Толкования Священного Писания

Толкования Священного Писания

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Исх. 20:16

Свт. Григорий Палама

Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна

Не лжесвидетельствуй (Мф. 19:18; Лев. 19:11). Иначе уподобишься искони клеветавшему Еве на Бога и подвергнешься равному с ним осуждению (Быт. 3:1, 5, 14). Лучше, поэтому, если не произойдет отсюда какого либо вреда для многих, прикрой грех ближнего. Чрез это уподобишься не Хаму, а Симу и Иафету, и получишь благословение (Быт. 9:22, 23, 26).

Изъяснение десяти заповедей.

Свт. Филарет (Дроздов)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Что запрещается девятой заповедью?

Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь.

Какие бывают виды ложного свидетельства?

Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо.

Можно ли укорять людей, если в них есть пороки?

Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1).

Является ли грехом ложь без желания навредить ближнему?

Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга (Еф. 4:25).

Как избежать греха против девятой заповеди?

Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3:10). Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1:26).

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О девятой заповеди

Свт. Николай Сербский

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

Когда ты расхваливаешь себя и хвастаешься перед людьми, люди не знают, что ты ложно свидетельствуешь о себе, но сам ты это знаешь. Но если ты станешь повторять эту ложь о себе, люди со временем поймут, что ты их обманываешь. Однако если ты станешь постоянно повторять одну и ту же ложь о себе, люди будут знать, что лжешь, но тогда ты сам начнешь верить в свою ложь. Так ложь станет у тебя истиной, и ты свыкнешься с ложью, как слепец свыкается с тьмой.

Когда ты клевещешь на другого человека, тот человек знает, что ты лжешь. Это первый свидетель против тебя. И ты знаешь, что клевещешь на него. Значит, ты – второй свидетель против самого себя. А Господь Бог – третий свидетель. Следовательно, когда бы ты ни произнес ложного свидетельства на ближнего твоего, знай, что против тебя покажут трое свидетелей: Бог, ближний твой и ты сам. И будь уверен, один из этих трех свидетелей разоблачит тебя перед всем миром.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Прп. Ефрем Сирин

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

См. Толкование на Исх 20:5

Прп. Никодим Святогорец

Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна

Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату. Те, кто питают подозрения на своего брата. Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд.

Руководство к исповеди.

Блаж. Августин

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Те, кому нравится никогда не лгать, поступают гораздо лучше… ибо в самом Декалоге написано: Не произноси ложного свидетельства, что включает в себя всякую ложь. Ведь всякий, сообщающий что-либо, свидетельствует своей душой. Что скажут на написанное: клевещущие уста убивают душу (Прем 1:11), говорящие, что не всякая ложь может быть названа ложным свидетельством? А чтобы кто-либо не счел, что это может быть понято в смысле «за исключением некоторых, говорящих неправду», пусть в другом месте прочтут: Ты погубишь всех, говорящих ложь (Пс 5:7). Сам Господь Своими устами говорит: Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого (Мф 5:37). Отсюда и апостол, когда говорит о том, что надо отложить образ жизни ветхого человека, под которым подразумеваются все грехи, последовательно говорит, ставя на первое место: Посему, отвергнув ложь, говорите истину (Еф 4:25).

Против лжи.

Ведь тебе говорит Закон, например: Не произноси ложного свидетельства. Если ты знаешь истинное свидетельство, имеешь свет разума. Если же, побежденный жаждой грязной прибыли, ты в душе решишь сказать ложное свидетельство, то без Христа тебя уже начнет швырять буря. Тебя будут бросать волны собственной жадности, ты будешь обуреваем своими желаниями и можешь утонуть, ибо рядом не будет Христа.

Проповеди.

Лопухин А. П.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т. п. ближнего, как ложным показанием перед судьей (Втор 19:18), так и клеветой (Пс 14:2-3; 49:20; Сир 7:12-13).

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Продолжаем беседы о Десяти заповедях. Сегодня у нас девятая по счету заповедь: «Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством».

Как мы уже говорили, заповеди имеют узкое и широкое значение. В узком значении формулировка девятой заповеди, как она дана в Торе, касается свидетельства на суде: давая показания, свидетель обязан говорить, что называется, только правду, всю правду и ничего, кроме правды.

К тому, чтобы свидетельство было признанно правдивым, оно обязано удовлетворять ряду жестких требований. Суду можно говорить только то, что видел собственными глазами и от начала до конца. Нельзя додумывать, досказывать, интерпретировать и комментировать увиденное — даже в мелочах и тем более в главных деталях. Важно знать, что, даже если свидетель говорит чистую правду, но со слов других людей, его свидетельство признается ложным.

Впрочем, стать лжесвидетелем можно и не сказав ни слова. В Талмуде приведен такой пример. Раввин говорит ученику: «Тебе известно, что я ни разу в жизни никого не обманывал и никогда не пойду на обман, даже если мне посулят золотые горы. Такой-то человек должен мне деньги, и у меня есть свидетель, что он — мой должник. Но одного свидетеля недостаточно. Поэтому прошу тебя: приди в суд, только приди и ничего там не говори. Когда должник увидит, что я привел двух людей, он, скорее всего, примет их за моих свидетелей и сознается в невыплаченном долге». Талмуд заключает: такая, на первый взгляд, невинная хитрость запрещена, потому что раввин фактически призывает ученика к ложному свидетельствованию, пусть даже пассивно.

Да, заповедь «не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством» жестка и бескомпромиссна. И это понятно. Ведь от честности свидетеля зависит решение суда, а значит, и судьба участников процесса. Как видно их приведенного примера, лгать в суде запрещено даже ради восстановления правды и справедливости.

С другой стороны, лжесвидетельством считается не только «сочинение» фактов, но и сокрытие истины на суде. За лжесвидетельство полагалось суровое наказание: «Если судьи расследовали хорошо, и оказалось, что этот свидетель — ложный свидетель, ложно обвинивший своего брата, то сделайте ему то, что замышлял он сделать своему брату, и искорени зло из своей среды» (Дварим 19:18—19).

Тора считает лжесвидетеля безусловным злодеем, которого могли даже казнить, если его донос едва не привел к казни невинного человека.

Что такое донос и к каким страшным последствиям он приводит, мы с вами хорошо знаем. В Советском Союзе миллионы людей пали жертвой «революционной бдительности» доносчиков и стукачей. За доносительство не только не карали — оно, напротив, поощрялось. Даже близкие люди порой не доверяли друг другу.

Так вот, Тора требует: не имей дела с доносчиками, т. е. с теми, кто дают ложные показания о ближнем; держи от них подальше своих детей, чтобы они не научились у них лжи и подлости.

Впрочем, здесь требуется важное уточнение. Все, что мы только что говорили о суде и свидетельских показаниях, относится к справедливому судопроизводству, осуществляемому по вечным законам Торы. Если суд изначально несправедлив, поскольку руководствуется порочными законами, или если мы заранее уверены, что приговор не будет соответствовать тяжести проступка или, наоборот, осужденный будет наказан особо жестоким и варварским способом, то нельзя свидетельствовать на таком суде. А в некоторых случаях следует постараться дать таким судьям ложные показания, если это поможет предотвратить судебную расправу. Тем более можно и порой необходимо солгать, если суд намерен отправить на казнь не преступника, а невинную жертву юридического произвола.

Возвращаемся к теме. Итак, мы установили, что справедливое правосудие — одно из важнейших условий нормального функционирования любого общества. Поэтому не случайно Тора включила судопроизводство в Семь заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству.

Конечно, нам известно, что светские и религиозные люди по-разному смотрят на роль суда и на его возможности. Первые, будучи далекими от веры в Творца, верят, что суд — это единственный общественный механизм, призванный стоять на страде законности и способный восстановить справедливость. Евреи Торы тоже считают, что суд должен вести дела честно, добросовестно, стремиться к объективному разбирательству и вынесению справедливого приговора. Но они дают себе отчет, что такое не всегда возможно. Ведь судьи — тоже люди: им бывает трудно учесть все аспекты и тонкости дела, они могут чего-то не знать. Подчас ошибки и судебные злоупотребления неизбежны. Поэтому еврейский Верховный суд (Санедрин), существовавший в эпоху Храма, руководствовался в своей деятельности единым строгим принципом: Лучше по ошибке оправдать преступника, чем казнить невиновного.

Ибо каждый религиозный человек (не только еврей) знает, что, говоря словами Лермонтова: «Есть Божий суд. Есть грозный Судия: Он ждет; Он недоступен звону злата, все мысли и дела Он знает наперед».

Окончательный и по-настоящему справедливый суд предстоит каждому из нас лишь после ухода из жизни, хотя и здесь, на земле, ни один наш поступок не остается без последствий.

Что касается нашего земного, еврейского суда, то, несмотря на то что во время судебного разбирательства недопустимы даже малейшие искажения истины, тем не менее, до начала судебного разбирательства следствию разрешается для выяснения всех обстоятельств дела использовать профессиональные приемы, разные уловки и хитрости, — но только в тех случаях, когда есть основания считать, что подозреваемый говорит неправду.

Приведем пример. Однажды к ведущему религиозному авторитету нашего поколения раввину Шломо-Залману Оербаху, умершему несколько лет назад, пришла супружеская пара. Жена утверждала, что она получила от мужа Гет, разводное письмо, но потеряла его. Муж решительно возражал: никакого гета он жене не давал. В ходе беседы рав Оербах почувствовал, что жена говорит неправду, хотя обычно в таких конфликтах больше верят именно женщинам. Поэтому рав спросил ее: «Скажите, как проходил ваш развод? Например, на свадьбе вы обошли вокруг мужа, стоящего под Хупой семь раз против часовой стрелки. А теперь, получая гет, вы обошли вокруг него семь раз в другую сторону или не обошли?» Женщина растерялась и неуверенно произнесла: «Да, я помню, как обходила его в обратную сторону, но сколько раз, не считала». На том обманщица и попалась: при разводе никаких обходов не совершают.

Обратите внимание, в тексте девятой заповеди открытым образом суд не упоминается, что указывает на ее более широкий характер. Получаем, что в более широком смысле Тора запрещает лжесвидетельствовать не только в суде, но и в повседневной жизни. Кроме этой базовой заповеди, существуют еще несколько мицвот, запрещающих ложь, обман в разных формах и проявлениях, например: «Не верь ложному слуху, не оказывай поддержки злодею — чтобы не стать лжесвидетелем» (Шмот 23:1). Есть еще одно указание: «Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга» (Ваикра 19:11).

Повседневная, так сказать, бытовая ложь — тоже лжесвидетельствование. Такой вид лжи мы представим в виде девяти запрещенных Торой категорий, отрицательное значение которых, к сожалению, до сих пор нисколько не устарело. Расскажем о них.

    1) Ложь, приносящая материальный ущерб. Разумеется, не тому, кто ее сочиняет, а тому, против кого она направлена. Сюда относятся отрицание денежного долга, удержание зарплаты под разными предлогами, невыполнение финансовых обязательств, особенно в оплате наемного труда. Именно о таких действиях сказано: «Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга».

Тора говорит также: «Если будете что-либо продавать или покупать у своего ближнего, не обманывайте друг друга» (Ваикра 25:14). Вечная и очень актуальная заповедь. В ней речь идет о запрете всех видов обмана в торговле: обвеса, обсчета, использования неправильных мер и весов. Кроме того, продавец не может сказать покупателю, что товар стоил ему больше, чем на самом деле. Разрешено только сказать: «Вот Моя цена. За меньшую сумму я не продам». Сюда же относятся попытки скрыть изъяны в товаре. Например, запрещено скрывать, что продаваемая или сдаваемая вами квартира «течет». Перед сделкой ее стены можно заново побелить, чтобы не портить впечатление плесенью, придав квартире «товарный вид», но с одним условием: покупатель должен об этом знать. То же самое касается информации о неприятном соседе, который по ночам увлекается игрой на саксофоне или выясняет семейные отношения метанием предметов домашнего обихода.

Также нельзя обманывать покупателя относительно места производства товара и имени ее фирмы-изготовителя — например, скрывать, что «настоящий японский» магнитофон был собран отнюдь не в Японии. Такой вид лжи особенно порочен, ибо подобен воровству. Тора решительно запрещает дезинформировать людей, — евреев и неевреев в равной мере.

В категорию лжи, приносящей материальный ущерб, входит мошенничество, представляющее собой стремление завладеть чужой собственностью, когда законному владельцу этой собственности сообщается ложная информация, в результате чего тот передает мошеннику право на владение.

Безусловно запрещена дезинформация в средствах массовых коммуникаций, — например, когда журналисты сознательно подрывают репутацию как отдельных людей, так и целых групп населения; применительно к Израилю — репатриантов, религиозные общины, выходцев из Эфиопии и т. п. Такая «деза», тиражируемая в десятках тысяч экземпляров или передаваемая по радио или телевидению, т. е. ориентированная на самого массового потребителя, чревата особенно тяжелыми социальными последствиями.

    2) Тора однозначно запрещает и такую неправду, которая приносит вред не сразу, но со временем может обернуться большими убытками. Так, некоторые обманщики втираются в доверие к людям, чтобы убедить их в своей надежности, а потом используют это доверие в корыстных целях. Перед Высшим судом они ответят не только за убытки, которые понесут те, кого они обманули, но и за первоначальную ложь, позволившую обманщику добиться своей цели. 3) Встречаются такие формы лжи, которые не наносят прямого ущерба, но мешают жертве получить выгоду. При этом причины для подобной лжи могут быть самыми разными: зависть, жажда мести, стремление самому заработать на обмане. Такие ситуации распространены в политике, экономической конкуренции и повседневной жизни, например, при поступлении на работу, продвижении по служебной лестнице и т. п. В эту категорию входит и ложь с целью завоевать расположение влиятельного лица, чтобы добиться его протекции, получить какие-то льготы, преимущества или подарки — за счет того, что будут обойдены другие люди! Тора, безусловно, осуждает лицемерие и лесть, сопутствующие подобной форме лжи; наглядным примером которой могут служить слова одного из героев пьесы Шварца (за правильность цитаты не ручаюсь): «Извините за прямоту, король, но вы — гениальный человек!» 4) В отдельную категорию входят случаи намеренного, но на первый взгляд безвредного искажения действительности, фантазерство, которое можно условно назвать Синдромом барона Мюнхгаузена. Как правило, фантазеры никому не причиняют материального ущерба, ни в настоящем, ни в будущем. Они врут «ради искусства». Впрочем, часто у них бывает вполне конкретная цель: самореклама, привлечение внимания к своей персоне, поиск популярности.

Можем дать совет: устраивайте вечера устного творчества — КВНы, капустники, все, что угодно, — но только пусть люди знают, что ваши сногсшибательные рассказы и истории приправлены изрядной долей выдумки. Или же, начав сочинять очередную байку, дайте понять слушателю, что не все в ваших словах чистая правда.

    5) Запрещено давать обещание, если заранее знаешь, что оно не будет выполнено. Запрет категоричен, даже если у такой лжи есть «благородная мотивация»: не хочется огорчать людей отказом, человек стремится сохранить хорошие отношения, пытается поддержать свою репутацию человека всесильного, умеющего помочь и т. д. 6) Считается ложью и Непреднамеренное нарушение обещания. Поэтому Тора требует скрупулезной обязательности и исполнительности во Всех делах. Лучше вообще не давать обещаний, чем потом нарушить их. 7) Категорически запрещено обманывать ближнего с целью завоевать его расположение, представить себя в лучшем свете. Об этом обмане под названием «воровство мнения» мы говорили в предыдущей главе, посвященной заповеди «не кради». Например, нельзя приглашать человека в гости, заранее зная, что он откажется, — лишь для того, чтобы укрепить свою репутацию щедрого и хлебосольного человека. Можно, однако, пригласить его из вежливости или ради сохранения добрых отношений. Там, где принято говорить при расставании «заходите в гости», что считается ни к чему не обязывающей фразой, так поступать можно даже с точки зрения Торы. Главное, никого не вводить в заблуждение! 8) Нельзя хвастать качествами, способностями и возможностями, которыми на самом деле не располагаешь (в духе гоголевского Хлестакова). Нельзя также преувеличивать свои знания, добавлять себе должности, звания, титулы при переговорах с потенциальным работодателем. Это не только «воровство мнения», но и запрещенный прием борьбе с другими претендентами на вакантную должность. 9) Тора запрещает ложь не только в речи, но и в других формах: письменной, печатной, посредством жестов, мимики, артикуляции.

Покончив с категориями лжи, сделаем еще несколько замечаний.

Тяжелый порок — ложь по привычке, без конкретной цели и без выгоды. Если вас спрашивают, как пройти, скажем, на улицу Шолом-Алейхема или проспект Джавахарлала Неру, а вы не знаете, наберитесь мужества ответить: «Я не знаю. Спросите кого-нибудь другого». Иначе вы не только исполните роль Сусанина из одноименной оперы Глинки, но и Приучитесь врать по мелочам.

Запрещено не только лгать, но и слушать чужую ложь. В Торе сказано: «Удаляйся от всякой неправды».

В то же время бывают редкие исключения, когда говорить неправду, скажем, ради спасения невинного человека, не только позволительно, но даже необходимо. Есть и другие случаи подобного рода: разрешается обмануть мошенника, чтобы не стать жертвой его обмана. Но нельзя лгать своему обидчику из мести после того, как вы уже понесли убытки. И тем более совершенно недопустимо действовать по известной поговорке: с волками жить — по-волчьи выть; как поступают со мной — так и я буду поступать с другими. Даже если мне видно, что все кругом лгут, я все равно не должен присоединяться к их хору — ради собственного душевного равновесия.

В любом нормальном человеке ложь вызывает инстинктивное отвращение. Это подтверждает, что заповеди Торы не искусственные; они выражают саму сущность человека. Ведь каждый из нас, будучи творческим человеком, способен соврать так, что никто не заметит обмана, но чувство вины и гадливости к самому себе может жить годами, отравляя существование, нам это надо?

Еще несколько примером Разрешенной неправды. Можно говорить неправду, чтобы помирить поссорившихся людей; например, сказать одной из конфликтующих сторон: «Ты знаешь, такой-то очень сожалеет, что обидел тебя», — даже если никаких сожалений в действительности нет.

Безусловно, разрешаются образные преувеличения в экспрессивной речи, например: «Я тебе тысячу раз говорил!» Разрешается сказать: «Не плачь, сынок, мы найдем твои десять шекелей,» — даже если плачущий мальчик не состоит с вами в родстве.

Не следует рассказывать о щедрости и гостеприимстве человека тому, кто может злоупотребить его добротой, даже если от вас требуют прямого ответа.

Когда вас просят сообщить какую-то новость с элементом Рехилут, то лучше солгать, чем давать правдивые сведения. Материального ущерба такой обман не принесет, а мир превыше всего. Также можно говорить неправду о себе из скромности — преуменьшая свои знания, способности и достижения. Но излишне преувеличивать, как мы знаем, нельзя.

Заповедь «не лжесвидетельствуй» никто не оспаривает — но кто из нас ее полностью выполняет? Она затрагивает самое больное место современного общества — его моральный упадок, который проявляется, главным образом, в распространении разных форм лжи на всех уровнях, от правительственных инстанций до взаимоотношений в семье.

Тора дает нам ориентиры, позволяющие избегать лжи. О том, как добиться этого на практике, мы поговорим в другой раз.

10 ЗАПОВЕДЕЙ (9 заповедь) Не лжесвидетельствуй

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16)

Коротко следующая заповедь звучит – …

Ложное свидетельство – это был первый грех описанный в Библии. Это произошло, когда дьявол, искушая человека, обвинил своим вопросом Бога во лжи – «А подлинно ли сказал Бог?»

Ложь – это извращение или сокрытие истины.

Ложь по своей сущности противоположна истине. Истина исходит от Бога, ложь – от дьявола. Истина созидает, ложь разрушает.

Истина и ложь – это информация. Бог Словом сотворил все. Информация заложена во все, что сотворил Бог. Заложенная информация имеет творящую силу. Например, ген человека несет в себе подробнейшую информацию о данном конкретном человеке. Эта информация и является творящей силой на клеточном уровне человека. Нарушенная информация, или в контексте сегодняшней темы назовем ее ложной, порождает разрушение. Ложная информация (вирус) компьютера выводит его из строя или заставляет некорректно работать. С грехопадением человека, произошло тоже самое. Ложная информация дьявола, вживила вирус и принесла сбой в работе человеческого естества. Последствия этого: болезни, склонность к грехам, неверие в Бога и т. п., и как итог вечная погибель. Все в этом мире гибнет от неправильной информации.

Родоначальником лжи является дьявол:

«Когда он говорит ложь, говорит своё, ибо Он лжец и отец лжи» (Иоан. 8: 44)

Не будь его производной:

Не говорите лжи друг другу , совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3: 9)

Пример: Лжесвидетельства на ближнего в Советском Союзе становились причиной расстрелов или ссылок в лагеря. Понравилась квартира ближнего, машина ближнего или просто успех в делах ближнего.

«(Итак) хранитесь от бесполезного ропота, и берегитесь от злоречия языка; ибо и тайное слово не пройдет даром, а Клевещущия уста убивают душу» (Прем. 1: 11). – ложь и клевета равносильны убийству, ибо можно убить не только физическое тело, но и духовное.

Библия показывает отношение Бога к ложной информации:

«Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч. 12: 22)

«Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и Неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1: 18)

«Посему, отвергнув ложь, – говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг друга» (Еф. 4: 25)

Причины этого греха

Собственные поражения и неудачи кажутся меньше, когда страдает другой.

Желание сплетничать

«За маской сплетен стоит ревность,

а за спиной ревности стоит чувство низкого достоинства»

Труднее всего признаться в этом грехе. Мы специалисты облекать его в благочестие. Дьявол тоже тонко преподнес свое – «Подлинно, ли сказал Бог. », Иова он тоже не обвинял, вместо этого он задавал вопросы: «Разве даром богобоязнен Иов, разве даром он служит?» .В обоих случаях сам по себе вопрос возбуждал недоверие, подозрение в искренности.

Совет для каждого: Один человек сказал: «Живите так, чтобы вам не было стыдно, если вы продадите своего попугая городским сплетникам»

«Не судите, да не судимы будете» , в другом переводе сказано: «Не критикуйте, и вас не будут критиковать» Матф.7:1

Правильное поведение

«и прости нам долги наши, как и мы прощаем тех, кто согрешает против нас» Живая Библия(Матф.6:12)

Сплетни и клевета разрушают. А мы призваны быть восстановителями развалин. А для восстановления требуется смирение и высокий дух.

Смотреть за собой, а не за другим «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.» (Гал.6:1)

Савенок А. В.

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

    Наш приход ГАЛЕРЕЯ КАЛЕНДАРЬ О ПРАВОСЛАВИИ Иосиф Муньос-Кортес БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТЫ
СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР
    Наш приход ГАЛЕРЕЯ КАЛЕНДАРЬ О ПРАВОСЛАВИИ Иосиф Муньос-Кортес БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТЫ
О православии
    Основы православия Православное богослужение Десять заповедей Евангельские притчи Заповеди Блаженства Православие и инославие Чудотворные иконы Божией Матери Жития святых Из отеческих уроков Проповеди о разном Церковные праздники и посты Между Востоком и Западом. Православная Сербия Ссылки

Вы здесь

Не лжесвидетельствуй на друга своего.

Девятая заповедь гласит: «Не лжесвидетельствуй на друга своего». Прежде чем говорить о самой заповеди, в которой Господь запрещает нам лгать на наших ближних, нужно установить, что такое ложь. Ложь – это извращение или сокрытие истины. Ложь противоположна истине. Истина исходит от Бога, ложь – от диавола. Христос называет диавола отцом лжи: «Когда он говорит ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи», – говорит Христос (Иоан. 8: 44). Апостол Павел учит, что лживый человек действует в пользу диавола. В его послании к Колоссянам мы читаем: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3: 9).

Слово Божие изобилует изречениями о пагубной привычке лгать. «Злой порок в человеке – ложь; в устах невежд она всегда», – читаем мы в ветхозаветной книге Сирах (Сир. 20: 24). Царь Соломон свидетельствует такую истину: «Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч. 12: 22). В другом месте тот же Соломон пишет: «(Итак) хранитесь от бесполезного ропота, и берегитесь от злоречия языка; ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущия уста убивают душу» (Прем. 1: 11). Действительно – ложь и клевета равносильны убийству, ибо можно убить не только физическое тело, но и духовное. «Поведение лживого человека, – пишет мудрый Сирах, – бесчестно, и позор его всегда с ним» (Сир. 20: 26). Апостол Павел пишет о том, что Бог карает лживого человека: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою», – говорит апостол (Рим. 1: 18). «Посему, отвергнув ложь, – поучает тот же ап. Павел, – говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг друга» (Еф. 4: 25).

Жизнь предоставляет широкое поле для лжи по малодушию. Бывает, что ложь произносится по тщеславию – это порок, недостойный христианина. Более злостный вид лжи – для выгоды, что сближает такую ложь с кражей. Есть фарисейская ложь, происходящая от себялюбия, произносимая для самопревозношения и для осуждения ближнего. Клевета есть надуманная ложь, цель которой – опорочить другого. В этом случае злоба действует совместно с ложью, как бы вдохновляя ее.

Кроме обличения греха ложного показания на суде, девятая заповедь понимается Отцами Церкви как предупреждение против всякого греха словом, против празднословия. Это форма лжи, которая обращена против того, кто празднословит. Вспомним слова Христа: «Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб» (Лк. 19: 22). То, что мы говорим, не исчезнет в вечности бесследно. Если мы говорим о любви, а в жизни мстим тем, которые нас обидели; если мы говорим о нравственности, а в жизни не руководствуемся нравственным законом, данным Богом; если мы говорим о высоком достоинстве человеческой личности, а в жизни, при общении с людьми, унижаем наших ближних и так далее – то мы будем судимы на последнем Суде Божьем собственными словами, так как если мы говорим о добре, значит знаем о нём; а если знаем о добре и не делаем его, значит мы занимаемся празднословием. А Христос сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36-37). Празднословие не есть только переливание из пустого в порожнее, а есть всякое слово, не оправданное делами жизни.

Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Молчание всегда полезно». Говорить, конечно, можно, но празднословить нельзя. Нужно стремиться говорить только то, что мы искренне чувствуем. «Язык укротить никто из людей не может, – учит ап. Иаков, – это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.» А несколько раньше апостол возвещает: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак. 3: 2, 8).

Отцы-подвижники учат, как бороться с осуждением. Вот одно наставление преп. Исаака Сирина: «Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, ты не слушай его, а потупь лицо своё. Как скоро сделаешь это, и пред Богом и пред ним окажешься осторожным».

«Начало спасения есть самого себя осуждение, – учит преп. Нил Синайский и говорит далее: – Будем внимать себе, – тогда не станем осуждать других, ибо в нас самих много такого, за что осуждаем других. Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, – наставляет синайский подвижник, – ибо последнее есть дело злоречивого, а первое – желающего исправить».

Об осуждении так пишет Авва Дорофей: «Смущать, осуждать и вредить чьё дело, как не бесовское? И вот мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего. Отчего так? Оттого, что нет в нас любви! Ибо (по слову ап. Петра) «любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4: 8). Святые не осуждают согрешающего и не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают всё, чтобы спасти его».

Старец Никодим Святогорец, автор книги «Невидимая брань», о зле осуждения пишет так: «От самолюбия и самомнения порождается в нас и другое некое зло – тяжелый, причиняющее нам вред, именно строгий суд и осуждение ближнего, по которому мы потом ни во что ставим, презираем и унижаем его при случае. Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, – пишет Никодим Святогорец, – естественно свысока смотрим на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие. Но тебе не дано на то власти, и, присвояя себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься достойным суда и осуждения не пред немощными людьми, но пред всесильным Судьей всех, Богом» (цит. по книге « Христианская жизнь по Добротолюбию», с.108-110).

Святые Отцы Церкви не только словесными наставлениями учат о зло-пагубности лжесвидетельства и осуждения, но и жизнью своей. Вот один рассказ сборника «Достопамятные сказания о подвижниках святых и блаженных отцах».

Один брат в ските пал в грех. Братия собрались и послали за аввою Моисеем; но он не хотел идти. Священник опять послал звать его таким образом: «иди, тебя ожидает собрание». Авва Моисей встал и пошёл. Взяв корзину с дырами и, наполнив её песком, он нес ее позади себя. Братия, вышедшие к нему навстречу, спрашивают его: «Что это такое, отец?» Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришёл теперь судить чужие грехи». Братия, услышав это, ничего не стали говорить согрешившему брату и простили его.

А как верующему относиться к своим клеветникам? Об этом пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе»:

«Когда брат в чем-либо погрешит против тебя, например, позлословит тебя, или передаст злонамеренно другому слова твои в превратном виде, и оклевещет тебя, не озлобляйся на него, но отыщи в нем добрые стороны, которые несомненно есть в каждом человеке, и остановись на них с любовью, презирая зло, сплетенное им на тебя, как грязь, не стоящую внимания, как мечту бесовскую. Так золотопромышленники не обращают внимания на множество песку и грязи в золотом песке, но останавливаются на золотых песчинках, и хотя их очень мало, дорожат и немногими, и промывают их из множества негодного песку. Так и Бог поступает с нами, долготерпеливо очищая нас».

Как всё это трудно! Но не будем унывать, а вспомним слова Христовы: «Человеку это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26).

Девятая заповедь: Не лжесвидетельствуй

Не лги ни себе, ни другим. Когда лжешь самому себе, ты сам знаешь, что лжешь. Когда говоришь неправду о другом, он также узнает, что говоришь о нем неправду. Когда превозносишь себя и хвалишься перед людьми, люди не знают, но ты сам знаешь, что даешь ложные сведения о себе самом. Если же постоянно повторяешь какую-то неправду о себе, люди все равно узнают, что ты говоришь ложь. Ты сам можешь начать верить в свою ложь, и ложь может стать для тебя истиной. И ты привыкнешь ко лжи, как слепой привыкает к тьме. Когда же говоришь неправду о другом человеке, тот человек знает, что ты лжешь. Это есть первый свидетель против тебя. И ты сам знаешь, что лжешь на него. Таким образом, ты сам второй свидетель против себя самого. А Бог есть третий свидетель. И знай, что один из трех свидетелей обличит тебя перед всем миром.

Вот как Бог обличает ложное свидетельство против ближнего.

В одном селе жили два соседа, Лука и Илия. Лука разозлился на Илию, потому что Илия был более благополучный человек, чем Лука, который был пьяница и лентяй. Мучимый завистью, Лука объявил в суде, что Илия говорил хульные речи против царя. Илия защищался как мог и в конце концов махнул рукой и сказал: “Пусть Бог Сам откроет твою ложь против меня”. Но суд присудил Илии тюремное заключение, а Лука вернулся домой. Когда же был он уже недалеко от дома, вдруг услышал плач в доме. Лука весь похолодел, вспомнив слова Илии. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в огонь, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. А утром рано пошел в суд и признался, что оговорил Илию. Судьи тут же отпустили Илию, а Луку наказали за лжесвидетельство. И так Луку постигло два наказания за один грех: Божие и человеческое.

А вот как ближний твой может разоблачить твое лжесвидетельство.

В Ницце жил мясник, по имени Анатолий. Его подкупил один богатый, но нечестный торговец, чтобы тот дал ложные показания против своего соседа, которого звали Эмиль. Анатолий будто бы видел, как Эмиль облил керосином и поджег дом этого торговца. И Анатолий как был научен, так и свидетельствовал на суде. Эмиль был осужден. Когда же он отбыл наказание, то зарекся, что докажет, что Анатолий соврал на суде. Эмиль был трудолюбивый человек и быстро заработал тысячу монет. Он решил с помощью этих денег заставить Анатолия признаться пред всеми в своем лжесвидетельстве. Первым делом Эмиль нашел людей, знакомых Анатолия. Договорился с ними, что они поступят следующим образом: позовут вечером Анатолия на ужин, напоят его крепко и тогда ему скажут, что им требуется свидетель, который бы на суде свидетельствовал против одного содержателя кофейни, будто бы тот является неким злодеем. Когда этот план поведали Анатолию, разложили перед ним тысячу золотых монет и спросили, не может ли он найти надежного человека, который бы на суде так свидетельствовал. У Анатолия загорелись глаза, когда он увидел такое количество золота перед собой, и он тотчас заявил, что сам примет участие в лжесвидетельстве. Но эти люди высказали свое сомнение в том, что он сумеет выступить на суде, ничего не спутав и не забыв. Анатолий же доказывал горячо, что именно он-то и способен. А они его спрашивают, есть ли у него опыт и пробовал ли он так поступать. Не заметив никакой ловушки, Анатолий им признался, что ему и раньше заплатил один господин, за то что он лжесвидетельствовал против Эмиля, и по его лжесвидетельству Эмиля осудили на каторгу. Когда люди это услышали, они все пересказали Эмилю. Утром Эмиль подал иск в суд. Анатолий был осужден на тяжелые работы. Так правда Божия настигла клеветника Анатолия и очистила честь и имя праведного Эмиля.

О Господи Боже Праведный, как же несчастны люди, которые не слушают Твоей святой заповеди и не пригвождают к ней свое сердце и свой язык. Помоги мне грешному, Боже, не грешить на истину. Просвети мя истиной Твоей, Иисусе Сыне Божий, и сожги всю ложь в моем сердце, как садовник сжигает гнезда гусениц на фруктовых деревьях в саду.

Оцените статью
Добавить комментарий