Неделя О Мытаре и Фарисее: что означает и когда в 2020 году, история и притча седмицы

Неделя О Мытаре и Фарисее: что означает и когда в 2020 году, история и притча седмицы

Неделя о Мытаре и Фарисее — 9-15 февраля 2020 года

Великий Пост перед праздником Пасхи — это одно из важнейших мероприятий в духовной жизни православного христианина. Но, чтобы провести пост по всем правилам и принести пользу духовную человеку, следует правильно к нему подготовиться, а для этого надо правильно проводить каждую подготовительную неделю, первой из которых является седмица мытаря и фарисея.

Содержание притчи о мытаре и фарисее

Притча, изложенная Иисусом Христом в Евангелии от Луки, стала главной идеей первой подготовительной недели, обозначенной в православном календаре как седмица мытаря и фарисея. Эта история (а притча — не что иное как короткая назидательная история) не теряет своей актуальности, несмотря на изменения в политике, истории и науке. Она понятна всем и сегодня, и крайне важна для того, чтобы подготовить свое сердце к Пасхе. В 2020 году эта неделя начнется 9 февраля и закончится 15 февраля.

Притчу можно прочитать в евангелии от Луки в 18 главе. Евангелист отвел на нее всего 4 коротких стиха: с 10 по 14. Но даже в столь незначительном отрывке можно найти пищу для подкрепления духовного человека.

Притча рассказывает о двух людях, пришедших в храм для совершения молитвы. Они стояли недалеко друг от друга и молились про себя. Иисус рассказывает своим ученикам их мысли и содержания их молитв. Мытарь, рукой ударяя себя в грудь, молился Богу и просил помилования, называя себя самым последним грешником на свете. Его сердце было полно покаяния, и он не смел даже глаза поднять к небу, осознавая, насколько он ничтожен и греховен перед Господом Вседержителем.

Второй же был фарисеем и, одетый в богатые одежды, молился так же Господу Богу. Но его молитва была совсем другая. Он, смотря на мытаря, молился Господу и говорил: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как этот мытарь». Он благодарил Господа, что не является грабителем или мытарем, что он благочестив и соблюдает Закон Божий.

Важно! Иисус, рассказывая эту притчу, говорит ученикам, что мытарь уйдет из храма более оправданный, чем фарисей, несмотря на то, что мытарь не ведет такой правильный образ жизни и не исполняет и половины Торы, в отличие от фарисея.

Экскурс в историю

Для того чтобы правильно толковать притчи, следует быть знакомым с историей иудаизма и тем временем, ведь Иисус всегда говори притчи, которые были понятны людям и построены на их повседневной жизни. Так, например, притча о пастухе и овцах (Мф. 18:12-14) рассказывает о поисках потерянной овцы, а поскольку в то время выпас овец составлял важную часть экономики Израиля, то ее смысл был понятен всем. Так и притча о двух молящихся в храме была доступна для понимания даже необразованным людям того времени.

В те времена, мытари были ставленниками Римской империи, которая покорила Израиль. Она назначила налоги, которые каждый еврей обязан был уплачивать. А мытари были своеобразными налоговыми инспекторами и собирали со своего народа деньги, чтобы отдать их в казну Рима. За это они крайне презирались евреями и считались последними павшими людьми.

Даже сегодня налоговые инспектора не вызывают приятных чувств, а в то время они отдавали деньги Римской империи, стране, которая покорила свободолюбивый Израиль и считала себя его господином.

Фарисеи же были учителями веры. Они составляли правящую партию и были верхушкой того общества и в целом Израиля. Они были очень почитаемыми людьми и всегда занимали крупные правящие посты в обществе. Поэтому, Говоря простым языком, притча, рассказанная Иисусом, была о представителе верхушки общества и представители самого последнего слоя населения.

Толкование

На первый взгляд кажется, что все понятно и однозначно: мытари, т. е. последние люди мира сего — грешники и должны просить Господа о покаянии, а фарисеи, живущие праведной жизнью, благодарят за это Господа.

Но не все так однозначно.

Если присмотреться к молитве фарисея, то станет видно, что на самом деле он не благодарит Господа, но превозносится за счет других людей, стараясь обелить себя «Благодарю, что я не разбойник и не мытарь» — опуская других людей, фарисей надеется возвысить себя в глазах Господа.

Важно! Фарисей в притче — это человек, полный самодовольства, гордости и греха, несмотря на видимую сторону его жизни — исполнение закона, доскональное знание Торы, регулярные пожертвования.

Иисус не говорит ничего о его жизни, вполне возможно он на самом деле был хорошим праведным человеком, но Христос обращает внимание учеников на его поведение в молитве. Это не покаянная молитва и не молитва благодарения, это полные гордости и хваления самого себя слова. Самодовольство доминирует в словах и совершенно затмевает все его прочие добродетели. Он думает, что уже является праведником и святым, таковым не являясь. Пламя по Господу в его душе уже погасло.

С другой стороны, стоит мытарь — презренный человек, предавший родину и соотечественников, служащий тирану и поработителю Риму. Скорее всего, мытарь вовсе не исполняет закон, но ощущая свое падшее положение, бьёт себя в грудь и просит Господа быть к нему милостивым. Он даже не смел поднять глаза к нему, осознавая, что его дела не способны его оправдать и только Господь может это сделать.

Важно! Таким образом, данная притча о двух разных состояниях человеческой души. Одна молитва, которая, казалось, о благодарении, но на самом деле полная восхваления человеческих дел, а с другой — молитва покаяния, плача и стенания, с полным признанием того, что человек является грешником и без Господа не способен ни на что.

Иисус Христос на примере этих двух молящихся, показывает ученикам, что дела человека не важны, состояние его души перед Господом — вот что важно. Можно быть праведником, соблюдать все правила и посты, но в душе презирать людей и самого Господа, а можно стараться исполнить хоть что-то, быть падшим человеком, но в смирении приходить к Богу, прося Его о милости. И, Иисус указывает на это, смиренное сердце для Вседержителя важнее, нежели праведная жизнь.

Духовный смысл

Пример мытаря и фарисея показывает верующим людям, что главное условие для добродетели — это смирение и покаяние, а препятствие этому — гордость. Готовясь к посту, Церковь говорит людям о том, что хвалиться своими делами не следует, что молитва и пост являются спасительными только тогда, когда сердце не захвачено самолюбованием и гордостью. Хваление своими делами приведет к падению человека.

Совет! Перед Великим Постом очень важно заглянуть в собственное сердце и понять, что движет им — покаяние и смирение перед Творцом или желание оправдать и заслужить себе награду своими делами?

Значение и особенности

Отцы Церкви приравнивают 3 недели перед Великим Постом к последним дням перед войной, когда воины приводят в порядок свою амуницию и оружие, чтобы быть готовыми. Раньше перед боями воины вспоминали былые подвиги и тем самым подбодряли друг друга. Для христиан притчи и рассказы о святых и их подвигах являются такими же способами подбодрить себя перед долгой дорогой Великого Поста.

О Великом Посте:

Самое важное оружие христианина — это смирение. Оно противостоит по своей природе главному оружию дьявола — гордости. Именно поэтому христианин всегда должен упражняться в смирении и быть готовым склониться перед несправедливостью в его сторону и обидой.

Важно! Великий Пост прекрасно помогает научиться смирять плоть и желания перед Божьей волей, а история мытаря и фарисея в первую же подготовительную седмицу иллюстрирует, к какому духовному смирению необходимо стремится верующему человеку.

Данная седмица среди прочих подготовительных недель имеет свою особенность: в ее среду и пятницу пост отменяется. Почему так? Таким образом, отменяя церковное правило, отцы Церкви стремились показать, что соблюдение правил Церкви не дают спасение и освобождения душе.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя о мытаре и фарисее

Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали.

Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как ослепил его грех. Грех ослепляет. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Предел нечестия заключается в том, что мы, будучи лживыми, как свидетельствует слово Божие, считаем себя праведными, а «Пришедшего в мир грешныя спасти» представляем лживым (Сравн.1 Ин. 5, 10).

Обратим внимание на то, что о фарисее сказано: он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Святитель Феофан Затворник говорит, что наружно в Церкви все молятся истинными словами, теми, которые поются и читаются за богослужением, и все эти слова исполнены покаяния. Но Богу важнее, как молится каждый из нас сам в себе. Бог слушает более внимательно то, что сердце говорит, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Язык может обманывать, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть. Блаженный Максим Христа ради юродивый говорит: «Знай, что ни Бог не может тебя обмануть, ни ты Его». «Всяк крестится, да не всяк молится». Фарисей тот, кто «бородой Авраам, а делами – Хам».

Грешный человек пришел в храм, чтобы бесчестить других людей и похвалиться своими добрыми делами. Он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, как другие. Мало того! Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. И вообще, зачем ему было в храм приходить, если Бог отправляет его домой ни с чем! Господь показывает ложное благочестие – то фарисейство, которое неистребимо в человечестве и живо до сих пор среди христиан. Оно – как высокое, до времени зеленое дерево, не имеющее плода и гнилое внутри.

Как научиться молиться? Вот как надо молиться: мытарь, стоя вдали, не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Он стоял вдали. Бог видит его так же хорошо, когда он стоит неприметно в толпе, как если бы он стоял один в середине храма. Подлинно, молитва – всегда молитва покаяния. «Покаяние человека – Божий праздник», – говорит преподобный Ефрем Сирин. Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». «Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Награда дается за смирение, а не за труды». Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Но кто унижает себя? Не тот, кто старается показаться меньше, чем он есть, говорят святые отцы, но тот, кто видит свою малость из-за своих грехов. Поистине, человек, даже если он желает, не может унизить себя больше, чем грех унижает его. Для человека, который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно опуститься ниже. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить. Только через смирение в познании собственной нашей греховности может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви.

Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, исполняется страха при приближении Христа: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7). Когда пророк Исаия оказался в Божием присутствии в видении Господа, сидящего на Престоле, он осознал свою греховность: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами. – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). Когда апостолу Петру открылась в чудесной ловле рыб сила Божия, он припал к ногам Христа, умоляя: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».

Из-за близости ко Христу апостол Павел мог называть себя первым из грешников. Эти слова повторяет святой Иоанн Златоуст и вся Церковь до скончания века, и каждый из нас, когда мы приступаем к таинству причащения Тела и Крови Христовых. Горе нам, если мы повторяем их одними устами.

Мы живем в мире, где все меньше чувство греха. Можно подумать, в »безгрешном обществе», у которого одна забота – чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесем его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все более несчастной.

Самое важное, что происходит сегодня в мире, это то, что люди теряют чувство греха. Например, древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас большинством – как выражение любви и свободы, и потому это вовсе не грех, а добродетель. Древний грех мужеложства – просто как иной стиль жизни. И если это не добродетель, то, по крайней мере, это уже как бы не безнравственно. Просто это – другое.

И еще две очевидных и существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. И пока человек не начнет чувствовать, что грех – это грех, и Что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем.

И, наконец, самое главное, что мы должны запомнить сегодня навеки. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это – Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха, и потому апостол Павел говорит: «Верно слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, от которых я первый».

Кажется, безумие мира уже достигло предела. Но святые отцы говорят, что мы не видим тысячной доли зла, которое в мире, и точно так же тысячной доли любви Бога к миру. Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Никогда! Что никогда грех не будет сильнее милосердия. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло – пусть зверь уже кажется сорвавшимся с цепи – тем более Дух Божий ведет нас. Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных присутствие Духа. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5, 20).

Никогда, может быть, еще не была явлена сила Христова Его Церкви так, как сегодня. И призываются войти в эту славу, как никогда, грешники кающиеся, ибо, как никогда, приблизилось Царство Небесное.

Значение и смысл притчи о мытаре и фарисее, что собой представляет эта неделя

В канун Великого поста Православная церковь в продолжение 28 дней подготавливает верующих к сложному подвигу воздержания и покаяния. Первые 7 дней посвящены притче о мытаре и фарисее. Поучительная история рассказана Иисусом Христом. Кратко и образно Спаситель пояснил людям, в чем заключается разность между благочестивым гордецом и смиренным грешником.

Что представляет из себя неделя о мытаре и фарисее

В середине марта 2021 года у православных верующих наступил Великий пост. Ему предшествовал подготовительный период, включающий 4 недели (седмицы).

Каждая седмица имеет свое название и назначение:

    о мытаре и фарисее; о блудном сыне; мясопустная; сыропустная.

В эти дни в богослужениях используют выдержки из Евангелия. Первая седмица длилась с 21 по 28 февраля. На воскресной литургии читается притча Иисуса Христа о фарисее и мытаре.

Как правильно готовиться к Великому посту

Значение Великого поста для православных – покаяние в грехах, чтобы с чистой душой и помыслами встретить Пасху/Светлое воскресенье. Пост предусматривает ограничение потребления некоторых продуктов (например, мяса, молока, яиц) в определенные дни. Противопоказаны в эти дни увеселения.

В четырехнедельный период до Великого поста церковь готовит верующих к воздержанию. На неделе мытаря и фарисея нет ограничений по продуктам и в приеме пищи. Со следующей недели восстанавливаются посты в среду и пятницу. В мясопустную неделю полагается воздержаться от мяса. В последнюю неделю (сыропустную или масленичную) разрешено употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но требуется в среду и пятницу выдерживать пост до вечера.

В неделю мытаря и фарисея Православная церковь напоминает верующим о сути вероисповедания: смирения перед Богом.

Без смирения невозможно истинное раскаяние в грехах. Источник греховных дел и мыслей – гордыня человека, почитающего себя равным Богу. Порядок богослужений в эти дни определен в Триоди постной.

Во вторую неделю на литургии читают притчу о блудном сыне, в третью – о Страшном Суде, в четвертую – вспоминают святых угодников, прославившихся подвигом поста, грех Адама и Евы и изгнание из Рая. Вспоминая о блудном сыне, церковь говорит, что на милосердие Бога может рассчитывать любой грешник, если его смиренное раскаяние чистосердечно.

В субботу мясопустной недели на богослужении поминают умерших (Вселенская родительская суббота).

Церковь молится особенно за тех, кто покинул земной мир без отпевания:

    погиб в катастрофе; на войне; от насилия; внезапной болезни.

Напоминание о последнем суде должно предостеречь людей от беспечной греховности, так как никому не известен день, когда он предстанет пред Господом. В последнее воскресенье перед Великим постом верующих призывают следовать предписаниям о воздержании, напоминая, что грех прародителей случился из-за невоздержания.

Притча о мытаре и Фарисее

Притча о мытаре и фарисее известна из Евангелия от Луки:

«Сказал Господь притчу сию: два человека взошли в храм помолиться, один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или хотя бы как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю». А мытарь, стоя поодаль, не смел даже глаз поднять к небу, но бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Говорю вам: этот пошел в дом свой оправданным более, нежели тот. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а смиряющий себя возвысится».

Значение и смысл

В раннехристианский период мытарем называли сборщика налогов для римского императора. У людей, выполнявших эту работу, вырабатывался особый склад характера. Они не имели права жалеть должников, поэтому становились нечувствительными к чужой боли. Мытарей ненавидели еще и за то, что многие из них злоупотребляли своей властью, утаивая часть налогов и обогащаясь за счет плательщиков.

В древней Иудее фарисеи относились к религиозно-политической элите. Они с особым рвением выполняли правила благочестия, указанные в Торе, доходя в этом до фанатизма. В переводе с иврита «фарисей» означает «особенный». Себя фарисеи называли книжниками и мудрецами. В народе фарисеи пользовались поддержкой и уважением за их принципиальность и последовательность.

Иисус Христос изобличал фарисеев за их лицемерие и гордыню. В притче о мытаре и фарисее Иисус осуждает самоуверенность фарисея в своей правоте и презрение к грешнику мытарю.

В современном мире самовосхваление стало стержнем бытия, так как считается, что оно свидетельствует о жизненном успехе и достатке. Скромность превратилась в пережиток прошлого. Самокритичность, высказанная публично, вызовет неоднозначную реакцию у окружающих, может стать причиной пересудов.

Православная церковь в неделю мытаря и фарисея призывает верующих опомниться, отказаться от фарисейства. Богоугодные дела надо делать по зову души, не ставя себе это в заслугу. Соблюдение заповедей должно быть нормой, а не героическим поступком в собственных глазах. Тщеславие есть проявление гордыни, которая относится к разряду смертных грехов.

Вместе с тем, церковь учит, что раскаяние в грехах дает шанс на милосердие Божие, если оно идет от сердца. Содержание богослужебных текстов говорит о том, что для спасения души недостаточно праведного поведения. Каждый верующий должен помнить, что смирение, покаяние воспитывает в человеке добродетель.

Особенности седмицы

На богослужениях первой недели звучат проникновенные слова, обращенные к Господу и православным верующим.

На Великой вечере (в субботу) священник призывает прихожан:

«Не будем молиться по-фарисейски, братия: ибо возносящий самого себя унижен будет. Смирим самих себя пред Богом, как мытарь в дни поста взывая: “Будь милостив, Боже, к нам грешным!”».

Каждый присутствующий в храме должен обратить взор вовнутрь себя и отречься от тщеславных мыслей. Нет безгрешных людей в земной жизни. Наша телесная оболочка грешна по своей сути: жажда удовольствия от жизни – ее главный девиз. Дух человека легко может поддаться соблазнам нечистого, чтобы удовлетворить желания плоти.

На воскресной утрене священник от имени всех верующих провозглашает:

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое. О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость благосердия Твоего, как Давид взываю Тебе: “Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!”».

Присутствующие на утрене должны проникнуться этими словами и повторять их мысленно вслед за священнослужителем.

В продолжение службы усиливается акцент на значение поведения мытаря в храме:

«Смирение возвысило некогда мытаря, с плачем воззвавшего: “Смилуйся!” и оправдало его. Будем же подражать ему все, во глубину зол впадшие, возгласим Спасителю из глубины сердца: “Согрешили мы, смилуйся единый Человеколюбец!”».

И снова повторяется обращение не молиться по-фарисейски, так как тщеславный будет унижен:

«Мытаря и фарисея различие познав, душа моя, возненавидь одного надменную речь, но поревнуй другого молитве сокрушенной, и воззови: “Боже, будь милостив ко мне, грешному, и помилуй меня!”».

Снова и снова возвращаясь к притче, священник провозглашает:

«Похвальбой делами самого себя оправдывающего фарисея осудил Ты, Господи, и мытаря, умерившего страсти и со стенаниями милости просящего, оправдал: ибо не внимаешь Ты высокомерным помышлениям, и не презираешь сокрушенных сердец. Потому и мы припадаем со смирением к Тебе, пострадавшему нас ради: “Подай нам прощение и великую милость!”».

В утренней проповеди заключительным аккордом звучат слова:

«Из грязи и страстей смиренный возносится, но с высоты добродетелей падает бедственно всякий гордый сердцем: от его нрава, от порока бежим!»… «Жизненный путь вместе мытарь и фарисей прошли: но один, безрассудством увлеченный, позорно крушение потерпел, другой же смирением спасся».

В конце литургии священник приводит текст притчи Иисуса Христа в изложении апостола Луки.

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году. Первый зов великопостной весны

Протопресвитер Александр Шмеман

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году выпадает на 21 февраля и закончится 27 февраля. Подробнее об этой неделе без поста Вы узнаете из статьи!

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году — 22 февраля — 28 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2022 году — 13 февраля — 19 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году – с 21 февраля по 27 февраля

Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом.

Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце.

Ведь вот, устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвы. А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы живут полной жизнью.

Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся.

В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.

На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее — это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», — с другой.

Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное, такое, что действительно относится ко всем временам и ситуациям.

Но возьмем только наше время, возьмем самих себя. Если что-нибудь лежит в основе нашей государственной, общественной, да, наконец, и частной жизни, так это — не правда ли? — вот это самое безостановочное самопревозношение, самоутверждение, или, говоря более древним, но опять-таки вечным языком — гордыня.

Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их.

Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения — не стали ли они уже не только недостатком, пороком, а, хуже того, — общественным и даже государственным преступлением. Оказывается, любить родину — это все время бесстыдно восхвалять ее, унижая чужие родины. Оказывается, быть лояльным — это провозглашать все время безгрешность власти.

Оказывается, быть человеком — это унижать, топтать других людей, это возвышать себя путем их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, и вы должны будете признать, что это именно так.

Тот мир, в котором мы живем, так пронизан оглушительным и грубым бахвальством, что уже сам этого больше не замечает, оно уже стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени — Пастернак — в знаменитой своей строчке: «…все тонет в фарисействе».

Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью. Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой.

Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше. И благодарите, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы.

Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, это бой и спор о самих духовных источниках жизни. Ибо фарисейская гордыня — это не только слова. Она рано или поздно оборачивается ненавистью к тем, кто не согласен признать моего величия, моего совершенства. Она оборачивается преследованьем и террором. Она ведет к смерти.

Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь.

И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе — к смирению, — можно очистить мир. Ибо смирение — это признание другого, это-уважение к другому и это уменье мужественно признать себя несовершенным, раскаяться, и тем самым встать на путь исправления. От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства — к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны…

[*] Из книги «Воскресные беседы».

Вы прочитали статью Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году. Читайте также —

Неделя о мытаре и фарисее. Материалы Правмира:

    Фарисей — это лицемер? О мытаре и фарисее. Первый зов великопостной весны Притча о мытаре и фарисее До тех пор, пока человек не смирится, он шагу не сможет ступить по духовному пути. Проповедь в неделю мытаря и фарисея

Видео о Неделе о мытаре и фарисее:

Проповедь в неделю о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее

С Недели о мытаре и фарисее, которая выпадает в 2020 году на 9 февраля — 15 февраля, начинается четырёх недельный подготовительный период к Великому посту, включающий также недели и седмицы о блудном сыне, мясопустную и сыропустную. Почему же евангельская притча о сборщике налогов и влиятельном представителе одного из религиозных течений открывает этот период? Почему так важно каждому из нас сказать: «Боже! Милостив буди мне, грешнику!»? А ведь только эти слова, не поднимая глаз, смог произнести в храме мытарь. Самые важные для живущего на земле слова. Самые трудные. Слова искреннего покаяния.

Мытарь и фарисей Значение Недели о мытаре и фарисее Особенности седмицы

Мытарь и фарисей

Итак, самая обычная ситуация: два человека пришли в храм помолиться.

Фарисей – образованный, начитанный, безукоризненно исполняющий Закон и следующий всем религиозным традициям человек. Хороший человек. Никому не делающий зла.

Мытарь – сборщик податей, презираемый всеми, поскольку служил римскому прокуратору и считался предателем среди иудеев. Хороший человек. Просто работа такая.

Молитва первого – благодарение Богу за то, что он не грешник. Но в этом благодарении не Бог важен, а собственное «я», достигшее, по мнению гордеца, совершенства. Совершенства, которое можно измерить количественно: «два раза пощусь…» Формального совершенства. А где же сердце этого фарисея? Чем оно наполнено?

Молитва второго – раскаяние. Нет никаких дел, оправдывающих его перед Богом, но есть сердце, исполненное осознания собственного несовершенства и греховности. Есть сердце, нуждающееся в Боге.

В конце притчи сказано, что мытарь пошёл домой более оправданным, чем фарисей, ибо сердце его было наполнено сокрушением о грехах, а не бахвальством.

Значение Недели о мытаре и фарисее

Мытарь и фарисей – две крайности. Истина в том, что настоящая духовная жизнь – это баланс между внутренним состоянием и внешней религиозностью. Добрые поступки христианина должны отражать его смирение, его желание угодить Богу, а не прославиться.

На этом примере Христос учит нас, что главным условием для доброделания является смирение и покаяние, а основным препятствием – непомерная гордость.

Можно прилежно исполнять всё, изложенное в Уставе: молиться, поститься, делать добрые дела, соблюдать заповеди, – но это не приближает нас к святости и спасению, если продиктовано самолюбованием, если цель всех этих действий – превознести себя, а не стать светочем Божиим.

Что такое по сути и Пост, и Молитва, и доброделание? Это не плюсики мне, прилежному христианину, не мои заслуги, а мой долг – обязательства перед Богом, свидетельствующие о понимании того, что «вера без дел мертва».

И мытарь, и фарисей показаны нам молящимися. Молитва – разговор с Богом, и главное в этом разговоре – услышать Бога. А услышать Бога я смогу, только смирившись. Именно это чувство, без которого нет ни покаяния, ни милосердия, ни любви, ни духовности, лежит в основе молитвы мытаря. И именно к этому чувству, как главному молитвенному состоянию, приучает нас Церковь. Не случайно, каждое утро христианин начинает со слов «Боже, милостив буди мне грешному».

Там же, где человек гордится собой, он не только сам не слышит Божьего гласа, но и непременно осуждает ближнего и наполняет окружающих не Христовой любовью, а своими «добродетелями» и мнениями.

Особенности седмицы

Неделя о Мытаре и Фарисее – это Сплошная Седмица: ни в среду, ни в пятницу поста нет, что напрямую свидетельствует нам о том, что одного внешнего соблюдения правил вовсе не достаточно. Две следующие за этой недели дарованы нам, чтобы приготовить душу к сорокадневному посту. Евангельские отрывки, читаемые в это время за Литургией, говорят о необходимости осознать свою греховность и искренне покаяться. Только так можно избавиться от фарисейской гордыни и обрести истинный путь.

Слово в Неделю о мытаре и фарисее (игумен Никон Воробьев)

Оцените статью
Добавить комментарий