Жизнь Иисуса глазами апостолов и историков (Сергей Горский Москва) /

Жизнь Иисуса глазами апостолов и историков (Сергей Горский Москва) /

Жизнь Иисуса глазами апостолов и историков

О Сыне Божьем свидетельствуют многочисленные священные и неканонические (апокрифические) тексты. Во-первых, «благая весть», или просто «евангелие». Каноном признаются всего 4 евангелия. Из них 3 «синоптических», то есть сводимых воедино: от Матфея, от Луки, от Марка. Историки и православные богословы считают, что первым из них по происхождению было Евангелие от Марка. В нём, в отличие от последующих евангелий, нет ни истории о непорочном зачатии, ни родословной Иисуса. Точнее говоря, нет родословной мужа девы Марии, Иосифа, ведущего якобы свой род от легендарного царя Давида. Эти более поздние истории уже явно смахивают на социальный заказ, на миф, созданный специально для убеждения верующих в том, что Иисус и есть тот самый Машиах, потомок царя Давида, о котором говорилось в Священном писании иудеев. Хотя католическую церковь это мало смущает, и она отдаёт пальму первенства Евангелию от Матфея. Почему? — Об этом разговор особый.

Кроме трёх синоптических евангелий, похожих друг на друга, есть и одно, стоящее особняком — Евангелие от Иоанна. В нём Иисус выступает уже в роли Логоса (греч. — «слово»), бывшего в начале начал и воплотившегося в человека: «В начале было Слово». Его ещё называют «духовным», так как в этом Евангелии активное участие в судьбе Мессии принимают не только синедрион и Понтий Пилат, но и Святой Дух. Помимо этих четырёх евангелий существует ещё около 4 десятков евангелий, в канон не вошедших по тем или иным причинам, хотя они обладают не меньшим правом называться «священными» книгами, чем все остальные. Потому что книги не являются «священными» или апокрифическими (то есть тайными, неканоническими) сами по себе. Их таковыми делают люди. В данном случае — священники ранней христианской церкви. Вселенский собор решил, что Евангелие от Луки «священно», знать, так тому и быть. Вселенский собор решил, что Евангелие от Фомы, или Апокалипсис Петра, или «Пастырь» Гермы священными книгами не являются — значит, так оно и есть. Ослушиваться не рекомендуется. Опасно для жизни. Особенно если церковь из собрания гонимых верующих превращается в государственную религию.

Помимо евангелий существуют другие «священные» книги. Это послания апостолов, прежде всего, 14 посланий апостола Павла язычникам. Апостол Павел, он же — «апостол язычников», который не входил в число 12 учеников Христа, был, пожалуй, самой харизматичной личностью из всех первых миссионеров христианства. А кое-кто вообще склонен утверждать, что именно ему христианство обязано своим рождением. Не было бы Павла — осталось бы христианство мелкой иудейской сектой, одной из многих, а затем и вовсе сгинуло бы с подмостков истории, как и большинство других сект.

От рождения будущего апостола звали не Павлом, а Савлом. Был он правоверным иудеем, но одновременно римским гражданином. Был воспитан в традициях фарисеев и первоначально был яростным гонителем христиан. Однако внезапно из яростных гонителей христиан он превратился в их ревностного приверженца. Согласно преданию, этому помогло чудо. На пути в Дамаск он якобы увидел свет и услышал глас с небес: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?». Савл ослеп от яркого света. Но по приходе в Дамаск он был чудесным образом исцелён христианином Ананием и крестился. Гонитель христиан превратился в пламенного проповедника христианской веры, пассионария, не жалеющего ни сил, ни времени, ни денег на распространение и проповедь христианства. В результате он остался к концу жизни в полном одиночестве и, по преданию, принял мученическую смерть за веру от руки римлян спустя 30 лет после распятия Христа.

Для «отцов церкви» он стал равноапостольным святым. По жизни он был подвижником и пассионарием. А кем он был с позиций мещанской морали?

«Был ли апостол Павел государственным служащим? — спросил сам у себя предтеча экзистенциалистов Кьеркегор. И сам себе ответил — Нет. Имел ли он выгодную работу? Нет. Зарабатывал ли он большие деньги? Нет. Был ли он женат и производил ли на свет детей? Нет. Но ведь тогда выходит, что Павел не был серьёзным человеком».(Такова порой бывает железная логика толпы.)

Помимо посланий Павла есть в Новом Завете «Деяния святых апостолов», в которых зачастую помимо религиозных поучений есть письма, адресованные частным лицам по частным поводам без всяких догматических и религиозно-этических положений. Обычная хозяйственная переписка, по какому-то недоразумению оказавшаяся в «священном писании».

Отцы церкви считают, что написаны были евангелия во второй половине первого столетия новой эры. Примерно в это же время появились послания Павла и «Деяния апостолов», а книга Апокалипсиса была написана в период с конца 60-х до 90-х годов первого века от рождества Христова. Но что бросается в глаза, так это абсолютно разные стили написания евангелий, посланий и Апокалипсиса. Если Апокалипсис написан абсолютно в ветхозаветном духе, что крайне сближает его с остальными ветхозаветными книгами пророков, то послания уже означают начало коренного разрыва с иудейской традицией, а евангелия — окончательный и бесповоротный разрыв. То есть, по логике вещей, если брать рождение новой веры в развитии, а не как данность с небес (а именно этому учат диалектика, наука и история), то причинно-следственные связи указывают на то, что первой книгой был Апокалипсис, далее следовали послания Павла и деяния, а евангелия были написаны в последнюю очередь. Однако эта логика на апологетов христианского канона не очень-то действует. Они больше привержены своей догматике, чем логике. Книги якобы боговдохновенны, и всё, что в них есть, — истина в последней инстанции. Верь сердцем, сын мой!

Об Иисусе Христе имеются скудные свидетельства историков: Иосифа Флавия, Тацита, Плиния-младшего. Иудейский историк и военачальник Иосиф Флавий, живший в первом веке новой эры и лично знавший многих сильных мира сего, написал 2 эпохальные для истории книги: «Иудейская война» и «Древности иудейские». В них имеются ссылки на Иоанна Крестителя, на брата Иисуса Иакова и на самого Христа:

«В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком; ибо он творил поразительные чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат по обвинению наших старейшин приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой. Ибо божественные пророки предвозвестили это и огромное множество других чудес относительно него. И племя христиан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день».

Этот отрывок, который, казалось бы, прямо свидетельствует о Христе, до сих пор у учёных вызывает большие разногласия. Иосиф Флавий прославился тем, что, будучи убеждённым иудеем, сначала сражался с римлянами, а затем перешёл на их сторону. Он получил римское гражданство (это как если бы сейчас гастарбайтер из СНГ получил гражданство Евросоюза), присоединил к своему имени родовое имя императора — Флавий, и верой и правдой служил римлянам остаток своих дней. В глазах ортодоксальных евреев Иисус был самозванец и преступник. В глазах римлян — просто преступник, посягавший на власть Кесаря. Мог ли верноподданный римский гражданин, к тому же ортодоксальный иудей, написать об Иисусе как о Помазаннике Божием? То есть Мессии. Маловероятно, если говорить языком квантовой психологии.

Это и заставило некоторых историков считать данный отрывок лишь позднейшей вставкой переписчика, относящейся к III-IV векам и не относящейся к первичной, «чистой» информации. В подтверждении сей точки зрения приводится ссылка на родившегося во II веке христианского писателя Оригена, упрекавшего Иосифа Флавия в том, что тот не считает Иисуса Мессией.

Как всё у историков не просто в отличие от светских сплетен и бабских пересудов. Хотя доктор исторических наук Ирина Сергеевна Свенцицкая, написавшая в далёкие, как каменный век, 80-е блестящую книгу «Раннее христианство: страницы истории», явно предпочитала последним вдумчивую работу блестяще эрудированного историка.

У знаменитых римских историков ещё более далёкой, чем ретро-восьмидесятые поры, а именно первой половины первого века новой эры, — Сенеки (воспитателя Нерона), Плиния Старшего, Тита Ливия — о Христе нет ни слова. Это настораживает, но имеет своё логическое объяснение. Иудея была отдалённой провинцией Рима, по большому счёту глухоманью, из которой вести приходили в стольный град с большим опозданием, если вообще приходили. Плюс нельзя не принимать во внимание тот неоспоримый факт, что далеко не все сочинения древних авторов, в том числе историков, дожили до наших дней. У кого-то сохранилось около половины научных трудов, у кого-то четверть, у кого-то вообще ничего не сохранилось, как, например, у Сократа, об учении которого мы судим по трудам его учеников. Наконец, необходимо помнить, что количество странствующих проповедников, претендующих на божественные, пророческие или мессианские лавры, в то смутное время было достаточно велико. Всерьёз принимать их всех во внимание не было ни малейшего смысла. Это всё равно, что считать Грабового Мессией.

У живших позднее Тацита и Плиния Младшего есть косвенные ссылки на христиан и упоминания о самом Христе, но они датируются уже началом второго века новой эры. Ссылки на историчность Христа есть и в еврейском Талмуде, но этот неподъёмный еврейский труд создавался ещё позднее, начиная с III века новой эры. В нём, в пику христианам, сделавшим из Иисуса Мессию и Бога, он описывается как сын «нищей пряхи» Марии и беглого римского солдата по имени Пантера. Согласно Талмуду, Иисус долгое время учился магии в Египте, затем, вернувшись в Иудею, объявил себя Богом, за что был побит камнями и повешен. Оставим на совести авторов Талмуда эти утверждения, явно состряпанные для того, чтобы опорочить всеми правдами и неправдами христианского Мессию. Но сам факт его существования как исторической личности они подтверждают.

Вопросам историчности Христа как личности было посвящено немало серьёзных исследований и в последующее время. Эпоха Просвещения внесла немалую смуту в стройный хор апологетов и ортодоксов.

Начало было положено немецким филологом и историком Германом Реймарусом в XVIII веке. В своём критическом, рациональном прочтении Нового Завета он считал Христа обычным религиозным вождём, добивающимся политических целей. Христос якобы надеялся на восстание, но его цель политического освобождения Израиля не была достигнута. Ученики же его превратили реальную политическую борьбу в идею религиозного, духовного спасения.

Реймарус умер в 1768 году и в этом же году родился Фридрих Шлейермахер. Если Реймарус побоялся из-за возможности гонений опубликовать свои критические исследования при жизни, то Шлейермахер стал первым университетским профессором, который открыто читал неортодоксальные лекции об Иисусе, лекции, далёкие от канона. Христос в его понимании вовсе не Богочеловек, как его впервые окрестил христианский богослов и философ Ориген. Христос — это человек, но человек особенный, который способен к единству с бесконечным, Божественным началом, который может постигать «чувство вселенского единства» или «чувство зависимости от бесконечного». (Воистину!)

В XIX веке немецкий (опять немецкий!) философ, историк и богослов Дэвид Штраус, большой поклонник философии Гегеля и пантеист по убеждениям, написал книгу «Жизнь Иисуса» (1835 год). Опубликование книги стоило этому молодому (27 лет) человеку место преподавателя в университете, которое ему пришлось поменять на должность учителя младших классов в лицее. В своей книге автор рассматривал Христа как обычную историческую личность, которую его последователи превратили в мифологическое божество. Штраус был основоположником мифологической школы христианства, сторонником отделения мифа, легенды, выдумки от фактов истории. Он искал (и небезуспешно) параллели христианской мифологии в мифологии иных народов. В начале следующего, ХХ века Карл Юнг утверждал схожую мысль через идею коллективного бессознательного. Миф в своей основе един и коренится глубоко в психике человека.

В 1863 году была опубликована книга французского историка и востоковеда Эрнеста Ренана под одноимённым с книгой Штрауса названием «Жизнь Иисуса». (Любопытно отметить, что первое философское произведение Гегеля также называлось «Жизнь Иисуса».) В ней Иешуа (обычное, весьма распространённое еврейское имя) — просто обычный странствующий проповедник, рождённый не от Святого Духа, а от Иосифа, мужа Марии. Его ученики напридумывали чудес, которые на самом деле существовали только в их воображении. Включая самое главное чудо христианства — чудо воскресения. А реальная жизнь Иешуа напоминала жизнь любого смертного человека, посвятившего себя служению сверхидее. Такой сверхидеей для Иешуа стала после его встречи с Иоанном Крестителем идея царства Божьего, которое он призван воплотить на земле. Жизнь Иешуа разделилась на два периода. Проповедник нравственности стал социальным революционером, а сам себя стал рассматривать как Мессию, призванного отменить закон Моисея. Таким оригинальным образом революционные идеи своего бушующего века Ренан «наложил» на христианскую историю.

В одно время со Штраусом и Ренаном жил и творил немец Бруно Бауэр. Вслед за Штраусом он полностью опроверг какую-либо историческую ценность Евангелия от Иоанна, считая его христианской интерпретацией иудейского философа Филона Александрийского. Этот философ родом из еврейской диаспоры в Египте объединил иудаизм с эллинской философией, что нашло выражение в учении о Логосе как посреднике между Богом и людьми. А Евангелие от Иоанна, известное также как духовное евангелие, начинается с широко известной фразы: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Кардинально отличная от общепринятой точка зрения Бауэра состояла в том, что христианство — продукт развития не иудаизма, а греко-римской философии и гностицизма, прежде всего, философии Филона Александрийского и знаменитого учителя Нерона Сенеки. И действительно — в посланиях апостолов очень много общего с философскими сочинениями стоика Сенеки. Это факт. Не зря Фридрих Энгельс, который довольно успешно подвизался на ниве изучения истории раннего христианства, называл Филона Александрийского «отцом» христианства, а Сенеку — «дядей».

И Штраус, и Бауэр принадлежали к так называемым «младогегельянцам» — левому крылу «птенцов гнезда Гегеля». Они были воинствующими атеистами и сторонниками республики. (Правое крыло, «старые» гегельянцы, наоборот, трактовали диалектику Гегеля в духе протестантской догматики, отождествляли Абсолютную идею с Господом Богом, а знаменитую гегелевскую триаду — со Святой Троицей.) Однако, в отличие от Штрауса, Бауэр считал евангелия не результатом стихийного мифотворчества, а сознательной фикцией церковников. Он отрицал какую бы то ни было историчность Христа, полагая, что все его жизнеописания — просто выдумка, миф, легенда, придуманная анонимными евангелистами. Евангельские мифы придумывали сами авторы евангелий, считал Бауэр. Христос — это очередной миф об умирающем и воскресающем боге, родившемся по древнему обычаю 25 декабря, в день зимнего солнцестояния. Бауэр и его единомышленники относятся к «мифологической» школе христианства. Эта мифологическая школа находится в явном меньшинстве. Даже такой всемирно известный материалист и атеист, как Фридрих Энгельс, яростно критиковал Бауэра за его попытку свести всё христианское учение к легендам, мифам и вымышленным персонажам.

Пиком мифологической школы послужили труды немецкого историка Артура Древса, в частности его книга «Миф о Христе» (1909 год). Согласно его исследованиям, первичными в христианской религиозной мифологии являются широко распространённые мифы об умирающем и воскресающим боге плодородия, которые впоследствии были очеловечены в виде евангельских рассказов об Иисусе Христе. С немецкой скрупулёзностью он проанализировал послания Павла и пришёл к выводу, что фигурирующий в них Христос в корне отличен от евангельского Христа. Это не историческая личность, а некий абстрактный фетиш без рода и племени. В апологетике евангелий он же увидел явный социальный заказ церкви.

Вспомним вопрос о первом Евангелии: от Матфея или от Марка? Историки и православные богословы сходятся на том, что именно от Марка. Однако католическая церковь утверждает, что от Матфея. С этого же евангелия и начинается Новый завет. Почему такое большое расхождение не только между наукой и церковью, но и между католиками и православными?

Очень просто. По преданию, сам Спаситель окрестил Петром рыбака Симона, брата Андрея Первозванного:

«Ты — Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, или Пётр (камень)» (Иоанн, 1: 36-42).

Пётр в переводе с греческого означает «камень». И это имя стало не просто именем, а фундаментом новой церкви. Потому что именно в Евангелии от Матфея есть ссылка, что апостол Пётр будет первым камнем будущей церкви:

«Ты — Пётр (камень) и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её;
И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах,
И что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Евангелие от Матфея, 16:8-19).

Вывод, который делают из этого напутствия католические теологи, напрашивается сам собой — Христос якобы в самом первом евангелии благословил именно католическую церковь, и она призвана господствовать над другими церквями. Ведь сердцем Ватикана — резиденции римско-католической церкви — является, как известно, величественный собор святого Петра, воздвигнутый, согласно преданию, над могилой принявшего мученическую смерть в цирке Нерона апостола. Есть напутствие Христа, есть церковь-здание, есть церковь-институт, и то и другое находится в Риме. Слова Богочеловека облекаются плотью и сакрализуют церковную власть Рима. А власть в свою очередь провозглашает евангелие первым по происхождению и значению. Так миф и социальный заказ становятся могучей политической и религиозной силой.

3.2. Учение Иисуса Христа

Иисус Христос (Иешуа Машиах), I в. до н. э. – I в. н. э. Иисус – греческая огласовка еврейского имени Иешуа. Родился в семье плотника Иосифа, потомка легендарного царя Давида. Год его рождения с точностью не известен: по наиболее достоверной версии, он родился в царствование Августа где-то за 4 года до начала нашей эры.

Место появления на свет – город Вифлеем. Место проживания родителей – город Назарет в Галилее.

Иисус Христос – основатель одной из крупнейших религий мира – христианства.

Собственно именем является Иисус – весьма распространенное среди древних евреев (вспомним хотя бы Иисуса Навина, остановившего Солнце). А сопутствующее ему греческое слово «Христос» означает «мессия» (по-еврейски «машиах»), или «помазанник», т. е. человек, предназначенный для служения Богу. Так обычно называли пророков, священников, но по преимуществу царей. При свершении обряда помазания употреблялся елей – специально приготовленное масло из оливок. Русских царей (как и израильских) тоже называли помазанниками Божьими. Иисус Христос был, однако, помазан не на царство земное, а на царство Божие. Слово «Христос», употребленное по отношению к нему, привело, как известно, к жестоким недоразумениям, стоившим Иисусу жизни. Фарисеи внушили власть предержащим, в частности римскому наместнику Пилату, что Иисус претендует на израильский престол, т. е. на территорию, принадлежащую римскому кесарю. «Мое царство – небесное», – пояснял Христос. Но невежественная, фанатичная толпа и Пилат не вняли его словам.

Иисус, о котором повествуют Евангелия, написанные его современниками и учениками Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном, – лицо историческое. Находки древних кумранских рукописей в пещерах близ Мертвого моря, а также многие сведения, добытые поколениями ученых-библеистов, подтверждают реальность Христа. Вполне возможно, что бродячий пророк, выступавший с учением о праве бедных, обездоленных и рабов на царство земное и небесное, говоривший о равноправии и внушавший надежду на счастье, мог действительно в очень короткое время приобрести горячих сторонников, положивших начало широчайшему движению. Атеисты примитивного толка считают мнение о реальном существовании в I в. н. э. Иисуса Христа фантастичным. Но еще более фантастичным было бы считать, что столь мощное движение родилось без какого – либо участия в своем начале какой – то очень талантливой, возможно, гениальной личности, властной и притягательной для народных масс. Ветхий Завет, на котором воспитывались и образовывались целые поколения до Христа, весь переполнен пророчествами о пришествии Мессии, избавителя от земных страданий и горя. Как же было наконец не вспыхнуть этой постоянно тлевшей надежде, когда появился человек, в котором по стечению обстоятельств люди как бы воочию и во плоти увидели все признаки Спасителя мира? По этому поводу существует интересное и мудрое высказывание Л. Толстого. Он писал: «Задача, которую предстоит решить, состоит в том, что 1800 лет тому назад явился какой – то нищий и что-то наговорил. Его высекли и повесили. И с тех пор, – несмотря на то что было много и много праведников, погибших за свою правду, – миллиарды людей, умных и глупых, ученых и безграмотных, не могут отделаться от мысли, что этот человек был Бог. Как объяснить это удивительное явление? Церковники говорят, что это произошло оттого, что Иисус был Бог. И тогда все понятно. Но если он не был Бог, то как объяснить то, что именно этот простой человек всеми признан Богом? И ученые старательно разыскивают все подробности жизни этого человека, не замечая того, что сколько бы ни отыскивали подробностей (в действительности же ровно ничего не отыскали), если бы они даже восстановили всю жизнь Иисуса до мельчайших подробностей, вопрос о том, почему он, именно он, имел такое влияние на людей, остался бы все-таки без ответа. Ответ не в том, в какой среде родился Иисус и кто его воспитывал, и т. п., и еще менее в том, что делалось в Риме, и что народ был склонен к суеверию, а только в том, что проповедовал этот человек такое особенное, что заставило людей выделить его из всех других и признать Богом тогда и теперь». (Евангелие. Изложение Л. Н. Толстого. – М., 1918 г.).

Л. Толстому, как видим, прежде всего важно, что в начале начал учения, названного по имени учителя христианским, учения, перешедшего в народные массы и ставшего всемирным, был конкретный человек – «именно он», «этот человек», что именно «этого», а не когонибудь другого «выделили». То есть для Л. Толстого совершенно очевидно, что в начале I в. н. э. «эта» личность существовала. Не может быть учения без автора. Другое дело, – поясняет далее Толстой, – что «этому» Иисусу впоследствии различные толкователи навязывали то, чего он никогда не думал и не говорил, и что легенды, уйдя в века, обросли неправдоподобными деталями.

Надо сказать, что к моменту появления Иисуса сознание людей, издавна живших ветхозаветными чаяниями о пришествии Спасителя, было уже не только подготовлено, чтобы воспринять приход такого человека как нечто естественное и долгожданное, но и возбуждено явным нетерпением: когда же? скоро ли. Ведь о будущем Богоявлении в образе человека говорили многие пророки, и особенно категорично – наиболее авторитетный из них пророк Исайя, живший за несколько столетий до Иисуса. А современник Христа, пророк Иоанн, названный Предтечей и Крестителем, пылко и убежденно говорил о том, что Мессия уже появился в мире. Свои проповеди Иоанн произносил на берегу Иордана, собирая толпы возбужденных слушателей. Евангелисты рассказывают, что Иоанн нетерпеливо вглядывался в лица паломников, ища среди них Мессию. Когда на берегу среди других людей появился Иисус, Иоанн сразу же признал в нем Помазанника Божьего. Он крестил его водою из Иордана, а слетевший с небес белый голубь символизировал крещение Святым Духом. Так впоследствии родилось и стало краеугольным камнем христианской церкви понятие Троицы: БогОтец, Сын Божий и Святой Дух.

До появления своего на Иордане Иисус более 30 лет безвестно проживал в захолустном галилейском городке Назарете. По евангельскому преданию, он был рожден земной женщиной Марией, обрученной к тому времени с плотником Иосифом, уже имевшим детей от умершей первой жены. Весть о рождении сына от Святого Духа принес Марии архангел Гавриил.

Молва о том, что Иоанн, защитник бедных и обездоленных, проповедует равенство всех людей и ожидает близкого пришествия Мессии, дошла до Назарета, вызвала немало толков и понудила Иисуса уйти из дома на Иордан.

Он хорошо знал знаменитое предсказание пророка Исайи о Богоявлении, и мысль о своем божественном избранничестве полностью овладела его сознанием. По – видимому, и в облике и в поведении Иисуса было что-то такое, что сразу же остановило на нем исполненный надежды и ожидания взор Иоанна.

После крещения Иисус по традиции, принятой всеми, посвятившими себя Богу, ушел в пустыню для испытания духа и плоти. Там, по Евангелиям, его искушал Сатана. Он предложил Мессии покорить мир тремя способами: привлечь народ обещаниями земных благ, завоевать народы оружием или же прибегнуть к чудесам. Что касается первого искушения, то Иисус ответил словами, что не хлебом единым сыт человек; отверг и второе, заявив, что служит не золоту, а Господу;

Чудеса же отверг как средство чисто внешнее, неблизкое к истинной вере. Однако самой важной и всеопределяющей особенностью личности и всех проповедей Христа была его убежденность, что он послан Богом в мир как искупительная жертва. Агнцем Божьим, т. е. жертвою, назвал его сразу же и Иоанн.

До христианства и после него ни в одной из религий мира не появлялось образа страдающего Бога. Христос был не только гоним, но и бит бичами, предан публичному суду и позорной казни через распятие наравне с разбойниками.

Коренная черта христианства – любовь к человеку и добровольное, вплоть до мучительной смерти, страдание за людей.

Христианство покоится на любви, милосердии и постоянной готовности принести себя в жертву – через покаяние, молитву, самоотвержение и смерть.

Образ страдающего Бога, искупающего своей кровью грехи человечества, уникален в человеческой культуре.

Все четыре Евангелия подробно рассказывают о том периоде земной жизни Христа, когда он полностью ощутил свое необыкновенное призвание и отдал себя на служение людям – вплоть до крестной смерти. Круг же его служения, очерченный в Евангелиях, очень широк и разнообразен: он общается с богатыми и бедными, с неграмотными и образованными, со знатными членами синедриона и с простыми рыбаками, которые и становятся его учениками. Мы видим его в пустыне, на дорогах Иудеи и Палестины, в синагогах и на рыночных площадях, на Тивериадском озере и в оливковых рощах, на брачном пиру и на тризне, на пышных церемониях и за простой трапезой в сельском доме.

В Евангелиях рассказывается немало случаев благотворного и чудесного воздействия на людей личности Христа, но собственно чудес очень мало: Христос требует веры как таковой и не любит прибегать к внешним ее проявлениям.

Иисус не спасает себя с помощью чудес ни в Гефсиманском саду, когда за ним пришли стражники, ни на суде у Пилата, ни во время казни на Голгофе. Будучи, по Евангелиям, Сыном Божьим, он идет на муки ради того, чтобы своей смертью на Кресте искупить грехи людей. В этом и заключается великий всечеловеческий подвиг Иисуса Христа.

Христианство уже при своем зарождении выдвинуло идею социального равенства, основанного на нравственном долге – на любви к ближним и милосердии. Это учение оплодотворило и облагородило всю историю человеческой культуры. И хотя, к несчастью, человеческий мир, в том числе и христианский, так и не осуществил заветы Христа, они неизменно стоят перед людьми как некое высокое и непревзойденное нравственное мерило. Любовь к ближнему – вот альфа и омега христианского учения. Казалось бы, как просто, но и как трудно на деле осуществить это простое и очевидное требование.

Основные положения христианского вероучения (догматы) сформулированы в Библии и в постановлениях христианских Вселенских соборов, в Символах веры. Символ веры – краткий свод главных догматов. Общехристианский Символ веры составлен отцами церкви и утвержден на Никейском (325 г. н.э.) и Константинопольском (381 г. н. э.) Вселенских соборах. Символ веры не требует доказательств, читается как молитва. Согласно Символу веры христиане обязаны верить в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого (Святая Троица).

Важнейшим положением христианства считается догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем якобы стал человеком, родившись от Девы Марии.

Большая роль отводится догмату искупления, в соответствии с которым своими страданиями и смертью на кресте Иисус Христос принес себя в жертву Богу Отцу за грехи людей, искупил их.

Одно из центральных мест занимает догмат о воскресении Иисуса Христа, дающий людям надежду на это.

Догмат вознесения обязывает христиан верить в то, что после своего воскресения Иисус Христос телесно вознесся на небо.

Символ веры предписывает верить в «единую святую соборную и апостольскую церковь»; признавать необходимость крещения, уповать на грядущее воскресение мертвых.

Наиболее важные элементы христианской обрядности называются таинствами. К их числу относятся: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, брак, священство, елеосвящение.

Главным христианским богослужением является литургия – театрализованное действие, сопровождаемое молитвой, музыкой или пением.

Важную роль играет в христианстве культ креста. Объектами поклонения являются для христиан мощи – останки «святых». Значительное место отводится праздникам. К главным христианским праздникам относятся: Пасха, Троица, Рождество Христово и ряд других.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Иисус: скрытые годы

Где Иисус был с 12 до 30 лет? Евангелие молчит об этом, и многие пытаются заполнить пробел — в частности, так называемое «Тибетское Евангелие». Но что же было на самом деле?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Евангелие от Луки содержит эпизод о 12-летнем Иисусе в Храме:

«И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук.2:42-52)

Следующий эпизод касается уже выхода Господа на общественное служение, когда ему «лет тридцать».

Василий Поленов. Исполнялся премудрости, 1890—1900-е

В Евангелии нет сведений о восемнадцати годах, которые прошли между этими событиями, и многие пытались — и пытаются до сих пор — заполнить пробел.

Существует средневековая английская легенда, что юноша Иисус посещал Англию и жил в деревушке Придди, в Сомерсете. Хотя это, очевидно, просто трогательное проявление средневекового благочестия, есть люди, которые всерьез отстаивают эту теорию, но у нас в России она малоизвестна.

Более известны теории о том, что Иисус в это время путешествовал на Восток — в Тибет или Индию, они до сих пор довольно популярны, и нам стоит обратить на них внимание.

Первым идею того, что индуизм оказал влияние на Господа Иисуса и Христианство, высказал французский писатель Луи Жаколио, у нас больше известный как автор приключенческих романов. В своей работе «Индийская Библия, или жизнь Иезеуса Кристны» Жаколио писал, что между индийскими легендами о божестве Кришне и Евангелием есть глубокое сходство, и полагал, что само Евангелие — миф, который является переработкой индийского материала. Жаколио считал, что слово «Христос» происходит от слова «Кришна» — идея, потом радостно подхваченная «Обществом Сознания Кришны», и усматривал в имени «Иисус» санскритское слово «Иезеус», обозначающее «чистую сущность». Правда, примерно тогда же выдающийся немецкий востоковед и лингвист Макс Мюллер заметил, что такого санскритского слова не существует, и термин просто придуман Жаколио. Жаколио не утверждал, что Иисус был в Индии — но его следует отметить как родоначальника мифа об индийском влиянии.

Идея получила развитие в книге «Тибетское Евангелие» русского офицера Николая Нотовича, которая вышла на французском языке в 1894 году. В этой книге он утверждал, что в 1887 году посетил буддийский монастырь Химис, расположенный в индийском штате Джамму и Кашмир, где он, по его словам, услышал о документе, который назывался «жизнь святого Исы, лучшего из сынов человеческих».

Согласно «Тибетскому Евангелию», в возрасте 15 лет Иисус отправился на восток, чтобы, как утверждается в тексте, «усовершенствоваться в божественном слове и изучить законы великого Будды», прибыв на место и «Изучив там в совершенстве язык Пали, праведный Исса предался изучению священных свитков Сутр. После шести лет Исса, которого Будда избрал распространять свое святое слово, умел объяснять в совершенстве священные свитки. Тогда он, оставив Непал и Гималайские горы, спустился в долину Раджпутана и направился к западу, проповедуя различным народам о высшем совершенстве человека».

Практически сразу после выхода этого текста он подвергся резкой критике со стороны специалистов — тот же Макс Мюллер заявил, что либо монахи пошутили над Нотовичем, либо он просто сфабриковал текст. Мюллер написал настоятелю монастыря, и тот ответил, что за последние пятнадцать лет ни один европеец в монастыре не был и что он понятия не имеет о документах, на которые ссылается Нотович. Джеймс Арчибальд Дуглас, профессор английского в государственном колледже индийского города Агра, в 1895 году посетил тот монастырь, о котором говорил Нотович, и выяснил, что настоятель никогда не видел никого, похожего на Нотовича, и характеризует все его заявления как «Ложь, и ничего кроме лжи!».

Все эти разоблачения, однако, не помешали популярности «Тибетского Евангелия». На фоне общего интереса к «восточной духовности» и различным проектам объединения религий появились голоса в защиту его подлинности. Последователь Рамакришны Свами Абхедананда в 1922 году решил самостоятельно разыскать источники Нотовича в Химисе и заявил, что ему это удалось, как он описал это в своей книге «Путешествие в Кашмир и Тибет». Известный русский художник и мистик Николай Рерих заявил, в 1925 году, что «в Хеми лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхасы. Наконец узнали преемственность очевидцев. Сказки о подделке разрушены».

Надо отметить, что и Блаватская, и Рерихи пользовались огромной популярностью у нашей духовно ищущей интеллигенции последних советских — и первых постсоветских лет, и, главным образом благодаря им, версия об «Иисусе, бывавшем в Индии» пошла в массы.

Причину устойчивости этого представления понятны — это увлечение «восточной духовностью», которая дает смутно-приятное ощущение причастности к каким-то тайнам, к высокому духовному опыту, не требуя при этом какой-либо духовной дисциплины и покаяния, и желание как-то вписать в эту «духовность» все значимые религиозные фигуры человечества — и в первую очередь, конечно, Иисуса.

Однако сама теория о том, что Иисус был в Индии, появляется не раньше последней четверти XIX века, не находит никаких подтверждений и, на самом деле, противоречит содержанию Нового Завета — в котором очень сложно отыскать какие-либо параллели с индийской духовностью.

Что же мы можем сказать о скрытых годах Иисуса? Евангелие не говорит о них подробно, но содержит косвенные указания на то, что Он просто проводил жизнь скромного ремесленника.

Например, в Евангелии от Марка мы читаем: «Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мар.6:1-4) Это звучит так, как будто люди, прекрасно знали Иисуса по его прежней жизни — Он вырос по соседству с ними, и Им казалось невероятным, что в Нем открылся кто-то настолько великий.

Для Церкви этот период молчания тоже важен — потому что показывает смирение Бога, ставшего человеком, который проводил простую жизнь в безвестности, исполняя тяжелую и непрестижную работу. В этом Он возвысил достоинство простых людей, и показал высоту простого повседневного труда.

Православный приход храма Успения Божьей Матери г. Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Четвёртая Заповедь

Исаия 58:13-14 «Если ты удержишь ногу твою Ради субботы от исполнения прихотей твоих во Святый день Мой, и будешь Называть субботу отрадою, святым днем Господним, Чествуемым, и Почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это».

Обратим внимание на несколько вещей:

А. Как Господь называет субботний день:
– святый день Мой,
– отрада,
– святой день Господний;
– чествуемый день.

Б. Как, по мнению Господа, человек может почтить субботний день:
– относясь к субботе, как к святому дню Божию;
– отложив в этот день свои обычные дела;
– не угождая в этот день своей прихоти;
– не занимаясь в этот день пустословием.
Кстати, полезно применить это к тому, как каждый из нас проводит воскресный день.

В. Какие обетования дал Господь евреям, почитающим субботний день:
– Господь обещал даровать такому человеку радость в Господе;
– Господь обещал возвести такого человека на высоты земли;
– Господь обещал дать такому человеку наследие Иакова, отца его.

А. Повеление (заповедь):
– Помни, наблюдай;
– Свято храни.

Б. Детали:
– шесть дней являются рабочими днями;
– седьмой день – окончание/остановка работы для всех и каждого.

В. Объяснение того, почему седьмой день является днём покоя:
– …потому что Господь почил в седьмой день;
– …потому что Господь освободил тебя от Египетского рабства.

Слово «помнить» включает намного больше, нежели просто свойство разума что-то запоминать или припоминать. Заповедь призывает к активному исполнению повеления Господа, которое требует от человека полного вовлечения всего себя в процесс соблюдения этой заповеди, а не только его умственной активности.
В Исходе используется слово «ZakAR», которое означает «помнить», «запоминать», «упоминать». Во Второзаконии используется слово «ShamAR» – «хранить», «соблюдать», «наблюдать».

А. Суббота как день памяти о сотворении и о Боге Творце
Интересно то, что Четвёртая заповедь не просто повелевает хранить субботний день, но объясняет, почему мы должны это делать. Так причина, указанная в Исходе, заключается в следующем: «…ибо В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». Иными словами, Господь учит нас: «Я сотворил этот мир в шесть дней, а в седьмой день почил, чтобы по Моему примеру вы должны отдыхать один день в неделю».
Таким образом, соблюдение Субботы включает в себя признания следующих истин:
– Мир не является нашей собственностью;
– Бог является Творцом и Господом вселенной.
– Мы должны подчиняться и служить Господу Богу.

Б. Суббота как день памяти о выходе из Египта
Второзаконие даёт ещё одну причину, почему человек должен свято хранить Субботу Господню: «…помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний». Иными словами, Господь учит нас: «Я освободил вас от рабства и хочу, чтобы субботний день был днём отдыха, в который вы освободитесь от всяких трудов».
Таким образом, соблюдение Субботнего дня также включает в себя:
– Воспоминание об исходе из Египта и о Боге Избавителе.
– Осознание параллели между Египетским рабством и рабством греха.
– Воспоминание о нашем Спасителе Иисусе Христе.

II. РАССУЖДЕНИЯ О СУББОТЕ

Суббота – это Божий дар. Суббота является благодатью, излитой Господом на Его творение. Именно поэтому суббота была создана для человека: «И сказал им [Иисус]: суббота для человека, а не человек для субботы» (Марк 2:27).
В соответствии с учением Нового Завета, Субботой Покоя является Сам Христос, а взаимоотношения с Небесным Отцом посредством жертвы Иисуса Христа на кресте являются исполнением субботы. Каждый, кто принимает жертву Господа Иисуса Христа, входит в покой Христов.
О духовном смысле Субботы Покоя читаем в Послании Евреям 4:1-11 «…Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается Обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А Входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: ‘Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой’, хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: ‘Не войдут в покой Мой‘. Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, Не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, ‘ныне’, говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: ‘ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших’. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему Для народа Божия еще остается субботство. Ибо, Кто вошел в покой Его, тот и сам Успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак Постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

Вопрос №1: О ком в 9-м стихе сказано, что «для народа Божия ещё остаётся субботство»?

Ответ: О народе Божьем – о евреях, которым был дан Закон Божий как обязательное условие Завета, который Господь Бог заключил с евреями после их выхода из Египта (см. книгу Исход). Некоторые сегодня ошибочно полагают, что в данном стихе под народом Божьим подразумеваются все верующие в Иисуса Христа. Но это заблуждение. Контекст стиха свидетельствует о том, что в нём речь идёт именно о евреях. Об этом же свидетельствует и тот факт, что данное послание обращено именно к евреям, которые издревле были избранным народом Божьим. Если бы в послании, обращённом к евреям, речь шла о верующих в Иисуса Христа, то они были бы названы христианами или учениками, как это было принято в те времена.

Вопрос№2: Что значит фраза: для евреев ещё «Остаётся субботство»?
Ответ: Это означает, что они ещё исполняют субботу.

Вопрос №3: Что значит слово «ещё»?
Ответ: Оно означает: «пока что», «до сих пор», «всё ещё».

Вопрос №4: Почему же для евреев до сих пор остаётся субботство?
Ответ: Потому что они не вошли в покой Божий: Евреям 4:6 «Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, Не вошли в него за непокорность». Евреям 3:18-19 «Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они Не могли войти за неверие». Обратите внимание на причину того, почему евреи не вошли в покой Божий: из-за своего непокорства и неверия.

Вопрос №5: Когда же субботство для евреев окончится, и окончится ли оно вообще?
Ответ: Суббота – это покой Божий. Евреи, не принявшие жертву Иисуса Христа на кресте, ещё не вошли в покой Божий, ибо войти в него и обрести его (Божий покой) можно лишь во Христе Иисусе, который сказал о Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28).
Итак, войти в Божий покой можно только верой в Иисуса Христа.
Синонимом Божьего покоя является спасение и жизнь вечная. Противоположностью Божьему покою являются вечные муки в Аду, описанные в Откровении 14:10-11: «. тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его».

Вопрос №6: Если истинная Суббота Покоя возможна только во Христе, то чем является суббота, которую Господь в Своём законе повелел соблюдать Израильскому народу?
Ответ: Ветхозаветная суббота является прообразом Субботы Покоя во Христе, так как Ветхозаветный Закон «Является тенью будущих благ, а не самым образом вещей» (Евреям 10:1а). Колоссянам 2:16-17 «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, Или субботу: Это есть тень будущего, а тело [воплотившегося] – во Христе».

III. СУББОТА ИЛИ ВОСКРЕСЕНЬЕ?

Сегодня до сих пор многие верующие спорят по поводу того, какой день является святым: суббота или воскресенье, и в какой день нам следует поклоняться Господу и собираться в церкви на Богослужения.
Многие люди считают, что мы – христиане – должны соблюдать Субботу, как это делают евреи. Но это заблуждение! Ниже приводится объяснение:

Заповедь о субботе дана была Израильскому народу, а не язычникам
Многие сегодня призывают христиан исполнять Субботу Покоя, забывая о том, что Закон Божий был дан Богом Израильскому народу, а не язычникам. Завет, который Господь Бог заключил с человеком в ветхозаветные времена, является Заветом между Богом и потомками Авраама, Исаака и Иакова.
Именно поэтому во Второзаконии эта заповедь ссылается на Исход евреев из Египта: (Второзаконие 5:12-15 «…помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»), а в книге пророка Исаии евреям даётся обетование Бога благословит народ израильский в случае исполнения им субботы покоя: «Дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего» (Исаия 58:13-14).

Мы, христиане, находимся не под Законом, но под Благодатью.
Если кто-то думает, что, исполняя Субботу, он исполняет Закон Божий, то он глубоко заблуждается. Потому что, во-первых, никто кроме Самого Бога не в состоянии исполнить Его Закон. Ибо, нарушая хотя бы одну заповедь (даже в мыслях), человек становится нарушителем всего Закона: Иакова 2:10 «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём».
Во-вторых, Закон был дан для того, чтобы человек осознал свою греховность, а не начал делать вид, что он способен исполнить Закон: Римлянам 3:20 «…Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо Законом познаётся грех».
В-третьих, христиане находятся не под Законом, а под Благодатью. Они умерли для Закона, чтобы жить для Христа: Римлянам 7:4 «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу».

Мы, христиане, уже вошли в покой Божий через жертву Иисуса Христа.
Субботство остаётся только для тех кто из-за неверия и непокорности Богу до сих пор не вошёл в Божий покой через Иисуса Христа (Евреям 3, 4). Это распространяется и на неверующих евреев, и на неохристианские (культы, подделывающиеся под христианство) культы, типа Адвентистов седьмого дня и Свидетелей Иеговы, которые не признают Иисуса Христа Богом.
Однако исполнением ветхозаветной субботы невозможно заслужить спасения и прощения грехов. Господь нас спасает благодатью по вере в жертву Иисуса Христа, а не делами: Ефесянам 2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Б. Ученики Христа собирались в первый день недели:
Иоанна 20:19 «В тот же Первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам »
Деяния 20:7 «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи».
1 Коринфянам 16:1-2 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду».

Поклонение Богу в воскресенье – не новшество Нового Завета
Не только первые Христиане прославляли Господа по воскресеньям. Господь в Ветхом Завете повелел Своему народу собираться на Богослужения не только в седьмой день, но и в первый день недели:

А. Повеления Господа до того, как Он дал заповеди:
Исход 12:16 «И в Первый день да будет у вас священное собрание, и В седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам».
Закон Божий дан Израильскому народу в 20-й главе Исхода, а за восемь глав до этого – в 12-й главе Исхода, первый день был выделен как освященный день отдыха во время празднования Пасхи. Это постановление было дано евреям ДО того, как им была дана заповедь о соблюдении Субботы, так как эти указания были даны Моисею и Израилю ДО ТОГО, как Закон Божий был дан Израильтянам на горе Синай.

Б. Повеления Господа о праздниках
Праздник Опресноков: Левит 23:6-8 «В пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте».
Праздник Кущ: Левит 23:33-38 «C пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; В первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; В восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, Никакой работы не работайте. Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день, кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших и кроме всего приносимого по усердию вашему, что вы даете Господу».
Обратите внимание на то, что первый день недели и восьмой день недели – это воскресенье!

День покоя и День Спасения.
День Спасения начался с того момента, когда Иисус Христос умер на кресте за наши грехи и воскрес в третий день по Писанию. С этого момента для человека открылся прямой доступ к Богу, дверь в Его покои.
Этот день уже длится около 2000 лет. И каждый, принимающий жертву Иисуса Христа, каждый, исповедующий Иисуса Христа Богом, входит в покой Бога. Слово Божье провозглашает: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь День спасения!» (2 Коринфянам 6:2б). Итак, наш день покоя уже начался и длится каждый день на протяжении 2000 лет, а не только по субботам.
Иоанна 4:24 «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Это означает, что мы должны поклоняться Богу не в каком-то определённом месте и не в какой-то определённый день, а во всякое время во всяком месте.
Во время дискуссии о праздниках и особых днях, апостол Павел не сказал, что необходимо соблюдать Субботу. Напротив, он сказал: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Римлянам 14:5-6а).

10 ЗАПОВЕДЕЙ (4 заповедь) Помни день субботний (1 часть)

Введение

Четвертая заповедь, это одна из самых не однозначных заповедей для христиан. Вот как она звучит:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11)

Сам Бог положил начало памяти седьмого дня в самом начале творения на земле. После Господа, многие пытались сделать этот день особенным.

– Субботники в СССР – день, когда нужно было бесплатно делать добро на благо города или своей организации.

– Конфеты по субботам – традиция шведских семей, при которой детям позволительно есть сладкое только в субботу.

– Шабаш (от евр. шабат) – слово, которое было популярным в советское время. Оно означало окончание работы.

– У древних римлян этот день был днем посвящения Сатурну, отсюда пришло название этого дня в английский лексикон – Saturday. Из-за этого Квакеры (протестантское направление) называют Seventh Day «Седьмой день»

Но о чем же говорит Божья заповедь?

Помнить, чтобы святить

Слово «Святить» означает отделять.

Почему нужно отделять этот день?

«скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, Дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:13) – т. е. это время познания Бога. Суббота (покой) – это лучшее время для познания Господа.

«это для вас суббота покоя, и Смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу» (Лев.23:32) – время смирения. Суббота – это своеобразная демонстрация того, что в нашей жизни не все зависит от наших трудов.

Предназначение седьмого дня

Давайте посмотрим глубже на предназначение этого дня. Бог ничего не творит просто так. И поверьте, что Он и седьмой день, на первый взгляд, такой праздный, сотворил далеко не просто так. Все имеет свою цель, в том числе и суббота:

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар.2:27)

Итак, суббота, как и остальные заповеди, была сотворена для человека, другими словами – для пользы человека. Как и остальные заповеди, соблюдение субботы должно быть мотивировано любовью к Господу. Какую же пользу мы можем извлечь из этого дня?

Суббота – время богослужения

«И народ земли будет поклоняться пред Господом, при входе в ворота, в субботы и новомесячия» (Иез.46:3) – Во время хвалы Господу многие проблемы теряют свою силу. Они меркнут пред величием Божьим. Это очень сильное время. Не пропускай его. Используй его.

Суббота – отлепление от рабства

«и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор.5:15) – в этот день, не позволяя себе работать, мы демонстрируем свою свободу от темпа, который диктует этот мир; свободу от зависимости от экономических, политических и других кризисов. Суббота – это наше провозглашение свободы от рабства.

Суббота – способ хранить себя от идолов

«за то, что они отвергли постановления Мои, и не поступали по заповедям Моим, и нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их» (Иез.20:16) – регулярное провозглашение Господства в наших жизнях Иисуса Христа через почтение седьмого дня, сохранит нас от идолопоклонства.

Суббота – время жертвы

«А в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, и возлияние при нем» (Чис.28:9) – время жертвенности, это время формирование нашего сердца. Оно становиться похожим на сердце того, кто принес всю свою жизнь без остатка в служении людям. Дарите в этот день по-особенному себя для других людей.

Суббота – время радости

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис.58:13,14) – исполнение этой заповеди позволит нам вкусить настоящую радость, которая оказывается, не зависит от угождения своей прихоти. Речь идет о внеземной радости, безусловной радости, независящей от обстоятельств.

Суббота – время делать добро

«Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Матф.12:12) – не знаю как вы, а испытываю особый восторг от осознания того, что был кому-то сегодня полезен. И наоборот. В моем сердце дискомфорт от того, что я сегодня упустил возможность кому-то помочь.

Суббота – время для гостей

«Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним» (Лук.14:1) – гости – это отношения. Отношения – это живительная влага для нашей жизни. Цените отношения. Рождайте отношения. Стройте отношения. Восстанавливайте отношения. Это очень ценно. Т. к. именно ради восстановления отношений и сам Христос пришел на эту землю.

Итак, не пренебрегай седьмым днем. Бог подарил его нам с уникальной целью во благо нам.

Савенок А. В.

Оцените статью
Добавить комментарий