И тогда придет конец» (Мф

И тогда придет конец» (Мф

«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)

О признаках наступления конца света

Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.

Наверное, не существовало ни одного столетия после Рождества Христова, в котором бы человечество было свободно от ожиданий скорого конца света. Апостолы с тревогой спрашивали Господа: «Скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24: 3). Раннехристианские общины жили в ожидании скорого пришествия Христа. «Маранафа» – «Господь грядет», – писал коринфянам апостол Павел (1 Кор. 16: 22). «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20), – вторил ему апостол Иоанн Богослов. Апостолу Павлу пришлось написать два послания фессалоникийским христианам, недоумевающим по поводу того, что вот, уже некоторые из христиан умерли, а Христос все не приходит. Духовная жизнь христиан I и II веков также отличалась напряженностью по причине периодически возникавших гонений. Ввиду этого христиане первых веков «не рассчитывали на долгое существование мира и ожидали открытия Царства Христова» [1] .

Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,

«показалось современникам до такой степени жестоким, что один из церковных писателей (Иуда), объяснявший в то время седьмины Даниила, полагал, что наступило пришествие антихриста» [2] .

Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.

Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась

Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.

С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:

«Связание сатаны на 1000 лет надо считать не с Рождества Христова, а со дня Его сошествия во ад: 1000+33½+666=1700. Антихрист царствует тоже 3½ года. Таким образом, 1703 год – год конца мира… Все это туманное богословие об антихристе нужно было, чтобы “раскачать” простых людей на дерзновенный уход из Церкви… в страшную трагическую пустоту» [3] .

Напряженные апокалиптические настроения этой эпохи сопровождаются массовыми самоубийствами сторонников старого обряда. Старообрядцы совершают самозаклание, топятся в водоемах, постятся до смерти. Наибольшее распространение получают массовые самосожжения. Группы обрекших себя на добровольную смерть в огне достигают порой почти трех тысяч человек. Упоминание о массовых «гарях» последователей «старого обряда» встречаются вплоть до начала XIX века. Самоубийство это сами раскольники воспринимают как подвиг мученичества. Другого пути спасения они зачастую уже не видят.

«Поистине нельзя, чтобы нам не гореть, некуда больше деться», – признается в 1722 году один из расколоучителей «старец Сергий» [4] .

1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,

«что с 1666 года… христиане брачующиеся суть змеино гнездище сатанино и бесов его прескверное дворище; что теперь о умножении рода человеческого промышляет сатана и к зачатию младенца душа дается от диавола» [5] .

Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что

«якобы наступило время антихриста и что карантийные билеты, по их мнению, есть не что иное, как печать или знамение антихристово» [6] .

В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»

XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.

В XX веке, особенно во второй его половине, появление апокалиптических сект превращается в массовое явление. Возникает множество тоталитарных сект, таких как «Народный храм», «Храм солнца», «Небесные врата», «Аум Синрикё» и другие, в основе верований которых лежит учение о скором конце света. Несбывшиеся ожидания во многих случаях приводят к массовым самоубийствам и убийствам. К сожалению, это нетерпеливое ожидание скорого конца света увлекает порой и православных христиан. Многие помнят, как группа из более чем 30 человек (в том числе детей) в Пензенской области «назначила» конец света на май 2008 года. Эти люди в ожидании Армагеддона прожили под землей с осени 2007 года по май 2008-го. Причем до выхода на свет Божий дожили не все.

Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:

«Положим, что кончина последует через двадцать лет, через тридцать, через сто лет: какое это имеет к нам отношение? Не составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Отчего много любопытствуешь о всеобщей кончине и отчего причиняешь себе этим печаль? Но что бывает с нами в других (случаях), то же и в настоящем. Как в других (случаях) мы, не обращая внимания на собственные дела, беспокоимся о чужих, говоря: такой-то блудник, такой-то прелюбодей, тот украл, этот обидел, а о своих не говорим ни слова, напротив, больше печемся о поступках всех других людей, нежели о своих собственных, – так и здесь каждый из нас, оставив заботу о своем конце, желает узнать об общей кончине» [7] .

Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?

Прежде всего следует указать на Неизвестность времени Второго пришествия.

    «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36); «…бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42), – говорит Христос Своим ученикам.

Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.

Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом

Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).

Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.

Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это Падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.

Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать Проповедь Евангелия всему миру:

«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.

Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также Массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).

Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться Всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).

Об этом предупреждал и Сам Господь:

«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).

Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.

Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является Пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:

«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).

Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.

Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:

«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).

Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:

«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).

Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).

Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:

«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).

То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.

Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным

Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.

Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).

Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).

Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.

Таким образом, мы можем видеть, что распространяемые некоторыми людьми страхи прихода антихриста и его начертания преждевременны и небезопасны и что нам, современным христианам, более полезны воспоминание о своих грехах и мысли о собственной смерти. Тем более что, по слову преподобного Нила Мироточивого, начертание антихриста на сердце – это злопамятство [8] , и тот, кто не избавился от этой страсти, погибает без всяких внешних начертаний. Тех же, кто верен Христу и Его Церкви, старается соблюдать Его заповеди, привык прибегать к Богу в молитве и со смирением приступает к церковным Таинствам, Господь не оставит в неведении о кознях диавольских и поможет преодолеть его ухищрения:

«И вот, Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Второе Христово Пришествие (из учения Церкви о конечных судьбах мира)

Событие Второго Пришествия Христа на землю является важнейшим в православной эсхатологии (учении о конечных судьбах мира). О том, что будет происходить в день Второго Пришествия – последний день существования нашего земного мира в его нынешнем состоянии, и о том, что будет этому дню предшествовать, рассказывает Клирик Свято-Троицкого собора иеродиакон Паисий (Шурухин).

«В истории мира наиболее важны два события: Первое Пришествие Господа Христа и Его Второе Пришествие. Первое – сеяние; второе – жатва; первое показало и дало роду человеческому все Божественные истины и силы для спасения людей от греха, смерти, диавола, второе явит и обнаружит, как род человеческий этим воспользовался» (св. Иустин Попович).

О свободной воле человека, Боге Спасителе и Первом Христовом Пришествии

– Отец Паисий, напомните, пожалуйста, с чем была связана необходимость Первого Пришествия Христа на землю.

– Согласно Символу веры, мы веруем в то, что Господь наш Иисус Христос сошел с небес «нас ради человек и нашего ради спасения». Спасения от чего? – По учению Церкви, человек изначально сотворен по образу Божию как существо, должное находиться в общении с Богом, в богопознании, богоуподоблении. И обладающее при этом свободной волей. Книга Бытия рассказывает что, человек на заре своей истории испытания свободой не выдержал (Быт. 3). По соблазну диавола он нарушил данный Богом закон жизни и тем самым не только повредил первоначальное – безгрешное и чистое – состояние своего естества и мира, но и утратил общение с Богом. Отказавшись от Бога, источника жизни, он обрек себя на плен греха и смерти. Своими силами освободиться из этого плена ни праотцы наши Адам и Ева, ни потомки их – весь человеческий род, не могли. Для освобождения их и приходил на землю Господь Иисус Христос. Господь Спаситель восставил падшее человечество, открыл ему путь к достижению той цели, ради которой человек и создан – к соединению и блаженному общению с Богом, путь спасения.

Возможность спасения дана каждому человеку. А как он ей воспользуется, и воспользуется ли вообще, зависит от самого человека. Бог насильно никого не спасает, спасение совершается в единстве двух воль – Бога и человека. Но в мире есть еще и «третья воля» – враждебная Богу; эта диавольская воля стремится отвратить человека от Бога, не допустить его до спасения. Однако насильно навязать свою волю человеку диавол не может, у него нет на это власти. Человек сам выбирает, за кем ему следовать – за Христом или за диаволом.

А результат его выбора будет оценивать Господь в день Своего Второго Пришествия.

О Боге Судии и Втором Христовом Пришествии

«Естественно, чтобы Бог – Творец, Спаситель и Освятитель – в то же время был Судией. Ибо, как Творец, Он дал нам жизнь; как Спаситель, он спас нас от греха, смерти и диавола; как Освятитель, Он даровал нам в Церкви все средства к освящению, спасению и обожению; как Судия Он судит и оценивает, как мы воспользовались жизнью, которую Он нам дал, и средствами, которые Он предоставил нам в Церкви» (св. Иустин Попович).

– О. Паисий, в чем различие Первого и Второго Пришествий?

– Во-первых, они различны по целям. В Первое Пришествие Господь приходил не судить мир, но спасти мир (Ин. 12, 47); отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Во Второе Пришествие Он придет праведно судить вселенную (Деян. 17, 31) и воздать каждому по делам его (Мф. 16, 27). Два Пришествия будут отличаться и образом явления Христа. Пострадать за нас он приходил в уничижении, в образе раба (Флп. 2, 7), а судить придет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф. 25, 31). Так говорит о Христе и Символ веры: «И паки грядущего со славою…» При этом, если Первое явление Христа было достаточно незаметным, то Второе не заметить будет невозможно: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). По словам отцов, «оно видимо будет везде по причине сияния славы».

– Что будет происходить во Второе Пришествие и почему оно называется также «концом света»? Название не очень оптимистичное…

– В день Второго Пришествия, когда Господь Иисус Христос во славе придет с небес на землю, произойдет ряд чрезвычайных событий, с которыми связаны и названия этого дня.

Свершится то событие, о котором говорится в Символе веры словами: «Чаю воскресения мертвых», т. е. всеобщее воскресение мертвых и изменение живых. Бог в этот день будет судить вселенную, поэтому он называется днем судным (Мф. 10, 15), а поскольку весь суд Бог Отец передал Сыну, Господу Иисусу Христу, это и день Господень (2 Пет. 3, 10), день Сына Человеческого (Лк. 17, 22), и еще ряд названий – и все они свидетельствуют, что это день совершенно исключительный: день великий (Деян. 2, 20).

«Концом света» (и еще днем последним) он называется, т. к. в этот день завершат свое существование время, земной мир в его нынешнем состоянии и человеческая история. В этот день Господь вынесет Свой последний, окончательный суд о всецелой истории мира и человека, о всех людях вместе взятых и о каждом человеке в отдельности.

Что же касается оптимизма… Ведь это день не только «конца», но и «начала» – новых неба и земли, новой жизни в преображенных телах, жизни в вечности. Св. Василий Великий сравнивает его с первым днем существования мира. Первый полагает начало тварному миру; последний – миру обновленному. И оба они – единственные и неповторимые.

– Почему так много ложных предсказаний о дате конца света?

– А разве могут быть об этом неложные предсказания? Господь не открыл нам сроки наступления «последнего дня». Об этом Сам Он говорит Своим ученикам: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36); Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). Дата сокрыта от нас промыслительно, чтобы мы бодрствовали и в любую минуту готовы были предстать пред Господом для ответа. Как говорит блж. Феофилакт, «нет пользы нам знать, когда будет кончина мира, дабы не облениться». Попытки «доискиваться» этой даты, вопреки Слову Божию, лишь отвлекают от реальных дел спасения.

«Нездоровое любопытство Церковь не благословляет, она его осуждает», – свидетельствует св. Григорий Шлиссельбургский.

О том, что будет происходить на земле перед Вторым Пришествием

«Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Мф. 24, 6)

– О. Паисий, объясните, пожалуйста, для чего, скрыв от нас сроки Второго Пришествия, Бог в то же время указывает нам признаки его приближения?

– Действительно, Священное Писание много говорит об этом. В каждом из синоптических Евангелий есть эсхатологическая глава, где Сам Господь рассказывает о Своем Втором Пришествии и признаках кончины мира (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21). Для чего нам следует об этом знать? – Чтобы лучше ориентироваться в том, что происходит в окружающем нас мире. «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть», – говорит Христос, показывая тем самым, что все эти события, не только благоприятные, но и тяжкие, скорбные, происходят под невидимым управлением Промысла Божия и направлены к достижению благих целей. Что при этом требуется от нас, верующих? То же, что и во все остальные времена: хранить веру, правду, уповать на Бога, не быть боязливыми, вверяя себя Божественному Провидению. «Не бойтесь, не смущайтесь, – говорит св. Иоанн Златоуст. – Ибо если вы покажете надлежащее терпение, то несчастия не победят вас».

– И что же именно будет предшествовать концу света?

– С признаками приближения кончины мира каждый может ознакомиться, внимательно читая Слово Божие. В общем же будет необычайное усиление и распространение зла во всех областях человеческой жизни, даже в природе. Это войны и военные слухи; восстанет народ на народ, и царство на царство; будут глады, моры и землетрясения; христиан будут ненавидеть за имя Христово, предавать на мучения и убивать; появятся лжехристы и лжепророки и многих прельстят (Мф. 24, 4–11).

При этом Евангелие будет проповедано по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мф. 24, 13), однако вера в людях к тому времени так оскудеет, что Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8). Ап. Павел свидетельствует, что в те дни произойдет отступление от христианства, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 2–5). Такая обстановка будет благоприятна для появления в мире антихриста – человека греха и сына погибели (2 Фес. 2, 3).

«Когда большинство людей в своей свободе будут добровольно выбирать зло, и делать зло, и желать зла… тогда Господь попустит явиться и их верховному вождю христоборчества, антихристу», – пишет св. Иустин Попович.

Антихрист и его деятельность

«Антихрист? В роде человеческом это будет человек всегрех; в нем грех достигнет всего совершенства, всей своей власти. Всею душою своею, всем сердцем своим, всем умом своим, всею силою своею он будет родственен сатане, и сатана – ему. Их воли одушевленно сольются в единую волю, и они всем существом будут работать против Богочеловека Христа» (св. Иустин Попович).

– О. Паисий, расскажите нам об «антихристах» и «антихристе».

– Слово «антихрист» употребляется в Священном Писании в двояком смысле. В общем смысле так называется всякий противник Христа. По словам ап. Иоанна, таких антихристов много было, есть и будет. Антихрист в собственном, или строгом, смысле один, он еще не пришел, но явится перед концом мира. Дата конца мира неизвестна, поэтому неизвестно и время прихода антихриста; собственное имя его не открыто, т. к., по словам отцов, «недостойно быть возвещенным от Духа Святого». Характер антихриста и его царствование описаны в Книге прор. Даниила, во 2-м Послании ап. Павла к Фессалоникийцам и в Откровении (Апокалипсисе) Иоанна Богослова.

История человеческого рода не закончится, пока сатана не покажет на земле всю силу своего зла. В последние времена все средства – ложь, злоба, насилие, будут мобилизованы сатаной для последней битвы со Христом и Его Церковью. Антихрист станет абсолютным воплощением человеческо-сатанинского зла. По словам св. Иоанна Дамаскина, «Бог, предвидя будущее развращение его воли, попускает диаволу вселиться в нем». Антихрист станет орудием сатаны, все его деяния будут совершаться по действию сатаны… со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2, 9), с главной целью – отвратить людей от Бога и всего Божиего. Обольстив народы, антихрист станет всемирным правителем, будет выдавать себя за Бога и требовать божественного поклонения (см.: 2 Фес. 2, 4). Христиане, оставшиеся верными Богу, подвергнутся жесточайшим гонениям и мучениям (Откр. 13, 15). Дело дойдет до того, что, не имея внешнего знака покорности антихристу, нельзя будет ни покупать, ни продавать (Откр. 13, 17). Церковь, гонимая и преследуемая, должна будет скрываться в пустыне (Откр. 12). Однако, как ни велики сила и власть антихриста, как ни жестока брань против Церкви Христовой, врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Церковь пребудет непоколебимой: богослужения и Таинства не прекратятся в ней до самой кончины мира (1 Кор. 11, 26), т. к. с Церковью до скончания века пребудут Христос и Святой Дух. Для уничтожения царства антихриста явится Сам Господь Иисус Христос и убьет беззаконника духом уст Своих (2 Фес. 2, 8). На этом закончится самозванная миссия антихриста и его сатанинское царство.

Победой Христа над антихристом завершится многовековая битва между Божественным добром и сатанинским злом, происходящая на протяжении всей истории человечества не только в мире, но и в каждом человеческом сердце.

– Встречаются люди, которые, можно сказать, не вполне «уравновешенны» по отношению к теме «антихриста» и всему, что с этим связано, они достаточно непримиримы, и всякий не разделяющий их точку зрения сам становится для них чем-то вроде антихриста…

– Действительно, нередко бывает, что все разговоры о конце света сводятся лишь к обсуждению ужасов и катастроф, описанных в Апокалипсисе. Сюда же можно отнести рассуждения о трех шестерках, паспортах, ИНН и прочем. Всё это, присутствуя в неразумных количествах, приводит к созданию атмосферы страха, подозрительности. И, к сожалению, многие не замечают, что как-то на второй план при этом отходят и Христос, и смысл и цель Второго Пришествия Христа (а не антихриста!), и то, что конец света – это зло для антихриста, его слуг и последователей, а для верных Христу – это приход Спасителя в славе Божией, победа добра над злом, жизни над смертью. Хотелось бы, чтобы именно это являлось основной мыслью и содержанием подобных разговоров.

А по поводу «печати антихриста» прислушаемся к голосу архимандрита Иоанна Крестьянкина: «При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и «номерами», и «чипами», и «печатями». Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию». Страшно другое: то, что уже сейчас, до прихода антихриста, не исполняя заповедей Христа, не следуя за Ним, многие из нас получают эту печать в своем сердце.

О Страшном Суде

«Жизнь наша земная есть время купли или вечных благ, или вечных мук» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

– Как будет происходить Страшный Суд?

– В день Своего Второго Пришествия, после всеобщего воскресения мертвых Господь Иисус Христос совершит Всеобщий и последний суд. Этот суд охватит людей всех времен и народов – христиан и язычников, верующих и неверующих, никто его не избежит. Об этом пишет ап. Павел: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, – доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Судьей на этом суде будет Господь Иисус Христос. Потому что именно Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян. 10, 42). Он будет судить мир не только как Бог, но и как Человек. И никто не сможет упрекнуть Его в том, что Он не познал скорбей нашей земной жизни. Предметом суда будут не только все наши дела, но и мысли, чувства, желания, слова. Мы будем судимы не только за совершенное зло, но и за добро, которое не совершили, хотя и могли. Никто на суде не сможет обвинить Бога в несправедливости, т. к., по словам св. Игнатия Брянчанинова, «обличителем и обвинителем каждого подсудимого будет совесть его, внезапно исцеленная от слепоты и обаяния грехом». И отделит (Христос) одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 32–33). Критерием разделения будут дела милости. По толкованию отцов, не только вещественной (накормить голодного, одеть нагого, посетить больного и др.), но и духовной (не осуждать, прощать, давать добрый совет и т. п.). Милость, оказанная ближним как меньшим братьям Христа, т. е. ради Христа, доставит совершившим ее оправдание и Царство Небесное, а отвергшим ее – осуждение и огонь вечный (см.: Мф. 25, 34–46).

Слова Священного Писания о Страшном Суде являются не угрозой возмездия, а призывом к добрым делам. Нужно понимать, что Страшный Суд начинается для нас еще в этой, земной, жизни, когда мы творим добро или зло. Разделение на «овец» и «козлов» на Страшном Суде не будет результатом Божиего произвола, а лишь подтвердит выбор, сделанный самим человеком.

– Почему этот Суд называется «страшным», для кого и чем он страшен?

– Страшен он для всех людей, потому что безгрешен лишь Богочеловек Иисус Христос. А страшен тем, что определяет вечную участь человека; и если эта участь окажется плачевной, то изменить ее уже будет невозможно. Скорбь, сокрушение будут бесполезны. Тогда, по словам св. Николая Сербского, «уже поздно будет творить добрые дела и поздно будет каяться» и «плач больше не встретит сочувствия».

– А что будет после Страшного Суда?

– Вечное блаженство в Царстве Небесном для праведников и вечная мука в аду для грешников.

Беседовала Людмила Кузнецова

Второе Пришествие: когда случится

Что такое Второе Пришествие?

Второе Пришествие Иисуса Христа — ожидаемое Церковью событие. Возвращение Спасителя с Небес на землю в Божественной славе и силе. Именно со Второго Пришествия начнется конец времен или, как принято говорить, конец света.

Несмотря на то, что звучит это угрожающе, само Пришествие не станет чем-то ужасным для праведников. Наступит конец этого света и начало нового.

Впервые Сын Божий пришел на землю, родившись в образе обычного человека от земной женщины, избранной Господом за свои благочестие и праведность. Мать Иисуса — Дева Мария, Пресвятая Богородица. Рожденный от земной женщины, Спаситель при этом был и Сыном Божьим. Богочеловеческая природа Христа, Его первое Пришествие — пока уникальное событие в нашей истории.

Народ не признал в Иисусе Мессию, обещанного Спасителя. Лишь Его ученики признавали Христа Богом. Он был распят за наши грехи, пострадав за все человечество. Иисус вознесся на Небо, что сесть одесную Бога, Отца Небесного. Одесную — значит «по правую руку». При этом в Писании человечеству было обещано и Второе Пришествие Мессии, но уже затем, чтобы наступил конец известного нам мира. Ветхозаветная эсхатология изображает «конец света» через широко распространенное библейское выражение «день Яхве», что означает появление Бога в мире. Предполагается, что Господь обрушит Свой пламенный и праведный гнев на грех и бесчестие. Для праведных и богобоязненных людей, напротив, наступят лучшие времена.

Когда случится Второе Пришествие?

Перед Вторым Пришествием мир ждут разные катаклизмы:

    Землетрясения; Знамения на небе; Помрачения солнца и луны; Падения звёзд с неба; Голод; Приход лже-Мессии.

Все это обозначено в Библии, но христиане не знают дня и часа, когда Господь придет снова, а попытки определить это силами человеческого разума обречены на неудачу. Церковь призывает жить праведной жизнью всегда. Так, словно Второе Пришествие может случиться в любую минуту. Важная часть спасение — это трезвение, духовное бодрствование. Позволить себе расслабиться, думая, что конец времен и Второе Пришествие наступят «не завтра» — это ошибка с точки зрения верующего.

Что ждет людей после Второго Пришествия?

Страшный Суд. Роспись придела ц. Богоматери Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1568 г.

Второе Пришествие положит начало Страшному Суду и концу времен. Для христиан, праведных людей это событие станет радостным (1Пет. 5:4; 2Тим. 4:7, 8), но Господь придет судить живых и мертвых, поэтому грешников ждет гнев Господа. Мы не знаем, как и в чем будет проявляться воля Небесного Отца, но из Писания известно, что после Страшного суда наступит вечность, — блаженная в общении со Христом для одних и мучительная, без Бога — для других. Возможно, сами грехи станут наказанием для тех, кто не смог их побороть. Карикатурные представления о Страшном Суде, как о костре для грешников или «горячих сковородках» не соответствуют христианскому мировоззрению. Выбор — быть с Богом или без Бога человек делает каждый день.

Библия о Втором Пришествии

    Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа. 1Кор.1,7 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. 1Фес.5,3 ..свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Откр.4,8 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! Лк.13,35 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Мф.24,37 ..ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит. Евр.10,37 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Евр.9,27–28 ..ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять? Откр.6,17 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. 1Фес.5,4 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. 1Кор.15,25 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 2Петр.3,13 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ин.5,25 ..благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. Откр.11,17 Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. 1Фес.4,16–17 Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Мф. 24,30 И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. 1Фес.1,10 Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо» приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Деян.1,11 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Откр.1,7

Читайте также:

Поделитесь статьей, если она важна для других

Когда на самом деле будет Второе Пришествие Христа?

История человечества знает немало предсказателей, которые утверждали, что Второе Пришествие Христа случится в ближайшее время, а некоторые даже называли точную дату. Но Второго Пришествия так пока и не произошло. Когда же его ждать на самом деле? Ответы на этот и другие частые вопросы о Втором Пришествии — в статье «Фомы».

Чем Второе Пришествие Иисуса Христа принципиально отличается от Первого?

Первое Пришествие Христа в наш мир случилось около 2000 лет назад и описано в Евангелии. В тот раз Христос приходил, чтобы совершить спасение всех людей от смерти, греха и диавола. Для этого Он дал людям заповеди, учил их исполнению, основал Церковь, явил Свое Царство, совершив множество чудес. А главное — принял безвинную смерть во искупление человеческих грехов, после чего воскрес и вознесся к Богу Отцу в человеческом теле, тем самым проложив путь в Царство Небесное и для всякого, кто пожелает следовать за Ним.

Второй раз Христос придет на землю, чтобы покончить со всем злом, которое сохраняется в мире и нередко берет верх над добром. Он совершит суд над всеми людьми — и над каждым по отдельности, и над целыми народами. При этом все мироздание преобразится: мертвые воскреснут, а те, кто был верен Господу, войдут в жизнь вечную и блаженную.

Почему Господь не совершил всего этого сразу же, когда приходил на землю? Зачем потребовался перерыв?

Как говорит Писание, события последних времен откладываются до тех пор, пока в Церковь не войдет полное число язычников (Рим 11:25), то есть людей, воспитанных вне христианской веры. Что такое «полное число», знает только Бог, но это все люди, которые имеют хоть малейшую возможность узнать и полюбить Его. «Апостол хочет… сказать, что языческий мир в своем целом (причем на отдельных лиц он не обращает внимания) войдет в Церковь Христову», — так объяснял это место профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904).

Мир стоит, пока земля продолжает приносить Богу святых из всех народов. Но когда все народы услышат Евангелие и смогут определиться по отношению ко Христу — так или иначе, тогда мирпридет к своему завершению.

Как будет выглядеть Второе Пришествие?

Две тысячи лет назад Христос явился на землю как смиренный и кроткий человек — в глазах людей Он был совершенно не похож на Царя Небес и земли. А вот вернется на землю Христос во славе, как Господь и Судия. Его Второе Пришествие невозможно будет не заметить: Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк 17:24). Святой апостол Иоанн Богослов говорит об этом так: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные (Откр 1:7). Христос придет в сопровождении воинства ангелов, воссядет на Престоле как Царь и совершит суд над всеми народами, отделив спасенных от погибших: об этом Он Сам поведал в притче о Страшном суде (Мф 25:31–46). Причем пред Господом предстанут не только живые, но и давно умершие, которые перед самым Страшным судом воскреснут: Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим (Откр 20:13).

Когда произойдет Второе Пришествие?

Здесь ответ такой же, как и на вопрос о дне нашей физической смерти. Мы знаем только одно: что день завершения этого мира (как и нашей жизни) однажды наступит. Но не знаем когда. У нас есть лишь некоторые косвенные признаки, указывающие на его приближение. В Церковь войдут последние народы, пожелавшие креститься; апостол Павел предполагал, что в их числе могут оказаться иудеи: ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется (Рим 11:25–26). Вслед за этим во всем мире начнется охлаждение веры: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк 18:8); и в конце концов люди растеряют последние остатки любви друг ко другу: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Сохранять такой мир и дальше, очевидно, уже не будет иметь никакого смысла.

Хотя первые христиане, жившие в I–II веках, ожидали возвращения Господа на землю очень скоро, еще при их жизни, многие Его притчи, метафорически изображающие наступление Царства Небесного (о закваске, о горчичном зерне, о медленно созревающем урожае) указывают на то, что между Первым и Вторым Пришествиями пройдет значительное время. В истории Церкви неоднократно возникали —чаще всего в результате тех или иных природных или социальных бедствий —ожидания немедленного конца света, но они не оправдывались.

Господь предупредил, что Его Второе Пришествие произойдет не на пике всеобщего напряженного ожидания, а, напротив, в обстановке некоторой сонливости и духовной расслабленности: И как жених замедлил, то задремали все и уснули (Мф 25:5).

Но ведь Сам Христос сказал: Не прейдет род сей, как Увидят Сына ЧЕловеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою! Как понимать эти слова?

Их можно понимать по-разному. Святые отцы, чьи толкования для христиан наиболее авторитетны, считают, как правило, что под «родом сим» Господь имеет в виду не поколение живших тогда людей, а просто Своих последователей, которые никогда не переведутся полностью. «Он говорит… о верных, — объяснял святитель Иоанн Златоуст. — Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни, как, например, когда говорится: сей род ищущих Господа (Пс 23:6)».

А наш близкий современник, преподобный Иустин (Попович) обращал внимание, что эти слова Господь произнес, говоря одновременно о двух событиях — разрушении Иерусалима римлянами (которое произошло в 70 году, действительно еще при жизни многих апостолов) и конце человеческой истории. Он говорил об одном и другом сразу, имея в виду, что гибель Иерусалима станет во многих отношениях образом конца света. Поэтому и слово «род» здесь используется в двух смыслах, объяснял преподобный Иустин: в узком смысле — это современники Спасителя, а в широком — преемники апостолов, «которые через Церковь пребудут до конца мира, потому что они представляют собой бессмертный христианский род».

В чем главная ошибка предсказателей, которые уже не раз «назначали» Второе Пришествие Христа на самое ближайшее время?

Они забывают о ясных словах Христа: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф 24:36). И еще: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян 1:7). Люди, которые претендуют на то, чтобы как-то высчитать точную дату конца света, явно противоречат словам Господа.

А все-таки может случиться так, что мы застанем Пришествие Христа еще при жизни?

Не исключено, что мы его застанем. Но мы станем свидетелями этого события в любом случае — будем ли мы в этот момент живы или уже будем находиться вне тела. В день Своего Второго Пришествия Господь обещал воскресить всех умерших: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин 5: 28–29).

Христианам следует в любой момент быть готовыми к тому, чтобы встретить Господа и дать Ему отчет. Такова Его заповедь нам: Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф 25:13).

Сознание преходящести этого мира, его принципиальной временности, незначительности всех его соблазнов и испытаний на фоне грядущей вечной жизни с Богом — важная часть христианского взгляда на жизнь.

Как будет выглядеть мир после Второго Пришествия?

Нам трудно представить себя полноту радости и блаженства жизни будущего века. Но Писание все же кое-что нам открывает. В этом мире уже не будет зла и греха, боли и горя. Как говорит святой Иоанн Богослов, отрет Бог всякую слезу с очей их [христиан, терпевших мучения в земной жизни. — Прим. ред.], и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр 21:4).

Наступит всеобщий и вечный мир, о котором возвещал еще пророк Исаия, живший за 700 лет до Христа: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6–9).

Все ли люди попадут в этот мир будущего века?

Ясно одно: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Однако в Царстве Божием — Царстве любви — немыслимо принуждение, и никто не может быть введен в него помимо своей воли. Только от нас самих зависит, обратиться ли к Господу нашему Иисусу Христу с покаянием и верой, присоединиться ли к Его Церкви или нет. Дверь Царства открыта для всех, но, если мы откажемся войти в нее, мы останемся за дверью. Причем — важный нюанс! — во время Второго Пришествия такое решение принимать будет уже поздно. Каждый из нас будет застигнут на том выборе, который он совершил раньше.

А какими будут люди после Второго Пришествия? Как они будут выглядеть?

Наши тела будут подобны телу воскресшего Христа, Который мог беспрепятственно проходить через запертые двери, являться в разных местах и разным людям одновременно (не как дух, а в человеческом теле!), уже не нуждался в пище как в необходимом источнике энергии (но при этом мог трапезничать вместе с апостолами), мог принимать разный вид, так что Его не сразу узнавали. Самое главное — наши тела станут «нетленными», то есть неразрушимыми, не подверженными болезням, повреждениям, смерти, и невыразимо прекрасными.

Как говорит святой апостол Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе (1 Кор 15:41–43).

Может, Христос уже вернулся, а мы не заметили?

Это совершенно исключено. Второе Пришествие будет событием космических масштабов, которое невозможно будет проигнорировать — даже если бы мы этого хотели. Вспомним еще раз, что говорит об этом Сам Господь: как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк 17:24).

Все люди, когда-либо выдававшие себя за Христа, несомненно, являются обманщиками, против которых прямо предостерегает Господь в Евангелии: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных… Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», — не выходите; «вот, [Он] в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого(Мф 24:23–27).

Возвращение Господа в славе и образе Царя мира, общее воскресение мертвых, суд над народами — все это будет явным и несомненным для всех, верующих и неверующих. Именно поэтому становиться верующими в тот момент будет уже поздно: все станет очевидным. Господь ждет от нас подвига веры, но этот подвиг может совершиться только до Его Второго Пришествия.

Второе Пришествие Христа — когда и чего ждать

Известна ли дата Второго Пришествия

В последние десятилетия в России особенно активизировались предсказания от псевдостарцев и последователей различных сектантских движений о скором Втором Пришествии и конце света. Кто-то подсчитывает точный срок этого события по звездам. Другие вычисляют его, складывая различные исторические даты. Кто-то утверждает, что конкретный день и час ему сообщают духи и так далее. Так, некоторые люди ждали конец света в 2000 году, затем в 2012 году. Но Второе Пришествие Христа так и не состоялось.

Такие умозаключения не новы. Например, баптистский проповедник Уильям Миллер (1782 – 1849) утверждал, что Пришествие произойдет в промежутке от 21 марта 1843 до 22 октября 1844. Он создал новое религиозное движение – адвентизм, которое существует и по настоящий день. Адвентисты нашли оправдание несостоявшемуся Пришествию. Якобы Спаситель пришел, только не на землю, а в Храм Бога на небе.

Примеров подобных лжепророчеств предостаточно. Горе-предсказатели вычисляют даты Второго Пришествия. А их последователи каждый раз переносят сроки, когда Христос не посещает землю. Что же Православная Церковь готовит о грядущих временах? Когда Второе Пришествие Христа? Если Вас обуревают сомнения, страхи, сходите в храм. Подготовьтесь к Исповеди и посоветуйтесь со священником, которому доверяете.

Второе Пришествие Христа

Второе Пришествие Иисуса Христа – это возвращение Спасителя на землю в последние дни существования мира. Цель Второго Пришествия заключается в свержении антихриста и подвластных ему народов. Иисус Христос ввергнет в вечный огонь дьявола и демонов. Господь воскресит и будет судить на Страшном Суде всех живущих и живших на земле людей. Мир будет преображен в нетленный, духовный, где праведники будут пребывать с Богом.

“Ныне Бог — помощник обращающихся от пути злого, а тогда — страшный и неумытный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем — одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим (святитель Василий Великий).

В эти времена вера во Христа практически угаснет и править миром будет антихрист. Святой Иоанн Дамаскин пишет:

«Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем). Антихрист будет иметь огромную и всемирную власть, ему будут поклоняться как Богу “в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” (2Фес. 2:4).

Пришествие Спасителя станет глобальным событием, которое невозможно будет не заметить. Оно будет общим для всего человечества:

“как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” (Мф. 24:27).

Но далеко не для всех этот великий день станет радостным. Для оставшихся верными Господу христиан, которые не соблазнились антихристом и перенесли все гонения за веру, Второе Пришествие будет избавлением и моментом перехода в Царствие Божие. А для всех остальных – это момент погибели “восплачутся все племена земные” (Мф. 24:30).

Библейские пророчества о Втором Пришествии

В Ветхом Завете пророчеств о Втором Пришествии немного. В дохристианские времена избранный народ ожидал первое явление Мессии. Но пророк Иоиль предвещает:

“Пе­ред ни­ми пот­ря­сёт­ся зем­ля, по­колеб­лется не­бо; сол­нце и лу­на пом­ра­чат­ся, и звез­ды по­теря­ют свой свет. И Гос­подь даст глас Свой пред во­инс­твом Сво­им, ибо весь­ма мно­гочис­ленно пол­чи­ще Его и мо­гущес­твен ис­полни­тель сло­ва Его; ибо ве­лик день Гос­по­день и весь­ма стра­шен, и кто вы­дер­жит его?” (Иоил.2:10-11).

Толкователи сходятся во мнении, что эти слова знаменуют Второе Пришествие Иисуса Христа. Также в книге пророка Даниила можно найти слова:

“Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… И Ему дана власть, слава и царство… владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится” (Дан.7:13-14).

В Евангелии Сам Спаситель на вопрос учеников о последних днях, разъяснил им признаки, предшествующие Второму Пришествию. Позднее апостол Павел писал в своем послании к Евреям:

“Еще немного, очень немного и Грядущий придет и не умедлит” (Евр.10:37).

Апостолы ожидали Спасителя и Конец Света. Наиболее подробно времена правления антихриста, Второе Пришествие Христа, Страшный суд и наступление Божьего Царства описаны в последней книге Библии: Откровении Иоанна Богослова, которое он получил от Самого Бога.

“И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время” (Откр.20:1-3).

Признаки Второго Пришествия Иисуса Христа

Признаки Второго Пришествия зачастую толкуются людьми, с трудом ориентирующимися в Священном Писании и Предании. Поэтому слова Спасителя о Его повторном возвращении на землю вырываются из контекста. Они являются плодотворной почвой для всевозможных спекуляций и махинаций. Так, лжепророки делают акцент на внешних приметах Второго Пришествия: войнах, катаклизмах, эпидемиях. Но забывают о главном признаке – духовная деградация человечества, когда вера в Христа практически забудется.

Последним дням будут предшествовать времена абсолютного морального разложения. Вера будет практически сведена к нулю. Апостол Павел дал емкое и точное состояния людей последних времен

“ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся” (2 Тим.3:2-5).

В Евангелии от Матфея на вопросы о Втором Пришествии Иисус Христос отвечал, что придут многие

“под именем моим” и будут утверждать, что каждый из них является Спасителем. Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят (Мф.24:5); И многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф.24:11); …в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским… (1Тим.4:1); …будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху… (2Тим.4:3).

От сатаны им будет дана сила творить знамения и чудеса. Многие верующие поверят и прельстятся. Затем настанут тяжелые времена войн и катаклизмов: землетрясений, голода. Начнутся гонения на христиан “будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое” (Мф.24:9). Многие не выдержат и начнут предавать друг друга, возрастет ненависть и охладеет любовь между людьми.

Как закончится история человечества

Зато произойдет обращение Израиля ко Христу. В Рим.11 говорится, что весь Израиль, то есть еврейский народ, спасется, обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: …если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? (Рим.11:15). По мысли апостола Павла, если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших.

Так же следует ожидать приход пророков Илии и Еноха.

“…Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня…» (Мал.4:5).

Иисус Христос подтвердил пророчество:

“Правда, Илия должен придти прежде и устроить все” (Мф.17:11) Мк.9:12).

Как Иоанн Креститель предварял первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. В Откровении 11:3-10 повествуется о двух свидетелях Божиих. Они будут пророчествовать и, после того как закончат свое свидетельство, будут убиты зверем, выходящим из бездны. По Преданию, этими свидетелями явятся Илия и Енох.

“И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Мф.24:14).

Лишь ради избранных, которые не предадут своей веры, будут сокращены те дни. Иначе спастись не смогла бы никакая плоть.

“И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их” (Мф.24:29-31).

Так говорил Иисус Христос о Своем Втором Пришествии.

Проблемные вопросы Второго Пришествия

“Обозри целый мир, в котором живешь, и рассуди, что всё видимое смертно, что всё подлежит тлению. Посмотри на небо, и оно некогда разрушится; посмотри на солнце, и оно не устоит; все звезды, животные, живущие на суше и в воде, все украшение земли, самая земля — все тленно; немного еще времени, и всего этого не будет” (святитель Василий Великий).

Когда же стоит ожидать Второе Пришествие Христа? Точное его время и сроки последующего Конца Света не известно никому, кроме Бога.

“О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф 24:36).

Поэтому любые даты являются вымыслом, а те, кто их предсказывают – лжепророками или попросту обманщиками. Но в тоже время Господь не оставляет людей в полном неведении и приоткрывает завесу тайны в виде признаков Второго Пришествия.

Второе Пришествие ожидали апостолы и первые христиане в дни гонений. Ожидали в Средние века, когда различные болезни уносили миллионы жизней. Ожидали в XX веке в России, когда богоборческая власть погубила множество верующих людей Когда Великая Отечественная Война унесла миллионы жизней, оставив после себя разоренную землю. Ожидают и в наши дни, когда грех становится нормой, а благочестивая жизнь высмеивается, стирается грань между добром и злом.

Но не стоит столь дерзостно относиться к Священному Писанию, чтобы буквально проецировать слова Спасителя на современную жизнь. И тем более следует как можно дальше держаться от различных лжепророков. От тех, которые без конца вещают о Конце Света, забывая думать о спасении своей души.

Некоторые предсказания о Втором Пришествии

1000 год. Папа Римский Сильвестр II был авторитетным средневековым ученым. Он утверждал, что конец света наступит 1 января 1000 года. Многие ему поверили. Когда Пришествия не случилось, была выдвинута уточняющая версия. Якобы папа сделал неточное предсказание, и концом света должно было стать наступление тысячелетия не рождения, а смерти Иисуса Христа. То есть датой второго пришествия Христа должен был стать 1033 год. Но после того, как и это предсказание не сбылось, о вычислениях Сильвестора II решили забыть.

1284 год. Римский Папа Иннокентий III Второе Пришествие определил на 1284 год. Он связывал это ожидаемое событие с возникновением ислама. Он считал, что в 666-й год после появления этой новой религии наступят последние времена. Свое предсказание Папа делал во времена Крестовых походов, времена межрелигиозной вражды. Сам понтифик не дожил до 1284 года.

1988 год. Предсказания Эдгара Визнанта, ученого из NASA. Его книга «88 причин, почему второе пришествие будет в 1988 году» стала бестселлером.

1992 год. Предсказания американского проповедника Ли Ян Рима. Его проповеди принесли ему баснословные богатства в форме пожертвований от перепуганных последователей.

2000 год. Ожидание конца света в «круглую» дату, включая компьютерную «Проблему 2000». Определенное число людей поверили этому, они покупали бункеры и запасались провизией.

Бояться или не бояться Второго Пришествия?

Из Священного Писания нам довольно много известно о Втором Пришествии, Страшном суде и конце света. Но стоит ли панически бояться грядущих событий? Действительно, праведники и грешники будут судимы и получат возмездие по своим делам. Каждому из нас Бог даровал земную жизнь. И в течение нее мы можем покаяться в грехах, начать вести богоугодную жизнь, совершать добрые дела.

А главное, мы можем участвовать в Евхаристии, в таинстве, без которого невозможно спасение души. Все вышеперечисленное дает нам надежду оказаться среди тех, которые наследуют Царствие Божие и вечное блаженство.

Оцените статью
Добавить комментарий