Сущность ветхозаветной религии /

Сущность ветхозаветной религии /

Сущность ветхозаветной религии

Ветхозаветная религия представляет собой прежде всего чистый монотеизм. Это обстоятельство резко отличает несомненно богооткровенную ветхозаветную религию от всех других чисто естественных религий, имевших всегда в той или иной степени элементы политеизма, пантеизма и даже атеизма.

Бог в Священном Писании Ветхого Завета изображается как единое (Втор. 4, 39; 32, 39) самобытное личное существо (Исх. 3, 14–15). Среди всех религиозных и философских определений Божества невозможно найти более полную и глубокую по содержанию и более краткую, сжатую и лапидарную по форме формулу, чем Божественное самоопределение, данное Моисею в откровении: «Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3, 14). Из этого откровения ясно, что Бог, вечный и приносящий, есть в то же время живая Личность, Промыслитель, посылающий Своих избранников на дело служения истине, добру и правде, на благо человеческого рода.

Библейский монотеизм резко отличается от монотеизма абстрактного, в котором Божество отделяется непроходимой бездной от мира и человека и ставится в чисто внешнее, механическое отношение к ним (например, магометанский монотеизм). Будучи чистым теизмом (т. е. понимая Бога не только как Творца вселенной, но и как Промыслителя), библейский монотеизм резко отличается от всех деистических представлений о Боге, понимающих Бога только как Творца мира и его законов и не вмешивающегося в дальнейшую жизнь сотворенных Им существ.

Библейский монотеизм носит глубоко жизненный и высоконравственный характер. Единый, живой, личный Бог, бесконечно возвышающийся над всем миром, всемогущий, всеведущий Творец всей вселенной, по библейскому учению, есть и всеблагой Промыслитель, праведный Судия и Мздовоздаятель. Ему приписываются не одни только абстрактные метафизические свойства: вечного бытия, всемогущества, всеведения, бесконечной премудрости, вездесущия и тому подобное, но и все наивысшие совершенства, которые Ветхий Завет соединяет в одном понятии святости. Через это понятие устранялось представление о Боге как виновнике зла, ибо в Нем невозможны были нравственные несовершенства.

До истинного понятия о святости Божией не возвышалась ни одна из древних языческих религий; наоборот, понятие святости всегда отсутствовало в перечисленных и описанных свойствах Божества. Даже в персидской религии, наиболее нравственной по сравнению с другими, Ормузд, связанный до известной степени злым началом, не представлял собою существа, обладающего совершенством нравственной силы. Совершенно отсутствовало понятие святости и в безрелигиозной нравственной системе буддизма. Только в ветхозаветной религии понятие о святости Божией выявлено во всей чистоте.

Откуда же эта чистота, глубина и возвышенность учения ветхозаветной религии о Боге?

Все религиозные и философские представления о Боге других народов не были в состоянии оторваться от почвы натурализма или пантеизма. Как одинокая гора среди долины, стоит среди других религий ветхозаветная религия со своим возвышенным монотеизмом, говоря о святом, личном, живом, всесовершенном и всеблагом Боге, Творце и Промыслителе мира. Свободное от мифологических фантазий и проникнутое живой жизнью, ветхозаветное учение представляет собой несомненное чудо, явившееся на заре истории и тем самым уже свидетельствующее о своем Божественном происхождении. Особенно же замечательно то, что носителем этой, несомненно, богооткровенной религии было маленькое и незначительное племя, незаметное среди других великих и цивилизованных народов древнего мира. Племя это, окруженное со всех сторон язычеством и само имевшее склонность к последнему, как показывает вся его история, тем не менее выдвинулось на первое, ни с кем не сравнимое место по глубине, ясности, чистоте и совершенности своей религии. Ничем иным, как сверхъестественным Божественным откровением, нельзя объяснить этой исторической загадки, перед которой оказались бессильными все попытки рационалистического истолкования.

Библейское учение о творении находится в тесной зависимости от возвышенного библейского учения о Творце мира и представляет собой также замечательные черты превосходства над всеми учениями других древних религий.

Вопрос о мироздании не получил ни в одной из известных древних религий удовлетворительного разрешения. Природа принималась или как вечно существующая, причем человек считался лишь «цветком природы» (в религии Китая), или превращалась в призрак, причем всякая материя считалась злом (в религии Индии), или же во взглядах на мироздание преобладал антропоморфизм, приписывающий миротворение и мироуправление богам, отличающимся от человека только степенью совершенства (религии классического античного мира).

Библейское же разрешение вопроса о мироздании резко отличается от всех этих крайностей. Мир в ветхозаветной религии рассматривается как творение единого, личного, всемогущего, премудрого, всеблагого и святого Творца. Человек определяется как разумно-свободное творение, созданное по образу и подобию Божиему, способное к развитию нравственного богоподобия и бессмертное по своему назначению.

Учение о творении в ветхозаветной религии развивается более полно, чем учение о Боге. Священное Писание Ветхого Завета начинается с описания не существа Божиего, а с дел Его творения и промыслительной деятельности.

Полное откровение относительно Существа Божиего не входит в задачу ветхозаветного откровения, ибо древнее человечество не было к этому приготовлено. Оно было сообщено позднее, в откровении новозаветном.

Учение о Пресвятой Троице в ветхозаветной религии было лишь прикровенным (по словам отцов Церкви), чтобы не подать повода еврейскому народу думать, что есть много богов.

Главные задачи ветхозаветного откровения заключались в твердом научении, что Бог един. Тогда как в новозаветном откровении самое существо единого личного Бога представлялось как Пресвятая Троица. «Прикровенное» учение о Пресвятой Троице можно видеть в упоминании о «Духе Божием» («Дух Божий носился над водою» – Быт. 1, 2) и о «Слове Господнем» («Словом Господа сотворены небеса» – Пс. 32, 6).

Учение о творении, открытое в Ветхом Завете, было принято и в Новом Завете, ибо заключало в себе вечные и непреходящие истины Божественного откровения.

Вопрос о происхождении мира есть вопрос, превышающий естественные познавательные способности человека, а потому и не получивший разрешения ни в одном философском или научном учении.

Человек живет среди природы и ее законов. Он может изучать природу и открывать (но не создавать) уже существующие законы природы. Но знать, как создана природа и ее законы, человек естественными силами своих познавательных способностей не может. Этот вопрос или вовсе неразрешим, или может быть разрешен исключительно только через откровение. Такое откровение о мироздании и было дано в ветхозаветной религии.

Ветхий Завет – зачем он христианину?

Что такое Ветхий Завет

Ветхий Завет – это название первой части христианской Библии (Священного Писания). В отличие от второй части, Нового Завета, он был написан до рождения Христа. Главный смысл Библии в целом — освобождение человечества от греха и смерти через воплощение (принятие на Себя человеческой природы) Сына Божьего.

В Ветхом Завете пророчествами и прообразами предсказан приход Мессии. Люди, пока только в пределах одного еврейского народа, подготавливаются к Пришествию Бога на землю. Ветхий Завет составляет также священные тексты иудаизма. Новый же Завет повествует непосредственно о спасении человечества Христом через Его воплощение, земную жизнь, учение, смерть на Кресте и Воскресение.

Всё Священное писание является Богооткровенным. Оно было написано и составлено избранными людьми под вдохновением Святого Духа. Кто написал Ветхий Завет? Господь призвал к этой священной миссии людей из самых разных слоёв общества. Откровение Божие приходило в мир и через простых пастухов (пророк Амос), и через могущественных царей (Соломон). Однако всех их объединяет духовная близость и открытость Творцу и ревностное служение Ему.

При этом важно понимать, что Священное Писание не было в готовом виде “спущено” или надиктовано свыше. Оно является результатом совместного творчества Святого Духа и человека. Поэтому в тексте Библии прослеживаются индивидуальные черты её авторов.

Почему Ветхий Завет так называется

Понятие «завет» (оригинальное еврейское слово – «берит») в христианстве означает союз, договор между Богом и человеком с целью спасения последнего. За время существования человечества было заключено несколько таких заветов. Союзы, заключённые в дохристианскую эпоху, в совокупности именуются Ветхим Заветом.

Первый завет был заключен в раю между Творцом и Адамом. Всевышний благословил человека владычествовать над природой: «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею» (Быт. 1:28). Господь запретил лишь вкушать плоды с древа познания добра и зла (Быт. 2:16-17). Адам и Ева ослушались Бога и тем самым расторгли союз с Ним. Грехопадением человек лишил себя рая и впустил в своё бытие зло, страдания и смерть.

Все последующие дохристианские заветы (с Ноем, Авраамом, Моисеем и т. д.) должны были подготовить человека к приходу Иисуса Христа – Искупителя первородного и всех остальных наших грехов. Важнейшей составляющей Ветхого Завета являются данные Богом пророку Моисею 10 заповедей. Они стали морально-нравственным ориентиром для всего человечества.

Итак, первая часть Священного Писания именуется Ветхим Заветом, поскольку она повествует о старом соглашении Бога и человека, об истории сохранения этого союза. Искупление Христом грехов человечества положило начало Новому, последнему Завету, который продлится до конца времён. Старые Заветы заключались с пророками, царями, избранным еврейским народом. Новый же заключён со всем человечеством. Благодаря Спасителю каждый из нас через Святое Крещение может стать участником Нового Завета для обретения Вечной Жизни.

Ветхий Завет: содержание

Ветхий Завет состоит из 39 канонических (признанных Православной Церковью Богооткровенными) книг. Они были написаны преимущественно на древнееврейском языке с 13 по 4 век до нашей эры. Библия начинается с Пятикнижия Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Оно повествует о сотворении мира и человека, о грехопадении и потомках первых людей. Затрагиваются такие события, как Всемирный Потоп и исход еврейского народа из египетского рабства. Пятикнижие содержит данный людям через Моисея Закон (10 заповедей). Поэтому 5 первых книг Ветхого Завета именуют законоположительными.

Другие 12 книг являются историческими (1-я книга Ездры, Есфирь, Судьи Израилеевы и др.). Это хроника израильского народа до прихода Мессии. Назидательный духовный смысл исторических книг Ветхого Завета в том, что они показывают христианам спасительность Божьего Промысла. На примере судьбы еврейского народа мы видим губительность отступления от Бога. Но покаяние и исправление жизни восстанавливает гармоничный союз человека и Творца. Исторические книги учат христиан прилагать усилия для своего спасения. Также Старый Завет включает в себя 5 учительных книг о мудрости и праведности. Среди них, например, Псалтирь и Притчи Соломоновы.

Наконец, 17 оставшихся книг Ветхого Завета являются пророческими. Они названы именами древних пророков, которые были их авторами (Исаия, Захария, Иеремия и др.). Эти книги содержат предсказания о судьбах еврейского народа и приходе Спасителя. Пророчества не только возвещают о будущем, но и наставляют Израиль к возвращению на путь Истины. Они указывают на важность соблюдения заповедей и следования Закону Божьему. Протоиерей Геннадий Фаст называет мессианские пророчества «сутью и стержнем всего Ветхого Завета».

Существует также 11 неканонических книг Ветхого Завета. Среди них Премудрости Соломона, книга пророка Варуха и Послание Иеремии. Эти произведения не признаются Церковью как составленные под вдохновением Святого Духа. Но они душеполезны и нередко включаются в издания Ветхого Завета. Канонический состав ветхозаветных книг складывался на протяжении многих столетий. Канон был окончательно утверждён Церковью во второй половине 4 века нашей эры.

Ветхий и Новый ЗаветыПро «разных Богов»?

Тем, кто ищет информацию по теме «Библия: Ветхий Завет», необходимо понимать, что оба Завета повествуют об одном Боге. По словам протоиерея Всеволода Чаплина,

«в Священном Писании Ветхого и Нового Завета в полноте явил себя Истинный Бог».

Менялись люди и представления о Творце, но Сам Он оставался неизменным. Всевышний открывал человечеству путь ко спасению постепенно, учитывая его (человечества) духовный и интеллектуальный уровень. Протоиерей Димитрий Смирнов называет Ветхий Завет «детством человечества», подготовкой к Новому Завету:

«Ребёнку не дают заданий, которые выше его возможностей. Ветхий Завет был дан древнему, не готовому к Евангелию человеку. И когда человек стал готовым, появился Христос».

В корне неверна часто встречающаяся мысль о том, что на смену суровому и жестокому Богу Ветхого Завета пришёл другой – добрый и любящий Бог Нового Завета. Это один и тот же истинный, милосердный и человеколюбивый Творец (Исх. 34:6). Некоторые события Старого Завета кажутся нам чрезмерно жестокими, но для древнего падшего человека они были нормой. Не Господь был жестоким, а люди, вследствие своих грехов. Постепенно, через испытания, Бог привёл грубого ветхозаветного человека к Истине и Любви. Это была забота строгого, но любящего и спасающего Отца о Его заблудших детях. Диакон Андрей Кураев отмечает:

«Жестокости Ветхого Завета кажутся ужасающими. Но если у нас создается о нем именно такое впечатление, – значит, он все-таки привел к той цели, ради которой был некогда дан. Мы и наш мир действительно стали лучше. Нравственное чувство обострилось. Мы стали способны возмущаться тем, что в иные времена казалось само собой разумеющимся».

Зачем православному христианину «еврейские книги»?

Православное христианство всё Священное Писание рассматривает как неразделимое Божье Откровение, единый Завет человека и Бога. Преподобный Ефрем Сирин Ветхий и Новый Заветы называет «единым телом Истины». Старый Завет является предвестником Нового, а его Закон – «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Сам Христос подчёркивал, что пришёл не отменить Закон, а дополнить и развить его (Мф. 5:17).

Ветхий Завет нужен христианам для полноценного понимания Евангелия. Почему человечество нуждалось в спасении? Как оно отпало от Рая? Почему Спасителя ждали несколько тысячелетий? Ответы на все эти вопросы даны нам в первой части Священного Писания. Августин Блаженный учил, что

«Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий Завет в Новом раскрывается».

Иерей Евгений Мурзин отмечает:

«Если отбросить Ветхий Завет, то мы не поймем практически ничего в Евангелии. Ветхий завет исполнен пророчеств и прообразов, исполнение которых мы видим в земной жизни, смерти и воскресении Спасителя».

Многие Евангельские истины были даны ещё в Ветхом Завете. Моисеевы 10 заповедей и по сей день остаются для нас идеалом праведной жизни. А ветхозаветные псалмы, которые так глубоко раскрывают отношения человека и Бога, на богослужениях цитируется чаще, чем Евангелие.

Ветхий Завет и Новый Завет: отличия и сходства

Каждый верующий человек знает, что Библия — это священное Писание из Нового и Ветхого Завета. Слово «Ветхий» многих людей приводит в смущение. Обозначение этого слова можно расшифровать, как старый и ненужный. Но является ли «ненужным» Ветхий Завет. И есть ли различия между Новым и Ветхим Заветом? Именно эти вопросы меня заинтересовали. На них я нашла ответы и хочу поделиться и с вами.

Когда был написан Ветхий и Новый Завет?

Само название Ветхий Завет указывает на то, что он был написан гораздо раньше Нового Завета. И это действительно так. Священные книги писались не только в разные годы, но и в разные эпохи. Считается, что первые священные Писания, относящиеся к Ветхому Завету, были написаны еще в 13 веке до нашей эры. В то время, когда Новый Завет был написан в 3 столетии нашей эры.

Срок написания книг и является одним из различий священных Писаний.

Что описывает Ветхий Завет?

Первая часть священного Писания состоят из 4 больших подглав. Начинается Ветхий Завет с Пятикнижия, в иудаизме оно названо Торой. Пятикнижие посвящено Закону Моисея. Само Пятикнижие состоит из 5 глав, они описывают события, которые происходили до того, как мир был сотворен. Последующие книги посвящены истории иудейского народа. Завет в состав Ветхого Завета входит раздел, в который включены 5 книг (Иова, Притчи, Псалтырь, Екклесиаст, Песня Песней). Завершается священная книга Писанием пророков.

Что описывает Новый Завет?

Основные события Нового Завета посвящены рождению, учениям и смерти Иисуса Христа. Эта часть священного Писания полностью посвящена христианской вере.

В Новом Завете описано гораздо меньше событий, чем в Ветхом Завете. По объему эта священная книга существеннее меньше первой.

Новый Завет состоит из 4 подразделов:

Канонические Евангелия, где описывается Рождество, жизнь, учения, мучения, Страсти и Воскресение Иисуса. Церковная книга. Раздел Нового Завета полностью посвящен истории церкви. Послания апостолов. Сюда включены послания Петра, Иоанна, Павла, Иуды, Иакова (всего 21 послание). Откровение.

Различия между Ветхим и Новым Заветом

Если вчитываться в описание Ветхого и Нового Завета, то можно сильно удивиться. Главное отличие священных Писаний в содержании. Суть Ветхого Завета в том, что человек должен защищать сам себя, отвечать на обиду и защищаться от врагов всеми возможными способами. В Новом Завете описывается то, как важно любить и чтить Бога, что нельзя грешить и нужно уметь прощать врагов.

В Новом Завете указывается, что Бог поможет людям избавиться от зла, вражды и несчастий. Пройдя через многочисленные муки, они будут жить счастливо и дружно с другими людьми. Но подобная «участь» уготована лишь тем, кто является христианином и чтит религию.

В Ветхом Завете отсутствует понятие Отца Небесного, который будет всех защищать и хранить. В святом Писании Бог описывается в виде жестокого, ревнивого и злого существа, который призывает отвечать местью за причиненную обиду и боль. Бог в Ветхом Завете призывает верующих к жертвоприношению, а Новом Завете подобное действие описано, как великий грех («не убий»).

Отличие Ветхого и Нового Завета в том, что священные Писания имеют совершенно разный смысл. В Ветхом Завете людей призывают приносить живых существ в жертву, в Новом же Завете — защищать и прощать.

Если ли сходство в священных Писаниях?

Так как общий сборник Ветхого и Нового Завета назван Библией, значит, между священными Писаниями существуют и определенные сходства. В чем же они едины?

    Писания пророков. И в Ветхом, и в Новом Завете описываются события, которые предсказывают, что в будущем должно произойти с миром и людьми. Ссылки в Новом Завете на Ветхий Завет. Новый Завет является неким дополнением Ветхого Завета. В священных Писаниях подтверждаются ранее описываемые пророчества и события.

Верующие уверены, если бы в Ветхом Завете были описаны все священные события, не был бы написан Новый Завет. Таким образом, священные Писания и есть единое целое, что объединено в священную книгу — Библию.

Ветхий завет и Новый. Закон Моисея, Писание

В предыдущих главах мы увидели, что в Новом Завете есть стихи как восхваляющие закон, так и уничижающие его. Я думаю, у некоторых читателей масса на первый взгляд противоречивой информации пока еще не сложилась в голове в целостную картину.

Чтобы понять, почему в Новом Завете часто принижается закон, но выставляется на передний план учение и вера, нужно иметь представление об исторической обстановке и религиозной атмосфере, в которой приходилось благовествовать апостолам. Дело в том, что религия евреев у язычников ассоциировалась с законом Моисея, который преподавался практически в каждом городе существующей тогда Римской империи:

«Ибо Закон Моисеев от древних родов По всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21).

То есть люди, которые слушали проповедь апостолов и их учеников о Боге иудеев, тут же вспоминали про их закон. Язычников пугал Моисеев закон, так как они видели отношение к нему евреев. А иудеи крепко держались за закон, так как им прививалась любовь и уважение к нему с самого раннего детства. Поэтому, рассказывая о Боге Израилевом и Его Сыне Иисусе язычникам, и благовествуя евреям о пришедшем долгожданном Мессии, апостолам приходилось объяснять им разницу и связь между законом Моисея, законничеством иудеев и учением Христа.

Безусловно, большая часть закона Моисея, исполнившись в Иисусе, обветшала, то есть Моисеев закон в том виде, к которому привыкли евреи, и как он воспринимался язычниками, Прекратил свое существование. И это, несмотря на то, что иудеи его продолжали соблюдать, причем пополняя множеством новых заповедей. Апостолы поясняли, что учение Христа является замещением и продолжением закона Моисея, при этом, не отменяя его неисполненные морально-этические заповеди и не упраздняя все остальное ветхозаветное Писание, содержащее в себе множество наставлений людям, пророчеств и наглядных примеров. Эту весть и пытались нести апостолы. Они как могли, выполняли такую сложную задачу – рассказывали людям о Боге Отце, Сыне, Духе и о сути Божьего учения.

Конечно, чтобы хорошо понять Евангелие, людям сначала нужно было разобраться в ветхозаветном Писании. Высокообразованный Павел (см. Деян. 22:3), отлично разбирающийся как в законе Моисея, книгах пророков, так и в учении Христа, составил много посланий, некоторые из которых из-за глубины размышлений апостола, даже в те времена казались сложными для людей, пытающихся «с наскоку» вникнуть в Божие учение. Об этом прямо говорил апостол Петр:

«Брат наш Павел, По данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к Собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:15,16).

При этом, Господь через Петра в этих стихах предупреждает, что неверное толкование посланий Павла и иных мест Писания (как мы видим, уже имеющее место в те времена) послужит погибели тех, кто их превратно понимает. Ведь не на Божьих вестниках, а на нас самих – верующих зачастую лежит вина в Плохом знании Священного Писания.

Давайте посмотрим на некоторые, как иногда кажется, диаметрально противоположные высказывания апостола Павла о законе:

С одной стороны: «Конец закона – Христос» (Рим. 10:4), с другой – «Закон свят, и Заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12), «Обрезание ничто и необрезание ничто, но Все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7:19), «В Моисеевом законе написано … для нас это написано» (1 Кор. 9:9,10); «Я … Не … чужд закона пред Богом» (1 Кор. 9:20,21), «Закон духовен,… добр,… по внутреннему человеку нахожу Удовольствие в Законе Божием» (Рим. 7:14,16,22), «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются» (Рим. 8:7).

С одной стороны: «Законом никто Не оправдывается пред Богом, … потому что праведный Верою жив будет» (Гал. 3:11), с другой – «Мы уничтожаем Закон верою? Никак; но Закон утверждаем» (Рим. 3:31).

С одной стороны: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6), с другой – «Cлово Божие Живо и действенно … оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Также в Новом Завете имеются противоречивые на первый взгляд высказывания о законе и других апостолов. Например, Иаков говорил: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы По закону свободы» (Иак. 2:12). А чуть выше этот же закон он называет «царским» и призывает соблюдать Все его заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого,… не прелюбодейсвтуй, … не убей. Кто соблюдает Весь закон и согрешит В одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:8,11,10). Далее Иаков возвещает: «Кто злословит брата или судит брата своего, Того злословит закон и судит закон; а Если ты судишь закон, то ты Не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия» (Иак. 4:11,12).

Мы знаем, что Библию писали люди, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1:21). Значит в ней противоречий быть не должно. Их в Ней и нет. Просто, как мы уже не раз отмечали, нужно изучать Библию, не выхватывая стихи из контекста, тогда все «спорные» высказывания Божьих вестников будут легко объяснимы.

В главе «Божий Закон» мы говорили, что термином «закон Божий» в Библии обозначается несколько понятий. Поэтому при анализе текстов Священного Писания, содержащих слово «закон», нужно обязательно учитывать контекст: там, где закон уничижается, речь идет об Обветшавших заповедях из закона Моисея или законничестве иудеев; там, где возвышается – о Действующих Божьих заповедях.

Мы с вами уже с разных сторон осветили тему действенности для всех христиан до сего дня неисполненных заповедей Ветхого Завета. Чтобы в этом, дорогой читатель, Вам более утвердиться, я хочу еще раз вернуться к оценке отношения Христа и апостолов к ветхозаветному Писанию.

Как мы уже видели, Иисус говорил о важности закона, его неизменности и постоянно цитировал Ветхий Завет (см. Мф. 4:4,10, Мф. 11:10, Мф. 19:19, Мф. 21:13, Мф. 26:31, Марк. 7:6, Марк. 9:12, Лук. 20:17, Лук. 22:37, Ин. 6:45, Ин. 8:17, Ин. 10:34, Ин. 15:25 и др.). Апостолы на протяжении всех своих письменных трудов, составляющих Новый Завет, постоянно апеллировали к ветхозаветному Писанию. На каждой странице Нового Завета встречается несколько ссылок на Ветхий Завет. Это не сложно увидеть, если в вашей Библии есть указатели параллельных мест (они записаны посередине между столбцами, сверху или снизу страницы). При этом апостолы не просто вспоминали ветхозаветное Писание, они также как и Иисус цитировали его и ссылались на ветхозаветные заповеди, как на действующие правила, которые не потеряли своей актуальности. Несколько таких отсылок были приведены в главе «Закон заповедей и учение». Давайте для примера разберем одну из них.

Апостол Павел воспротивился незаконному его наказанию и прямо высказал недовольство поведением одного из представителей синедриона. Однако, когда узнал, что перед ним первосвященник, он извинился и признал, что не должен был нарушать закон Моисея и негативно высказываться в отношении народного начальника. Павел сказал: «Я не знал, братия, что он первосвященник; ибо Написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:5). Здесь апостол имел в виду заповедь письменной Торы: «Судей Не злословь и Начальника в народе твоем не поноси» (Исх. 22:28).

Вот еще несколько примеров актуальности для апостолов ряда ветхозаветных заповедей. В послании к Коринфянам Павел возмущен тем, что один из христиан их общины живет с женой отца: «Есть верный слух, что у вас … некто вместо жены имеет Жену отца своего» (1 Кор. 5:1). Дело в том, что закон Моисея запрещает открывать наготу супруги отца: «Наготы Жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего» (Лев. 18:8).

Показательным является и пример первого собора, который состоялся около 49 г. н. э. Апостолы на нем обсуждали должно ли обрезаться обращенным из язычников христианам и соблюдать предписания закона Моисея (см. Деян. 15:5). От Духа Святого они получили наставление, что в обязательном порядке все Вновь обращенные христиане должны сразу соблюдать Необходимый минимум учения Божьего:

«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме Сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28,29, см. также Деян. 15:20, Деян. 21:25).

Мы видим, что для «Начинающих» христиан Бог через апостолов дал всего несколько повелений. Творец знает, что со временем, когда человек лучше узнает Его и начнет Ему доверять, он от сердца будет соблюдать Остальные мудрые наставления Создателя. Подробно о решении этого собора мы будем рассуждать позже, а пока обратите внимание на тот факт, что в этом Обязательном минимуме кроме учения Иисуса (Мф. 7:12), есть три заповеди Ветхого Завета:

«Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих И приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и Ты не вкусил бы жертвы их» (Исх. 34:15).

«Никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из Птиц, ни из Скота» (Лев. 7:26).

«Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не Должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор. 23:17).

Подумайте, если Ветхий Завет был полностью отменен Новым, то зачем нужно было возлагать на христиан, тем более вновь обращенных, ограничения из закона Моисея? Решения данного собора, однозначно доказывает, что учение первой церкви было неразрывно связано с ветхозаветным Писанием. Более того, апостолы на этом акцентировали внимание. Рекомендуя данные предписания, Иаков объясняет, что они обязательны для новообращенных, так как многие язычники Имеют представление о законе Моисея, и если не установить указанных ограничений, то они могут не поверить, что учение христиан является вестью от Бога Израилева:

«Ибо Закон Моисеев от древних родов По всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21).

Как мы уже не раз отмечали, во времена, описанные в Новом Завете, самого написанного Нового Завета еще не было, поэтому каждое упоминание в нем слов «Писание», «Слово Божие», «пророчества» относилось исключительно к текстам Ветхого Завета. Отсюда можно сделать однозначный вывод – первые христиане, как и иудеи, постоянно изучали ветхозаветное Писание:

«Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними Из Писаний» (Деян. 17:2).

«Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, Ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11).

«Мы имеем вернейшее Пророческое слово; и вы хорошо делаете, что Обращаетесь к нему, как к светильнику» (2 Пет. 1:19).

«Шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17)

«Притом же ты из детства знаешь Священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и Полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:15,16, см. также Иак. 4:5, 2 Пет. 1:20, Рим. 1:2, Рим. 10:8,11, Рим. 11:2, Рим. 15:4, Гал. 4:30, 1 Тим. 5:18, Деян. 18:28).

Подтверждение этому мы видим не только в новозаветных текстах, но и в других раннехристианских источниках. Так, Поликарп епископ Смирнский (приб. 70-156 гг.), один из мужей апостольских, ученик апостола Иоанна в послании к христианам из языческого города Филиппы (п. XII) писал:

«Я уверен, что вы хорошо изучили Священное Писание и нет в нем ничего для вас неизвестного».

Цитируя Ветхий Завет, апостолы пытались убедить своих слушателей, особенно евреев, что возвещаемая Евангельская весть согласуется с прежним Словом Божьим и, следовательно, все наставления Нового Завета являются так же обязательными для исполнения, как и заповеди ветхозаветного Писания. Вот еще ряд цитирований апостолами текстов Ветхого Завета:

«Чтобы было, Как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:31, в ВЗ – Иер. 9:24).

«В Законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1 Кор. 14:21, в ВЗ – Ис. 28:11-12).

«Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор. 9:9, в ВЗ – Пс. 111:9).

«Бог верен, а всякий человек лжив, Как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» (Рим. 3:4 в ВЗ – Пс. 50:6).

«И как проповедывать, если не будут посланы? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:15, в ВЗ – Ис. 52:7).

Апостолы не раз заявляли, что они не изменяют сути ветхозаветного Писания, а, согласно учению Иисуса, объясняют закон Божий, привнося в него лишь новации, связанные со служением Христа на Земле:

«Возлюбленные! пишу вам Не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели От начала. Заповедь древняя есть Слово, которое вы слышали От начала. Но притом и Новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит…Итак, что вы слышали От начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали От начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (1 Ин. 2:7,8,24).

«Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, Ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. И ныне прошу тебя, госпожа, Не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали По заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2 Ин. 1:4-6).

«Все это (опыт израильского народа, описанный в Ветхом Завете. – Прим. авт.) происходило с ними, как образы; А описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11).

«Ибо Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2:17).

«Имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и Не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:1,2).

«Чтобы вы Помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и Заповедь Господа и Спасителя, Преданную Апостолами вашими» (2 Пет. 3:2).

Показательно и то, что упомянутые в Новом Завете прегрешения, которые не дадут человеку права на Царствие Небесное, были задолго до этого запрещены в ветхозаветном Писании:

«Неправедные Царства Божия не наследуют. Не обманывайтесь: ни Блудники (см. Лев. 20:21), ни Идолослужители (см. Втор. 17:2-5), ни Прелюбодеи (см. Лев.20:10), ни Малакии (пассивные гомосексуалисты. – Прим. авт.), ни Мужеложники (см. Лев. 18:22), ни Воры (см. Исх. 22:1,2), ни Лихоимцы (корыстолюбивые, пользующиеся своим положением. – Прим. авт., см. Исх. 22:22), ни Пьяницы (см. Втор. 21:20,21), ни Злоречивые (см. Лев. 20:9), ни Хищники (грабители. – Прим. авт., см. Лев. 19:13) – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10).

Я надеюсь, дорогой читатель, вы убедились, что новозаветное учение неразрывно связано с ветхозаветным. Весь Новый Завет сплошь и рядом состоит из терминов, понятий, концепций, представлений, прямых цитат, косвенных ссылок и пророческих исполнений Ветхого Завета. Принципиальная разница в Заветах лишь в том, что Ветхий представляет собой Четкое следование за указаниями закона, установленными Богом, а Новый – после того как любовь Создателя была явлена и доказана людям через служение и жертву Иисуса – следование за любящим Творцом и Спасителем и Как следствие уважение к Его закону.

Как и первым христианам, нам нужно знать и постоянно изучать Ветхий и Новый Заветы. Ведь закон Божий представляет собой совокупность учения обеих этих Книг. Только «вникнув» (см. 1 Тим. 4:16, Иак. 1:22-25, Ин. 5:39) в Слово Божие, человек может понять какая заповедь Ветхого Завета отменена, какая еще не исполнена, а какая останется навечно.

Стоит отметить, что и Вселенские соборы, которые признает православная церковь, часто цитируют как Новый, так и Ветхий Заветы, называя их Божественным писанием (например, I Собор 325 г. п. 17, VI Трулльский Собор 691-692 гг. пп. 41,54,67).

Зачем христианину Ветхий Завет?

Закон как детоводитель и лестница в небо

Нередко можно услышать, что христиане, у которых есть Новый Завет, в Ветхом уже не нуждаются. Почему же тогда его продолжают печатать в изданиях Библии? Просто как некий памятник древности, или у него есть свое место в Церкви и сегодня? Если да, то зачем он нам нужен?

Сдаем полбиблии в музей?

И в самом деле, зачем? Ветхую одежду или мебель обычно ведь не используют, заменяют на новую. Название «ветхий» как будто подсказывает, что и первая часть Библии «обветшала», утратила для нас значение. Так ли это? Дело не только в названии (славянское «ветхий» означает просто «старый, прежний»). Прочитав Новый Завет и перейдя к Ветхому, человек нередко испытывает разочарование: и скучно бывает, и неактуально, но главное — слишком много на его страницах крови. В Новом Завете тоже не всё понятно и не всё интересно, но едва ли что-то настолько отталкивает читателя. Кто-то может подумать, что речь вообще идет о двух разных богах…

Подобную мысль высказывал богослов II века от Р. Х., Маркион из Синопа. Он учил, что существуют два бога: жестокий Творец, о котором повествует Ветхий Завет, и милосердный Бог Любви, явленный в Новом. Между ними нет ничего общего; до Христа люди якобы не знали Бога Любви и поклонялись жестокому Творцу, по ошибке принимая его за высшее божество.

Что интересно, разногласия Маркиона с традиционным христианством на этом не кончались. Чтобы «развести» два Завета, Новый ему пришлось существенно сократить. Маркион оставил всего лишь одно Евангелие и десять апостольских посланий, да и оттуда выкинул все, что касалось телесности Христа, реальности Его земной жизни. Маркион исповедовал характерный для восточных религий дуализм: всякая материя, всякая телесность — зло, и нужно избавиться от нее ради духовного совершенства, поэтому и Христос только выглядел человеком, но был лишь бесплотным духом, слетевшим с небес, чтобы рассказать человечеству об Истинном Боге. Он не рождался и не умирал на земле, страдания на Кресте, после которых Он вознесся на небо, были лишь видимостью. Разумеется, Его ученики многое перепутали и записали неправильно (такую оговорку делает практически каждый, кто желает «отредактировать» Евангелие по своему вкусу).

Это учение было отвергнуто Церковью, его несостоятельность подробно, по пунктам разбирали практически все видные церковные писатели того времени. Действительно, такое «христианство», несовместимо с самыми основами веры Церкви. Зато подходит гностикам и всяким околохристианским сектам, стремящимся использовать Библию в своих целях. Церковь, напротив, провозгласила и подтвердила не раз, что Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, для нее нераздельно.

Отбросить Ветхий Завет — это значит отказаться от плоти, от человеческой природы Христа. Дело не только в том, что в Его истории исполняются пророчества и намеки, которыми полон Ветхий Завет, так что в Евангелиях значимым оказывается и место (рождение в Вифлееме), и время событий (распятие перед Пасхой), и даже отдельные детали (римские солдаты не перебили голеней Иисуса, как нельзя было ломать и костей пасхального агнца).

Дело еще и в том, что история спасения для христианина начинается не с Рождества, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении. Ведь сначала нужно понять, от чего вообще нужно спасать человечество, почему оно оказалось отделено от Бога и порабощено смерти. Об этом как раз и говорится в Ветхом Завете. Более того, его «кровавость» во многом объясняется тем, что это — честное и подробное повествование о Падшем человечестве, а не святочный рассказ о чем-то милом, но совершенно нереальном. И если мы тоже будем честны, нам придется признать, что именно Ветхий Завет лучше, чем все остальные древние книги сумел эту «кровавость» обуздать и ограничить.

Ни в одной из них человеку не говорили с такой поразительной простотой «не убивай, не кради, не прелюбодействуй». В самом деле, теперь люди, для которых убийство, воровство и прелюбодеяние до сих пор остаются делом доблести и чести, хотя бы стараются замаскировать это свое отношение разными красивыми словами. В недавно вышедшем фильме «Апокалипсис» как раз показано общество, где заповедь «не убий» просто никому не приходит в голову. Не думаю, что мы хотели бы там оказаться. А ведь когда-то так жило всё человечество.

Ступени в небо

Бог готовил человечество к пришествию Христа задолго до того, как оно состоялось. Опыт миссионеров, работавших среди диких племен Океании, показывает: пока не будут усвоены представления о Едином Боге и о данном Им законе, Евангелие проповедовать бесполезно. Можно ли говорить о любви к ближнему с каннибалами, которые ближних любят так, что аж пальчики облизывают?

Впрочем, и без каннибализма в таких племенах случаются чудовищные вещи. Мне лично доводилось беседовать с человеком, проведшим двадцать лет в Папуа-Новой Гвинее. Он рассказывал, что там процветал «культ карго» (от англ. cargo «груз»). Папуасы видели в материальных предметах, привезенных белыми людьми, высшую ценность и понимали проповедь о Христе сквозь призму этого культа. Услышав, к примеру, что последовавший за Христом получит в будущей жизни в сто раз больше, чем он отдал в этой, одно племя выбрало добровольца, распяло его на кресте (!), а в могилу положило инструменты, одежду и прочие припасы, чтобы, когда распятый воскреснет, получить вместо одного топора сразу сотню.

Нет никаких сомнений, что если бы не долгие века «подготовки к Евангелию», как называли этот процесс раннехристианские писатели, никакого другого отношения к проповеди Христа нельзя было бы и ожидать. Конечно, в эту подготовку входила и проповедь языческих мудрецов-философов и учителей, внушавших своим слушателям представления о добре, справедливости и милосердии, но основную роль в ней играл все же Ветхий Завет.

В книге Бытия мы встречаем удивительный образ: Иакову снится лестница, по которой ангелы сходили с неба на землю и поднимались обратно (Быт 28:12). В каком-то смысле Ветхий Завет — та самая лестница, по которой, еще до воплощения Христа, вестники Божьей воли сходили к людям, чтобы те могли оторвать свой взор от земли, потянуться к чему-то высшему.

Мы, в конце концов, просто не поймем в Новом Завете почти ничего, если не обратимся к Ветхому. Главное его событие — крестная жертва Христа. Но что такое жертва? Зачем она нужна? Кто и по какому поводу ее приносит? Всё это можно понять только из Ветхого Завета.

Ведь человечество в самом деле было совсем не таким, как сейчас. Читая не только Ветхий Завет, но и другие тексты того времени, мы видим, что заповедь «не убий» прозвучала в мире, где убивать своих личных врагов и вообще всех, кто тебе не понравился, считалось не просто нормальным, но очень похвальным и «крутым». Поэтому Ветхий Завет — лестница, по которой человечество (прежде всего избранный народ, Израиль) восходило на ту ступень, на которой оно могло принять Евангельскую весть. И главную роль в этом играл Закон.

Закон как детоводитель

Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются — такие слова мы читаем в Псалтири (Пс 84:11). Это неплохое отражение самой сути Ветхого Завета. С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость. Они необходимо дополняют друг друга; милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия — в беспощадную мстительность.

Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, определенные правила поведения и наказание за их нарушение — но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему. Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное — только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая — излагала правила, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом.

Сами по себе эти правила могут показаться нам — людям современного мира — архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство, спросили, с чего начать. Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом — скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления. Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера для них означала прежде всего новую систему табу.

Ветхозаветные правила были вовсе не случайны, не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем (Иер 9:25-26; на это место сошлется диакон Стефан в Деян 7:51). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.

А позднее — и слова апостола Павла, отменяющие этот обычай для христиан: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? (Рим 2:25-26). То есть, если ты поступаешь по воле Божьей, тебе не нужны никакие дополнительные знаки, а если нет — они тебе не помогут. Но если бы апостол Павел обратился так к людям времен Авраама, они услышали бы в них только полное безразличие, наплевательство по отношению к Божьей заповеди. Чтобы стать исключением, сначала надо освоить правило.

Так и избранному народу, чтобы придти к новозаветной свободе, нужно было пройти своеобразную школу Закона, научиться и милости, и истине; не случайно тот же Павел называл Закон детоводителем ко Христу (Гал 3:24-25), то есть сравнивал его с рабом, который отводил ребенка в школу и забирал из нее (по-гречески именно он и назывался «педагог»). Всему самому главному должен был научить Христос, но до Его школы нужно было еще дойти.

Оцените статью
Добавить комментарий