БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ – Древо

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ – Древо

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ

Богослужебные круги́ – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

Суточный круг богослужений

Суточной богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Богослужебные “сутки” по еще ветхозаветной традиции (“И был вечер, и было утро – день один” и т. д.) начинаются с вечера (а не с полночи, как принято в гражданском календаре) и состоят из следующих чинопоследований (в скобках указано условное время их совершения по современному времяисчислению; на практике оно может быть существенно иным):

    Девятый час (15 ч.) Вечерня (18 ч.) Повечерие (21 ч.) Полунощница (24 или 0 ч.) Утреня (3 ч.) Первый час (6 ч.) Третий час (9 ч.) Шестой час (12 ч.) Литургия[1]

Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Недельный (седмичный) круг богослужений

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.

Каждый день недели особо посвящен определенной теме:

    Воскресенье – Воскресение Христово. Понедельник – прославление бесплотных сил Ангельских. Вторник – прославление св. Иоанна Предтечи и пророков. Среда – воспоминание предательства Иуды (и, поскольку с этого по сути началось время Страстей Господних, совершается служба Кресту, а день является постным). Четверг – прославление свв. Апостолов и свт. Николая Чудотворца. Пятница – воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя; служба Кресту, день постный). Суббота – прославление Божией Матери и всех святых. Также поминаются усопшие.

Восьминедельный осмогласный круг богослужений

Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т. о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. См. также осмогласие.

Годовой круг богослужений (неподвижный и подвижный)

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.

Неподвижный годовой богослужебный круг – связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.

Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель), Пятидесятницы и Октоиха.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста), Триоди Цветной (Пятидесятницы) и Октоиха.

Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одинадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Круг, который обычно “забывают”, перечисляя богослужебные круги. Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано 11 фрагментов [2], повествующих о событиях после Воскресения Христова. Эти фрагменты читаются поочередно (номер всегда указывается в богослужебном календаре). С каждым из этих 11 фрагментов связана своя особая “евангельская стихира”, котороя должна петься на “славу” после стихир на хвалитех.

[1] Евхаристия, как таинство Царства и Будущего века, находится как бы за пределами времени сего, и поэтому не имеет определеного времени совершения в суточном круге. В большинстве случаев Литургия совершается после Шестого часа, реже – после Вечерни. Подробнее – в статье “Литургия”

[2] Число 11 символизирует одинадцать оставшихся на то время апостолов – после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия

Недельный круг богослужений

Православное богослужение удивительно и практически неповторимо. Если вы постараетесь запомнить богослужение в определенный день и придете в храм через год, богослужение будет другим. Ведь оно зависит от совпадения сразу трех циклов — суточного, недельного и годового круга богослужений. О недельном круге, его содержании и особенностях ученикам нашей школы рассказывает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы п. Ровное священник Кирилл Бауков.

Православное богослужение циклично. Так, каждый год Церковь проживает Священную историю, вспоминая Рождество, страдания, смерть и Воскресение Христа. Причем мы не только слышим в храме об этих событиях, воскрешая в памяти какие-то детали, но и задумываемся над их нравственным значением для нашего спасения и преображения души.

А каждую неделю повторяется недельный круг богослужений. Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней, точнее, посвящение этих дней какому-то важному событию из жизни Спасителя или особо почитаемому святому.

Богослужебный недельный цикл начинается с воскресного дня, ведь это самый главный день седмицы, получивший название «малая Пасха». Собственно говоря, словом «неделя» в церковном календаре называют именно этот день, когда христиане отдыхают и не делают житейских дел (не-деля). В сознании современного человека воскресный день — это день отдыха, заканчивающий рабочую неделю. А в церковном сознании наоборот — воскресенье открывает неделю.

Урок литургики

Понедельник

Если мы посмотрим далее на недельный круг, то отметим, с какой последовательностью и внутренней логикой он выстроен. На протяжении седмицы Церковь вспоминает события Ветхого и Нового Заветов, начиная от самого сотворения мира. Небесные Бесплотные силы были созданы раньше человека, именно поэтому Церковь вспоминает их прежде всего.

Само слово «понедельник» значит «после недели» — второй день после воскресенья. В этот день Церковь молитвенно поминает Архангелов и Ангелов и все Небесные силы, которым Господь поручил охранять человека и помогать ему в совершении добрых дел. Тропарь дня раскрывает смысл небесного заступничества Бесплотных сил: «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас, кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия, от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил».

Служба Бесплотным силам включает в себя три стихиры на «Господи, воззвах» и второй канон, читаемый на утрени, написанный исповедником Феофаном Начертанным.

В некоторых русских монастырях существует традиция соблюдать пост еще и в понедельник. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Бесплотных сил.

Вторник

Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Истинному Богу сделали возможным пришествие в мир Спасителя мира. Олицетворением этой ветхозаветной праведности является святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, о котором Христос сказал, что из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Иоанн Креститель прославляется Церковью как «Ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Службы понедельника и вторника содержат большое количество текстов покаянного характера. Стихира на «Господи, воззвах», которая поется в понедельник вечером, имеет определенное сходство с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского: «Все житие мое срамно изжих, Господи, со блудницами окаянный, якоже блудный умилением зову: Отче небесный, согреших очисти и спаси мя».

Среда

В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В эти дни в течение всего года, за исключением сплошных седмиц, установлен пост. Многие песнопения этих дней, включая каноны на утрени, посвящены Честному и Животворящему Кресту и Пресвятой Богородице.

В среду Церковь вспоминает Тайную Вечерю, когда Господь собрал своих учеников, поведал им тайны Своей крестной смерти и Воскресения, а также установил Таинство Евхаристии. Также в среду мы вспоминаем, как сребролюбивый Иуда предал Христа за тридцать серебреников.

В этот день поется многим христианам знакомый тропарь Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Четверг

После Воскресения Христова святые апостолы отправились по всему миру проповедовать Слово Божие. Потому в четверг Церковь молитвенно прославляет апостолов и их преемников в лице одного из самых почитаемых святых — святителя Николая Чудотворца.

Апостолам посвящены на вечерне первые три стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры на стиховне, на утрени — седальны, первый канон и стихиры на стиховне. Святителю Николаю посвящены на вечерне три стихиры на «Господи, воззвах», на утрени — второй канон.

Пятница

Трагические события Голгофской Крестной жертвы, бичевание, издевательство и казнь Иисуса Христа являются темой пятницы. Поэтому вся Церковь держит пост и вспоминает Животворящий Крест Господень. В пятницу второй канон утрени носит название «крестобогородичного». В «крестобогородичных» песнопениях Церковь молитвенно состраждет и прославляет Богородицу в Ее скорби и крестостоянии.

Суббота

Суббота — последний день недели, и в этот день Церковь вспоминает всех святых. И первой среди этих святых особо почитается Пресвятая Богородица. Конечно, мы прославляем Божию Матерь в любой день седмицы, но в субботу Она почитается особо. Также в этот день поминаются все наши усопшие, поминовение соединяется с воспоминанием о пребывании Господа Иисуса Христа во гробе и победе Его над смертью.

Как возник недельный круг богослужений?

Истоки формирования седмичного богослужебного круга христианской Церкви следует искать в Ветхом Завете. Четвертая заповедь Моисеева законодательства гласит: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу Твоему (Исх. 20, 8–10). Суббота воспринималась, прежде всего, как день покоя, отдохновения от трудов, в память о том, что в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. В субботу совершалось священное собрание (см.: Лев. 23, 3); в этот день в жертву Господу приносились всесожжения (см.: Чис. 28, 9) и хлебы предложения (см.: Лев. 24, 8). В эпоху после вавилонского плена суббота становится основным богослужебным днем недели: в этот день иудеи собираются в синагогу для молитвы и чтения Священного Писания.

В христианстве ветхозаветное предписание о соблюдении субботы подверглось радикальному пересмотру. Христос не отвергал это правило и Сам посещал синагогу по субботам (см.: Лк. 4, 16), однако позволял Себе нарушать предписание о субботнем покое, доказывая иудеям, что Сын Человеческий — господин и субботы (см.: Мк. 2, 28). Ученики Христа после Его Вознесения продолжали посещать храм по субботам, однако днем совершения Евхаристии становится первый день недели. После того как двери Церкви открылись для язычников, соблюдение субботы в том виде, в каком оно предписывалось в Ветхом Завете, потеряло смысл.

Раннехристианские писатели говорили о субботе как об одном из иудейских обычаев, который отмирает после пришествия в мир Христа. На смену «субботствованию» приходит «жизнь Воскресения». Нередко этот день называли «восьмым днем» — как прообраз вечности. Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который Христос воскрес из мертвых.

В середине IV века противопоставление воскресенья субботе было закреплено в 29-м правиле Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати».

Вместе с Церковью

Богослужение в дни седмицы отличается меньшей торжественностью, чем в воскресенье. Но это не значит, что они менее глубоки и умилительны. Тема дня раскрывается на материале замечательных стихир, канонов, седальнов, тропарей и кондаков, которые нужно научиться слушать.

Среди недели большинство верующих людей работают и не могут посещать вседневное богослужение. И потому каждый православный христианин в своем молитвенном правиле, которое совершается дома, должен стараться на протяжении всей недели прославлять святых или события Священной истории, которые вспоминает Церковь. Например, в понедельник мы можем помимо утренних и вечерних молитв почитать канон Ангелу Хранителю, во вторник — святому Иоанну Крестителю, в среду — покаянный канон к Спасителю, в четверг — святителю Николаю Чудотворцу, в пятницу — канон, посвященный Кресту Господню. В субботу мы может в своем домашнем правиле прославить Пресвятую Богородицу и помолиться за усопших родственников. В церковной лавке каждого храма, как правило, имеется огромное количество молитвословов, которые очень помогут в молитвенном делании.

Завершается недельный богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям, постигая высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.

Богослужебные круги

Богослужебные круги – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

1. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)

Вечерня – служба, на которой мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие – служба, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня – служба, на которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час освящает молитвою уже наступивший день.

На Третьем часе упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На Шестом часе воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На Девятом часе воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: Вечернее, утреннее и Дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется Всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер
1. Девятый час – (≈ 3 часа дня)
2. Вечерня (около 9-го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката).
3. Повечерие (совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании Вечерни).

Утро
1. Полунощница – (00 часов)
2. Утреня (должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце; в Неделю Пасхи начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом)
3. Первый час – (≈ 6 часов утра)

День
1. Третий час – (≈ 9 часов утра)
2. Шестой час – (≈ 12 часов дня)
3. Литургия (чаще всего утром).

2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.: Тропари и кондаки дней седмицы

В Воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В Понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во Вторник прославляется Святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В Среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В Четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В СубботуДень покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, Праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все Усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т. о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.

Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.

3. Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг – связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.

Из всех праздников самым большим является Праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются Двунадесятыми.

Есть праздники и в честь Великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и Святых.

По времени празднования праздники делятся на Неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и Подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на Великие, средние и Малые.

Великие праздники всегда имеют Всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).

Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одиннадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Не стоит забывать и об одиннадцатинедельном круге евангельских чтений и стихир на воскресной утрени, который обычно упускают из виду, перечисляя богослужебные круги. Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано одиннадцать фрагментов, повествующих о явлениях Спасителя после Его Воскресения (число «11» символизирует одиннадцать оставшихся на то время апостолов – после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия). Эти фрагменты так и называют «воскресными Евангелиями» и по очереди, неделя за неделей, читают на воскресной утрене.

Суточный круг богослужения
Все лекции Православных просветительских курсов

Схема суточного круга богослужения, особенности и что собой представляет

Согласно церковному Уставу, существует годовой, недельный и суточный круг православного богослужения. У всех служб последовательный и повторяющийся характер. Правда, в ряде случаев (для удобства мирян, на Великий Пост, в канун значимых для церкви праздников) кое-какие службы могут не проводиться или проводиться совместно (группироваться) с другими.

Из чего состоит суточный круг богослужения

Суточный круг проходит в течение одних суток. Священнослужители в такой отрезок времени должны провести 9 служб. Согласно Уставу (Типикону), начало дня отсчитывается с позднего вечера, когда солнце заходит за горизонт.

Вечерня

С нее начинается суточный круг. Служится вечером. Начинается прочтением 103 Псалма. На этой службе читают благодарственные молитвы Всевышнему за уходящий день.

Повечерие

Служится перед сном. На этой службе читаются псалмы, Всевышнего просят прощения прегрешений, помощи, заступничества. Произносят «Символ Веры». Молятся Пренепорочной Деве («Нескверная», «Неблазная»), Богу («О благословении на сон грядущий»).

Служится оно лишь после вечерни (согласно Уставу — после монастырской трапезы). Великое повечерие служится только в Великий Пост, в канун Рождества, Богоявления, Благовещения. Малое совершается на протяжении 12 месяцев.

Полунощница

Идет в полночь. Этот час принято освящать молитвой. В Полунощницу читают псалмы 50 и 118, молитву — «Символ Веры», песнь — «Се жених грядет в полунощи», молятся за усопших. Служба бывает повседневной, только субботней, воскресной, праздничной, пасхальной. На богослужении верующие каются в грехах, клянутся в верности Господу, молятся Богу.

Утреня

Служба совершается ранним утром (еще до восхода солнца). Это самое продолжительное богослужение, так как только ранним утром во время гонений христиан было безопасно молиться. В некоторых приходах Утреня служится вместе с Вечерней.

Христиане молятся в знак благодарности за спокойную ночь и благодарят Всевышнего за новый день. Утреня начинается с молитв Царю Небесному, потом читают шесть псалмов. Верующие молятся, прославляя Спасителя, Божью Церковь, святых мучеников. В конце службы просят Бога о духовных благах.

Первый час

Служба проходит в 7 утра. На богослужении читаются начальные молитвы, три псалма, тропарь. Верующие прославляют Господа за новый день и за восход солнца. В конце читается — «Иже на всякое время и на всякий час».

Третий час

Служится с 9 утра. На этой службе вспоминают исторические моменты — расправу Пилата над Господом, а также явление Святого Духа.

Шестой час

Начинается в 12 дня. На этом богослужении священнослужители вспоминают грехопадение Адама. Христиане молятся, вспоминая распятие Господа.

Девятый час

Начинается в 15 часов дня. Эта служба посвящается воспоминаниям о казни Господа через распятие. Христиане молятся, вспоминая Крестную Смерть Бога.

Божественная литургия

Это главная служба, по отношению к которой все богослужения являются подготовительными. Проводится единожды в сутки. Может проводиться после Шестого часа или сливаться с Вечерней.

На заре становления христианства во время гонений совершалась ночью или с утра. В наши дни проводится утром, перед обедом. На службе молятся, читают псалмы, вспоминают все моменты земной жизни Всевышнего и совершают таинство Причащения.

Схема современного православного богослужения

Службы проводят в строго отведенное Уставом время. В монастырских храмах свято соблюдают подобный распорядок. Однако, для удобства прихожан, занятых своими мирскими заботами и трудами, их поделили на 3 церемонии.

Вечернее

Включает — Девятый час (в 15.00), Вечерню, Повечерие.

Утреннее

Включает — Полунощницу (в 24.00), Утреню, Первый час (7.00).

Дневное

Включает — Третий (9.00), Шестой час (12.00), Литургию.

Как проходит недельный круг

Это различные тексты, вставляемые в суточные церемонии. Своих служб этот круг не имеет. Каноны Седмичного круга записаны в Октоихе и Триоде (частично). Все тексты, составляющие Седмичный круг, повторяются еженедельно и на протяжении двенадцати месяцев.

Воскресенье

Христиане в воскресный день вспоминают о Воскресении Христа. В Уставе этот день называют неделей от слова «не делать», то есть не работать.

Понедельник

Верующие прославляют ангельские силы. Ангелы — существа без плоти, которые служат Всевышнему. Они были созданы раньше человека.

Вторник

Верующие молятся во славу святому Иоанну Крестителю. Он считается большим праведником. Вспоминают и ветхозаветных великомучеников и пророков.

Среда

Христиане вспоминают об измене Иуды. Именно он предал Всевышнего и своего Учителя, отдал Бога на смерть. В среду верующие соблюдают пост. Прославляют Пренепорочную Деву, проводят службу Креста Господня.

Четверг

Христиане прославляют Святых Апостолов Христа. В четверг также вспоминают о пресвятом Николае Чудотворце.

Пятница

Этот день посвящен распятию и успению Господа Бога. В пятницу все православные постятся. В пятничный день проводится служба Креста Господня.

Суббота

На субботних службах прославляют Пренепорочную Деву и всех великомучеников. Вспоминают усопших христиан.

Годовый круг

Этот цикл не имеет собственных служб. Тексты годового круга вставляют в суточные церемонии. Годовой цикл включает Месяцеслов и Пасхалию.

Каждый день

Ежедневно читают неизмененные тексты обрядов, составляющих Суточный круг. В церемонию включаются измененные молитвословия из недельного, годового круга. Каждый Божий день посвящен какому-то значимому в православии событию.

В честь подобных дат установлены молитвы, песнопения, различные чтения, обряды.

Пасха

В такой день прославляется Воскресение Христово. Важнейшее торжество, не приуроченное к какой-то определенной дате. Относится к подвижным. Отмечается не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Двунадесятые праздники

Важнейших праздничных событий всего 12. Их называют двунадесятыми, они бывают подвижными (зависящими от Пасхи) или неподвижными (с точно установленной датой). К ним не относят Пасху.

    Рождество Богородицы (21 сентября); Воздвижение Креста Господня (27 сентября); Вход в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря); Рождество Христово (7 января); Крещение Господне (19 января); Сретение Господне (15 февраля); Благовещение Богородицы (7 апреля); Преображение Господне (19 августа); Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

    Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; Пятидесятница.

Великие святые и ангелы

Ежедневно вспоминают великомучеников, отдавших свою жизнь во славу Всевышнему. Описание и перечень всех значимых праздников, посвященных святым великомученикам и ангелам, обязательно печатается в церковном календаре.

Классификация

Праздничные церковные события группируются и классифицируются. На службах, проводимых ежедневно на протяжении двенадцати месяцев, читаются тексты, предписанные Уставом, а также молитвословия по случаю выпавших на определенную дату праздников. По особо торжественным дням ритуал проведения службы несколько изменяется.

Неподвижные и подвижные

Месяцеслов состоит из неподвижных праздников, каждый из которых сопоставим с точно установленным числом месяца. Начинается месяцеслов с начала церковного года, то есть с 1 сентября. Главные неподвижные праздники называют двунадесятыми (их всего девять). К месяцеслову относят 3 поста.

Пасхалия — система подвижных праздничных событий. Прежде всего, — это Пасха. Пасхалия не привязывается к какой-то точной дате, зато ежегодно празднуется и зависит от дня, на который выпадает Пасха. Перед Воскресением Христовым идет Великий Пост, который длится шесть недель. На Пасхалию приходится 3 двунадесятых праздника. Начинается Пасхалия за 3 недели до Великого поста. Заканчивается — Неделей всех Святых, которую празднуют после Пятидесятницы.

По торжественности

Главным праздником считается Пасха. Она не принадлежит ни к какому разряду. В такой день проводится Пасхальное богослужение — церемония, на которой все тексты, в основном, поются.

Великие

К разряду великих относятся Двунадесятые, всего их 12. Верующие торжественно отмечают все события из земной жизни Всевышнего, а также связанные с его божественным Воскрешением. Великими также считаются 5 недвунадесятых дат.

Средние

Такие празднества установлены в честь святых, икон Пренепорочной Девы или важных для Церкви событий. Их количество никому не известно.

Малые

Дни в православии приурочены великомученикам или святым, преданно служившим вере, а также событию из церковной жизни.

Есть даты, когда отмечают сразу несколько небольших по значимости праздников.

Про всенощное бдение и божественную литургию

Всенощное бдение — торжественно проводимая церемония, совершаемая в канун Великих и кое-каких Средних праздников. Начинается оно вечером и должно заканчиваться на рассвете. В храмах служится не более 2 часов. Бдение включает Вечерню, Утреню и Первый час, таким образом, оно объединяет сразу две церемонии — вечернюю и утреннюю. После него, как обычно, днем проводится для прихожан Литургия.

Порядок проведения абсолютно всех богослужений закреплен в Церковном Уставе. Количество их в суточном круге изменяется лишь по решению, вынесенном Высшим Духовенством. Служба православной Церковью проводится ежедневно.

Все правила из Устава соблюдаются только в монастырях. В небольших приходах священнослужитель может служить службу только по воскресеньям. Христиане обязаны не только посещать храм и богослужения, но и молиться Всевышнему дома, каяться и просить прощения за грехи.

Круг Богослужений

Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

Недельным, или Седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девЯть: Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера — вечернею.

Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На Третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На Шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На Девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: Вечернее, утреннее и Дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное — из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется Всенощным бдением ( всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

НАГЛЯДНАЯ СХЕМА СУТОЧНОГО КРУГА БОГОСЛУЖЕНИЯ

Вечер
1. Девятый час — (3 часа дня)
2. Вечерня
3. Повечерие

Утро
1. Полунощница — (12 часов ночи)
2. Утреня
3. Первый час — (7 часов утра)

День
1. Третий час — (9 часов утра)
2. Шестой час — (12 часов дня)
3. Литургия

Недельным, или Седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дн ей недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В Воскресенье Ц ерковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В Понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы — Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во Вторник прославляется Святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В Среду в оспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В Четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В СубботуДень покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, Праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все Усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим Праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются Двунадесятыми.

Есть праздники и в честь Великих святых и в честь бесплотных Сил небесных — Ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и Святых.

По времени празднования праздники делятся на Н еподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и Подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на Великие, средние и Малые.

Великие праздники всегда имеют Всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 14 сентября н. ст, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Оцените статью
Добавить комментарий