби и почитай родителей своих. Если бы мы исполняли эту заповедь Закона Божия,

9. А говорят: “кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного”.

9. А говорят: “кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного”. На обличения Исаии

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены.

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. Словом Господа — правильнее: “со словом

Пятая заповедь

Пятая заповедь Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на землиПочитай отца твоего и матерь твою, чтобы хорошо было тебе и чтобы продолжались дни твои на земле.1. Люби и почитай родителей своих. Если бы мы исполняли эту заповедь Закона Божия,

Пятая заповедь блаженства

Пятая заповедь блаженства Блажени милостивии, яко тии помиловани будутБегло, в общих чертах, проверив свою совесть по четырем предыдущим заповедям блаженства, вот мы уже, кажется, поняли, как грешны перед Богом! Как нуждаемся мы в помиловании! Потому что невозможно даже

Пятая заповедь

Пятая заповедь Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Это значит:Прежде чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился и воздал хвалу и уважение. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто

Противъ Аэрiя. Ересь пятдесятъ пятая, а по общему порядку семдесятъ пятая

Противъ Аэрiя. Ересь пятдесятъ пятая, а по общему порядку семдесятъ пятая Гл. 1. Еще некто Аэрій также произвелъ великое зло въ міре, обезумевши умомъ, превознесшись мыслію. Всякая ересь произошла по злому умышленію людей, появлявшихся отъ начала до последняго времени, или

Пятая заповедь

Пятая заповедь “Бойся и чти”Начнём с одной истории. Известный раввин летел в “Боинге” из Соединённых Штатов в Израиль. Рядом с ним сидел профессор весьма респектабельного вида и с удивлением наблюдал, как сын раввина, занимавший место в другом ряду, постоянно подходит к

Пятая заповедь

Пятая заповедь Почитай отца своего и мать свою, и тебе будет хорошо. Ты долго проживёшь на свете. У каждого человека есть самые близкие люди на земле – это его родители. Любовь к родителям спасает человека от всех бед и неприятностей. Всегда люби своих папу и маму. Никогда

Пятая заповедь

Пятая заповедь Почитай отца своего и мать свою, и тебе будет хорошо. Ты долго проживёшь на свете. У каждого человека есть самые близкие люди на земле – это его родители. Любовь к родителям спасает человека от всех бед и неприятностей. Всегда люби своих папу и маму. Никогда

Оцените статью
Добавить комментарий