Троицкая родительская суббота | Одигитриевский женский монастырь

Троицкая родительская суббота | Одигитриевский женский монастырь

Одигитриевский женский монастырь

Троицкая родительская суббота

Четверг, 16.06.2016 08:00


Заупокойное поминовение в родительскую субботу:

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Потому что у всех нас есть такой богатый родственник. Это – Христос, Который и вочеловечился для того, чтобы сделать нас Своими родственниками по плоти. А родственников не судят беспристрастно, их судят – с любовью. Его суд – не наш суд. Достаточно вспомнить, сколько раз в Евангелии Христос оправдывает и защищает тех, кого люди осудили, причем из самых справедливых соображений.

Наши мертвые нас не оставят в беде…

Бывает, что уехавший сын сам отправляет родителям богатые посылки и переводы. В истории Церкви немало примеров, когда молитвенное общение с усопшими помогало живущим решить свои земные проблемы. Вот несколько примеров.
У одного священника умерла жена, которую он очень любил. Горечь утраты оказалась для него непосильной, и он начал пить. Каждый день он поминал ее в своих молитвах, но все глубже и глубже погружался в трясину алкоголизма. Однажды к этому священнику пришла прихожанка и рассказала, что во сне к ней явилась его умершая жена и сказала: “Налей мне водки”. “Но ведь ты же никогда не пила при жизни”, – удивилась прихожанка. “Мой муж приучил меня к этому своим нынешним пьянством”, – отвечала умершая.

Этот рассказ настолько потряс священника, что он навсегда бросил пить. Впоследствии он принял монашество. Скончался в сане епископа. Звали его – Владыка Василий (Родзянко).
Другой случай. Студент духовной академии шел на экзамен, недостаточно хорошо зная материал. В коридоре на стене висели портреты ученых и богословов, в разные годы преподававших в академии. Студент молитвенно обратился к одному из давно почивших преподавателей, с просьбой – помочь ему сдать экзамен. И на всю жизнь запомнил, насколько явной была эта помощь. Экзамен он сдал на “отлично”, все время ощущая спокойную, доброжелательную поддержку того, к кому он обратился. Студент тоже стал монахом, а потом – епископом. Это – владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. А на портрете был изображен преподаватель МДА митрополит Филарет (Дроздов), впоследствии, канонизированный как Святитель Филарет Московский (кстати, историю эту владыка Евлогий рассказал, когда Синод собирал материалы для канонизации свт. Филарета).

Удивительный случай молитвенного общения с усопшими описывает митрополит Сурожский Антоний. Однажды к нему обратился человек, который во время войны случайно застрелил любимую девушку, свою невесту. Одним выстрелом он разрушил все, о чем они так много вместе мечтали. Счастливую жизнь после войны, рождение детей, учебу, любимую работу… Все это он отнял не у кого-то, а у самого близкого и дорогого человека на земле. Этот несчастный прожил долгую жизнь, многократно каялся в своем грехе перед священниками на исповеди, над ним читали разрешительную молитву, но ничего не помогало. Чувство вины не уходило, хотя со времени того злополучного выстрела прошло почти шестьдесят лет. И Владыка Антоний дал ему неожиданный совет. Он сказал: “Вы просили прощения у Бога, которому не причинили вреда, каялись перед священниками, которых не убивали. Попробуйте теперь попросить прощения у самой этой девушки. Расскажите ей о своих страданиях, и попросите, чтобы она сама помолилась за вас Господу”. Впоследствии этот человек прислал Владыке письмо, где рассказал, что сделал все, как он велел и ледяная заноза вины, сидевшая в его сердце долгие годы, наконец, растаяла. Молитва убитой им невесты оказалась сильнее его собственных молитв.

Да и сам митрополит Антоний рассказывал, как в трудные минуты своей жизни он обращался к своей усопшей маме с просьбой помолиться за него, и много раз получал ожидаемую помощь.
Когда-то Владимир Высоцкий пел: “…Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые”. Уходя из этой жизни, наши любимые становятся ближе к Господу и могут ходатайствовать за нас перед Ним. Поэтому мы и молимся святым, которые канонизированы Церковью. Но нельзя забывать, что святыми Церковь считает не только внесенных в святцы прославленных угодников Божиих. Святыми в Церкви названы все христиане, освящающиеся Пречистыми Телом и Кровью Христовыми в таинстве Евхаристии. И если наш близкий при жизни был членом Церкви, исповедовался и причащался святых Христовых Тайн, тогда у нас не может быть достаточных оснований считать, что после его смерти он нуждается в нашем поминовении более чем мы в его молитвах за нас. Святитель Киприан Карфагенский писал: “…Не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века. Мы должны устремляться за ними любовью, но никак не сетовать за них: не должны одевать траурных одежд, когда они уже облеклись в белые ризы”.

Часто задаваемые вопросы

Надо ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

В Родительскую субботу издревле принято посещать кладбища. Для наших предков кладбище было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках.

Главное — не стоит ехать на кладбище вместо службы в храме. Нашим умершим родным и близким людям гораздно важнее наша молитва, чем посещение могилы. Так что попробуйте проникнуться богослужением, вслушайтесь в песнопения в храме, обратите ваше сердце к Господу.

Нужно знать, что традиция оставлять еду на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало православную веру. Душам наших усопших близких нужна молитва. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима.

Как вести себя на кладбище:

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить Литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Молитвы

    Молитва об усопших Молитва об усопшем христианине Молитва вдовца Молитва вдовицы Молитва родителей о почивших детях Молитва детей об усопших родителях

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовицы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции

«Молись Господу об упокоении праотцев,
Отец и братий своих ежедневно утром и вечером,
Да живет в тебе память смертная,
И да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти,
Да и ширяется ежедневно дух твой мыслит о скоропреходящем житии твоем».
Cвятой праведный Иоанн Кронштадтский

За пределы жизни человеческой сегодня простирается наша молитва. Туда, в далекое и близкое царство мертвых, с молитвой, как с горящей свечой, мы стремимся принести скромный дар благодарной памяти и любви, прося у Бога милости ко всем усопшим, да во святых души их водворятся!

Поминальная родительская суббота устроена накануне празднования дня Святой Троицы и называется Троицкой субботой. В день основания Церкви, в Святую Троицу, благодать Духа Святого пронизала всю Церковь земную и всю Церковь Небесную, где праотцы и патриархи, священномученики, преподобные, святые.

Между Церквами земной и Небесной существует прямая связь; мы молимся святым, просим у них и они нас слышат. В день основания Церкви – день Святой Троицы – Дух Божий все в мире освятил, и живых и усопших, поэтому отцы Церкви с основания Церкви поминали усопших, своих дорогих родителей, своих братьев и сестер, и по внушению Духа Божия устроили поминальную субботу накануне праздника Святой Троицы.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Панихиды еще служились в катакомбной Церкви, когда первые христиане были гонимы в Римской империи, и слово «панихида» — в буквальном переводе с греческого языка означает «служение ночью» – «молитва ночью об усопших». Когда Церковь стала свободна, то панихида вышла из катакомб и стала службой об усопших. Со временем появились в Церкви поминальные субботы.

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения молитва Церкви ходатайствуют за своих усопших.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу. Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – это тоже есть милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде.

Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье — Кутию. Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т. е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. А наш долг и в том, и в другом случае с детскою покорностию ко Отцу Небесному должны говорить:

Отче наш, да будет воля Твоя! Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.

Преп. Антоний Оптинский

Делитесь со своими друзьями в Facebook!

Смысл и значение Троицкой родительской субботы

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Поздравляю вас с праздником — с Троицкой родительской субботой!

Почему я говорю с праздником? Потому что это праздник любви, мира и добра. Этот праздник поминовения усопших имеет глубокий смысл для нас, живущих на земле. Наш Бог не Бог мертвых, но Бог живых, который однажды нас создал и вложил в нас бессмертную душу. При кончине нашей жизни душа наша не умирает, но переходит в жизнь иную. Только в другом мире с теми же чувствами, с какими жила в теле находясь на земле. Иногда мы отрицаем будущую жизнь души нашей и крайне равнодушно относимся к загробной участи, совершенно не думая о ней.

Бывают различные причины нашего равнодушного отношения к вере в будущую жизнь: наше излишнее привязанность к благам мира, порабощение себя грехам и порокам.

Каждому из нас предстоит проделать этот путь — путь перехода из земной жизни в вечную. Наша Церковь проявляет заботу, поминая не только нас живущих на земле, но и умерших, ушедших в мир иной, зная, что усопшие слышат нас и ждут помощи. Наши слезные молитвы, вопль наш, могут умалить Творца, чтоб Он изменил участь усопших людей к лучшему.

Приведем пример: «Однажды преподобный Макарий, ходя по пустыне, увидел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он услышал, что череп издавал какой-то звук.

— Чей ты, череп? — вопросил старец. И последовал ответ:

— Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, а ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду.

— Какая же вам бывает отрада и какая мука? – снова спросил Преподобный.

— Как небо отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, от ног до головы, — отвечал со стенанием череп, — и мы не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляет нам некоторую отраду. Прослезился Преподобный и сказал:

— Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию. Потом спросил он:

— А есть ли муки другие, большие?

— Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавше Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки. После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошел в большом раздумье».

Перед Богом мы все живые. У нас живущих на земле есть возможность свободно веровать в Бога или не веровать, мы можем творить добрые дела или творить зло, — конечно не дай Бог нам делать это зло, а усопшие души не имеют такой возможности свободы.

Сегодня, накануне Троицына дня — поминальная суббота. Мы собрались с вами испросить в молитве благословения для себя и для усопших. Церковь установила молиться за усопших в субботу и в самый день Троицы. В эти дни Господь особенно благоволит ко всем живущим на земле, и даже находящимся во аде.

В молитвах за богослужением мы просим Пресвятую Троицу за наших сродников усопших, которые может не наследовали Царство Божие по своей жизни греховной. Мы хотим помочь им своей молитвой. Поэтому нам легко сегодня молиться о дорогих наших близких, знакомых и незнакомых, обо всех людях.

От нас требуется избегать зла, прилепляться к доброму — в этом наша жизнь, потому что зло – это гибель души нашей. Мы должны стремиться каждый час, каждую минуту и всю свою жизнь быть лучше, чище, работать над своей душой, очищением сердца. Нам нечем гордиться друг перед другом. Апостол Павел говорит: «Чем я могу похвалиться, кроме своих немощей?» Если такой великий апостол сознавал свою немощь, как же мы должны думать о себе?

Кто не без греха, прожил эту жизнь?! Смерть заставляет быть должниками пред Богом, то есть при жизни соблюдал ли человек заповеди Божии, делал ли добрые дела.

Наша молитва поможет нашим усопшим почувствовать нашу заботу и любовь!

Желаю всем помощи Божией. Храни вас всех Господь!

Троицкая суббота и Троица 2021: даты, история и традиции, гадания, русалочьи запреты

День Святой Троицы (Пятидесятница) — один из главных христианских праздников, связанных с Иисусом Христом и завершающих пасхальный цикл. Канун праздника — Троицкая родительская суббота — в народно-православной традиции считается главным поминальным днем года. Празднования на Троицу имеют дохристианские корни, период тесно связан со славянскими традициями поминовения.

Кроме того, в славянских землях начало лета было временем Русалий. С водной нечистью были связаны различные обряды и суеверия, самый известный из которых — запрет в это время купаться и вообще приближаться к открытой воде.

Подробности — в материале ФАН.

Когда в 2021 году Троицкая суббота и Троица в России

Православная Троица отмечается в восьмое воскресенье после Светлого Воскресения Христова, на десятый день после праздника Вознесение Господне. Поскольку Троица всегда наступает на 50-й день после Пасхи, другое название праздника — Пятидесятница. В православии Троица относится к двунадесятым (12-ти важнейшим, помимо Пасхи) праздникам.

В 2021 году православные церкви, живущие по юлианскому календарю, в том числе Русская православная церковь, отмечают Троицу в воскресенье, 20 июня; Троицкая родительская суббота приходится на 19 июня. Понедельник, 21 июня — это Духов день (День Святого Духа). С дохристианских времен на Руси в это время начинался период, который называется Русалии.

Троица: что за праздник

Праздник в честь Святой Троицы посвящен описываемому в евангельских источниках событию, которое называется Сошествие Святого Духа. Согласно преданию, на 50-й день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, так им повелел сделать сам Иисус накануне своего Вознесения. Когда апостолы находились в Сионской горнице, они услышали мощный шум, напоминающий гул надвигающегося урагана, этот звук быстро наполнил все помещение.

В этот момент, как описывал это позднее евангелист Лука, на апостолов с небес спустились огненные языки, по одному на каждого. Так, согласно христианской трактовке этого события, на учеников Христа сошел Святой Дух, после чего апостолы стали говорить на разных языках, которых не знали прежде. Тем самым ученики Иисуса получили возможность проповедовать учение Христово разным народам.

Считается, что с этого момента христианство стало мировой религией, оторвавшись от своих иудейских корней. Создателем Церкви Христовой считается апостол Петр, который после получения дара проповедовать на разных языках привлек в христианство тысячи новых адептов.

Для христиан Троица символизирует божественное триединство: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Святой Дух, изображаемый в виде голубя.

Традиции Троицкой субботы

Троицкая суббота в православии — очень важный день. Считается, что в канун Троицы живые и умершие вместе празднуют спасение человечества Иисусом Христом в ожидании будущего всеобщего Воскресения. Чтобы приблизить это момент, живые возносят молитвы об умерших христианах, в первую очередь о своих близких.

В этот день на Руси было принято посещать храмы, а также кладбища, обустраивать могилы, украшая их березовыми ветками (русский символ Троицы) и цветами. В России до сих пор на Троицу принято посещать церковь и кладбища, украшать могилы березовыми ветками и искусственными цветами, зажигая свечи или лампады.

Также есть не одобряемый церковью, но очень древний и живучий народный обычай: поминать покойников прямо на кладбище, оставляя на могилах для них снедь и даже рюмки с алкоголем. Как правило, после таких импровизированных поминок на могилах оставляют различные сладости, иногда довольно дорогие. Эти лакомства не возбраняется брать нищим или просто прохожим. Взятое можно съесть, но выносить с кладбища нельзя, это считается запретным.

После посещения кладбища на Руси было принято в Троицкую субботу или на Троицу устраивать дома поминальную трапезу. Исторически такие трапезы были совместными для всей общины, их организовывали на природе, расстилая скатерти на земле. Традиционными поминальными славянскими блюдами считаются блины, яйца и яичница, ритуальная сладкая каша (кутья), кисель, специально сваренное пиво. Крепкий алкоголь на поминках пить было не принято, пьяниц сурово осуждали. Мясо разрешено — это большой христианский праздник, который приходится на время мясоеда (до начала Петрова поста).

Русалочьи шалости

Этот период, начиная с Троицы, а в дохристианские времена — с начала июня, называют Русалии. Наши славянские предки считали, что в это время рано купаться в открытых водоемах, поскольку вода еще холодная и нечистая. При этом, согласно суевериям, разбуженные первым теплом русалки не только могут утащить на дно раннего купальщика, но и замышляют разные каверзы на земле. Они выбираются из водоемов погреться, рассаживаются на деревьях, пугают людей, насылают болезни на домашний скот. Иногда к разбуженным русалкам присоединяется их хозяин — водяной, и вся эта «мокрая» нечисть шумит, поет песни, куролесит, вредит посевам и скоту. Чтобы утихомирить русалок и загнать их обратно в воду, нечисть пугали кострами, которые люди разводили на пригорках и берегах водоемов, шумом, криками и заклинаниями.

Что нельзя делать на Троицкую субботу и Троицу

На Троицу не стоит усердствовать с «пирушками» на могилах, увлекаться алкоголем, а также, согласно народной примете, нельзя купаться и вообще приближаться к водоемам, а также ходить в лес, чтобы не попасть в руки русалок и другой водной нечисти.

На Руси в этот день под запретом были вообще все манипуляции с водой: не только стирка, но даже мытье и купание детей. Нельзя было стричься, запрещались женские рукоделия и вообще использование металлических острых предметов, под строгим запретом была уборка в доме, особенно влажная.

Гадания на замужество

В Троицкие дни на Руси девушки гадали на женихов и замужество. Одно из самых известных гаданий — завивать березку. На неделе перед Троицей девушки прямо на деревьях плели косички из тонких березовых веточек, склоняющихся книзу. На Троицу проверяли — если косичка цела — пора готовиться к встрече сватов; расплелась — придется ждать замужества еще как минимум год.

Еще одно популярное гадание — с венками. Девушки плели венки из первых полевых цветов или из березовых веток, надевали их на голову, а потом, как бы невзначай, «стряхивали» в воду. Куда венок поплыл — оттуда и суженый появится; венок закружился у берега — хозяйку ждет долгое девичество; расплелся или утонул — не избежать неприятностей.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

    Патриарх Новости Документы Межсоборное присутствие Публикации Организации Персоналии Фото Видео Аудио Анонсы Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    Архиерейский Собор-2021 Архиерейский Собор-2017 Архиерейский Собор-2016 Архиерейский Собор-2013 Архиерейский Собор-2011 Поместный Собор-2009 Архиерейский Собор-2009 Патриарх Высший Церковный Совет Межсоборное присутствие Синодальные учреждения Московская Патриархия Епархии и Экзархаты Поместные Церкви Церковь и государство Церковь и общество Наука и образование Издательства и СМИ Памятные даты Межрелигиозные отношения Гонения на христиан Инославие Старообрядчество

Главные новости

Предстоятель Русской Церкви обратился к председателю Правительства РФ с просьбой поддержать законопроект, ограничивающий применение вспомогательных репродуктивных технологий для иностранцев в России
Святейший Патриарх Кирилл впервые возглавил заседание Архиерейского совета Московской митрополии
Святейший Патриарх Кирилл принял ректора Николо-Угрешской духовной семинарии
Святейший Патриарх Кирилл благословил усилить в московских и ставропигиальных храмах меры по профилактике распространения коронавирусной инфекции
Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

Архив

Богослужебные указания за 3 июня 2017 года

Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота.

Владимирской иконы Божией Матери (служба переносится на четверг, 19 мая). Равноапп. царя Константи́на и матери его царицы Еле́ны (служба может быть перенесена на четверг, 19 мая). Блгв. кн. Константи́на и чад его Михаи́ла и Фео́дора, Муромских чудотворцев. Прп. Кассиа́на грека, У́гличского чудотворца.

Красного́рской иконы Божией Матери.

Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.

Примечание. Служба в честь Владимирской иконы Божией Матери переносится на четверг, 19 мая. На четверг, 19 мая, может быть перенесена и служба равноапп. Константина и Елены (см. Типикон, 25 мая, 2-е «зри»).

Служба по Цветной Триоди.

Примечание. Заупокойная служба Троицкой родительской субботы, согласно Типикону, совершается, «я́коже предызъяви́ся в суббо́ту мясопу́стную, во всем подо́бне», включая соотношение заупокойных текстов Триоди с песнопениями системы Октоиха. Ежегодно Троицкая родительская суббота приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди – субботу 7-й седмицы по Пасхе, поэтому заупокойные песнопения Триоди ежегодно соединяются с песнопениями Октоиха 6-го гласа, действующего в данную седмицу. В силу этого, тексты 6-го гласа, принадлежащие системе Октоиха и использующиеся в субботу 7-й седмицы по Пасхе, приводятся в Цветной Триоди на ряду (ср., напр., мученичны на «Господи, воззвах», стиховны вечерни и утрени).

Порядок чтений, согласно календарю:

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученичны (из Триоди), глас 6-й – 3, и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами (см. в Цветной Триоди) – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди»; стих 2-й: «И па́мять их в род и род».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры из Триоди, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст.

Примечание. «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре Панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым» (ср.: Триодь Постная, л. 16 об.; Триодь Цветная, л. 225 и слл.). Канон мертвен, или покоин, за усопших см. в Цветной Триоди, л. 225 об. и слл. Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба77 мч. Васили́ска (с 22 мая)78. По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»79 на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны из Триоди, глас 6-й.

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи. », на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды)80.

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом81; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды82.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален Триоди, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…»83. Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть»84. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Ексапостиларий Триоди: «Па́мять соверша́юще. ». «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди: «Сла́досте А́нгелов. ».

«Всякое дыхание…»85 и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас 6-й: «Ты еси Бог наш…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры из Триоди, глас 6-й (с заупокойными стихами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яви́лася еси…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже. ». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст.

На часах – тропарь: «Глубино́ю му́дрости …». Кондак: «Со святыми упокой…».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны канона Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апостол дня – Деян., зач. 51, и за упокой – 1 Кор., зач. 163 (по Триоди), или 1 Сол., зач. 270 (по служебному Апостолу).

Аллилуиарий: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Евангелие дня – Ин., зач. 67, и за упокой – Ин., зач. 21 (по Триоди), или Ин., зач. 16 (по служебному Евангелию).

Примечание. «Между уставными указаниями относительно апостольского и евангельского заупокойных чтений в этот день, помещенными, с одной стороны, в служебных Апостоле и Евангелии, с другой – в Цветной Триоди, существует полное расхождение. В то время как первые указывают в данную субботу обычное субботнее апостольское (1 Сол. 4, 13–17) и евангельское (Ин. 5, 24–30) чтения, Триодь предписывает брать первое из 1 Кор. 15, 47–57 (рядовой заупокойный Апостол пятницы целого года), второе – из Ин. 6, 35–39 (таковое же Евангелие среды). Данную триодную традицию можно проследить по соответствующим славянским и греческим памятникам (Триоди, Типиконы), по крайней мере, до XV в. Что же касается отмеченных указаний служебных Апостола с Евангелием, то их давность не превосходит времени появления здесь указаний на Апостоли и Евангелия за упокой по вся дни» (Православный церковный календарь на 1920 г.).

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Причастен: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л…».

Вместо «Ви́дехом Свет Истинный…» принято петь тропарь «Глубино́ю му́дрости…».

77 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 751. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. См. также примечание на повечерии в субботу мясопустную (5 февраля).

78 Службы рядовых святых могут быть совершены заранее – на повечериях предшествующих дней данной седмицы.

79 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

80 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии.

81 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

82 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

Оцените статью
Добавить комментарий