О заповеди, нарушение которой приводит к падению цивилизаций /

О заповеди, нарушение которой приводит к падению цивилизаций /

О заповеди, нарушение которой приводит к падению цивилизаций

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ о седьмой заповеди. В рамках беседы «Зачем соблюдать заповеди».

– Отче, седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй». Она говорит о нарушении супружеской верности?

– Да, обычно под прелюбодеянием мы понимаем человеческую измену. Эта заповедь в первую очередь предостерегает от предательства мужем жены, женой мужа. Ныне многие склонны себя оправдывать: «Ничего страшного, я разлюбил эту, полюбил другую. Что тут такого? Любовь – это чувство, сердцу не прикажешь». Но любая измена влечет за собой катастрофу в семейной жизни, когда самые теплые отношения сходят на нет. Да и сам человек душевно и телесно разрушается, поскольку, пожалуй, никакой другой грех так быстро не убивает, как это делает грех прелюбодеяния.

– Что относится к прелюбодеянию? И какие последствия этого греха?

– Прелюбодеяние включает в себя не только супружескую измену, но и все другие грехи плоти: блуд, распутство, извращения и так далее. Это касается не только поведения, но и мыслей, чувств, желаний. Об этом говорит Сам Господь: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 27, 28).

Церковь очень строго наказывает за этот грех. Существуют канонические правила, согласно которым блудник на долгое время может отлучаться от таинства Причастия.

Не случайно святые отцы Церкви установили такие строгие канонические правила. Дело в том, что этот грех, кроме всего, очень заразителен. Он быстро передается от человека к человеку и способен поражать целые общества. История знает гибель Содома и Гоморры, а также древних великих цивилизаций. Большей частью историки склоняются к мысли о том, что они погибли не столько по причине воздействия внешних военных факторов, сколько из-за того, что их жители были сильно развращены. Следовательно, в решающую минуту у них не оказалось достаточно сил для защиты себя и Отечества. Под действием блудного греха защитная реакция людей резко ослабляется, а главное – исчезает чувство настоящей жертвенной любви. В таком состоянии человек не способен душу полагать за друзей своих.

– А что такое настоящая любовь?

– Это нелицемерная любовь. Именно так именуется настоящая любовь в акафисте святителю Иоанну Тобольскому и всея Сибири чудотворцу. Подлинная любовь возникает не от движения плоти и крови, она — от Бога.

Об этом свидетельствует апостол Иоанн Богослов: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).

Другого источника любви нет. Душевно-телесные чувства, свойственные влюбленности, как правило, недолговечны. Они исчезают при первых же малейших испытаниях и трудностях.

– Как прийти к вечной любви?

– Трудиться над приобретением в своем сердце такой любви надо начинать с самого детства. Первыми помощниками в этом святом деле должны быть родители. Они, как никто, обязаны заботиться о том, чтобы добрые порывы души ребенка не разрушались страстями извне, с улицы, от плохих товарищей. Также родители своей постоянной заботой призваны развивать добрые начала в душе ребенка. Они должны научить своего сына или дочь помогать слабым, заботиться о несчастных, не лезть по любому случаю в драку, а уступать ближним, слушать и уважать старших. Лишь такое воспитание может научить человека любить не своекорыстно, а по-настоящему.

Такая же миссия лежит и на школьных учителях. В школах, к сожалению, сейчас говорить о Боге не принято. Детей предпочитают воспитывать на постулатах так называемой автономной этики, а это приводит к тому, что дети очень легко идут на нарушение заповедей Божиих.

Однако педагоги, которые считают себя верующими, могут существенно влиять на правильное формирование личности детей. Им не обязательно прямо говорить о Боге, чтобы не нарушать методические установки светской модели образования. Все они имеют прекрасную возможность при преподавании гуманитарных дисциплин правильно расставлять акценты, опираясь на евангельские ценности. Ведь истоки современной секулярной этики — в заповедях Божиих.

– В наше время все же большая ответственность возлагается на родителей, чем на педагогов.

– Как учит сама жизнь, светская автономная мораль оказывается недееспособной, если не принимать во внимание её источник. У каждого ребенка в меру его возраста и особенностей воспитания даже в самых идеальных (стерильных) условиях развиваются и умножаются душевные и телесные страсти. Соответственно, у юноши или девушки формируется искаженное представление о любви, о человеческих взаимоотношениях.

По мнению одного известного современного миссионера, все мысли и разговоры современной молодежи «ниже пупка». Молодые люди даже не представляют, что можно поговорить о чем-то более возвышенном.

Если родители при этом никак не вмешиваются в процесс формирования своего ребенка, то это приводит к самым печальным последствиям. Ранние беременности, аборты, бесплодие, импотенция, исковерканные из-за преждевременного вкушения запретного плода су́дьбы — это малый список из того, что ожидает их детей.

– Как человеку бороться с блудными помыслами, можно ли им противостоять, как не впасть в грех прелюбодеяния?

– Все похотливые чувства и желания берут в плен человека лишь в том случае, когда он удаляется от света Божественной любви и отчуждается от всесильной помощи благодати Божией. Это случается, когда человек не ходит в храм, не молится, не постится, не исповедуется, не причащается Святых Христовых Таин.

В сердце Адама и Евы появились страстные желания и они увидели, что наги, лишь после того, как они согрешили и лишились покрова благодати Господа, а до этого они были чистыми и невинными.
Когда человек пребывает в свете благодати Божией, тогда телесные чувства, хотя и не бездейственны, не имеют особого значения, они не на первом плане. На первом месте — желание служить Богу и людям.

– В начале нашего разговора Вы сказали, что прелюбодеяние бывает не только телесное. А каким оно еще может быть?

– Есть духовное прелюбодеяние. Духовное прелюбодеяние — это измена Богу. В этом израильские пророки постоянно обличали иудеев. Сам Господь называл их родом лукавым и прелюбодейным (Мф. 12: 39). К духовным прелюбодеям следует также отнести всех раскольников, еретиков и сектантов. И когда мы, христиане, нарушаем заповеди Божии, то тоже становимся предателями. Духовное прелюбодеяние, пожалуй, еще страшнее, чем телесное, потому что человек отторгает себя от Источника жизни.

История еврейского народа показывает, что как только иудеи отходили от Бога, их порабощали. И лишь возвращение к Богу давало им силы на борьбу и приводило к победе.

Сегодня нам особенно важно это осознать. Если мы покаемся, вернемся к Богу, не будем прелюбодействовать и создавать ложных идолов, которых тысячу лет тому назад сбрасывал в Днепр святой князь Владимир, если мы не будем Русью поганской, а вновь станем Русью святой, ситуация в нашем государстве и обществе нормализуется.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

Прелюбодеяние разрушает человека телесно и душевно. Прелюбодеи обычно искривлены, как смычок, прежде старости и завершают свою жизнь в ранах, муках и безумии. Самые страшные и самые дурные болезни, которые известны медицине, есть болезни, которые умножаются и разносятся среди людей прелюбодеянием. Тело прелюбодея постоянно в болезнях, как смрадная лужа, от которой все с отвращением отворачиваются и бегут с зажатым носом.

Но если бы зло касалось только тех, кто это зло творит, проблема была бы не так страшна. Однако она просто ужасна, когда подумаешь, что болезни родителей наследуют дети прелюбодеев: сыновья и дочери, и даже внуки и правнуки. Воистину, болезни от прелюбодеяния есть бич человечества, как тля для виноградника. Эти болезни больше чем любые другие тянут человечество назад, к упадку.

Картина достаточно страшна, если иметь в виду только телесные муки и уродства, гниение и распад плоти от дурных болезней. Но картина дополняется, становится еще страшнее, когда к телесным уродствам добавляется уродство душевное, как последствие греха прелюбодеяния. От этого зла душевные силы человека слабеют и расстраиваются. Больной теряет остроту, глубину и высоту мысли, которые имел до болезни. Он растерян, забывчив и чувствует постоянную усталость. Он не способен больше ни на какую серьезную работу. Характер его совершенно меняется, и он предается всевозможным порокам: пьянству, сплетням, лжи, воровству и так далее. У него появляется страшная ненависть ко всему доброму, порядочному, честному, светлому, молитвенному, духовному, божественному. Он ненавидит добрых людей и старается изо всех сил им напакостить, очернить их, оклеветать, навредить им. Как настоящий человеконенавистник, он и богоненавистник. Он ненавидит любые законы, и человеческие, и Божьи, и оттого ненавидит всех законодателей и хранителей закона. Он становится гонителем порядка, добра, воли, святости и идеала. Он — как зловонная лужа для общества, которая гниет и воняет, заражая все вокруг. Тело его — гной, и душа его тоже гной.

Вот почему, братья, Бог, Который все знает и все предвидит, наложил запрет на прелюбодеяние, блуд, внебрачные связи между людьми.

Молодежи особенно нужно беречься от этого зла и сторониться его, как ядовитого гадюшника. Тот народ, где молодежь предается распущенности и «свободной любви», не имеет будущего. Такая нация со временем будет иметь все более изуродованные, тупые и немощные поколения, пока, наконец, не попадет в плен к более здоровому народу, который придет, чтобы подчинить ее себе.

Кто умеет читать прошлое человечества, может узнать, какие страшные наказания постигли прелюбодействовавшие племена и народы. В Священном Писании говорится о падении двух городов — Содома и Гоморры, в которых нельзя было сыскать и десяти праведников и девственниц. За это Господь Бог обрушил на них огненный дождь с серой, и оба города сразу оказались засыпанными, как в могиле.

Да поможет вам, братья, Господь Всемогущий не соскользнуть на опасный путь прелюбодеяния. Пусть ваш Ангел-хранитель сохранит мир и любовь в вашем доме.

Да вдохновит Матерь Божия ваших сынов и дочерей Своим Божественным целомудрием, чтобы тела и души их не запачкал грех, но были бы они чисты и светлы, чтобы Дух Святый смог вместиться в них и вдохнуть в них то, что божественно, что от Бога. Аминь.

Читайте также

Заповедь Седьмая

Заповедь Седьмая Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божью относительно преднамереваемых им поступков, кроме того, кто искренне, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божьей. Такое желание его будет истинно служить ему руководящей нитью в

37. Седьмая заповедь. Не кради

37. Седьмая заповедь. Не кради Седьмая заповедь запрещает брать или неправедно удерживать у себя добро ближнего и наносить ущерб ближнему и его собственности. Она предписывает управлять земными благами и плодами человеческого труда со справедливостью и братской

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ Не прелюбодействуй. А это значит:Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди. Прелюбодеяние разрушает человека телесно и душевно. Прелюбодеи обычно искривлены, как смычок, прежде старости и завершают

Седьмая заповедь “Не прелюбодействуй” Рэнди Максвелл[8]

Седьмая заповедь “Не прелюбодействуй” Рэнди Максвелл[8] Секс свят. Вы удивлены? Для многих сексуальность и святость кажутся так же несовместимы, как Джордж Буш и Саддам Хуссейн. От телевизионных шоу, пользующихся большим успехом у публики, с домохозяйками–провинциалками,

Заповедь седьмая О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно

Заповедь седьмая О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно – Бойся, — говорил пастырь, — Господа и соблюдай заповеди Его, ибо, соблюдая заповеди Божии, будешь тверд в любом деле и преуспеешь в нем. Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх,

Седьмая заповедь

Седьмая заповедь Не прелюбы сотвориЭто означает: не прелюбодействуй. Эта заповедь запрещает следующие грехи: – нецеломудрие в мыслях, словах, делах; – блуд; – кровосмешение. Грехи против этой заповеди очень страшны! Страшны своим безобразием, последствиями и

Седьмая сатанинская заповедь. Das Tierdrama

Седьмая сатанинская заповедь. Das Tierdrama Как только охранительный талисман, Крест, разобьется, на свободу вырвется дикое безумие старых идолов, с бешеной яростью берсеркеров, воспетой северными поэтами. Этот талисман хрупок и однажды настанет день, когда это ничтожество

9. А говорят: “кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного”.

9. А говорят: “кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного”. На обличения Исаии

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены.

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. Словом Господа — правильнее: “со словом

Седьмая заповедь

Седьмая заповедь Не прелюбы сотвориЭто означает: не прелюбодействуй. Эта заповедь запрещает следующие грехи:— нецеломудрие в мыслях, словах, делах;— блуд;— кровосмешение. Грехи против этой заповеди очень страшны! Страшны своим безобразием, последствиями и невероятным

Седьмая заповедь блаженства

Седьмая заповедь блаженства Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутсяЖелающие получить вечное блаженство должны быть миротворцами, то есть во-первых, восстанавливать нарушенный мир, стараться прекращать случившиеся несогласия. Но миротворцем может быть

Седьмая заповедь

Седьмая заповедь Не прелюбодействуй. А это значит:Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди. Прелюбодейство разрушает человека телесно и душевно. Прелюбодеи обычно искривлены, как смычок, прежде старости и

Седьмая заповедь

Седьмая заповедь “Да не будет блудницы…”В советских школах на уроках обществоведения и биологии эту тему обычно пропускали, хотя вопросы пола играют в нашей жизни чрезвычайно важную роль, — настолько важную, что Тора включила их в состав Десяти заповедей. Седьмая по

Седьмая заповедь

Седьмая заповедь Не развратничай. Грешит тот, кто плохо ведёт

Седьмая заповедь

Седьмая заповедь Не развратничай. Грешит тот, кто плохо ведёт

Седьмая заповедь. Не прелюбодействуй

Седьмая заповедь. «Не прелюбодействуй»

Рав Ефим Свирский, из цикла «Десять заповедей», темы: Прелюбодеяние, Заповеди, Брак, Измена, Секс, Интимные отношения, Ефим Свирский

«Да не будет блудницы…»

В советских школах на уроках обществоведения и биологии эту тему обычно пропускали, хотя вопросы пола играют в нашей жизни чрезвычайно важную роль, — настолько важную, что Тора включила их в состав Десяти заповедей.

Седьмая по счету заповедь — «не прелюбодействуй». Чтобы правильно понять ее смысл, нужно сказать несколько слов об институте брака и об интимных отношениях между людьми. Как относится к этому иудаизм?

Сразу отметим, в отличие, скажем, от христианства, Тора не рассматривает интимные отношения между мужем и женой как некую печальную необходимость или как вынужденную уступку зову плоти. Наоборот! В интимных отношениях между супругами не только нет греха, но они дают людям возможность проявить в своей жизни максимальную святость. Человеку, далекому от Торы, такое утверждение может показаться странным. Он привык ассоциировать вопросы пола с чем угодно, но только не со святостью и духовностью. Хотя и согласится с большинством людей, которые считают, что счастливая и гармоничная жизнь в браке — это огромное благо.

Еврейская традиция утверждает, что первый человек (прообраз всего человечества, «архетип» людей) поначалу был создан не однополым существом, а мужчиной и женщиной одновременно. Только после сотворения Всевышний разделил Адама на двух отдельных особей — мужчину и женщину. Главная особенность брачного союза в том и состоит, что восстанавливается первичное единство, заключенное в нашей природе. И если муж и жена соблюдают еврейские законы семейной чистоты*****1, то во время их близости происходит максимально возможное проявление Б-жественного присутствия. Это чрезвычайно высокий уровень духовности; на более высокие ступени могут подняться сегодня лишь единицы. И, как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями. Неслучайно, именно сексуальная сфера стала источником нецензурной лексики почти во всех языках. Достаточно поменять «плюс» на «минус», и благороднейшая энергия, данная человеку, сбрасывает его, неумеющего этой энергией пользоваться, в бездну хамства и пошлости.

Как уже говорилось в предыдущих статьях, каждая заповедь имеет как бы два диапазона прочтения: у нее есть узкий и широкий смысл. В узком смысле заповедь «не прелюбодействуй» означает запрещение связи между замужней женщиной и посторонним мужчиной. В этом контексте ее нарушение карается смертью и мужчины, и женщины. «Что за дикость! — возмутится светский читатель. — Конечно, изменять мужу нехорошо и некрасиво. Измена есть измена. Но смертная казнь. »

Воображение рисует такому человеку, как будет выглядеть религиозное государство, живущее по законам Алахи: «Это будет почище Ирана!» При нынешних нравах очередь на эшафот из неверных жен и их любовников растянулась бы на многие километры. Того и гляди, пришлось бы объявлять дополнительный набор в школы палачей…

Не волнуйтесь. Введя смертную казнь за ряд тяжелых преступлений, включая и прелюбодеяние, Тора установила чрезвычайно жесткие условия для ее реализации на практике. Даже в древности, когда у евреев функционировал Верховный суд (Санедрин), послать человека на смерть можно было только при наличии двух «кашерных» свидетелей, подтверждающих преступление, которое они видели своими глазами(!), причем нарушитель был заранее предупрежден непосредственно перед преступлением и дал понять, что предупреждение он понял, но собирается действовать вопреки ему.

На практике вся сцена должна выглядеть приблизительно так. Узнав о готовящемся преступлении, например, о намерении замужней еврейки изменить своему еврейскому мужу, свидетели говорят ей, что за это полагается смертная казнь, и получают ответ типа: «Да, я знаю, но мне все равно!» Затем, они лично присутствуют при совершении запрещенного деяния — не просто находясь в одной с нарушителями темной комнате, — нет, они все видят своими глазами! (Косвенные свидетельства не годятся для вынесения смертного приговора.) Ко всему прочему свидетели должны сделать все от них зависящее, чтобы предотвратить назревающее преступление. Согласитесь, трудно прелюбодействовать, отбиваясь от двух настырных свидетелей. Неудивительно, что добиться смертного приговора по суду для двух прелюбодеев можно было бы с великим трудом. Поэтому казнь, о которой говорится в Торе применительно к нашему случаю, имеет совершенно иное значение.

Здесь, как и во многих других случаях, связанных с вынесением высшей меры наказания, подразумевается, что человеку лучше умереть, чем причинить своей душе тот ущерб, к которому ведет прелюбодеяние.

Дело не только в супружеской измене. Например, что вы скажете, если замужняя женщина идет на сожительство с посторонним мужчиной с полного ведома и даже согласия своего мужа? Бывают такие случаи? Бывают. Так вот, такая связь тоже считается прелюбодеянием и тоже необратимо вредит душе. Согласие мужа ровным счетом ничего не меняет. Он может дать ей развод, но не может потворствовать подобным связям.

Ребенок, появившийся на свет от подобной запрещенной связи, считается незаконнорожденным (по-еврейски, мамзер). На него налагается целый ряд серьезных ограничений, — например, он не может вступать в брак с другим евреем, если тот не мамзер (мужского или женского пола). Но с другой стороны, мудрецы говорили, что если мамзер ведет праведный образ жизни, ему по силам сравняться с Первосвященником в духовном развитии. Как видим, ни один человек не лишен возможности личного совершенства, каким бы темным ни было его происхождение и какими бы страшными ни были грехи его родителей.

Поскольку в древности мужчина мог иметь несколько жен, внебрачная связь женатого мужчины с незамужней женщиной, хотя и была запрещена, все же не имела отношения к запрету «не прелюбодействуй» и не влекла за собой смертную казнь. В этом смысле Тора предъявляет более строгие требования к замужней женщине, чем к женатому мужчине. Остановимся на этом моменте. Известно, что в иудаизме мера ответственности пропорциональна духовному уровню человека. Но не значит ли это, что женщина, которую Тора объявляет наделенной более высокой мерой ответственности, чем мужчина, стоит и на более высоком уровне? Действительно, именно так утверждает Устная Тора. Поэтому у мужчин есть все основания жаловаться на дискриминацию по половому признаку. Тора к ним более снисходительна, поскольку на самом деле считает, что в некоторых аспектах мужчина «ближе к обезьяне», нежели женщина.

Рассмотрим теперь незаконные связи в более широком контексте. Тора осуждает целый ряд интимных контактов, для каждого из которых существует отдельная запрещающая заповедь. Вот некоторые из них.

Запрещение гомосексуализма. Еще недавно такая связь повсеместно считалась аморальной и во многих странах преследовалась законодательно. Но теперь ситуация изменилась. Израильские судебные органы и часть общественности, чье мнение формируется средствами массовой информации, уже не считают предосудительными гомосексуальные отношения.

Это подтверждает недавнее постановление тель-авивского суда. Сожитель армейского офицера, умершего от болезни, получил через суд статус вдовы покойного и право на получение пенсии.

Наметившаяся тенденция абсолютно противоречит еврейской морали. Опасность состоит не только в том, что общество, где легализуются противоестественные связи, неизбежно теряет все нравственные ориентиры. Вынося подобные решения, суд попросту дискредитирует себя в глазах значительной части населения: теряя к нему доверие, люди начинают проявлять неуважение и к другим его постановлениям.

В расширенную концепцию запрета «не прелюбодействуй» входят также запрет на кровосмешение и сожительство с близкими родственниками, а также запрет скотоложства.

Все приведенные варианты половых отношений объединяет один важный момент. Общественная мораль настолько прочно внедрила в сознание людей, что кровосмешение и скотоложство мерзки и противоестественны, что многие даже не догадываются спросить себя: а что, собственно говоря, в них недозволенного? Если тенденции к подобному поведению «запрограммированы» природой (даны, скажем, в генах), то почему их надо выкорчевывать силой воли?

И действительно, достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть: в прежние времена такие связи были весьма распространены в среде многих народов, в том числе таких, что считались эталоном цивилизованности и культуры и даже становились нормой для подражания в следующих поколениях, — греки и римляне, например. В некоторых африканских племенах традиции кровосмешения и скотоложства встречаются и поныне. Мы уже писали о том, насколько эта проблема была актуальна в древности. Две тысячи лет назад у евреев существовал закон, который запрещал продавать овцу нееврею. Почему? — спросите вы. Отвечаем: чтобы не способствовать скотоложству.

Сегодня, когда границы дозволенного сметены, когда понятия добра и зла, «приличного» и «неприличного» безнадежно перемешаны, когда обществом правит, в лучшем случае, универсальная формула: «делай, что хочешь, только не мешай другим, не причиняй им боль, неприятности и материальный ущерб», — попробуйте здраво объяснить, почему сожительство с козлом или овцой — это мерзость, которую надо запретить. И вы очень быстро обнаружите, что объяснить такой запрет не легче, а даже труднее, чем обосновать, к примеру, важность соблюдения еврейской субботы. Не удивляйтесь, вам просто еще не приходилось встречаться с людьми, которым надо доказывать такие вещи.

В отрыве от Торы все эти запреты становятся пустыми стереотипами, против которых так напористо и успешно борются «прогрессивно мыслящие интеллектуалы». Напомним, иудаизм относится к порочным связям так же, как сто, тысячу, три тысячи лет назад: лучше умереть, чем нарушить! Внутренняя суть человека остается неизменной, а пагубные последствия аморальных поступков, которые он совершает, одинаково гибельны для его души, в какую бы эпоху и в каком бы обществе он ни жил.

Кроме «навязанного» миру запрещения скотоложства, еврейская традиция говорит, что для человека плох любой разврат, любые его проявления. В Торе прямо сказано: «Да не будет блудницы из дочерей Израиля, и да не будет блудника из сынов Израиля» (Дварим 23:17).

В браке, как мы уже сказали, интимные отношения способны привести супругов к высотам духовности, к максимальной гармонии. Но сегодня, к сожалению, секс стал, пожалуй, самым распространенным средством нанесения себе и партнеру тяжелых эмоциональных и душевных ран. Мне как психотерапевту очень часто приходится с этим сталкиваться…

****1 о еврейских законах чистоты семейной жизни
Читать по этой ссылке

Что значит «Не прелюбодействуй» — объяснение седьмой заповеди

Чтобы быть правоверным христианином, человеку не нужно изучать длинный «криминальный кодекс» церковных предписаний. Достаточно хорошо разобраться в 7 смертных грехах, а также 10 заповедях. Сегодня мы поговорим о седьмой, которая звучит как «Не прелюбодействуй». Что значат эти слова и к какой части нашей повседневной жизни они относятся?

Как смотрели на брак и отношения древние евреи?

Десять заповедей не зря были даны людям еще в ветхозаветные времена. Еще бы: народ Израиля направлялся в землю, которую населяли поклоняющиеся Ваалу язычники, частью служения которых был разврат. Господь хотел оградить избранный народ от такой участи.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Интересно, что древние евреи трактовали эту заповедь не совсем так, как мы сегодня. Сначала у них были моногамные браки, но позже мужчины, которые могли себе это позволить, заводили по несколько жен. Прелюбодеянием в те дни называлась связь с чужой супругой или обрученной девушкой (и кара за это была страшная — убийство обоих прелюбодеев путем избивания камнями). Что касается свободных девушек и женщин, мужчина мог вступать с ними в связь, если она заканчивалась браком.

Из-за такой практики евреи-фарисеи начали считать женщин существами низшего сорта. Они старались поменьше общаться с ними, а на улице — вообще не заговаривать (даже если это была их жена или дочь). У некоторых особо благочестивых старцев доходило до того, что они постоянно ходили с опущенными глазами, чтобы не осквернять свой взор обликом «нечистых» женщин. Доходило даже до казусов, ведь эти набожные фарисеи из-за своей манеры ходьбы часто натыкались на стены, а то и вовсе спотыкались.

Но Господу это было не угодно, ведь он создал Еву для того, чтобы она стала полноправной парой, другом и спутницей жизни Адама. Поэтому Христос учил своих учеников, объясняя, что значит прелюбодействие, уже не так.

Что такое прелюбодеяние?

Это интимная связь до брака, а также во браке, но с другим человеком.

То есть, когда Господь говорит: «Не прелюбодействуй», это означает:

    нельзя вступать в интимную связь со своей девушкой (парнем), невестой (женихом); нельзя изменять супругу (супруге).

Кроме того, современные святые отцы считают: если человек разводится со своей законной супругой (особенно если они были обвенчаны в церкви), он как бы отпускает ее от себя ради прелюбодеяния, ведь она в 90% случаев найдет себе другого мужчину. Но и этот человек не менее грешен, ведь он тоже наверняка вступит в новые отношения. Ну и, конечно, брак с разведенной женщиной — тоже неправильно, ведь она уже «принадлежит» другому мужчине, брак с которым благословил Господь.

Греховными действиями также считаются: рукоблудие, мужеложество, блуд (интимные отношение без брака), разврат (последнее слово означает людей, которые часто предаются интимным утехам с разными партнерами, и эти «союзы», разумеется, не бывают брачными).

Это только физические действия?

Нет! Евангелист Матфей так записал слова своего учителя: «Всякий, кто смотрит на женщину (чужую) с желанием, уже прелюбодействовал с нею в своем сердце».

Христос не был против общения между противоположным полом (не зря среди его учеников и приверженцев были Мария Магдалина и другие женщины), но относился негативно к вожделению, то есть желанию обладать не принадлежащей тебе женщиной.

Да, если посмотреть на тему прелюбодеяния под таким углом, получается, что «физических» изменщиков мало, но настоящих грешников много. Но это действительно так. Все наши беды и несчастья идут от нечистых помыслов.

Именно по этой причине церковь не одобряет слишком откровенных картин, фильмов с интимными сценами и так далее. Ведь при просмотре таких фильмов трудно удержаться и не начать мечтать о симпатичной актрисе или актере… А это душевная «грязь», которую нужно смывать с души молитвой.

Почему вожделение опасно? Если замужний мужчина или женщина начинает рассматривать чужого ему человека вожделенным взглядом, тем самым он (она) начинает подламывать свой собственный брак. В наши дни многие легко разводятся и пытаются отыскать кого-то красивее, успешнее, одним словом, «лучше». Но мало у кого получается создать отношения лучше прежних, ведь все свои проблемы он (она) переносит в будущие отношения, и все начинается по новой.

Но даже брачные отношения не всегда бывают без греха

Из-за современных нравов вещи, которые многие считают естественными и обычными, перестали считаться греховными. А между тем…

    Женонеистовство, или совокупление со своей женщиной неправильным способом, — грех, причем очень тяжкий. Имеется в виду совокупление, напоминающее мужеложество. Оральный секс — грех, за который нужно нести епитимию. Прикосновение к тайным местам тела своего супруга (супруги) церковь тоже не приветствует. Более того: некоторые батюшки не одобряют даже христосования во время Пасхи, ведь такие вроде бы невинные поцелуи люди могут использовать, чтобы греховно прикасаться к другим людям (например, если христосуются кумовья, соседи и так далее). Наконец, искушение во сне, когда дьявол навевает слишком сладострастные сны, — это, конечно, не страшный грех, но в покаянной молитве о нем нужно упомянуть обязательно.

Библейский брак — это союз двух людей на всю жизнь, освященный Господом. И если кто-то из них дает слабину (ибо все мы не без греха), он должен покаяться и начать работать над собой. Ибо настоящий брак не дается даром, это результат долгого и кропотливого труда. Но если у вас получилось создать гармоничную семью, она того стоит! А Господь поможет поддержать в трудные минуты и направить вас на путь истинный.

Вы боитесь, что грех прелюбодеяния может вот-вот коснуться вас? Церковь может помочь! В этом видео вы можете услышать много православных молитв, которые защитят вас от блуда.

Седьмая заповедь. «Не прелюбодействуй»

«Да не будет блудницы…»

В советских школах на уроках обществоведения и биологии эту тему обычно пропускали, хотя вопросы пола играют в нашей жизни чрезвычайно важную роль, — настолько важную, что Тора включила их в состав Десяти заповедей.

Седьмая по счету заповедь — «не прелюбодействуй». Чтобы правильно понять ее смысл, нужно сказать несколько слов об институте брака и об интимных отношениях между людьми. Как относится к этому иудаизм?

Сразу отметим, в отличие, скажем, от христианства, Тора не рассматривает интимные отношения между мужем и женой как некую печальную необходимость или как вынужденную уступку зову плоти. Наоборот! В интимных отношениях между супругами не только нет греха, но они дают людям возможность проявить в своей жизни максимальную святость. Человеку, далекому от Торы, такое утверждение может показаться странным. Он привык ассоциировать вопросы пола с чем угодно, но только не со святостью и духовностью. Хотя и согласится с большинством людей, которые считают, что счастливая и гармоничная жизнь в браке — это огромное благо.

Еврейская традиция утверждает, что первый человек (прообраз всего человечества, «архетип» людей) поначалу был создан не однополым существом, а мужчиной и женщиной одновременно. Только после сотворения Всевышний разделил Адама на двух отдельных особей — мужчину и женщину. Главная особенность брачного союза в том и состоит, что восстанавливается первичное единство, заключенное в нашей природе. И если муж и жена соблюдают еврейские законы семейной чистоты, то во время их близости происходит максимально возможное проявление Б-жественного присутствия. Это чрезвычайно высокий уровень духовности; на более высокие ступени могут подняться сегодня лишь единицы. И, как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями. Неслучайно, именно сексуальная сфера стала источником нецензурной лексики почти во всех языках. Достаточно поменять «плюс» на «минус», и благороднейшая энергия, данная человеку, сбрасывает его, неумеющего этой энергией пользоваться, в бездну хамства и пошлости.

Как уже говорилось в предыдущих статьях, каждая заповедь имеет как бы два диапазона прочтения: у нее есть узкий и широкий смысл. В узком смысле заповедь «не прелюбодействуй» означает запрет связи между замужней женщиной и посторонним мужчиной. В этом контексте ее нарушение карается смертью и мужчины, и женщины. «Что за дикость! — возмутится светский читатель. — Конечно, изменять мужу нехорошо и некрасиво. Измена есть измена. Но смертная казнь. »

Воображение рисует такому человеку, как будет выглядеть религиозное государство, живущее по законам Алахи: «Это будет почище Ирана!» При нынешних нравах очередь на эшафот из неверных жен и их любовников растянулась бы на многие километры. Того и гляди, пришлось бы объявлять дополнительный набор в школы палачей…

Не волнуйтесь. Введя смертную казнь за ряд тяжелых преступлений, включая и прелюбодеяние, Тора установила чрезвычайно жесткие условия для ее реализации на практике. Даже в древности, когда у евреев функционировал Верховный суд (Санедрин), послать человека на смерть можно было только при наличии двух «кашерных» свидетелей, подтверждающих преступление, которое они видели своими глазами(!), причем нарушитель был заранее предупрежден непосредственно перед преступлением и дал понять, что предупреждение он понял, но собирается действовать вопреки ему.

На практике вся сцена должна выглядеть приблизительно так. Узнав о готовящемся преступлении, например, о намерении замужней еврейки изменить своему еврейскому мужу, свидетели говорят ей, что за это полагается смертная казнь, и получают ответ типа: «Да, я знаю, но мне все равно!» Затем, они лично присутствуют при совершении запрещенного деяния — не просто находясь в одной с нарушителями темной комнате, — нет, они все видят своими глазами! (Косвенные свидетельства не годятся для вынесения смертного приговора.) Ко всему прочему свидетели должны сделать все от них зависящее, чтобы предотвратить назревающее преступление. Согласитесь, трудно прелюбодействовать, отбиваясь от двух настырных свидетелей. Неудивительно, что добиться смертного приговора по суду для двух прелюбодеев можно было бы с великим трудом. Поэтому казнь, о которой говорится в Торе применительно к нашему случаю, имеет совершенно иное значение.

Здесь, как и во многих других случаях, связанных с вынесением высшей меры наказания, подразумевается, что человеку Лучше умереть, чем причинить своей душе тот ущерб, к которому ведет прелюбодеяние.

Дело не только в супружеской измене. Например, что вы скажете, если замужняя женщина идет на сожительство с посторонним мужчиной с полного ведома и даже согласия своего мужа? Бывают такие случаи? Бывают. Так вот, такая связь тоже считается прелюбодеянием и тоже необратимо вредит душе. Согласие мужа ровным счетом ничего не меняет. Он может дать ей развод, но не может потворствовать подобным связям.

Ребенок, появившийся на свет от подобной запрещенной связи, считается незаконнорожденным (по-еврейски, Мамзер). На него налагается целый ряд серьезных ограничений, — например, он не может вступать в брак с другим евреем, если тот не мамзер (мужского или женского пола). Но с другой стороны, мудрецы говорили, что если мамзер ведет праведный образ жизни, ему по силам сравняться с Первосвященником в духовном развитии. Как видим, ни один человек не лишен возможности личного совершенства, каким бы темным ни было его происхождение и какими бы страшными ни были грехи его родителей.

Поскольку в древности мужчина мог иметь несколько жен, внебрачная связь женатого мужчины с незамужней женщиной, хотя и была запрещена, все же не имела отношения к запрету «не прелюбодействуй» и не влекла за собой смертной казни. В этом смысле Тора предъявляет более строгие требования к замужней женщине, чем к женатому мужчине. Остановимся на этом моменте. Известно, что в иудаизме мера ответственности пропорциональна духовному уровню человека. Но не значит ли это, что женщина, которую Тора объявляет наделенной более высокой мерой ответственности, чем мужчина, стоит и на более высоком уровне? Действительно, именно так утверждает Устная Тора. Поэтому у мужчин есть все основания жаловаться на дискриминацию по половому признаку. Тора к ним более снисходительна, поскольку на самом деле считает, что в некоторых аспектах мужчина «ближе к обезьяне», нежели женщина.

Рассмотрим теперь незаконные связи в более широком контексте. Тора осуждает целый ряд интимных контактов, для каждого из которых существует отдельная запрещающая заповедь. Вот некоторые из них.

Запрещение гомосексуализма. Еще недавно такая связь повсеместно считалась аморальной и во многих странах преследовалась законодательно. Но теперь ситуация изменилась. Израильские судебные органы и часть общественности, чье мнение формируется средствами массовой информации, уже не считают предосудительными гомосексуальные отношения.

Это подтверждает недавнее постановление тель-авивского суда. Сожитель армейского офицера, умершего от болезни, получил через суд статус вдовы покойного и право на получение пенсии.

Наметившаяся тенденция абсолютно противоречит еврейской морали. Опасность состоит не только в том, что общество, где легализуются противоестественные связи, неизбежно теряет все нравственные ориентиры. Вынося подобные решения, суд попросту дискредитирует себя в глазах значительной части населения: теряя к нему доверие, люди начинают проявлять неуважение и к другим его постановлениям.

В расширенную концепцию запрета «не прелюбодействуй» входят также запрет на кровосмешение и сожительство с близкими родственниками, а также запрет скотоложства.

Все приведенные варианты половых отношений объединяет один важный момент. Общественная мораль настолько прочно внедрила в сознание людей, что кровосмешение и скотоложство мерзки и противоестественны, что многие даже не догадываются спросить себя: а что, собственно говоря, в них недозволенного? Если тенденции к подобному поведению «запрограммированы» природой (даны, скажем, в генах), то почему их надо выкорчевывать силой воли?

И действительно, достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть: в прежние времена такие связи были весьма распространены в среде многих народов, в том числе таких, что считались эталоном цивилизованности и культуры и даже становились нормой для подражания в следующих поколениях, — греки и римляне, например. В некоторых африканских племенах традиции кровосмешения и скотоложства встречаются и поныне. Мы уже писали о том, насколько эта проблема была актуальна в древности. Две тысячи лет назад у евреев существовал закон, который запрещал продавать овцу нееврею. Почему? — спросите вы. Отвечаем: чтобы не способствовать скотоложству.

Сегодня, когда границы дозволенного сметены, когда понятия добра и зла, «приличного» и «неприличного» безнадежно перемешаны, когда обществом правит, в лучшем случае, универсальная формула: «делай, что хочешь, только не мешай другим, не причиняй им боль, неприятности и материальный ущерб», — попробуйте здраво объяснить, почему сожительство с козлом или овцой — это мерзость, которую надо запретить. И вы очень быстро обнаружите, что объяснить такой запрет не легче, а даже труднее, чем обосновать, к примеру, важность соблюдения еврейской субботы. Не удивляйтесь, вам просто еще не приходилось встречаться с людьми, которым надо доказывать такие вещи.

В отрыве от Торы все эти запреты становятся пустыми стереотипами, против которых так напористо и успешно борются «прогрессивно мыслящие интеллектуалы». Напомним, иудаизм относится к порочным связям так же, как сто, тысячу, три тысячи лет назад: лучше умереть, чем нарушить! Внутренняя суть человека остается неизменной, а пагубные последствия аморальных поступков, которые он совершает, одинаково гибельны для его души, в какую бы эпоху и в каком бы обществе он ни жил.

Кроме «навязанного» миру запрещения скотоложства, еврейская традиция говорит, что для человека плох любой разврат, любые его проявления. В Торе прямо сказано: «Да не будет блудницы из дочерей Израиля, и да не будет блудника из сынов Израиля» (Дварим 23:17).

В браке, как мы уже сказали, интимные отношения способны привести супругов к высотам духовности, к максимальной гармонии. Но сегодня, к сожалению, секс стал, пожалуй, самым распространенным средством нанесения себе и партнеру тяжелых эмоциональных и душевных ран. Мне как психотерапевту очень часто приходится с этим сталкиваться…

Оцените статью
Добавить комментарий