Сущность Бога

Сущность Бога

    Рекомендуемые материалы Видео Условия поступления

Сущность Бога

I. Учение о Боге

Христиане веры евангельской разделяют апостольское учение о Боге, выраженное в Никее-Константинопольском символе веры (381 год).

Прежде чем говорить о Боге, необходимо признать утверждения, которые принимаются только верой.
Первое утверждение – «Бог есть!»
Второе – «Библия (каноническая) – это Слово Божье, через которое Бог открывает Себя и Свою волю для всего человечества».

1. Сущность Бога

В наше время существует множество разных понятий и представлений о Боге. Для многих людей Бог – это призрачная сверхчеловеческая сила, или высший разум, или огненный шар, к которому мы, искорки жизни, неизбежно вернемся, или же сентиментальный «дедушка» на небе. Большинство людей просто пользуются словом «Бог», не пытаясь определить Его сущность, чтобы не вызвать разногласий.

Наше понимание Бога не должно основываться на предположениях о Нем или на том, каким мы хотим Его видеть. Люди стремятся создать вымышленных богов, в которых легко верить, богов, которые сообразуются с их собственным образом жизни и греховной природой. Это одна из основных особенностей лжерелигий.
Библия является нашим источником истины, она позволяет нам узнать, что Бог существует, и рассказывает, каков Он.

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Бог – это бесконечный, вечный и совершенный Дух, создавший все законы Вселенной. Бога никто и никогда не видел, так как Он – невидимый Дух (Ин. 1:18). Поэтому Бог катего-рически запретил людям пытаться создавать некий видимый Свой образ (мужской или женский, в виде солнца, луны или звезды), так как Он не имеет никакого материального образа, которому можно было бы Его уподобить (Ис. 40:18–25).

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Единство Бога означает то, что Он един в числовом измерении и является единственным Богом во Вселенной, и не существует никого, подобного Ему. Все претендующие называться богом есть лжебоги: «…ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис. 46:9).

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числ. 23:19). Он – неизменный Бог. Это означает, что характер и свойства Бога не изменяются. Он не может изменяться к лучшему, так как Он – бесконечно совершенен; Он не может изменяться к худшему, так как Он безусловно совершенен. Его сила, могущество, мудрость, святость, истина и любовь пребудут неизменными во веки веков.

Описывая Бога, Библия говорит нам о том, что Он:

1) Вечный. Он есть «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13). Бог всегда был, Бог существует и Бог всегда будет существовать. Он – нетленный, т. к. Сам является источником Своего собственного бытия и славы: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим. 1:17).

Время может быть прошедшим, настоящим и будущим. Вечность не имеет времени, она не имеет начала и конца. Вечность Бога означает, что для Него все в настоящем времени: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:26–28).

2) Вездесущий. Бог всей полнотой своей сущности наполняет (духовно) всю необъятную вселенную во всех ее частях, Он – не вселенная и не природа, т. к. Он – Личность. Для Него нет границ в пространстве и времени: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7–10).
Духовная природа Бога позволяет Ему быть вездесущим и в то же время быть очень близко возле нас: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Пр. 15:3).

3) Всемогущий. Сила Бога не имеет ограничений, и в мире нет силы, способной противостоять Его могуществу. Иов говорит Богу: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2).

Люди не могут противостоять, перечить или повернуть вспять неограниченную силу и могущество Бога. Всемогущество Бога ограничивается Его святой волей. Он может делать все, но желает делать только то, что благоразумно и мудро: «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» Иер. 51:15.

4) Всеведущий. Бог – совершенный Дух, имеющий совершенное знание. Он знает все обо всем. Его разум охватывает прошедшее, настоящее и будущее, и ничто не может исчезнуть из Его памяти. Он видит все на всяком месте, знает все мысли, слова и дела: «Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие» (Иов. 34:21, 22; см. также Пс. 138:2–4; Пр. 15:3).

Божье всеведение выше нашей способности постигать: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божья! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Нам сложно полностью понять, как Бог предвидит события, которые зависят от нашей свободной воли, поэтому мы нуждаемся в откровении и водительстве Духа Святого, чтобы понимать Его волю и принимать решения, угодные Богу.

2. Нравственные (моральные) качества Бога

1) Святость. Это сумма всех совершенных качеств Бога. Бог по природе Своей абсолютно отличен от вселенной и совершенно свободен от всякой нечистоты. Поскольку Бог свят, мы, спасенные, должны жить святой, безгрешной жизнью, обособляться от всего греховного и творить Его волю с Его помощью: «…но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:15, 16).

2) Праведность и справедливость. Бог всегда прав и всегда поступает праведно. Он – неизменный образец праведности, которая выражается в Его законах: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4).

Будучи праведным, Бог требует от людей подчинения Его законам (воле). Глядя, как люди реагируют на Его требования, Он дает им то, чего они заслуживают: наказывает провинившихся и награждает послушных: «…Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:6–11). Написано, что Он «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:31).

3) Верность. Это качество Бога, которое указывает на Его постоянство в слове и в действии, так что на Него можно полагаться без всякого сомнения. Господь проявляет верность, выполняя Свои обетования: «Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор. 7:9).

Как Иисус был верен Отцу, так и мы, спасенные, должны быть верными в том, что Бог доверил нам и дал в пользование: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божьих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:1, 2; см. также Лк. 16:10–13).

4) Благодать и милость. Означает любовь Бога к послушным и непослушным сынам человеческим и готовность помочь или простить из сострадания: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены…» (Еф. 2:4, 5).
Испытать Божью благодать – значит принять дар, который никто не может заработать и которого никто не достоин: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8, 9). Испытать милосердие Бога – значит избежать наказания, которого заслуживает каждый: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7).

5) Долготерпение. Его терпение к человечеству неотделимо от Его милосердия, благости и противоположно негодованию. Терпение – великая удерживающая сила, побуждающая Бога долго сносить тех, кто огорчает и раздражает Его, не давая Ему стереть их с лица земли: «Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих; не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. Но Ты Бог, любящий прощать, благой и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их» (Неем. 9:16, 17).

Благодаря Своему милосердию и терпению Бог всегда дает людям время для покаяния: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:8, 9).

6) Любовь. Это чувство Его отеческой привязанности, которое побуждает Бога обеспечивать благополучие людей, независимо от их личных заслуг, богатства или духовного состояния: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Христианство ставит в центр своего учения любовь, так как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16). Любовь Бога – это выражение Его личности в соответствии с Его сущностью. Каждому христианину заповедано проявлять любовь Божью к людям, т. к. выражение этой любви – знак принадлежности к истинным ученикам Иисуса: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34, 35).

В силу особых свойств этой любви (1 Кор. 13:4–7), мы способны проявить ее в своей жизни, только подчиняясь Духу Святому: «Плод же духа: любовь…» (Гал. 5:22).

II. Триединство Бога

Троица – это один Бог в трех Ипостасях (Лицах): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Триединство Бога является непостижимой тайной и может быть понято только принятием Его откровений о Себе, выраженных в Священном Писании.

С самого начала человеческой истории Бог открыл Свое триединство. В Ветхом Завете есть учение о Троице, когда Бог говорит от первого лица во множественном числе: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6:8; см. также Быт. 1:26; 11:6, 7).

В Новом Завете мы находим достаточно доказательств существования Троицы. Это повеление крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), а также слова апостольского благословения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13). Ярким свидетельством триединства Бога является сошествие Духа Святого на Иисуса Христа при водном крещении, где одновременно участвуют три ипостаси Бога: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божья, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16, 17).

Существует определенный порядок во взаимоотношениях между Ипостасями Троицы.

Отец – первый, Сын – второй: Он рожден от Отца и послан Им, Дух Святой – третий: Он посылается Отцом и Сыном. «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26); «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).

Суть этого порядка выражается в добровольном подчинении Сына и Святого Духа Отцу, хотя Они в Своей божественной сущности равны между собой. Вся верховная власть принадлежит Богу-Отцу, делегирована им Богу-Сыну и осуществляется через работу Святого Духа. То, что Святой Дух происходит от Отца и Сына, не умаляет Его Божественности, а лишь подчеркивает единство трех Ипостасей в одной природе (сущности).

Порядок во взаимоотношениях не означает, что Отец, Сын и Дух Святой не обладают истинной и равной Божественностью. Их истинная и равная Божественность неоспорима.

Отец – Бог: «но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6).
Сын – Бог: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! … Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:28, 31).

Дух Святой – Бог: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3, 4).

Троица – это тайна, превосходящая наше понимание, которую нужно просто принять верой.

Мы не можем постичь те Божьи тайны, которые Он не захотел нам открыть. Даже небесные ангелы не могут постичь глубину Его бытия, но через Писание нам дано в такой мере понять участие Троицы в творении, искуплении и освящении, что мы можем получить спасение и вечную славу.

Суть понятий «Бог», «Отец», «Господь»

Автор: Сергей Ручкин.

СУТЬ ПОНЯТИЙ «БОГ», «ОТЕЦ», «ГОСПОДЬ»

Прежде чем дать ответ на вопрос «что есть Бог?», необходимо ответить на не менее важный вопрос: Бог – это естественная или сверхъестественная сущность?

Естественное не может быть сверхъестественным, и наоборот. Одно другое отрицает, потому что сверхъестественное – это неестественное. Поэтому Бог – или естественная или сверхъестественная сущность.

Если Бог – сверхъестественная сущность, то он к миру, который живёт по естественным законам, не имеет никакого отношения. Следовательно, Бога как сверхъестественной сущности в естественном мире не существует.

Если же Бог – это естественная сущность, то он познаваем и, следовательно, объясним.

Ни одна религиозная конфессия не может дать конкретного ответа на вопрос «что есть Бог?» Для любой религии Бог является тайной, которая не может быть постигнута человеческим разумом. Но такое положение вступает в противоречие с учением Христа, который утверждает, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу» (Мар.,4:22). Всякая тайна рано или поздно раскрывается человеческим разумом, в том числе и тайна Бога. Познание Бога – важнейшее условие нравственного совершенствования человека. Ещё Сократ утверждал, что главной причиной зла является невежество, то есть незнание. Примерно то же самое говорит и Библия: «Кто не любит, тот не познал Бога…» (1-е Иоан.,4:8).

Библия говорит, что Бог познаваем: «Не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня» (Евр.,8:11). Если Он познаваем, то Он является естественной сущностью и, следовательно, Богу можно дать рациональное объяснение.

Приведённая ниже схема даёт ответ на вопрос «что есть Бог?»

Схема. Бог – это Закон, истина, идея, мудрость, справедливость: «…имя Моё новое» (Отк.,3:12).

Все эти определения Бога взаимосвязаны между собой таким образом:

– Закон – совокупность всех законов и закономерностей, от материального мира до духовного мира человека;

– относительная истина – сформулированный закон, то есть закон, выраженный письменно или устно в виде фразы или формулы. Если законы сами по себе невидимы («Бога не видел никто никогда…» – Иоан.,1:18) и неслышимы, то истина – это видимый или (и) слышимый закон;

– абсолютная истина – закон единства и борьбы противоположностей, на котором основано всё учение Христа и Библия в целом;

– идея (учение Христа) – совокупность сформулированных законов морали и правил нравственного поведения;

– мудрость, или Святой Дух (сознание мудреца-моралиста-материалиста) – сознание человека, который в своих словах, поступках и делах опирается на абсолютную истину – закон единства и борьбы противоположностей; мудрость, или Святой Дух – это сознание человека, который является носителем идеи (учения Христа);

– праведность – исполнение законов морали и правил нравственного поведения; праведник – раб Закона, поэтому Закон – «Господь» праведника;

– справедливость – качество сознания мудреца-моралиста-материалиста, который понимает, что добро (исполнение законов) должно поощряться, а зло (нарушение законов) должно быть наказано в судебном порядке.

В дальнейшем повествовании я под словом «Бог», «Господь», «Отец» буду предполагать какое-нибудь из вышеперечисленных определений. А под словом «бог», которое начинается со строчной буквы, буду предполагать неопределённую сущность, в которую слепо верят все религиозные люди, и которую они не могут объяснить рационально. Об этой разнице есть упоминание и в Библии: «…тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги; ныне же, познавши Бога…» (Гал.,4:8,9).

С помощью этой схемы можно рационально объяснить все фразы Христа, в которых использованы такие понятия как «Бог», «Отец», «Господь», «Божий Сын», «Божье Царство», «Божий раб», причём объяснить так, что буквально все противоречия, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми, бесследно исчезают. Приведу несколько примеров, но прежде напомню, что под понятием «Отец» почти всегда подразумевается Святой Дух, так как в Библии сказано, что Мария зачала Иисуса от Святого Духа; следовательно, Святой Дух и является «Отцом» Христа. Миф о непорочном зачатии включён в повествование именно для того, чтобы показать читателю, что «Отцом» Христа является Святой Дух, то есть мудрость.

1. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от себя; Отец, пребывающий во мне, Он творит дела» (Иоан.,14:10) – Иисус говорит от имени мудрости (Святого Духа).

2. «Я и Отец – одно» (Иоан.,10:30) – идея, рождённая мудростью, и сама мудрость – это одно и то же.

3. «Отец во Мне и Я в Нём» (Иоан.,10:38) – мудрость в Библии (человеке) и Библия (человек) в Природе.

4. «…Слово стало плотию…» (Иоан.,1:14); «…Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питиё» (Иоан.,6:55); «Я есмь хлеб жизни» (Иоан.,6:48) – Библия есть тело (плоть) Сына Божьего, а учение Христа есть его «кровь», и всё это – духовная пища (хлеб). «Сын Божий» и «Слово Божье» – в Библии это одно и то же и означает – плод «Отца», или плод мудрости, или произведение, созданное мудростью и являющееся носителем мудрости. Иисус Христос – это не историческая, а вымышленная личность, которая говорит от имени мудрости (Святого Духа). Сыном Божьим является сама Библия, которая устами вымышленного героя Иисуса Христа обращается непосредственно к читателю Библии, и читатель (« читающий да разумеет» – Мар., 13:14) должен «услышать» («блаженны слышащие слово Божие» – Лук.,11:28), то есть понять всё учение Христа.

5. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.,14:6) – «придти к Отцу» означает – обрести мудрость. Это возможно только через познание истины, через понимание всего учения Христа: «…пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2-е Иоан., 1:9).

6. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.,17:21) – как идея Божьего Царства находится внутри Библии, так и идея совершенного общества должна находиться в сознании каждого человека.

7. «…есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мар.,9:1) – приход совершенного общества неизбежен и закономерен.

Эти примеры хорошо показывают, как, пользуясь схемой, легко и просто можно рационально объяснить те фразы из учения Христа, в которых используется понятие «Бог» и его производные: «Божье Царство», «Божий Сын», «Божий раб» и т. д.

Вернуться на предыдущую страницу

НОВОЕ УЧЕНИЕ О БОГЕ

НОВОЕ УЧЕНИЕ О БОГЕ

В западных религиях — иудаизме, христианстве, исламе — Бог есть Первопричина, Начало всего. В восточных религиях, в том числе и в Новом Учении, представления о Первопричине всего во Вселенной и о том, кто управляет всем в ней, принципиально отличны. Здесь с древнейших времен произошло деление на Первопричину и на богов. Первопричину на Востоке называют «Тот» или «То». Пока не было Вселенной, было То, была потенциальная возможность ее образования. Пока не было космических законов — было То, был план, по которым они возникли. О «То» в восточных религиях не говорят, что Оно (или Тот-Он) всемогущее, всевидящее, всезнающее и т. д. Это Высшее Начало не имеет никаких названий, определений, аспектов и атрибутов. Человек не в состоянии определить черты Того. Человек не может сказать, что создан по подобию Того. В некоторых философских системах То называют Брахманом, Парабрахманом, Великим Неизвестным, беспричинной Причиной, Абсолютом.

Как было описано в книге «Бог, душа, бессмертие», наша Вселенная образуется в результате Большого взрыва. Она существует в течение определенного времени, затем в результате сжатия погибает, сжимается в одну точку. Через какое-то время из этой точки путем Взрыва образуется новая Вселенная. И так без конца. Так вот, Вселенная то рождается, то исчезает, а То существует всегда. Согласно восточным священным писаниям при наступлении Космической Ночи, когда вся Вселенная собирается в точку, остается «все содержащее и ни в чем не содержащееся» То. То не может исчезнуть ни при каких обстоятельствах. В дальнейшем при образовании Вселенной в новом Большом Взрыве все образуется из этого То. Поэтому То во всем — в материи, в движении, в законах, в разуме, во всем. То всегда остается для человека загадкой, Великим Неизвестным.

Боги проводят в жизнь законы То. По индусской терминологии такой исполнительной силой, исполнительным богом для нашей планетной системы является Ишвару (Творящая Сила). Планетная система находится полностью на попечении этого бога — Силы. Он ее создает, управляет ею и в конце концов разрушает ее. Другие планетные системы имеют своих богов, своих Ишвару. По западной терминологии Ишвару это Логос. Но этот Ишвару-Логос имеет три лица: Брахма (творящий), Вишну (хранящий) и Шива (разрушающий). Это в индуизме. Буддизм же не признает Ишвару богом. Согласно буддизму любой человек проходит такой же путь, что и Ишвару. Ишвару подчиняется действию тех же космических законов, что и человек. В свою очередь человек в результате своей эволюции за время множества перевоплощений достигает такого же состояния, как и Ишвару. Выходит, или богов очень много, или никто не бог. Преобладает первая точка зрения, что богов очень много. Но все они подчиняются законам, диктуемым Высшим Началом. При разрушении Вселенной погибают и все Личные Боги, остается только То. Точнее, они не погибают, а переходят в небытие. По указанию Того они пробуждаются к бытию и творят новую Вселенную, более совершенную.

Собственно, в западной философии содержится подобное же представление о непознаваемости Божества. Да и по Библии Бога увидеть нельзя.

Сравнивая представление о боге в восточных религиях и в западных, можно несколько вульгарно сказать так: в восточных религиях Бог находится в двух ипостасях — законодательной (То) и исполнительной (Творящие Силы). Исполнительная власть подчиняется законодательной. В западных религиях Бог и творит законы и приводит их в исполнение. Надо ли доказывать правильность тех и других взглядов? Главное, что и восточные и западные представления признают существование одного, единственного на всю Вселенную Бога. Дальнейшие уточнения его функций и организации его деятельности излишни — не человеку судить об этом. Поэтому нам странно читать, что представление о Боге в восточных религиях более совершенно. Космофизикам, астрофизикам и вообще думающим людям, знающим законы Ньютона и Кеплера, непонятно, каким образом каждая планетная система может управляться своим Логосом, своим Законом, своей Творящей Силой. Этого в принципе быть не может, поскольку все во Вселенной должно подчиняться одним и тем же Логосам-Законам. Понятие о Творящих Силах, об их множестве, а значит и о множестве богов, возникло в индуизме очень давно, задолго до создания Библии и Корана и задолго до того, как были поняты законы, управляющие всей Вселенной. Поэтому сравнение этих понятий о Творящих Силах, о множестве Творящих Сил, с понятием единого творящего и созидающего Бога в иудаизме, христианстве и исламе не в пользу первых. Ведь человечество развивается, его представления об окружающем мире и первопричине всего изменяются и не являются догмой. Не можем не привести такой абзац из Клизовского, где он сравнивает христианский Символ Веры и восточные представления о Боге:

«С одной стороны, Вседержатель как будто говорит об Основной Реальности (То), но вместе с тем Он — Творец неба и земли. Следовательно, это Творящая Сила, или Логос, но всякий Логос есть результат эволюции, но не Первопричина. Личных Богов, или Логосов, столько же, сколько солнечных систем, и, может быть, даже больше, между тем христианские теологи нашему Логосу, создавшему нашу солнечную систему, приписывают создание всей Вселенной, что, безусловно, неверно, ибо не соответствует законам эволюции».

Об этом мы можем сказать только одно — в XX веке слышать от образованного человека, каким был Клизовский, подобные вещи по меньшей мере странно.

О делении Бога на То и личных богов, Создателей, Е. П. Блаватская писала следующее: «Абсолютное Божество, долженствующее быть безусловным и несвязанным, не может быть мыслимо в то же самое время, как активный, творящий, единый живой Бог без того, чтобы идеал этот не был немедленно уничтожен. Божество, проявляющееся в пространстве и времени — эти два понятия просто формы Того, что есть Абсолютное Все — может быть лишь дробной частицей Целого (Того)… Это настолько хорошо понималось в древности, что даже умеренно религиозный Аристотель заметил, что подобный труд непосредственного творения совершенно не приличествовал бы Богу. Платон и другие философы учили тому же: Божество не может приложить свою руку к творению… Также и древний Закон сказал: „Природа есть привычка, действующая сама по себе на основании семяных принципов; она совершенствует и содержит те несколько вещей, которые в урочные периоды времени исходят из нее и действуют по законам того, из чего она была выявлена“».

Е. П. Блаватская в качестве подтверждения древних представлений о Боге ссылается на древних греков, хотя было бы уместнее привести эти представления в соответствие с современной наукой. Тогда не возникло бы противопоставления космических законов Богу, о котором пишет А. И. Клизовский:

«Приписав принципу всевозможные качества, западный мир создал миф, создал такого Бога, какого никогда не было и нет. Обращаясь к Богу с молитвами и просьбами и называя своего воображаемого Бога любовью, милосердием, состраданием, премудростью, всезнанием и тому подобными прочими названиями, западный мир, в сущности, обращается с молитвами к принципу, или закону, потому что Бога как духовного Существа нет, а идеи Великого Непознаваемого западный мир не знает. Отождествив Бога, или Великое Непознаваемое, с Творящей Силой, или Личным Богом, христианство не только не создало высшего религиозного миропонимания, но ввергло западный мир в неисчислимые бедствия, направив их религиозное мышление по ложному пути. В адрес христианского Бога, который по учению христианской церкви есть сама любовь, сострадание и милосердие, всегда неслись и несутся бесчисленные упреки в несправедливости и в жестокости, так как верующий христианин не знает, что постигающие его удары есть действие космических законов, но не Бога».

Согласно Новому Учению отношение человека к Первопричине, Великому Непознаваемому должно исходить из того, что оно не требует ни верований, ни храмов, ни обрядов. Человек должен знать, что существуют Творческие Силы Космоса (среди них и Иисус Христос). Все эти Силы образуют Небесную Иерархию, которая и управляет Вселенной, а точнее, нашей Солнечной системой. Новое Учение ограничивает интерес человека Солнечной системой потому, что, как уже говорилось, в других частях Космоса, Вселенной действуют другие Творческие Силы. Что же касается нашей Солнечной системы, то Творческая Сила, создавшая ее, «есть Тот Единственный Бог, в руках которого находится судьба нашей солнечной системы и всего, что в ней находится, дальше которого не идут никакие наши просьбы и молитвы».

С этим утверждением, конечно, нельзя согласиться. Оно в наше время звучит анахронизмом. Информационно-биологическое поле, Мировой Разум, пронизывает всю Вселенную, а не отдельно взятую планетную систему. Космические законы едины для всего Космоса, всей Вселенной, а человек является частичкой Этого Космоса. Поэтому нельзя ограничивать Единственного Бога пределами отдельной планетной системы. Таких систем, несомненно, во Вселенной бесконечное множество. Значит, и Богов такое же количество?

Неудивительно, что исходя из такой посылки Будда вообще не признавал их за богов. Он молчаливо допускал существование только Того. Об этом Рамачарака писал так: «Будда не отрицал существование Того, он просто принимал Его без доказательств, как основную аксиомную истину. Более того, в своей системе он ясно указал на существование Парабрахмана, или верховного Брахмана, то есть Брахмана в аспекте Небытия и Непроявления». Мы уже говорили о том, что место Личного Бога Будда занял сам. Поэтому буддизм многие западные теологи и философы считают учением атеистическим. В истинном понимании сути вопросов это так и есть, ибо что может значить Бог (Брахман) в аспекте Небытия и Непроявления? Как говорили Мухаммед и Христос, Бог проявляется во всем, абсолютно во всем, в каждом из нас.

Значит, на самом верху находится Абсолют — То, Великое Непознаваемое, Начало и Конец всего. Оно не будет понято людьми никогда, суть Его скрыта от них. Но То не управляет миром непосредственно. Миром правят Творческие Силы Космоса. Все они вместе составляют Небесную Иерархию. Это те Личные и единственные Боги-Сущности, которые существуют во Вселенной. Собственно, это те же люди, но успешно прошедшие эволюцию и поднявшиеся до высшего уровня. Среди них Христос, Будда, Мухаммед. Их очень много. К ним, например, относятся и Елена Рерих и другие. Во главе Небесной Иерархии находится Единый, Тот. Все члены Небесной Иерархии являются Сынами Божьими и Спасителями мира. Они достигли состояния полубогов, богочеловеков.

Каждый из Иерархов (Учитель) находится на определенной иерархической лестнице (лестница Иакова). Однако никому не известно, кто находится выше, а кто ниже. Этого люди не могут узнать в принципе. Поэтому спор о том, какой Иерарх выше, является бессмысленным. Новое Учение ставит всех верующих в равные условия. Об этом сказано так: «Новое Учение предоставляет полную свободу современному и будущему просвещенному человеку, если он находит необходимым чтить какое-то отвлеченное начало за своего Бога, почитать Его или в Беспредельности, „все содержащей и ни в чем не содержащейся“, или в Безначальном Духе, или в Безначальной Материи, или в Космическом Сердце, или в Космическом Разуме. Одним словом, в том, в чем он желает».

Существуют миллионы Иерархов различных ступеней власти, силы и могущества. Они, а не Бог, управляют Космосом, как это считают христиане. На современном языке мы бы сказали, что в мире, источником которого является То, Великое Неизвестное, все построено на принципе самоуправления, но роль вождей-Иерархов при этом определяющая. Об этом сказано так:

«Когда собирается новая раса, Собиратель есть Иерарх. Когда строится новая ступень для человечества, Строитель есть Иерарх. Когда строится на жизненном ритме ступень, назначенная Космическим Магнитом, во главе стоит Иерарх. Нет такого явления в жизни, которое бы не имело в зерне своего Иерарха. Чем мощнее ступень, тем мощнее Иерарх!»

Таким образом, Новое Учение заменяет понятие Бога понятием Учителя-Иерарха. Но последователи Учения не должны приносить жертвы Иерархам и молиться им, а должны только признать Иерархию и почитать Иерархов как своих Старших Братьев.

Иерархом может стать и земной духовный руководитель. «Все имейте Учителя на земле», — сказано в «Агни-Йога». Такой земной Учитель связывает вас с Иерархией Сил. «Ученик не должен быть одержимым и Учитель поработителем. Между тем требуется сознание Иерархии и согласованность действий, совмещение свободной воли с признанием Учителя. Обычно смущаются слабые умы. Конечно, условия и ограничения противоречат свободе в ее вульгарном смысле. Но осознание целесообразности и культура составляют великое значение Учителя. Принять понимание Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Он будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и Знание, и Творчество, и Беспредельность» («Агни-Йога»).

Далее мы переходим к самому принципиальному вопросу всех религий, всех философских систем. Этот вопрос задаст вам любой человек. Он состоит в том, как в мире, который создан и управляется Всезнающим и Всемогущим Богом, может существовать зло? Бог, естественно, является Богом добра. В древности признавали двух богов — бога добра и бога зла. Приносили жертвы и тому и другому. В Библии вопрос решается по-иному — от Единого Бога (Бога добра) отделяется дьявол, бывший ангел, который отказался повиноваться Богу. В конце концов дьявол должен быть побежден.

Как же проблема решается в Новом Учении? Согласно Новому Учению Первопричина (Единый Бог) изначально биполярная, то есть состоит из двух полюсов, из двух Начал — доброго и злого. Поэтому нет необходимости искать ответ на вопрос, как, когда и почему на Земле возникло зло. Два Начала (плюс и минус) существовали изначально. Поэтому все в мире также биполярно, то есть состоит из плюса и минуса, из добра и зла. Эта биполярность характерна и для человека. Новое учение утверждает, что «как существует конечное и бесконечное, потенциальное и актуальное, положительное притяжение и отталкивание, точно так же существует сила и бессилие, разум и неразумение, тепло и холод, свет и тьма, добро и зло и т. д. до бесконечности. Но все эти противоположности являются противоположностями лишь в нашем представлении, ибо все исшедшее от Первопричины не есть добро и зло, разум или неразумение, сила или бессилие, но превращается в эти понятия сообразно нашему желанию, соответственно нашему устремлению и притяжению. Поэтому можно сказать, что между полюсами, между добром и злом, между Светом и Тьмой, между разумом и неразумием находится свободная связь сознательного существа, которая определяет путь данного существа».

Очень трудно с этим не согласиться, поскольку и вся материальная часть Вселенной основана на единстве противоположностей и их противостоянии, борьбе. Таким образом, свободная воля человека позволяет ему выбирать между добром и злом, между Светом и Тьмою. Логически легко представить, что темные силы, силы зла имеют такую же организацию, иерархию, что и силы света, добра.

Представляют интерес многочисленные существа, которые, согласно Новому Учению, сейчас находятся в лагере темных сил, сил зла. Это всевозможные полусознательные чудовища отвратительного вида, существа низшего астрального плана. Астральный и Огненный Миры населены и духами стихий, которые выполняют сложную и большую работу в разных стихиях природы. Это гномы, сильфы, ундины, саламандры. Они известны как русалки, феи, домовые, лесовые, водяные и т. п. Эти существа жили вблизи человека и когда-то были его друзьями. Но человек потерял связь с ними из-за своего неверия и неумения установить контакт, а также непонимания существа проблемы. Поэтому эти существа отдалились от него. Так человек лишился их помощи. Потеряли ли что-то от этого и сами эти существа? Все в мире идет путем эволюции. Но поскольку связь человека с ними постепенно обрывается, то и его влияние на их эволюцию ограничивается. А ведь следующей стадией этих существ является человеческое состояние.

Выше этих существ по уровню развития находятся разумные темные силы. Они организованы в свою иерархию и образуют черную ложу с ее адептами и ритуальными посвящениями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Часть II. Учение

Часть II. Учение Имя и образ Бхайрава… Одно из бесчисленных имен Бога, называемого также Рудра и Шива. Имя «Бхайрава» вызывает суеверный ужас в сердцах невежественных людей, и неудивительно — в рамках народного индуизма Бхайрава считается самой разрушительной и

Учение и Его плод

Учение и Его плод Согласно Учению, существует Реальность, находящаяся за пределами мыслей и описаний, но в то же время являющаяся Природой, Сутью и Основой для всей вселенной, для бесчисленных миров и измерений. Эту изначальную и бесконечную Реальность называют Богом,

Учение о страсти

Учение о страсти Бойся встретить Звезду персикового цвета. » Даже просветленные монахи грезят о ней во сне, не в силах заснуть, бросают свою обитель, уходят в мир, лишаясь крова и поддержки, без ма­лейшей надежды встретить ее во Вселенной или хотя бы увидеть ее еще раз. Но

Майя и эволюция представлений о Боге

Майя и эволюция представлений о Боге Мы видели, что идея майи, составляющая одно из основных учений адвайта-веданты, встречается в зародыше уже в самхитах, в которых мы находим также в той или иной форме все идеи, получившие окончательное развитие в Упанишадах.

31. ВСЕ В БОГЕ

31. ВСЕ В БОГЕ Избегайте встречаться с такими людьми, которые жалуются на жизнь. Они могут привести к гибели вашу вновь пробудившуюся духовность, которая как хрупкий цветок растет в вас. Избегайте таких людей и пытайтесь всегда быть счастливыми, как бы вам ни жилось. Бог

УЧЕНИЕ БУДДЫ

УЧЕНИЕ БУДДЫ По мере того, как человек познавал окружающий мир, менялись и его представления о Первопричине этого мира, о его устройстве, о его назначении. Вначале человек воспринимал только фрагменты окружающего мира, и в каждом из них он видел своего бога. Но по мере

Лекция 29 «Грядущее понятие о Боге»

Оглавление

Оригинальные произведения АГНИ ЙОГИ

Из писем Е. И. Рерих

1. Эволюция представлений о Боге

Вопрос о сущности Бога поднимается с тех пор, как люди научились размышлять о высших материях. Однако мы никогда не сможем получить абсолютно исчерпывающий и удовлетворительный ответ на этот вопрос, он будет всегда лишь относительно правильным, ибо представление о Боге зависит от способности к познаванию и от уровня сознания мыслящего человека.

Сегодня мы находимся в преддверии великого духовного поворота, в связи с чем представление о Боге должно также подвергнуться существенному углублению, и становится неизбежным расширение понятия Бога. Если духовная эволюция не произойдет, это будет иметь для человечества крайне негативные следствия, так как разрыв между естественными науками и религией станет еще больше. Для первобытного человека Бог был динамичной, как положительной, так и отрицательной силой, дающим и берущим принципом, добром и злом одновременно – следовательно, неизвестными природными силами, которые были со временем персонифицированы, чтобы лучше запечатлеть их в сознании людей. Жертвы, приносимые Божеству, имели, в соответствии с взглядами первобытных народов, решающее значение и приносились, поэтому, во время самых высоких празднеств. Языческая идея умиротворения богов перешла также в христианство и еще сегодня находит свое выражение в Святых Дарах. Таинства также служат цели заручиться божественной милостью.

В период расцвета культуры и цивилизации должны трансформироваться также представления о Боге, так как при каждом расширении сознания мыслящий и познающий человек уже не может довольствоваться прежними представлениями. Когда церкви или религиозные учреждения не могут дать удовлетворительного ответа на вопрос об управлении миром и его происхождении, поскольку они сопротивляются любому духовному обновлению, это неизбежно ведет к падению веры и нередко вообще к безбожию. Но если момент для расширения сознания уже был однажды утвержден Космическим Магнитом, то оно не замедлит свершиться при любых обстоятельствах. Люди освобождаются от конфессиональной зависимости и отбрасывают прежние представления, которые, по желанию высших церковных чинов, должны были бы быть вечными. Старые представления, в конечном итоге, окончательно рушатся, даже если процесс этот растягивается на сотни лет, как, например, вера в богов древних греков, римлян и германцев, на смену которой пришло христианство. Так было во все времена и так будет всегда, ибо человеческое мышление должно быть приведено в соответствие с Планами Космической Эволюции, которые даются Свыше.

В свете углубленной Истины мы понимаем сегодня, что все представления о Боге, если их правильно воспринимать и толковать, являются относительно верными, это относится как к монотеизму (вере в одного Бога, понимаемого безлично), так и к политеизму (вере во многих богов), как наиболее важным из них. И только в монотеизме мы встречаемся с роковым заблуждением, которое заключается в том, что Всевышний, Абсолют или Божественный Принцип обрел человеческие черты и стал антропоморфным, а отсюда в человеческом представлении возник единственный, личный Бог-Отец для всей Вселенной.

Это представление вплоть до Коперника имело свое обоснование, так как люди придерживались в своем мышлении взглядов Птоломея и ошибочно полагали себя центром мироздания. Однако с тех пор как человечество узнало, что в Беспредельности Вселенной Земля подобна самой малой песчинке, представление о единственном, персонифицированном Боге, да к тому же еще Всемогущем, Всеведущем, Всесправедливом и Всемилосердном, причинило много зла и способствовало возникновению атеизма.

Сегодня ни для кого уже не секрет, что с развитием человечества понятие Бога меняется, и более того, оно должно меняться. Сущность Неизменной Причины, то есть, сущность Абсолюта или Божественного Принципа, не меняется оттого, что наши представления об этом углубляются и расширяются. Таким образом, человек сам создает себе Бога. Первобытный человек был готов признать Богом то, что его возвышает и что выходит за рамки его ограниченного мировоззрения. Все непонятные и таинственные природные явления были, по его представлениям, проявлениями Бога. Потребность установить связь со своим Богом, чувствовать его, видеть его подобие побуждала людей к изображению Бога или Богов из дерева, камня, металла или красками на холсте, чтобы таким образом возносить молитвы Высшему и служить Ему.

Представление о Боге или об Управлении Миром формируется в соответствии с уровнем сознания человека. Поэтому неудивительно, что дикие и полудикие народы, персонифицируя господствующие над ними силы Природы, поклонялись даже демонам, ибо их дикая натура еще не умела представить себе лучших Богов. Абстрактные представления становились, наконец, все более конкретными и появились Боги с определенными именами, а также такие, которые были наделены определенными функциями. В конечном итоге, в Элладе, древней Греции, возник собственный Олимп Богов. Люди полагали, что он населен великолепными Богами и Богинями. Статуи с их изображением знамениты своей гармоничной красотой форм и линий и до сих пор остаются непревзойденными.

На Олимпе человеческое смешивалось с Божественным, одно переходило в другое. Боги были бывшими людьми и люди будущими Богами. В этом кроется глубокая истина и Божественная Мудрость. Мы находим здесь синтез человеческих надежд, стремлений и всех исканий. Никакой другой народ не сохранил более прекрасного, совершенного и верного взгляда на эволюцию человека до Богочеловека. Он представляет собой наиболее чистую форму политеизма, или веры во многих Богов.

Бог – то есть вера в одного единственного личного Бога, или древнейший монотеизм, – появился в истории религии значительно позднее. Доисторическая или первоначальная вера в Бога, ошибочно называемая теологами додеистической (Деизм [фр. deisme

Понятие Бога и различные его концептуализации

Важнейшей целью и задачей философской теологии является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами, отталкиваясь от рассуждений о мире и «естественных» данностях человеческого существования. Во множестве теоретических построений понятие «Бог» наполнялось различным смысловым содержанием. Среди основных типов философской концептуализации этого понятия можно выделить, в первую очередь, Философско-теистическое, являющееся основным или базисным для европейской мысли. Кроме того, существуют альтернативы такому пониманию в той или иной форме: Концепции безличностного Бога или иеперсонализированного Абсолюта (Бог как субстанция, Бог как монада монад, Бог как безличный разум), характерные для рационалистической метафизики Нового времени и эпохи Просвещения, а также Концепции развивающегося Абсолюта, получившие распространение в XIX и XX вв.

Классическая Концепция безличностного Бога, понимаемого в качестве идеальной субстанциальной основы мира, представлена у Бенедикта Спинозы (1632—1677). Субстанция определяется мыслителем как причина самой себя, то, что существует через само себя и познается из самого себя. Субстанция существует только одна, Бог Спинозы — бесконечная безличная сущность, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Бог есть имманентная причина всех вещей, поэтому в природе вещей нет ничего случайного, все, что существует, существует в Боге и зависит от него, все процессы происходят в силу абсолютной необходимости.

Лейбниц развивает учение о множественности духовных единиц бытия или субстанций-монад, лежащих в основе мира, поэтому понятие субстанции у него приобретает плюралистический характер. Бога он называет Единым Существом, владыкой универсума, последней причиной всех вещей. Бог у Лейбница есть первичная монада, или монада монад, все бесчисленное множество монад произведено Богом путем собственных «беспрерывных излучений». В Боге, как в источнике и необходимой субстанции, находится последняя причина вещей и все многообразие возможных изменений. Бог есть достаточное основание для всего этого разнообразия, не только существующего, но и возможного. Бог является основой взаимной согласованности монад, поскольку развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Лейбниц называет такую гармонию монад предустановленной, мыслимой Богом до того, как он сотворил данный мир как «наилучший из всех возможных». Лейбниц дает одну из первых рационалистических концепций христианской Троицы. Первое лицо Троицы — Бог как всемогущество, которое есть источник всего, второе лицо — Логос как знание, содержащее в себе все разнообразие идей, третье лицо — воля, производящая изменения сообразно началу наилучшего.

Для Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814) Бог есть изначально абсолютное «Я» как абсолютный субъект, из которого выводятся как все познавательные способности человека, так и порождаемый деятельностью абсолютного «Я» внешний мир. Кроме того, Бог и безусловный, абсолютный моральный миропорядок, который пронизывает собою всю эмпирическую реальность, и лишь благодаря этому она обретает свой истинный смысл.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

Если в своем понимании Бога Фихте отталкивался от представления об абсолютной субъективности, то Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775—1854) вновь возвращается к понятию субстанции, однако под влиянием взглядов Бруно и Кузаиского воспроизводит такую структуру Абсолюта, благодаря которой он оказывается способным не впадать в «абсолютно необходимое» бытие, как это было у Спинозы. У Николая Кузан – ского Бог есть совпадение всех противоположностей, в том числе и противоположности завершенности и становления. Абсолют Шеллинга является тождеством субъективного и объективного, не есть ни дух, ни природа, но безразличие обоих, содержащее в себе возможность всех вообще определений. К Богу применим принцип саморазвития, в процессе которого происходит самопознание, последовательное развертывание божественных потенций, принимающих образы Бога-Отца, Бога – Сына, Святого Духа. Жизнь Божества представляет собой историю движения от чистой потенциальности Бога-Отца, первоначального основания или единства, замкнутого Бога к процессу актуализации потенциальности Богом-Сыном и к высшей актуальности в Духе, когда ничто уже не останется замкнутым и Бог будет раскрыт во всем. Шеллинг вводит представление о Божественном всеединстве, развитие которого к конечной цели проходит через три мировые эпохи (зоны).

В философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) Бог как Абсолютная Идея понимается в качестве субъект-субстанции, которая сама в себе различается и развивается, раскрывается в развитии мира, в природе, всемирной истории. Бог есть в себе и для себя всеобщее, всеохватывающее, сознание Бога есть абсолютная мощь и субстанция, основа, которая остается всецело имманентной своим дальнейшим определениям, из нее исходит и в нее возвращается все богатство естественного и духовного мира. В силу противоречия, внутренне присущего абсолютному первоначалу, всеобщая субстанция развивается, диалектически реализуясь, формообразуется и двигается к достижению Абсолютного Духа, т. с. к постижению самое себя. Мировой Дух «сам себя производит» в процессе восхождения но ступеням, в результате саморазвития бытие становится мышлением, а мышление обретает бытие. Сущность саморазвивающегося Мирового Духа Гегель видит в свободе, и сама история Абсолютной идеи предстает как прогресс духа в сознании свободы. В гегелевской интерпретации Троицы «царство Отца» — бытие Бога до сотворения мира, сфера логических категорий, «Царство Сына» — сотворенный мир (и природы, и сотворенного духа), «царство Духа» представляет собой синтез первых двух.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

О Процессуалъпости Божественного бытия говорит и Анри Бергсон (1859—1941). Бог, как утверждает мыслитель, — это процесс, а не вневременная субстанция. Бог как источник творческой эволюции вселенной не имеет в себе ничего законченного, он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода. Бог изливает из себя дух, который Бергсон называет или сверхсознанием, или «жизненным порывом». Бог — это творческая сила, из которой происходит жизнь и все, что в ней, — это усилие, создающее жизнь и являющееся бытийным основанием для самой длительности и жизни. Бергсон описывает процесс непрерывного творческого обогащения бытия, включающего и самого Бога, и все им созданное. Свою концепцию творческой эволюции Бергсон противопоставляет как механистическому, так и телеологическому ее пониманию, развитие не должно быть предопределено ни прошлым, ни будущим, это развитие абсолютно свободное в каждый следующий момент времени, и поэтому существует абсолютная открытость будущего даже и для Бога.

Концепция развивающегося Абсолюта представлена и в работах позднего Макса Шелера (1874—1928). Если для раннего Шелера характерен скорее теистический подход к пониманию Бога, связанный с представлением о бесконечном личностном духе и основе божественного ценностного универсума, то в поздний период он именует Абсолют Первосущным бытием, имеющим два атрибута — дух и порыв, которые находятся в состоянии изначального напряжения, преодолеваемого в мировом процессе. Атрибут духа в основе бытия изначально не обладает никакой мощью и силой, по Шелеру, ему противостоит слепой к идеям и духовным ценностям, но всемогущий по силе порыв. Мировой основе, поскольку она включает в себя изначально и небожественный принцип, только предстоит в мировом процессе стать Богом, и в этом процессе бессильный дух, не имеющий собственной энергии, поставляет первоначальным силам и жизненным импульсам порыва сублимирующие их идеи и образы. Это происходит до тех пор, пока не завершится достигающее все более высокого уровня взаимопроникновение духа и порыва, в котором порыв одухотворяется, а дух оживотворяется. Шелер подчеркивает особую роль и сопричастность человека этому иерархическому порядку становления Первосущного, стремящегося к полному самосознанию и самопостижению.

Философско-теистическое понимание исходит из представления о Боге как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и свободно действующей в мире, проявляющей постоянное попечение над миром (провидение). Трансцендентный Бог мыслится как источник бытия всех вещей, все исходит из него как первопричины и влечется к нему как последней цели. Богу, с точки зрения философско-теистического понимания, традиционно приписываются атрибуты вневременное™, нематериальное™, простоты, неизменности, всемогущества, всеблагости, вездесущности, всеведения. Бог есть абсолютная, совершенная, безусловно-свободная личность, обладающая разумом и волей, с совершенным разумом в Боге соединяется безграничная любовь, Он может свободно вступать в отношения с личностью человеческой.

Многие теологи XX в. привносят в такую трактовку те или иные особенности, вызванные желанием дать такую интерпретацию классическим теологическим понятиям, которая сделала бы их близкими и понятными современному сознанию.

Концепция католического теолога Карла Ранера (1904—1984) отличается ярко выраженной темпо – ральностью: обращенность к будущему является центральным пунктом его рефлексии. Бог как абсолютная полнота бытия, смысла, истины и добра является конечной целью всего существующего,

Бог предстоит как абсолютное будущее и реальная возможность, которая предложена человеку. Абсолютное будущее — это направление и источник силы для движения, оно должно быть абсолютной полнотой действительности как опора динамики будущего. Эта первичная целостность абсолютного будущего никогда не может быть выражена посредством определений, почерпнутых в посюстороннем категориальном опыте. Бог остается, прежде всего, тайной безграничной полноты, по сути своей трансцендентный и приобщающий к Себе абсолютное будущее человека.

С точки зрения философско-теистического понимания, в трактовках Бога как Абсолюта рационалистической метафизики нет признаков Бога

Живого, немыслимо возлагать на такого Бога надежду и обращаться к нему с молитвой. Характерной чертой для религиозно-философской мысли XX столетия становится Понимание Бога как вечного «Ты».

Мартин Бубер (1878—1965) утверждает, что Бог есть тайна самоочевидного, которая ближе ко мне, чем мое Я. Он есть для нас непосредственно, изначально и вечно в отношении к нам Сущее; оправдано лишь отношение к нему, но не высказывание о нем. Бубер выделяет в Едином Боге две ипостаси: «Бог в себе» и «Живой Бог», Вечное Ты, открывающееся человеку. Вера, по Буберу, — не словесная формула, а жизнь под взглядом Бога. Поэтому мыслитель отличал живую религиозность от религии, которая может исказить лик Божий. Вырождение религий означает все более убывающую силу отношения, задавленную объективностью, когда все труднее изречь Богу Ты.

Во второй половине XX в. многие мыслители пытались понять и с религиозной позиции дать оценку трагическим событиям Холокоста, в результате чего появилась и идея «смерти Бога» Р. Рубинштейна, и представление о присутствии страдающего Бога в нашем мире, и утверждение Э. Берковица о молчащем и ограничивающем свою власть Боге, «скрывающем Свое лицо» без какой-либо вины со стороны людей.

Лицо Бога, который заповедует, скрывая себя, описывается и в философии Эммануэля Левинаса (1906—1995). Для него Бог есть Абсолютное прошлое, Абсолют, ушедший по ту сторону бытия, — это высшая доброта, отказ осмелиться и отступление, подобное прощанию, обозначающему себя, став инкогнито в противостоящем лике. Левинас в своих работах отталкивается от каббалистической традиции, согласно которой Абсолют (Эн Соф) уходит в себя, оставляя космос, в котором мир может появиться как нечто самостоятельно существующее. Мыслитель говорит, что Бесконечное устремляется из онтологического пространства, чтобы освободить место для отделившегося бытия. Такое творение разрывает путы системы и делает возможной свободу. В интерпретации Бога Левинас использует концепцию диахронического этического времени: Бог мыслится как абсолютно отсутствующий, предшествующий по отношению к не вмещающему его миру, невыразимый в категориях Бытия и структуры. Бог показывается лишь через след, который не только ведет к прошлому, но является самим пропуском в прошлое, где вырисовывается вечность, абсолютно прошлое, объединяющее все времена.

Как видно, под влиянием различных факторов и условий трансформируется язык современной философской теологии и образ Бога чаще понимается и воспринимается в новых формах, выражается в категориях, отвечающих новой культурной ситуации и вызовам времени.

Философское учение о Боге опирается на утверждение о том, что оно обусловлено и опосредовано познавательными возможностями человека, должно исходить из доступной философскому опыту действительности мира и человека. Различные религиозно-философские концептуализации понятия Бога являются разнообразными попытками построить «образ» бесконечного, их авторы по-разному подходят также и к пониманию проблемы принципиальной возможности познания Бога. Для мыслителей интуитивистской ориентации более близким является апофатический подход или метод, предполагающий, что о Боге как беспредельном и бесконечно полном ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что он есть. Лпофатическое, таинственное и неизреченное познание Божества предполагает, что Бог не может быть охвачен человеческой мыслью или описан словом, Его невозможно постичь в формах образного знания, знаках и понятиях, но его можно непосредственно пережить как нечто прямо данное нашей совести, интуиции, вере. Катафатический (положительный, утвердительный) подход, близкий, по преимуществу, представителям рационалистической метафизики, подразумевает, что Бог обладает множеством совершенств и разные атрибуты Бога могут быть перечислены и частично познаны людьми по его проявлениям. С такой точки зрения, задача разума состоит в том, чтобы синтезировать отдельные схваченные в рассудочных абстракциях черты абсолютной реальности в единый целостный образ. Для катафатического подхода характерно также создавать или варьировать уже имеющиеся доказательства бытия Бога.

Оцените статью
Добавить комментарий