Евангельские заповеди блаженства /

Евангельские заповеди блаженства /

Евангельские заповеди блаженства

Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех. Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам евангельский закон, основой которого являются любовь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34) и святость: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48). Спаситель не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том, как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель дает девять Заповедей блаженства. Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость. Заповеди блаженства не только не отменяют десять заповедей Закона Божиего, но премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем. Нет, нужно, чтобы в нашей душе были противоположные грехам добродетели. Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом; когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь.

Вот девять заповедей, которые дал нам Спаситель как руководство к христианскому подвигу:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Что значит быть Нищим духом, и почему такие люди являются Блаженными? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем.

Духом Он назвал душу и расположение человека. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)» («Беседы на святаго Матфея евангелиста». 25. 2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который считает себя духовно богатым.

Нищета духовная означает Смирение, видение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут, и питается подаянием, так и мы должны осознавать: все, что имеем, получаем от Бога. Это все не наше, мы лишь управители имения, которое дал нам Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души. Можно быть отнюдь не бедным человеком, но быть нищим духом, со смирением принимать то, что нам дарует Бог, и использовать это для служения Господу и людям. Всё — от Бога. Не только богатство материальное, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь — все это исключительно дар Божий, за который мы должны Его благодарить. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5), — говорит нам Господь. Борьба с грехами и стяжание добрых дел невозможны без смирения. Все это мы делаем только с помощью Божией.

Нищим духом, смиренномудрым обещается Царство Небесное. Люди, знающие, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, который нужно преумножить во спасение души, будут воспринимать все посланное и как средство достижения Царства Небесного.

Вторая заповедь

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны плачущие. Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но далеко не всякий плач является добродетелью. Заповедь о плаче означает покаянный плач о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать. Первая заповедь о смирении уже подводит нас к покаянию, закладывает основу для духовной жизни, ибо осознать свои грехи, покаяться в них может только человек, который чувствует свою немощь, нищету перед Отцом Небесным. Евангельский блудный сын возвращается в дом Отчий, и, конечно, Господь примет всякого приходящего к Нему и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому «блаженны плачущие (о грехах), Ибо они утешатся (выделено нами. — Авт.)». У каждого человека есть грехи, без греха один Бог, но нам дан от Бога величайший дар — покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить у Него прощения. Святые отцы недаром называли покаяние вторым крещением, где мы омываем грехи не водой, а слезами.

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им.

Третья заповедь

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29–30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

Четвертая заповедь

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать правдоискателями: они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и пишут жалобы, со многими вступают в конфликт. Но не о них говорится в этой заповеди. Имеется в виду совсем другая правда.

Сказано, что нужно желать правды как пищи и пития: Блаженны алчущие и жаждущие правды. То есть очень сильно, как голодный и жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свои потребности. О какой правде здесь сказано? О высшей, Божественной Правде. А Высшая Правда, Истина — это Христос. Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6), — говорит Он о Себе. Следовательно, христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге. В Нем одном истинный источник воды живой и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.

Господь оставил нам слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия. Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.

Те, кто ревнуют о молитве, о творении добрых дел, о насыщении себя словом Божиим, поистине «жаждут правды» и, конечно, получат насыщение от приснотекущего Источника — Спаса нашего — и в этом веке, и в будущем.

Пятая заповедь

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милость, милосердие — это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк 6, 36). Бог посылает Свои милости и дары как праведным, так и неправедным, грешным людям. Он радуется об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15, 7).

И такой же бескорыстной любви научает всех нас, чтобы мы совершали дела милости не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняя заповедь Божию.

Делая добрые дела людям, как творению, образу Божию, мы тем самым приносим службу Самому Богу. В Евангелии дан образ Страшного Суда, когда Господь отделит праведных от грешных и скажет праведным: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25, 34-40). Поэтому сказано, что «Милостивые сами Помилованы будут». И напротив, тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божьем, как сказано в той же притче о Страшном Суде.

Шестая заповедь

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны чистые сердцем, то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие. Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15, 19), — сказано в слове Божьем. Не только телесная нечистота является грехом, но прежде всего нечистота души, духовная скверна. Человек может никого не лишать жизни, но пылать ненавистью к людям и желать им смерти. Тем самым он будет разрушать собственную душу, а впоследствии может дойти и до убийства. Поэтому апостол Иоанн Богослов предупреждает: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли, — потенциальный совершитель уже видимых грехов.

Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф 6, 22–23). Эти слова Иисуса Христа сказаны о чистоте сердца, души. Чистое око — это искренность, чистота, святость мыслей и намерений, и намерения эти ведут к добрым поступкам. И наоборот: где око, сердце ослеплено, там царствуют темные помышления, которые станут впоследствии темными делами. Только человек с чистой душой, чистыми помыслами может приблизиться к Богу, Узреть Его. Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа человек не увидит. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага и воспитывать в душе светлые, добрые. Мысли эти взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и ко всякому творению Божьему.

Седьмая заповедь

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны миротворцы. Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном.

Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога.

Восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды. Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что. мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное.

Девятая заповедь

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Продолжением восьмой заповеди, где говорится о притеснении за правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства. Господь обещает блаженную жизнь всем гонимым за веру.

Здесь сказано о высшем проявлении любви к Богу — о готовности отдать свою жизнь за Христа, за свою веру в Него. Этот подвиг называется Мученичеством. Путь этот высший, он имеет Великую награду. Путь этот указан Самим Спасителем. Он претерпел гонения, мучения, жестокие пытки и мучительную смерть, дав тем самым пример всем Своим последователям и укрепив их в готовности пострадать за Него даже до крови и смерти, как некогда Он пострадал за всех нас.

Мы знаем, что Церковь стоит на крови и стойкости мучеников. Они победили языческий, враждебный мир, отдав свои жизни и положив их в основание Церкви.

Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно воздвигает новые гонения на христиан. И когда к власти придет антихрист, он так же будет гнать и преследовать учеников Христовых. Поэтому каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповедничества и мученичества.

Заповеди блаженства – содержание и смысл

Что такое заповеди блаженства?

Заповеди блаженства – духовно-нравственные поучения Иисуса Христа, озвученные Им во время Нагорной проповеди. Она была произнесена Спасителем перед людьми на холме в окрестностях галилейского города Капернаум. Это событие описано в главах 5-7 Евангелия от Матфея. В сокращённом виде Нагорная проповедь также излагается в Евангелии от Луки (Лк. 6:12-49).

Нагорная проповедь содержит основные положения христианского учения. Например, идеи всепрощения, непротивления злу, любви к ближним. Также во время этой проповеди Спаситель научил людей Молитве Господней («Отче наш»). Некоторые выражения из той речи Христа стали крылатыми («соль земли», «свет мира»).

Начинается же проповедь девятью заповедями блаженства. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл называет их декларацией христианских нравственных ценностей:

«Здесь содержится всё необходимое для того, чтобы человеку обрести счастье и полноту жизни».

Блаженство в христианстве

Тем, кто ищет информацию по теме «заповеди блаженства: толкование», необходимо знать, что такое блаженство в христианском понимании. Это высшее состояние человеческого бытия, которое достигается с помощью благодати Святого Духа. Это преодоление своего греховного естества и единение с Богом (обожение). Преподобный Исидор Пелусиот в «Письмах» учил, что основанием блаженной жизни служит «умерщвление страстей, вожделеннее и славнее которого ничто быть не может».

Блаженство – это высшая, истинная радость человека, счастье его как творения быть в гармоничном общении со своим Творцом. Изначально человек находился в единении со Всевышним. Однако грехопадение построило между ними преграду. В нашу жизнь вошли зло и страдания. Бог воплотился и в страданиях искупил грехи человечества именно для того, чтобы нам вновь стало доступно блаженство общности с Ним.

Заповеди блаженства с объяснениями

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Под духовной нищетой подразумевается смирение и осознание своего истинного греховного состояния. Победить грех и обрести спасение возможно только при помощи Божьей благодати. А она даётся только смиренным людям. Чтобы принять в себя Святого Духа, человеку нужно освободиться от гордыни и эгоизма, которые мешают покаянию. Смирение – это не слабость, униженность или забитость. Это великая духовная сила, которая преображает и спасает душу человека.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Если человек переносит страдания со смирением, то он духовно очищается и приближается к Богу. Также слёзы могут быть результатом покаяния человека, его осознания собственной греховности и отчуждённости от Бога.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Подлинную кротость нельзя путать с приниженностью и слабостью. Кротость – это спасительный плод смирения, любви к ближнему. Это покорность Богу, терпение и великодушие, которые свойственны только духовно сильному человеку.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Господь учит нас, что ни человеческое счастье, ни духовное блаженство невозможны без правды. Отец лжи – дьявол. Грехопадение Адама и Евы было совершено под влиянием его лжи. И если она есть в нашей жизни, значит, мы служим злу. Высшая правда, Истина – это Христос. Служение правде и поиск Истины приближают человека к Богу.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Господь призывает нас совершать для ближних дела любви. Они уподобляют человека Богу. Милостивые люди будут оправданы на Страшном Суде. Те же, кто не творил добрых дел, оправдаться не смогут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Эта заповедь учит нас, что Богопознание возможно только для чистого сердца. Господь не открывается грешнику. От Бога нас отдаляют не только греховные поступки, но даже дурные мысли. Человек с нечистой душой является потенциальным совершителем видимых грехов. Поэтому христианину необходимо следить за своими помыслами.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Господь не только предостерегает от ненависти, но и призывает освобождать от неё других людей. Православным христианам следует утверждать вокруг себя дух любви и согласия. Подлинное миротворчество нередко оборачивается для миротворца скорбями: непониманием, осуждением, хулой и т. п. Поэтому эта добродетель требует самопожертвования и мужества. Тех, кто выстоит до конца, Господь назовёт Своими сынами.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Спаситель призывает нас к стойкости и говорит, что преданные правде обязательно обретут утешение в Вечной жизни. Путь настоящего христианина – это путь воина Христова, который готов пострадать за Истину. Он всегда будет победителем, поскольку Бог и правда сильнее дьявола и лжи.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Последняя заповедь блаженства говорит о высшем христианском подвиге – готовности отдать свою жизнь за веру в Христа. Этот подвиг называется мученичеством. Мученик становится самым сильным свидетельством истинной веры для других людей. За это он получает высшую награду от Бога. Мученик уподобляется распятому Христу, который своей смертью искупил грехи человечества. Раннехристианский богослов Тертуллиан писал:

«Кровь мучеников есть семя христианства» («Апологетик»).

Заповеди Ветхого и Нового Заветов

Как связаны ветхозаветные 10 заповедей и новозаветные 9 заповедей блаженства? Первые были даны Богом еврейскому народу во время его Исхода из Египта. Пророк Моисей получил заповеди на горе Синай. Патриарх Кирилл отмечает, что это был

«некий минимум личной и общественной морали, без соблюдения которого утрачиваются устойчивость человеческой жизни и общественных отношений».

Христос родился в то время, когда народ Израиля во многом утратил подлинное понимание Закона Моисея. Изначально краткие и понятные Божественные предписания с веками обросли многочисленными второстепенными правилами. Бытовые и обрядовые нормы постепенно заслонили собой суть Откровения.

Заповедями блаженства Господь отнюдь не отменяет закон Моисея: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Спаситель напоминает людям о самом главном, а также обновляет и дополняет содержание ветхозаветного Закона. В Иисусе Христе воплотилось максимальное и подлинное исполнение Закона и его преодоление. Христос явил нам идеал праведной жизни и совершил всё, что предсказывали о Нём ветхозаветные пророки. Он расширил и возвысил смысл заповедей Ветхого Завета, указав людям путь к совершенству. Вот что об этом пишет архиепископ Феофилакт Болгарский:

«Христос исполнил все заповеди Закона, ибо не сотворил беззакония и не было лести в устах Его. Он исполнил Закон и в другом отношении, то есть восполнил его, ибо Он полно начертал то, чего Закон дал только одну тень. Подобно живописцу Он не изглаждает первоначального рисунка, но дополняет его» («Толкование на Евангелие от Матфея»).

Профессор богословия Александр Лопухин в «Толковой Библии» пишет:

«Иисус Христос наполнил и исполнил ветхозаветный закон совершенно Своей собственной личностью, жизнью, Своим учением, где разъяснил абсолютные истины религии и всеобщие принципы нравственности. При таком исполнении осталось неприкосновенным все, что имело прочную ценность и значение в ветхозаветной религии».

Уникальность и значимость заповедей блаженств

Христос призывает людей к совершенно новому уровню духовной жизни. Заповеди блаженства учат уже не тому, как уберечь душу от греха, а тому, как наполнить её Святым Духом. Это призыв к добродетелям, к совершенствованию и спасению.

Священник Константин Галериу отмечает, что Моисеев Закон во многом был перечнем запретов, которые помогали человеку не упасть вниз, во зло. Заповеди же блаженства «указывают противоположный путь – вверх». Они помогают человеку взойти к Богу и вечной жизни. Также священник обращает наше внимание на то, что Моисеев Закон был дан лишь одному богоизбранному народу Израиля. Именно в нём должен был родиться обещанный Спаситель. Новозаветные же заповеди Христос даёт для всего человечества.

Моисеев закон и блаженства Евангельские были даны на горе, что символизирует откровение свыше. Однако ветхозаветные заповеди по грехам людей были открыты им через пророка и в грозных обстоятельствах – во время грома и молний (Исх. 19:16). Заповедям же блаженства люди были научены лично от Господа. Это откровение было не суровым, а исполненным любви и кротости Бога, Который ради нас стал человеком.

Итак, заповеди Нагорной проповеди можно назвать «нравственным прорывом» в истории человечества. Они позволили человеку обрести некогда утраченное блаженство единения с Богом. Доктор богословия Алексей Осипов отмечает:

«Заповеди, данные через Моисея, – это некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства – открытая перспектива жизни в Боге. Но без исполнения первого второе, конечно же, невозможно.

Заповеди блаженства – это изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Не отменяя ветхозаветные заповеди, они возводят сознание человека к истинной цели его бытия: Бога узрят, ибо блаженство есть Сам Бог».

Значение Заповедей Блаженства

Суть и значение Заповедей Блаженства состоит в том, что они раскрывают человеку назначение счастья и указывают в жизни путь, по которому должен идти человек, чтобы достичь счастья. Поэтому эти заповеди и называются заповедями Блаженства, то есть счастья, радости. О том, что называется и является счастьем, существуют многочисленные пояснения и подробные теории во всех философских системах мира и во всех религиозных вероучениях. В панораме философской мысли мира встречаются и взаимоисключающие понятия о счастье. Но в подавляющем большинстве случаев люди мира под счастьем понимают «чувство и состояние высшего удовлетворения» (C. И. Ожегов «Словарь русского языка» изд. 22-е, ст.782).

В большинстве философско-религиозных систем, счастье это состояние наивысшей радости, блаженства. В девяти заповедях Блаженства раскрывается христианский взгляд на то, что такое счастье. В этих заповедях говорится о том, как понимает счастье Иисус Христос. Если основываться на принципе, что счастье есть удовлетворение наивысшей потребности, то есть заветной цели в жизни человека, то поскольку цели у разных людей различны, то и форма удовлетворения, то есть предметы достижения цели будут различны. Например, один человек под счастьем понимает женитьбу на знаменитой красавице, другой видит счастье в богатстве, третий в приобретении власти или славы. Но в любом случае счастье как философско-психологическая формула представляет собой удовлетворение наивысшей потребности достижения заветной цели, приносящей человеку наивысшую радость, удовлетворение, то есть ярко выраженную положительную эмоцию.

Но достижение счастья в виде приобретения богатства, власти, славы, здоровья представляет собой быстро проходящие кратковременные явления. Такое счастье и призрачно и не прочно, так как богатый человек может обанкротиться, здоровый, несмотря на соблюдение всех систем и тренировок, дающих здоровье, может внезапно заболеть, властелин может потерять власть и славу и т. д. Христос как бы говорит о том, что такие явления, (к которым стремятся люди и видят в них счастье) как деньги, власть, красота, временны и имеют быстротечный характер. Такое счастье, при достижении которого человек испытывает радость, являются не подлинным, так как дает кратковременное удовлетворение.

Истинное же счастье должно быть вечным, непреходящим. По учению Иисуса Христа таким счастьем есть Царство Божие. Только тогда человек будет истинно счастлив, когда будет жить в мире с Богом, когда станет членом Царства Божьего. Тогда Господь будет заботиться о таком человеке и будет удовлетворять все его потребности и желания. И такой человек ни в чем не будет знать нужды и будет защищен рукой Господней от бед и страданий. «Бог же силен обогатить вас великой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело”( 2Кор.9:8 ). Путь в Царство Божие начинается уже здесь в земной жизни человека, а продолжается и окончательно завершается на небе в вечности. Счастье в Царстве Божием не имеет конца, оно не временно, как человеческие кратковременные радости, а вечно и совершенно. Его никто не может отнять или украсть у человека, оно не зависит от случайностей. Такое счастье, по учению Иисуса Христа, есть Вечное Блаженство, Совершеннейшее Благо, воплощение Добра Красоты и Вечной Любви.

Итак, истинное счастье это соединение человека с Богом, когда в душе человека живет Господь. А достижение такого счастья это исполнение Законов Божиих, выражающихся в совершении добрых дел, то есть жизнь человека в помыслах и поступках, подчиненных учению Иисуса Христа. Ибо «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» ( Еккл.8:5 ). Согласно христианским представлениям, основы духовной жизни человека ясно и кратко изложены в девяти Заповедях Блаженства. Эти заповеди являются четким руководством для человека, который идет по пути спасения.

В Святом Евангелии ясно сказано, что только тот человек сможет войти в Царство Божие, который исполняет учение Христа, в том числе соблюдая девять Заповедей Блаженства. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Матф.7:21 ). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лука 6:46).

Поэтому к Заповедям Блаженства христиане относятся с большим почтением. На протяжении всего христианства эти заповеди старательно пояснялись различными конфессиями и церквями. В православной церкви на литургии эти заповеди поются в тот момент, когда Святое Евангелие торжественно вносят в алтарь, что обозначает Святость этих заповедей, как и самого учения Христова.

Девять заповедей блаженства и их значение

Каждому христианину приходилось слышать о 9 заповедях блаженства, многие даже знают их наизусть, а вот значение каждой из них знакомо далеко не каждому. Чтобы в полной мере понять, что означает каждая из заповедей блаженства и почему эти заповеди являются очень важными для человека, данную тему стоит рассмотреть более подробно.

Заповеди блаженства – что это и для чего они даны? 9 заповедей блаженства Первая заповедь Вторая заповедь Третья заповедь Четвертая заповедь Пятая заповедь Шестая заповедь Седьмая заповедь Восьмая заповедь Девятая заповедь

Заповеди блаженства – что это и для чего они даны?

Заповеди давались людям еще во времена Ветхого Завета Богом для того, чтобы уберечь их от всего зла и негатива, который существует вокруг. Заповеди – это своего рода предупреждение, которое говорит об опасности греха, рекомендуя держаться от него подальше. Кроме 10 заповедей Старого Завета, в Новом Завете, Иисус Христос, чтобы возвести людей на новый духовный уровень и научить их любви, дал еще и 9 заповедей блаженства. Эти заповеди ни в коем случае не отменили тех, которые Господь дал Моисею, а только позволили человеку понять, что ему стоит делать, чтобы достичь совершенства и еще больше приблизиться к Богу.

Заповеди блаженства были озвучены человечеству в Нагорной проповеди Спасителя, где Он подробно разъяснял, как должен строить свою жизнь настоящий христианин. Данные заповеди говорят людям не о запрете греха, как 10 заповедей Старого Завета, а о том, как христианин должен достигать блаженства и совершенства, какие добродетели могут приблизить человека к Господу, как каждый может найти истинную радость. Эти заповеди очень удачно дополнили 10 заповедей, данных людям в Старозаветные времена, что в сумме позволило человеку понять, каких грехов он должен остерегаться и, что должен делать, чтобы достичь духовного совершенства и максимально приблизиться к Богу.

9 заповедей блаженства

Спаситель дал людям 9 заповедей блаженства, каждая из которых имеет свой смысл и свое значение и, именно это значение сейчас будет рассмотрено более подробно.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

В первой заповеди блаженства говорится о том, что нужно быть нищим духом для того, чтобы попасть в Царствие Небесное. Да, многие могут сказать, что вместо слова «нищие», Иисус мог бы сказать «смиренные», но не сделал Он этого, поскольку первый вариант имеет более глубокий смысл. Быть нищим духом – это означает, бояться Заповедей Господних и трепетать перед ними.

Именно духовная нищета считается смирением, обозначает виденье своего истинного состояния, понимания человеком, что он полностью зависит от Бога и, все, что он имеет в жизни, даровал Всевышний. Даже будучи богатым человеком в жизни, человек должен оставаться нищим духом, со смирением принимая все, что дает Бог, используя все дары для служения Господу и людям. Эта заповедь говорит о том, что если человек будет понимать, что все его материальные блага и таланты даны Богом, будет использовать их для службы Господу и людям, а также общего блага, то он сможет спасти свою душу.

Вторая заповедь

Вторая заповедь блаженства говорит о том, что, когда человек искренне плачет от раскаянья, осознавая свои грехи, он сможет быстрее приблизиться к Господу. Именно грехи мешают быть рядом с Богом, а если есть искреннее раскаянье, человек начинает чувствовать свою немощь и потребность в общении с Господом, просит прощения у Всевышнего со слезами на глазах, то может избавиться от тяжести зла. Слезы сострадания и сопереживания ближним также считаются блаженными и помогают приблизиться к Богу.

Третья заповедь

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Эта заповедь говорит о том, что приближенными к Богу являются люди, имеющие спокойный, мирный и тихий дух. Такие люди имеют мир в душе и полностью покорны Воли Божьей, с радостью служат ближним и спокойно принимают все трудности. Многие святые часто говорили о том, что смирение оказывается более спасательным, чем вражда и войны, поэтому быть спокойным и мирным очень важно, чтобы сблизиться с Богом.

Четвертая заповедь

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Четвертая заповедь блаженства говорит о том, что человек должен каждый день желать правды так же, как он хочет есть и пить. Человек должен желать именно высшей Божественной правды и иметь желание удовлетворить эту жажду полностью. Высшей правдой и истиной для человека является Сам Христос, поэтому каждый человек должен искать смысл жизни в Боге. В поисках Божественной правды, христианин должен постоянно читать и изучать Священное писание, насыщая свою душу и приближаясь к Господу.

Пятая заповедь

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Пятая заповедь говорит о том, что мы должны быть милостивыми и милосердными по отношению к близким, то есть, творить дела любви. Делая близким добро с любовью, мы приближаем себя к Богу и получаем от Него большую ласку. Любовь к ближним должна быть именно бескорыстной, помогать людям стоит, не ожидая ничего взамен, ведь только тогда мы докажем, что сотворены по образу Божьему, живем по Его заповедям и достойны войти в Царствие Небесное. Если мы будет милостивы к ближним, то и Господь помилует нас, несмотря на несовершенство и, об этом стоит помнить всегда.

Шестая заповедь

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Шестая заповедь блаженства говорит о том, что наши разум и сердце должны быть чистыми от греховных помыслов и желаний. Для христианина очень важно избегать греха не только физически, но и мысленно, ведь реальные греховные действия начинаются именно с плохих мыслей. Нечистота души является не меньшим грехом, чем нечистота телесная, поэтому ее стоит избегать.

Седьмая заповедь

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Эта заповедь говорит о том, что мы должны жить в мире с другими людьми и примирять тех, кто ведет между собой вражду. Мир и хорошие отношения между людьми на земле радуют Отца Небесного и позволяют человеку достичь духовного совершенства. Человек, который живет в мире с другими и пытается примирить враждующих, не только сам получает удовольствие, но и совершает Богу угодное дело, поэтому может стать наследником Его Небесного Царства.

Восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Эта заповедь напоминает христианину, что, желая быть с Богом, он становится на путь воина Христова, который является сложным и трудным, не всегда понятным для других. Человек, являющийся истинным христианином, может не восприниматься другими, его могут игнорировать, презирать и даже пытаться убедить отойти от Бога, но он, как истинный воин Христовый, не должен поддаваться никаким манипуляциям и страхам, до конца оставаясь верным Господу. Если человек не поддался искушениям современного мира и живет, как угодно Богу, то он заслуживает быть в Царстве Небесном.

Девятая заповедь

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Девятая заповедь блаженства удачно продолжает восьмую. В ней говорится о том, что христианин должен быть готов столкнуться с непониманием со стороны и даже притеснением за правду Божью, но земные гонения за веру будут вознаграждены вечной радостью в Небесном Царстве. Эта заповедь говорит о высшем проявлении любви к Богу, которое может проявляться даже в готовности отдать жизнь за истинную правду, что является действительно высшим путем к блаженству и имеет большую награду.

Заповеди блаженства. Девять заповедей Иисуса Христа

Многие слышали про заповеди Иисуса Христа, заповеди блаженства. Многие знают, что их всего девять. Но какие они? Чему они учат? Чем заповеди блаженства отличается от заповедей, который даны были Моисею на горе Сион? Подробнее об этом Вы сможете узнать из статьи!

Заповеди Иисуса Христа

Девять заповедей блаженства

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?

Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).

О чем говорится в заповедях блаженства?

В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Блажени — счастливы. Нищий духом — унижающие себя. Яко — потому что.

В ней говорится о том, что нищии духом, т. е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

Тии — те.

В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии, т. е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.

Третья заповедь Божия:

Кротцыи — кроткие, смиренные.

Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Четвертая заповедь блаженства:

Алчущий — хотящие есть. Жаждущий — хотящие пить. Правда — оправдание, добро.

В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т. е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.

Пятая заповедь блаженства:

В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т. е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

Шестая заповедь блаженства:

Узрят — увидят.

Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т. е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.

Седьмая заповедь блаженства:

Нарекутся — назовутся.

В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.

Восьмая заповедь блаженства:

Изгнани — изгнанные, гонимые.

В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.

Девятая заповедь блаженства:

Егда — когда. Поносят — ругают. Ижденут — выгонят. Рекут — скажут. Глагол — слово. Зол глагол — злое слово. Лжуще — говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда — награда.

Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.

Читайте также

Оцените статью
Добавить комментарий