Восьмая заповедь: не кради – Как мы веруем – Статьи – Клин православный

Восьмая заповедь: не кради – Как мы веруем – Статьи – Клин православный

Клин православный

ХрамБлагочиниеСтатьиВопросы священнику

Поддержите создание крестильного храма!

Главная » Статьи » Как мы веруем

Восьмая заповедь: не кради

Автор: протоиерей Борис Балашов

Земля дана Богом человеку во владение еще в райском состоянии, чтобы он возделывал её (см. Быт. 2, 15). После грехопадения человек должен был в поте лица добывать свой хлеб. До сих пор благодаря труду люди получают средства к существованию и устраивают свою земную жизнь, у них появляется собственность.

Имущество – это труд людей, выраженный в деньгах и иных ценностях. При воровстве фактически происходит кража чужого труда. Поэтому восьмая заповедь Божиего закона провозглашает: Не кради (Исх. 20, 15).

Наиболее распространены кражи чужой собственности, личной или государственной. Об одном из таких случаев рассказывает и Евангелие.

В притче о милосердном самарянине Иисус Христос говорит: Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым (Лк. 10, 30).

В этой евангельской притче разбойники насильно лишают человека собственности: одежды, денег и т. д., но он остается жив. Но бывает, что при разбое совершаются убийства людей. Случается такое в мирной ли, военной ли обстановке – это все равно смертный грех, за который убийцы несут суровую ответственность перед Богом.

Давайте вспомним теперь и евангельский пример вора – Иуду Искариота. Когда в Вифании сестра Лазаря помазала драгоценным миром ноги Иисусовы, тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12, 4-6).

Разберем этот евангельский отрывок.

Во-первых, Иуда брал для своих нужд чужие деньги – классический пример воровства. Во-вторых, он злоупотреблял своим положением казначея апостольской общины, присваивая деньги, которые должен был употреблять на другие цели. В-третьих, средства, присваемые Иудой, были пожертвованы во имя Божие и, следовательно, являлись Божиим достоянием, находясь в пользовании общины Христовых учеников. Такой грех – присвоение собственности Христовой Церкви, посвященной Богу и принадлежащей Ему, – называется святотатством. Слово “тать” на церковнославянском языке означает “вор”. Если любое воровство является смертным грехом, то какова же тяжесть греха святотатства – воровства имущества, посвященного Богу, в том числе и богослужебного назначения?!

Воровством также является присвоение чужого имущества или средств путем разных махинаций, мошенничества, обсчета, обвеса, обмана.

Каким бы способом и в каких масштабах ни была совершена кража: деньги или мобильный телефон из кармана, вещи из квартиры, автомобиль, жульнические операции с недвижимостью – во всех этих случаях суть греха остается одной и той же. Поэтому грех воровства опасен для бессмертной души и земной жизни человека, каким бы это воровство ни было.

В нашем мире, искаженном грехом, воруют не только деньги, драгоценности и разное имущество. Вот школьник списывает задачу у соседа: он ворует плоды умственного труда своего товарища. Другой пример: талантливый инженер несколько лет трудился и разработал уникальный станок. Другой инженер, который не участвовал в этой работе, выкрал чертежи и расчеты и зарегистрировал новый станок как свое собственное изобретение; за это он, а не изобретатель, будет получать деньги.

Или, к примеру, композитор украл у другого композитора мелодию песни и выдает за свою. Все это также является воровством и нарушением восьмой заповеди: украден чужой труд, и нет никакой разницы – является этот труд умственным или физическим.

Но есть и еще одна форма воровства, можно сказать, неявного. О ней говорит святой апостол Павел: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Если человек живет праздно, ничего не делает, только отдыхает, развлекается, ест и пьет, то он совершает смертный грех. Он, не трудясь, даром ест свою пищу и пользуется земными благами.

Этот грех называется тунеядством. Слово “туне” – славянское, оно означает “даром, напрасно, без причины”. Тунеядец – тот, кто потребляет земные блага, не трудясь.

Тунеядство, то есть жизнь без труда, является смертным грехом и тогда, когда человек только делает вид, что работает, на самом деле ничего не делая и получая при этом зарплату за якобы выполненную работу. Безделье на работе, в школе или институте тоже является тунеядством – одной из форм воровства.

Конечно, труд может быть самым разным: умственным, молитвенным, физическим, домашним. Трудятся школьники и студенты, постигая науки. Трудятся доктора и медсестры, когда лечат больных. Трудятся крестьяне на полях, рабочие на фабриках и заводах, водители за рулем. Дома трудятся мамы и бабушки, стирая, убирая и готовя пищу. Трудятся священники в храмах, совершая богослужения для духовного спасения людей, исповедуя, причащая и отпевая умерших. Трудится верующий человек, вознося Богу молитвы о спасении и здравии своих близких. Очень много труда самых разных людей требуется нам, чтобы полноценно жить на земле.

Бог заповедал человеку трудиться в его земной жизни. Нам необходимо помнить об этом и совершать то служение на земле, которое заповедал нам Господь.

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй
Автор: протоиерей Борис Балашов
Игра в любовь поначалу дает острые ощущения, которые неизбежно опустошают душу человека. В итоге любовь проходит мимо, так и не состоявшись. Тогда люди выходят замуж и женятся уже не по любви, а потому что пришло время обзаводиться семьей. А сердце-то к любви стало неспособно, хотя и продолжает бесплодно ждать осуществления своей заветной мечты. Но мечты в этом случае так и остаются мечтами…

Десять заповедей
Автор: Ирина Филиппова
Фото: Ирина Филиппова
Эти заповеди были даны людям через пророка Моисея на горе Синай три с половиной тысячи лет назад Самим Богом. Зачем нужны десять заповедей современному человеку?
Об этом пойдет разговор в выпуске телепрограммы “Дорога к храму”.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Заповедь «Не кради»

Закон Божий дан христианам для того, чтобы уберечь от греха, ведь возмездием за него есть смерть. Восьмая заповедь «Не укради» — одно из самых якобы простых, и в то же время трудновыполнимых наставлений Творца. У Господа нет греха маленького или большого, как и воровства на копейку или миллион, есть закон «Не кради».

Различные виды воровства

У человека есть право на собственность, пусть на мелкую и пустяковую, с точки зрения ближнего, но это его вещь. И он имеет право обладать ей. Когда кто-то претендует на имущество другого, то оскорбляет владельца вещи, тем самым показывая ему неуважение.

Посягательство на чужую собственность

Что может быть проще — не твое, не трогай. Порой нам кажется, что канцелярия на работе ничья, и ничего страшного, если взять пару листочков бумаги или ручку. Все привыкли, что повара тащат домой еду с мест общественного питания, не заплатив за нее, и это стало нормой, а бесплатно покушать на работе вообще не обсуждается.

Проехать «зайцем» в общественном транспорте и быть не пойманным контролером — чуть ли не подвиг. Восьмая заповедь запрещает присваивать то, что принадлежит не тебе, ибо нарушение этого постановления влечет за собой нарушение и второй заповеди «Возлюби ближнего своего», а здесь уже один шаг и до почитания Бога.

О других грехах:

Отношение к краденому или найденному

Найти кошелек с деньгами — мечта многих, но при этом некоторые христиане не хотят признать, что и это есть воровство. Проще простого в кошельке найти любую карточку, по ней вычислить хозяина и вернуть находку, но как отказаться от такой прибыли, если в доме постоянно не хватает денег.

Важно! Сребролюбие, один из смертных грехов, побеждает голос разума и совести, навлекая на вора гнев Божий.

Сложно отказаться от покупки золотого колечка, о котором мечтает любимая, ведь предлагают его за копейки. При этом человек лично не украл, он только поощрил вора дальше заниматься своим черным делом, не подозревая проклятия, посланного от того, кого обворовали.

Тунеядство

Может, кого-то удивит, но тунеядство или жизнь за счет другого человека также подпадает под Божью заповедь «Не кради». Христианин, который не работает, но питается, имеет кров, за него кто-то платит, одевается, обкрадывает ближнего своего как в денежном отношении, так и физическом.

Под эту статью можно отнести целую армию попрошаек, которые зарабатывают на человеческой жалости. Они имитируют увечья, которых и в помине нет, демонстрируют фальшивые документы о болезнях, используя порой фотографии давно умерших людей, особенно детей.

Подавая попрошайкам, мы становимся их соучастниками, поэтому и растет эта армия мошенников. Хочешь помочь — накорми и одень, откажется — с чистой совестью проходи мимо.

Воровство в государственном масштабе

О взяточниках говорил еще пророк Исайя (Ис. 1:23). Кстати, в этом деле взяткодатели несут такую же ответственность, как и те, кто берет взятки, как по юридическим, так и духовным законам.

Оформить государственную помощь по подложным документам — грех и воровство, к этому можно добавить фальсифицированное банкротство, ибо в основе лежит обман и использование средства налогоплательщиков. (Иоан. 10:3)

Налоги платить должны все, это бюджет страны, пенсии, здравоохранение и учебные заведения, помощь неимущим. Уклонение от уплаты налогов означает воровать у своего народа, и не имеет значения, ты — мелкий предприниматель или крупный бизнесмен, перед Всевышним на суде будет стоять просто человек.

Наличие счетчиков воды, газа, света является чудесным подарком в борьбе с уравниловкой. Каждый хозяин может контролировать расходы и оплачивать их строго с показаниями счетчиков. Народные «умельцы» научились перематывать показания в меньшую сторону, при этом обкрадывая даже не государство, а конкретного рабочего, который трудится на соответствующем предприятии.

Воровство в сфере информации

Этим видом краж грешат компании, которые используют пиратские диски или информационные вести, используя их, не имея при этом права, не заплатив за возможность пользоваться патентом человека на ту или иную песню, текст или открытие.

Пиратство в информационной сфере и плагиаты — виды воровства, подлежащие наказанию за нарушение восьмой заповеди «не укради». В послании Павла (1 Кор. 6:10), что воры не войдут в Царство Божье.

Клептомания

Под статью «Не кради» нельзя отнести людей, больных клептоманией, которая является одержимостью и относится к психическим заболеваниям. Больные люди не могут осознавать степени своего поступка, ними руководит бес, и здесь нужна помощь священника.

Наш Господь силен даровать освобождение и исцеление как от физической, так и душевной зависимости.

Обкрадывание Господа

В книге пророка Малахии (Мал.3:8-11) Сам Творец говорит Своему народу об обкрадывании Его десятинами и приношениями. Господь призывает верующих приносить пожертвования, чтобы процветали Его храмы и богослужения, чтобы левиты и служители имели хлеб и до хлеба, ибо «Трудящийся достоин пропитания» (Матв. 10:9).

Обкрадывают Всевышнего христиане своим пренебрежительным отношением к:

    церковным нуждам; помощи сиротам и нищим; находящимся в больницах и тюрьмах; вдовам и старицам.

Пожертвования Бога — открытые небеса для Его благодати и благословений.

Долги и ростовщичество

Есть немалая армия должников, которые живут за счет людей, дающих в долг. Очень распространены кредиты. Они берут у одних, часть возвращают другим, третьим вообще забывают вернуть одолженное, присваивая чужое, автоматически становятся ворами.

Вторая группа людей очень любит давать в долг, но под проценты, и не дай Бог кому-то не вернуть деньги в срок, «включается счетчик», и берущий в долг может потерять все, квартиру, машину. Ростовщичество приравнивается к грабежу и не угодно в глазах Бога.

Важно! Библия учит, что давая в долг, будьте готовы к тому, что вам не вернут его. Оставьте бедным одолженное, как милость; простите, не требуйте долга с наследников, если сам должник отошел к Богу.

Нажива за счет повреждения коммуникаций и дорог

Огромный вред народному хозяйству и людям приносят злодеи, крадущие канализационные люки, обрезающие провода, грабящие памятники с целью добычи металла для сдачи в приемные пункты.

В этом случае ответственность несут как воры, так и приемщики, покрывающие грабителей и способствующие развитию их воровства. Находятся настолько алчные люди, что откручивают гайки в железнодорожных рельсах, подвергая опасности жизни сотен людей ради нескольких рублей.

От чего предостерегает восьмая заповедь

В книге Иеремии сказано, что пойманный вор осрамит не только себя, но и весь народ (Иер. 2:26). Раскрытая кража станет позором для всей семьи, рода, дети вора становятся изгоями, несут моральное наказание наравне с родителями.

Апостол Марк в Евангелии кражи ставит на один уровень с безумством, богохульством и непотребством, которое опоганивает человека (Мар. 7:22-23). Как и много веков назад, воры изгоняются из общества, с ними прекращают общаться, покрывают презрением (Иов. 30:5). Сеющий добро, пожнет добро в 30, 60 и 100 раз. Такой же эквивалент ждет вора, укравший понесет потери также в 30,60 и 100 раз.

Каждый раз, когда вам выдадут сдачу больше, чем следует, задумайтесь, не испытывает ли вас Господь, ибо плата будет велика за воровство, а это тоже кража. Порой великий соблазн окутывает христианин получить желаемое, в этот момент обратитесь к Богу с прошением указать, не на опасном ли вы пути (Псал.138:24), чтобы Господь отвел беду и направил на путь верный и вечный.

Господь всевидящий, и всякое воровство можно скрыть от людей, но не от Бога. За всякую кражу придется дать ответ, если не вам, то вашим детям или внукам.

Толкования восьмой заповеди от святых

Апостол Павел неоднократно обращал внимание христиан на восьмую заповедь Бога, подчеркивая, что всем дана возможность покаяться, но при этом следует в дальнейшем не красть, чтобы не дать места сатане в своей жизни. Самое интересное, что в этом послании (Ефес. 4:28) Павел предлагает работать и что-то производить не только для себя, но и для благословения нищих, ибо благословляющих Бог благословляет (Бытие 12:3).

Святитель Ефрем называет кражу злом для поклонников Создателя. Он призывает воздерживаться от этого греха, чтобы пребывать постоянно под покровом Божьим.

Святой Иоанн Златоуст назвал воровство разложением души, ведущее к наглости и насилию.

Важно! Здесь же звучит ответ тем, кто надеется, что укравши на рубль, понесет наказание меньше того, кто украл тысячи. Святитель подчеркивает, что грех не в количестве украденного, а в состоянии сердца христианина.

Иоанн Златоуст подчеркивает, что пребывание в молитве должно быть чистым, а хищение и сребролюбие — грязь для души. Восьмая заповедь «Не кради» дана христианам, как назидание и предостережение от греха, закрывающего двери молитвы и благословений Творца.

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Те, кто считают религиозные традиции устаревшими и примитивными, наверняка прежде всего имеют в виду заповедь «не укради», которая в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь — «не попадайся».

«Не укради» — восьмая по счету в списке Десяти заповедей, полученных евреями непосредственно от Всевышнего у горы Синай. Как мы говорили, каждую из них следует рассматривать в двух аспектах, т. е. в узком и широком смысле. Указание «не укради» в контексте Десяти заповедей имеет совершенно конкретное, узкое, целенаправленное значение: запрещен «киднэпинг» — похищение людей ради выкупа или для продажи в рабство. Это преступление, распространенное и в наши дни, считалось крайне тяжелым и каралось смертной казнью (по Торе, похитителя надо казнить, если похищенного он успел продать в рабство или использовал для своих нужд как раба).

Как видим, в данной заповеди сошлись две особенности: воровство как таковое и насилие над человеческой личностью. Запрет на кражу имущества отражен в нескольких заповедях Торы и подробно разработан Устной традицией. Вор, даже если он не пойман, а решил самостоятельно раскаяться, обязан вернуть украденное, а иногда, если он, не раскаявшись, попал в руки правосудия, заплатить сверх того штраф, размеры которого зависят от вида и обстоятельств совершенной кражи.

Когда знакомишься с этими правилам, полученными тридцать три столетия назад, в стародавние «дикие» времена, невольно удивляешься, насколько они продуманнее и гуманнее, чем аналогичные законы, действующие в более молодых религиях и современных нам обществах. Ислам, как известно, требует отрубать вору руку. В Советском Союзе за «хищения в особо крупных размерах» давали «вышку». В Израиле, как и других демократических странах, молодого начинающего (а, возможно, и случайного) вора сажают в тюрьму, где он попадает в руки «профессионалов», способных обучить его всем премудростям воровского ремесла, и выходит на волю уже «специалистом».

Короче, еще задолго до принятия Всеобщей декларации прав человека «жестоковыйные» евреи не понаслышке знали, что такое гуманизм и цивилизованное обращение с людьми.

Но как поступали с вором в том случае, когда он не мог расплатиться за кражу?

Тогда его продавали в рабство.

И вот тут наша цивилизованность возмущается: «Что! Рабство?! Вести пункт о рабстве в своды современных законов?»

Не пугайтесь, разговор идет не о том рабстве, которое мы «проходили» в школе на уроках истории. После учебников рабство в нашем представлении ассоциируется с полным бесправием, жестокими издевательствами и бесчеловечной эксплуатацией. Раб — это по определению собственность хозяина. Он с ним может сделать что угодно: продать, пытать, издеваться, морить голодом или даже убить. У раба нет ни семьи, ни любви, ни дома, ни чести. Он — вещь, не человек. Так, мы знаем, было у греков и римлян, древних германцев и древних ацтеков, почти теперешних американцах и русских. Вспомните «Хижину дяди Тома» и о Салтычихе, мороз по коже!

В иудаизме под рабством понимается совсем другое. Провинившегося еврея, запятнавшего себя воровством, раввинский суд отдавал на «перевоспитание» в хорошую, честную и благочестивую семью, где он отрабатывал причиненный ущерб, а заодно учился праведному образу жизни. Срок такого рабства не превышал семи лет. По истечении срока раб, согласно закону, получал щедрый подарок и выходил на свободу. Условия его содержания были тоже вовсе не «рабские». Тора требует, чтобы «рабу было хорошо у тебя», а Устная традиция объясняет: нельзя унижать раба; его работа должна быть строго регламентированной, не бессмысленной и не унизительной для его личного достоинства. Об уважительном отношении к рабу в еврейском доме свидетельствует, например, такое указание: «если у тебя в доме одна подушка — отдай ее рабу».

Суммируя многочисленные льготы и привилегии подобного рода, Устная традиция делает многозначительный вывод: «Покупая раба, ты покупаешь себе господина».

Хотя рабство никогда не бывает приятным (что ни говорите, а связано оно с ограничениями свободы), новые репатриантам, прибывшим в Израиль полезно сравнить условия, в которых некоторые из них вынуждены трудиться на исторической родине, с правилами содержания раба, предписанными Торой, и решить, какое общество гуманнее и справедливее…

Запрещая воровство, Тора имеет в виду не только простые и вульгарные кражи в магазине или попытки облегчить карман своего ближнего. Вором считается и так называемый «несун», тот, кто регулярно и без разрешения уносит с работы авторучки, конверты, гвозди… Запрещено «брать» даже мелкие и малоценные вещи, кому бы они ни принадлежали — взрослому или ребенку, богачу или нищему, еврею или нееврею, государству, транснациональной компании или мелкому собственнику.

В категорию воровства входят самые разнообразные явления, столь же порочные, сколь и распространенные в нашей жизни. Запрещено, в частности, использовать без разрешения вещи, полученные для временного хранения, например, велосипед соседа или его мясорубку. Нельзя ни в какой степени пользоваться чужой собственностью без однозначного разрешения со стороны хозяина, пусть даже мы твердо намерены вернуть ее «в целости и сохранности».

Запрещено брать что-либо чужое даже в шутку, потому что в этот момент мы превращаемся в нешуточного вора.

Есть еще одно важное обстоятельство, часто упускаемое из виду. Категорически запрещено покупать и хранить у себя краденое. Если предлагаемая вещь кажется вам подозрительной или продавец просит вас никому не рассказывать об этой покупке, лучше вообще от нее отказаться.

Кражей считается и хищение интеллектуальной собственности: плагиат в литературе, самовольное присвоение чужих авторских прав. Можно, однако, скопировать несколько страниц из книги, если вы не собираетесь использовать их в коммерческих целях.

Тот, кто в основу доклада или печатной статьи положил чужую идею, но не указывает ее автора, тем самым совершает деяние, близкое к воровству. Вором можно назвать и нерадивого учащегося в учебном заведении, которое существует на деньги спонсоров. Если он плохо занимается или прогуливает занятия, его можно обвинить в краже чужих пожертвований.

Приведем еще несколько разновидностей воровства. Нельзя побуждать кого-либо к напрасной трате денег. Нельзя брать деньги у родителей без их разрешения — это тоже воровство. Тот, кто был свидетелем кражи и смолчал, считается пособником вора.

Запрещено также красть мнения и чувства других людей. Что это значит? Кража мнения или чувств — это такие действия и высказывания, которые побуждают других людей иметь о вас более высокое мнение или более теплое к вам чувство — чего вы, извините, не заслуживаете.

Приведем пример. Наш знакомый просит нас оказать ему какую-то услугу или помощь. Мы решаем вопрос одним телефонным звонком, а потом говорим ему: «Ты знаешь, что нам это стоило? Сколько времени и сил мы потратил на твое дело!» Все благодарные чувства, которые он будет испытывать к нам после этих слов, считаются крадеными. Мы имеем классический случай, когда ложь превращается в воровство.

Также запрещено предлагать человеку еду или подарок, когда очевидно, что он все равно от них откажется, — в случае, если подобная фальшивая щедрость служит лишь одной цели — повысить свой престиж и авторитет в глазах других. Перед нами одна из разновидностей кражи мнения.

Есть же мы предлагаем услугу из вежливости либо ради поддержания хороших отношений, то это разрешено даже в случае заранее гарантированного отказа. Вспомните разговор двух персонажей советской кинокомедии «Бриллиантовая рука». Один, по виду ветеран тюрем и лагерей, говорит другому: «Будете у нас на Колыме, заезжайте». Приглашение малопривлекательное, но с точки зрения еврейского закона в нем нет ничего зазорного.

Итак, кража, как явление, чрезвычайно многолика.

К примеру, необходимо своевременно возвращать одолженные деньги, если они у нас, конечно, есть. Кроме того, хозяин не имеет права задерживать плату работнику. На этот счет существует отдельная заповедь.

Ложь считается формой кражи, потому что лжец крадет у людей самое дорогое, что у них есть, — правильное видение мира.

Еще один важный момент. Запрещается шуметь в часы, когда люди обычно спят или отдыхают. Кража сна считается тяжелым грехом, поскольку, в отличие от материальных потерь, мы не можем возместить пострадавшему часы, которые он недоспал по вашей вине.

Особенно серьезным преступлением иудаизм считает кражу у представителей так называемых «слабых слоев общества»: нищего, сироты, вдовы, человека, перешедшего в иудаизм (смена среды обитания всегда дается особенно тяжело; об этом ли не знать российским евреям, переехавшим в Израиль?).

Категорически запрещено красть чужое время: заставлять людей ждать без особой к тому нужды и особенно попусту транжирить рабочее время — пить кофе, болтать по телефону (кстати, в последнем случае нарушитель вводит работодателя в дополнительные денежные расходы). Оправданием не могут служить отговорки типа: мне и так мало платят, меня заставляют перерабатывать, от фирмы не убудет и т. д.

Тема восьмой заповеди обширна; она затрагивает как повседневную реальность, так и философские глубины жизни. Тора говорит нам: все, что есть в мире, создано Всевышним, проявляет Его сущность и, следовательно, принадлежит Ему.

Однажды Всевышний спросил евреев через пророка: «Видели ли вы, чтобы язычники обкрадывали своих идолов? Такого не бывает. Так почему вы обкрадываете Меня, вашего Творца?» О чем идет речь, о каком воровстве? Всевышний продолжает: «Десятая часть вашего дохода принадлежит Мне. Я вам даю ее на Цдаку. Почему вы ее утаиваете?»

Испокон веков евреи отдавали десять процентов своих доходов на помощь больным и бедным, на содержание синагог и учебных заведений, на другие важные и достойные цели. Это называется цдака, помощь неимущим, слово образовано от корня цедек, справедливость. Помогать бедным — это и есть справедливость, на которой стоит мир. Но чем помогать, когда у нас самих все, что называется, в обрез? Возможность помогать другим мы тоже получаем от Всевышнего. Десятая доля доходов — это не пожертвование из нашего кармана, а то, что изначально нам не принадлежит. Этот капитал, данный нам для выполнения заповеди помощи ближним. И если мы его не выделяем, не отдаем другим людям, то, с точки зрения традиции, крадем! Воруем у других. И в первую очередь воруем у Творца. Ведь Он дал нам это совсем для других целей, а не для личного пользования.

Два слова о природе. Среди светских людей распространен взгляд на дикую природу как на нечто бесхозное, «ничейное». Наверное, поэтому многие так пренебрежительно, а иногда и откровенно хищнически обращаются с ней. Чтобы спасти хоть что-то, общественные организации взывают к совести простых людей, объясняют, что чистый воздух нужен для дыхания, леса и насаждения для питания и прочих нужд жизни, чистая незагрязненная вода — для здоровья, все вместе — для эстетики, а потому — не загрязняйте ничего, не ломайте и не уничтожайте. Но толку от таких призывов бывает мало, потому что нет настоящего стимула беречь и охранять природу.

Еврейская традиция утверждает, что все, живущее и растущее в лесах, на лугах, в долинах и горах, море, небе и на земле, — все это собственность Творца; оно Б-жественно и эстетически, и по своей внутренней сути. Поэтому с ней надо обращаться бережно и разумно. Примером такого отношения может служить следующий эпизод. Однажды два мудреца шли по дороге и беседовали. Один из них машинально сорвал лист с придорожного дерева. Другой с упреком воскликнул: «Что ты сделал? Ведь это воровство!» Заметим, что сорвать лист или отломить ветку с дерева можно только по конкретной необходимости; просто так это делать запрещено.

Вором считается и тот, кто ест, не произнося благословение на еду, ибо он тоже берет, не получив «разрешения».

Заповедь «не укради» кажется настолько очевидной, что еще в XVIII-XIX веках французские просветители, впервые предложив заменить Б-жественные заповеди «общественным договором», для этой заповеди сочинили такую формулировку: «не кради ты — и не будут красть у тебя». И всем будет хорошо. Разве это не голос здравого смысла! Но просветители и энциклопедисты не учли один важный фактор. Как быть с личной выгодой, которая почти всегда перевешивает общественный интерес? Эгоизм присущ природе человека. Не случайно современное демократическое государство добавило к «общественному договору» изрядную долю личной выгоды — тюремное заключение.

Оказывается, без морали (или как любили говорить советские лидеры поздней эпохи — человеческого фактора), бессильна самая совершенная в мире юридическая система. Бессилие объясняется тремя главными причинами:

    1) Прокуроры и судьи — тоже люди. Если они лишены моральных принципов, их легко подкупить. 2) Украсть и продать можно все — если научиться ловко обходить положения закона. Сегодня, например, большим спросом пользуется информация. Уберечь ее от кражи очень трудно. 3) В современном обществе всеобщего благоденствия и вседозволенности воруют многие — иногда кажется, что все, а всех, как известно, не пересажаешь.

Израильская, в том числе и русскоязычная, пресса любит писать о случаях воровства и хищений в религиозной среде. Нет слов, когда ворует верующий еврей, это вдвойне отвратительно, потому что к обычному преступлению он добавляет грех осквернения Имени Всевышнего в глазах неверующих людей. Особенно возмутительны случаи, когда человек с внешними признаками религиозности обманывает новых репатриантов, пользуясь их неопытностью и доверчивостью.

Однако проблема нашего общества — в том, что каждая его группа критикует другие группы, не замечая свои недостатки. Разве мало обманов и надувательств в самой репатриантской среде? Разве нет у нас фиктивных разводов, чтобы получить побольше льгот, и фиктивных браков с неевреями (за приличную мзду)? Некоторые люди приезжают в Израиль лишь для того, чтобы получить «корзину абсорбции» и вернуться с ней домой. Другие набирают ссуды и исчезают, вынуждая гарантов, как правило, таких же репатриантов, как и они сами, расплачиваться за свои долги. Все — это злостное воровство при самых тяжелых обстоятельствах.

Мы уже писали, что заповеди Торы отражают объективную реальность. Вор остается вором, даже если он не пойман. Это значит, что своим преступным поведением он навредил в первую очередь самому себе, нарушил свою внутреннюю структуру, подорвал в своей душе какую-то важную основу — короче, стал другим человеком. Чтобы ликвидировать ущерб, он должен вернуть украденное или заплатить компенсацию, извиниться перед Всевышним, разобраться в себе и поменять себя настолько, чтобы не повторять содеянное, даже оказавшись в том же положении, которое толкнуло его на воровство.

Секулярная мораль говорит, что воровство вредит обществу. Тора утверждает, что воровать плохо, в первую очередь, для самого вора.

Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Источник:

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.

О Десяти Заповедях на «Правмире»:

    Заповеди Божьи Об одной заповеди Христа Беззаконная правота. Нарушая заповедь, не рассчитывайте на срок давности Нужно ли почитать плохих родителей? (+ ВИДЕО) Заповеди блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста Для чего нужны трудновыполнимые заповеди? О заповеди и лучших чувствах Восьмая заповедь Митрополит Антоний Сурожский — Об Успении и заповеди Пресвятой Богородицы Правила благочестивой жизни Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

Фильмы о десяти Заповедях:

Азы православия. Заповеди Божьи

Купелька. Заповеди Божьи

Поделитесь статьей, если она важна для других

Православная Жизнь

Ничего не крал? На самом деле воруют практически все.

«Не кради»

Обогащение за чужой счёт не принесёт пользы

Размышления о заповедях можно найти, наверное, у каждого проповедника и святого отца. Лично мне больше всего нравится их толкование, написанное святителем Николаем Сербским. Есть маленькая книжечка его авторства, называется «Объяснение десяти заповедей, данных Моисею» — настоятельно рекомендую её всем нашим читателям. По поводу восьмой заповеди святитель говорит вот что: «Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему».

Обогащение за чужой счёт не принесёт пользы, потому что обрекает человека на беспокойство. Ты знаешь, что воруешь, да и украденная вещь будет всегда напоминать, что ты вор. Воровство, как и любой другой грех, несёт за собой определённые последствия. Самое обычное из них — это беспокойная совесть. Да, постепенно она может вообще отмереть и не тревожить хронического вора, но в начале пути это всегда больно.

В своё время я слушал аудиодиск «Религиозная энциклопедия», составленный протоиереем Павлом Великановым — рекомендую его всем. Там есть глава, которая касается именно воровства. На истории жизни одного человека показано, как в душе ворующего поселяются страх, подозрительность, неуверенность. Всё это заставляет голову вора работать по-другому. Он постоянно напряжён, окружающие люди превращаются для него в обличителей. Стоит ли украденная вещь такого?

Что такое кража?

Есть и другие книжки, которые рассказывают о грехе воровства — их я ни в коем случае не рекомендую читать. Это всевозможные сборники типа «Дневник кающегося» или «Исповедую грех, батюшка». Там воровству уделено очень много внимания, более того: нарушением заповеди «не кради» считаются даже случаи, когда человек читает книжку сидящего рядом соседа или случайно видит содержание чужого смс. Я не считаю, что это воровство. Настоящая кража — это присвоение того, что вам не принадлежит. Это могут быть не только деньги, но и более безобидные вещи — например, полметра земли соседа вдоль забора, которых он и не заметит.

Воровство не всегда материально: сейчас всё большую ценность приобретает информация. О кражах последней снят хороший фильм «Операция „Колибри“», главные герои которого придумывают, как первыми получить котировки с биржи. Мне кажется, что воровство чего-то нематериального опаснее: вещь мозолит глаза, напоминает о неблаговидном поступке — чего не скажешь о том, что нельзя взять в руки.

Украденная вещь не может сделать человека счастливым. Не может радовать то, что стало причиной несчастья другого. Но, ещё раз подчеркну, это касается людей, чья совесть ещё жива. Они способны понять, что не оплатить проезд в транспорте или не вернуть книгу в библиотеку — грех. Те, у кого она мертва, над этим только посмеются.

Как относиться к скачиванию из интернета?

С начала двухтысячных интернет начал постепенно, но верно убивать музыкальную и киноиндустрию. Зачем покупать альбом, если через неделю его кто-то сольёт в сеть, и можно будет слушать песни бесплатно? О таких кражах мало кто думает, потому что собственная выгода беспокоит больше, чем доход музыкантов, режиссёров и писателей. Признаюсь, я и сам скачивал музыку с торрентов. Как же быть? Нужно разбираться. Сейчас существует множество различных сайтов, которые позволяют пользоваться творческим или интеллектуальным продуктом, не нарушая авторских прав. Например, стриминговые платформы, где за каждое прослушивание или просмотр автору начисляются деньги (стриминг — потоковое онлайн-вещание, благодаря которому пользователь получает от провайдера музыку, видео и другую информацию — прим. ред.). За определённую плату такие платформы предоставляют ещё более широкие возможности пользования информацией.

Сейчас интернет меняется, пиратские сайты уходят в тень. Им на смену приходят сайты, продающие подписку на широчайший спектр фильмов, музыки, литературы. Пользоваться ими выгодно: они защищены, информация там представлена в достойном качестве, нет рекламы и так далее. Главное — авторы получают доход от ваших просмотров или прослушиваний.

Нужно помнить: всё, что мы читаем или смотрим — это чей-то труд, и пользоваться им бесплатно — нечестно. Есть сайты, которые покупают медиа-продукты достойного качества и выкладывают их для бесплатного ознакомления, зарабатывая на рекламе — так действуют многие фильмотеки, сайты учебной литературы, «читалки» и прочие. Словом, каждый сам выбирает, откуда и какую информацию черпать. Главное — разбираться в том, как всё работает, и избегать пиратского контента.

Долой плагиат

Невозможно не сказать несколько слов о плагиате. Присваивание чужой интеллектуальной собственности однозначно недопустимо. Пользуется ли преподаватель работами студентов для своей диссертации или студенты выдают тезисы преподавателя за свои — это одинаково плохо. Надо помнить: можно использовать чужие материалы или информацию, но делать это нужно по определённым правилам — с указанием авторства и верным оформлением цитат. Конечно же, подписывать чужую работу своим именем недопустимо. То же касается изображений и фото. У каждой, даже самой обычной картинки в интернете имеется свой автор, и найти его не так сложно, как кажется: во всех браузерах есть поиск по изображению (бывают и картинки, авторство и первоисточник которых установить невозможно — прим. ред.).

Замечу, что век интернета принёс и противоположную проблему: обвинения в плагиате всех подряд. Удобно обозвать плагиатором известного исполнителя, который всего лишь использовал в своём хите те же три ноты, что и обвинитель в малоизвестной песенке. Это смешно и нелепо — учитывая колоссальный пласт творческих произведений, написанных за века.

Считается ли кражей копирование чужого образа или стиля?

Порой люди, не имеющие собственной индивидуальности, стремятся скопировать всё у нравящегося им человека. Да, это нехорошо, но я не назвал бы копирование воровством. Во все времена существовали мода и подражание — это естественно. Знакомясь с новыми людьми, увлекаясь ими, мы можем перенимать не только стиль, но и манеру речи, жестикуляцию. В одних случаях мы делаем это неосознанно, в других — сознательно. Не вижу в этом ничего криминального. Конечно, лучше искать своё, ведь мы пользуемся чужими идеями тогда, когда нет собственных. Главное — понимать, что это не наши идеи, и не скрывать этого. Восхищается кто-то вашим стилем — скажите честно: «Это не я придумал — подсмотрел у такого-то».

Самая незаметная кража

Очень часто и совершенно не задумываясь люди воруют друг у друга время. Казалось бы — что такого, если мы просто хотим поговорить, рассказать о своей жизни и проблемах? Но давайте постараемся не отнимать личное время у священников, врачей, друзей и всех остальных людей, готовых нас выслушать. Время бесценно и невозвратимо, отнеситесь к этому с пониманием.

Вор ли тот, кто не вернул чужую вещь?

Не всегда. Бывают разные обстоятельства: люди могут разъехаться, чужая вещь может потеряться. Кражей мы считаем только умышленное присваивание себе этой вещи. Если же вы потеряли её или не смогли возвратить — конечно, это не кража. В такой ситуации нужно постараться вернуть или компенсировать человеку его потерю.

Можно ли считать воровством находки? Допустимо ли взять себе деньги или вещь, которые кто-то потерял? Думаю, это тоже не воровство. Нередко это возможность сделать добро, оказать кому-то помощь: просит у вас нищий булочку купить, а вам благодаря находке даже на колбасу для него хватит! Это ведь здорово. Возможно, деньги — это помощь именно вам, бывает и так. Недаром ведь говорят: «Бог дал — Бог взял».

В заключение нашего разговора хочу обратить внимание на то, что каждый грех, каждая страсть ведут за собой другие грехи и страсти. То же и с воровством. Украл человек ложечку в кафе, а потом вынужден врать, откуда она у него взялась — вот уже к воровству присоединилась ложь. А прежде чем украл, пожелал то, что ему не принадлежит — вот ещё одна заповедь нарушена. Так вокруг одной жалкой ложки образовывается целый клубок страстей и страстишек, которые разрушают человеческую душу. Поэтому даже с мелочами верующему человеку нужно быть очень внимательным.

Священник Димитрий Паламарчук

Оцените статью
Добавить комментарий