Кондак – это особая молитва | Православиум

Кондак – это особая молитва | Православиум

Кондак — это особая молитва

Что такое кондак в Православии

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») – одна из важнейших православных молитв, посвященных тому или иному священному событию или празднику. Кондак более подробно, в отличие от тропаря, освещает причины деяний, подвигов святых, раскрывает суть праздников. Тропарь же повествует о конкретном действии или событие.

Древний кондак представлял собой многострофную поэму (от 8 до 40 строф – икосов). В современном виде кондак – это небольшие молитвословия. Они содержат не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Авторы кондаков называли их гимнами, творениями, хвалениями.

Кондак состоял из вступительных строф, которые назывались кукулиями или проимиями. Далее икосы кондака построены по определенным правилам. Одинаковое количество строк в строфах, единообразное чередование ударных и безударных слогов и одинаковое количество слогов в соответствующих строках каждой из строф-икосов.

Как появились кондаки

История появления кондаков связана с преподобным Романом Сладкопевцем (V-VI века). Он был родом из Сирии, но позднее переехал в Константинополь, где помогал на богослужениях патриарху Евфимию. Патриарх приблизил Романа за добродетельную жизнь и твердую веру. Но никакими прирожденными талантами преподобный Роман наделен не был. Из-за милости к себе патриарха он постоянно испытывал зависть и недовольство соборных служителей. Однажды они решили опозорить преподобного Романа, вытолкнув его на амвон во время богослужения и заставив петь. В присутствии императора и патриарха святой опозорился из-за невнятного пения и отсутствия голоса.

Преподобный Роман очень переживал из-за случившегося и усердно молился. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица, вручила свиток и велела проглотить его. Роман повиновался. Произошло чудо: у преподобного появился прекрасный, мелодичный голос и открылся дар к сочинению стихов. В благодарность за произошедшее чудо он написал первый кондак к празднику Рождества Христова:

«Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го рож­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

Преподобный Роман со временем стал знаменитым гимнографом Церкви и создал множество молитвенных и богослужебных текстов. Например, такие как “Песни святого Романа Сладкопевца на страстную седмицу”, “Кондак о жизни монашеской”.

Использование кондаков в богослужениях

В древние времена кондаки – это поэмы, прославляющие Бога, Богородицу и святых. Позднее кондаки стали используются реже и их место заняли более строгие, сдержанные каноны. Однако в Русской Церкви кондаки стали одними из любимых храмовых молитв. При этом количество строф значительно сократилось. Кондаки являются неотъемлемой составляющей акафистов, куда входят 13 кондаков и 12 икосов. В акафистах кондаки представляют собой краткие хвалебные песни в честь праздников, Богородице или святых.

В Русской Православной Церкви наших дней кондаки занимают довольно скромное место, хотя и поются во время богослужений. Кондак находится после 6-й песни канона на Утрене. Он передает более детально самую суть праздника, в отличие от краткого тропаря. Их можно услышать на утрени, чтении 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных, повечерия, а также на Божественной Литургии. Следует отметить, что кондаки в современном виде по размеру практически не отличаются от тропарей.

Примеры кондаков святым и праздникам

Кондак Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная.

Пасхальный кондак

Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Кондак

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента) – неболь­шое пес­но­пе­ние (в одну-две строфы), в парал­лель тро­парю рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность празд­ника.

Тро­парь празд­ника рас­кры­вает его сущ­ность и вос­пе­вает его. Тро­парь, посвя­щен­ный свя­тому, рас­кры­вает осо­бен­но­сти подвига свя­того, про­слав­ляет его житие и свя­тость. Кондак, вос­пе­вая то же собы­тие или то же свя­щен­ное лицо, допол­няет, раз­ви­вает основ­ную тему тро­паря.

Это можно наглядно уви­деть, срав­ни­вая тро­парь и кондак кон­крет­ного празд­ника. При­ве­дём пример тро­паря и кондака Пасхи:

Тро­парь: Хри­стос воскре́се из мерт­вых, смер­тию смерть поправ, и сущим во гробех живот даро­вав.

Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси, Без­смертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Побе­ди­тель, Христе Боже, жена́м миро­но­си­цам веща́вый: Радуй­теся!, и Твоим апо­сто­лом мир да́руяй, падшим подая́й вос­кре­се­ние.

В каноне поме­ща­ется после 6‑й песни и сопро­вож­да­ется икосом.

Древ­ние кондаки – мно­го­строф­ные (ок. 20–30) поэмы. Строфы объ­еди­ня­лись единым рефре­ном и единым мет­ри­че­ским сло­же­нием. Первая строфа явля­лась вступ­ле­нием, послед­няя – обоб­ще­нием нази­да­тель­ного харак­тера. Строфы читал кано­нарх, рефрен пел народ.

Осно­во­по­лож­ни­ком конда­ков явля­ется Роман Слад­ко­пе­вец (556г.), непре­взой­ден­ный автор боль­шин­ства конда­ков…

«Осно­ва­те­лем такого рода цер­ков­ной песни счи­та­ется прп. Роман Слад­ко­пе­вец (VI в.), сириец, певец Кон­стан­ти­но­поль­ской св. Софии, и первым конда­ком его, по пре­да­нию, спетым по осо­бому небес­ному вдох­но­ве­нию, был кондак на Рож­де­ство Хри­стово «Дева днесь», – разъ­яс­няет М. Ска­бал­ла­но­вич. – К этому кондаку при­ло­жены 24 икоса с тем же заклю­че­нием, что в кондаке: «Отроча младо Пре­веч­ный Бог», име­ю­щие акро­стих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (сми­рен­ного Романа гимн); число 24 соот­вет­ствует коли­че­ству букв греч. алфа­вита и имеет соот­вет­ствие в пс. 118, состо­я­щем из 22 отде­лов, начи­на­ю­щихся по порядку всеми бук­вами еврей­ского алфа­вита. Еще более соот­вет­ствуют постро­е­нию этого псалма кондак и икосы Бла­го­ве­ще­нию, состав­ля­ю­щие так назы­ва­е­мый ака­фист, рас­по­ло­жен­ные по алфа­виту и при­пи­сы­ва­е­мые раз­ными иссле­до­ва­те­лями то прп. Роману, то пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поль­скому Сергию I (610–638 г.), то его рефе­рен­да­рию и диа­кону св. Софии Геор­гию Писиде».

С VIII в. кондак как жанр вытес­ня­ется кано­ном. Число строф кондака сокра­ща­ется. В совре­мен­ном бого­слу­же­нии сохра­ни­лись две строфы, назы­ва­е­мые конда­ком и икосом, кото­рые чита­ются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак чита­ется на часах. Исклю­че­ние состав­ляет сохра­нив­шийся полным кондак, кото­рый поется и чита­ется при отпе­ва­нии свя­щен­ника или архи­ерея.

Конда­ками также назы­ва­ются строфы ака­фи­ста.

«Кондак, в его тепе­реш­нем облике и объеме – неболь­шое пес­но­пе­ние в одну-две строфы, очень похо­жее на тро­парь и даже у рус­ских поемое по тро­пар­ной мело­дии и поме­ща­е­мое после 6‑ой или после 3‑ей песни канона. Оно повто­ря­ется и на литур­гии, и на пове­че­рии. Совсем иное пред­став­лял собою кондак по своему про­ис­хож­де­нию и древ­нему упо­треб­ле­нию. Исто­рия его поучи­тельна, хотя и не вполне еще изу­чена.

Самое слово «кондак» – κόντάκιον неко­то­рые про­из­во­дят от κόνταζ (как его умень­ши­тель­ное) – «копье»; но веро­ят­нее про­из­во­дить его от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента, назы­вав­шийся ίλητάριον. Сбор­ники та­ких «конда­ков» назы­ва­ются конда­ка­ри­ями.

Но если в наших совре­мен­ных бого­слу­жеб­ных книгах это пес­но­пе­ние зани­мает самое скром­ное место и теря­ется в обшир­ных песнях канона, то в древ­но­сти, до появ­ле­ния кано­нов, кондак зани­мал совер­шенно исклю­чи­тель­ное место в суточ­ном и годич­ном бого­слу­же­нии. Он вовсе не огра­ни­чи­вался одной стро­фой, а пред­став­лял собою само­сто­я­тель­ное и боль­шое поэ­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, так сказ., целую бого­слов­скую поэму. Древ­ний кондак в его клас­си­че­ском облике – это цепь из 20–30 строф, посте­пенно раз­ви­ва­ю­щих одну общую тему. В этой поэме надо раз­ли­чать сле­ду­ю­щие состав­ные части: началь­ная строфа, κουκούλιον, напи­сан­ная одним, необыч­ным для всего про­из­ве­де­ния, раз­ме­ром; икосы, числом чаще всего 24, напи­сан­ные одним общим для всех их раз­ме­ром; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот явля­ется послед­ней фразой всту­пи­тель­ной строфы, «кукуля». Ини­ци­алы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акро­стих, «крае­гра­не­сио». Икос, οίκος, по-гре­че­ски значит «дом». Как пока­зало науч­ное иссле­до­ва­ние, кондаки пер­во­на­чально про­ис­хож­де­ния сирий­ского; а по-сирий­ски «Deth» – дом – может озна­чать и строфа; точно также, как по-ита­льян­ски «Stanza» значит и строфа и ком­ната. Таким обра­зом, весь кондак фигу­рально упо­доб­ля­ется боль­шой постройке, чер­тогу, постро­ен­ному по осо­бому плану с мно­же­ством отдель­ных комнат.

Пре­да­ние свя­зы­вает про­ис­хож­де­ние конда­ков с именем преп. Романа Слад­ко­певца, совре­мен­ника импер. Ана­ста­сия I (491–518). Этот поэт был, пови­ди­мому, про­ис­хож­де­ния сирий­ского, родом из Верита (Бей­рута). Кондаки его пред­став­ляют сложно постро­ен­ную бого­слов­скую поэму. И дей­стви­тельно, кондаки Романа Слад­ко­певца во многом схожи с про­по­ве­дями. Так как их содер­жа­ние не было свя­зано ни с какой зара­нее данной темой, как это потом слу­чи­лось с кано­нами, при­вя­зан­ными по содер­жа­нию своих песен биб­лей­ским, то кондаки поз­во­ляли их автору сво­бодно раз­ви­вать свою тему. Твор­че­ское даро­ва­ние поэта сво­бодно созда­вало образы, раз­ви­вало основ­ную мысль празд­ника или жития дан­ного свя­того, бого­слов­ство­вало в стихах.

Со вре­ме­нем, под вли­я­нием вхо­див­шего в обиход канона, тоже литур­ги­че­ской поэмы, но уже с зара­нее дан­ными рам­ками для каждой песни, при­уро­чен­ными к песням биб­лей­ским, кондак посте­пенно стал усту­пать место новому облику цер­ков­ного пес­но­твор­че­ства и был им почти совер­шенно вытес­нен».

Наш тепе­реш­ний кондак, как уже ска­зано, мало чем отли­ча­ется от тро­паря. Дей­стви­тельно, при беглом на него взгляде, он, также как и тро­парь, гово­рит о данном празд­нике или святом. Это и неуди­ви­тельно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», кото­рая дает только основ­ную тему, а все ее раз­ви­тие, весь бого­слов­ский и поэ­ти­че­ский узор исчез из вни­ма­ния совре­мен­ных бого­моль­цев. Но все же при более вни­ма­тель­ном срав­не­нии можно заме­тить и неко­то­рое раз­ли­чие. Как ука­зы­вает Ска­бал­ла­но­вич, кондак дает обычно другую сто­рону празд­ну­е­мого собы­тия, чем тро­парь: если тро­парь дает кар­тину внеш­ней сто­роны собы­тия, то кондак – внут­рен­ней или наобо­рот; кроме того, кондак это собы­тие изоб­ра­жает полнее. При­ме­ром могут послу­жить кондаки и тро­пари Рож­де­ства Хри­стова, Кре­ще­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния.

Самые позд­ние по про­ис­хож­де­нию кондаки, это – кондаки и икосы вос­крес­ные. О них упо­ми­на­ется только в руко­пи­сях XI в., а нынеш­него своего места они не имеют в неко­то­рых руко­пи­сях и XVI в., как гово­рит Ска­бал­ла­но­вич. Этих вос­крес­ных конда­ков нет еще в Евер­ге­ти­дском уставе и в Сту­дий­ском. Их заме­нял тогда или кондак свя­того минеи, или седа­лен».

Что такое кондак: церковная гимнография

Новообращенных христиан часто сбивает с толку обилие непонятных терминов в молитвослове. В этой статье мы рассмотрим, что такое кондак и чем он отличается от других видов песнопений, тем более, что в современной церковной гимнографии его иногда бывает сложно отличить от тропаря или икоса.

Происхождение слова

Термин «кондак» происходит от греческого слова, которое обозначало палочку, на которую был намотан пергамент с текстом. Сборник подобных свитков назывался кондакарием.

Что такое кондак?

Это один из жанров византийских церковных песнопений. Как правило, кондак – это короткая песнь, состоящая из одной или двух строф, которая вместе с тропарем раскрывает суть праздника, посвящением которому и является.

Тропарь – это древнейшее песнопение, давшее начало развитию всей церковной гимнографии. Он отражает в своих строфах сущность праздника (или святого, если посвящен ему, раскрывая особенности его святости и жития). Кондак же является логичным дополнением к тропарю, рассматривая незатронутые элементы основной темы.

Обычно он размещается в каноне сразу после шестой или третьей песни, а следом за ним идет икос (вместе с ним эти две песни образуют так называемый акафист). Они традиционно читаются на часах.

Узнав, что такое кондак, перейдем к другим вопросом, но прежде отметим следующее. Чаще всего он бывает посвящен какому-либо церковному празднику, Господу Богу, Божией Матери или некоему святому.

Чем кондак отличается от икоса?

Прежде, чем разобраться с этим вопросом, обратимся к другому. Попытаемся выяснить, что такое кондак и икос. Итак, икос – это также песнопение, прославляющее праздник или святого. Его отличие от кондака состоит в том, что он является пространным развитием темы, поэтому гораздо длиннее. Соответственно, икос никогда не читается отдельно. Внешний вид песнопений также является схожим – обычно они написаны в одном стиле, одним размером, поются в одной тональности и заканчиваются одними и теми же фразами.

История создания кондака

Зачинателем данного церковного жанра традиционно считается Роман Сладкопевец, певец в Святой Софии Константинопольской, живший в шестом веке – современник императора Анастасия I. По легенде, свой первый кондак, посвященный Рождеству Христову, он создал, исполнившись Божественным вдохновением. К нему были приложены двадцать четыре икоса. Роман Сладкопевец изначально был диаконом в сирийском городе Бейруте, затем служил псаломщиком в Святой Софии и не выделялся среди других исполнителей ничем особенным, но он горячо молился Богородице, прося одарить его талантом. Однажды во сне Богородица явилась к нему, вручила свиток и велела Роману проглотить его. Пробудившись ото сна, он ощутил вдохновение и исполнил первый кондак «Дева днесь…».

Произведения, приписывающиеся этому автору, во многом походят на качественные богословские проповеди, чем разительно отличаются от нынешних вариантов кондаков. Сам жанр не был привязан к какой-либо теме библейской песни, как позже это произойдет с каноном, поэтому отсутствие определенной темы давало автору свободу творчества, позволяя ему спокойно развивать тематику праздника в образах, удобных лично ему.

Первоначальный вид

Итак, в отличие от современных, древние кондаки отличались большим количеством строф – от двадцати до тридцати, они объединялись единым рефреном, который исполнял народ. Чтением строф занимался канонарх. Первая строфа была вступлением к теме и обычно была написана специфическим слогом, который не повторялся в остальных частях произведения, последняя же часть содержала в себе назидательное наставление и была больше похожа на молитву. Часто первые буквы строк составляли так называемый акростих – то есть вполне осмысленное предложение.

Первоначально кондак уподоблялся постройке, состоящей из множества отдельных комнат, поскольку «икос» можно перевести с греческого как «дом».

Изменение статуса и вида

С 9 века жанр кондака (что такое этот жанр, мы уже разобрали) постепенно был вытеснен каноном. Он тоже является литургическим произведением, но являющимся дополнением к библейским песням, поэтому количество тем этого жанра несколько ограничено. Кстати, с греческого “канон” переводится как “норма”. Количество строф сократилось, и поэтому в современном богослужении кондаком и икосом называют лишь две строфы. Исключение составляет лишь песнопение, сохранившееся полностью – его читают и поют, когда отпевают священников. Таким образом, со временем кондак стал занимать достаточно скромное место в ряду других песенных церковных жанров. Однако в древности он считался наиболее почитаемым, и представлял собой чуть ли не целую поэму на богословскую тематику по своему объему и масштабу. В качестве примера, поясняющего, что такое кондак, можно рассмотреть различные песнопения, посвященные Рождеству, Вознесению или Преображению Христову. Во многом современный кондак похож на тропарь, что неудивительно, ведь от первоначального облика песнопения осталась только его первая строфа (которая называется «кукуль»). А в русской гимнографии он даже поется по мелодии, аналогичной тропарной. Но если приглядеться, то можно заметить разницу – как правило, кондак отражает внутреннюю суть праздника, причем делает это полнее, а тропарь – внешнюю (или наоборот).

Итак, в данной статье мы разобрали, что такое кондак, икос и тропарь. Надеемся, что у читателя больше не возникнет трудностей с определением жанра церковных песнопений. Впрочем, помимо вышеперечисленных, существует еще много иных видов песен и возгласов.

Кондак

В Википедии есть страница «Кондак (значения)».

Содержание

    1 Русский
      1.1 Морфологические и синтаксические свойства 1.2 Произношение 1.3 Семантические свойства
        1.3.1 Значение 1.3.2 Синонимы 1.3.3 Антонимы 1.3.4 Гиперонимы 1.3.5 Гипонимы

      1.4 Родственные слова 1.5 Этимология 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания 1.7 Перевод 1.8 Библиография

Русский [ править ]

В Викиданных есть лексема Кондак (L119043).

Морфологические и синтаксические свойства [ править ]

Падеж ед. ч. мн. ч.
Им.Конда́кКондаки́
Р.Кондака́Кондако́в
Д.Кондаку́Кондака́м
В.Конда́кКондаки́
Тв.Кондако́мКондака́ми
Пр.Кондаке́Кондака́х

Корень: -кондак-.

Произношение [ править ]

    МФА: ед. ч. [ kɐnˈdak ], мн. ч. [ kəndɐˈkʲi ]

Семантические свойства [ править ]

Значение [ править ]

истор. жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы-гимна на религиозный сюжет, характеризующийся диалогической драматизацией повествования, строфическим членением, наличием рефрена и акростиха, силлабической метрикой ◆ Жанр кондака сформировался в ранневизантийской гимнографии V–VII вв. и представлял собой многострофную лироэпическую поэму (по определению И. О. Федотова) с элементами драматического содержания. Г. А. Пожидаева, «Певческие традиции Древней Руси: очерки теории и стиля», 2007 г. церк. в православном богослужении короткое песнопение на тему праздника ◆ Мы пели этот пасхальный кондак и молились каждый так, как ему внушала благодать Божия. Нина Торопцева, «Паломничество по Святой Земле в конце XX века // «Альфа и Омега»», 2000–2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Очевидно, что святая Церковь нашла уместным в таком важном песнопении как кондак, сохранить выражения, которые она относит только к святым Отцам святых Вселенских соборов. Монахиня Игнатия (Петровская), «Святитель Герман, патриарх Константинопольский, как церковный гимнограф», 1980–1990 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы [ править ]

— тропарь

Антонимы [ править ]

— —

Гиперонимы [ править ]

жанр песнопение

Гипонимы [ править ]

— —

Родственные слова [ править ]

Этимология [ править ]

Происходит от др.-русск. кондакъ (Мин. 1097 г.; Хож. игум. Дан.), из греч. κοντάκι(ον) от κόνταξ «гимн, повтор»: κοντός «палочка, жердь», первонач. «пергаментный свиток с текстом песни, намотанный на палочку». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Кондак

В Википедии есть страница «Кондак (значения)».

Содержание

    1 Русский
      1.1 Морфологические и синтаксические свойства 1.2 Произношение 1.3 Семантические свойства
        1.3.1 Значение 1.3.2 Синонимы 1.3.3 Антонимы 1.3.4 Гиперонимы 1.3.5 Гипонимы

      1.4 Родственные слова 1.5 Этимология 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания 1.7 Перевод 1.8 Библиография

Русский [ править ]

В Викиданных есть лексема Кондак (L119043).

Морфологические и синтаксические свойства [ править ]

Падеж ед. ч. мн. ч.
Им.Конда́кКондаки́
Р.Кондака́Кондако́в
Д.Кондаку́Кондака́м
В.Конда́кКондаки́
Тв.Кондако́мКондака́ми
Пр.Кондаке́Кондака́х

Корень: -кондак-.

Произношение [ править ]

    МФА: ед. ч. [ kɐnˈdak ], мн. ч. [ kəndɐˈkʲi ]

Семантические свойства [ править ]

Значение [ править ]

истор. жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы-гимна на религиозный сюжет, характеризующийся диалогической драматизацией повествования, строфическим членением, наличием рефрена и акростиха, силлабической метрикой ◆ Жанр кондака сформировался в ранневизантийской гимнографии V–VII вв. и представлял собой многострофную лироэпическую поэму (по определению И. О. Федотова) с элементами драматического содержания. Г. А. Пожидаева, «Певческие традиции Древней Руси: очерки теории и стиля», 2007 г. церк. в православном богослужении короткое песнопение на тему праздника ◆ Мы пели этот пасхальный кондак и молились каждый так, как ему внушала благодать Божия. Нина Торопцева, «Паломничество по Святой Земле в конце XX века // «Альфа и Омега»», 2000–2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Очевидно, что святая Церковь нашла уместным в таком важном песнопении как кондак, сохранить выражения, которые она относит только к святым Отцам святых Вселенских соборов. Монахиня Игнатия (Петровская), «Святитель Герман, патриарх Константинопольский, как церковный гимнограф», 1980–1990 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы [ править ]

— тропарь

Антонимы [ править ]

— —

Гиперонимы [ править ]

жанр песнопение

Гипонимы [ править ]

— —

Родственные слова [ править ]

Этимология [ править ]

Происходит от др.-русск. кондакъ (Мин. 1097 г.; Хож. игум. Дан.), из греч. κοντάκι(ον) от κόνταξ «гимн, повтор»: κοντός «палочка, жердь», первонач. «пергаментный свиток с текстом песни, намотанный на палочку». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Оцените статью
Добавить комментарий