Что такое страсти /

Что такое страсти /

Что такое страсти

С церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения). И действительно, ничто так не мучает людей — ни болезни, ни что другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).

Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но тем не менее страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самый яркий пример страстной зависимости — это алкоголизм, наркомания и табакокурение. Алкоголь, наркотики не только становятся частью души человека, но и входят в обмен его веществ, становятся частью биохимических процессов в его организме, он физически плохо чувствует себя, когда в его крови отсутствуют эти вещества. То есть это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко — и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя и наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром большинство убийств совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но в данном случае это еще усиливается телесной зависимостью.

Грех наносит вред в первую очередь самому согрешившему. А В случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо Он становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть Страсть — это уже нечто большее, чем грех, это — Греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: 1) чревообъядение (чревоугодие); 2) любодеяние; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.

Некоторые богословы, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние.

Иногда восемь страстей называют Смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что первые шесть страстей происходят как бы одна из другой; «излишество предыдущей дает начало последующей».

Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть; от блуда — сребролюбие; от сребролюбия — гнев; от гнева — печаль; от печали — уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие; чтобы победить печаль, нужно справиться с гневом и т. д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно победив тщеславие. Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. Тело, как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает, и Невозможность удовлетворить свои страсти — вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

Святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, без сна и отдыха, палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, такие, как блуд или пьянство. Но и душевные: гордость, тщеславие, гнев, — ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, бороться со страстями человек тоже не сможет, это возможно только на земле, ведь земная жизнь и дается для покаяния и исправления. Чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад — это бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика — вечное похмелье и т. д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Как врачуются страсти? Бороться со страстями гораздо труднее, чем с обычными грехами. Хроническую, запущенную болезнь победить сложнее.

Первое, что нужно сделать одержимому страстью, — это осознать, что он тяжело болен, зависим. Не он властвует над своими пороками и дурными привычками, а они над ним. Зависимый от страсти должен сам осознать, что нуждается в лечении духовном. Второе, что нужно сделать, — это, как говорит святитель Феофан Затворник, возненавидеть страсть, принять твердое решение бороться с ней. Третье — борьбу нужно начинать с молитвы к Богу. Без Его помощи, без постоянного участия в Таинствах исповеди и причастия, только своими силами со страстью не совладаешь. И Четвертое, что нужно помнить: всякая страсть лечится насаждением в душе противоположных ей добродетелей. Например, чревоугодие побеждается воздержанием, постом; страсть сребролюбия — воспитанием в себе милосердия к бедным, нуждающимся, умеренным образом жизни. Гнев лечится уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения. И так каждой страсти противостоят противоположные ей добродетели.

8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова

13 мая – день памяти святителя Игнатия Брянчанинова

В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. Этот список, содержательно повторяя классификацию Григория Великого, включает в себя также и перечисление конкретных проявлений греха.

2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные).

3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысл Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой).

4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего).

5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста).

6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние).

7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, бессовестность, переменчивость нрава).

8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал — смерть души).

Читайте также:

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

На заставке фрагмент картины: Иероним Босх. Чревоугодие (фрагмент картины “Семь смертных грехов и Четыре последние вещи”, 1475-1480)

Михаил, для Вас слова свт. Игнатия Брянчанинова о Антонии Великом из “Отечника”.

196. Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония. Увидев, что Авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему: вложи стрелу в лук твой и натяни его. Охотник сделал это. Старец сказал: еще натяни. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: натяни еще более. Охотник отвечал: если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление. Ловец, услышав это, выразил свое согласие и пошел от старца с большею пользою, а братия, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келлиям[153].

Повесть необыкновенной важности! Все подвиги, предпринятые несоответственно силам, оставляются. Так вредно впечатление, производимое несоразмерным, оставленным подвигом, что подвижники, оставившие неумеренный подвиг, обыкновенно оставляют всякий подвиг и переходят к нерадивой жизни, к душевному расстройству. “Безмерному деланию, говорит святой Исаак Сирский, последует уныние; унынию — исступление”, т. е. расстройство![154] — Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жительства, преимущественно в пище. Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды — это называется утешением; когда в великий праздник, все это предложится на трапезе, тогда утешение называется велиим, великим. Когда больному или старцу дадут одежду более спокойную, нежели какую носят вообще братия, — это называется утешением. Никак не должно думать, чтоб послабление состояло в празднословии, шутках и смехе, воспрещенных заповедями Господа и преданием апостольским. Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес твоих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф. 12, 36-37). Горе вам, смеющимся ныне! яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 25). Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать к слышащим (Еф. 4, 29). Ниже да именуется в вас сквернословие, и буесловие, или кощуны (смехословие, шутки), яже не подобная (Еф. 5, 4). Плач — жизнь монаха: рождает его мысль сознания своей греховности, мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его — в святых мыслях покаяния, как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго преследовались и преследуются во всех благоустроенных монастырях.

Владимир, а прп. Антоний Великий считал по-другому 🙂

Зачем из 6-й главы убрали ШУТКИ? Они там есть. Между празднословием и кощунством. Святитель Игнатий называл шутки и смех постыдными грехами. Это голый факт.

Lonelier
Здесь по сути все основное, на что должны обращать верующие при подготовке к исповеди и исповедовать, от чего желать избавится. А не программа минимум для начинающего. Как я понимаю нужно по силам стараться избегать греха и страстей, каяться и причащаться (это будет давать силы и помощь от Бога), осознать свою немощь справится с ними самостоятельно, просить у Бога помощи, снова исповедовать и смирятся.
Святые тоже нуждались в исповеди и причащались как мирские люди и монахи.

Я ещё совсем ребёнок и особо ничего не смыслю в этом, особо не углублялся в это, хотя должен был, но свои пять копеек вставлю.
По правде я не особо понимаю, это каким же надо быть существом, как надо вести себя чтобы быть “чистым”. Во всех этих 8-и страстях перечислено много того, что присутствует даже у религиозного человека в обыденной жизни.. Мне кажется, что человек, без какого либо греха, и не человек вовсе.
Без греха не было бы жизни, как мне кажется.
Я юн, в моей голове ветер и я мало что понимаю во всём этом, всё написанное мной можно оспорить, но я уверен в своих словах.

Надо жить в новом завете а не ветхом

И не дышать. Нет, я, как православный христианин. За.. стяжание Святого Духа, За.. стремление к святости, очищение души и общение с Богом. Но, боюсь, что подобные “подробнейшие” концентрированные, так сказать, списки, направленные на обличение греховной человеческой природы, скорее отпугнут, нежели сподвигнут человека на искоренение страстей. Разбавлять чем-то стоит. Либо указывать цели богословов что-ли: Для чего они занимались составлениями этик списков – для повышения собственного уровня, как христианина, потому, что остальную программу они уже освоили. А то выглядит, как запугивание, такая себе, анти-реклама. Хотя в Библии, а именно в Ветхом Завете – книги “Исход”, совсем другая картина: “ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
Исх.20:6. И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ ДО ТЫСЯЧИ РОДОВ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.” И почему-то многие проповедники забывают о второй части данного послания, занимаясь выдергиванием слов из контекста. Набредет, человек непросвещенный на такую статейку, и пропадет у него всякое желание дальше с темой Веры знакомиться. Конечно с него ответственности за нерадение о собственной душе никто не снимает, но попадет, я думаю и автору “запугивания”. Ведь сам Христос нам способ показал, только КРОТОСТЬЮ и ПРИТЧАМИ(зарисовка из жизни третьих лиц), можно до простого человека достучаться. Т. е. он сам должен прийти к осознанию собственной греховности, покопаться в своей душе и самостоятельно определить виды и подвиды этих грехов и подгрешков-паразитов. Совесть-то на что? А обличал он именно первосвященников, которые перекрутили Закон Божий на свой манер. Людей лучше вдохновлять, а не побивать камнями. Учить прислушиваться к Гласу Божию в повседневной жизни и Бог сам подскажет, через духовное лицо-ли, либо через откровение в молитве, службе или Писании, какой дорожкой человеку идти. Главное, не гнать людей из Храма, потому, что тут Его слышно лучше всего. А без Храма, вы и сами прекрасно знаете. на что способен лукавый. Так. не стоит ему на руку играть. К этим темам, в подробностях, может приступать только весьма закаленный(прокачаный) человек, преисполненный Духа Святаго, и смотреть на вещи глазами небесными. почти святой. только так, мне кажется, можно извлечь пользу из этого составления. Это всего-лишь мои умозаключения, на данный момент, которые не претендуют на звание – истины в первой инстанции. Так, что. Простите, если, что не так. Просто мне кажется, что любую мысль изреченную человеком нужно проверять, писанием и совестью. Не умом, а именно совестью потому, что совесть – маячок данный нам Богом “Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его”. Иер. 31:33 . Закон во внутренности сердец – совесть. Спаси Бог.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Грехи и страсти

Что такое грех? Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим.

Что такое страсть? Страсть – это болезнь нашей души, влечение к греховному действию. Страсти – это извращение естественных сил, способностей и стремлений человеческой природы. Бог дал человеку многие силы и способности. Эти силы даны ему, чтобы он использовал их во благо. Но, увы, после грехопадения первых людей Божии дары в человеке были искажены, и с тех пор они вместо добра могут приносить зло и вместо пользы – вред и разрушение. А грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах.

Какие бывают страсти?

Православная аскетика накопила многовековой опыт наблюдений и борьбы со страстями, который позволил свести их в четкие схемы. Первоисточником данных классификаций является схема преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, которой следуют Евагрий, Нил Синайский, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и Григорий Палама.

Эти учителя аскетики выделяют восемь греховных страстей, присущих человеческой душе (см. Восемь страстей ).

Какие грехи называются смертными? Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5: 16-17). Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном.

Св. апостол Павел подразумевает именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10).

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет о том, что Смертными грехами для христианина являются следующие:

    ересь (следование ошибочному учению, искажающему фундаментальные основы христианской веры), раскол (отделение от Церкви части верующих), богохульство (оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни), отступничество (вероотступничество, измена христианской вере и отпадение от нее), волшебство (магия, колдовство, экстрасенсорика, эзотеризм и т. п.), отчаяние, самоубийство, любодеяние (плотские отношения вне брака), прелюбодеяние (физическая близость людей, связанных браком с другими, супружеская измена), противоестественные блудные грехи (рукоблудие, мужеложство, скотоложство и т. п.), кровосмешение (плотские отношения с близкими по крови родственниками), пьянство, святотатство (кража и поругание церковной святыни), человекоубийство, грабеж, воровство, всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины.

Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

По слову свт. Игнатия Брянчанинова, «впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!»

Грехи и греховные состояния по отношению к Богу

    Равнодушие к духовной жизни. Жизнь без молитвы. Обольщение себя известной глупостью: «Бог у меня в душе – Церковь мне не нужна», в основе которой лежит нераскаянность и гордыня. Богохульство, кощунство над святыней. Занятие магией, прорицанием, астрологией, гаданием и т. д.; обращение к колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам-кодировщикам, бабкам, гадалкам, что является отречением от веры и надежды на Бога и, в конце концов, заканчивается общением с сатаной и его нечистыми духами. Поиски ложной духовности: членство в сектах, медитация, йога и прочие оккультные практики. Переодевание в костюмы нечистой силы даже ради забавы (празднество хэллоуина и т. п.), что является предательством веры Христовой. Недоверие к Богу и неверие в Его Промысл в несчастьях и в трудностях. Вера в приметы, в судьбу, в гороскопы и сны. Оставление утренних и вечерних молитв. Пренебрежение к постам и постным дням. Непосещение Богослужения в воскресные дни и праздники. Неблагоговейное поведение в храме. Употребление имени Божьего в шутках и пустых разговорах. Причащение без установленной Церковью подготовки и примирения с ближними. Неосведомленность в вопросах веры. Нежелание знать о своей вере ничего больше, кроме самых элементарных понятий. Нежелание читать Священное Писание и книги о духовной жизни.

Грехи и преступления по отношению к ближним

    Убийство дитя во чреве: аборты и прочие абортивные средства. Совет и участие в совершении аборта.

Для справки: внутриматочные спирали и кольца являются абортивным средством, препятствующим имплантации зачатого эмбриона в стенку матки для дальнейшего развития. Все современные гормональные «противозачаточные» средства (таблетки, имплантанты и т. д.) являются абортивными препаратами. Они лишь снижают вероятность зачатия, которое рано или поздно происходит. В этом случае зачатый эмбрион убивается химическим путем.

Супруги, не желающие отказаться от абортивных контрацептивных средств, не получают прощения грехов на Исповеди и не допускаются к Святому Причастию.

    Убийство, ненависть, вражда, издевательство, насилие, жестокость, ссоры. Зависть, злорадство, злопамятство, грубость, дерзость, насмешки, проклятия. Отсутствие любви к ближнему, пренебрежение, презрение, неблагодарность. Грубое, неразумное вмешательство в семейную жизнь своих детей. Неуважение к родителям и старшим. Отсутствие добрых дел и милосердия. Несправедливое отношение к подчиненным. Жестокое обращение с животными. Развращение детей и подростков. Пропаганда насилия, половой распущенности и сексуальных извращений в любой форме. Сеяние смуты и разделения в среде верующих по невежеству и непослушанию к установленному от Бога Священноначалию Церкви. Грубые и мелочные замечания людям в храме, не знающим церковных правил. Ложь, обман, осуждение, сплетни, клевета, ропот. Воровство. Хищения на службе и на работе, вымогательство, незаконные сделки, ростовщичество, жизнь за чужой счет.

Плотские грехи

    Блуд и прелюбодеяние, т. е. добрачные и внебрачные половые связи и сожительства. Для находящихся в добрачных или внебрачных сожительствах Святое Причастие невозможно. Рукоблудие, гомосексуализм и прочие извращения, извращения в интимной супружеской жизни (исповедуются без подробностей). Блудное услаждение нечистыми мыслями, фантазиями и прикосновениями. Осквернение души журналами, фильмами и компьютерными играми эротического характера.

Грехи и греховные проявления в семье

    Нарушение супружеской верности (прелюбодеяние). Отсутствие заботы о своей семье. Отсутствие любви и уступчивости. Развод без серьезных на то причин, которые допускает Церковь. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений (Так называемое «планирование семьи» по безумному стремлению жить в комфорте и удовольствиях, за что получим от Бога крест намного более тяжкий, чем рождение и воспитание детей). Безразличие к воспитанию детей в православной вере.

Грехи по отношению к самому себе

    Курение, пьянство, наркомания и ее разновидности. Азартные игры. Фильмы и компьютерные игры со сценами насилия, ужасов и убийства. Праздное времяпрепровождение в Интернете. Нескромная и нецеломудренная одежда. Косметика, краска волос, татуировки. Безумное следование моде, выражающей дух блуда и тщеславия. Самолюбование, самомнение и гордость. Любовь к деньгам и имуществу. Расточительство, роскошь. Жадность и корыстолюбие. Высокомерие, надменность, эгоизм. Объедение, страсть к лакомству. Употребление в пищу крови животных. Сквернословие. Пустословие и болтливость.

2. Учение о страсти

1.Определение страсти. Важность анализировать страсти. Почему существует необходимость борьбы со страстями?

Страсть – это действие или движение, производимое одним в другом, при этом источником действия является нечто неестественное, не соответствующее природе.[1] Страсти бывают телесными (простое страдательное состояние организма) и душевными (страдательные состояния души).

Страсть – это греховное расположение, постоянное желание грешить определенным образом, любовь к греховным делам или предметам.[2] Так страсть понимает святоотеческая аскетика.

Страсть находится на грани произвольных и непроизвольных процессов. Страсть – это несвободное поведение, которое происходит в поле определенного мотива. Новиков Д. В. приводит такое определение страсти: «страсть – это состояние индивида, при котором он не в состоянии осуществлять свободное поведение в поле определенного мотива, называемого предметом страсти».[3]

Страсти являются преградой для добродетелей, дают ложное направление жизнедеятельности человека, лишают его природной способности к богообщению.[4] Страстное расположение души отчуждает человека от Бога. Борьба со страстями является непременным условием нравственного совершенствования, для единения с Богом, к которому призван каждый христианин. Как отмечает Зарин С. М., спасение достигается человеком только в случае его нравственного усовершенствования.[5] Человек должен очиститься от греха, освободиться от страстей, стяжать добродетели. Зарин С. М. выделяет две стороны в подвиге христианина: положительную и отрицательную. Человек приобретает добродетели, работает над ними, творит добрые дела параллельно с борьбой со своими страстями, подавлении их. Чтобы приобрести добродетель, человек должен искоренить противоположную ей страсть. Здоровье души невозможно без искоренения страстей.

Зарин С. М. подчеркивает, что чем сильнее человек борется со страстями, чем сильнее противодействует им воля человека, тем реальнее проявляется сила зла в человеке.[6]

Чтобы правильно применять аскетические средства в борьбе со страстями, необходимо не только знать идеал нравственного совершенства, к которому следует стремиться, но и иметь представление о противоположном ему греховном состоянии, искаженности природы человека. Борьба со страстями является долгом каждого христианина. Ходить путем Христовых заповедей человек может, только если умертвит страсти.[7] Знание природы и характера страстей, анализ страстей важны для человека, чтобы понимать, с чем именно ему следует бороться, чтобы выявлять страсти, действующие в нем, чтобы исходя из страсти, верно подбирать приемы борьбы с нею.

[1] Новиков Д. В. Христианское учение о человеке. II, 4.

[2] Новиков Д. В. Христианское учение о человеке. II, 4.

[3] Новиков Д. В. Христианское учение о человеке. II, 4.

[4] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев, 2006. Гл. II, I, §I. С. 215.

[5] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев, 2006. Гл. II, I, §I. С. 212.

[6] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев, 2006. Гл. II, I, §I. С. 217.

[7] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев, 2006. Гл. II, I, §I. С. 216.

2. Святоотеческое учение о грехе (причины, категории, грех и закон, грех и человеческая природа, грех и человеческий разум, вольный и невольный грех; смертный и несмертный грех, мелкий грех, привычка грешить).

Грех является нарушением установленных Богом норм бытия тварного мира, отступление от добра и совершение зла.[1] Скрыть свои грехи от Бога никто не может. Каждый даст ответ за свои грехи во время Страшного Суда. Избежать позора можно молитвой и покаянием (преп. Ефрем Сирин).[2]

Причины греха. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что к греху приводят противоестественные потребности человеческого организма.[3] Преподобный Симеон Новый Богослов называет источником греха неправильное представление о цели жизни человека, которую видят в наслаждении миром. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что в грех человека увлекает свойственная человеку немощь.[4]

Грех есть отчуждение от Бога. Впервые грех произошел в ангельском мире, когда ангел, решив стать равным Богу, восстал против Него[5].
Непослушание человека Богу привело к нарушению отношений между Богом и человеком, гибельному самопревозношению человека. Первыми среди людей согрешили Адам и Ева, через них грех вошел в мир.

Корнем греха является гордость. Человек сам своей волей полагает начало греха. По собственной воле он отклоняется от добра, воли Божией и заповедей Его и выбирает зло.

Грех имеет несколько причин: прямую, имеющую основание в свободе выбора, и косвенные причины, принуждающие свободу ко греху. Косвенные причины порождены грехами предыдущими. Так, косвенная причина первородного греха (искушение прародителей), является одним из последствий сатанинского греха. Выделяют 3 категории косвенных причин:

«похоть плоти» (появилась в результате искажения природы человека первородным грехом; парализует волю человека, помрачает его разум, порождает в человеке низменные инстинкты, ослабляет силы человека, подталкивает волю человека ко греху), причины, склоняющие человека ко греху в окружающем мире, являющемуся носителем соблазнов, диавол, злые духи, пагубно воздействующие на человека[6].

Человеку надлежит при первом зарождении зла в душе, тут же вырывать из души корень зла, не дать греху стать привычкой (свт. Григорий Нисский). Христианин призван к борьбе с грехом, но победить его самостоятельно, без Бога, он не может.

Категории греха. Святитель Игнатий Брянчанинов выделяет 2 категории греха: смертные и несмертные. Смертные грехи убивают душу. Их следует всеми силами избегать. Если человек умер в смертных грехах, не успев покаяться, его душу ждет ад. Несмертные грехи не убивают душу, а только уязвляют ее. Несмертные грехи есть и у святых.

Грех и закон. Грех является беззаконием. Грех – есть нарушение установленных Богом законов. Привычка совершать грех делает человека пленником закона греховного. В грешнике закон греховный противостоит закону ума.[7]

Грех и человеческая природа. Природа человека была искажена, испорчена первородным грехом. Грех парализовал волю человека, породил в нем низменные инстинкты.[8]

Грех является уклонением от доброго, не допускаемым природой (свт. Григорий Богослов). Грех противоестественен природе человека, наводит в душе человека хаос, настраивает душу против разума (Климент Александрийский).[9] Грех разрушает природу человека, приводит ее к смерти (свт. Григорий Богослов). Проявления человеческой природы, изначально невинные, могут перерастать в грех. Например, смех может стать грехом, если проявится сверх меры, произведет от себя насмешливость, срамословие (свт. Иоанн Златоуст).[10] Грех является причиной того, что человек становится рабом своей падшей природы, рабом похотей (блаженный Августин)[11]. Грех появляется тогда, когда человек злоупотребляет своим организмом, и совершаемое им действие возбуждается не в согласии с его природой (преподобный Иоанн Дамаскин).[12]

Грех и человеческий разум. Человеку дан природный разум, который учит человека постигать доброе и отвращаться от зла. Человек должен привлекать разум в качестве судьи, чтобы он исследовал и определял, что есть добро и зло, как нужно поступать в той или иной ситуации (Ориген)[13]. Грех восстанавливает душу человека против разума (Климент Александрийский).[14] Когда человек уклоняется от разума, он проявляет непослушание Богу и согрешает. По святителю Григорию Нисскому, грех есть то, что совершается вне истинного разума, не согласовано с ним.[15]

Грех отравляет разум, в результате человек может принимать истину за ложь, заблуждаться[16].

Вольный и невольный грех. Грех бывает непроизвольный (может совершаться по немощи человека, непроизвольно). Невольный грех – это грех, совершаемый без участия свободной воли человека. Невольный грех может совершаться по неведению или необходимости. Например, при самозащите от преступника. Также, грех бывает произвольный (т. е. когда человек по собственной воле грешит и не делает ничего для борьбы с грехом). Вольный грех – это грех, совершаемый человеком по его свободной воле. Человек сам, своей свободной волей, определяет свое поведение; сам, своим волеизъявлением полагает начало греху, не делает никаких усилий для борьбы с грехом.

Мелкий грех. Мелкими или малыми грехами для человека являются те грехи, которые он считает маловажными, не представляющими для него опасности. Это заблуждение приводит к тому, что малые грехи начинают совершаться часто, становятся привычкой. Через малые грехи порок постепенно овладевает жизнью человека (преподобный Исидор Пелусиот)[17].

Привычка грешить. Грех может совершаться по привычке (если человек долго пребывает во зле, коснеет в нем). Грех, ставший привычкой, не уязвляет душу грешника. Согрешая, человек не скорбит, считая свой грех маловажным поступком. То, что грех становится привычкой для человека, таит в себе опасность, т. к. человек перестает его замечать, престает сокрушаться о своих грехах (свт. Иоанн Златоуст)[18]. Привычка грешить не дает видеть грешнику губительность греха (Климент Александрийский).[19] Привычке грешить препятствует покаяние, изменение образа жизни. Святые отцы отмечали опасность ложного покаяния, снисходительного отношения к себе, к своим грехам. Если христианин не ставит перед собой задачи не грешить добровольно, не меняет свое отношение к греху, то склонность к греху в нем остается.

[1] ПЭ, «Грех», Общее понятие.

[2] ПЭ, «Грех», «Святоотеческое учение о грехе».

[5] ПЭ, «Грех», Грех сатанинский.

[6] ПЭ, «Грех», Грех человеческий.

[7] ПЭ, «Грех», Грех человеческий.

[8] ПЭ, «Грех», Грех человеческий.

[9] ПЭ, «Грех», «Святоотеческое учение о грехе».

Что такое грех. Понятие греха с различных аспектов

Что такое «грех». Понятие «греха» с позиции религий мира, с социального, философского, духовного, психологического и эзотерического аспектов. Что такое «грех» на самом деле…

Накануне Крещенского праздника тема о грехах будет одной из самых актуальных…
Понятие греха – одно из центральных в мировых религиях. Религии гласят, что грех – это любое из действий, нарушающее «волю бога», а именно предписания, данные религиозными заповедями и кроме того, перечнями особо важных «смертных грехов». Рассмотрим «грех» со стороны религий мира, также с социального, духовного аспектов и с позиции философии и эзотерики.
В Православии грехом может быть не только действие, но и состояние души человека (лень, отчаяние, зависть, или ревность, алчность, итд). Если в качестве греха рассматривать мировоззрение людей в целом, то к «греху», помимо неисполнения «божьей воли» относятся и недостаточной силы вера, попытки заглянуть в будущее (гадания, предсказания), аборт (как средство избавления от нежеланной беременности), желание обольщения, состояние обиды, и даже чрезмерная надежда на помощь кого-то из близких людей – тоже грех…
В Исламе понятия греха еще шире (это не только слабость пред искушением «шайтана»), ибо в Исламе есть разделения на «большие» и «малые» грехи. К категории большого греха (помимо неисполнения заповедей) относятся совершение непозволительных действий в пределах Мекки, многобожие (есть только Аллах), и даже бегство с поля боя… Малые грехи включают в себя множество предписаний на все случаи жизни, например, даже такие, как запрет есть и пить из серебряной и золотой посуды, также мужчинам нельзя носить ни золотых украшений, ни защитных амулетов, ни одежды из шелка (к женщинам предписания еще строже)… Или о том, что запрещается ложиться спать перед ночным намазом, или после молитвы вести разговоры, не касающиеся вопросов веры…
В иудаизме грех – нарушение семи заповедей сынов Ноевых… Например, есть такой грех, как «авера», что означает преступление, заход за черту, есть грех, называемый «хет» – это отклонение, ошибка, или падение на соблазн. По Торе грех – тот поступок, который является «неправденым», нарушающим Высшие законы и который совершен в момент помутнения рассудка… Но в иудаизме понятие «грех» рассматривается не только по Торе, а более обширно и с четырех сторон:
«С точки зрения мудрости, грех — это вредоносный поступок по отношению к другим людям и/или к самому себе;
Пророчество определяет грех как смерть. (Жизнь — это связь с ее источником, Творцом; грех символизирует отказ человека от этой связи — следовательно, приравнивается к смерти.)
По Торе, грех — это глупость; необдуманный и неправедный поступок, нарушающий планы Всевышнего о том, как должен существовать и развиваться мир. В момент совершения греха в душе человека наступает затмение, и он идет вразрез со своим истинным желанием;
Но Бог усматривает во грехе не только отпадение от Него, но и новую возможность: Всевышний даровал Тору, способность самосовершенствования и силы для борьбы с грехом», – милдраш Ялкут Шимони.
Но, если в Православии отказ от греха происходит через покаяние (грехи отпускает Церковь), а непростительным грехом (по Евангелию) является лишь «хула на Духа» (Мф. 12:31), то в Иудаизме есть такое понятие, как раскаяние (тшува), что являет собой процесс, происходящий в сознании человека, ведущий его к отказу от былого греха, после чего ему открывается путь приближения к Богу, а в Исламе грех, что был совершен осознанно и по своей воле, является вообще непростительным и остается неискупленным, а потому он будет упомянут в день Страшного суда каждому человеку, совершившему грешной поступок когда-либо в совей жизни…
В Индуизме для широких масс понятие «греха» с давних древних времен религиозные деятели очень умело подменили понятием наказания «Кармой», что в корне искажает суть самой Кармы, ибо Карма – есть ниша каждого в Мироздании и Карма не приравнивается к греху, однако поступки человека, в том числе и его грех, несомненно, накладывают печать на индивидуальную карму (подробнее о Карме в статье «Понятие кармы. Взаимосвязь кармы и реинкарнации»)… Поэтому, «карму» выгодно перенаправили в категорию неминуемых последствий за свои действия и свели лишь к земному закону причинно-следственных связей. Ты в карме – значит ты в Сансаре.
«Этих жестоких ненавистников, худших из людей, я постоянно низвергаю во чрево демонов в кругах перерождения», – Кришна.
Интересно, что от Сансары не освобождает и «хорошая карма», ибо ты очистился от поступков, но еще не очистился от желаний:
«Знатоки трех Вед, пьющие сому, чьи злодеяния очищены, поклоняются Мне с помощью жертв и желают попасть на небеса. Они, достигнув чистого мира Господа богов, наслаждаются на небесах небесными удовольствиями богов. Усладившись обширным небесным миром, они снова вступают в мир смертных, когда их заслуги исчерпаны; так, согласно закону трех Вед, желая наслаждений, они обретают состояние ухода и возвращения», – Свод Законов Ману-смрити, перевод с санскрита.
Мало того, в индуизме есть отельные слова, обозначающие собой смысл «грех».
«Mahash cid agna enaso abhiika uurvad devanam uta martyanam» с санскрита:
«(Избавь нас,) о Агни, в решающую минуту даже от великого греха, от заключения богов и смертных!» – перевод Елизаренковой.
«Индуисты не могут отказаться от понятий правильного и неправильного точно так же, как все остальные люди. Некоторым идея религии без греха кажется привлекательной, но индуизм не станет такой религией только потому, что кто-то так считает. Индуизм признает, что человек не соответствует объективным стандартам, и это не должно нас удивлять», – Уинфрид Кордаун.
В Буддизме понятие «греха» еще более витиевато. Оно не звучит конкретным словом «грех», оно лишь обозначает неверное восприятие действительности. Поэтому, основной грех, который тащит за собой все остальные грехи – это уверовать в Майю… В иллюзию… В иллюзорную природу реальности. Поэтому, в Буддизме важно такое духовное состояние, как просветление, что означает раскрытое и свободное от иллюзии осознание, а следовательно утрата зависимости от материальных оков. Поэтому, монахи уходят в горы, где и живут в своём в уединении, сводя к минимуму социальные связи, пребывают в медитации, соблюдают аскезу… Если нет явного соблазна, то и «греховной мысли» тоже нет.
Мы рождаемся изначально грешными? На этот вопрос отвечает Протестантская Церковь:
«Грех живет в каждом человеке. Всё человечество, потомство Адама, стало грешным (Рим. 3:10–20, 23). Человек уже рождается грешным (Пс. 50:7 — «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», Пс. 57:4). Грех поражает душу (сердечные помыслы) человека («Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21) «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9); Матф. 15:18–20. Человек не может искупить свой грех собственными усилиями (Пс. 48:8)».
Для чего в социуме необходимо понятие «греха»?
Естественно, «грех» – это великий сдерживающий фактор, держащий в повиновении массы людей. Своего рода – это страховка от бунтов, восстаний, революций и прочей непокорности властям, итд. К тому же, фактор страха перед «Божиим наказанием» – основная идея религий мира, поэтому покаяние, смирение и послушание – вот триединство, ведущее в «рай». Так как религия и политика всегда шли рука об руку, то, разумеется, что подобные постулаты были весьма выгодны во все времена… Покорность и послушание – главные качества «истинного верующего».
«Грехом человек превращает земной рай в земную адскую муку. Если душа запачкана смертными грехами, то человек переживает демоническое состояние: становится на дыбы, мучается, не имеет в себе мира. И напротив: мирен тот, кто живет с Богом, устремляет свой ум в божественные смыслы и постоянно имеет добрые помыслы. Такой человек живет в земном раю», – Старец Паисий Святогорец.
«Кто не удаляется добровольно от причин страстей, тот невольно увлекается в грех. Причины же греха суть следующие: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем, не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется сим в греховные страсти; и поэтому человек должен тщательно остерегаться сего», – преподобный Исаак Сирин.
«Связывая и убивая душу временно, грех убивает ее и вечно, если мы здесь не раскаемся от всего сердца в наших грехах и беззакониях», – святый праведный Иоанн Кронштадтский.
Кроме того, гипертрофированные устрашения по принципу «проявил неповиновение в покорности воле божией, захотел более лучшей жизни, чем даёт тебе Бог, в мыслях позарился на что-то…, а в общем слове – согрешил – получи расплату в виде болезни, утраты, или какого-либо еще наказания, которое ты непременно получишь Свыше», – как нельзя кстати идут «на руку» государственным мужам и правителям мира…. Чтобы не недовольства против реформ проявляли, а думали о своём внутреннем… И даже плакать о болезнях, или каких-либо утратах – тоже по своей сути грех (не по тому, уважаемые, плачете), ибо самое главное, что должно быть у человека в жизни – это его вера в бога:
«Мы плачем об утратах, оскорблениях, о болезни, о горе и многом ином. Но забываем или не знаем, что причиной утраты чего-то земного является отчужденность от Бога, утрата Его в своем сердце, что, оскорбляя кого-то, мы оскорбляем Закон Божий и Самого Бога; что болезнь – это Божий инструмент для отвращения нас от греховного направления жизни; что горе – это уже более крайние меры Божии по нашему уразумлению. И отсутствие нашей борьбы с грехами косвенно выливается плачем о земных скорбях. Греховность – это единственное несчастье нашей жизни. Грехи нас отторгают от Бога, убивают в нас остатки образа и подобия Божия. И самое трагичное, что мы не ощущаем грех как дорогу в ад, как смерть, как капкан, как непроходимую ограду, отгораживающую нас от Бога и от ближних. Грехи наши – вот настоящая причина всех зол, и, не устранив эту причину, не сможем мы жить спокойно и счастливо», – Преподобный Иоанн Лествичник.
Посвяти свою жизнь борьбе с грехами – будешь и истинным верующим, и правильным гражданином для своего государства, ибо: «не будешь грешить в течении жизни – попадешь в рай», «не греши никогда – и обретёшь спасение»… Понятно, что и религиозные, и социальные аспекты здесь тесно переплетаются, где граней разделения почти нет…
С философского аспекта «грех» – это выражение индивидуумом какого-либо зла, что обозначает любого рода явные преступления. Философское понятие греха опирается на Онтологию, а значит грех в философии всё-таки рассматривается на основе религиозных писаний. Введение себя в грех – это грехопадение, а вот насколько сильный этот грех – вопрос уже довольно абстрактный.. Философия трактует грех как «извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом, грех проявляет себя как беззаконие, как нарушение нормы человеческого бытия, как извращение естественного порядка человеческой жизни». Но философское рассмотрение отличается от религиозного понимания греха тем, что подразумевает наличие свободы воли (выбора) у индивидуума, а это значит, что человек может как совершить «грех», так и сам снять его с себя, искупив свою вину поступком, но не через исповедь, ни через священнослужителей, ни через молебны богу…. В этом основное отличие философского от религиозного аспектов.
Со стороны духовности, понятие «грех» имеет двойной взгляд: а) со стороны посторонних лиц на поведение другой личности; б) сам человек оценивает свои поступки через призму собственной личной философии, через свою совесть и через сравнение «я» и другие.
Со стороны взгляда посторонних лиц грех – это служение собственному эгоизму. Посторонние люди, дающие оценку нравственности, проецируемую на поступки другого человека, заметят сразу любое отклонение от шкалы моральных ценностей и норм (чего, вполне естественно не заметит сам индивидуум). Но, однако, «служение собственному эгоизму» – понятие довольно размытое в своих границах, потому что такому «служению» со стороны, за неимением полной информации, можно приписать что угодно: не уступил место в общественном транспорте – думаешь только о себе, а значит, грешен… А то, что, допустим, человек может плохо себя чувствовать, или ехать уставшим с суточной рабочей смены – это уже никого из стоящих рядом пассажиров не интересует: вердикт поставлен…
Относительно собственной оценки своего поведения: здесь надо учитывать тот фактор, что людям свойственно оправдывать себя и свои слабости. В этом случае индивидуум, оценивая сам себя, то есть, свои поступки, опирается лишь на голос своей совести. И часто бывает так, что некоторые действия и поступки посторонние лица непременно посчитали бы грехом, сам человек далеко так считать не станет, ибо совесть спокойна. Иными словами, если на душе неспокойно относительно неправоты каких-то своих действий, то «грешок» имеется, а если внутри никаких противоречий нет – всё замечательно.
Грех в психологии.
С позиции психологии понятия «грех» вообще не существует как такового. Мало того, «хороший» психолог, как и хороший адвокат, может оправдать любой «грех», сделав виноватым кого угодно и что угодно, кроме самого клиента: несчастливое детство, грозную воспитательницу, «мама рано перешла на искусственное вскармливание, а это значит, что ребенок уже с первых месяцев почувствовал предательство матери», или «он стал живодёром, потому что когда ему было пять лет на него зарычал соседский пёс», итд (и прочая чушь). В общем, в психологии понятия греха нет, но есть перечень массы причин, которые являются побудителем к соответствующим поступкам.
Грех в эзотерике.
В той эзотерике, что «для широкого профиля» понятия греха не существует. Кроме того, так как со времён древности шла постоянная вражда между тотальной властью церкви и адептами просвещения, то наперекор церковным уставам, обретало свою силу следующее мнение: «идея греха создана священниками, чтобы подавлять вас, порабощать вас, унижать вас, разрушать ваше чувство достоинства», что в общем-то послужило толчком к вседозволенности… Чем и воспользовались псевдоэзотерические группировки, типа «Сатанизм по Лавею», или «философия полной свободы» по Кроули, или Хаббарду ….
Какие еще есть более глубокие отличия? Здесь уже вступает в силу настоящая оккультная философия: если церковь отрицает «многобожие», то эзотерика признавая Величие «Единого Отца», при этом знает о кармической иерархии (карма здесь рассматривается не как наказание за содеянное, то есть за какой-то грех, а как индивидуальная ниша для каждой световой субстанции, обладающей Дживой (душой), в общей системе Мироздания, относительно Дхармы и закона Эволюции. Эзотерика видит Бога в каждой живой сути и сущности (не важно травинка это, улитка, или человек)… А оккультные ритуалы, посвященные элементалиям (духам природы и четырём стихиям) церковь вообще посчитала бы явным грехом и оскорблением Бога… Понятно, что чтобы обратиться к Богу – для этого не нужно идти в церковь (мечеть, или любой другой священный храм), для этого также не нужны никакие посредники и свечи «образам»… Для этого нужно просто заглянуть в себя, в свою душу, в своё нутро, в своё сердце… Бог там…
Если бы у адепта оккультной философии спросили: «Снимет ли исповедь, или смоет ли купание в Крещенской воде грехи с человека?», – он бы только улыбнулся (посмеялся)… А вот церковный служитель, напротив, со всей серьёзностью ответит своё утвердительное «да»…
В оккультной философии понятия «греха» нет, но жизнедеятельность человека в этом мире (также все его желания, мысли и поступки) не исчезнут бесследно: всё записывается хрониками Акаши, что и создаст личную кармическую базу для каждого воплощенного здесь на Земле… Таким образом, колесо перерождний (как бесконечное движение души) вполне логически обосновывает себя: в противном случае, то есть, если бы не было реинкарнаций, то не было бы никакого смысла для единичного (и тут же конечного) «спуска души в плотную материю»…
Еще один насущный для всех вопрос: «Отвечают ли дети за грехи своих родителей, и наоборот?» Ответ таков: Естественно, нет. Но пугать этим любят как раз псевдоэзотерики, ибо чтобы делать деньги на «снятии негативных родовых программ и венцов безбрачия из-за совершенных когда-то тяжелых грехов», – для начала эту идею нужно прочно вбить в сознание массам, и манипулировать потом фактором страха, основанном на пророчествах о несчастных судьбах потомков… Это не правда… Правда в том, что каждый в этом мире отвечает только за себя: за свою жизнь, в том числе за свои грехи, согласно закону причинно-следственных связей…
Бывают такие случаи, что дети начинают довольно дотошно копировать своих родителей, тогда, соответственно, они копируют и все их установки и ментальные шаблоны, тем самым вроде бы подтверждая подобные постулаты о «родовых программах и также грехах», тех же, что есть и у их родителей (родственников). Но оккультная философия опирается на закон свободной воли (выбора), которого никто не отменял, ибо этот закон и есть суть для каждой индивидуальности (в противном случае, все люди были бы просто клонами друг друга, что противоречило бы закону Эволюции в принципе. То есть, растущий человек может как копировать своих родителей, так и по мере взросления выбирать свой собственный путь… Поэтому, еще раз: каждый в этом мире отвечает только за свои поступки (и прогрешения).
Что такое «грех» на самом деле?
Каждый сам для себя определяет это понятие. Но в общих словах, грех – это действие (или помысел) разрушения. стрела зла, причиняющая боль. уничтожение того, что уничтожать никак нельзя… Не является важным о чем идёт речь, и на кого (на себя, или на любое другое живое существо) направлен посыл уничтожения, важно одно: ничто не проходит бесследно…

Оцените статью
Добавить комментарий