Четвертая заповедь десятисловия; Храм Покрова Пресвятой Богородицы с

Четвертая заповедь десятисловия; Храм Покрова Пресвятой Богородицы с

Четвертая заповедь десятисловия

Четвертая заповедь десятисловия (Ветхозаветная суббота и день воскресный в христианской церкви)

Введение

Десятисловие содержит десять основных законов, которые, сам Господь Бог дал пророку Моисею на горе Синай на пятидесятый день после выхода еврейского народа из Египта. Историю появления десяти заповедей Закона Божия мы узнаем из книги Исход (Исх. 19:10-25)[1]. Первые четыре заповеди содержат обязанности человека в отношении Бога. Одна из них, четвертая заповедь Закона Божия, звучит так: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх.20:8-11)[2].

Тема «Четвертая заповедь десятисловия (Ветхозаветная суббота и день воскресный в христианской церкви)» имеет непреходящее значение и касается одной из самых важных сторон христианской жизни – соблюдения четвёртой заповедью Десятисловия, почитания воскресного дня.

В условиях низкого уровня духовного просвещения, недостаточного воцерковления населения и стремительного ритма современной жизни, соблюдение четвертой заповеди является важной, установленной Богом, причиной для каждого человека для выделения одного дня в неделю с целью особого прославления Господа и посвящения Ему: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8)[3]. Этот день заповедано помнить для освящения его, что в жизни реализуется в делах молитвы, чтения, посещения храма. Это дает возможность отойти от суеты житейских дел и посвятить часть своего времени Богу. Так человек вступает в живую связь с Богом, получает от Него освящение и благословение на житейские дела.

Преподобный Исаак Сирин пишет: «Заповеди Божии выше всех сокровищ мира»[4], а епископ Игнатий Брянчанинов говорит: «Исполнение заповедей в обществе человеческом доставляет исполнителю опытное, самое ясное и самое подробное познание падшего естества человеческого и падших духов»[5].

Четвертая заповедь важна уже потому, что она дана Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:12-13)[6].

Параграф 1. Ветхозаветная суббота

Вторая глава книги Бытия стихи 2-3 гласят: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2-3)[7]. Очевидно, что Бог не нуждался в покое, поэтому это постановление имело в виду человека.

Божественное постановление было необходимо для него в состоянии невинности его, то не нуждался ли в ней тем более человек падший; человек, подчиненный плоти, видимому миру, суровой необходимости труда, наконец, греху, который постоянно изглаживает из его сердца образ Божий и сознание высокого человеческого назначения?

В первый раз упоминается о субботе в книге Исход: «И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх.16:23)[8]. Такое упоминание было еще до установления еврейского закона. То, каким способом святой пророк Моисей напоминает об этом постановлении израильтянам по поводу сбора манны накануне «святой субботы Господней», показывает, что пророк не дает евреям новой заповеди, но восстановляет старую, возможно, забытую во время гонений на христиан в Египте. Теперь же в пустыне, на свободе, необходимо было ее восстановить. Выражение, в котором предписывается четвертая заповедь: помни день субботний, чтобы святить его, показывает, что помнят лишь то, что уже знают, как и берегут лишь то, что имеют. Оно остается таким же необходимым и священным для нас и в нашей обыденной жизни, и в шумном ритме современной цивилизации, каким было у первых верующих.

Строгость его указывает нам, насколько Бог считал необходимым это постановление для религиозного воспитания избранного Им народа. Святой апостол Павел пишет в послании к римлянам: «мы не под законом, а под благодатью» (Рим.6:15)[9]. Поэтому нельзя относиться к этому древнему постановлению как незначительному. Следует помнить, что учреждение субботы вместо того, чтобы смешаться с множеством различных мелких предписаний Моисеева закона, отражено в Десятисловии. В нем в краткой, но удивительной форме излагает весь нравственный закон, и все требования имеют прямое отношение к религиозной жизни каждого человека, который пожелал бы в любое время и в любом месте служить Господу Богу.

Почитание субботы очень рано закрепилась в жизни израильского народа. Ни жестокие гонения, ни оскорбительные насмешки не могли заставить древних евреев забыть свои субботы. На важность его указывает и сам законодатель Моисей, повторяя неоднократно увещание хранить субботу и определяя смертную казнь за её нарушение: «И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в [этот день]. [Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день» (Исх.16:25-30)[10].

Суббота соприкасалась с различными сторонами общественной и частной жизни древних евреев и для каждой из них имела свое значение. Господь Бог Сам указывает обязательность и разное значение субботы: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх.20:8)[11], «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:3)[12], «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:12)[13]. Это дар Господа людям. Суббота дана для прославления Его, для духовного возрастания человека, возможность подкрепить слабые силы человека через общение с Богом, отдых немощному человеческому телу от трудов. Также это установление о почитании субботы, как дня Божия, соблюдении субботнего покоя было очень строгим: «Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею» (Чис.15:32,36)[14].

Господь избрал народ Израиля и чрез него хотел совершить спасение мира. Поэтому жизнь народа изменялась, делая его достойным дел рук Божиих. Главная цель Моисеевых установлений заключалась в воспитании еврейского народа. В Обетованную землю должен был войти народ обновленный, с религиозными принципами жизни и мировоззрением свободного человека, а не раба.

Еврейский народ посвящал Господу один день каждой недели, оставляя все земные попечения и прекращая на это время все свои дела. Это была жертва Богу. Основанием для выбора субботы было то, что к седьмому дню творческий акт был завершен. Почитание субботы напоминает о сотворении мира, внушает благоговение к Творцу, сохраняет веру, напоминает об исходе из Египетского плена. Господь заключил с народом своим завет: «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:16,17)[15].

Параграф 2. Новозаветная суббота

В Новом Завете предписывается законом почитать не определенный день недели, а всю человеческую жизнь в любом месте и в любое время исполнять Божии заповеди. Из деяний святых апостолов становится известно, что христиане того времени «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян. 2:46-47)[16].

О воскресном дне пишет императору Траяну и древнеримский политический деятель Плиний Младший: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды»[17].

Святой преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о ветхозаветной субботе, указывает что она установлена «чтобы те, которые не посвящают Богу всей жизни, которые служат Господу не из любви, как Отцу, но как неблагодарные рабы, уделяли Богу хотя бы малую и незначительную часть своей жизни и (делали бы) это хотя бы из-за страха ответственности и наказаний за нарушение (заповеди)»[18]. Ветхозаветная заповедь о субботе нужна была для того, чтобы человек не терял связь с Богом путем уклонения в сторону страстей.

Новозаветная суббота же обращается уже к человеку Нового Завета, человеку внутреннему. И требует от него работы души и духовного подвига, а не простого соблюдения заповедей, как внешнее проявление духовной жизни христианина.

В Евангелии от апостола Марка мы узнаем слова Иисуса Христа: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мрк.2,27)[19]. Из этого отрывка мы узнаем, что Иисус Христос с учениками проводили собрания на которых учили народ, тем самым, почитая седьмой день — субботу.

Таким образом, четвёртая заповедь Десятисловия в свете новозаветного учения истинно почитается духовно, через исполнение добрых дел, молитвы, участии в богослужениях, а не путем внешнего, формального исполнения закона.

Параграф 3. Воскресный день сегодня

Многие люди до сих пор ведут споры, называя Православное христианство сектой, которую организовали древние евреи, стремящиеся создать новую религию, а Иисус Христос всего лишь был ее главой. Он реформировал Моисеев Закон, отменил ветхозаветное празднование и почитание субботы и много других еретических речей. Но мы знаем, что это не так.

Господь благодаря Его великой благости бесконечной премудрости положил посвящать один день, оставляя всякое житейское попечение. Это установлено чтобы по забвению или по немощам человеческим христианин не забывал Творца, Его щедроты и милости и продолжал славословить Всевышнего, прославляя словом и делом.

Преподобный Ефрем Сирин об этом пишет: «Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит своей душе»[20]. И Далее святой развивает эту мысль: «Христос требует не исполнения заповедей, но исправления души, для чего узаконил заповеди» [21].

Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, – всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное – т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям»[22].

Со времени Воскресения Иисуса Христа в Православной христианской религии празднуется воскресный день. Именно этот день назван седьмым, Днем Господним, а позже — воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Bетхом Зaвете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Нoвом Зaвете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Поэтому смысл четвертой заповеди полностью реализовался в почитании дня воскресного, напоминающего о Воскресении Христовом.

Заключение

Итак, в Православном Христианстве сохраняется уважительное отношение к субботе. Ее значение как главного праздника Ветхого Завета уменьшилось с появлением воскресного дня. В первые века христианства Церковь не запрещала иудейским христианам почитать и хранить субботу по закону Моисееву. При этом запрещалось это делать новообращённым из числа язычников. Позднее, начиная с III века, Церковь утверждает особый статус субботы в канонах, закрепляя память о её праздновании во времена Ветхого Завета, запрещая ветхозаветный способ почитания субботы.

Глубокий духовный смысл субботы и воскресного дня раскрывается в свете святого учения Православной Церкви, который выходит за рамки простого посвящения одного дня Богу для прославления Его. Нoвом Зaвете на первое место выходит совершенствование внутреннего человека через прославление Господа и стремлении ходить Его путями.

По мнению Православной Церкви именно воскресение Христово ведет нас к истинному прославлению Господа Бога, упразднившего смерть, даровавшего нам живот вечный.. Поэтому, новый и главный праздник Православной Церкви – воскресный день.

Список использованных источников

[1] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С. 72.

[4] Святого отца нашего Исаака Сирина слова духовно-подвижнические. И. Сирин. Рипол Классик, 2014. С. 86.

[5] Брянчанинов С. И. Творения: Аскетические опыты. Приношение современному монашеству//М.: Лепта. – 2001.

[6] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001.С. 85.

[7] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 6.

[8] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 70.

[9] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 1232.

[11] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 73.

[12] Там же С 115.

[14] Там же С 144,145.

[15] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001. С 86.

[16] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001.С. 1164.

[17] Эрик Н. Библейский словарь //СПб.: Библейский Центр. – 2002.

[18] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. М.: Издательство Сретенского монастыря. – 2003.

[19] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество, М., 2001.С. 1057

[20] Ефрем Сирин, преп. Избранные творения //М: Изд-во Сретенского монастыря. – 2006. С. 45.

[22] Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. М.: Издательство Сретенского монастыря. – 2003.С. 336

Четвертая Заповедь – помни день субботний

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Почему нужно помнить седьмой день?

В одном городе журналисты провели опрос. Они спрашивали прохожих: «О каком дне, который нужно праздновать, говорится в Десяти Заповедях Божьих?» Подавляющее большинство людей ответило, что речь идёт о воскресенье. Они были уверены, что, празднуя первый день недели — воскресенье, исполняют Заповедь Господню. Но в Четвёртой Заповеди сказано: «Помни день субботний», который, по Библии, является седьмым днём недели.

Суббота берёт своё начало ещё от сотворения нашей Земли. После шести дней творения Бог выделил человеку отдельный день для отдыха. В начале Библии мы читаем, что «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:3). Бог знал, что суббота необходима человеку, что он нуждается в дне, когда может отдохнуть от всех своих трудов и, в то же время, свободно размышлять о делах Господа, Его любви, силе и доброте. Человек нуждается в субботе как дне, который бы напоминал ему о Творце, пробуждая в сердце чувство благодарности за всё сделанное Богом. Господь желает, чтобы в субботний день мы обратили свой взор от материальных вещей и направили его к духовным ценностям, таким образом, с новым посвящением и силой взялись за работу в следующие шесть дней.

При творении нашей Земли Бог освятил этот день, выделил его из числа других для особой цели. Позже Господь подтвердил особенность этого дня, когда дал Закон на Синае (Исход 20). В последующие времена святость седьмого дня была подтверждена Христом, апостолами и первыми христианами. Поскольку суббота названа святым днём, она имеет особенное предназначение. Мы не должны использовать его для повседневной работы. Всё, что совершается в этот день, должно соответствовать тому, для чего Бог отделил его.

Для чего предназначена суббота?

Каково значение этого дня? В первую очередь, это памятник творения нашей Земли. Сегодня многих волнует вопрос: как появился наш мир? Люди имеют по этому поводу разные мнения, придумывают всевозможные теории. Суббота же предохраняет нас от неверных толкований, заблуждений. Принимая субботу как особенный день, установленный Господом, мы тем самым подтверждаем свою веру в то, что написано в Библии: наш мир сотворён Богом в течение шести буквальных дней и мы Его творение.

Суббота — это ещё и время отдыха от всех будничных трудов. Сегодня этот день особенно нужен человеку. Общество, страдающее от стрессов, усталости, постоянных житейских забот, нуждается в отдыхе. Суббота предлагает выход из постоянных проблем современной жизни, напоминая нам о том, что пришло время закрыть двери нашего дома и разума, чтобы отдохнуть от суеты и шума этого мира, прийти в присутствие Того, Кто сотворил нас и знает, в чём мы нуждаемся.

Отсюда исходит следующее предназначение субботы — это день общения с Господом на богослужении. Для подкрепления нашей веры и духовной силы нам необходимо постоянное общение с Богом, а также с людьми, поклоняющимися Ему. Для этой цели Бог выделил целый день, назвав его святым, особенным. Между прочим, в грядущем Царствии Божьем на поклонение люди также будут приходить в субботу. В книге пророка Исаии читаем: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Моё на поклонение, говорит Господь» (Исаия 66:23).

Суббота остаётся знаком или знамением принадлежности Богу, а также нашего освящения. Никто не отменял обетования Господнего: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их… И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (Иезекииля 20:12, 20).

Четвертая Заповедь о субботе — не временное, а вечное постановление. Христос сказал: «Суббота для человека» (Марка 2:27), а не только для евреев, как кто-то может считать. Когда в раю была установлена суббота, ещё не было никаких национальностей. Пока существует человек, он имеет потребность в субботе.

Почему большинство христиан празднуют воскресенье?

Некоторые считают, что воскресение Иисуса Христа даёт право перенести благословение седьмого дня, субботы, на первый день недели — воскресенье. Но это человеческое мышление. После Своего воскресения Христос ещё 40 дней пребывал на Земле и встречался с учениками, но нигде не сказано, что святость и благословение седьмого дня перенесены на первый день. Читая историю деяний апостолов, мы узнаём, что во время проповеди в разных местах они хранили святость субботнего дня. Так было с апостолом Павлом в Коринфе (Деяния 18:1-4), Филиппах (Деяния 16:12, 13) и других местах. И что интересно, в субботу собирались не только евреи, но и язычники (Деяния 13:42-44).

И только в 321 г. император Константин Великий, пожелавший закрепить христианство в качестве государственной религии, но с определёнными условиями, издал указ, в котором говорилось: «В священный день солнца пусть все должностные лица и люди, проживающие в городах, отдыхают и пусть все мастерские будут закрыты». В этом указе нет ни одного слова, где упоминалось бы о воскресении Иисуса Христа. Там говорилось о том, что все должны отдыхать в день солнца. Язычники поклонялись в этот день солнцу, и император Константин заставил христиан поклоняться в этот день вместе с язычниками. Как видим, закон о праздновании воскресенья был установлен государством, а не Христом и не апостолами. Только позже Церковь согласилась с такими изменениями в Четвертой Заповеди.

Сегодня часто можно слышать такое утверждение: «Суббота не спасает, поэтому не нужно святить этот день». Это верно, что суббота не спасает, как не спасает и то, если мы будем исполнять другие Заповеди, например, не красть, не убивать. Смысл субботы — не в человеческих усилиях исполнить Четвёртую Заповедь и тем самым заслужить спасение, а в любви к Богу и в том покое, который Божий народ обретает в Господе. Кто-то может сказать, что он и так покоится во Христе и спасён по благодати. Но соблюдение седьмого дня, субботы, — это видимое выражение покоя, живая иллюстрация того, что значит жить по благодати. Еженедельный субботний покой от мирских дел — символ покоя во Христе, Который искупил нас.

Только на одну из Десяти Заповедей Господь сделал ударение: помни. К сожалению, то о чём Бог просил помнить, большинство людей сегодня забывает.

Четвёртая заповедь “Помни день субботний” Е. Лонни Мелащенко[5]

“Помни день субботний”

Е. Лонни Мелащенко[5]

Ты пытался когда–нибудь представить себе первый день Адама и Евы, когда они вместе со своим Создателем знакомились с Садом, который должен был стать их домом?

Представь себе, как бы ты удивился, если бы в первый день своей жизни полностью осознал всё, что тебя окружает, и мог бы беседовать лично со своим Создателем. Это было бы поразительно, не так ли?

Если ты когда–либо присутствовал на родах, то знаешь, как новорожденные впервые реагируют на яркий мир света. Некоторые малыши рождаются с широко открытыми глазами, любопытно осматривая всё вокруг, как будто хотят понять, что означает эта резкая перемена декораций. Другие только бросают взгляд вокруг и потом крепко зажмуривают глазки, как будто хотят вернуться туда, где темно, безопасно и тепло!

Но как это было у Адама и Евы? Они были созданы полноценными взрослыми людьми. Мы узнаём Адама уже способным говорить и давать имена животным, рыбам и птицам.

Наверное, для Адама и Евы первый день был необычайно интересным, но и очень утомительным, как ты думаешь? Представь себе их радость и облегчение, которые они испытывали, когда солнце скользило за горизонт к закату и ночные тени ложились на Сад, и в это время Бог сообщил им, что пришло время отдыха.

Всё, в чём они тогда нуждались — это время для покоя и восстановления, когда они смогут лишь наслаждаться прекрасным даром жизни, который им подарил Бог. Бог понял их нужду.

Он понимает и нашу нужду в отдыхе.

Обратим внимание, что произошло сразу после шестого дня творческой недели: «Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые творил и созидал» (Быт.2:1–3)

Бог не только отдыхал в седьмой день, но и отделил его, как день отдыха для Адама и Евы. Именно это хочет сказать нам Библия, когда говорит, что Он благословил и освятил этот день, т. е. отделил его для святой цели. Освятив этот день, Он отделил его, как святилище во времени. Время, которое Он проводил бы со Своими «детьми». Время, которое они бы проводили с ним, лучше узнавая Его и изменяясь по Его образу.

Родители знают, что самый лучший подарок, который можно предложить своим детям, — это не высшее образование, не красивый дом, в котором они будут жить, не шикарная машина, которую они будут водить, и не безлимитный счет, который они могли бы тратить в магазине игрушек. Хотя, возможно, они оценят всё это, но ты знаешь: самое важное, что ты можешь дать своим детям — это время. Драгоценные мгновения, проведённые с ними, когда ты поможешь им постигать уроки жизни, поможешь справляться с малыми и большими проблемами и дашь им понять, что ты любишь их и заботишься о них.

Дар времени драгоценен, не так ли?

Этот дар Бог дал Адаму и Еве. Первый полный день их существования был днём, который Бог отделил как святой. Отделил, чтобы провести его вместе со Своими «детьми».

Читайте также

Исцеление в день субботний

Исцеление в день субботний (Иоанн. 5, 2-40, 46, 47)По исцелении сына одного царедворца в Капер­науме, Иисус пришёл в Иерусалим на празд­ник Иудейский: есть же в Иерусалиме у Ове­чьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало

91. Псалом песнь. В день субботний

91. Псалом песнь. В день субботний Благо — исповедать Господа и петь имени Твоему, Вышний, Возвещать утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь, На десятиструнной псалтири, с пением, на гуслях. Ибо Ты, Господи, возвеселил меня творением Твоим, и делами рук Твоих я буду

Заповедь Четвертая

Заповедь Четвертая Для уразумения воли Божьей в каком либо данном сомнительном случае есть и другие источники. Сверх упомянутых выше заповедей Божьих и церковных установлений (узаконений) сюда относятся законно избранные, истинно по христиански живущие объяснители нам

Чтит ли Православная Церковь субботний день?

Чтит ли Православная Церковь субботний день? иеромонах Иов (Гумеров)Предписания Закона Моисея можно разделить на две категории: имеющие исторический, то есть преходящий, характер (например, деление животных на чистых и нечистых) и непреходящие — сохраняющие значимость и

Иисус Христос исцеляет больных в субботний день

Иисус Христос исцеляет больных в субботний день Между иудеями были люди, которые назывались книжниками и фарисеями. Они казались людьми благочестивыми, исполняли внешне обряды закона, а между тем были горды и завистливы. Они возненавидели Иисуса Христа за то, что Он

4. Помни день субботний, чтобы святить его

4. Помни день субботний, чтобы святить его Иудейская суббота и христианское воскресенье утверждены Богом. Выделять один день из семи — это не только желание людей или социальная условность. Это — план Божий. Иисус подчеркнул, что Он сделал субботу для человека (Марк 2:27). А

День субботний

День субботний Помни день субботний… Книга Исхода 20:8 Заповедь о субботе объясняет все остальные заповеди. Она требует от человека воздержания от труда, отречения от собственных дел — тем самым она объясняет ему, что Господь, давший ему силы и способности для труда, есть

Четвертая заповедь

Четвертая заповедь Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый – суббота Господу Богу твоемуПомни субботний день, чтобы свято хранить его, шесть дней работай и делай в них все свои дела, день седьмой посвяти

117 Аллилуйя, день субботний (I)

117 Аллилуйя, день субботний (I) Аллилуйя, день субботний, День такой прекрасный, День покоя, счастья – Драгоценный дар Господень – Мир несёт душе моей! Припев: Пойте Богу славу, Прославляйте дружноГоспода земли! Пойте Богу славу, Пойте Господу земли. Ты в шесть дней могучим

124 В день субботний

124 В день субботний В день субботний Ты, Создатель, Здесь собрал Своих детей – Освяти нас благодатью, Дух Святой на нас излей. Припев: В день отрадный, в день прекрасныйВсе Тебе, Господь, поют, И наш дух, и взор наш ясныйПоклоненье воздают. Ты в беседе сей духовнойДай нам истину

131 В день Твой субботний

131 В день Твой субботний В день Твой субботний, святой, освящённый, Я прибегаю к Тебе, мой Христос – Радость и мир Ты душе истомлённойШлёшь в этот день средь страданий и слёз. Дай Ты мне силы, любви и терпеньяБыть Твоим верным, послушным рабомИ в день святой прославлять в

133 Аллилуйя, день субботний (II)

133 Аллилуйя, день субботний (II) Аллилуйя, день субботний, День прекраснее других, Драгоценный дар Господний, Отдых от трудов мирских. День сей святостью своейМир несёт душе моей. Чудный день отдохновенья, Благодатный день святой! Ныне нам благословенье, Боже, щедрой лей рукой. И

Субботний год и субботний день

Субботний год и субботний день 10 — Шесть лет засевайте поля и собирайте урожай, 11 а на седьмой год пусть земля отдыхает под паром. Тогда бедняки из народа смогут кормиться от неё, а звери — доедать после них остатки. Так же поступайте с виноградниками и масличными рощами.12

Субботний год и субботний день

Субботний год и субботний день 10 — Шесть лет засевайте поля и собирайте урожай, 11 а на седьмой год пусть земля отдыхает под паром. Тогда бедняки из народа смогут кормиться от нее, а звери — доедать после них остатки. Так же поступайте с виноградниками и масличными рощами.12

8. Чтит ли Православная Церковь субботний день?

8. Чтит ли Православная Церковь субботний день? Вопрос:Четвертая заповедь Закона Божьего гласит: “Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему.”

День субботний (Шаббат)

День субботний (Шаббат) По-видимому, окончательный разрыв с фарисеями возник из-за отношения Иисуса ко дню субботнему: Мф., 12: 1–2. В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему:

Святая Троица — история и значение догмата

Узнайте все самое интересное и важное о Святой Троице, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое Троица в Православии

Понятие «Святая Троица» (тринитарный монотеизм) отражает учение Христианства, что Бог един в трёх лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Догмат о Пресвятой Троице является основой Православной Церкви и зафиксирован в Никео-Цареградском Символе веры. Он был принят на Первом Никейском соборе в 325 году. Затем закреплён на Первом Константинопольском соборе в 381 году. Это учение отличает христианство от других религий, исповедующих единобожие: иудаизма и ислама.

Человек не может постичь догмат о Пресвятой Троице своим разумом, используя только рационалистический подход. Эта величайшая Тайна приоткрывается лишь в откровениях подвижнической духовной жизни. Святитель Афанасий Великий в Послании к епископу Тмуисскому Серапиону пишет, что Святая Троица познаётся

«не человеческой мудростию, но слухом веры».

День Святой Троицы (Пятидесятница) — великий двунадесятый Праздник. В этот день вспоминается Сошествие Святого Духа на апостолов, когда стала очевидной троическая природа Бога. День Святой Троицы не имеет закрепленной даты в православном церковном календаре. Дата привязана к Пасхе и отмечается на 50-ый день после Воскресения Христова.

Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух

Согласно учению о Пресвятой Троице, в Боге три Личности, но одна природа: Отец, Сын, Святой Дух. Каждый из них есть Бог. Однако это не три отдельных Бога, а триединый Бог в разных Своих самостоятельных Ипостасях. Каждое Лицо при этом имеет собственное ипостасное свойство.

Так, Бог Отец является Источником предвечного бытия Бога Сына и Бога Святого Духа, а также Источником воли и действия Святой Троицы. Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит. От Него предвечно рождается Бог Сын, через Которого совершается воля Святой Троицы, и предвечно исходит Бог Святой Дух, через Которого действует Бог Сын. Все три Божественные Ипостаси, несмотря на единоначалие, не подчиняются друг другу. Они пребывают в единстве и взаимной любви, у Них одна воля, сила и власть.

Святая Троица невидима и непостижима, поэтому в Православии допускается лишь символическое Её изображение. Образцовой считается известная икона Святой Троицы Андрея Рублёва, написанная в 15 веке. На ней Личности Бога представлены в виде трёх ангелов. На иконе подчёркивается и равенство, единство всех трёх Лиц Троицы. Но вместе с тем и Их самостоятельность, у ангелов разные лики и одежды.

Святая Троица и аналоги троичности в природе

Тайна Святой Троицы в полной мере недоступна не только для людей, но и для ангелов. Чтобы хоть немного приблизить учение о Троице к человеческому восприятию, Святые Отцы приводили в пример аналоги троичности в природе. Например, Троицу сравнивали с солнцем и исходящими из него теплом и светом. Также использовались сравнения с источником воды и вытекающим из него ключом, которые вместе образуют реку.

Известны и аналогии, основанные на человеческой психологии. Лица Троицы сравниваются с памятью, мышлением и волей, которыми обладает личность. Существует также сравнение Троицы с радугой, то есть со светом, неизмеримым и непрерывным в самом себе, но многоцветным. При этом все цвета в совокупности образуют один белый цвет. Однако, осознавая относительность и несовершенство этих аналогий, Святые Отцы подчеркивали, что с помощью примеров из материального мира постичь Тайну Троицы в полной мере невозможно.

Свидетельства о Троице в Ветхом и Новом Заветах

В Ветхом Завете присутствуют косвенные указания на множественность Лиц в Боге. Например, действия Всевышнего описываются глаголами в форме множественного числа. Или же наоборот – слово «Бог» в оригинальном древнееврейском варианте в некоторых местах имеет форму множественного числа при глаголах в единственном числе.

Также примером указания на троичность Бога служит история Его явления Аврааму в виде трёх ангелов. Тип икон, на которых Троица изображена в виде ангелов, называется «Троица Ветхозаветная». Свидетельства об образе происхождения Сына от Отца и об Их различии содержатся в мессианских пророчествах Ветхого Завета. Также в описании сотворения Богом мира присутствует указание на соучастие Святого Духа как самостоятельной Личности.

В Новом Завете откровениями о Святой Троице являются описания Крещения Иисуса Христа и Его Преображения. Эти священные события сопровождались голосом Бога Отца и зримым присутствием Святого Духа. Во время Крещения – в виде голубя, а во время Преображения – в виде сияющего облака, которое осенило апостолов. Лица Троицы упоминаются также в данной апостолам заповеди Господа учить и крестить народы. Кроме того, в Посланиях апостола Павла и во многих других местах Нового Завета.

Учение о Троице и его история

Первым принятым Церковью догматом было именно учение о Святой Троице. Уже на заре христианства начали возникать многочисленные ереси (отклонения от верного религиозного учения), которые искажали или же вообще не признавали концепцию Триединства Бога. Например, монархиане практически не разделяли Ипостаси Святой Троицы и воспринимали Её как Единицу. Ариане же, напротив, считали Лица Троицы неравными, то есть разрушали Её Единство. Поэтому важной задачей Церкви было сформулировать истинное и единое учение о Святой Троице. Происходило это постепенно.

Разделяют два периода истории формирования догмата. Первый включает в себя борьбу Церкви с ранними ересями. Например, с монархианством, и отстаивание учения о различности ипостасей Лиц Святой Троицы. Продолжалось это вплоть до зарождения арианства в 4 веке. Второй период включает защиту Церковью учения о единстве и равенстве Лиц Троицы и, соответственно, борьбу с арианством и духоборчеством.

Для обсуждения богословских вопросов были проведены Вселенские соборы – собрания христианских иерархов со всего православного мира. На Первом соборе в Никее в 325 году признали еретическим арианское учение. Также на этом соборе составили Никейский Символ веры, который посвящён, в основном, Иисусу Христу, Его единородности и единосущности Отцу. Второй собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нём осудили еретические учения о Святом Духе и дополнили Символ веры. На этом соборе Церковью был окончательно установлен догмат о Пресвятой Троице.

Святая Троица

Свята́я Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) – Бог, единый по суще­ству и тро­ич­ный в Лицах (Ипо­ста­сях); Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и един­ствен­ный Бог, позна­ва­е­мый в трех рав­но­слав­ных, рав­но­ве­ли­ких, не сли­ва­ю­щихся между Собою, но и нераз­дель­ных в едином Суще­стве, Лицах, или Ипо­ста­сях.

Образы Святой Троицы в мате­ри­аль­ном мире

Как же Гос­подь Бог может быть одно­вре­менно Один и Троица? Не надо забы­вать, что к Богу непри­ло­жимы при­выч­ные для нас земные изме­ре­ния, в том числе кате­го­рия числа. Ведь исчис­лять можно только пред­меты, раз­де­лён­ные про­стран­ством, вре­ме­нем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет ника­кого про­ме­жутка, ничего встав­ного, ника­кого сече­ния или раз­де­ле­ния. Боже­ствен­ная Троица есть абсо­лют­ное един­ство. Тайна тро­ич­но­сти Бога недо­ступна чело­ве­че­скому разуму (см. подроб­нее). Неко­то­рыми види­мыми при­ме­рами, гру­быми ана­ло­ги­ями Её могут слу­жить:

    солнце – его круг, свет и тепло; ум, рож­да­ю­щий неиз­ре­чен­ное слово (мысль), выра­жа­е­мое дыха­нием; сокры­тый в земле источ­ник воды, ключ и поток; при­су­щие бого­об­раз­ной чело­ве­че­ской душе ум, слово и дух.

Единая при­рода и три само­со­зна­ния

Будучи еди­ными по при­роде, Лица Святой Троицы раз­ли­ча­ются лишь лич­ными свой­ствами: нерож­дён­ность у Отца, рож­де­ние – у Сына, исхож­де­ние у Св. Духа. Отец – без­на­ча­лен, не сотво­рен, не создан, не рожден; Сын – пред­вечно (вне­вре­менно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исхо­дит от Отца.

Личные свой­ства Сына и Св. Духа ука­заны в Сим­воле веры: «от Отца рож­ден­ного прежде всех век», «от Отца исхо­дя­щего». «Рож­де­ние» и «исхож­де­ние» невоз­можно мыс­лить ни как одно­крат­ный акт, ни как неко­то­рый про­тя­жен­ный во вре­мени про­цесс, поскольку Боже­ство суще­ствует вне вре­мени. Сами тер­мины: «рож­де­ние», «исхож­де­ние», кото­рые откры­вает нам Свя­щен­ное Писа­ние, явля­ются лишь ука­за­нием на таин­ствен­ное обще­ние Боже­ствен­ных Лиц, это лишь несо­вер­шен­ные образы их неиз­ре­чен­ного обще­ния. Как гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, «образ рож­де­ния и образ исхож­де­ния для нас непо­сти­жим».

В Боге три Лич­но­сти, три «Я». Но ана­ло­гия чело­ве­че­ских лиц здесь не при­ме­нима, Лица соеди­ня­ются не сли­ва­ясь, но вза­имно про­ни­кая так, что не суще­ствуют один вне дру­гого. Лица Пре­свя­той Троицы нахо­дятся в посто­ян­ном вза­им­ном обще­нии между Собою: Отец пре­бы­вает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне ( Ин. 14:10 ).

    одну волю (жела­ние и воле­изъ­яв­ле­ние), одну силу, одно дей­ствие: любое дей­ствие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Един­ство дей­ствия в отно­ше­нии Бога сле­дует пони­мать не как некую сумму трех взаимо-соли­дар­ных дей­ствий Лиц, а как бук­валь­ное, стро­гое един­ство. Это дей­ствие всегда пра­во­судно, мило­сердно, свято…

Отец – источ­ник бытия Сына и Св. Духа

Отец (будучи без­на­чаль­ным) явля­ется единым нача­лом, источ­ни­ком в Святой Троице: Он вечно рож­дает Сына и вечно изво­дит Свя­того Духа. Сын и Святой Дух одно­вре­менно вос­хо­дят к Отцу как к одной при­чине, при этом про­ис­хож­де­ние Сына и Духа не зави­сит от воли Отца. Слово и Дух, по образ­ному выра­же­нию свя­того Иринея Лион­ского, суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его при­рода едина, но и потому, что к един­ствен­ному лицу вос­хо­дят те Лица, что из Него.

Отец не обла­дает боль­шей вла­стью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Истин­ное знание о Боге-Троице невоз­можно без внут­рен­него пре­об­ра­же­ния чело­века

Опыт­ное позна­ние Тро­ич­но­сти Бога воз­можно лишь в мисти­че­ском откро­ве­нии по дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­дати, чело­веку, чьё сердце очи­щено от стра­стей. Святые отцы опытно созер­цали Единую Троицу, среди них можно особо выде­лить Вели­ких Кап­па­до­кий­цев (Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова, Гри­го­рия Нис­ского), свт. Гри­го­рия Паламу, прп. Симеона Нового Бого­слова, прп. Сера­фима Саров­ского, прп. Алек­сандра Свир­ского, прп. Силу­ана Афон­ского.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
«Я еще не начал думать об Еди­нице, как Троица оза­ряет меня Своим сия­нием. Едва я начал думать о Троице, как Еди­ница снова охва­ты­вает меня».

Как понять слова «Бог есть Любовь»

Согласно опре­де­ле­нию, дан­ному Апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и чело­ве­че­ство, то есть свое тво­ре­ние, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта тво­ре­ния, не имел бы совер­шен­ного бытия в Себе, и акт тво­ре­ния был бы не сво­бод­ным, но вынуж­ден­ным самой «при­ро­дой» Бога. Согласно хри­сти­ан­скому пони­ма­нию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Еди­ного Бога – это со-бытие́ Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей, пре­бы­ва­ю­щих между собой в «вечном дви­же­нии любви», по слову бого­слова VII века пре­по­доб­ного Мак­сима Испо­вед­ника.

Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипо­ста­сям, оста­ва­ясь при этом пол­но­стью откры­тым для их ответ­ного дей­ствия, так что все три сопре­бы­вают в любви друг с другом. Жизнь Боже­ствен­ных Лиц есть вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние, так что жизнь одного ста­но­вится жизнью дру­гого. Таким обра­зом, бытие Бога Троицы осу­ществ­ля­ется как любовь, в кото­рой соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние лич­но­сти отож­деств­ля­ется с само­от­да­чей.

Учение о Святой Троице – основа хри­сти­ан­ства

По слову св. Гри­го­рия Бого­слова, догмат о Святой Троице есть важ­ней­ший из всех хри­сти­ан­ских дог­ма­тов. Св. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский опре­де­ляет саму хри­сти­ан­скую веру как веру «в неиз­мен­ную, совер­шен­ную и бла­жен­ную Троицу».

Все дог­маты хри­сти­ан­ства поко­ятся на учении о Боге едином по суще­ству и тро­ич­ном в Лицах, Троице Еди­но­сущ­ной и Нераз­дель­ной. Учение о Пре­свя­той Троице есть высшая цель бого­сло­вия, поскольку познать тайну Пре­свя­той Троицы в ее пол­ноте – значит войти в Боже­ствен­ную жизнь.

Для разъ­яс­не­ния тайны Святой Троицы святые отцы ука­зы­вали на чело­ве­че­скую душу, явля­ю­щу­юся Обра­зом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслью) – образ Сына; дух – образ Свя­того Духа», – учит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – Как в Троице-Боге три Лица нес­литно и нераз­дельно состав­ляют одно Боже­ствен­ное Суще­ство, так в троице-чело­веке три лица состав­ляют одно суще­ство, не сме­ши­ва­ясь между собой, не сли­ва­ясь в одно лицо, не раз­де­ля­ясь на три суще­ства. Ум наш родил и не пере­стает рож­дать мысль, мысль, родив­шись, не пере­стает снова рож­даться и вместе с тем пре­бы­вает рож­ден­ной, сокро­вен­ной в уме. Ум без мысли суще­ство­вать не может, и мысль – без ума. Начало одного непре­менно есть и начало другой; суще­ство­ва­ние ума есть непре­менно и суще­ство­ва­ние мысли. Точно также дух наш исхо­дит от ума и содей­ствует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдель­ный дух, всякая книга имеет свой соб­ствен­ный дух. Не может мысль быть без духа, суще­ство­ва­ние одной непре­менно сопут­ству­ется суще­ство­ва­нием дру­гого. В суще­ство­ва­нии того и дру­гого явля­ется суще­ство­ва­ние ума».

Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти», как сказал о Ней св. Гри­го­рий Бого­слов. «Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе имеет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая» – учит св. Никита Сту­дий­ский.

Хри­сти­ан­ское учение о Святой Троице есть учение о Боже­ствен­ном Уме (Отце), Боже­ствен­ном Слове (Сыне) и Боже­ствен­ном Духе (Святом Духе) – Трех Боже­ствен­ных Лицах, обла­да­ю­щих единым и нераз­дель­ным Боже­ствен­ным Суще­ством.

Бог обла­дает все­со­вер­ше­ным Умом (Разу­мом). Боже­ствен­ный Ум без­на­ча­лен и бес­ко­не­чен, бес­пре­де­лен и неогра­ни­чен, все­ве­дущ, знает про­шлое, насто­я­щее и буду­щее, знает не суще­ству­ю­щее как уже суще­ству­ю­щее, знает все тво­ре­ния прежде их бытия. В Боже­ствен­ном Уме при­сут­ствуют идеи всего миро­зда­ния, при­сут­ствуют замыслы о всех твар­ных суще­ствах. «Все от Бога имеет свое бытие и суще­ство­ва­ние, и все прежде бытия нахо­дится в Его твор­че­ском Уме», – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов.

Боже­ствен­ный Ум пред­вечно порож­дает Боже­ствен­ное Слово, Кото­рым Он творит мир. Боже­ствен­ное Слово есть «Слово Вели­кого Ума, пре­вос­хо­дя­щее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, кото­рое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Испо­вед­ник. Боже­ствен­ное Слово Все­со­вер­шенно, неве­ще­ственно, без­звучно, не тре­бует чело­ве­че­ского языка и сим­во­лов, без­на­чально и бес­ко­нечно, вечно. Оно всегда при­суще Боже­ствен­ному Уму, рож­да­ется от Него извечно, почему Ум назы­ва­ется Отцом, а Слово – Еди­но­род­ным Сыном.

Боже­ствен­ный Ум и Боже­ствен­ное Слово духовны, ведь Бог нема­те­ри­а­лен, бес­те­ле­сен, неве­ще­стве­нен. Он есть Все­со­вер­шен­ный Дух. Боже­ствен­ный Дух пре­бы­вает вне про­стран­ства и вре­мени, не имеет образа и вида, выше вся­кого огра­ни­че­ния. Его Все­со­вер­шен­ное Бытие бес­пре­дельно, «бес­те­лес­ное, и не име­ю­щее формы, и неви­ди­мое, и неопи­су­е­мое» (св. Иоанн Дамас­кин).

Боже­ствен­ный Ум, Слово и Дух все­цело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипо­ста­сями). Ипо­стась или Лицо есть личный способ бытия Боже­ствен­ной сущ­но­сти, кото­рая в равной мере при­над­ле­жит Отцу, Сыну и Свя­тому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Боже­ствен­ной при­роде или сущ­но­сти, еди­но­при­родны и еди­но­сущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совер­шенно равны по Своему Боже­ствен­ному досто­ин­ству.

Каждое Лицо обла­дает все­мо­гу­ще­ством, вез­де­при­сут­ствием, совер­шен­ной свя­то­стью, высо­чай­шей сво­бо­дой, несо­здано и неза­ви­симо от чего-либо твар­ного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свой­ства Боже­ства. Учение о трех Лицах в Боге озна­чает, что отно­ше­ния Боже­ствен­ных Лиц для каж­дого Лица трой­ственны. Невоз­можно пред­ста­вить себе одно из Боже­ствен­ных Лиц без того, чтобы сразу не суще­ство­вали два Других.

Отец есть Отец только в соот­но­ше­нии с Сыном и Духом. Что же до рож­де­ния Сына и исхож­де­ния Духа, то одно пред­по­ла­гает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Роди­тель Слова и чрез Слово Изво­ди­тель Духа, Кото­рый Его откры­вает», – учит св. Иоанн Дамас­кин.

Отец, Сын и Святой Дух – это три пол­но­цен­ные Лич­но­сти-пер­соны, каждая из Кото­рых обла­дает не только пол­но­той бытия, но и явля­ется все­це­лым Богом. Одна Ипо­стась не есть треть общей сущ­но­сти, но вме­щает в Себя всю пол­ноту Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы испо­ве­дуем «Отца и Сына и Свя­того Духа – Троицу еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную» (из Литур­гии свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста). То есть три Ипо­стаси не делят единую сущ­ность на три сущ­но­сти, но и единая сущ­ность не сли­вает и не сме­ши­вает три Ипо­стаси в одну.

Может ли хри­сти­а­нин обра­щаться к каж­дому из трёх Лиц Святой Троицы?

Несо­мненно: в молитве «Отче наш» мы обра­ща­емся к Отцу, в иису­со­вой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небес­ный, Уте­ши­телю» – к Свя­тому Духу. Кем же каждое из Боже­ствен­ных Лиц осо­знаёт Себя и как нам пра­вильно осо­зна­вать наше обра­ще­ние, чтобы не впасть в язы­че­ское испо­ве­да­ние трёх богов? Боже­ствен­ные Лица не осо­знают Себя, как обособ­лен­ные Лич­но­сти.

    Мы обра­ща­емся к Отцу, вечно рож­да­ю­щему Сына, выра­зи­те­лем Кото­рого явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух. Мы обра­ща­емся к Сыну, вечно рож­да­ю­ще­муся от Отца, чьим выра­зи­те­лем явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух. Мы обра­ща­емся к Свя­тому Духу, как выра­зи­телю Сына, кото­рый вечно рож­да­ется от Отца.

Таким обра­зом наши молитвы не про­ти­во­ре­чат учению о един­стве (в т. ч. воли и дей­ствия) и нераз­дель­но­сти Лиц Святой Троицы.

Для чего необ­хо­димо знать учение о Святой Троице

В первую оче­редь пости­же­ние учения о Пре­свя­той Троице необ­хо­димо во испол­не­ние Боже­ствен­ного ука­за­ния, дан­ного через апо­стола; ради еди­не­ния с Богом и насле­до­ва­ния вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди­ного истин­ного Бога, и послан­ного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ).

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин всякий раз испо­ве­дует истину о Пре­свя­той Троице, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием через пер­сто­сло­же­ние.

В более част­ной пер­спек­тиве это знание необ­хо­димо:

Для пра­виль­ного, осмыс­лен­ного пони­ма­ния Свя­того Еван­ге­лия и апо­столь­ских посла­ний.
Без знания основ учения о Троице невоз­можно не только ура­зу­меть про­по­ведь Христа — невоз­можно даже понять, Кто в дей­стви­тель­но­сти явля­ется этим Бла­го­вест­ни­ком и Про­по­вед­ни­ком, Кто есть Хри­стос, чей Он Сын, Кто Его Отец. Для пра­виль­ного ура­зу­ме­ния содер­жа­ния Книг Вет­хого Завета. Ведь несмотря на то, что Писа­ние Вет­хого Завета глав­ным обра­зом сооб­щает о Боге как о Едином Вла­дыке, оно, всё же, содер­жит места, кото­рые могут быть исчер­пы­ва­юще истол­ко­ваны лишь в свете учения о Нём как о Тро­ич­ном в Лицах.
К таким местам отно­сится, напри­мер:
А) повест­во­ва­ние о явле­нии Бога Авра­аму в образе трёх стран­ни­ков ( Быт.18:1–16 );
Б) стих псал­мо­певца: «Словом Гос­под­ним небеса утвер­ди­шася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ).
В дей­стви­тель­но­сти Свя­щен­ные Книги Вет­хого Завета содер­жат не два и не три, а мно­же­ство таких мест.
(Достойно заме­ча­ния, что поня­тие «Дух» далеко не всегда обо­зна­чает третье Лицо Пре­свя­той Троицы. Иногда под таким обо­зна­че­нием под­ра­зу­ме­ва­ется единое Боже­ствен­ное дей­ствие). Для пони­ма­ния смысла и зна­че­ния Крест­нойЖертвы. Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому при­не­сена эта Жертва, каково досто­ин­ство этой Жертвы, какова цена нашего Искуп­ле­ния).
Если бы знание хри­сти­а­нина было огра­ни­чено зна­нием о Боге как о Едином Вла­дыке, он встал бы перед нераз­ре­ши­мым вопро­сом: зачем Бог Сам Себя принёс в Жертву Себе? Без знания о Боже­ствен­ном Три­един­стве нельзя пол­но­ценно понять и многих других поло­же­ний хри­сти­ан­ства; напри­мер, истины о том, что «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ).
Если бы мы, по неве­де­нию учения о Троице, знали о Боге только как Едином, то мы бы не ведали, на Кого, вне отно­ше­ния к миру рас­про­стра­ня­ется Его бес­ко­неч­ная Любовь, на Кого она изли­ва­лась до Тво­ре­ния мира, в веч­но­сти.
Если бы мы пола­гали, что Любовь Бога рас­про­стра­ня­ется только на Его тво­ре­ние, в част­но­сти на чело­века, легко было бы соскольз­нуть к мысли, что Он — Любя­щий, а не (Сам в Себе бес­ко­неч­ная) Любовь.
Учение же о Троице сооб­щает, что Трии­по­стас­ный Бог всегда пре­бы­вал и пре­бы­вает во внут­ри­тро­ич­ной Любви. Отец вечно любит Сына и Духа; Сын — Отца и Духа; Дух — Отца и Сына. При этом Каждая Боже­ствен­ная Ипо­стась любит и Себя. Стало быть, Бог не только Тот, Кто изли­вает Боже­ствен­ную Любовь, но и Тот, на Кого изли­ва­ется Боже­ствен­ная Любовь. Незна­ние учения о Троице служит почвой для воз­ник­но­ве­ния заблуж­де­ний. Слабое, поверх­ност­ное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе тоже не явля­ется гаран­тией от укло­не­ния в ересь. Исто­рия Церкви содер­жит массу тому под­твер­жде­ний. Не зная учения о Пре­свя­той Троице, невоз­можно зани­маться мис­си­о­нер­ской рабо­той, во испол­не­ние запо­веди Христа: «идите, научите все народы…» ( Мф.28:19 ).

Как объ­яс­нить учение о Св. Троице не-хри­сти­а­нину?

Для луч­шего объ­яс­не­ния дог­мата о Пре­свя­той Троице святые отцы исполь­зо­вали ряд обще­до­ступ­ных ана­ло­гий. В рамках одной из них Бог, как Высо­чай­ший, Вер­хов­ный Ум, сопо­став­ля­ется с чело­ве­че­ским умом (см. подробно: Догмат о Пре­свя­той Троице).

При­ме­ча­тельно: с утвер­жде­нием, что в устрой­стве мира усмат­ри­ва­ется разум­ность, могут согла­ситься даже языч­ники и ате­и­сты. В этом отно­ше­нии данная ана­ло­гия может слу­жить хоро­шим апо­ло­ге­ти­че­ским сред­ством.

Суть ана­ло­гии состоит в сле­ду­ю­щем. Чело­ве­че­ский ум выра­жает себя через мысль.

Обычно чело­ве­че­ская мысль бывает сфор­му­ли­ро­вана в сло­вес­ном выра­же­нии. Имея это в виду, мы можем ска­зать: чело­ве­че­ская мысль-слово рож­да­ется умом (от ума) по подо­бию того, как Боже­ствен­ное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рож­да­ется Отцом, от Отца.

Когда мы хотим выра­зить нашу мысль (озву­чить её, про­из­не­сти), мы исполь­зуем голос. В данном случае голос может быть назван выра­зи­те­лем мысли. В этом можно видеть подо­бие со Святым Духом, Кото­рый явля­ется Выра­зи­те­лем Слова Отца (Выра­зи­те­лем Бога-Слово, Сына Божьего).

По пре­да­нию, когда Бла­жен­ный Авгу­стин про­гу­ли­вался по берегу моря, раз­мыш­ляя о тайне Святой Троицы, он увидел маль­чика, кото­рый вырыл ямку в песке и пере­ли­вал туда воду, кото­рую зачер­пы­вал ракуш­кой из моря. Бла­жен­ный Авгу­стин спро­сил, зачем он это делает. Маль­чик ему отве­тил:
– Я хочу вычер­пать всё море в эту ямку!
Авгу­стин усмех­нулся и сказал, что это невоз­можно. На что маль­чик ему сказал:
– А как же ты своим умом пыта­ешься исчер­пать неис­чер­па­е­мую тайну Гос­подню?
И тут же маль­чик исчез.

«Триада поис­тине есть Монада, ибо так суще­ствует, и Монада поис­тине есть Триада, ибо так ипо­ста­зи­ро­вана».
Прп. Максим Испо­вед­ник

Оцените статью
Добавить комментарий