Триодь постная: Великий понедельник – Рублев

Триодь постная: Великий понедельник – Рублев

Триодь постная: Великий понедельник: история, описание действия, значение

Великий понедельник — первый день Страстной седмицы. Каждый день Страстной седмицы посвящен воспоминанию тех или иных событий. В Великий понедельник Церковь вспоминает проклятие Христом бесплодной смоковницы (инжирного дерева) и изгнание торговцев из Иерусалимского храма.

После Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус вместе с учениками ночевал в ближнем к Иерусалиму селении Вифания, а наутро снова пришел в город.

По дороге в Иерусалим Он увидел смоковницу. В это время инжир еще не должен был созревать, но на дереве не было ни прошлогодних плодов, ни завязей для будущего урожая. Дерево, хотя и было покрыто пышной листвой, на самом деле давно уже не приносило плода. Тогда Христос проклял смоковницу, и спустя некоторое время она засохла. Это было сделано в назидание ученикам. Христос показал им, что Он может не только прощать и миловать, но также судить и наказывать всех тех, чья духовная жизнь не приносит плодов: терпения, любви к Богу и людям, милосердия. В первую очередь это проклятие относилось к еврейским знатокам закона, которые проявляли набожность, а на самом деле были лицемерами и тайно творили зло.

Когда Иисус пришел в Храм, то увидел торговцев и менял в притворе — внешнем помещении Храма, куда могли входить даже язычники, если хотели принять веру в Бога Израилева. Там продавали животных для принесения в жертву, а также обменивали монеты одних стран на другие, так как среди приехавших в Иерусалим были евреи, жившие в других странах. Тогда Христос перевернул столы менял и изгнал торговцев из Храма.

В этот день также вспоминаются две притчи, рассказанные Христом в Храме. Первая — притча о двух сыновьях. Некий человек отправил своих сыновей работать в саду. Один из них сначала отказался, а потом раскаялся и пошел, а второй, наоборот, сделал вид, что собирается, а сам не выполнил отцовского слова. В этой притче Спаситель имел в виду грешников, которые сначала согрешили, но потом раскаялись в своих грехах и пошли за Ним, и мнимых праведников — фарисеев и знатоков Закона, которые теперь искали повода Его убить.

Рассказал Христос и другую притчу: некий богатый человек отдал свой виноградник работникам, а сам отлучился в другую страну. Когда пришло время собирать урожай, он отправил своих слуг, но работники виноградника одних убили, а других избили и выгнали прочь. Послал он других слуг, и тех постигло то же самое. Наконец, за урожаем пришел сын хозяина, но и он был убит. Тогда хозяин наказал злых работников, а виноградник отдал другим. Под хозяином Спаситель имел в виду Бога, а под работниками — еврейский народ, который убивал пророков, а затем и самого Сына Божьего.

Также церковь в этот день вспоминает историю ветхозаветного праведника Иосифа, которого братья продали в рабство в Египет. Там он сначала претерпел множество испытаний, но в конце концов стал министром у фараона, простил братьев и спас их от голодной смерти. Его история — ветхозаветный, дохристианский прообраз истории Христа.

Особенности богослужения Страстного понедельника

В честь этого дня совершаются вечерня, утреня, часы, изобразительны и Литургия Преждеосвященных Даров.

Вечерня совершается накануне (то есть в Вербное воскресенье) вечером, на этом богослужении еще поются песнопения Вербного воскресенья, посвященные встрече Иисуса Христа жителями Иерусалима.

Накануне же вечером или в сам Великий понедельник совершается утреня, на которой читается отрывок из Евангелия, повествующий о том, как Христос уничтожил смоковницу (инжирное дерево), не приносящую плода: так погибнет всякий, чья жизнь не принесет духовных плодов.

В Великий понедельник совершаются часы, изобразительны и Литургия Преждеосвященных Даров. По своей структуре это богослужение напоминает вечерню и в древности совершалось вечером. На нем читаются отрывки из Ветхого Завета: из Книги Исхода и из Книги Иова, а также отрывок из Евангелия, в котором Спаситель говорит народу о признаках грядущего конца света. В конце службы верующие причащаются Святых Даров, которые были освящены на Божественной Литургии в воскресенье.

Православная Жизнь

О трех главных мотивах Постной Триоди и смысле Великого покаянного канона прп. Андрея Критского порталу «Православная Жизнь» рассказывает регент академического хора Киевских духовных школ, кандидат богословских наук архимандрит Леонтий (Тупкало).

Пост — это не самоцель, а одно из средств для достижения цели — Пасхи

– С началом Постной Триоди, со Всенощного бдения накануне Недели о мытаре и фарисее, мы начали свое движение к Пасхе. Так ли это?

– Да, действительно, Святая Церковь, желая показать верующим, в чем заключается сущность и истинный смысл христианского поста, задолго до начала самого Великого поста призывает богослужебными текстами Триоди вступить в благоприятное для души время – «духовную весну». Содержание богослужений очень образно показывает суть поста.

Пост — это не самоцель, а одно из средств для достижения цели – Пасхи, прохождения мимо греха. Пост приводит к встрече со Христом, Который есть истинная Пасха — «Пасха Христос есть великая и всечестная».

Преподобный Феодор Студит, автор стихир на «Господи воззвах. » Недели Сыропустной, так и говорит: «Постное время светло начнем, очистим душу, очистим плоть, постимся от всякия страсти, насладимся добродетелями и сподобимся видеть всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху».

Три главных мотива всех песнопений, входящих в Постную Триодь: покаяние, молитва и пост

– В состав Постной Триоди входят песнопения разных песнописцев, около 20. Наиболее замечательные из них дошли до нас с VIII и IX вв.: Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Иосиф, Феодор и Симеон Студиты, император Лев Мудрый, Феофан Начертанный и др.

Что их всех объединяет, почему именно их песни вошли в Постную Триодь? И почему пост начинается с канона преподобного Андрея Критского?

– Три главных и основных мотива составляют содержание всех песнопений, входящих в Постную Триодь: покаяние, молитва и пост. Все они прекрасно составлены святыми братьями Студитами и другими христианскими аскетами. Эти отцы собственным опытом изведали неоценимую пользу добродетелей и поведали через богослужение об этой пользе нам.

Высокое поэтическое творчество, каким от природы были наделены знаменитые братья Иосиф, Феодор, Симеон, породило целый ряд произведений глубокой мысли и возвышенных чувств. Нисколько неудивительно, что эти творения Церковью сравниваются с ангельской песнью. Почти в самом начале Постной Триоди мы читаем следующие стихи: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от ангелов: Трипеснец же и от человеков приими».

Основная идея канона прп. Андрея Критского — призыв к раскаянию в грехах и покаянию

Святая Церковь особенно чтит Критского архипастыря – преподобного Андрея. В дни особого покаяния, каковыми являются Великий пост, в своем богослужебном чине Церковь отводит Великому канону центральное место. Его церковное чтение совершается: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы поста по частям и полностью на утрене в четверг пятой седмицы поста.

Синаксарий[1] четверга пятой седмицы дает замечательную характеристику канону: «Наряду со многими другими полезными для спасения сочинениями, прп. Андрей сочинил и этот Великий канон, безмерно умилительный, ибо он сложил эти приятные песни, отыскав и собрав различные повести из Ветхого и Нового Завета — т. е. от Адама даже до самого Вознесения Христа и проповеди апостолов. Этим он учит всякую душу стараться по силе подражать всему доброму, описанному в повести, но избегать всего злого и всегда прибегать к Богу через покаяние, слезы, исповедь и другие действительно угодные Ему дела».

«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко Милосердый, даждь ми прегрешений оставление», — взывает преподобный Андрей к грешной душе. Из его уст иногда слышатся обличения, угрозы, предостережения, наставления грешной душе и утешение, переходящее иногда в умиление от созерцания кающейся души. Основная идея канона — призыв к раскаянию в грехах и наставление о действенных средствах покаяния.

Великий покаянный канон в Академическом храме читает ректор КДАиС митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

В текстах Постной Триоди изображены плоды смирения, терпения и любви, которые рождаются в добродетели поста и молитвы

– Что значит «Триодь»? Что в ней самое главное? Что является ее кульминацией?

– Получила свое наименование Постная Триодь главным образом оттого, что важнейшие ее тексты — каноны утренние и вечерние — по будним дням на весь Великий пост состоят только из трех (отсюда и название «Триодь») песен. Причем последние две песни — восьмая и девятая — всегда неизменно сохраняют свои места в каноне, а первая песнь каждодневно меняется в таком порядке: в понедельник — первая, во вторник — вторая, в среду — третья, в четверг — четвертая, в пятницу — пятая и в субботу — шестая и седьмая.

Богослужебные тексты Триоди акцентируют внимание на том, что только постом, покаянием и молитвой все силы духовно-телесной природы человека отрываются от границ страстей и вступают в теснейшее единение с Богом. В первую очередь, молитва для человеческого ума, особенно покаянная, дает истинное знание, служит для него настоящим просвещением, «покаянным медом, который отдает помыслы и услаждает мысли». С помощью молитвы ум христианина постепенно обожается, становится причастным божественным свойствам.

В текстах Постной Триоди также изображены духовные плоды, которые рождаются в душе подвижника через совершенствование в добродетели поста и молитвы. Наиболее часто концентрируется внимание на плодах смирения, терпения и любви. Эти качества рождаются под влиянием молитвы не по отдельности, а в гармоничном сочетании.

Согласно Триоди, христианин, подвизаясь в аскетично-молитвенном деле, не заслуживает или «зарабатывает» обожения, которое является даром Божьим, а готовится, насколько это возможно, достойно принять этот дар. Бог же Своею благодатиею проявляет инициативу в живом процессе взаимного диалога ведущего к единению.

Это событие касается самой сокровенной и неприступной глубины души. Без открытости, без молитвенной жизни человека такая встреча невозможна. Богослужебные тексты Триоди акцентируют, что обожение не является чем-то метафорическим, а реальным преображением и прославлением всего человеческого естества.

Постная Триодь, ее содержание и назначение

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Днями предпразднства Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня – 4 дня. Предпразднства не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим, Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздник Число дней попразднства неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 дня

3. Рождество Христово 6 дней

4. день Пятидесятницы, или Троицы 6 дней

5. Преображение Господне 7 дней

6. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 7 дней

7. Крещение Господне (Богоявление) 8 дней

8. Вознесение Господне 8 дней

9. Успение Божией Матери 9 дней

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) – зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.

Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том — период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе.

Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная.

В большинство седмичных дней Великого поста в Постной Триоди помещены следующие песнопения: Вечерня: 3 стихиры на «Господи, воззвах. », 2 прокимена и 2 паремии, стихиры на стиховне154. Утреня: седальны по 2-й и 3-й кафисме, 2 трипеснца (зачастую разных гласов), стихиры на стиховне (Стихиры на стиховне не указаны в те дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров).

6-й час: тропарь пророчества, 2 прокимена и паремия.

18. Понятие о постах, их количество. Какие праздники называются подвижными и неподвижными, и в каких книгах находится их богослужебное последование?

С древнейших времен Святая Церковь учредила посты. Пост освящен Самим Господом Иисусом Христом, Который перед началом Своего общественного служения провел в посте 40 дней. О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви.

Важнейшим из постов, установленных Церковью, является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Пост этот установлен в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа, с той целью, чтобы христиане, очистившись от своих прегрешений, достойно встретили Св. Пасху. К Св. Четыредесятнице примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминанию о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя.

Следующим постом является Петров пост – в честь и память святых Апостолов. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв. апп. Петра и Павла. Продолжительность его в разные годы неодинакова (от шести, недель до одной недели и одного дня) и зависит от дня празднования Пасхи в данном году. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Третьим годовым постом является Успенской пост. Установлен он в честь Божией Матери, в память Ея Успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается в праздник Успения. В этот пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения. Последним годовым постом является Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова, цель его – приготовить христиан к встрече этого светлого и радостного праздника. Начинается пост на следующий день после памяти св. ап. Филиппа (отсюда и иногда называется в народе Филиппов пост (“Филипповка”) и продолжается до праздника Рождества Христова. В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост.

Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду и пятницу каждой недели. Пост в среду установлен в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой, а пост в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя.

19. Богослужебные книги: Евангелие – его построение (главы, зачала). Указатели содержания в начале Евангелия и указатели чтения в конце книги.

Сам термин евангелие греческого происхождения и в переводе означает «благая весть» (εύαγγέλιον состоит из двух слов: εύ — «хорошо» и άγγελία — «весть»). Этим термином обозначены священные книги Нового Завета, в которых излагается жизнь, служение и учение Господа Иисуса Христа. Святое богослужебное Евангелие содержит в себе четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием. В течение года прочитывается все Евангелие.

Евангелия располагаются в том же порядке, в каком идут во всех изданиях Нового Завета: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Перед каждым из четырех Евангелий помещено: — краткое жизнеописание апостола-евангелиста; — краткое содержание евангельских глав; — указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке — начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифры, используемые здесь для обозначения евангельского события, соответствуют цифрам черного цвета на наружных полях самого Евангелия; — предисловие к данному Евангелию, составленное блаженным Феофилактом Болгарским.

Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения за богослужением в конкретный день. Номера зачал обозначены красными цифрами на внешнем поле евангельского текста. Хотя зачала имеют различный размер, можно заметить, что они по объему гораздо меньше глав: одна глава может содержать до 10 зачал (например, 9-я глава Евангелия от Луки содержит зачала 40-49). Каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал: в Евангелии от Матфея — 116 зачал; в Евангелии от Марка — 71 зачало; в Евангелии от Луки — 114 зачал; в Евангелии от Иоанна — 67 зачал.

Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Устав называет такое чтение «зачало от полу», которое стоит под знаком зачала без цифры.

Для определения и нахождения евангельского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Евангелия, где содержатся все необходимые указания. Всего в Евангелии можно выделить следующие четыре приложения:

1. «Сказание еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» — рядовые чтения подвижного круга богослужения. В конце приложения указаны 11 воскресных утренних Евангелий, которые последовательно читаются в воскресные дни в течение года на утрене.

2. «Соборник двунадесяти месяцей» — чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются чтения на каждый день года. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых евангельское чтение в месяцеслове не указано вовсе. В этих случаях на литургии читается только рядовое чтение.

3. «Евангелия обща святым» — чтения общие для каждого лика святых.

4. «Евангелия на всяку потребу различная». Здесь указаны евангельские чтения при совершении Таинств и других частных богослужений.

20. Богослужебный Апостол – его построение, порядок зачал.

Общие сведения о Цветной Триоди. Сколько имеется полунощниц и где они находятся?

21. Прокимны, Аллилуарии, антифоны и причастны – где находятся и когда употребляются?

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1194 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Постная триодь

Состав Постной Триоди

Основное содержание Постной триоди составляют паримии и песнопения. Правда, паримии вносятся в триоди лишь с XII в., до этого же времени они обыкновенно помещаются в особых книгах, т. н. паримииниках, т. е., сборниках паримии на круглый год. Но тем не менее они подлежат нашему исследованию, во-первых, потому, что это — древнейшие переменные части великопостного богослужения, во-вторых — потому, что с ними связаны древнейшие в триоди, хотя, вероятно, во многих случаях и не составленные прямо для великопостного богослужения, песнопения, т. н. тропари пророчества, главное же — потому, что существование паримииников нисколько не обязывает нас оставлять без исследования ту их часть, которая потом вошла в состав Постной триоди: как увидим в III главе, до появления систематических сборников всех переменных частей богослужения, т. е. до появления триодей, миней и т. п., первоначально существовали лишь сборники однородных песнопений, — кондакари, стихирари и т. п. Поэтому, если отбрасывать паримии, то с таким же правом можно выбросить из круга нашего исследования самогласные стихиры, потому что прежде они записывались в стихирарях, — кондаки, потому что они помещались в кондакарях, и т. д., и ограничиться одними только трипеснцами, канонами и, быть может, еще подобными стихирами и седальнами.
Кроме переменных частей богослужения в триоди есть еще третий элемент иного рода — статьи из церковного устава: они начинают появляться там с XI-XII вв. Исследование этого элемента принадлежит истории церковного устава, или же — истории великопостного богослужения.
Итак, обращаемся к паримиям Постной триоди.

1. Паримии

2. Триодные песнопения из первого периода византийской церковной поэзии (V–IX в.)

1.
Обратимся теперь к обзору песнопений Постной триоди. Печатная триодь содержит в себе более 500 песнопений, которые сильно разнятся между собою своими — формой, объемом и наименованиями. Кроме того громадное количество таких песнопений вышло из употребления и лежит в рукописях. Первое датированное песнопение в триоди относится к V-му, а последнее — к XIV-му веку. Таким образом, образование ее падает на второй, византийский, период греческой церковной поэзии, из первого, древне-христианского, периода в ее состав не вошло ни одного произведения. Несмотря на указанное разнообразие в форме, объеме и наименованиях все триодные песнопения имеют одно общее происхождение: они ведут свое начало от припевов, которыми древние христиане сопровождали пение библейских псалмов и песней. Наряду со сплошным и непрерывным пением у них существовал еще и другой способ, состоявший в том, что самый псалом или песнь пелись по стихам одним только певцом, остальные же присутствующее отвечали на каждый стих первым или даже другим стихом. Этот способ пения перенесен был в христианство из еврейства, где он существовал издавна: так воспета была евреями благодарственная песнь по перехода чрез Чермное море (Исх. 15. 1—20), такой же способ пения несомненно, применялся к пс. 117-му и особенно к 135-му, где указан и самый припев — яко во век милость Его. По сообщению Филона, названный способ пения употреблялся терапевтами: за вечерей у них кто нибудь один пел гимн, другие же в тишине слушали «и только, когда нужно было петь припевы ἀκροτελεύτια καὶ ἐφύμνια, начинали петь все, и мужчины, и женщины». Евсевий в своих замечаниях к этому сообщению прямо говорит, что оно рисует христианские обычаи). Он же в речи на обновление тирского храма приводить как употреблявшийся у христиан вышеупомянутый припев 135-го псалма — яко во век милость Его ). С этим же припевом вел. св. Афанасий поет псалом в ту ночь, когда военачальник Сириан хотел арестовать его в храме, за бдением, по приказанию Констанция (356 г.). Иногда припев выбирался более свободным образом. В рассказе о сделанном по приказанию Юлиана перенесении мощей св. муч. Вавилы в Антиохию Созомен сообщает, что на всем пути процессии пелись псалмы, причем несколько певцов произносили их по стихам, а вся остальная масса христиан припевала: да постыдятся вси, кланяющиеся истуканным, хвалящиеся о идолах своих (пс 96, 7). Здесь припевом берется стих, приноровленный к обстоятельствам, — содержащий в себе укоризну Юлиану, — и припевается он к различным псалмам. В беседе на 41-й псалом Златоуст говорит, что первый его стих (Им же образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к тебе, Боже) пелся в качестве припева на богослужении того дня. В беседе на 117-й псалом он указывает также, что его 24-й стих (Сей день его же сотвори Господь) служил припевом в праздник Пасхи. С конца IV-го, или начала V-го в., появляются припевы, составленные самими христианами. Первое известие о таких припевах находится в сообщениях Сократа и Созомена о бдениях константинопольских ариан при Златоусте. По словам этих историков, названные еретики, лишенные храмов при Феодосии В., накануне суббот и воскресений собирались для ночного богослужения в портиках публичных зданий и пели антифонно псалмы с припевами, прославлявшими их лжеучение. Один из таких припевов Сократом и Созоменом приводится: Ποῦ εὶσὶν οἱ λέγοντες τὰ τρία μιάν δύναμιν;

Они прибавляют, что Златоуст, опасаясь, чтобы кто-либо из православных не увлекся арианским богослужением, побудил свою паству тоже ввести такого рода псалмопение. К указанным двум источникам богослужебных припевов, затем, прибавлен был еще третий — творения св. отцов. Об употреблении припевов из этого источника дает довольно подробные сведения, правда, сравнительно уже поздний писатель, авва Дорофей (н. VIII в.): «петь места из творения св. богоносных мужей, пишет он, — благое дело, потому что последние всюду и всегда стараются поучать нас всему относящемуся к просвещению душ наших: из их слов мы можем узнать значение празднуемого дня, Господнего ли праздника, или св. мучеников, или отцов, и вообще — всякого святого и особенного дня». Авва при этом приводить два места из слов св. Григория Богослова, из которых одно в его время пелось в Пасху, а другое в праздник мучеников. Первое читается так: «Воскресения день, принесем себя в дар Богу», а второе: «жертвы одушевленные, всесожжения словесные». Не трудно заметить, что первое напоминает известную пасхальную стихиру, а вторым выражением буквально начинается мученичен вечерни среды 4-го гласа в Октоих. Из такого рода припевов вышла вся византийская церковная поэзия. Уже к половине V-го века она, несомненно, получила широкое развитие. Феодор Чтец сообщает, что в Константинополе при императоре Льве I (457—474) пользовались известностью «творцы тропарей» — Анфоим и Тимокл, из коих первый был приверженцем Халкидонского собора, второй же его противником. От конца V-гo и первой половины VI-го в. становится известным такой крупный песнописец, как св. Роман Сладкопевец.
Уже самый характер источников византийской церковной поэзии много способствовал тому, чтобы ее произведения вырабатывали форму тонического стиха. Известный факт, что библейские псалмы и песни со своим параллелистическим строением даже в нашем славянском переводе очень часто производят впечатление тонических стихов, построенных на логическом ударении. Древнехристианские толкователи псалмов понимают и отмечают ритмичность и стихотворность их формы. Любопытно, что в древних греческих списках Св. Писания, а равно и в древних богослужебных псалтирях, псалмы и песни постоянно почти записываются стихами. Точно также ритмические места довольно часто попадаются в произведениях св. отцов. Известный факт, что первый ирмос канона св. Космы на Рождество почти целиком взять из слова св. Григория Богослова на Богоявление. У некоторых церковных ораторов ритм речи нередко почти прямо переходит в ритм тонического стиха, украшаясь при этом рифмами и аллитерациями. Вот, например, отрывок из слова св. Евлогия, патриарха александрийского (580—607), на неделю Ваий: Ἐπὶ πώλου καθίξεται, καὶ τοῦ πατρικοῦ κόλπου οὐ χωρίξεται. Ἰπο παίδων ὑμνεῖται, καὶ ἄνω ὑπὸ Σεραθιμ θεολογεῖται. εἰς Ἰερουσαλὴμ εἰσέρχεται, ἀλλα τὴν ἄνω Ἰερουσαλὴμ οὐ κατέλιπεν ).
Но особенно важное значение для усовершенствования тонической формы песнопений имело, без сомнения, приложениe к припевам музыки: музыкальная мелодия требовала, чтобы текст, к которому она прилагалась, был до известной степени ритмичен. И мы можем видеть, что в некоторых византийских песнопениях форма возвышается почти до правильного тонического стиха. Вот, например, одна, несомненно, древняя покаянная стихира 3-го гласа в Октоих: Πολλάκις τήν ύμνωδίαν έκτελών, εύρέθην τήν άμαρτίαν έκπληρών. Τή μεν γλώττη άσματα φθεγγόμενος, τή δέ ψυχή άτοπα λογιζόμενος. Αλλ᾿ έκάτερα διώρθοσον Χριστέ ό Θεός διά τής μετανοίας και έλεησόν με.
Или неизданный седален великого вторника:
Гл. 4: Καιρός επέστη εύωχίας, και ύπνον έχω ραθυμίας. Ό νυμφών ηϋτρεπίσθη τής χαράς και στυγνή ή τών έργων μου λαμπάς. Ό έχων έλεος εύσπλαγχνίας μή σβέσης μου τήν εις σε προσδοκίαν φιλάνθρωπε (ватик. триодь № 771).
В данном отношении ход развития византийской церковной поэзии удивительно напоминает собою процесс развития поэзии церкви западной. Там тоже дело началось краткими и прозаическими припевами, или т. н. тропами, которые вставлялись между стихами не только псалмов, но даже и гимнов, например, — Слава в вышних Богу и других: как показываете и самое их название, они, вероятно, одного происхождения с восточными ἀκροτελεύτια, преобразовавшимися потом в тропари. Вследствие того, что указанные тропы нужно было согласовать с музыкальной мелодией, в частности, особенно с мелодией поющегося после апостола (правильнее — пред евангелием) «аллилуиа (т. н. sequentia)», эти краткие отрывистые прозаические строчки преобразуются сначала в тонические, построенные на логическом ударении, стихи, а последние, в свою очередь, постепенно переходят в такие правильные строго ритмические гимны, как известные Stabat Mater, Dies иrae и т. п. Византийская церковная поэзия до степени совершенства формы поэзии западной не развилась.

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Триодь постная: Великий понедельник: история, описание действия, значение

Триодь Постная это путеводитель по пространству Великого Поста. Своеобразная карта маршрута, по которому должен пройти верующий христианин, совершая своего рода паломничество в Мекку – восхождение к вершине «Пасха».

Триодь Постную можно назвать и по-другому: это литературный памятник истории, в котором отражаются изменения, происходившие как в истории христианства, так и происходящие с душой человека на пути к духовной вершине.

Те, кто слабо ориентируется в сложном, веками выстраиваемом маршруте Великого Поста, в котором есть своя логика и закономерность, не всегда могут увидеть их своим невооруженным взглядом. Поэтому перед началом поста дается много разъяснений, правил и истории, помогающих пройти путь до конца, с пониманием и осмысленно.

Весь маршрут Великого Поста Триодь разбивает на равномерные отрезки – седмицы. Их всего шесть. И каждые шесть дней делаются остановки, седьмой – воскресение (неделя), он же дает начало и название следующему отрезку пути. Дни отдыха – шестой и седьмой дни, суббота и воскресенье – не входят в счет Великого Поста, хотя некоторые ограничения в поведении распространяются и на них.

Надо сказать, что изначально Великий пост не распространялся на христиан. Он был обязателен только для тех, кто собирался стать членом христианской общины, т. е. принять Святое Крещение или Просвещение. Поскольку в первые века христианства существовало всего несколько дней, в которые совершалось таинство Крещения, то подготовка к нему велась тщательно.

Собственно, все великопостное богослужение – это путь подготовки оглашаемых к принятию Крещения, что находит отражение, частности, в Великопостных Чтениях Ветхого Завета и Псалтири. Евангелие в церкви в дни Поста не читается. Его чтение начинается в Страстную седмицу.

Христиане в дни Поста должны были помогать оглашаемым пройти путь Просвещения: рассказывать о христианстве, помогать понять Евангелие, Таинства Церкви и т. д. И так случилось, что из солидарности с ними, чтобы не смущать готовящихся своими послаблениями, было решено поститься всем вместе: и крещеным, и тем, кто только готовился к Крещению.

Так Великий Пост стал общим путем для всех, желающих не только, а сегодня уже и не столько, пройти Крещение, сколько покаяться, исповедаться, очиститься и встретить Пасху обновленными. Кстати, покаяние изначально несло в себе смысл второго Крещения. Так что к христианам Пост имеет такое же отношение, как и к оглашаемым в те времена – все мы нуждаемся во втором Крещении-покаянии.

Но вернемся к остановкам в пути. Триодь называет шесть остановок на пути к вершине – по количеству воскресений (недель) Поста: неделя Торжества Православия, Григория Паламы, Крестопоклонная, св. Иоанна Лествичника, Мариина неделя и Вербная. Соответственно, седмицы, наступающие после каждого воскресения (недели), получают названия:

Седмицы Православия, Григория Паламы, Крестопоклонной, Иоанна Лествичника, Марии Египетской и Ваий.

Страстная седмица – уже не относится к Великому Посту. Она является Пасхальным постом, раньше обязательным для каждого крещеного. В эти дни Иисус Христос начинает движение навстречу людям, уже готовым понять и принять Его. В Страстную седмицу вспоминаются последние притчи Господа, последние наставления ученикам, предательство Иуды, заключение Нового Завета с учениками и установление Таинства Причастия. Вспоминается Его молитва в Гефсиманском саду, отречение Петра и бегство всех учеников Иисуса с места казни.
Поскольку эти дни самые важные, самые трагические и самые печальные, то

Каждый день Страстной седмицы называется Великим: Великий понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг, Великая пятница и Великая суббота.

Завершается Страстная седмица седьмым днём – Воскресением Христовым, Пасхой.

Для более удобного прохождения Великого Поста Триодь предлагает поучения, записанные в специальном сборнике –

«Синаксари Постной и Цветной Триоди».

Составил сборник патриарх Константинополя Никифор (XIV век). Раньше Синаксарь Триоди читалась в качестве поучения, но сегодня традиция чтения в храмах ушла, а жаль. Синаксарь Триоди помогает понять, о чем идет речь в богослужебных песнопениях, канонах, рассказывает о святых, которым посвящены каноны и песни, их происхождение, установление, почему совершаются именно так, а не иначе.
Сборник начинается с поучений и комментариев на подготовительные дни :

Неделю о мытаре и фарисее, блудном сыне и страшном суде,

А заканчивается чтениями на события Страстной Седмицы по каждому Великому дню. Если кто-то хочет уяснить содержание и смысл Великого Поста, то лучшего пособия не найти.

Всем постящимся рекомендуется прочитать в Великий Пост все четыре Евангелия, побывать в храмах на службах, особенно в будние дни, исповедаться и причаститься в течение Поста три раза: в первую седмицу, в крестопоклонную и в Великий Четверг – день воспоминания об установлении Господом Таинства Причастия.

Существует еще одна особенность Великого Поста, литургическая: песнопения заменяются долгими чтениями, каждодневная литургия откладывается, а для болящих два раза в неделю (в среду и пятницу)

Служится Литургия Преждеосвященных даров. По субботам служится Литургия Иоанна Златоуста, а в воскресение – Литургия Василия Великого,

Которая считалась праздничной.

Существуют и другие тонкости, например, первая неделя Поста – самая строгая, так же, как и Страстная. Она должна помочь войти в пространство Поста. В первую неделю

Читается Великий канон Андрея Критского,

Ставший символом Великого Поста. Особенности и правила проведения в Великий Пост можно найти во многих источниках. Но главное – желание встретить Пасху с великой радостью, духовно обновленным и просветленным.

Оцените статью
Добавить комментарий