Особенности богослужений во время празднования Пасхи

Особенности богослужений во время празднования Пасхи

Особенности богослужений во время празднования Пасхи. Цветная Триодь.

Всего Недель до отдания Пасхи — шесть, а до Пятидесятницы – семь:
1-я Неделя — Пасхальная
2-я Неделя — Фомина
3-я Неделя – святых жен-мироносиц
4-я Неделя — о расслабленном
5-я Неделя — о самаряныне
6-я Неделя — о слепом
7-я Неделя — святых отцев Первого Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.

Во время празднования Пасхи богослужения происходят по особым правилам, которые указаны в Триоди.
Трио́дь, Триодио́н (др.-греч. Τριῴδιον, от др.-греч. τρία три и ᾠδή, ᾠδά песнь) — богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенные каноны (трипеснцы), откуда и происходит название.

Весь годовой круг в церковном отношении разделяется на три части:
– недели вне Триоди или, так называемые, недели по Троице
– недели Постной Триоди (от недели Мытыря и Фарисея до недели Ваий)
– недели Цветной Триоди (от Пасхи до Троицы)

Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней, отсюда и греческое название книги — Пентикостарион (Пятидесятница).

Первоначальное же название Триоди – «Цветная» — объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди.

По своему построению она подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди, в основном, посвящено Воскресению и Вознесению Господню, а также Сошествию Святого Духа на Апостолов. Все службы от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела:
– Пасхальная седмица
– от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Пасхи
– от отдания Пасхи до Недели всех святых.

Песнопения Цветной Триоди, так же, как и Постной, являются творениями многих святых отцов; авторы некоторых из этих творений остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений — канон на Святую Пасху.

Собрание же песнопений Цветной Триоди в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т. е. святым Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание этой книги дополнялось вплоть до XIV века, в частности, св. Никифор Каллист внес в нее синаксарии.

Период пения Триоди Цветной имеет некоторые уставные особенности в чтениях и пениях, относящиеся как к богослужебной, так и к келейной (домашней молитве). Вот основные из них:

С Великого Четверга до Вечерни в праздник Пятидесятницы отменяются все земные поклоны, за исключением поклонов перед Плащаницей в Великую Субботу и перед Святой Чашей на Божественных Литургиях всего периода. Домашние (келейные) поклоны отменяются от Пасхи до Троицы

От дня Святой Пасхи до Вознесения Господня не читается “Достойно есть. ” во всех последованиях. Оно заменяется чтением Задостойника Пасхи “Ангел вопияще. Светися, светися. “

От Пасхи до Дня Святой Троицы не читается “Царю Небесный. ” , вместо этого читается троекратное “Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав” до отдания праздника Пасхи. От Вознесения до Троицы сразу читается “Святый Боже. ” .

На Светлой седмице вместо вечерних и утренних молитв, а так же в правиле ко Святому Причащению – вместо канонов читаются Часы Святой Пасхи.

В течении всей Светлой седмицы (со дня Пасхи до Антипасхи ) не читается псалтирь.

Поминовение усопших не совершается со дня Пасхи до Радуницы – вторника Второй седмицы по Пасхе. На Радоницу по сложившейся практике совершают Панихиду.

Из богослужебных особенностей следует выделить:

Каждое богослужение до Вознесения Господня начинается троекратным пением или чтением тропаря Пасхи “Христос Воскресе из мертвых. “

Пасхи до Вознесения читается Пасхальный канон и стихиры Пасхи.

В пятницу Светлой седмицы и в среду Четвертой седмицы совершается освящение воды

Особое поминовение усопших совершается во вторник Второй седмицы и в субботу перед Пятидесятницей.

Все богослужения Светлой седмицы проходят при открытых Царских Вратах.

После каждой Литургии на Светлой седмице совершается кресный ход.

В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача верующим Пасхального Артоса

Часы пасхальные

Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (включающего в себя утреню, пасхальные часы, литургию и вечерню). Расположены в богослужебной книге Триодь цветная.
Читаются в Светлую седмицу (до утра субботы включительно) Вместо утренних и вечерних молитв (молитвенного правила).

Часы пасхальные

Богослужебные тексты, адаптированные для домашнего (келейного) употребления совершения в Светлую седмицу

Особенности различных форматов прикрепленных текстов:
– файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
– файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.

Триодь Постная и Цветная

Богослужебные последования пасхального цикла, то есть весь Круг подвижных праздников года, включает в себя богослужебная книга Трио́дь. Название книги связано с тем, что содержащиеся в ней каноны большей частью состоят не из восьми, а из трех песней. Такой канон называется трипеснец, или «триодион» по-гречески. Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а с Х века встречается разделение на две части — Триодь постную и Триодь цветную. В Триодях постной и цветной содержатся службы от подготовительных седмиц к Великому посту (Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной и сырной) до первого воскресенья после праздника Святой Троицы (то есть до Недели Всех святых).

Старообрядческая Триодь по́стная включает в себя богослужение с Недели (т. е. воскресенья) о мытаре и фарисее до Четыредесятницы, то есть оканчивается утренней службой пятницы шестой недели Великого поста. Таким образом в Постной триоди помещены службы, совершаемые в Великом посте и в дни подготовки к нему. Постная Триодь содержит песнопения в основном авторов VIII и IX вв.: преп. Роман Сладкопевец, преп. Андрей Критский, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Иосиф Студит и Феодор Студит, император Лев Мудрый и другие. В ХII в. в молитвословия Триоди вносятся паремии, в ХIV в. — синаксари.

К подвигам Великого поста и покаяния Церковь начинает подготавливать верующих еще за четыре недели до поста. Эти недели (т. е. воскресные дни) следующие: Мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сырная. В народе недели до Великого поста называют также сплошной, пестрой и масленицей. В богослужении уже появляются покаянные стихеры и каноны, показывающие верующим образцы и примеры покаяния.

Первая приготовительная неделя (одновременно с началом Постной Триоди) начинается после воскресенья и называется неделей мытаря и фарисея, потому что на литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лук. 10, 10-14). Притча эта внушает нам быть смиренными в молитве и жизни нашей, потому что только смиренным дается благодать Божия. Начинается сплошная неделя, т. е. во все дни разрешается скоромная пища. В Уставе указана такая причина отмены поста: в Армянской церкви (признающей только три первых Вселенских соборов) в эту неделю был установлен пост. В противовес этому православные, признающие все семь Вселенских соборов, в это время совсем не должны поститься. Кроме евангельского чтения, Церковь располагает верующих к смирению и покаянию особым умилительным песнопением, которое с этого дня начинает петься и в следующие воскресные дни (кончая пятым воскресеньем Великого поста) на утрене, перед каноном.

Множество содеянных ми зол помышляю окаянныи, и трепещу страшнаго дне суднаго. Но надеяся на милоcть благоутробия Твоего, яко Давыд вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

(Помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, я с трепетом жду, несчастный, страшного дня суда; но, надеясь на благодать Твоего милосердия, подобно Давыду, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости).

Вторая приготовительная неделя — неделя о блудном сыне названа так потому, что на литургии читается евангельская притча о блудном сыне. Эта притча учит нас, что Господь неизреченно милосерд и ждет, чтобы, как блудный сын, мы пришли к Нему с мольбой о покаянии. В народе эта неделя носит название «пестрой», ведь среда и пятница вновь, как обычно, становятся постными днями. Иноки и те миряне, которые «понедельничают», то есть постятся и в понедельник, соблюдают в эту неделю три постных дня. На утрени в этот воскресный день (и в следующие два) после «Хвалите имя Господне» положено петь 186-й псалом. В нем изображается томление иудеев в плену Вавилонском, когда они поняли свое горькое положение и раскаялись.

На реце Вавилонстей, тaмо седохом и плaкахом, внегда помянyти нaм Сиона. На вeрбии посреде ея обе́сихом орга́ны нaша. Яко ту вопросиша нaс пленьшии нaс словeс песней, и вeдшии нaс, пения. Воспойте нaм от песней сионских, кaко воспоeм песнь Господню на земли чужде́й. Аще забyду тебе Иеросалиме, забвeна бyди десница моя. Прильпни язык мой гортaни моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иеросалима, яко в начaло весeлия моего. Помяни Господи сыны Едомския, в дeнь Иеросалимль, глаголющия истощaйте, истощaйте до основaния его. Дщи вавилоня окаянная, блажeн иже воздaст тебе воздаяние твое, еже воздaде нaм. Блажeн иже имет и разбиeт младeнцы твоя о кaмень.

(При реке Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе. На вербах посреди его (города) повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас песней, и притеснители наши (требовали) веселия: «Пропойте нам из песней Сионских». Но как воспоем мы песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть будет забвена десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым в день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его. Дочь Вавилона опустошительница! Блажен тот, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень).

Плен Вавилонский есть изображение нашего состояния в плену у грехов наших. Младенцы Вавилона — это, по объяснению св. отцов, — порочные наклонности и зародыши гибельных страстей, рождающиеся в нашей душе. Мы должны их «разбивать», т. е. преодолевать, а не быть у них в плену, подобно блудному сыну из притчи.

Третья приготовительная неделя (слово «неделя» в церковно-славянском языке означает «воскресенье»), по евангельскому литургийному чтению, называется неделею воспоминания о Страшном суде (Матф. 25, 31-46). Чтобы расположить грешника к покаянию, Церковь изображением Страшного суда напоминает нам о том, что нас ждет суд Господень, на котором каждому воздастся по делам его. Вместе с тем это евангельское чтение побуждает нас к подвигам человеколюбия, которые особенно должны мы усилить в дни поста и покаяния. Неделя эта называется еще Мясопустной, или «мясопуст», т. е. мяса отпуст, потому что этим воскресеньем оканчивается вкушение мяса.

Четвертая, последняя приготовительная неделя (последний день перед Великим постом) называется Неделей сыропустной. Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы. Первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику Пасхи начинается с покаяния, поста и молитвы. Предшествующая этому дню седмица (сырная, масленица) наполовину есть уже время поста: в течение ее не позволяется вкушения мяса, а в среду и пятницу не положено литургии, а совершаются только часы и уже с великопостной молитвой св. Ефрема Сирина. Также в евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот называется обыкновенно Прощеным воскресением.

В эту неделю Церковь еще сильнее располагает верующих к покаянию песнопением:

Покаяния отверзи ми двери, Живодавче, утренюет бо дух мой к церкви святей Твоей. Церковь ношу телесную всю осквернену, но яко щедр очисти благоутробным си милосердием. На спасеныя стези настави мя, Богородице, скверными бо грехи окалях душу мою и в лености все житие изжих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

(Податель жизни, открой мне двери покаяния, потому что душа моя с утра стремится к Твоему святому храму. Правда, весь храм моего тела я ношу оскверненный, но Ты, как милосердый, очисти его по Твоей великой милости. Богородица, наставь меня па путь спасения, потому что я постыдными грехами осквернил душу свою и провел в лености всю жизнь свою; но Ты, Твоими молитвами, избавь меня от всякой нечистоты).

С понедельника начинается Великий пост или Четыредесятница. Он установлен в память о том, что Христос после своего крещения ушел в пустыню и постился там 40 дней. Сорокадневный пост означает также, что десятую часть своего времени, десятую часть года мы посвящаем, отдаем Богу. Сорок дней — это время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно. Это время именуется в старообрядческих богослужебных книгах Четыредесятницей. Каждое воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию какого-либо события церковной истории или памяти святого.

Первое воскресенье Великого поста называется Неделей тОржества православия. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания в Византии в IX веке, гонимого иконоборцами.

Во второе воскресенье совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля.

Третья неделя — Крестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.

В четвертое воскресенье прославляется Преподобный Иоанн Лествичник, который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути. В последующую неделю вечером в среду совершается служба со чтением Великого канона Андрея Критского. Она содержит в себе более 1000 земных поклонов и называется «Мариино стояние». Чтобы молящиеся могли немного отдохнуть, во время службы читается житие преподобной Марии Египетской;

Пятое воскресенье Посвящается преподобной Марии Египетской.

Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной недели относятся уже к Цветной триоди.

Триодь цветна́я начинается со службы вечерни пятницы, накануне Лазаревой субботы, и заканчивается Неделей Всех святых, то есть следующим воскресеньем после Пятидесятницы. Название ее происходит от Недели ваий (Цветная неделя), так как начало ее связано с праздником Входа Господня во Иерусалим.

Первая неделя Триоди цветнойВербное воскресенье. Затем наступает Страстная неделя, во время которой православные христиане вспоминают крестные страдания и смерть Господа.

И вот Великий пост заканчивается, наступает Праздник праздников и Торжество торжеств — Святая Пасха.

Следует отметить, что такое деление Триоди было изменено в ходе реформы патриарха Никона в XVII веке, и у новообрядцев оно сейчас несколько другое: Триодь постная включает богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой субботы включительно, а Триодь цветная начинается от Недели Пасхи.

Цветная Триодь – история самой красивой книги XVI века

В православной церкви все действия священников расписаны согласно канону. За века существования сложился определённый порядок, когда и какие обряды совершать, какие тексты в какой день читать, какие петь и т. п. Все это указано в богослужебных книгах. Одна из таких полезных священнику книг — Пентикостарион, или Триодь цветная. Первая печатная версия этой Триоди была издана в нашем отечестве в 1591 году…
В первые века христианства для богослужений использовали самые почитаемые священные тексты — Евангелия, деяния и послания святых апостолов, молитвы, распределенные по времени суток, дням недели, праздникам и т. д. Но постепенно стали появляться церковно-богослужебные книги, в которых были расписаны до мелочей все составляющие части каждой церковной службы, чтобы священнику даже не нужно было думать, как её построить.

Триодион

Типикон, например, определял порядок богослужений в монастырях. Ирмологий содержал песнопения для хоров вместе с так называемыми знаками знаменного пения, которыми обозначали высоту звуков и их длительность задолго до изобретения современных нотных знаков. В Тропарионе были собраны все известные священникам формы молитв — тропари, кондаки, величания, богородичны и т.

П. В таких книгах, как Пролог, Синаксарь, Патерик, Жития святых и тому подобные, содержались тексты и поучения на все случаи жизни. А в Тропологии были собраны все воскресные и праздничные песнопения тропарно-стихирного ряда. В VII веке этот единый комплекс священных текстов распался на три: Минея, то есть тексты богослужений на неподвижные церковные праздники, начинавшиеся с Рождества Богородицы и заканчивавшиеся Успением Богородицы; Триодь, то есть тексты богослужений на праздники с плавающей датой, это были праздники пасхального круга; и Октоих с текстами седмичных, воскресных и субботних служб. На основе Триоди появилась книга Триодион.


Триодион охватывал время от Пасхи до Троицы. Особенностью Триодей было то, что служба в полном объёме проводилась только в воскресные дни, а в будни она сокращалась до трёх или четырёх песнопений, что и отражено в самом названии «триодь». Такое упрощение службы связано с сугубо византийской точкой зрения на воскресенье как на праздник праздников и торжество торжеств. Считалось, что как Христос собирает в Себе всего человека и Собою исполняет всё, ту же функцию несёт в себе и воскресная служба — она, по сравнению со службами буднего дня, более длительная и полная, то есть идеальная. И век от века Триодион становился всё полнее и полнее, учитывал всё больше мелочей. В конце концов потребовалось разбить его на две составляющие — Постную Триодь и Цветную Триодь.

Рукою святых отцов

Постная Триодь охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая Великой субботой. В будние дни использовались почти всегда только тексты самой Триоди. Исключения делались только для воскресных служб.
Основная тема Постной Триоди — страдания Иисуса Христа, предательство Его Иудой, суд Пилата и казнь на Голгофе.
Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и продолжается до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней. Цветной Триодью она именовалась потому, что до реформы Никона начало приходилось на праздник Входа Господня в Иерусалим, в Цветную неделю (в русском варианте — Неделя ваий). Иное название этой Триоди (в современном православии службы по Цветной Триоди начинаются с Пасхи) — Пентикостарион, то есть Пятидесятница. Именно столько дней проходит от Пасхи до Троицы. Основная тема Цветной Триоди — воскресение Иисуса Христа и нисхождение Святого духа на апостолов. Многие тексты этой Триоди составлены знаменитыми святыми отцами, в том числе Иоанном Дамаскином.

Издание Андроника Невежи

В Московском царстве до XVI века существовали только рукописные сборники текстов Цветной Триоди. Первые печатные книги появились только при Иване Грозном в типографии Ивана Фёдорова. Но бедному книгопечатнику пришлось бежать от опасностеи той эпохи в Литву. А в отечестве остался только его ученик Андроник Тимофеевич Невежа, которого часто записывают как «Невежин». о нём не известно практически ничего, ни года рождения, ни точной даты смерти — не то 1602 год, не то 1603 год.
Итак, в 1564 году Иван Фёдоров издал первую типографскую книгу «Апостол», и немного времени спустя ему вместе с Петром Мстиславцем пришлось бежать на запад. А книжным делом остался заведовать Андроник, который в 1568 году получил пост начальника типографии. В ней он по распоряжению царя издал «Псалтырь». На этом его московская деятельность прекратилась. Печатника перевезли вместе с типографскими досками в Александрову слободу. Следующую книгу Андроник издал в 1577 году — снова «Псалтырь».
Только после смерти царя его типография опубликовала две Триоди: Постную в 1589 году и Цветную в 1591 году. А с 1594-го по 1602 год — двухтомный «Октоих», «Часовник», «Апостол», «Минеи», «Служебник», ещё одна «Псалтырь», «Чиновник архиерейский священного служения». В голодные 1602-1603 годы Андронику Невеже было, вероятно, далеко уже за 60 лет, ведь после его смерти пост начальника типографии занял один из его сыновей — печатник Иван.
Цветная Триодь считается третьей книгой Андроника. Для совершенствования навыков у него было много времени. Изготовление первых книг было процессом длительным, печатались они на хорошей тряпичной бумаге с водяными знаками, текст дополнялся украшениями в виде красных строк, заглавных букв, виньеток, переплёт снабжался аккуратными замочками, чтобы книга случайно не раскрылась. Эта Триодь была, очевидно, заказана, как и Постная Триодь, недавно вступившим в должность патриархом Иовом. Считается, что это одна из самых красивых московских книг XVI века.

Масштаб впечатляет

12 лет потребовалось Андронику Невеже, чтобы избавиться от клише, по которым он верстал псалтырь за псалтырью. Самое важное в его Триодях то, что они не были псалтырями! Правда, учёные клирики того времени упрёками Андроника, что он весьма соответствует своему прозванию, поскольку в его книгах они находили массу неточностей и несуразиц. Но большинство претензий к нему было высказано уже постфактум, в XVII веке, после Смутного времени.
Для конца XVI столетия издание Триодей имело большое значение. Они разошлись, действительно, по всем городам и весям. И очень способствовали единообразию церковных канонов. Печатное дело в тогдашней Москве велось при Андронике достаточно оперативно: книга готовилась и издавалась за пару лет. Тиражи для того времени были большими. Известно, что тираж первого «Апостола», составлял от 600 до 2000 экземпляров. Триодей было издано, вероятно, не меньше. Во всяком случае о том, что издание Андроника было массовым, говорит число сохранившихся экземпляров: Постной Триоди осталось 39 штук, Цветной Триоди — 31 штука. А ведь сразу после издания книг в Московском царстве настали тяжёлые времена, шли военные действия, полыхали пожары, потом началась жёсткая церковная чистка — и теперь уже горели костры из объявленных еретическими книг.
В рукописи «Сказание известно о воображении книг печатного дела» есть строки, посвящённые мастеру Невеже: «После тех мастеров Иоанна и Петра (Фёдорова и Мстиславца, — прим, авт.) стал мастером ученик их Андроник Тимофеев сын, по прозвищу Невежа, с товарищами, и также царским повелением велено ему издавать книги в печатном виде в царствующем граде Москве и раздавать по всем городам во всей России… А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло дело крепко и без помех бесперебойно, как непрерывная вервь».

Как мужчине и женщине понять друг друга. Краткий мануал.

Женщине понять мужчину очень просто: нужно просто выбросить из головы все лишние, милые женскому сердцу детали, и посмотреть прямо перед собой.

Мужчине понимать женщину незачем, достаточно любить, улыбаться и говорить “да, моя королева” или “нет, моя королева”, не отвлекаясь от своего сурового мужского пути.
Это очень просто: для любви ум не нужен.

Введено-Оятский женский монастырь

    ГЛАВНАЯ МОНАСТЫРЬ

Правила посещения монастыря в условиях самоизоляции

    В монастырь вход только в масках и перчатках. На службах присутствие прихожан нежелательно.

Цветная Триодь

Цветная триодь – это богослужебное время от Светлого Христова Воскресения до празднования Пятидесятницы, или дня Святой Троицы. Это особое время церковного года, когда Уставом предписывается самый минимальный пост и отменяются земные поклоны, весь строй православной жизни наполнен радостью о воскресшем Господе. Название же Триоди «Цветная» объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны – временем цветов, которые могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди.Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи”. Это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю”. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.

Пасха – это праздник всех праздников, который утверждает, что смерти нет. Радость воскресения – это радость победы над смертью. В советское время стало традицией на Пасху посещать кладбище, но святая Церковь совершает поминовение усопших только на девятый день Пасхи – в Радоницу. Для верующих людей нет смерти близких как таковой, но есть, наоборот, рождение в жизнь вечную, в Царство Небесное, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, а жизнь бесконечная. По нашей вере, что нет смерти, прогоняется и скорбь из нашего сердца, мы радуемся вместе с усопшими, как с живыми, находящимися в другом мире. Поэтому правильнее будет только на девятый день посетить кладбище и поделиться радостью с усопшими о Христе Воскресшем. В день Радоницы совершается Божественная Литургия и первая после Пасхи панихида об усопших.

Третья неделя по Пасхе – святых жен-мироносиц. Этот день называют православным женским днем. Но кто такие жены-мироносицы? Можем ли мы перечислить их поименно? Согласно Евангелию и Священному Преданию, женщинами, которые пришли утром в первый день после субботы ко Гробу Господню, чтобы умастить его тело миром, были: Пресвятая Дева Мария, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, Саломия, Иоанна, Мария и Марфа, Мария Клеопова, Сусанна. Идя ко Гробу Господню, они размышляли над тем, «кто отвалит камень от гроба». Однако придя, увидели, что случилось землетрясение, отвалившее камень, а стражу повергшее в трепет. У Гроба Господня сидел Ангел, чье схождение и вызвало землетрясение, и он-то и сообщил Святым женам-мироносицам, что Христос воскрес.

В следующие затем три воскресенья Церковь вспоминает три спасительных дела Богочеловека, которые открыли в Нем Божественную силу:
4-я неделя по Пасхе – исцеление расслабленного;
5-я неделя – обращение самарян;
6-я неделя – дарование зрение слепорожденному.

В среду 6-й седмицы совершается Отдание праздника Пасхи. В последний раз звучат пасхальные песнопения и выходит из храма пасхальный крестный ход.

На следующий день, в Четверг шестой недели, – Вознесение Господне. Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”. Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую и там, благословив учеников Своих, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Ученики возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.

В Седьмое воскресенье прославляются Святые отцы I Вселенского собора (325 г.)

Троицкая родительская суббота бывает накануне праздника Троицы. Поминовение усопших.

В 8-ю неделя по Пасхе – праздник Пятидесятницы (50-й день от Пасхи включительно) иначе – Троицын день. В праздник Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в спасении человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостаснoму Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.
Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен апостолами. И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенное торжество придавал ему обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии праздника «Елицы во Христа крестистеся»). В IV веке святым Василием Великим были составлены молитвы коленопреклонные, читаемые доныне на праздничной вечерне. А в Первый понедельник после Троицы – День Святого Духа.

Пятидесятницей заканчивается собственно Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». В 1-ю неделю по Пятидесятнице – заговенье на Петров пост, который начинается с понедельника, и заканчивается 12 июля – в день праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Триодь цветная: Радоница: история, описание действия, значение

Радоница – День особого Поминовения Усопших

Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней, отсюда и греческое название книги — Пентикостарион (Пятидесятница).

Первоначальное же название Триоди – «Цветная» — объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди.

По своему построению она подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди, в основном, посвящено Воскресению и Вознесению Господню, а также Сошествию Святого Духа на Апостолов. Все службы от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела: I) Пасхальная седмица, 2) от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Пасхи, 3) от отдания Пасхи до Недели всех святых.

Песнопения Цветной Триоди, так же, как и Постной, являются творениями многих святых отцов; авторы некоторых из этих творений остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений — канон на Святую Пасху.

Собрание же песнопений Цветной Триоди в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т. е. святым Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание этой книги дополнялось вплоть до XIV века, в частности, св. Никифор Каллист внес в нее синаксарии.

Филипп Тараторкин

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной седмицы – обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.

Победа над смертью, Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, “с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших”.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который “не есть Бог мертвых, но живых” (Мф 22, 32).

Распространившийся, в настоящее время, обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Во вторник, на 9-й день после Пасхи, на Фоминой седмице бывает служба с поминовением усопших, чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.

Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших, не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при поминовении.

В Триоди нет специального последования этой службы. Радоница совпадает с попразднством, поэтому на вечерне, утрене, Литургии не должно быть ничего специально заупокойного. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. По законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения.

Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.


“Поминки на деревенском кладбище” Корзухин А. И. 1865

Вторник 2-й седмицы по Пасхе.
Песнопения Триоди Цветной.

В понедельник вечера,

На Г осподи воззвах: поставим стихов 6, и поем стихиры подобны, глас 4.
Подобен: Я ко добля:

В оскрес из гроба, заключенным дверем, предстал еси другом Твоим всесильне, и Фоме неверовавшу, гвоздей показал еси язвы, и ребра еже от копия прободение, утверждая и уверяя того Слове, яко Ты Сам еси, за милосердие претерпевый спасительныя страсти.

З а многое снизхождение, и милосердие безмерное, мое зря истощание не усумнися, но уверися Близнче, Господь рече: яко Сам есмь Аз пострадавый, и тридневен из гроба воскресый, и адова сокровища истощивый, и ожививый от века умершия.

У дивився яко узре Фома возопи, егда виде Тя всесильне: Ты еси Бог мой и Господь, верую Человеколюбче, яко Сам еси пострадавый, и страсти исцеляяй душ наших. Кланяюся Твоей державе, и мирови возвещаю страшное Твое и всесильное востание.

И Минеи 3. Слава, и ныне: глас 1:

У чеником сомнящимся, во осмый день предста Спас, идеже бяху собрани, и мир дав, Фоме возопи: прииди апостоле, осяжи длани, в нихже гвоздия вонзоша. О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе, и со страхом возопи: Господь мой и Бог мой, слава Тебе!

На стиховне стихиры, глас 1:

О быдите людие Сион, и обымите его, и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых: яко Той есть Бог наш, избавлей нас от беззаконий наших.

Стих: К Тебе воздвигох очи мои:

Я ко помышлении лукавыми, и делы осудихся Спасе, мысль мне даруй обращения Боже, да зову: спаси мя благодетелю Благий, и помилуй мя.

Стих: П омилуй нас Господи, помилуй нас:

Мученичен: Е же на судищи ваше исповедание святии, демонов оплева силу, и от прелести человеки свободи. Темже и главам усекаемым, взывасте: да будет, Господи, жертва душ наших благоприятна пред Тобою, яко Тебе возлюбивше нерадихом о временной жизни, Человеколюбче.

Слава, и ныне: глас 2:

П о востании Твоем Господи, собранным учеником Твоим, и дверем заключенным, посреде стал еси, мир подая им: веровав же и Фома, зрением руку и ребр Твоих, Господа и Бога Тя исповеда, спасающаго уповающия на Тя, Человеколюбче.

Н ыне отпущаеши: Тропарь праздника: З апечатану гробу: И отпуст.

Во вторник вторыя седмицы, на Утрени,

На Б ог Господь: тропарь праздника, трижды.

По 1-м стихословии, седален, глас 1.
Подобен: К амени запечатану:

Ж ены ко гробу приидоша ураншия, и ангельское явление видевшия трепетаху: гроб облиста жизнь, чудо удивляше я. Сего ради шедшия, учеником проповедаху востание: ад плени Христос, яко един крепок и силен, и истлевшия вся совоздвиже, осуждения страх разрушив Крестом.

Стих: Г осподи да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.

А ще праведник едва спасается, аз грешный где явлюся, тяготы и вара дневнаго не понесший? Но с наемники единонадесятаго часа причти мя Боже, и спаси мя.

Стих: Д ивен Бог во святых Своих, Бог Израилев.

Мученичен: Я ко добрии воини единомудренно веровавше, прещения мучителей не убоявшеся святии, приидосте усердно ко Христу, вземше честный крест, и скончавше течение, с небесе победу приясте. Слава укрепльшему вы: слава венчавшему вы: слава действующему вами всем исцеления.

Слава, и ныне: Богородичен:

Н ерушимую стену имуще вернии Богородицу Марию, приидите поклонимся, и припадем Ей: дерзновение бо имать к Рождшемуся из Нея, и молити, и спасати от гнева и смерти души наша.

По 2-м стихословии седален, глас 5.
Подобен: С обезначальное Слово:

А постола вси и ученика Христова восхвалим песньми в память его: боголепно бо наша помышления, той язвы гвоздей осязав, известну веру изыскав, утверди в мире, и молит Спаса, помиловатися душам нашим.

Слава и ныне: тойже.

Таже, В оскресение Христово: псалом 50. Канон праздника со ирмосы на 8: и Минеи на 4. По 3-й песни, седален Минеи. Кондак и ексапостиларий праздника.

На хвалитех, стихиры на 4, глас 1:

К рест претерпевый, и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь Господи, яко един всесилен. [Дважды.]

Н е пренебрези мене Спасе мой, леностию греховною содержима: воздвигни мое помышление к покаянию, и Твоего винограда делателя искусна покажи мя, даруя ми единонадесятаго часа мзду, и велию милость.

Мученичен: С ии воини Царя великаго, сопротивишася повелением мучителей доблественно, небрегоша о муках, и прелесть всю поправше, достойно венчани бывше, просят у Спаса мира, и велия милости.

Слава, и ныне: глас 2:

Д верем заключенным, представ Спас учеником, безстрашие и мир даяше. Таже глаголет Фоме: что Мне не веруеши, яко воскресох из мертвых? Принеси семо руку твою, и вложи в ребра Моя, и виждь. Тебе бо неверующу, вси навыкоша страсти и Воскресение Мое звати с тобою: Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

На стиховне стихиры праздника, глас 2.
Подобен: Д оме Евфрафов:

В оспоим вернии, непрестанно со ангелы, Христа воскресшаго, тридневна из гроба, и мир совоздвигшаго.

Стих: В о всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Ф ома Твоя ребра, Благоутробне, осязав, к вере взыде: и мы тем Тя Бога прочее познахом.

Стих: Н ебеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

П одаеши о Избавителю, мир людем Твоим воскрес из гроба, и мир совоздвигнувый от ада, Всесильне.

Слава, и ныне: глас 6. Иоанна монаха:

Д верем заключенным, пришел еси Христе ко учеником, тогда Фома смотрительно не обретеся с ними. Глаголаше бо: не иму веры, аще не увижду и аз Владыки. Увижду ребро, отонудуже изыде кровь, вода, крещение: увижду язву, от неяже исцеле великий струп человеческий: увижду, како не бе якоже дух, но плоть и кости. Смерть поправый, и Фому уверивый, Господи слава Тебе.

Отпустительный тропарь, и отпуст.

Блаженна от канона праздника, песнь 4-я.

Апостол Деяний, зачало 10. [Деян. 4, 1 – 10.]

Г лаголющим апостолом к людем, наидоша на них священницы и воевода церковный и саддукее,

К огда апостолы говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,

Жаляще си, за еже учити им люди и возвещати о Иисусе воскресение мертвых:

Досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;

И возложиша на них руки и положиша их в соблюдение до утрия: бе бо вечер уже.

И наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.

Мнози же от слышавших слово вероваша: и бысть число мужей яко тысящ пять.

Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

Бысть же наутрие собратися князем их и старцем и книжником во Иерусалим,

На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,

И Анне архиерею и Каиафе и Иоанну и Александру, и елицы беша от рода архиерейска:

И Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;

И поставльше их посреде, вопрошаху: коею силою или коим именем сотвористе сие вы?

И, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?

Тогда Петр, исполнився Духа Свята, рече к ним: князи людстии и старцы Израилевы,

Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!

Аще мы днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся,

Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,

Разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав.

То да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

Евангелие Иоанна, зачало 10. [Ин. 3, 16 – 21.]

Т ако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный.

И бо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Веруяй в Онь не будет осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Сей же есть суд, яко свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тму, неже свет: беша бо их дела зла.

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

Всяк бо делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть:

Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

Творяй же истину грядет к свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана.

А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Оцените статью
Добавить комментарий