Нагорная проповедь /

Нагорная проповедь /

Нагорная проповедь

(см.: Мф, гл. 5–7)

Господь часто и подолгу учил людей. Когда слава о Нем распространилась по всей Палестине и люди из Галилеи, Десятиградия, Переи, Иудеи и Иерусалима стекались послушать его, Господь однажды взошел на гору. Народ окружил Его, а у ног Его сели ученики. И Господь Иисус Христос начал учить их.

Блаженства евангельские

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Господь называет Своих учеников солью земли: Вы — соль земли. Соль предохраняет пищу от порчи, она придает пище вкус. Так ученики Христовы должны своей жизнью предохранять мир от нравственного разложения, своим присутствием они должны придавать существованию мира смысл и значение.

Господь называет Своих учеников светом мира: Вы — свет мира. Зажженный светильник не прячут под сосуд, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Но Господь называет Светом мира и Себя (см.: Ин 8, 12). Кто следует за Ним, получает от Него этот свет жизни, которым христианин может просвещать и других. Свет этот — добрые дела и любовь.

Ветхий закон и закон любви

Господь продолжал учить:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон Моисеев или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить».

Исполнить здесь значит не только выполнить, но и восполнить. Не отменяя духовного воспитательного смысла нравственных постановлений закона, Господь дает им новое, более высокое понимание.

«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали древнюю заповедь: “Не убивай, кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего напрасно, уже подлежит суду как убийца».

В Ветхом Завете существовал закон о возмездии. Он ограничивал человеческую мстительность: если человеку был нанесен определенный урон, то в ответ человек мог нанести обидчику не больший вред, а только равный. Но Господь говорил:

«В законе сказано: “око за око и зуб за зуб” (Лев 24, 20). А Я говорю вам: если кто-то оскорбил тебя, ударив по правой щеке, подставь ему левую. Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: Любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас. Таким образом вы будете сыновьями вашего Небесного Отца, Который повелевает восходить солнцу и над злыми, и над добрыми, Который посылает дождь на праведных и неправедных. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Как творить милостыню, молитву и пост

«Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Когда творишь милостыню, не труби перед собою. Если тебя будут прославлять люди, то ты уже получил награду свою. Твори милостыню тайно, и Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно (выделено нами. — Авт.).

И, когда молишься, не веди себя лицемерно, молясь напоказ. Ты, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры. Они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися, и тем самым их тщеславие уже получает свою награду. Постись не напоказ, но пред твоим Небесным Отцом, Который, видя тайное, воздаст тебе явно».

О богатстве и земных попечениях

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где их портят моль и ржавчина, и где воры могу пробраться и украсть их, но собирайте себе сокровища на небе».

Сокровище, которое человек собирает себе на небесах, — это добрые дела. Все, что человек тратит на служение Богу и ближнему — силы, деньги, время, — преобразуется в богатство для небесной сокровищницы. Скопленное и сохраненное в этой жизни для себя в будущей жизни уже не пригодится.

«Никто не может служить двум господам. Кто служит двум господам, тот одного будет ненавидеть, а другого любить, одному будет угождать, а другим пренебрегать. Не можете служить Богу и маммоне (то есть богатству, земным благам). Поэтому говорю вам: не заботьтесь, что вам есть и что пить, или во что одеться. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что сам царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то не оденет ли Он и вас, маловеры? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Отношения с ближними

Об отношении с людьми Господь учил: «Не судите, да не судимы будете. Так же, как вы судите других, так будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам. И что ты смотришь на соринку в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Как ты можешь говорить твоему брату: “Дай я выну соринку из твоего глаза”, когда в твоем глазу бревно? Ты вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.

Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

О слушании и исполнении слов Христа

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем многие творили чудеса?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”.

Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».

Когда Господь окончил эти наставления, народ дивился учению Его, потому что Он учил их как имеющий власть над законом, а не как обычные учителя закона.

Толкование смысла Нагорной проповеди Иисуса Христа

Нагорная проповедь – это революционное, по своей сути, учение. В ней Иисус Христос сформулировал новые принципы отношений между человеком и Богом, свойственные только христианству. Проповедь замечательна тем, что в ней собрано все главное, что необходимо знать и делать христианину. Святой Евангелист Матфей полностью записал слова Спасителя, которым посвящены три главы Евангелия — с 5-й по 7-ю главы. Евангелист Лука приводит только некоторые части проповеди в 6-й главе своей книги.

Что такое Нагорная проповедь Определение понятия Значение в истории Текст проповеди История появления Место события Проповедник и слушатели Структура проповеди Заповеди блаженства Притчи о соли и свете Толкование Закона Молитва Господня Не судите, да не судимы будете Благость Небесного Отца и святость Толкования текста Видео

Что такое Нагорная проповедь

Нагорную Проповедь Ииссус Христос произнес в первый год Своего общественного служения, поднявшись на невысокую гору, расположенную на северном берегу Галилейского озера около города Капернаум.

Определение понятия

Нагорная проповедь — это собрание изречений Спасителя о принципах христианской морали. Начинается она с девяти Заповедей Блаженства (счастья), в которых изложен Новозаветный закон духовного возрождения. Далее говорится о том, что христиане призваны благотворно влиять на окружающее общество. Христос также подчеркнул, что его учение не отменяет, а дополняет ветхозаветные заповеди.

Господь на примерах объясняет, как надо оказывать милостыню ближнему, правильно молиться и поститься, чтобы угодить Богу. Иисус дарует людям слова молитвы «Отче наш», которую часто именуют «Молитвой Господней”. Она служит примером того, что не стоит говорить лишних слов. Всего несколько строчек вбирают в себя то главное духовное и материальное, в чем нуждается человек. Молитвословие «Отче наш» учит правильно распределять свои заботы, показывает, более важное и второстепенное в жизни. Затем звучит призыв к нестяжанию, смирению и надежде на Бога.

Также в Нагорном учении есть заповедь «не противиться злу», «подставить другую щеку» и Золотое правило. Фразы же «соль земли», «свет мира» и «не судите сами, да не судимы будете» стали крылатыми выражениями.

Значение в истории

В христианстве эта проповедь считается дополнением к запечатленным на скрижалях Десяти заповедям, которые Бог вручил Моисею на горе Синай. В ней отражены основные понятия и истины христианского учения.

В Нагорной проповеди говорилось много нового о смысле жизни человека, счастье и непреложных законах. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи пользовались исключительным правом толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном разъясняли с сточки зрения обрядов, внешнего соблюдения закона. Толкования фарисеи давали произвольные, с учетом собственной выгоды и корысти. Народ они презирали, считали его невежественной массой, которую бесполезно и не нужно просвещать.

Иисус Христос, наоборот, говорил просто и ясно, на доступном для простого человека языке, приводил для пояснения примеры, взятые из обычной жизни иудеев. Спаситель говорил о том, как людям надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света и Разума, Справедливости и Добра. Господь объяснял, что короткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. Достичь этой цели возможно через исполнение воли Божией, его заповедей, совершая добрые поступки.

Текст проповеди

Текст проповеди благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком путь к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно влияет на поступки и взаимоотношения людей в обществе, политическое устройство страны.

Совет Спасителя помогают формированию духовного облика человека, указывая путь к всестороннему совершенству (духовному и телесному), к улучшению как отдельной личности, так и всей мировой цивилизации.

История появления

Спаситель провозгласил свои заповеди во время странствий по Галилее, около 30 года нашей эры. В том, что Иисус говорил на горе, некоторые исследователи усматривают аналогию с восхождением Моисея на Синай. Таким образом, Христос выступает, как последователь, продолжатель дела ветхозаветного пророка

Место события

Гора, где была произнесено учение, названа «горой Блаженств». И хотя в данной части Галилеи нет гор, на западе от Галилейского озера существует несколько больших холмов. Некоторые исследователи Евангелия полагают, что более точный перевод с греческого звучит как «возвышенность», а не просто «гора».

Есть также версия, согласно которой Иисус Христос произнес свою речь в пещере на холме, где он сотворил чудо с хлебом и рыбой, неподалеку от Капернаума.

Проповедник и слушатели

Интересно, что по Евангелию от Матфея Иисус произносит проповедь сидя. Это может означать, что целевой аудиторией Нагорного выступления был не весь израильский народ: учителя в синагогах всегда сидели, преподавая учение. Таким образом евангелист подчеркивает, что ученики и апостолы были главными слушателями Христа.

Эта теория находит свое подтверждение в произведениях живописи — на картинах и иконах приближенные сидят подле Иисуса, а простые люди находится на отдалении, хотя и могут слышать произносимое.

Считается, что речь была адресована трем типам слушателей: приближенным, народу и всему человечеству, поэтому она и была записана.

Структура проповеди

Проповедь делится на восемь частей:

Введение — Христос исцеляет больного и лицезреть чудо приходят люди. Блаженства — основная часть учения, описывающая моральные качества человека, страждущего попасть в Царство Божие. Притчи о соли и свете — завершают заповеди и предваряют следующую часть. Объяснение закона — Иисус по-новому толкует заповеди Моисея. Осуждение лицемеров — тех, кто совершает благие дела напоказ. Молитва Господня — образец обращения к Создателю. Не судите, да не судимы будете — рассуждение о том, имеет ли право человек осуждать других людей. Благость Небесного Отца и Святость — завершение проповеди.

Заповеди блаженства

Моральное учение Христа посвящено способам достижения вершин христианского совершенства, чистоты помыслов, нравственности. Десять заповедей были даны людям были во времена Моисея, чтобы удерживать их от зла.

Заповеди же блаженства были сказаны ученикам, чтобы показать им, какие душевные качества должны они иметь, чтобы коснуться Бога и обрести святость.

Согласно заповедям Господним, блаженны:

    нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; плачущие, ибо они утешатся; кроткие, ибо они наследуют землю; алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; милостивые, ибо они помилованы будут; чистые сердцем, ибо они Бога узрят; миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; изгнанные за правду ибо их есть Царство Небесное; вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Притчи о соли и свете

Соль и свет — метафоры, используемые Христом в Нагорном учении. Они просты и доступны для понимания. Так, соль, потерявшая свою соленость не нужна людям, а свет должен освещать все, что происходит в доме.

Спаситель подчеркивает этим, что его учение должно носить наступательный характер и достигнуть ушей всех, кто живет в созданном Господом Доме, то есть на Земле.

Толкование Закона

Десять заповедей Ветхого Завета носят ограничительный, запретительный характер. Иисус, не отменяя Закон Моисея, расширяет его, придавая ветхозаветному учению более глубокий смысл.

Например, заповедь «не убий», до Христа понималась буквально. В учении Христа она получает более глубокий смысл: даже напрасный гнев, который может стать источником вражды с гибельными последствиями, является грехом и недопустим.

Это же распространяется на все девять заповедей. Не делай так, как делают лицемеры Христос резко осуждает культовые обряд ы, проводимые напоказ, ради людской похвалы, и утверждает, что внешние проявления любви к Богу не имеют смысла без искренней веры в душе.

По мнению Иисуса, люди не должны копить земные богатства, ища большей ценности — Царствия Небесного.

Молитва Господня

«Отче наш» является частью проповеди, посвященной лицемерам. Она — пример краткого и искреннего обращения к Богу, показывает, как следует молиться.

«Отче наш» основывается на глубоких исторических корнях. В частности, имеет параллели с Первой книгой Паралипоменон Ветхого Завета. Ко времени произнесения Нагорной проповеди необходимость дать человечеству конкретный текст давно назрела, поскольку даже верующие люди предпочитали решать проблемы напрямую — переговорами, войнами и прочими методами, не обращаясь за помощью к Богу.

Непререкаемый авторитет «Отче наш» основывается на том, что она дана нам самим Господом, через своего Сына.

Не судите, да не судимы будете

Этим изречением Иисус дает понять слушателям, что никто из людей не имеет права судить себе подобных, поскольку право это изначально принадлежит Богу.

— Не нужно осуждать других, тогда и сами не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить, — продолжает Господь.

Это следует читать таким образом: если люди будут снисходительны к проступкам других, то и Божий суд будет милостив по отношению к ним.

— И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? — говорит Спаситель.

Это означает, что человек любит подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочет и не может видеть гораздо больших грехов и пороков.

Благость Небесного Отца и святость

Иисус завершает Нагорную речь предупреждая людей о появлении лжепророков и подчеркивает, что человек не способен на добрые дела без участия Бога. Спаситель иллюстрирует свои слова примером мужа благоразумного, воздвигшего жилье на твердом основании и недальновидного — построившего на песке.

Толкования текста

Нагорное учение, при всей своей лаконичности, наполнено великим смыслом. Поэтому всегда вызывало у исследователей желание развернутого толкования. Один из самых сложных вопросов христианского богословия заключается в том, насколько учение вписывается в повседневную жизнь христианина.

Буквальное понимание Нагорной проповеди Иисуса Христа отвергает любые компромиссы. Если христианин, придерживаясь Писания, лишается земных благ, это не должно препятствовать выполнению учения Евангелия. Древние переписчики изменяли текст так, чтобы сделать проповедь максимально доступной для понимания. Гиперболическое толкование гласит, что принципы, провозглашенные Иисусом в его учении — только гиперболы, и в обычной жизни они не должны выполняться столь буквально. Согласно методу основных принципов, Иисус не предлагает слушателям инструкции к выполнению, а лишь определяет основные положения, которых следует придерживаться в повседневной жизни. Римская католическая церковь придерживается двойственного толкования, считая, что учение относится как к общим положениям, так и частным случаям. Исполнение первых — обязательное условие спасения, а вторые предназначены для совершенствующихся в Боге клириков и монахов. Мартин Лютер разделяет существование человека в духовное и материальное. Он считал, что безоговорочно наставление имеет отношение только к духовности. Во временном, материальном мире обязанности человека перед семьей, обществом и властью толкают на поиски компромисса. Пристальное чтение Писания указывает, что понимание ряда самых радикальных указаний Нагорного учения объясняется другими местами Нового Завета. Толкование, суть которого можно описать фразой «не для чего поступаешь, а как поступаешь», появилось в XIX веке. Суть его заключается в важности не того, что делает человек, а того, каким духом пропитаны его поступки. Альберт Швейцер — автор толкования вре́менной этики. С его точки зрения, Иисус был убежден, что Армагеддон наступит в ближайшее время, и поэтому материальная жизнь его не интересовала.

Видео

Отрывок из фильма, где Иисус излагает важнейшие постулаты своего учения.

Нагорная проповедь, суть христианства

Знаменитая нагорная проповедь Иисуса суммирует все учение христианства. Если у человека нет времени читать всю Библию или даже один Новый завет, или даже одно Евангелие (благовествование), он может читать Нагорную проповедь. Человек найдет в ней емкое, завершенное понимание христианства, которое сможет постоянно углублять.

Мы надеемся, что эта книга принесет пользу и тем, кто только интересуется духовной жизнью, и тем, кто уже достаточно развит в этом плане.

Нагорная проповедь названа так потому, что провозглашена с горы. Большинство проблем человечества исходят из-за духовного голода, и слушая о Всевышнем Господе, создателе всего сущего, можно утолить эту главную потребность жизни.

Иисус обращался к людям с горы, расположенной недалеко от Капернаума, но Он мог говорить и с любой другой горы. Сегодня те, кто хорошо усвоил идеи духовной жизни, могут говорить с таких “гор”, как интернет-сайты, радио, телевидение, газеты и так далее.

В полном виде Нагорная проповедь содержится только у евангелиста Матфея (Левия), который первый и записал Его учение. Части Нагорной проповеди встречаются также у Луки. Записав Евангелие, Матфей долгое время проповедовал в Палестине среди евреев, а затем распространял духовное послание в других странах, и был убит в Эфиопии.

К сожалению, материальный мир населяют живые существа, стремящиеся забыть о Боге, для строительства своего отдельного личного счастья. Поэтому обитателям этого мира особо никогда не нравится слышать, что существует кто-то более великий и могущественный, чем они. Как и другие проповедники истории Иисус и многие его ученики были гонимы и казнены.

Тем не менее, главное, ради чего пришел Сам Иисус – Его послание – осталось. И даже спустя две тысячи лет каждый может извлечь из него то же самое благо, как если бы говорил с Иисусом лицом к лицу.

1-2
«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:»
Для получения любого знания нужно пойти к опытному человеку, который уже сведущ в нем. Точно так же духовной жизни можно научиться у духовного учителя, который в какой то степени, или в идеале — в полной — усвоил принципы вечной жизни. Духовное образование похоже на обычное. Учитель объясняет желающим о Боге, и слушатели стараются понять, и если им что-то не вполне ясно, задают вопросы. Опытный духовный учитель видит, что могут и чего не могут понять конкретные люди, и дает им уроки соответственно их способностям.

3-4
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Блаженны (счастливы) – так как обретут награду. Нищие духом — означает, смиренные, терпеливые, то есть достойные принять дар, обрести. Общий смысл таков, что если человек желает духовной жизни, Бог помогает ему.

5-6
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Те, кто желают — получают. Мир реален, поскольку его источник также реален, и познаваем. Хотя Бога невозможно познать полностью, так как его Величие безгранично, принципиально понять Его можно. И поскольку Всевышний Господь Величайший, говорить о Нем, познавать Его — самое важное дело в жизни. Нет ничего важнее этого.

7
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Что посеешь – то пожнешь, таков закон справедливости. Те кто милостивы (милосердны) к другим в материальном отношении, получают материальное вознаграждение. А те кто милосердны духовно, то есть говорят о Боге – получают все виды вознаграждений: и духовное и материальное.

8
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Всевышнего Господа можно увидеть с помощью духовного зрения. В писании есть утверждения, что Бога видеть невозможно — для материалистичных людей, жаждущих увидеть Его материальными глазами. Новичкам в духовной жизни нужно понять, что Бог нематериален, и когда они понимают, что существует дух, духовная форма, тем же людям говорится, что видеть Бога возможно.

9
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
У Всевышнего Господа много сыновей, о чем многократно упоминается в Библии. Бог – вечный Отец всех живых существ, и в широком смысле, все Его сыновья. Тем не менее, когда человек осознанно стремится понять Бога, Он сам помогает ему, признавая его таким образом.

10
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
В материальном мире все более или менее относительно, тем не менее, духовные ценности или духовная правда, абсолютна. Царствие Небесное или духовный мир – не аллегория, он существует, и те, кто думают о нем, достигают его по милости Господа.

11-12
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
Материальное царство все находится более или менее в компетенции дьявола, или безбожия. В какой бы стране или момент времени не появился проповедник, основная масса людей считает его помехой своим планам. Не стоит этому удивляться, это закономерно.

13
«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».
Проповедь – самая сложная, но самая важная часть духовной жизни. В какой-то посильной мере каждый человек должен учиться слушать о Боге и проповедовать.

14-16
«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Нет никого больше, чем Бог, или равного Ему в чем-либо, поэтому знание о Нем – лучшее и из всех обретений. Оно сравнивается со светом, или например, прекрасным плодом, который нужно обязательно раздавать другим.

17
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Дух един и духовное знание едино. Принципиально все пророки и святые говорят об одном и том же – что Бог существует и нужно стремиться познать и полюбить Его. Однако, люди с узким мышлением, впечатляясь разницей в некоторых фразах, считают, что пророки говорят о разном, или даже о противоположном. Такие люди ошибаются.

18
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».
Прейдет, то есть закончится. Священное писание описывает мир объективно, в отличие экспериментального человеческого знания, которое ошибочно в той или другой степени. Тем не менее, самонадеянные люди, беря за истину относительные «научные» данные, считают, что они правы, а Библия например, или другое священное писание, полно ошибок.

19
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».
Истина и критерий истины – у Бога, или в Царстве Небесном, а не у людей. По этой причине развитые в духовном плане личности заботятся о соответствии оценкам священного писания, и не особо заботятся об оценках людей с мирскими интересами.

20
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Книжники – имеющие формальное образование переписчики, и фарисеи – направление в религии, особо выделявшие моральный облик, “безупречность”. Ставить превыше Бога относительное мирское образование или даже нравственность – достаточно типичные заблуждения, наблюдаемые и сегодня. Хотя и образование и нравственность достаточно важны на определенном этапе личного развития, Абсолютную истину с их помощью не понять даже в теории. Господь – источник всего, и не зависит ни от чего. Его можно понять, лишь внимая Ему Самому.

21-22
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “негодный”, подлежит Верховному судилищу; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной (ад)».
Бог справедлив и создал справедливые законы. Справедливость – означает мера за меру. Сколько человек отнимает, столько он и должен вернуть. Так в справедливом государстве убийца должен быть казнен, и любое незаслуженное действие в отношении другого, наказуемо соответственно ущербу.

23-24
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
У каждого существа собственная индивидуальность, свои собственные отношения с Богом, окружающим миром. Поэтому стоит быть осторожным, чтобы не притеснить кого-то понапрасну. Если такое произошло, свою вину нужно заглаживать перед конкретным человеком. Не стоит думать, что можно намеренно грешить против других и потом получить прощение у Бога. Господь может простить за действия в свой адрес, но не за действия в отношении других.

25-26
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (мелкая монета)».
Примирение с другими хорошо даже для обычной спокойной жизни. Бог справедлив, поэтому в Его детях, обычных людях, также есть это стремление к справедливости. Они пытаются поймать и изобличить того, кто творит нехорошее. Жизнь праведников наполнена счастьем, а грешников – полна тревог.

27-28
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
И чистота, и загрязнение исходит из ума. Если человек, например, смотрит на женщину без вожделения, то он чище того, кто смотрит с вожделением, или даже того, кто находится вдали от женщин, и не смотрит, но думает о них с вожделением. Целомудрие – это больше состояние ума, чем тела.

29-30
«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (ад). И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
Очень логично. Свои разум, глаза, руки, ноги и все остальное необходимо употреблять для познания Всевышнего Господа, источника всего сущего. Так наш разум, руки, ноги и остальное становятся оторваны от эгоистической занятости для себя, или соблазнения, и наша жизнь очищается.

31-32
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Если жена не верна мужчине, и не желает исправляться, он может оставить ее. Но если она верна ему, ли, по крайней мере, старается, но мужчина просто ищет более комфортной жизни где-то в другом месте, и оставляет жену, он поступает неправильно.

33-36
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно
Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным».
В более древнее время люди могущественнее и мудрее, поэтому давали клятвы, которые могли исполнить. Со временем из-за увеличения безбожия, они в ощутимой мере потеряли разум и хорошие качества, и, соответственно, способность держать слово. Когда человек слаб, ему лучше не клясться вовсе.

37
«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (сатана)».
Если человека спрашивают о том, что он может или не может сделать, лучше отвечать кратко и ясно, например – да, нет.

38-39
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»;
Способность прощать можно рассмотреть как проявление силы. Слабый или материально заинтересованный человек не может по-настоящему прощать, тогда как для достаточно возвышенного человека это возможно. Нецивилизованного человека возвышает принцип справедливости, или «мера за меру», и когда он становится цивилизован, далее он может понять еще более возвышений принцип – прощение. Эти принципы продолжают один другой.

40-42
«И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся».
Если человек стремится ко все большим материальным обретения, ему рекомендуется жертвовать другим хотя бы часть своего имущества. Помогать нуждающимся – благородно, плюс к этому человек обретает опыт того, что счастье исходит изнутри, от души, а не от количества имущества.

43-44
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
С духовного уровня человек видит, что все живые существа – сыновья одного Высшего Отца, так что он в целом хорошо относится к каждому.

45
«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Господь беспристрастно смотрит на материальные богатства и никому не завидует. Такие же качества обретают его слуги.

46-48
«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (сборщики податей)? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Всевышний Господь в совершенстве мудр, великодушен и независим, нет никого выше или равного Ему в совершенствах.

В чем суть Нагорной Проповеди?

Цель Нагорной Проповеди – призыв к христианской контркультуре

«Не уподобляйтесь им». Матфея 6:8

Нагорная проповедь, вероятно, является наиболее известной частью учения Иисуса, хотя, по–видимому, наименее понятой и уж наверняка труднее всего выполнимой. В этой проповеди Иисус очень точно выразил то, что Он ждет от Своих последователей: какими они должны быть и что им следует делать.

Мне кажется, что выражение «христианская контркультура» предельно ясно отражает Его намерение и четко определяет Его вызов современному миру. Давайте объясню почему.

Годы, последовавшие за окончанием второй мировой войны в 1945 году, были отмечены наивным идеализмом. Жуткий кошмар был позади. «Восстановление» стало всеобщей целью. Шесть лет разрушения и уничтожения принадлежали прошлому; задача же состояла отныне в построении нового общества, основанного на сотрудничестве и мире. Однако разочарование всегда идет рука об руку с идеализмом — разочарование не разделяющих идеала, или (хуже) противостоящих ему, или (еще хуже) его преследующих. Разочарование в том, что есть, подкармливало идеализм того, что могло бы быть.

Мы проходили, кажется, через десятилетия разочарования. Каждое новое поколение было недовольно миром, который достался ему в наследство. Иногда реакция была наивна, но искренна. Так, например, те, кто приносил цветы и расписывал плакат «Любите, а не воюйте», не смогли положить конец ужасам Вьетнама, хотя их протест и не остался незамеченным. Иные сегодня отвергают чрезмерное западное изобилие (которое, сдается, только разрастается за счет загрязнения окружающей среды, эксплуатации развивающихся народов или за счет того и другого одновременно) и демонстрируют свой протест тем, что живут просто, одеваются скромно, ходят босиком и избегают избытка. Вместо подделок буржуазного общества они ищут подлинных взаимоотношений любви. Им чужда поверхностность как нерелигиозного материализма, так и религиозного конформизма, ибо они чувствуют, что существует некая «реальность», гораздо большая, нежели эти банальности, и они ищут это ускользающее «трансцендентное» измерение в медитации, наркотиках и сексе. Они испытывают отвращение к общепринятому представлению о жизни как о гонках и за большую честь почитают устранение, нежели участие. Все это — симптомы неспособности младшего поколения приспособиться к status quo и акклиматизироваться в господствующей культуре. Они не дома. Отчуждены.

В поисках альтернативы они используют термин «контркультура». Этот термин включает в себя широкий набор идей и идеалов, опытов и целей.

Христиане считают эти поиски альтернативной культуры одним из наиболее обнадеживающих, даже волнующих знамений времени. Ибо мы узнаем в этом действие того Духа, Который перед тем, как стать Утешителем, сначала вызывает волнение, и мы знаем, к Кому приведет их этот поиск, если он только найдет свое завершение. Знаменательно и то, что Теодор Рошак, подыскивая слова для выражения реальности, которую ищет современная молодежь, и, стараясь быть объективным, чувствует себя обязанным опереться на слова Иисуса: «Что в том человеку, который приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

Однако наряду с надеждой, возникшей у христиан в связи с подобным проявлением протеста и поиска, также присутствует (или должно бы присутствовать) чувство стыда. Ибо если сегодняшняя молодежь ищет истинных вещей: смысла жизни, мира, любви, реальности, — то она ищет их не там. Первое, куда они должны были бы обратиться, — это то, что они обычно игнорируют, а именно — церковь. Ибо слишком часто они видят в церкви не контркультуру, а конформизм, не новое общество, воплощающее их идеалы, а иной образ старого общества, отвергнутого ими, не жизнь, а смерть. Они с готовностью подтвердят сегодня то, что сказал Иисус о церкви первого века: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Отк. 3:1).

Важно, чтобы мы не только видели, но и понимали всю глубину этой трагедии. Ибо чем больше церковь уподобляется миру, так что обе общности кажутся стороннему наблюдателю лишь двумя образами одной и той же вещи, тем дальше уходит церковь от своей истинной подлинности. Не может быть замечания более обидного для христианина, чем: «Но ты же такой, как все».

Основную тему Библии, которая проходит через все Писание и в которой сосредоточена его суть, можно сформулировать так: историческая цель Бога — призвать народ для Себя; и эти люди должны стать народом святым, отличающимся от мира, чтобы принадлежать Ему и слушаться Его; и они должны соответствовать своему предназначению, т. е. быть святыми и непохожими на других как внешне, так и внутренне.

Вот что заповедовал Бог народу израильскому после того, как освободил его от египетского рабства и сделал Своим особым народом: «Я Господь, Бог ваш. По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите. Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 18:1–4). Это обращение Бога к народу Своему, следует добавить, начиналось и заканчивалось утверждением, что Он Господь, Бог их. Именно потому, что Он был Богом их завета, а они Его особым народом, они должны были отличаться от кого бы то ни было. Они должны были соблюдать заповеди Его и не руководствоваться нормами окружающих их народов.

На протяжении последующих веков народ израильский постоянно забывал свою исключительность народа Божьего. Хотя, по словам Валаама, они были «народом, живущим отдельно, и между народами не числящимся», на практике же они продолжали смешиваться с соседними народами: «Они смешались с язычниками, и научились делам их» (Чис. 23:9; Пс. 105:35). Так, потребовали они царя, чтобы управлял ими, «как у всех народов», когда же Самуил возразил им на том основании, что их царь — Бог, они упорствовали в своей настойчивости: «Итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар. 8:5,19,20). Но еще хуже, чем монархия, было их идолопоклонство. «Будем, как язычники, — сказали они в себе, — …служить дереву и камню» (Иез. 20:32). Бог же посылал к ним пророков Своих, чтобы напомнить о том, кто они, и убедить их последовать пути Его. «Не учитесь путям язычников», — сказал Он через Иеремию, и устами Иезекииля: «Не оскверняйте себя идолами Египетскими: Я — Господь Бог ваш!» (Иер. 10:1,2; Иез. 20:7). Но народ Божий не послушался Его голоса, и суд Его пал сперва на Израиль, а спустя 150 лет на Иуду, причина была все та же: «Стали грешить сыны Израилевы пред Господом, Богом своим… и стали поступать по обычаям народов… Иуда также не соблюдал заповедей Господа, Бога своего, и поступал по обычаям Израильтян, как поступали они» (4 Цар. 17:7,8,19; ср.: Иез. 5:7; 11:12).

Все это является существенным фоном, который способствует пониманию Нагорной проповеди. Проповедь, судя по тексту Евангелия от Матфея, была произнесена примерно в начале публичного служения Иисуса. Сразу после Своего крещения и искушения в пустыне Он начал провозглашать Благую весть, свидетельствуя, что Царство Божье, обещанное еще в ветхозаветную эпоху, находится ныне на пороге и что Он Сам пришел восстановить его. С этого момента старый век склонился к закату, и закон Божий стал достоянием истории. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное», — восклицал Он (Мф. 4:17). Он же «ходил по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия» (Мф. 4:23). Итак, Нагорную проповедь следует видеть в этом контексте. В ней нашли свое отражение покаяние (metanoia, греч. раскаяние, полное изменение сознания) и праведность, свойственные Царству. То есть, здесь описывается, как изменяется человеческая жизнь и человеческое общество, приходящее под благодатный закон Бога.

И какими же они становятся? Иными! Иисус подчеркивал, что Его истинные последователи, граждане Царства Божьего, должны полностью отличаться от всех остальных. Они должны брать пример не с окружающих их людей, а только с Него, и это будет доказательством, что они являются истинными детьми своего Небесного Отца. Для меня ключевым текстом Нагорной проповеди является стих 6:8, «Не уподобляйтесь им». Это непосредственно напоминает слово Божье к Израилю в давние дни: «По делам их не поступайте» (Лев. 18:3). Это тот же призыв к отличию. Именно эта тема и разрабатывается в Нагорной проповеди. Характер Божьих людей должен полностью отличаться от идеала, которым восхищается мир (заповеди блаженства). Они должны сиять, подобно свету среди кромешной тьмы. Праведность их должна превзойти праведность книжников и фарисеев и в этическом плане, и в плане набожности, ибо любовь их должна быть больше, а стремления — благороднее по сравнению с соседями–язычниками.

Нет ни одного параграфа в Нагорной проповеди, в котором бы не было подчеркнуто это различие между христианскими и нехристианскими нормами. Эта тема пронизывает и объединяет всю Проповедь; все остальное — лишь вариации на эту тему. Иногда Иисус противопоставляет Своих последователей язычникам: язычники любят и приветствуют только друзей, христиане же должны любить и своих врагов (5:44–47); язычники молятся, по обычаю, «многословно», христиане же должны молиться в смиренном почтении детей перед своим Отцом Небесным (6:7–13); язычники заняты своими материальными нуждами, христиане же должны искать прежде Царства Божьего и правды Его (6:32–33).

Иной раз Иисус противопоставляет учеников Своих не язычникам, а иудеям, то есть народу не безбожному, но, напротив, религиозному, в особенности же «книжникам и фарисеям». Профессор Джеремиас, без сомнения, прав, характеризуя их как «две совершенно разные» группы: «книжники — это учителя–богословы, затратившие годы на образование, фарисеи же не богословы, но скорее группы благочестивых мирян из каждой части общины».

Конечно же, Иисус противопоставляет христианскую мораль этической казуистике книжников (5:21–48), христианское благочестие — лицемерной набожности фарисеев (6:1–18).

Итак, последователи Иисуса должны быть иными и отличаться как от номинальной церкви, так и от внецерковного мира, как от религиозных, так и от нерелигиозных людей. Нагорная проповедь является наиболее полным новозаветным описанием христианской контркультуры. Здесь показаны и христианская система ценностей, и этический образец, и набожность, отношение к деньгам, цель, жизненный стиль и система взаимоотношений — и все это полностью отличается от нехристианского мира. И эта христианская контркультура является жизнью Царства Божьего, жизнью полностью человеческой, но подчиняющейся божественным законам.

Наконец, посмотрим на слова, которыми Матфей предваряет Проповедь; его введение кратко, но выразительно показывает, какую важность придает этой проповеди евангелист.

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их» (5:1–2).

Несомненно, основной целью Иисуса в данном случае было стремление удалиться от «множества народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из–за Иордана» (4:25), следовавшего за Ним. Ранние месяцы Своего публичного служения провел Он, путешествуя по Галилее, «уча в синагогах их, и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». В результате «прошел о Нем слух по всей Сирии», и множество людей приносили своих больных, чтобы Он исцелил их (4:23–24). Таким образом, Он должен был избегать их не только с целью уединения и молитвы, но и для того, чтобы наставлять Своих учеников.

Далее, как и предполагали многие древние и современные комментаторы, Он, похоже, сознательно «взошел на гору», чтобы провести параллель между Моисеем, получившим Закон на горе Синай, и самим Собой, изъяснившим применение Закона ученикам Своим на так называемой «Горе Блаженств» — традиционном месте проповеди у северных берегов озера Галилейского. И хотя Иисус больше Моисея, а послание Его — скорее благовестие, нежели закон, Он все же избрал двенадцать Апостолов как ядро нового Израиля, чтобы уподобить их двенадцати патриархам и коленам ветхого Израиля. Он претендовал также на роль Учителя и Господа, авторитетно изъяснял Моисеев закон, давал заповеди и ожидал послушания. Позже Он даже приглашает Своих учеников принять Его «бремя», т. е. подчиниться Его учению, как ранее несли они бремя Торы (Мф. 11:29–30).

Некоторые ученые разработали весьма сложные схемы, чтобы подтвердить эти параллели. Б. У. Бейкон в 1918 году, например, заявлял, что Матфей намеренно разделил свое Евангелие на пять разделов, каждый из которых завершается формулой «когда же Иисус окончил…» (7:28; 11:1; 13:53; 19:1; 26:1), для того чтобы «пять книг Матфеевых» соответствовали бы «пяти книгам Моисеевым» и таким образом были бы неким новозаветным Пятикнижием.

Иной параллелизм был предложен Остином Фаррером: он считает, что главы 5–7 были смоделированы по принципу Исх. 20–24, причем восемь заповедей блаженств соотносятся с десятью заповедями, а в остальной же части Проповеди дается толкование и применение их так же, как и заповедям.

Эти любопытные поиски параллелей понятны, так как во многих отрывках из Нового Завета спасительная деятельность Иисуса изображается как новый исход (ср. Мф. 2:15), христианская же жизнь — как радостное празднование его: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать…» (1 Кор. 5:7,8). Однако Матфей не сравнивает совершенно определенно Иисуса с Моисеем, скорее всего, в проповеди «отражена суть Нового Закона, Нового Синая, Нового Моисея», и у нас нет достаточных оснований предполагать нечто большее.

Во всех случаях Иисус садился, принимая позу раввина или законодателя, и ученики Его приближались к Нему, дабы внимать Его учению. Затем Он «отверзши уста Свои (выражение, подчеркивающее торжественность Его речи), учил их».

Джон Стотт «Нагорная проповедь» Издательство: Мирт Год: 1999

Нагорная проповедь

Христос делами и чудесами являл приблизившееся Царство Божие, в котором нет «ни печали, ни воздыхания», и в то же время Он раскрывал тайну этого Царства и условия достижения его в Своих поучениях.

Одна из бесед Иисуса Христа известна под названием «Нагорная проповедь»; произнесена она была на невысокой галилейской горе перед учениками и народом.

Христос открыл иудеям, что Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по другим законам. Все евреи считали, что они достойны войти в Царство Божие уже потому, что они богоизбранный народ. Господь показывает им, что Царство Божие это не новый общественный строй, не покорение евреям всего мира, но торжество любви, правды, благодати Божией, и человек уже на земле может знать, что такое Царство Божие, если имеет в своем сердце Бога.

Вопреки другому распространенному представлению, что счастье – это некое земное благополучие или обладание материальным богатством, Иисус Христос говорит, что подлинным счастьем (блаженством) для человека, созданного по образу и подобию Божию, является достижение Царства Божия. Войти в это Царство и обрести вечное блаженство жизни с Богом могут только благочестивые люди, которые собирали богатство (т. е. благодать Божию и добродетели) не на земле, но на небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6.20). Об этом говорят заповеди блаженства, с которых начинается Нагорная проповедь:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф. 5.3–12)

Заповеди блаженства показывают, что только люди, посвятившие свою земную жизнь борьбе со страстями и грехами, войдут в Царство Божие. Все эти заповеди связаны между собой. Человек смиренный, осознавший свою духовную нищету, будет плакать о своих грехах. Видящий себя грешником не сможет гневаться на людей из-за их проступков, но будет кротким и милостивым к ближним. Единственное желание кающегося – желание знать и исполнять волю Божию, чтобы угодить Богу, как сын хочет угодить отцу: человек будет алкать и жаждать правды Божией и это будет таким же естественным для него желанием, как желание есть и пить. Смиренный, кроткий, желающий быть с Богом будет заботиться о чистоте своего сердца. Уподобляясь Сыну Божию, примирившему Бога и людей, он станет миротворцем – приобретет душевный мир и поэтому сможет сделать мирными других людей. Если придут испытания его веры, он останется крепким, стойким и преданным Богу, несмотря на жестокость гонений. Для идущих таким путем Царство Небесное открывается уже на земле: Бог их утешает, открывает им Себя и тайну будущего века.

Эти девять заповедей блаженств дополняют ветхозаветные заповеди (Декалог[26]) и одновременно представляют собой в сокращенном виде всё нравственное учение Нового Завета.

Ветхозаветный закон не мог привести человека к совершенству. Он мог ограничить зло и ввести в жесткие рамки поведение человека, но не мог помочь человеку преодолеть зло внутри себя. При этом ветхозаветные заповеди носили негативный характер: «Не убивай… не прелюбодействуй… не кради… не лжесвидетельствуй». В ветхозаветных заповедях главенствовал дух строгости: они налагали строгие прещения в категорической форме, т. е. говорили о том, что нельзя делать под страхом смерти. В отличие от них, новозаветные заповеди обращены к внутреннему устроению человеческой души: в них излагаются не требования, а условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство: если хочешь достичь Царства, будь таким…

Преподав народу девять заповедей блаженств, Господь затем обратился непосредственно к ученикам и назвал их «солью земли» и «светом миру». Эти названия раскрывают призвание учеников Христа – христиан. Соль на Востоке в то время использовалась для сохранения продуктов; так и христиане, живя на земле, должны чистотой своей жизни и учением о спасении во Христе способствовать сохранению этого мира от нравственной порчи и греха. Называя верующих «светом миру», Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5.14–16).

Далее Господь сравнивает Свое учение с существующими у иудеев религиозными взглядами. Заповеди блаженства и другие поучения Христа были настолько необычны для слушателей, что им, привыкшим к безжизненному учению раввинов и формальному соблюдению закона, они могли показаться совершенно новыми, противоречащими закону Моисея или вовсе отменяющими его. Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить[27]», т. е. Он не отменяет Закон Моисеев, но дополняет его и глубже раскрывает смысл уже известных им заповедей. Напоминая слушателям некоторые ветхозаветные заповеди, Христос далее говорит: «А Я говорю вам…», и далее показывает, что грех совершается не только злым поступком, но и нечистой мыслью. Поэтому грех можно победить, только очистив от зла свой ум:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5.21–44)

Очищение сердца требует постоянной борьбы с самим собой, со своими страстями и похотями, и ради Царства Небесного, говорит Господь ученикам, никакой подвиг не может быть слишком велик: «Если… глаз твой соблазняет тебя, вырви его… лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5.29).

В Ветхом Завете существовало понятие праведности, но фарисеи и книжники его очень упростили: праведным почитался человек, не совершавший грубых и явных преступлений и соблюдавший предписания обрядового закона (принесение жертв, обряды внешнего очищения, соблюдение субботнего покоя). Сами книжники и фарисеи гордились доскональным знанием всех обрядов закона, и весь народ их очень уважал и считал святыми – особенно фарисеев.

Но Иисус Христос знал, что духовные руководители еврейского народа потеряли истинный смысл Божьего закона за формальным и лицемерным исполнением обрядового Закона. Поэтому, указывая пути в Царство Божие, Спаситель просит учеников не подражать книжникам и фарисеям и опасаться формального соблюдения заповедей Божиих. Если человек молится или постится или подает милостыню, он должен стараться делать это тайно, не напоказ, потому что лицемерие – духовная болезнь, которая обесценивает все добродетели. Господь предупреждает – лжеправедность может стать препятствием для входа в Царство Божие: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5.20).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Добавить комментарий