Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы — это подвижный Господский праздник, который всегда выпадает на среду 4-ой недели после Пасхи и имеет 7 дней попразднества. В духовном смысле Преполовение как бы соединяет собою воедино два величайших христианских праздника — Пасху и Троицу, т. к. этот день точно расположен между ними и приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы.

Содержание:

Преполовение. История праздника

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

На литургии в день Преполовения читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иеросалим на праздник Кущей, который был установлен ради воспоминания сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши.

О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один —праздник пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздник —пятьдесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья, как начатки.

Третий праздник — поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устрояли скинии или палатки и веселились, живя как бы в поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давыдовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давыдом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом.

Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, пятьдесятница —вступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Таин. Поставление же кущей означало Воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут [1].

Преполовение Пятидесятницы. Богослужение

Самые ранние богослужебные тексты, посвящённые Преполовению, относятся к V веку (автор — Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику были написаны прп. Иоанном Дамаскиным (VIII век), а также прп. Феофаном Исповедником (IX век) и прп. Андреем Критским (VII век) — авторами праздничных канонов, входящих в состав Триоди Цветной. Преполовение имеет свой задостойник на литургии и празднуется 8 дней — отдание праздника приходится на среду 5-й недели по Пасхе.

В богослужебных стихерах и канонах на Преполовение чаще всего упоминается о живоносной воде, которой Господь имеет напоить души верных. Это соответствует Евангельскому повествованию, посвященному описанию воспоминаемых событий, где Сам Господь свидетельствует о Себе:

Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38).

Бл. Феофилакт Болгарский так поясняет эти строки:

Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давыд: «и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 9). Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, потекут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали за собою, как реки какие, неудержимым течением своим [2].

Библиотека Русской веры
Канон Преполовению Пятидесятницы →

Воскресные службы о Расслабленном и Самаряныне, с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи о Слепом, имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников. Расслабленный был исцелен в купели; Самаряныня обрела духовное возрождение у кладезя с водой; слепой прозрел после того, как умылся в священном для иудеев Силоамском источнике: само слово «силоам» означает «посланный», что символически говорит о пришествии Мессии, Которого Отец посылает для спасения мира. Сам Силоам представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. Во время праздника кущей священники совершали особый обряд: здесь они выходили из Иеросалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник выливал ее перед жертвенником. Таким образом, целительное действие у водных источников являло собой прообраз спасительного Крещения, которое освобождает человека от греховной слепоты и расслабленности, когда человек воистину «рождается свыше» и получает дарования Святого Духа. Об этом читаем в «Златоусте», в слове о Расслабленном:

Аще кто слеп есть разумом, или хром неверием, или сух многими беззаконии, и отчаянием, или разслаблен еретическими учениями, всех воды крещения здрава творит. Она купель многи приемлющи, единаго исцеляше, и то не всегда, но единою летом: а крещения купель по вся дни оживляющи, здравы творит. Ко крещению аще и всея земли приидут человецы, не умалится Божия благодать, но всем дает исцеление от греховных недуг. Рцем же о Господней благодати, како прииде ко овчей купели и виде человека разслаблена [3].

Тропарь празднику:

П реполови1вшусz прaзднику, жaждущую дyшю мою2 бlгочeстіz нап0й воды2. ћкw всёмъ сп7се возопи1лъ є3си2, жaждаи да грzдeтъ ко мнЁ и3 піeтъ, и3ст0чниче жи1зни хrтE б9е слaва тебЁ.

Кондак празднику:

П рaзднику зак0нному преполови1вшусz, всsческихъ творeцъ и3 вLка, къ преdстоsщимъ гlаше хrтE б9е. пріиди1те и3 почерпи1те в0ду безсмRтіz. тём8 же ти припaдаемъ и3 вёрно вопіeмъ, щедр0ты твоS дaруй нaмъ, ты2 бо є3си2 и3ст0чникъ животY нaшему.

Преполовение. Народные традиции

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Помолившись в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Преполовение Пятидесятницы. Иконы

Иконописные композиции на сюжет Преполовения Пятидесятницы известны в раннем христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом, изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях — учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иеросалимского храма — это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иеросалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды.

В русском искусстве ХV–ХVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа в храме, поучающего старцев (Лк. 2, 42-51), окончательно отождествляется с сюжетом «Преполовения» и вытесняет композицию, где Христос изображается в зрелом возрасте, что напрямую соответствовало бы событию, описанному в Евангелии. Христос возвышается на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображается на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат — символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы, зеленый, является символом обновления жизни.

Икона Преполовение. Владимиро-Суздальский музей. ХVI век Икона Преполовение. Псковский музей-заповедник. ХVI век

С конца XV века икона «Преполовения» входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии «Преполовения» может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора.

Преполовение. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

Храмы в честь Преполовения

Древняя Церковь Преполовения Пятидесятницы была построена в г. Пскове в конце ХV века. Это одноапсидный, бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом (возможно, первоначальный). В 19-20 вв. храм был сильно перестроен. Барабан ложный, деревянный. Открытое крыльцо на столпах объединено с притвором в 1867 г. Звонница перестроена в колокольню. В настоящее время церковь входит в состав подворья Спасо-Елеазаровского монастыря (РПЦ).

Церковь Преполовения Пятидесятницы в г. Пскове (РПЦ)

Действующих старообрядческих храмов в честь Преполовения Пятидесятницы в настоящее время не имеется.

Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Бл. Феофилакт Болгарский, в толковании праздничного Евангелия на Преполовение Пятьдесятницы, пишет, что Господь пришел к народу лишь к середине праздника ради того, чтобы несколько ослабить гнев иудеев и расположить их к более внимательному слушанию спасительных поучений. С такой долготерпеливой кротостью обращался Он со Своими несправедливыми обвинителями, укорявшими Его за дивные чудеса, которые творил Он в субботу. Но Господь прямо обличает их и в лицемерии, ибо сами они постоянно преступали основные правила закона, тщательно соблюдая лишь то, что было им выгодно и удобно:

Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя? (Ин. 7, 19-20).

По-видимому, настоящие слова Господа не имеют никакой связи с преждесказанными; но когда мы всмотримся ближе, увидим, что они находятся в тесной связи. Его обвиняют в том, что Он нарушает субботу и преступает закон. Он противопоставляет сему то, что скорее они «преступники закона». Закон говорит: «не убий» (Исх. 20, 13), а вы ищете убить Меня. Значит, вы преступники закона, а не Я. Итак, вы сами себе позволяете творить неправду, а Меня обвиняете в преступлении закона за то, что я в субботу исцелил человека. Господь сказал: никто из вас не поступает по закону, потому что убить Его искали все, с которыми Он вел речь.

Смотри, с какой кротостью Он говорит с ними, а они, напротив, с обидною дерзостью говорят: бес в Тебе. Они так дерзки потому, что думали поразить Его и устрашить. Хотя Христос Сам Господь Моисея и виновник закона, но, уступая слабости и бесчувственности иудеев, говорит, что закон дан Моисеем. Ибо они не могли бы спокойно выслушать, что закон им дан не Моисеем, а Им — Владыкою Моисея и Господом [4].

Также Господь указывает, что ради исполнения закона о восьмидневном обрезании заповедь о субботе была нередко нарушаема, если восьмой день у новорожденного младенца выпадал на субботу. Так, по толкованию бл. Феофилакта, Он как бы говорит им: «в субботу не возбраняется обрезание, которое причиняет боль; а вы Меня порицаете за то, что Я освободил человека от болезни и сделал здоровым» [5]. Действительно, здесь видим лишенный всякого здравого смысла ужасный парадокс: иудейские начальники не только не радуются о предивном исцелении болящих, которые терпели такие долговременные тяжкие муки, но и негодуют, и ищут убить Того, Кто являет Себя милосердным Начальником жизни. Они указывают на превратно понятую ими букву закона, но сердца их переполнены ненавистью и себялюбием, поэтому и не могли они принять учение Господне, во главу угла которого стояла высокая заповедь о самоотверженной любви. Что же Господь? Он не гневается на них, но, насколько возможно, привлекает к покаянию, подавая и нам пример Своего великого незлобия и терпения, чтобы знали, как должно ходить по Евангельским заповедям истинным ученикам Его.

О злобе жидовстей, о Владыки Христа милосердию, и безчисленному человеколюбию: яко бо грешник оболгаем терпит, безчествуем не мщает. Темже и мы должны есмы братие смирение имети, и не величатися, обиду и укор терпети, зла за зло не воздавати, да с Господем Богом прославимся [6].

Источники:

[1] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[2] Там же.
[3] «Поучение блаженнаго Кирила о разслабленнем, иже на овчей купели, како исцели его словом Господь наш Исус Христос («Златоуст», сл. 70-е).
[4] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[5] Там же.
[6] «На Преполовение праздника Владычня, поучение святаго Иоанна Златоустаго» («Златоуст», сл. 71-е).

Цветная Триодь – история самой красивой книги XVI века

В православной церкви все действия священников расписаны согласно канону. За века существования сложился определённый порядок, когда и какие обряды совершать, какие тексты в какой день читать, какие петь и т. п. Все это указано в богослужебных книгах. Одна из таких полезных священнику книг — Пентикостарион, или Триодь цветная. Первая печатная версия этой Триоди была издана в нашем отечестве в 1591 году…
В первые века христианства для богослужений использовали самые почитаемые священные тексты — Евангелия, деяния и послания святых апостолов, молитвы, распределенные по времени суток, дням недели, праздникам и т. д. Но постепенно стали появляться церковно-богослужебные книги, в которых были расписаны до мелочей все составляющие части каждой церковной службы, чтобы священнику даже не нужно было думать, как её построить.

Триодион

Типикон, например, определял порядок богослужений в монастырях. Ирмологий содержал песнопения для хоров вместе с так называемыми знаками знаменного пения, которыми обозначали высоту звуков и их длительность задолго до изобретения современных нотных знаков. В Тропарионе были собраны все известные священникам формы молитв — тропари, кондаки, величания, богородичны и т.

П. В таких книгах, как Пролог, Синаксарь, Патерик, Жития святых и тому подобные, содержались тексты и поучения на все случаи жизни. А в Тропологии были собраны все воскресные и праздничные песнопения тропарно-стихирного ряда. В VII веке этот единый комплекс священных текстов распался на три: Минея, то есть тексты богослужений на неподвижные церковные праздники, начинавшиеся с Рождества Богородицы и заканчивавшиеся Успением Богородицы; Триодь, то есть тексты богослужений на праздники с плавающей датой, это были праздники пасхального круга; и Октоих с текстами седмичных, воскресных и субботних служб. На основе Триоди появилась книга Триодион.


Триодион охватывал время от Пасхи до Троицы. Особенностью Триодей было то, что служба в полном объёме проводилась только в воскресные дни, а в будни она сокращалась до трёх или четырёх песнопений, что и отражено в самом названии «триодь». Такое упрощение службы связано с сугубо византийской точкой зрения на воскресенье как на праздник праздников и торжество торжеств. Считалось, что как Христос собирает в Себе всего человека и Собою исполняет всё, ту же функцию несёт в себе и воскресная служба — она, по сравнению со службами буднего дня, более длительная и полная, то есть идеальная. И век от века Триодион становился всё полнее и полнее, учитывал всё больше мелочей. В конце концов потребовалось разбить его на две составляющие — Постную Триодь и Цветную Триодь.

Рукою святых отцов

Постная Триодь охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая Великой субботой. В будние дни использовались почти всегда только тексты самой Триоди. Исключения делались только для воскресных служб.
Основная тема Постной Триоди — страдания Иисуса Христа, предательство Его Иудой, суд Пилата и казнь на Голгофе.
Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и продолжается до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней. Цветной Триодью она именовалась потому, что до реформы Никона начало приходилось на праздник Входа Господня в Иерусалим, в Цветную неделю (в русском варианте — Неделя ваий). Иное название этой Триоди (в современном православии службы по Цветной Триоди начинаются с Пасхи) — Пентикостарион, то есть Пятидесятница. Именно столько дней проходит от Пасхи до Троицы. Основная тема Цветной Триоди — воскресение Иисуса Христа и нисхождение Святого духа на апостолов. Многие тексты этой Триоди составлены знаменитыми святыми отцами, в том числе Иоанном Дамаскином.

Издание Андроника Невежи

В Московском царстве до XVI века существовали только рукописные сборники текстов Цветной Триоди. Первые печатные книги появились только при Иване Грозном в типографии Ивана Фёдорова. Но бедному книгопечатнику пришлось бежать от опасностеи той эпохи в Литву. А в отечестве остался только его ученик Андроник Тимофеевич Невежа, которого часто записывают как «Невежин». о нём не известно практически ничего, ни года рождения, ни точной даты смерти — не то 1602 год, не то 1603 год.
Итак, в 1564 году Иван Фёдоров издал первую типографскую книгу «Апостол», и немного времени спустя ему вместе с Петром Мстиславцем пришлось бежать на запад. А книжным делом остался заведовать Андроник, который в 1568 году получил пост начальника типографии. В ней он по распоряжению царя издал «Псалтырь». На этом его московская деятельность прекратилась. Печатника перевезли вместе с типографскими досками в Александрову слободу. Следующую книгу Андроник издал в 1577 году — снова «Псалтырь».
Только после смерти царя его типография опубликовала две Триоди: Постную в 1589 году и Цветную в 1591 году. А с 1594-го по 1602 год — двухтомный «Октоих», «Часовник», «Апостол», «Минеи», «Служебник», ещё одна «Псалтырь», «Чиновник архиерейский священного служения». В голодные 1602-1603 годы Андронику Невеже было, вероятно, далеко уже за 60 лет, ведь после его смерти пост начальника типографии занял один из его сыновей — печатник Иван.
Цветная Триодь считается третьей книгой Андроника. Для совершенствования навыков у него было много времени. Изготовление первых книг было процессом длительным, печатались они на хорошей тряпичной бумаге с водяными знаками, текст дополнялся украшениями в виде красных строк, заглавных букв, виньеток, переплёт снабжался аккуратными замочками, чтобы книга случайно не раскрылась. Эта Триодь была, очевидно, заказана, как и Постная Триодь, недавно вступившим в должность патриархом Иовом. Считается, что это одна из самых красивых московских книг XVI века.

Масштаб впечатляет

12 лет потребовалось Андронику Невеже, чтобы избавиться от клише, по которым он верстал псалтырь за псалтырью. Самое важное в его Триодях то, что они не были псалтырями! Правда, учёные клирики того времени упрёками Андроника, что он весьма соответствует своему прозванию, поскольку в его книгах они находили массу неточностей и несуразиц. Но большинство претензий к нему было высказано уже постфактум, в XVII веке, после Смутного времени.
Для конца XVI столетия издание Триодей имело большое значение. Они разошлись, действительно, по всем городам и весям. И очень способствовали единообразию церковных канонов. Печатное дело в тогдашней Москве велось при Андронике достаточно оперативно: книга готовилась и издавалась за пару лет. Тиражи для того времени были большими. Известно, что тираж первого «Апостола», составлял от 600 до 2000 экземпляров. Триодей было издано, вероятно, не меньше. Во всяком случае о том, что издание Андроника было массовым, говорит число сохранившихся экземпляров: Постной Триоди осталось 39 штук, Цветной Триоди — 31 штука. А ведь сразу после издания книг в Московском царстве настали тяжёлые времена, шли военные действия, полыхали пожары, потом началась жёсткая церковная чистка — и теперь уже горели костры из объявленных еретическими книг.
В рукописи «Сказание известно о воображении книг печатного дела» есть строки, посвящённые мастеру Невеже: «После тех мастеров Иоанна и Петра (Фёдорова и Мстиславца, — прим, авт.) стал мастером ученик их Андроник Тимофеев сын, по прозвищу Невежа, с товарищами, и также царским повелением велено ему издавать книги в печатном виде в царствующем граде Москве и раздавать по всем городам во всей России… А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло дело крепко и без помех бесперебойно, как непрерывная вервь».

Как мужчине и женщине понять друг друга. Краткий мануал.

Женщине понять мужчину очень просто: нужно просто выбросить из головы все лишние, милые женскому сердцу детали, и посмотреть прямо перед собой.

Мужчине понимать женщину незачем, достаточно любить, улыбаться и говорить “да, моя королева” или “нет, моя королева”, не отвлекаясь от своего сурового мужского пути.
Это очень просто: для любви ум не нужен.

Особенности богослужений во время празднования Пасхи. Цветная Триодь.

Всего Недель до отдания Пасхи — шесть, а до Пятидесятницы – семь:
1-я Неделя — Пасхальная
2-я Неделя — Фомина
3-я Неделя – святых жен-мироносиц
4-я Неделя — о расслабленном
5-я Неделя — о самаряныне
6-я Неделя — о слепом
7-я Неделя — святых отцев Первого Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.

Во время празднования Пасхи богослужения происходят по особым правилам, которые указаны в Триоди.
Трио́дь, Триодио́н (др.-греч. Τριῴδιον, от др.-греч. τρία три и ᾠδή, ᾠδά песнь) — богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенные каноны (трипеснцы), откуда и происходит название.

Весь годовой круг в церковном отношении разделяется на три части:
– недели вне Триоди или, так называемые, недели по Троице
– недели Постной Триоди (от недели Мытыря и Фарисея до недели Ваий)
– недели Цветной Триоди (от Пасхи до Троицы)

Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней, отсюда и греческое название книги — Пентикостарион (Пятидесятница).

Первоначальное же название Триоди – «Цветная» — объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди.

По своему построению она подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди, в основном, посвящено Воскресению и Вознесению Господню, а также Сошествию Святого Духа на Апостолов. Все службы от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела:
– Пасхальная седмица
– от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Пасхи
– от отдания Пасхи до Недели всех святых.

Песнопения Цветной Триоди, так же, как и Постной, являются творениями многих святых отцов; авторы некоторых из этих творений остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений — канон на Святую Пасху.

Собрание же песнопений Цветной Триоди в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т. е. святым Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание этой книги дополнялось вплоть до XIV века, в частности, св. Никифор Каллист внес в нее синаксарии.

Период пения Триоди Цветной имеет некоторые уставные особенности в чтениях и пениях, относящиеся как к богослужебной, так и к келейной (домашней молитве). Вот основные из них:

С Великого Четверга до Вечерни в праздник Пятидесятницы отменяются все земные поклоны, за исключением поклонов перед Плащаницей в Великую Субботу и перед Святой Чашей на Божественных Литургиях всего периода. Домашние (келейные) поклоны отменяются от Пасхи до Троицы

От дня Святой Пасхи до Вознесения Господня не читается “Достойно есть. ” во всех последованиях. Оно заменяется чтением Задостойника Пасхи “Ангел вопияще. Светися, светися. “

От Пасхи до Дня Святой Троицы не читается “Царю Небесный. ” , вместо этого читается троекратное “Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав” до отдания праздника Пасхи. От Вознесения до Троицы сразу читается “Святый Боже. ” .

На Светлой седмице вместо вечерних и утренних молитв, а так же в правиле ко Святому Причащению – вместо канонов читаются Часы Святой Пасхи.

В течении всей Светлой седмицы (со дня Пасхи до Антипасхи ) не читается псалтирь.

Поминовение усопших не совершается со дня Пасхи до Радуницы – вторника Второй седмицы по Пасхе. На Радоницу по сложившейся практике совершают Панихиду.

Из богослужебных особенностей следует выделить:

Каждое богослужение до Вознесения Господня начинается троекратным пением или чтением тропаря Пасхи “Христос Воскресе из мертвых. “

Пасхи до Вознесения читается Пасхальный канон и стихиры Пасхи.

В пятницу Светлой седмицы и в среду Четвертой седмицы совершается освящение воды

Особое поминовение усопших совершается во вторник Второй седмицы и в субботу перед Пятидесятницей.

Все богослужения Светлой седмицы проходят при открытых Царских Вратах.

После каждой Литургии на Светлой седмице совершается кресный ход.

В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача верующим Пасхального Артоса

Часы пасхальные

Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (включающего в себя утреню, пасхальные часы, литургию и вечерню). Расположены в богослужебной книге Триодь цветная.
Читаются в Светлую седмицу (до утра субботы включительно) Вместо утренних и вечерних молитв (молитвенного правила).

Часы пасхальные

Богослужебные тексты, адаптированные для домашнего (келейного) употребления совершения в Светлую седмицу

Особенности различных форматов прикрепленных текстов:
– файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
– файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.

Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона

Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его. Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь.1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – свв. жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныни, 6-я – о слепом, 7-я – святых отцев Первого Вселенского Собора. По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.

Третья Неделя по Пасхе носит название свв. жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

На утрени, на «Бог Господь», поются три тропаря Великой Субботы: «Егда снизшел еси. » (дважды), на «Слава» – «Благообразный Иосиф. », «И ныне» – «Мироносицам женам. ». Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.

Четвертая Неделя – о расслабленном. В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе». Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон Триоди, но не Пасхи. Катавасия: «Море сгустил еси. ». «Честнейшую» не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем девство. ». После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Св. Духа. Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: «Чужде матерем девство. ». В дни между Преполовением и его отданием – Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше. Светися, светися. ».

Пятая Неделя о самаряныне. В эту неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (евангелие на утрени – от Иоанна, зач. 63-е). Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его.

Шестая Неделя – о слепом. В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновления храма (Мф., зач. 67-е).

ОТДАНИЕ ПАСХИ совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня (предпразднство – только один день). Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и литургии – то же, что и в Светлую седмицу. Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог. » и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый. » с воспоминанием святого дня, а в конце других служб – обычный воскресный отпуст.

На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше. ». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: «Плотию уснув. » (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом.

Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).

После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Господь вознесся на небо. Этот праздник всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.

История праздника. Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление. Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу.

Особенности богослужения. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

На великой вечерни «Блажен муж» не поется. По «Ныне отпущаеши. », на «Бог господь» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

На утрени – полиелей и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение». Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф.,зач. 71-е. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевшее. » (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – св. Пятидесятницы: «Божественным покровен. ». «Честнейшую» не поется, но поются припевы праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». И хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем». Ко второму канону – свой припев: «Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя». Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу. ».

На литургии – антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне». После малого входа – тропарь и кондак: «Еже от нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с Вами, и никтоже на вы».

Прокимен: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Апостол – Деяний, зач. 1-е, Евангелие – Лк., зач. 114-е. Задостойник (и до отдания) – ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию. » с первым припевом. Вместо «Видехом свет истинный. » поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш. ».

Вечером в день праздника – великая вечерня. Вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори».

Во все седмичные дни попразднства (до отдания праздника включительно) на утреннем каноне – катавасия праздника Вознесения: «Спасителю Богу. ».

На Литургии, после малого входа, поется: «Приидите, поклонимся. » с праздничным припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: «Аллилуиа».

Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб «Царю Небесный. » не читается, но после начального возгласа сразу «Святый Боже. » и прочее. В конце литургии вместо «Видехом свет истинный. » поется тропарь праздника, а в Троицкую родительскую субботу – тропарь «Глубиною мудрости. ». Такая замена делается по аналогии с периодом от Пасхи до Вознесения.

Неделя седьмая по Пасхе, свв. отцев 1-го Вселенского Собора. В эту неделю Святая Церковь празднует память 318-ти отцев 1-го Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года. Собор, как говорится в Синаксаре, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи в первое воскресенье после иудейской Пасхи. Праздник богоносных отцев совершается один день и не имеет ни предпразднства, ни попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение – «Божественным покровен. ».

Троицкая родительская суббота. На богослужении Троицкой родительской субботы поминаются все «от века усопшие» православные христиане, «отцы и братия наша». Последование службы такое же, как и в субботу Мясопустную. Различие состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в Мясопустную субботу – песнопения Октоиха рядового гласа.

Триодь цветная: Преполовение Пятидесятницы: история, описание действия, значение

    Главная Иконы Богородицы История О православии Персоналии Посты Праздники

Преполовение Пятидесятницы: история и значение праздника

Преполовение — это красивое слово означает «достижение чем-либо половины», «разделение напополам». В каждом промежутке времени есть своя середина: в году, в жизни человека, в исторической эпохе. Есть своё Преполовение и в православии, причём отмечается дважды. Во-первых, это середина предпасхальных 7 недель Великого поста. Она отмечается особо и называется крестопоклонной неделей. Во-вторых, это середина постпасхальных 7 недель, которая так и называется — Преполовение. По времени она приходится на 25-ый день после Пасхи, который делит промежуток от Пасхи до Троицы на 2 равных отрезка и соединяет эти великие праздники. Отсюда и название такое — Преполовение Пятидесятницы.

История праздника

Это один из самых древних христианских православных праздников. В этот день вспоминается, как Спаситель в Преполовение Кущей (ветхозаветного праздника) вошел в церковь и учил.

Что такое праздник Кущей?

Это один из 3 великих иудейских праздников, стоявший в одном ряду с Пасхой и Пятидесятницей. Длился он 7 дней. Посвящался 40-летнему странствованию евреев по Аравийской пустыне, когда они шли в землю Обетованную. Именно тогда Бог показал Моисею на горе кущу, по образу которой тот поставил скинию.

Во время этого праздника все выходили из своих домов и несколько дней жили в кущах или шалашах, радуясь Господу. В огромных количествах приносились жертвы.

Священники набирали в золотые сосуды воду из Силоамского источника. В храм возвращались под звуки труб и всеобщих радостных восклицаний. Вода смешивалась с вином и возливалась на западную сторону жертвенника. При этом пелись слова пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Этот ритуал имел большое значение. Данное возлияние символизировало струю воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале, тем самым открыв источник.

Христос на празднике

Именно этот праздник посетил Христос. На 3-тий год своего общественного служения Он втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим. Войдя в синагогу, в беседе с книжниками и фарисеями Он впервые открылся: «Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня».

Богослужение на Преполовение очень мощное. Оно напоминает всем яркую и обличающую речь Христа в беседе с фарисеями. Он говорил им, что не следует судить лишь по внешнему обличию. Нужно проникать в глубь событий, понимать, что за Его словами и делами — Тот, Кого так долго ждали. Иисус обвинял, что евреи не признали в Нём Царя и Бога, хотя сами дотошно требовали от Него исполнения мелочей (соблюдения субботы и пр.). Слова Иисуса были полны горечи и негодования:

    «Если словам не веруете, делам веруйте! Что прельщаетесь, отметая Святого, о Котором написал Моисей!?» «Если Мессии подобает прийти, то Мессия — Христос есть, беззаконные, что не верите Ему! Вот пришёл и свидетельствует тем, что делает: воду в вино претворил, расслабленного словом восставил». «Если Мессии подобает прийти, иудеи, то ныне пришел Мессия — Христос. Что прельщаетесь, отметая праведного, о Котором написал в Законе Моисей!?» «Дела сотворил многие, и ради какого из них хотите камнями побить Меня?» «Не знаете писаний, прельщаетесь все вы, беззаконные евреи: потому что воистину пришел Христос, и всех просветил, и среди вас показал многие знамения и чудеса, и всуе отрицаетесь истинной Жизни».

Так взывал к иудеям Христос в праздник Преполовения Пятидесятницы, пытаясь докричаться до их сердец.

Значение Преполовения Пятидесятницы

К сожалению, в наши дни значение этого праздника постепенно стирается из людской памяти. Мало кто в Преполовение ходит в храм и вникает в Богослужение, очень глубокое по своему содержанию и до сих пор, согласно церковному уставу, очень важное.

    Символ Царства Христова

Силоамский источник, из которого набиралась вода в праздник Кущей, представлял собой маленький аккуратный водоём. Его питала струя, текущая из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии можно найти упоминание о силоамских водах, текущих тихо, неприметно и бесшумно. Именно они символизируют царство Давида и грядущее Царство Христа, противопоставленные шумным и бурным земным государствам.

    Символ Христа

Второй символ, заложенный в них, — Сам Христос: кроткий, смиренный сердцем, пришедший в мир тихо и незаметно. Даже само слово «силоам» переводится как «посланный», то есть Мессия, Которого Отец отправляет на землю для спасения мира. Когда священник выливал воду из источника перед жертвенником, это означало, что обещанный Мессия принесёт Себя в искупительную жертву.

    Символ Крещения

Ещё одно значение воды из силоамского источника — она символизировала грядущее таинство Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспоминается евангельский эпизод, когда Иисус послал слепого умыться в Силоамской купели и тот прозрел.

    Икона

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Это символ того, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. На иконе преобладают 2 цвета — красный (символ Воскресения Христова, спасающего весь человеческий род) и зелёный (символ обновления жизни).

    Значение живой воды

Праздник Кущей, который посетил Иисус, — это праздник живой воды, спасшей Его в пустыне от гибели. Это прообраз воды небесной, воды вечной жизни. Это благодатное учение Христа и благодатные дары Святого Духа. Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней и заканчивается в среду 5-той недели по Пасхе — недели самарянки. Рассказ о её встрече с Христом у колодца Иакова тоже связан с водой. Получается, что 3 седмицы постпасхального периода (4-ая, 5-ая и 6-ая) определены водной стихией, олицетворяющей Духа Святого.

Молитвы

После литургии на Преполовение Пятидесятницы совершает малое водоосвящение с просьбой ко Господу «напоить жаждущие души водами благочестия». В этот день в храмах звучат особые молитвы.

    Тропарь, глас 8

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

    Кондак, глac 4

Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — сказал Христос в последний великий день праздника Кущей. Люди, подобно евреям, странствуют в пустыне мира сего. Чтобы не погибнуть от духовной жажды, они спасаются в источнике даров Божиих через Христа. Вода, которую Он нам даёт, — Благодать Святого Духа. Это единственная истинная вода, способная утолить жажду человеческой души и дать ей совершенное насыщение. В обретении этой Благодати и в соединении с Богом весь смысл христианской жизни. Именно об этом — праздник Преполовения Пятидесятницы.

Оцените статью
Добавить комментарий