Годовой круг богослужений

Годовой круг богослужений

Годовой круг богослужений

Посещая богослужение на протяжении нескольких лет, мы привыкаем к их порядку, видим некую последовательность и закономерность. Великие праздники, дни памяти святых повторяются снова и снова, позволяя нам увидеть те грани священных событий, которые ускользнули в прошлом году. Сегодня в нашей школе снова урок литургики, во время которого настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р. п. Мокроус священник Евгений Клементьев расскажет нашим ученикам о годовом круге богослужений..

Церковное богослужение имеет целью в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово, в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, а также расположить верующих к молитве и покаянию. А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение Таинств при богослужении, а особенно Таинства Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Как мы уже говорили на одном из уроков в нашей школе, все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. Сегодня мы поговорим о том, какие службы составляют основу годового круга богослужений, о том, что в нем изменяемо, а что постоянно.

Переходящие и непереходящие праздники

Каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых, а также и особым священным событиям. В церковном календаре установлено время праздников и время постов. Праздники также отличаются между собой по значимости, продолжительности и торжественности совершаемых богослужений.

Светлое Христово Воскресение (Пасха) является самым значимым событием церковного года. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем по значимости идут двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и праздники, посвященные святым.

По времени празднования праздники делятся на: неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

Два этих круга сформировались на основе двух календарей – лунного и солнечного. Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный – рождественскому. Пасха Христова – это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию. Поскольку время Смерти и Воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют «подвижный» круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали «рождение Солнца». Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды. День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря ст. ст.) и числа остальных праздников (таких как Благовещение, Сретение Господне), высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился «неподвижный» круг праздников.

В начале второго тысячелетия из церковных праздников выделились двенадцать главных, получивших в уставе название «двунадесятых». К числу непереходящих двунадесятых праздников относятся:

8/21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;

14/27 сентября — Воздвижение Креста Господня;

21 ноября / 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы;

25 декабря / 7 января — Рождество Христово;

6/19 января — Крещение Господне (Богоявление);

2/15 февраля — Сретение Господне;

25 марта / 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы;

6/19 августа — Преображение Господне;

15/28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.

В число переходящих праздников, дата которых зависит от даты Пасхи, входят:

За неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим;

40-й день после Пасхи — Вознесение Господне;

50-й день после Пасхи — Пятидесятница;

Пасха не включена в число двунадесятых праздников, так как в церковном календаре она стоит особняком, воспринимаясь как «праздников праздник и торжество торжеств». Перед некоторыми большими праздниками были установлены дни «предпразднства», а несколько дней, следующих за праздником, получили название «попразднства». В дни предпразднства и попразднства за богослужением читаются и поются некоторые молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.

Дни памяти святых

В конце первого и в течение всего второго тысячелетия церковный устав продолжает обогащаться памятями святых и новыми праздниками. Например, в память о явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме (X в.) был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

К концу VIII века почти каждый день посвящен либо празднику, либо памяти святого. Об этом свидетельствует, в частности, преподобный Феодор Студит, который в одной из проповедей (произнесенной 28 января) говорит: «Вчера мы восхваляли святого Златоуста; сегодня восхваляем приснопамятного Ефрема, а завтра будем восхвалять другого святого».

Святые, память которых празднуется Церковью, в Типиконе подразделяются на несколько категорий в зависимости от того, насколько торжественной бывает посвященная им служба. Святой «со бдением» – это святой, в день памяти которого совершается всенощное бдение. В дни памяти святых «с полиелеем» на утрене положено совершать полиелей и петь великое славословие, в дни памяти святых «со славословием» – только славословие, без полиелея. Святому, имеющему знак «на 6», поется шесть стихир на «Господи, воззвах», а святому, не имеющему праздничного знака, только 3 стихиры. Есть в церковном календаре и святые, которым вообще не была составлена отдельная служба.

С наибольшей торжественностью отмечаются дни памяти святых «со бдением». В церковном календаре таких дней немного:

26 сентября / 9 октября и 8/21 мая — дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова;

13/26 ноября — святителя Иоанна Златоуста;

5/18 декабря — преподобного Саввы Освященного;

6/19 декабря — святителя Николая Чудотворца;

30 января / 12 февраля — Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста);

23 апреля / 6 мая — великомученика Георгия;

11/24 мая – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;

24 июня / 7 июля — рождество Иоанна Предтечи;

15 / 28 июля – святого равноапостольного великого князя Владимира;

29 июня/12 июля — святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

29 августа /11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

К перечисленным памятям святых добавляются те, которые имеют в Типиконе пометку: «аще хощет настоятель, творим бдение». Устав предписывает совершать бдение также в день памяти святого, которому посвящен храм.

Помимо лиц, вошедших в общеправославных список святых «со бдением», в каждой Поместной Православной Церкви есть особо почитаемые святые, которым совершается всенощное бдение. В славянских Церквах к числу таковых относятся, в частности, равноапостольные Кирилл и Мефодий (память 11/24 мая). В дополнение к дню памяти святителя Николая Мирликийского 6/19 декабря на Руси получил распространение еще один праздник, 9/22 мая, в честь перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари 22. В Русской Православной Церкви всенощное бдение совершается также в дни памяти многих русских святых, включая преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября / 8 октября), святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена (5/18 октября), преподобного Серафима Саровского (2/15 января), святых новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье после 25 января ст. ст.).

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Святая Церковь включила эти духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ

Богослужебные круги́ – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

Суточный круг богослужений

Суточной богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Богослужебные “сутки” по еще ветхозаветной традиции (“И был вечер, и было утро – день один” и т. д.) начинаются с вечера (а не с полночи, как принято в гражданском календаре) и состоят из следующих чинопоследований (в скобках указано условное время их совершения по современному времяисчислению; на практике оно может быть существенно иным):

    Девятый час (15 ч.) Вечерня (18 ч.) Повечерие (21 ч.) Полунощница (24 или 0 ч.) Утреня (3 ч.) Первый час (6 ч.) Третий час (9 ч.) Шестой час (12 ч.) Литургия[1]

Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Недельный (седмичный) круг богослужений

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.

Каждый день недели особо посвящен определенной теме:

    Воскресенье – Воскресение Христово. Понедельник – прославление бесплотных сил Ангельских. Вторник – прославление св. Иоанна Предтечи и пророков. Среда – воспоминание предательства Иуды (и, поскольку с этого по сути началось время Страстей Господних, совершается служба Кресту, а день является постным). Четверг – прославление свв. Апостолов и свт. Николая Чудотворца. Пятница – воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя; служба Кресту, день постный). Суббота – прославление Божией Матери и всех святых. Также поминаются усопшие.

Восьминедельный осмогласный круг богослужений

Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т. о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. См. также осмогласие.

Годовой круг богослужений (неподвижный и подвижный)

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.

Неподвижный годовой богослужебный круг – связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.

Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель), Пятидесятницы и Октоиха.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста), Триоди Цветной (Пятидесятницы) и Октоиха.

Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одинадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Круг, который обычно “забывают”, перечисляя богослужебные круги. Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано 11 фрагментов [2], повествующих о событиях после Воскресения Христова. Эти фрагменты читаются поочередно (номер всегда указывается в богослужебном календаре). С каждым из этих 11 фрагментов связана своя особая “евангельская стихира”, котороя должна петься на “славу” после стихир на хвалитех.

[1] Евхаристия, как таинство Царства и Будущего века, находится как бы за пределами времени сего, и поэтому не имеет определеного времени совершения в суточном круге. В большинстве случаев Литургия совершается после Шестого часа, реже – после Вечерни. Подробнее – в статье “Литургия”

[2] Число 11 символизирует одинадцать оставшихся на то время апостолов – после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия

3. Круг годового богослужения.

3. Круг годового богослужения.

Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких? либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия, песнопения, чтения и обряды образуют собою круг годового богослужения. Некоторые из богослужений годового круга совершаются более торжественным образом, называются праздниками, а богослужения, совершаемые в них, делятся на Господские, Богородичные и святых. Некоторые из праздников совершаются всегда в определенные дни года и называются поэтому неподвижными. Величайший из всех христианских праздников — Пасха, в день которого мы прославляем Воскресение Христово, не приурочена к определенному дню года, а случается в разные дни в промежуток времени между 22 марта и 25 апреля, так как, по церковному установлению, она празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия. Поэтому Пасха является подвижным праздником. В зависимости от дня Пасхи празднуются и некоторые другие праздники, которые поэтому тоже являются подвижными. В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Важнейших праздников считается двенадцать, которые поэтому и называются двунадесятыми. В их число не входит Пасха, которая является «Праздником праздников и торжеством торжеств».

Читайте также

Праздники годового цикла

Праздники годового цикла По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых: мучеников и угодников Божиих. Величие их подвигов стало неисчерпаемым источником для благочестивых христиан-песнотворцев и художников, которые составляли в их память

Праздники годового цикла

Праздники годового цикла По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и

Суточный круг церковного богослужения

Суточный круг церковного богослужения Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом. В православном

Отрывки из проповедей годового круга

Отрывки из проповедей годового круга Чем мы можем послужить Господу?: из слова в Неделю святых жен-мироносиц и праведного Иосифа Можно, возлюбленные, и нам – притом не раз и не два, а много раз делать дела, весьма подобные делам святых мироносиц и праведного Иосифа, и

3. Узкий круг

3. Узкий круг Рассмотрим теперь внимательнее, кто входил в этот узкий круг. В первую очередь это Симон Пётр — самый близкий ученик, самый близкий друг и товарищ. В Мф 16:17 Иисус называет его «Вариона». За греческим Вариона стоит, скорее всего, не арамейское Бар Йона («сын

1. Круг суточного богослужения

1. Круг суточного богослужения Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего

2. Круг седмичного богослужения

2. Круг седмичного богослужения Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы. В первый день седмицы

13. Круг вседневного богослужения

13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда

Замкнутый круг

Замкнутый круг Начало работы — помогать другим1988 году Сергей Сергеевич Коновалов пришел по распределению работать в Окружной клинический госпиталь им. З. С. Соловьева. Год работы в отделении неотложной терапии и реанимации отодвинул на некоторое время его поиски нового

Выписки из годового отчета епископа Игнатия о состоянии Кавказской епархии за 1858 год [1288 ]

Выписки из годового отчета епископа Игнатия о состоянии Кавказской епархии за 1858 год [1288] Окончив лечение в Кисловодске, Епископ направил путь свой для обзора Епархии вдоль южной, и потом — по юго-восточной стороне Ставропольской губернии. Чтоб уяснить по возможности

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БОГОСЛУЖЕНИЙ ГОДОВОГО КРУГА

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БОГОСЛУЖЕНИЙ ГОДОВОГО КРУГА На земле по сотворении мира Бог освятил для Богослужения седьмой день (Быт. 2, 3), потом законом, данным Моисею на Синае, это служение распространил на все дни, повелев, ежедневно освящать утро и вечер

23. Круг замкнулся

23. Круг замкнулся Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется — в

ЗНАЧЕНИЕ ТРЕТЬЕГО, ДЕВЯТОГО, СОРОКОВОГО И ГОДОВОГО ДНЕЙ ОТ СМЕРТИ УСОПШЕГО

ЗНАЧЕНИЕ ТРЕТЬЕГО, ДЕВЯТОГО, СОРОКОВОГО И ГОДОВОГО ДНЕЙ ОТ СМЕРТИ УСОПШЕГО Говоря о том, что требуется от живого, чтобы исполнить заповедь Христову, – искать царства божьего и себе и ближнему, где бы он ни был, на земле или уже за гробом, мы скажем здесь о знаменательных днях

Годовой круг богослужений

Посещая богослужение на протяжении нескольких лет, мы привыкаем к их порядку, видим некую последовательность и закономерность. Великие праздники, дни памяти святых повторяются снова и снова, позволяя нам увидеть те грани священных событий, которые ускользнули в прошлом году. Сегодня в нашей школе снова урок литургики, во время которого настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р. п. Мокроус священник Евгений Клементьев расскажет нашим ученикам о годовом круге богослужений..

Церковное богослужение имеет целью в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово, в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, а также расположить верующих к молитве и покаянию. А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение Таинств при богослужении, а особенно Таинства Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Как мы уже говорили на одном из уроков в нашей школе, все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. Сегодня мы поговорим о том, какие службы составляют основу годового круга богослужений, о том, что в нем изменяемо, а что постоянно.

Переходящие и непереходящие праздники

Каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых, а также и особым священным событиям. В церковном календаре установлено время праздников и время постов. Праздники также отличаются между собой по значимости, продолжительности и торжественности совершаемых богослужений.

Светлое Христово Воскресение (Пасха) является самым значимым событием церковного года. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем по значимости идут двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и праздники, посвященные святым.

По времени празднования праздники делятся на: неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

Два этих круга сформировались на основе двух календарей – лунного и солнечного. Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный – рождественскому. Пасха Христова – это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию. Поскольку время Смерти и Воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют «подвижный» круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали «рождение Солнца». Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды. День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря ст. ст.) и числа остальных праздников (таких как Благовещение, Сретение Господне), высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился «неподвижный» круг праздников.

В начале второго тысячелетия из церковных праздников выделились двенадцать главных, получивших в уставе название «двунадесятых». К числу непереходящих двунадесятых праздников относятся:

8/21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;

14/27 сентября — Воздвижение Креста Господня;

21 ноября / 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы;

25 декабря / 7 января — Рождество Христово;

6/19 января — Крещение Господне (Богоявление);

2/15 февраля — Сретение Господне;

25 марта / 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы;

6/19 августа — Преображение Господне;

15/28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.

В число переходящих праздников, дата которых зависит от даты Пасхи, входят:

За неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим;

40-й день после Пасхи — Вознесение Господне;

50-й день после Пасхи — Пятидесятница;

Пасха не включена в число двунадесятых праздников, так как в церковном календаре она стоит особняком, воспринимаясь как «праздников праздник и торжество торжеств». Перед некоторыми большими праздниками были установлены дни «предпразднства», а несколько дней, следующих за праздником, получили название «попразднства». В дни предпразднства и попразднства за богослужением читаются и поются некоторые молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.

Дни памяти святых

В конце первого и в течение всего второго тысячелетия церковный устав продолжает обогащаться памятями святых и новыми праздниками. Например, в память о явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме (X в.) был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

К концу VIII века почти каждый день посвящен либо празднику, либо памяти святого. Об этом свидетельствует, в частности, преподобный Феодор Студит, который в одной из проповедей (произнесенной 28 января) говорит: «Вчера мы восхваляли святого Златоуста; сегодня восхваляем приснопамятного Ефрема, а завтра будем восхвалять другого святого».

Святые, память которых празднуется Церковью, в Типиконе подразделяются на несколько категорий в зависимости от того, насколько торжественной бывает посвященная им служба. Святой «со бдением» – это святой, в день памяти которого совершается всенощное бдение. В дни памяти святых «с полиелеем» на утрене положено совершать полиелей и петь великое славословие, в дни памяти святых «со славословием» – только славословие, без полиелея. Святому, имеющему знак «на 6», поется шесть стихир на «Господи, воззвах», а святому, не имеющему праздничного знака, только 3 стихиры. Есть в церковном календаре и святые, которым вообще не была составлена отдельная служба.

С наибольшей торжественностью отмечаются дни памяти святых «со бдением». В церковном календаре таких дней немного:

26 сентября / 9 октября и 8/21 мая — дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова;

13/26 ноября — святителя Иоанна Златоуста;

5/18 декабря — преподобного Саввы Освященного;

6/19 декабря — святителя Николая Чудотворца;

30 января / 12 февраля — Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста);

23 апреля / 6 мая — великомученика Георгия;

11/24 мая – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;

24 июня / 7 июля — рождество Иоанна Предтечи;

15 / 28 июля – святого равноапостольного великого князя Владимира;

29 июня/12 июля — святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

29 августа /11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

К перечисленным памятям святых добавляются те, которые имеют в Типиконе пометку: «аще хощет настоятель, творим бдение». Устав предписывает совершать бдение также в день памяти святого, которому посвящен храм.

Помимо лиц, вошедших в общеправославных список святых «со бдением», в каждой Поместной Православной Церкви есть особо почитаемые святые, которым совершается всенощное бдение. В славянских Церквах к числу таковых относятся, в частности, равноапостольные Кирилл и Мефодий (память 11/24 мая). В дополнение к дню памяти святителя Николая Мирликийского 6/19 декабря на Руси получил распространение еще один праздник, 9/22 мая, в честь перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари 22. В Русской Православной Церкви всенощное бдение совершается также в дни памяти многих русских святых, включая преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября / 8 октября), святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена (5/18 октября), преподобного Серафима Саровского (2/15 января), святых новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье после 25 января ст. ст.).

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Святая Церковь включила эти духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых

Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

Посещая богослужение на протяжении нескольких лет, мы привыкаем к их порядку, видим некую последовательность и закономерность. Великие праздники, дни памяти святых повторяются снова и снова, позволяя нам увидеть те грани священных событий, которые ускользнули в прошлом году. Сегодня в нашей школе снова урок литургики, во время которого настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р. п. Мокроус священник Евгений Клементьев расскажет нашим ученикам о годовом круге богослужений..

Церковное богослужение имеет целью в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово, в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, а также расположить верующих к молитве и покаянию. А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение Таинств при богослужении, а особенно Таинства Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Как мы уже говорили на одном из уроков в нашей школе, все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. Сегодня мы поговорим о том, какие службы составляют основу годового круга богослужений, о том, что в нем изменяемо, а что постоянно.

Теория

Говоря о теории, следует уточнить, что те богослужения, что проводятся в храмах сейчас, это далеко не единственный образец, как совершались службы в православной церкви. Например, в древних монастырях была практика так называемых служб 24-х часов. То есть в монастыре служба шла постоянно. Священники сменяли друг друга и ни на минуту не прерывали молитву. Что-то подобное этой службе есть и наше время во многих монастырях: речь идет о чтении Неусыпаемой Псалтири.

Есть и другие практики. Например, некоторые монашествующие, в основном пустынники, заменяли богослужение Иисусовой молитвой. Этой практикой сейчас пользуются многие монашествующие.

Схема современного православного богослужения

Службы проводят в строго отведенное Уставом время. В монастырских храмах свято соблюдают подобный распорядок. Однако, для удобства прихожан, занятых своими мирскими заботами и трудами, их поделили на 3 церемонии.

Вечернее

Включает — Девятый час (в 15.00), Вечерню, Повечерие.

Утреннее

Включает — Полунощницу (в 24.00), Утреню, Первый час (7.00).

Дневное

Включает — Третий (9.00), Шестой час (12.00), Литургию.

Практика

Мы будем говорить о практике, которая положена по нынешнему уставу и которая включает в себя семь основных богослужений в суточном круге богослужений. Изначально каждое такое богослужение проходило отдельно, соответственно молитва совершалась семь раз в день. О такой молитве говорил еще пророк Давид в 118 псалме: «Семь раз в день восхвалял я Тебя за праведные суды Твои». То есть это было такое своеобразное пророчество о суточном круге, о том, что церковь так же будет восхвалять Господа семь раз в день в виде семи отдельных служб. Начало все эти службы берут еще из апостольских времен. Основы заложены аж в I веке. Согласно изначальной практике, каждая служба привязана к определенному времени суток и существует определенное последование богослужений.

Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

: Земля освятилась Твоим святым Рождеством, Слово, когда небеса через звезду возвестили славу Твою. Ныне же, когда Ты крестился плотью, благословляется естество воды и род человеческий возвращается к первоначальному благородству.

Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий носился над водою (Быт 1:2), наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти и в водах великого потопа погибло ветхое человечество. Библейский потоп в христианской традиции является символом обновления — смерти ветхого человека и рождения человека нового.

Перед пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием. Иисус Христос пришел к Иордану не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить Иорданские воды, преобразить их и наполнить жизнью. И вода смерти, напоенная человеческим грехом, стала источником жизни, потому что Сам Бог Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством.

В память о Крещении Спасителя в Навечерие Богоявления и повторно в самый день праздника совершается великое освящение воды. Об этом чинопоследовании речь пойдет особо — в разделе, посвященном таинствам и обрядам Православной Церкви.

В богослужебных текстах Крещение Господа в Иордане рассматривается как неотъемлемая часть Божественного плана спасения человечества. Богу надлежало не только принять на Себя человеческую плоть, но и сойти в воды Иордана, чтобы привести к свету сидящих во тьме:

Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию, ко Иордану ныне тщится, скверну отмыти земнородных, к свету приводя во тьме сушия, крещением божественным. Спасти хотя заблуждщаго человека, не не сподобился еси в рабий зрак облешися: подобаше бо Тебе, Владыие и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас. Огнем Божества Невещественным в плоть вешественну одеявся, Иорданскою облагается водою воплощейся от Девы Господь…

Воссиявший во плоти в Вифлееме от Девы ныне спешит к Иордану, чтобы омыть скверну людей, приводя находящихся во тьме к свету через божественное крещение. Желая спасти заблудшего человека, Ты не погнушался облечься в образ раба, ибо Тебе, Владыке и Богу, подобало ради нас воспринять наше (естество). Когда же Ты крестился плотью, то нас удостоил отпущения (грехов). Нематериальным огнем Божества облачившись в материальную плоть, Господь, воплотившийся от Девы, погружается в воды Иордана…

Прообразами крещения, согласно христианской традиции, являются различные события Ветхого Завета. Некоторые из них перечислены в подборке паремий, читаемых на вечерне перед началом литургии Василия Великого (в большинстве эпизодов присутствует вода):

1) рассказ о сотворении мира (Быт 1:1–13);

2) повествование о переходе евреев через Чермное море

(Исх 14:15–18; 21—23; 27—29);

3) рассказ о превращении Моисеем горьких вод Мерры в сладкие (Исх 15:22–25);

4) рассказ о том, как Иордан расступился перед священниками, несшими ковчег Завета (Нав 3:7–8,15–17);

5) рассказ о вознесении Илии на небо (4 Цар 2:6–14);

6) повествование об очищении Неемана (4 Цар 5:9–14);

7) призыв Исаии к духовному очищению (Ис 1:16–20);

Рассказ о том, как Иаков готовился к встрече с Исавом (Быт 32:1–ю);

9) рассказ о том, как младенец Моисей был извлечен из воды (Исх 2:5–ю);

10) рассказ о том, как роса сходила на руно Гедеона

(Суд 6:36–40);

11) рассказ о жертвоприношении Илии (3 Цар 18:30–39);

12) рассказ о том, как Елисей сделал здоровыми воды Иерихона (4 Цар 2:19–22);

13) пророчество Исаии о новозаветной Церкви (Ис 49:8–15).

В богослужебных текстах упоминаются те же самые прообразы, однако к ним добавляются еще некоторые, в частности повествование о всемирном потопе (см.: Быт 7), история спасения евреев, помазавших косяки домов жертвенной кровью (см.: Исх 12:21–23), и рассказ о явлении Бога Моисею в неопалимой купине (см.: Исх з, 1—5):

Вемы, первее всепагубный потоп милостивно Тя всех во тлю привести, о, тревеликия сотворяя и странная! Ныне же потопльша, Христе, грех за благосердие и человеческое спасение.

Соблюдаемся благодатию, вернии, и печатию. Яко бо губителя, бежаша прага евреи, древле окровавлена, тако и нам исходное божественное сие пакибытия баня будет. Отсюду и Троицы узрим свет незаходимый.

Уведехом Моисею купиною явленная, гряди, странными уставы соделанная: яко бо спасеся, огнь носяши, Дева, светоносна рождши Благодетеля, во Иорданских же струях явленна.

: Знаем, что прежде Ты, творящий великие и необычайные дела, милостиво навел всегубительный потоп, чтобы всех предать тлению. Ныне же Ты потопил грех по Своему милосердию и ради спасения людей.

Сохраняет нас, верные, благодать и печать (крещения). Ибо как евреи, помазав косяки дверей кровью, избежали губителя, так и для нас исходом будет эта божественная купель вечной жизни. Благодаря ей мы узрим незаходимый свет Троицы.

Мы узнали, что явленное Моисею в купине совершилось необычайным образом, ибо Дева, нося огонь, была сохранена и родила светоносного Благодетеля, явленного ныне в струях Иорданских.

Некоторые богослужебные тексты включают в себя монологи или диалоги действующих лиц крещенской истории. Беседа Иоанна Предтечи и Христа (см.: Мф з, 13—15) воспроизводится, в частности, в следующих текстах:

: Како простру руку и прикоснуся верху Держащаго всяческая? Аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя, Бога Превечнаго, по земли ходиши, певаемый от Серафим, и раб Владыку крещати не научихся. Непостижиме Господи, слава Тебе.

«Как протяну руку и коснусь головы Вседержителя? Хотя Ты — Младенец от Марии, но знаю, что Ты — Бог Превечный. Ты ходишь по земле, но Тебя воспевают Серафимы, и раб не умеет крестить Владыку. Непостижимый Господи, слава Тебе».

Пророче прииди ко Мне, простри руку, и крести Мя скоро.

: «Пророк, подойди ко Мне, протяни руку и без промедления крести Меня».

Пророче остави ныне, и крести Мя хотяша, исполнити бо приидох всяку правду.

«Пророк, оставь теперь и крести Меня желающего этого, ибо Я пришел исполнить всякую правду».

Река Иордан в литургических текстах персонифицируется, подобно тому, как это бывает на мозаиках и фресках, изображающих Крещение Господне. Автор одного из текстов вступает в разговор с Иорданом:

Иордане реко, что удивился еси, зря Невидимаго нага? Видех и вострепетах, — рече, — и како бо Сего не хотех устрашитися и зайти? Ангели Его устрашишася, зряше, ужасеся небо, и земля вострепета, и смятеся море, и вся видимая и невидимая. Христос явися на Иордане освятити воды.

«Иордан–река, что ты удивился, узрев Невидимого нагим?» Отвечает: «Я увидел и затрепетал, да и как мне Его не убояться и не скрыться?» Ангели устрашились, видя Его, небо ужаснулось, земля затрепетала, море смутилось и все видимое и невидимое: Христос явился на Иордане, чтобы освятить воды.

Полунощница

Как видно из названия, оно совершается в полночь, точнее сказать, в середине ночи, с самое темное время суток. О ночной молитве говорится еще в Евангелии, в Священном Писании. Иисус Христос уходил ночью в горы молиться, апостолы совершали ночные богослужения, поэтому в первые века христиане старались совершать молитвы по ночам. Монашествующие, которые вставали ночью для молитвы, больше не ложились спать, поэтому Полунощница стала одновременно и утренней молитвой.

В настоящее время Полунощница совершается в основном в монастырях в утренние время. Центром этой службы является 17 кафизма, 118 псалом. Он называется Великим Псалмом, потому что отличается своими размерами и содержанием. Различают Полунощницу вседневную, субботнюю и воскресную. Первую читают в будние дни, а вторую и третью в выходные дни, соответственно.

Содержание

    1 История 2 Классификация 3 Пасха 4 Великие праздники 4.1 Двунадесятые праздники 4.2 Недвунадесятые великие праздники 4.3 Богослужебные особенности великих праздников

5 Средние праздники 6 Малые праздники 7 Праздники преимущественно Русской православной церкви 8 Особенности в синодальный период 9 См. также 10 Примечания 11 Литература 12 Ссылки

Утреня

Вторая служба в суточном круге богослужений, которая идет за Полунощницей, называется Утреня. Как видно из названия она по церковному уставу совершается утром, на рассвете. В современное время в большинстве храмов эта молитва переносится на вечернее время, чтобы как можно больше людей имели возможность поучаствовать в этом богослужении. Утреня состоит из нескольких частей.

    Шестопсалмие – шесть псалмов, в которых говорится об утреннем времени, читаются в самом начале дня. Существует предание, что Шестопсалмие связано со Страшным Судом. Якобы он по времени будет длиться ровно столько, сколько читается Шестопсалмие. Богослужебные книги призывают нас во время Шестопсалмия вспоминать о Страшном Суде и том, что ждет нас после него. Чтение этих псалмов должно совершаться в благоговении, в полной тишине, поэтому в храмах в это время гасится свет. Кафизмы. Вообще все богослужение построено на Псалтыре. Нет службы, в которой не читался бы хотя бы один псалом. В Священном Писании даны эталоны молитв, поэтом Псалтырь — это совершенно особая книга, и на ней построены все богослужения. По церковному уставу Псалтырь прочитывается полностью за неделю.

    Канон – центральная часть Утрени. Изначально так называли некое молитвенное правило, которое соблюдали древние монахи. Состояло оно из девяти отрывков, взятых из Священного писания. Позже к этим отрывкам стали добавлять песнопения в честь праздника, в честь тех событий или святых, которые вспоминаются в этот день. Со временем библейские отрывки читать перестали, а каноном стали называть подобные песнопения. Назидательные чтения – чтения из творений Святых отцов, которые посвящены тому или иному празднику, тому или иному святому. Во время богослужения они читались несколько раз. Чтение или пение славословия. В будние дни оно читается, в праздничные дни поется. Это текст, составленный из разных отрывков Священного Писания.

Как проходит недельный круг

Это различные тексты, вставляемые в суточные церемонии. Своих служб этот круг не имеет. Каноны Седмичного круга записаны в Октоихе и Триоде (частично). Все тексты, составляющие Седмичный круг, повторяются еженедельно и на протяжении двенадцати месяцев.

Воскресенье

Христиане в воскресный день вспоминают о Воскресении Христа. В Уставе этот день называют неделей от слова «не делать», то есть не работать.

Понедельник

Верующие прославляют ангельские силы. Ангелы — существа без плоти, которые служат Всевышнему. Они были созданы раньше человека.

Вторник

Верующие молятся во славу святому Иоанну Крестителю. Он считается большим праведником. Вспоминают и ветхозаветных великомучеников и пророков.

Среда

Христиане вспоминают об измене Иуды. Именно он предал Всевышнего и своего Учителя, отдал Бога на смерть. В среду верующие соблюдают пост. Прославляют Пренепорочную Деву, проводят службу Креста Господня.

Четверг

Христиане прославляют Святых Апостолов Христа. В четверг также вспоминают о пресвятом Николае Чудотворце.

Пятница

Этот день посвящен распятию и успению Господа Бога. В пятницу все православные постятся. В пятничный день проводится служба Креста Господня.

Суббота

На субботних службах прославляют Пренепорочную Деву и всех великомучеников. Вспоминают усопших христиан.

Особенности в синодальный период[ | ]

В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

    Царские дни
    [15], которые подразделялись на:
    Высокоторжественные
    — дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии — молебен со звоном; Торжественные
    — дни рождения и тезоименитств прочих Особ Царствующего Дома;
    Кавалерские дни
    — дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, по юлианскому календарю: 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;
    Викториальные
    — в ознаменование побед или заключения мира, например, 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.

Кроме того, до 10 мая 1904 года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни[16], причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.

Оцените статью
Добавить комментарий