Толкование первой заповеди – Дышу православиемДышу Православием

Толкование первой заповеди – Дышу православиемДышу Православием

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

    Алчущие и жаждущие правды — кто они и почему блаженны? Заказать бесплатно православный сайт С чего начинается обращение ко Христу Оскорбление религиозных чувств верующих? Один ли Бог в разных религиях? Как обрести душевный покой? 50 советов от Феофана Затворника Три неудобных вопроса о вере Смертные грехи в православии Соборование. 10 вопросов о Соборовании Милостыня — как правильно совершать милостыню? Монах. Фильм Аркадия Мамонтова Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие Обрядоверие или благоговение? Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра? Совесть и стыд — в чем разница и как отличить одно от другого? Икона «Не рыдай мене мати» Сердце чисто созижди во мне Боже… С чего ты взял, что Господь на твоей стороне? Крещение — 33 вопроса о крещении Адриан Пошехонский, священномученик. Житие Курение — Святые отцы о курении Прощение и прощеное воскресение Петр Первозванный, апостол. Житие Таланты и богатство — как ими пользоваться?

Наши друзья

Толкование на первую заповедь из десяти

Итак, обратимся к первой заповеди, данной Моисею на Синае: «Слушай, Израиль, Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из Египта; да не будет у тебя богов, кроме Меня». Эта заповедь, как и другие, имеет три плана. Слово слушай в буквальном смысле означает: «изучай, читай, повторяй, держи в памяти Мои повеления». Это первый, внешний, план. Во втором, душевном, плане слушай значит: «внимай своей совести, сделай эти заповеди стержнем своей жизни», стержнем, на который нанизываются дела, слова и помышления человека, станком, на котором ткется узор человеческой жизни.

Заповеди являются своего рода пробным камнем, с помощью которого человек может определить, кто внушает ему ту или иную мысль: благодать, собственные страсти или демон. Заповеди – фильтр, посредством которого очищается непрестанный поток наших помыслов; горнило, в пламени которого металл отделяется от шлака – от грязи страстей. Заповеди – окна, через которые душа человека должна смотреть в мир. Иначе говоря, в душевном плане внимание человека к заповедям означает устроение им на основе заповедей всей своей духовной жизни. Здесь еще не полное отречение от мира, но стремление через этот мир, в котором человек находится и который душевно переживается им, служить Богу. Здесь не отрицание, а облагораживание интеллектуально-эмоциональной сферы своей души, точнее, содержания, которое она получает посредством чувств.

Третий план – духовный. Слово слушай, то есть «внимай», должно быть обращено к самому главному, к тому, что находится за пределами пространства, вещества и времени. Истинная жизнь человека – это открывающиеся перед ним горизонты вечности, это такое общение души с Богом, в процессе которого душа не только борется, как с врагами, со страстными и греховными чувствами, но и желает забыть все временное и тленное, то, что принадлежит власти смерти, и жить и дышать только Тем, Кто выше мира и выше всего. Здесь внимание означает пребывание ума в Боге через призывание имени Божия, в котором, как в символе, отражено символизируемое.

Имя Божие есть внутренний путь души к бесконечной цели, той, которая не имеет ни предела, ни завершения. Поэтому слушай, Израиль означает: «Отрешись от того, что стоит между тобой и Богом; здесь, на земле, живи в вечном, ненавидь то, что отделяет тебя от Бога, преодолевай влечение к этому миру, который притягивает душу подобно тому, как земля притягивает тело». Другими словами, духовный план повеления слушай, или «внимай», означает стояние ума в имени Божием, как в неподвижном центре вращающегося колеса космического бытия – в этой единственно твердой внутренней точке опоры. Надо, впрочем, оговориться: здесь речь идет не о некоем крайнем и потому одностороннем спиритуализме, а о концентрации на самом главном. Если мы сосредоточенно рассматриваем одну точку, то остальное расплывается и как бы исчезает из поля нашего зрения: мы, видя, как бы не видим ничего, кроме того, на что пристально устремлен наш взгляд. Преподобный Антоний Великий говорит, что он представляет себя самого как какую-то движущуюся статую, которую рассматривает со стороны, но не сливает себя с ней. Реальность Божественного бытия была для него более глубокой, нежели реальность его собственного существования в этой преходящей жизни. Поэтому слово слушай в духовном смысле означает смерть для мира и воскресение для Бога, отрицание себя и новое обретение себя.

Я Господь Бог твой; да не будет у тебя богов, кроме Меня. В буквальном смысле, который является фундаментом для следующих построений, это заповедь об истинной вере в Единого Бога и Его Откровение; это – принадлежность к Церкви как к тому духовному царству, в котором действуют благодать и Божественная сила. До рождества Христова это была ветхозаветная Церковь, теперь – новозаветная, которая сохранила себя и содержится в вероисповедальной чистоте как Церковь Православная. Бог открывается через догматы веры, церковные Таинства и обряды, сообщаясь через них с душой человека. Церковь – единственный истинный путь к Богу, поэтому вне ее вера в Единого Бога – это вера в «единую неопределенность».

Да не будет у тебя богов, кроме Меня. Это – запрещение искать истину вне Церкви. В общинах еретиков, в их учении лик Бога предстает искаженным, и потому сами священные имена Божества перестают быть символами, через которые душа приближается к Богу. Ложный образ Бога – это ложный бог, хотя бы его называли Иеговой или Христом.

В душевном плане Я Господь Бог твой означает установление в жизни человека совершенно определенной шкалы ценностей, высшее место в которой принадлежит Богу. К сожалению, очень часто наше душевное состояние (я говорю о людях верующих) похоже на какое-то полуверие, на постоянно продлевающийся компромисс. Мы верим в Бога, мы принадлежим Православной Церкви и в этом смысле не поклоняемся другим божествам, но Господь занимает не главное место в нашей жизни, не вся она отдана Ему, а лишь какая-то ее часть. Если бы нашу внутреннюю жизнь, наши помыслы и чувства можно было заснять на кинопленку и показать нам самим, то мы увидели бы, какой хаос царит в нашей душе и как мало места принадлежит в ней Богу.

Даже когда мы стоим на молитве, то до нашего сознания лишь едва-едва доходит смысл молитвенных слов. Эти слова тонут, словно в каком-то потоке, в инерции нашей повседневной жизни. Сама по себе молитва есть средство общения души с Богом, а у нас она почти всегда остается лишь формой без внутреннего содержания, остается как бы «отключенной» от разума и сердца. В этом отношении мы даже более непоследовательны, чем неверующие. Они отрицают Бога и вычеркивают Его из своей души, а мы признаем Бога, но при этом отводим Ему место в каком-то уголке своего сознания, точно в тесной каморке под крышей, и продолжаем жить той же чувственной, страстной жизнью. При этом мы, быть может, воздерживаемся от грубых грехов, но внутренне переживаем и совершаем их, так сказать, перед лицом Бога, Которого призываем. Здесь в душевном плане слова Я Господь Бог твой – это призыв к внутренней борьбе за то, чтобы наша душа ощущала постоянно присутствие Божие, чувствовала свою зависимость от Бога, верила в Его могущество и Промысл. Если Бог есть,– значит, все в Его власти, а у нас парадокс: мы говорим, что Бог есть, но не верим, что все подвластно Ему, и потому всегда пребываем в тревоге и беспокойстве. Говорим, что Бог есть, но представляем Его спящим или забывшим о нас. Мы верим в Бога, но когда необходимо реальное исполнение воли Божией, то оказывается, что Богу мы не доверяем. Отрешиться от своих собственных представлений и всецело положиться на Промысл Божий нам страшно: это значит для нас потерять привычную опору (хотя мир-то как раз и не дает на самом деле никакой опоры) и, закрыв глаза, броситься с высоты куда-то вниз. Вот почему мы и призываем Бога, и в то же время страшимся целиком поверить Ему и совершенно предать себя Его воле.

Можно сказать, что в душевном плане первая заповедь для нас – это завет принимать слова Священного Писания как повеление, обращенное к нашей душе, повеление, которое непременно должно быть исполнено. Образно говоря, десять заповедей Ветхого Завета и девять заповедей Завета Нового – это драгоценные цепи, которыми земля прикреплена к небу.

Духовный план первой заповеди заключается в том, что Господь хочет воцариться в нашем духе, в осознании того, что человек создан не для этого мира, где все кончается смертью, как поток реки обрывается водопадом, в котором разбивается о камни все живое, что увлек с собой этот поток, а для того, чтобы жили в нем образ и подобие Божие, чтобы человек, покорив себя Богу, вошел в общение с Ним. Весь мир ничтожен по сравнению с Божеством, как точка по сравнению с бесконечностью. Поэтому вера в Бога, Который сотворил мир и надмирное бытие, время и вечность, Который хочет принять человека в духовный союз с Собой и дать ему участие в Божественной жизни, должна переродить человека, изменить его жизнь. Эта вера должна вытеснить из жизни человека все, что отвлекает от Бога его ум, сократить его житейские потребности и дела до требований необходимости, до некоего минимума; самым главным, постоянным своим делом человек должен считать молитву, которая открывает душе свет Божества подобно тому, как он сам, проснувшись утром, открывает в своей комнате ставни и лучи солнца озаряют его жилище.

Молитва дает Богу возможность действовать в душе человека. Если Господь Бог есть наш Бог, то по Его величию и достоинству, по Его неизреченной мистической красоте и богатству данных Им обетований, которые превышают человеческую способность постижения, главным нашим деланием должна быть именно внутренняя молитва, а все остальное в жизни призвано служить лишь приготовлением к ней. Молитва – это ответ на вопрос, кто наш Господь – Бог или мир. Для язычников космос был богом. И если мы привязаны к чему-нибудь больше, чем к Богу, или страшимся чего-нибудь больше, чем Бога, то, значит, наше сердце принадлежит «чужим богам». Если мы забыли о внутренней молитве и удовлетворяемся лишь внешней, не доходящей до нашего сердца, то, значит, Бог перестал быть нашим Богом. Одним словом, духовный план первой заповеди – это стоять умом в сердце с именем Божиим.

Господь всемогущ, но Он хочет, чтобы мы добровольно приняли Его как Царя своей души, а это означает для нас непрестанную борьбу с демоном и миром, чтобы Господь, видя наши труды, призрел на нашу борьбу как на место Своего упокоения.

Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Источник:

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.

О Десяти Заповедях на «Правмире»:

    Заповеди Божьи Об одной заповеди Христа Беззаконная правота. Нарушая заповедь, не рассчитывайте на срок давности Нужно ли почитать плохих родителей? (+ ВИДЕО) Заповеди блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста Для чего нужны трудновыполнимые заповеди? О заповеди и лучших чувствах Восьмая заповедь Митрополит Антоний Сурожский — Об Успении и заповеди Пресвятой Богородицы Правила благочестивой жизни Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

Фильмы о десяти Заповедях:

Азы православия. Заповеди Божьи

Купелька. Заповеди Божьи

Поделитесь статьей, если она важна для других

Православная Жизнь

Поговорим о том, почему первая заповедь стала скрепляющей для всех остальных и на чём человеку основать свою жизнь, чтобы она была радостной и полной.

Заповедь 1: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»

Можно ли жить без правил?

Мы живём в обществе, которое во всех проявлениях своего существования имеет определённые правила, регламентирующие нашу жизнь. Возьмём, к примеру, правила дорожного движения. Они существуют. Можно соблюдать их или не соблюдать — это каждый решает для себя сам. Однако надо понимать: если решишь не соблюдать, это значит, что твоему транспортному средству, скорее всего, будет нанесён ущерб.

Человек, живущий в обществе, понимает, что он окружён определёнными правилами, и адекватное отношение к ним даёт возможность жить более свободно, чувствовать себя уверенно — хотя на первый взгляд правила ограничивают. Мы можем осознать, что правила помогают, только если представим общество без них — общество анархическое, где каждый человек диктует свои законы и на первое место выходит право сильного.

Чтобы понять главное, надо разобраться

Каждый человек с детства приучается к правилам, но когда касается заповедей Божьих, он начинает плутовать: «а как же моя свобода?», «почему я должен подчиняться?», «кто такие все те, кто требует от меня соблюдения заповедей?». Здесь человеку нужно рассмотреть следующие вопросы: что такое заповеди Божьи? Где, как и когда они появились? Как развивались и приживались в обществе? Кто их передал, как они дошли до него?

Если человек пройдёт этот несложный путь познания, он войдёт в область духа, где действуют особые законы — духовные. Если он начнёт проникать в них и немного, хоть на уровне каких-то православных сайтов (если не решается взять для изучения первоисточник — Библию) попытается во всём разобраться, то поймёт, что заповеди Божьи — это не произведение человеческого ума. Их не придумал отдельно взятый человек или какая-то группа людей. Это Божественное откровение, откровение Божией любви.

Не запреты, но вектор развития

Заповеди — не ограничение, но вектор нашего развития, который помогает нам делать правильный выбор, указывает спасительный путь. Заповеди назидательны, они объясняют, что хорошо, а что плохо. Ещё хотелось бы выделить аспект, который очень слабо приживается в современном обществе: заповеди нас смиряют. Смиряясь перед ними, человек, по словам апостола, призывает благодать Божью, потому что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6). Он понимает: оказывается, то, что Моисей получил на Синайской горе, имеет непосредственное отношение к каждому из нас и несёт только добро. Заповеди не ограничивают, но выводят из тьмы кромешной на Божий свет, из тёмного непроходимого леса — на твёрдую дорогу, с подробными указаниями, куда идти и куда не сворачивать. У апостола Павла есть слова: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), — то есть Закон ведёт, указывает верный путь.

«Я Господь, Бог твой»

Эта заповедь — в первую очередь утверждающая, а не запретительная. Здесь чётко и ясно человеку сказано, Кто его Бог и Чьё он чадо. Между человеком и Творцом должны возникнуть личностные отношения. Это аксиома, которую нужно либо принять, либо нет. Здесь не надо рассуждать и что-то придумывать, важна честность. В 3-ей Книге Царств есть такие слова пророка Илии: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18-21).

Противоположность соблюдения этой заповеди — категорическое непринятие Господа Бога, когда человек полностью исключает Его из своей жизни. Это атеизм. Есть научный атеизм, который подводит научную платформу неверию; есть невежественный атеизм, который происходит от незнания и необразованности; есть воинствующий атеизм — который насильственно заставляет человека перестать верить в Бога. Но большинство наших современников отчасти верят, отчасти нет. Они не дают первой заповеди полностью войти в их жизнь.

Человек словно одни сферы жизни считает подвластными Богу, а другие нет. «Прости, Господи, но здесь я ширмочку поставлю и не буду Тебя в эту часть моей жизни пускать». Он пришёл в храм, свечку поставил, просфорку купил, святой воды выпил — и «до свидания, до новых встреч, Господи». Человек не раскрывается перед Богом, не пускает Его в свою жизнь полностью — не исполняет первую заповедь. Ведь если он принимает, что Господь — Бог его, то надо быть открытым перед Ним, нужно пустить его в свою жизнь, в своё сердце. Без этого в свечечках, которые он в храме ставит, нет никакого смысла, ведь в нём нет теплоты веры, которую свечи символизируют. Его душа не обладает податливостью, которую обретают человеческие души, воспринимая Божественное учение. Господа надо принимать всего без остатка, а не частично — и только тогда человек обретает радость, счастье, наполненность жизни.

«…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»

Вторая часть заповеди гласит: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Когда человек не полностью принимает Бога, оставшиеся места в его душе занимают «божки» — демоны, страсти, которым он поклоняется и которые раздирают его на части. Человеку очень больно, он не может понять, что же происходит. А надо просто самого себя и свою жизнь отдать Христу, целиком, причём не на словах, а на деле.

Как это сделать практически? Просто жить и стараться не забывать о Боге. Просыпаться — и понимать, что возле твоей кровати уже стоит Творец, Которому важно, куда будет направлена твоя первая мысль. Это будет завтрак, который тебе готовит жена, или сложности, которые ждут на работе? О чём ты подумаешь? Если первой мыслью будет: «Слава Тебе, Боже!» — за то, что жив, что есть крыша над головой, есть здоровье и многое другое — значит, Бог — Господь твой, и первая заповедь соблюдена. Проходя поприще нашей жизни, надо помнить, что мы идём не одни, но параллельно с Богом, Который, как сказано в известной притче, всегда идёт рядом, а порой несёт нас на руках.

Нам надо довериться Богу, чтобы погрузиться в море Божественной любви. Ведь Он создавал нас не для того, чтобы мы мучились и стенали, а чтобы радовались и благословляли. Первая заповедь — радостная и громогласная — утверждает, что Он хочет быть нашим Богом, Сам идёт нам навстречу. Он призывает нас проснуться, очнуться от сна, увидеть, что мы не одни в этом мире. Наш Творец — рядом, Он мудрый, любящий, милосердный, сострадательный, всегда поможет, всегда поймёт. Если мы всё это понимаем из первой заповеди, тогда становится радостно жить на свете. И люди становятся приятными, потому что они созданы по образу и подобию Божию. Мой Бог — их Бог тоже, это нас объединяет в единое Тело Христово — Православную Церковь.

О «других богах»

«Другие боги», о которых говорится в заповеди, не какие-то другие существа, обладающие сверхкачествами. Как я уже сказал, это наши страсти. Это чувства, насаждённые Богом, которые получили неправильное развитие. Другими богами могут стать излишества в пище или вине, страсть властвовать или сребролюбие. Некоторые люди делают богами других людей, отношения с ними.

Человеку свойственно кому-то поклоняться, это в нём заложено, и он непременно ищет предмет поклонения. Народы, находящиеся на низком уровне развития, до сих пор поклоняются природе или каким-то могущественным животным. Так было бы со всем человечеством, если бы Господь не открыл ему первую заповедь о том, что Он есть единый Бог. Человек, искажая эту заповедь, ищет более чувственные сферы поклонения. Как говорило апостол, «их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19). Это касается всех, кто обожествляет земное. Повреждённая человеческая натура ищет более простые и понятные ей пути поклонения, идеализирует предметы или людей, потому что у неё есть необходимость реализоваться в этом. К сожалению, в этом поиске она не обращает внимания на своего Творца.

Принцип дудочки и кувшинчика

Нельзя исполнить другие заповеди, не исполнив первую. У человека сразу возникает вопрос: а зачем их исполнять? Почему нельзя врать или завидовать? Что меня сдерживает? Слова «Я Господь, Бог твой» — фундаментальная платформа, на которой можно строить свою жизнь. Не хочешь — не строй, но тогда и отношения с Творцом будут совсем другие. Нельзя претендовать сразу на дудочку и кувшинчик, как в известной сказке. Нужно сделать выбор, с кем вы.

Человеческие страсти понятны. Они начинаются с незначительного. Что плохого в любви к женщине? Ничего. Но человек такой падкий, а мир такой несовершенный, что человек редко когда может удержаться от соблазна. А когда во главе жизни стоит Бог, то всё выходит на другой уровень. Человек начинает бороться со злом в себе, чтобы не испортить отношения с Творцом. Первая заповедь скрепляет все остальные. Да, соврал, да, согрешил, но не преклонил головы пред богом чуждым, не уйду от Тебя, всё равно к Тебе вернусь, что бы ни сделал. Ты создал меня, делай со мной что хочешь. Как молился святой Димитрий Ростовский: «Аще хощеши мя имети во свете: буди благословен. Аще хощеши мя имети во тьме: буди паки благословен». И вот когда человек обретает такое смирение, тогда всё обретает смысл, и жизнь его преображается. Именно к этому призывает нас первая заповедь.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Исх. 20:2

Свт. Григорий Нисский

Ст. 2-3 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Другой бог мыслится как противоположность нашему собственному Богу. Итак, Кто наш собственный Бог? Ясно, что истинный Бог. Кто же этот «другой, чуждый»? Во всяком случае, это тот, кто чужд естеству истинного Бога. Итак, если наш собственный Бог есть истинный Бог, то если Единородный Бог не будет естества истинного Бога, как говорят еретики, то Он есть «чуждый» и не наш.

К Симплицию о вере.

Свт. Филарет (Дроздов)

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства

Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии: слышите ли вы в сих словах, вместе с заповедию веры и любви, заповедь ревности? Вслушайтесь разборчиво. Когда небесный Законодатель провозглашает Себя Господом и Богом: Он возвещает Свою власть, и требует нашей покорности; возвещает Свое величие, и поставляет нас в благоговение пред Ним. Когда же не стыдится, как выражается в сем самом предмете Апостол (Евр. 11:16), нарицаться Господом и Богом нашим: что являет Он нам в Себе, как не любовь, и что возбуждает в нас к Себе, как не любовь? Ибо что может быть полнее любовию от лица говорящаго, что любезнее для слышащаго, как сказать, как услышать говорящаго: Я есмь твой. И так вот заповедь любви.

Слово в день святителя Николая (1822 г.).

В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога.

Что означают слова Я — Господь, Бог твой?

Словами Я — Господь, Бог твой Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа, как Бога.

Как мы должны познавать Бога?

Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Священное Писание, во-вторых, писания святых отцов.

Какие обязанности относятся к внутреннему богопочитанию?

К внутреннему богопочитанию относятся следующие обязанности: верить в Бога; ходить перед Богом, т. е. помнить о Боге и всегда поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши мысли; бояться Бога, или благоговеть перед Ним, то есть считать гнев Отца небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять Его; надеяться на Бога; любить Бога; повиноваться Богу, т. е. непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он делает с нами не то, чего бы мы желали; поклоняться Богу как существу высочайшему; прославлять Бога как всесовершенного; благодарить Бога как Творца, промыслителя и Спасителя; призывать Бога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании.

Какие обязанности относятся к внешнему богопочитанию?

К внешнему богопочитанию относятся следующие обязанности: исповедовать Бога, т. е. признавать, что Он — наш Бог, и не отрекаться от Него, даже если за Его исповедание предстояло бы пострадать и умереть; участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью.

Какие грехи против первой заповеди?

Грехи против первой заповеди следующие:

Безбожие, когда люди, справедливо называемые псалмопевцем безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят в сердце своем: нет Бога (Пс. 13:1). Многобожие, когда вместо единого истинного Бога признают многие мнимые Божества. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его провидению и откровению. Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине. Раскол, т. е. своевольное уклонение от единства богопочитания и от Православной Кафолической Церкви Божией. Богоотступление, когда отрекаются от истинной веры от страха или для выгоды. Отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и особенно злых духов, и стараются ими действовать. Суеверие, когда верят, что какая-нибудь обычная вещь имеет Божественную силу, и на неё вместо Бога надеются или её боятся (так, например, верят старой книге и думают, что только по ней, а не по новой, можно спастись, хотя новая содержит то же учение и то же богослужение). Лень по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению. Любовь к чему-либо больше, чем к Богу. Человекоугодие, когда угождают людям в ущерб угождению Богу. Человеконадеяние, когда кто-либо надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию.

Как исполнить свои обязанности перед Богом?

Чтобы исполнить свои обязанности перед Богом, нужно отречься от самого себя. Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь Иисус Христос, — отвергнись себя (Мк. 8:34).

Что означает отречься от самого себя?

По объяснению святого Василия Великого: От себя отречётся тот, кто в себе победит истлевающего в обольстительных похотях Ветхого человека и преодолеет все мирские пристрастия, препятствующие благочестию. Полное же отречение от себя состоит в том, чтобы и к самой жизни быть беспристрастным и думать, на себя не надеясь, о смерти (Пространные нравственные ответы, 8).

Отрёкшийся от себя человек имеет ли утешение?

Отрёкшийся от себя и лишённый многих естественных удовольствий человек может иметь благодатное Божественное утешение, которое не в силах нарушить даже страдания. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1:5).

Кого ещё мы должны почитать, не нарушая первой заповеди?

Заповеди, предписывающей благоговейно почитать единого Бога, соответствует также правильное почитание Ангелов и святых, поскольку мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О первой заповеди

Свт. Николай Сербский

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, Им живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это – благодаря Богу. Способность семени расти, умение травы дышать и возможность человека жить – все это исходит от Бога. Все силы есть собственность Божия, и всякое творение получает свою силу от Бога. Господь каждому дает, сколько Ему нужно, и забирает назад, когда Ему требуется. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, обращайся только к Богу, ибо лишь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких источников нет.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 2-3 Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене

Против этой заповеди согрешают безбожники, многобожники, те, кто отвергает промысл Божий, веря в судьбу и рок; все волшебники, гадатели, суеверы и все, кто ходит к ним; еретики, кто не по православному верует в Троичного Бога. И, просто сказать, все те, кто более уповает на человека или на самих себя, а также на природные и приобретенные блага, чем на Бога.

Руководство к исповеди.

Фульгенций Руспийский

Ст. 2-3 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Первая заповедь Декалога открыто провозглашает почитание и служение Единому Богу, а также строго запрещает верующим поклонение и служение всякому творению. Ведь там говорится: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Если считать, что это говорится одновременно Отцом и Сыном, то должно верить, что Отец и Сын – это один Господь Бог. Но если считать, что или Отец без Сына, или Сын без Отца сказал это, то необходимо отрицать или Господа Бога Отца, или Сына. Ведь об этом Он сказал: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

Послания.

Лопухин А. П.

Ст. 2-3 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Я Господь, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней, и факт изведения народа из Египта (Втор 4:32–35) должен быть твоим «Всевышним» – предметом твоего почитания. «Господь есть Бог, нет другого, кроме Его» (Втор 4:4, 35; 6:4). Поэтому с верою в Него несовместимо почитание других богов, – оно исключается ею; «да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», при Мне, вместе со Мною (Втор 5:7; 4 Цар 17:35).

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

В Боге — вся мудрость, и вне Бога нет ни мудрости, ни капли знания. Всякую тварь Господь наделил частицей Своей мудрости. Поэтому, брат мой, думая, что Бог дал мудрость лишь человеку, ты ошибешься. Мудрость есть у пчелы и мухи, у ласточки и аиста, у дерева и камня, у воды и воздуха, у огня и ветра.

Во всем пребывает Премудрость Божия, и ничто не могло бы существовать без крупицы мудрости. По мудрости Божией животное заранее чувствует опасность; и пчела строит соты; и муха предчувствует дождь; и ласточка лепит гнездо; и аист выхаживает птенцов; и дерево знает, как расти; и камень умеет молчать и держать форму; и вода умеет течь с горы вниз и парить облаком; и огонь, дремлющий во всякой вещи, может греть и светить; и ветер знает, куда дуть, и приносит чистоту нечистотам и здоровье болящим. В самом деле, никто и ничто не имеет своей собственной мудрости, которую он сам сотворил или сам породил, но вся мудрость проистекает из одного-единственного источника всевозможной мудрости. И источник этот — в Боге. Поэтому, когда ищешь мудрость, ищи ее только в Боге, ибо Господь есть Источник живоносной и великой Премудрости. Кроме этого Источника других нет. Поэтому молись Богу так:

«Боже, Всемогущий и Всевидящий, одари меня, немудрого, животворящей мудростью Твоей, чтобы я смог лучше служить Тебе. И руководи мной, Господи, чтобы я данные мне знания не употребил во зло, как сатана, но только на добро себе и ближним своим к великой славе Твоей. Аминь».

В Боге — вся благость. Об этом и Христос сказал: Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19, 17). Его благость включает в себя Его милосердие, терпение и прощение грешников. Своей благостью Господь наделил всякое творение Свое. Поэтому в любой твари Божией есть Божественная благость. Даже диавол имеет Божию благость, из-за которой он желает себе добра, а не зла, но по глупости своей думает злом достичь добра, то есть думает, что, причиняя зло всем творениям Божиим, он для себя творит добро. О, сколько благости Божией во всяком Божием творении: в камне, в растении, в звере, в огне, в воде, в воздухе! Вся благость эта позаимствована у Бога — неисчерпаемого, бездонного и великого Источника всяческой добродетели. Поэтому, когда ищешь благости, не ищи ее нигде, кроме как в Боге. Лишь Он имеет благость в избытке. Значит, помолись так:

«Всеблагой, Всемилостивый и Долготерпеливый Боже, одари меня, нечестивого, благостью Твоей, чтобы от Твоей благости я возрадовался и воссиял и смог бы еще больше и лучше служить Тебе. Направь меня и поддержи, Господи, чтобы доброту Твою не превратил я во зло, как сатана, но направил бы лишь на радость и счастье себе, чтобы мог я светиться добротой и озарить ею себя самого и всякую из тварей Твоих, меня окружающих».

Да не будет других богов, кроме Меня, — заповедал Господь. Да зачем тебе другие боги, если есть Господь Бог Саваоф? Как только у тебя будет два бога, знай: один из них — диавол. А ты не можешь служить сразу и Богу, и диаволу, как не может один вол одновременно вспахать две нивы, как не может одна свеча осветить одновременно два дома. Волу не нужны двое хозяев, ибо они растерзают его; и лесам не нужно два солнца, ибо сгорят они; и ребенку не нужны две матери, ибо останется «дитя без глазу». И тебе не нужны два бога, ибо станешь не богаче, но беднее. Так оставайся наедине со своим единственным Господом Саваофом, в Котором вся сила, вся мудрость и вся доброта, нераздельная, неисчерпаемая, бесконечная. Его, Единого, почитай, Ему поклоняйся, только Его бойся. А когда станешь Ему молиться, молись так:

«Господи, Боже мой, Тебе принадлежит бесчисленное множество творений, но у творений Твоих не может быть более одного Бога — Тебя, Единосущного. Разгони, Господи, мои дурные мысли и сны о других богах, как сильный ветер разгоняет надоедливый рой мух. Боже, очисти мою душу, освети ее, расширь и поселись в ней Ты, Единственный, как Царь в Своем дворце. Это поднимет мой дух, укрепит меня, воспитает, исправит и обновит. Слава и хвала Тебе, Единый Истинный Боже, стоящий превыше всех ложных божеств, как вершина горы над отражением в луже. Аминь».

Читайте также

Заповедь Первая

Заповедь Первая Или положение, способствующее к познанию воли Божьей. Все то, что отвлекает нас от Бога, — противно воле Божьей, все же, что приводит нас к Богу, — согласно с волей Божьей. “Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда” (1Фесc. 4:3), но не

4.26 Заповедь первая, пп.189-197

4.26 Заповедь первая, пп.189-197 189. БЕРЕШИТ БАРА ЭЛОКИМ (вначале создал Творец) – это первая Заповедь, основа и глава всего. И называется «страх Творца» или Решит (начало), как сказано: «Начало мудрости – страх Творца». Страх Творца – начало знания, потому что страх называется

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Это значит:Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила

Заповедь первая О вере в единого Бога

Заповедь первая О вере в единого Бога Прежде всего веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет, Сам будучи необъятен, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут. Итак, веруй в Него, бойся Его и, боясь,

17. Первая заповедь в раю.

17. Первая заповедь в раю. 17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.“в день… смертью умрешь.”Слово “день” здесь, как и раньше (2:1), должно понимать в смысле неопределенного указания времени и переводить

Первая заповедь

Первая заповедь Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве МенеВ русском переводе это звучит так: “Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня”. Какие же обязанности должны мы иметь в отношении к Богу по этой заповеди? Первая

Первая заповедь

Первая заповедь В общем, не нужно мешать детям думать о Христе и о Святых как о своих друзьях, которым можно сказать обо всем и которые любят их даже больше, чем родители. Дети часто молятся и получают ответы на свои молитвы в вопросах, которые взрослому кажутся слишком

Первая заповедь

Первая заповедь Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве МенеВ русском переводе это звучит так: “Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня”.Какие же обязанности должны мы иметь в отношении к Богу по этой заповеди? Первая

Первая заповедь блаженства

Первая заповедь блаженства Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие НебесноеС этого начинаются заповеди блаженства или заповеди истинного счастья нашего, не того, земного призрачного, мимолетного счастья, за которым мы, как за тенью, гоняемся бесплодно всю жизнь, а

Первая заповедь. Первый Божий Завет

Первая заповедь. Первый Божий Завет “Внимай, народ мой, закону Моему”, – повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе: 1. Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не дела себе кумира и никакого

Первая заповедь

Первая заповедь Один еврей, считающий себя атеистом, при встрече с раввином гордо заявил: “Ребе, я тоже придерживаюсь Десяти заповедей!” Раввин посмотрел на него и спросил с улыбкой, соблюдает ли он шабат, еврейскую субботу. Атеист несколько растерялся: “Хорошо, я

Первая заповедь.

Первая заповедь. Что на самом деле произошло у горы Синай? Первая заповедь гласит: “Я — Всевышний, твой Б-г, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства”.Странная формула. Каждый знает, что заповедь должна что-то повелевать или запрещать в однозначной категорической

Первая заповедь

Первая заповедь Я – Господь-Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. Надо верить в одного Бога. Если ты веришь в Него, значит думаешь и заботишься о своей душе. Бог должен быть в душе каждого человека. Не забывай об

Первая заповедь

Первая заповедь Я – Господь-Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. Надо верить в одного Бога. Если ты веришь в Него, значит думаешь и заботишься о своей душе. Бог должен быть в душе каждого человека. Не забывай об

Оцените статью
Добавить комментарий