Храм и его устройство /

Храм и его устройство /

Храм и его устройство

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — Паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в Среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма Иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится Храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен Праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых Пророков, в пятом — святых Праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются Царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые Диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников [2] . На престоле находится Антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит Дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — Дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и Крест. Сразу за престолом стоит Семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится Горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят Запрестольный образ Богородицы и Большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят Дикирий и Трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — Жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), Дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), Звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), Копие (нож в форме копья), Лжица (ложечка для причащения), Покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется Воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — Кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и Ладан или Фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

7 августа 2017 г.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Инструкция от Господа по устройству храма

Камень, политый оливковым маслом, ящик в палатке и город на небе — сооружения, рекомендованные Богом для будущего храмового строительства

Камень Иакова

Согласно Библии, Бог, единый для иудеев, христиан и мусульман, не сразу привел людей к мысли построить Ему храм. Первым указанием можно считать сон Иакова, сына Исаака и внука Авраама, того самого, который за чечевичную похлебку купил у брата Исава право первородства. Отправившись в путь, чтобы избежать гнева обманутого брата, Иаков заночевал в дороге и устроился спать прямо на земле, подложив вместо подушки камень:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». (Быт. 28:12–22)

Так пастух Иаков, еще не умея построить настоящий храм, обозначил главные принципы храмового строительства. Во-первых, он отметил место присутствия высших сил, установив памятный знак. Во-вторых, освятил его, совершив специальный ритуал с помазанием камня елеем (оливковым маслом). В‑третьих, назвал это место домом Божьим. Наконец, он дал этому месту еще одно определение — «врата небесные», то есть место, откуда открывался путь в иной мир. С тех пор всякое сакральное сооружение авраамической религии может быть признано таковым по наличию этих признаков.

Пейзаж со сном Иакова. Картина Михаэля Лукаса Леопольда Вилльмана. Около 1691 года © Wikimedia Commons

Скиния

Первый настоящий храм появился у евреев значительно позже. Причем это была легкоразборная походная конструкция, можно сказать, храм-палатка.
По пути из египетского плена, но задолго до обретения Земли обетованной народ Израиля остановился лагерем у подножия горы Синай. Моисей не раз поднимался на эту гору, где лично беседовал с Богом. Там, на скрытой облаком вершине, человечеству были переданы первые Десять заповедей. В письменном виде, начертанными на каменных скрижалях. Вместе с ними Моисей получил и подробнейшие инструкции о том, как и где их хранить. Во-первых, необходимо было собрать в народе пожертвования: «шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета. » (Исх. 35:6), лен и кожи, ценные породы деревьев, много золота, серебра и меди. Также понадобились мастера-ремесленники. Вот имена двух из них, упомянутых в Библии и навсегда оставшихся в истории: Веселеил, сын Урии, сын Ора, из колена Иудина, и Аголиав, сын Ахисамахов, из колена Данова (Исх. 35:30, 34).

«Исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани». (Исх. 35:35)

Так, в соответствии с указаниями Господа, для хранения скрижалей был изготовлен деревянный ящик, со всех сторон обитый золотом. Сверху он закрывался золотой крышкой, украшенной крылатыми фигурами серафимов. По углам крепились золотые кольца, в которые продевались обложенные драгоценной фольгой шесты. Получилось что-то вроде носилок — удобное приспособление для странствий по пустыне. Но главное, во время стоянок этот ящик со скрижалями — ковчег Завета — должен был находиться в особом шатре, в скинии.

Скиния. Рисунок неизвестного автора. XIX век © Wikimedia Commons

Именно скиния является прародительницей всех храмовых построек и у иудеев, и у христиан, и у мусульман. Судя по описанию в Библии, это была большая многослойная палатка из кусков ткани, искусно сцепленных между собой и кое-где спускающихся с краев изящными драпировками. Снизу лежал виссон, то есть, скорее всего, льняное полотно, потом — шерсть, а сверху, видимо, как защита от дождя, козьи шкуры. В отличие от обычного шатра, внутри находились деревянные стены — ряды поставленных вертикально брусьев из дерева ситтим (акации) на серебряных подножиях. Южная и северная стороны состояли из 20 таких брусьев, западная — из шести плюс два угловых, соединяющих конструкции под прямым углом. Получалось вытянутое с востока на запад помещение, что-то вроде базилики. Внутри тканая завеса на пяти столбах с медными подножиями делила пространство на две части, большая из которых, первая от входа, называлась святилище. В нем помещались золотой семисвечник, стол для предлагаемых в жертву Богу хлебов и маленький жертвенник для воскурений. Малое, дальнее помещение — святая святых — предназначалось для хранения ковчега Завета, и входить в него мог только первосвященник. Неотъемлемой частью храма был двор, огороженный ткаными завесами на столбах из того же дерева ситтим, но на медных опорах. Во дворе располагался главный жертвенник, на котором сжигались приносимые в дар Богу животные, и сосуд для омовений.

Строительство скинии. Гравюра Герарда Хута из книги «Figures de la Bible». 1728 год Художнику удалось на одном листе показать все, о чем рассказано в сороковой главе книги Исход. © Wikimedia Commons Скиния Моисеева. Рисунок из древнерусс­кого перевода книги Козьмы Индикоплова «Христианская топография», 1495 год В интерпретации русского художника конца XV века скиния — именно шатер, допускающий образование описанных в Библии красивых складок, а не скромная палатка, плотно облегающая деревянные стены.

С тех пор молитвенные постройки всех авраамических религий строятся по трехчастной схеме: преддверие — двор или притвор (нартекс), собственно основное пространство храма и специальная сакральная зона — алтарь или просто возвышение со столом либо тумбой для священных текстов. Этот шатер оказался не просто местом хранения скрижалей Завета и не только специальной территорией, где перед скрижалями, как перед идолами, приносятся жертвы. Теперь уже скиния, а не место, когда-то отмеченное камнем Иакова, стала домом Бога. Евреи могли убедиться в этом буквально: как только Моисей собрал скинию и освятил ее елеем, она скрылась в божественном облаке — наглядном свидетельстве божест­венного присутствия. Когда облако поднималось, странникам пустыни становилось понятно, что пора двигаться дальше в поисках Земли обетованной; если останавливалось, это был знак, что пора разбить лагерь для отдыха.

Интересно, что устройство скинии описано в Библии самым подробным образом. Указано, сколько шипов нужно на каждом столбе, чтобы они соединялись друг с другом, как должны лежать обложенные золотом шесты, скрепляющие конструкцию; сказано, что на каждом куске ткани, служащей покрытием шатра, необходимо именно по 50 петель и именно голубого цвета, а крючки, сцепляющие петли друг с другом, нужно непременно отлить из золота. Однако представить себе, как скиния выглядела на самом деле, довольно сложно — по крайней мере реконструкции разных исследователей мало похожи друг на друга.

Храм Соломона

Придя наконец в Землю обетованную (обещанную Богом), евреи, казалось бы, сразу должны были построить настоящий, стационарный храм. Однако вопрос о строительстве полноценного каменного храма встал только с появлением настоящей государственной власти: первому из еврейских царей, Саулу, было еще не до зодчества — его целиком поглотила ревность к воинской славе Давида; Давид, в свою очередь оказавшись на троне, озаботился строительством, но честь считаться строителем Первого храма досталась Соломону, сыну Давида.

«И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина». (2-я Пар. 3:1)

Царь Тира Хирам взялся помочь Соломону не только материалами, но и квалифицированной рабочей силой — прислал умелых каменотесов и архитектора.

«И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах кедровых и деревах кипарисовых; рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмешь; но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома». (3-я Цар. 5:8–9)

Строительство шло семь лет. Камни на площадку доставлялись уже обработанными, и на то была важная теологическая причина: еще Моисею запрещалось складывать жертвенник из обтесанных камней. Тогда считалось, что для святого дела не годятся материалы, оскверненные прикосновением железа. Видимо, строители храма Соломона, понимая, что из бесформенного материала достойного здания им не построить, пытались обойти этот запрет, обрабатывая валуны вдали от места применения. Кроме того, такое решение сохраняло на стройплощадке благоговейную тишину.

Храм Соломона. Гравюра из книги Франсуа Ватабля «Biblia sacra». 1546 год Таким представлялся храм Соломона людям в XVI веке. Правда, только тем, кто внимательно читал Библию. Другим же он виделся круглым в плане. © Wikimedia Commons

Как и скиния, храм в Священном Писании описывается очень подробно, и все же нам трудно представить себе, как он выглядел. Обычно в реконструкциях его изображают близким к вавилонской архитектуре, с характерными зубчатыми украшениями на фасаде, о которых упоминает и Библия. Впрочем, общая композиция храма достаточно очевидна. В целом она повторяла структуру скинии: большой двор, а в нем вытянутое в плане помещение, разделенное завесой на святилище и святая святых. Ковчегу, как и раньше, предназначалось кубическое по форме пространство, куда лишь раз в год, в Иом-Кипур (Судный день, самый важный из иудейских праздников), мог входить первосвященник. В святилище расположились светильник, жертвенник для воскурений и стол для хлебов предложения. У храма также появился притвор и вспомогательные помещения. Отделка здания была очень богатой: снаружи мрамор, внутри кедровое и кипарисовое дерево, обшитое золотыми листами.

Храм, согласно Библии, начал строиться через 480 лет после бегства израильтян из египетского плена, на четвертом году царствования Соломона, и был закончен за семь лет. Скорее всего, до Рождества Христова оставалось еще 950 лет, хотя есть и иные подсчеты.

Как и положено, в ходе специального ритуала здание было помазано елеем и освящено. Торжественная процессия внесла в давир ковчег Завета, как тогда казалось, навсегда Храм дважды был разрушен и после второго раза уже не восстанавливался. Кроме того, после разрушения Первого храма исчезла главная святыня — Ковчег со скрижалями Моисея. . Божественное облако вновь, как когда-то в скинии, наполнило святилище и святая святых. Храм стал домом Бога, что неоднократно подтвердил и сам Господь, являясь Соломону.

Небесный Иерусалим

Из представителей авраамических религий только христианам было дано узнать во всех подробностях, как выглядит город, построенный на небе самим Господом: ангел явился Иоанну, одному из ближайших учеников Иисуса, сосланному гонителями последователей Христа на остров Патмос, чтобы продиктовать Откровение (Апокалипсис) — рассказ о том, каким будет конец света и что ему должно предшествовать. В частности, в финале человеческой истории Град Небесный спустится на землю. Это будет квадратная в плане крепость из драгоценных камней, высота стен которой равна ширине. Двенадцать ворот — по три на каждую сторону света — впустят в себя лишь праведников. А главное, как было явлено Иоанну Богослову, в Граде том вообще не будет храма, ибо вместо него — сам Господь.

«…И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». (Откр. 21:9–27)

Подготовлено по материалам готовящейся к печати в издательстве Высшей школы экономики книги Сергея Кавтарадзе «Семь книг об архитектуре. Учимся видеть и понимать».

Устройство храма – суть и понятия учения

Четвёртый Главный Хранитель Гарольд Е. Форгостайн

Учение Храма том I pdf Учение Храма том II pdf

Книга «Учение Храма» является продолжением труда, начатого Е. П.Блаватской, и представляет собой Наставления Учителей Мудрости, трудящихся ради поднятия человечества на более высокую ступень эволюции. Диапазон затронутых в ней вопросов необычайно широк — от основополагающих законов Мироздания и духовного совершенствования человека до обычных физических явлений и проблем современной цивилизации.

Жить согласно Учению

УЧение Храма представляет собой настоящий кладезь мудрости. В Храме уже накопилось восемь томов готовых, а также другого материала, возможно, ещё для пяти-шести томов Учения. Нет страницы, которую бы мы могли открыть наугад и не обнаружить там рассуждений о том или ином аспекте жизни. Задача кажется непреодолимой, когда мы, словно начинающий пловец, пытающийся удержаться на плаву, беспорядочно и отчаянно барахтающийся в воде в сверкающих на солнце брызгах, пробираемся сквозь россыпь этих замечательных наставлений.

Развивая аналогию дальше, начинающий пловец учится держаться на воде спокойно, использовать воду так, чтобы она помогала ему плавать, доверять этой воде и себе самому, и тогда вместе с опытом и самодисциплиной к нему придёт умение справляться с водой только за счёт пары чётких, выдержанных взмахов. За вас никто не может научиться плавать – только вы сами, и никто не может это сделать, не погружаясь в воду и не практикуясь. Через опыт приходит мудрость, способность продвигаться в какой-либо другой среде с определённой степенью комфорта, мастерства и доверия к этой среде.

Итак, согласно Учению Храма, в среде своих духовных устремлений мы ведём себя точно так же. Есть давнее, хорошо известное выражение: «Все дороги ведут в Рим», то есть все дороги ведут к Богу. И все они лежат внутри нас. Наша ответственность заключается в совершении выбора и неуклонном следовании ему. Нас учат, что самый уверенный и наиболее быстрый прогресс на своём пути не обязательно совершается признанным искателем истины.

Урок «Солнечная семья» чётко гласит: «Знание сакральных терминов и письменных высказываний других на эзотерические темы не продвигает вас ни на единый сантиметр по вашей дороге.»

Истинное внутреннее знание приходит только с опытом.

Актёр, музыкант, изобретатель, учёный или рабочий – все они приобретают своё внутреннее знание благодаря отдаче работе или учёбе. Ваши обязанности, какими бы очевидно значительными или скромными ни были, формируют, если осуществляются в верном настрое, необходимые связи, которые однажды соединят ум и душу, открыв проблески беспредельности. Правильная работа и мысли, сформированные в ауре, пока вы выполняете свои обязанности, определяют те планы материи, которые действуют в качестве проводников или каналов для внутренних и скрытых сил, которые должны потом проявиться.

Правильное эзотерическое знание не требует от каждого, чтобы он знал, как называется душа на санскрите и других языках, равно как от вас не требуется помнить перечень семи сфер (локас, талас, принципы и т. п.) Однако правильное эзотеричекое знание требует, чтобы сердце было настроено на великий гимн братству и чтобы неофит всё больше и больше понимал, что любой человек, существо или молекула вещества во Вселенной, в каком бы упадке или деградации они ни находились, достойны его внимания и любви, и что всё это когда-нибудь должно окупиться: вернуться туда, откуда пришло». Никогда не следует забывать, что мы безвозвратно связаны в подсознании с каждым человеком, существом и молекулой вещества во всех вселенных и что мы должны действовать соответствующим образом.

В уроке также говорится, что мы, люди, ищем счастья в других людях, в условиях, в материальных предметах, но мы находим в этом лишь временное удовлетворение, а затем наступает пресыщение, далее – отвращение и потом – отчаяние. Рассуждения, приведённые в этом уроке, касаются нашего, очень человеческого, качества – упрямства, стремления сделать по-своему: «Никакой мудрец, никакой Бог не может заставить человека принять правду с благосклонностью и этим самым сберечь для себя многие годы бесплодного труда». Все мы хотим извлечь пользу из длинного и трудного урока. Но мы можем учиться с Радостью, Любовью и Благодарностью, потому как они – строительные блоки всей Жизни.

Мы тянемся к Учению Храма, признавая душой время, место и уникальную возможность для раскрытия в Нынешнее время на нашем Пути. Нужно помнить, что душа в действительности – это космическая сила, и такой силы и мощи, какие нам невозможно представить. Она формируется с самого начала сотворения мира. Нам кажется, что каждый из нас – независимо от того, множество у него проблем или не очень – тащит свою душу через всю свою жизнь. Кажется, что никакой практической пользы мы не извлекаем из неё здесь, на Земле, но мы знаем, что всё-таки лучше позаботиться о ней, в противном случае она где-нибудь «затеряется». Душа приходится нам кстати, когда мы умираем, – мы просто помещаем себя в неё и уходим.

Но правда заключается в том, что не вы и не я имеем душу, а это вы и я есть у Души.

В уроке «Центр Света» говорится: «Душа – и реальна и одновременно нереальна. Она – Знающая. Это движущая сила всего прогресса. Её сила позволяет нам разгадывать тайны Природы; она преобразуется в форму мысли изобретателя, учёного или первооткрывателя. Вспышки её света проходят через органы чувств, что позволяет нам высказывать те или иные суждения и мнения о человеке и вещах. Это позволяет нашей мысли следовать за звёздами – чтобы почувствовать Беспредельность. Она несёт Бога каждому человеку».

В этом же уроке Учитель сообщает нам: «Я обращаюсь к вам: следуйте за Мной (поскольку Я не могу нести вас), и Я покажу вам верстовые столбы на Пути, который Я прошёл. Сначала вы будете испытывать энтузиазм, бодро следовать и ещё до того, как пройдёте первый верстовой столб, попросите: «Дай мне что-нибудь посложнее», «Предложи какую-нибудь сложную проблему», «Сообщи мне Тайные указания, и Ты увидишь, насколько быстро я смогу освоить их».

«Обращаюсь к вам – вы должны преодолеть свои определённые черты, очистить своё тело для того, чтобы осознать Беспредельность, к которой вы стремитесь; и Я покажу вам, почему это необходимо, даже с научной или просто эгоистической точки зрения – и вот! – ваш энтузиазм сразу же потухнет. Я говорю вам: абсолютная Вера, и не только в Меня, но также и в Тех, Кто представляет Меня, – это необходимое условие вашего развития как в физическом, так и в духовном смысле.

И постараюсь показать вам при помощи сравнения и аналогии, что слово «Вера» в том смысле, в котором вы понимаете его на самом деле, – лишь другое название одной из самых активных форм проявляющейся Энергии и что правильное её применение и использование является основным условием развития определённых характеристик души. Но зачастую Я слышу возражение от кого-нибудь из вас, что “всё это хорошо в теории, а нам нужны факты, нам нужно понять самим”, в то время как было бы разумно попросить возможности для изучения Источника Электричества, хотя обе формы энергии можно наглядно продемонстрировать при помощи материальных проводников».

И вот мы пришли к этому Учению, хотя часто просто приходим в эту географическую точку для того, чтобы сделать следующий шаг на Пути. Мы присоединяемся к Храму, потому что на определённом уровне сознания мы понимаем, что Учение призывает нас. Я знаю людей, которые вступили в члены Храма, потому что им казалось, что так им будет проще купить дом в Халсионе! Вступили в Храм – и вот здесь всё и началось!

Какие изменения наступают в нашей жизни, когда мы вступаем в Храм?

Как никогда ранее, мы становимся ответственными за себя – процесс, который известен как осознанная Самоответственность. Теперь мы в потоке действия, который включает не только наше собственное «я», но и любого другого человека, место или вещь и ваш жизненный опыт. Это выглядит как благородные усилия, но как можно их реализовать в нашей ежедневной жизни? В наставлениях Учения есть множество упоминаний о том, что «нет неважных дел». Человек склонен думать: «На этот раз ничего не произойдёт. Это такое несерьёзное дело, маленькая белая ложь, резкий всплеск гнева, который никто не заметит, и я смогу “пройти ниже радара”!» Нет, не бывает такой удачи: силы, которые ведут «большую учётную книгу на небесах», никогда не дремлют, они замечают всё и, что примечательно, никогда не оперируют категориями «плохо» или «хорошо» – вещи просто подмечаются как действие или как приобретённый опыт, чтобы затем в какой-то момент подвести баланс.

Мы безвозвратно обязуемся начать осознанное путешествие по нашему Пути. Нам даются возможности применять на практике то, что мы должны изучить, и в то же время нас проверяют на этом. Затем мы должны сделать это снова и снова, до тех пор, пока окончательно не произведём поднастройку. Мы действуем на физическом плане, потому что должны так действовать, потому что должны научиться преобразовывать духовные истины в действия на физическом плане. Для меня самым большим парадоксом является то, что нас просят действовать на физическом плане через наши личности. Тем не менее мы – НЕ личности, это просто инструменты, благодаря которым реальный человек учится и учит. В этом процессе нас просят быть добрыми и любезными: не только когда нам хочется, а всегда. Будьте любезными не только в нашей группе, но и со всеми людьми вообще. Будьте любезными не только с другими людьми, но и со всеми проявлениями сознания. Это включает животных, растения и саму Землю.

От нас ожидают, что мы будем думать, прежде чем что-то сказать. Необходимо задавать себе вопрос: как подействуют наши слова на другого человека? Приходят ли эти слова от любви или от гнева? Вспомните, что однажды написал Уильям Куин Джадж: «Гнев разрывает связи между частицами, которые составляют нутро человека». В этой фразе говорится о том, что происходит с нами под действием гнева, а НЕ с другим человеком, на которого мы направляем свой гнев.

Нам необходимо регулярно повторять мантры. Доктор Уильям Дауэр указал в «Письмах Света», что, произнося мантры, следует понимать, что произносим их не мы, не отдельная личность, а Божественный дух в вас, и что это часть самой божественной сущности, приближающая вас к ней при правильном соотношении смиренности и духовного желания.

Произнося мантры снова и снова, вы притягиваете силу, которая вдохнёт жизнь в слова, и таким образом вы получите поддержку и помощь.

Нас просят выстраивать Храм на всех планах. Как сделать это? Нужна ли здесь помощь? Что я могу сделать, что пойдёт на пользу мне, не говоря уже о других? Мы могли бы поговорить о «малых делах», таких как доброта, терпеливость, милость, любовь, толерантность и далее весь список положительных качеств. Я примерно подсчитала, что на протяжении последних тридцати лет я выступала с речью по меньшей мере один раз в месяц, то есть примерно 360 раз я наверняка говорила об этих качествах в той или иной форме! Они так важны в моём представлении о Жизни.

Сегодня я хотела бы поговорить о некоторых других «малых делах», касающихся другой стороны духовной жизни. Например, обыкновенное действие, заключающееся в представлении себя в физической форме. Сколько раз мы решали пропустить занятия, службу или другое мероприятие в Ложе, исходя из простого объяснения: «Я ничего не извлеку из этой службы, встречи или речи выступающего»; или «Я слишком устала, расстроена, разбита». А думали ли мы когда-нибудь о том, что мы приносим на службу, встречу или в класс и как это скажется на общем сознании Храма? Каждый может попытаться оправдаться тем, что «я слишком устала, и моя усталость скажется на всей группе». Однако если мы всё же заставим себя пойти, то можем обнаружить, что усталость наша исчезла, и если бы мы могли увидеть ситуацию на внутренних планах, то обнаружили бы, что суть такой нашей жертвы усиливает сознание группы во много раз больше, чем сила нашей первоначальной усталости! Конечно, если мы чувствуем себя «мучеником» и нам кажется, что мы такие замечательные уже потому, что принесли себя в жертву, мы тем самым разрушаем силу совершённого действия и отнимаем силу у группы. Снова парадокс! Мы должны действовать соответствующим образом, потому что это правильно, а не потому, что этим мы заработаем баллы за доброе дело!

Позвольте ещё раз подчеркнуть, что действительно иногда выбор НЕ пойти на занятия, службу или мероприятие может быть самым мудрым решением. Но при этом мы должны быть уверены в реальных мотивах принятия такого решения!

Один мудрый человек однажды сказал мне принести в Храм или класс свою усталость, отвращение, гнев, бессилие и вообще всё, что происходит со мной не так, и положить эти чувства на алтарь со словами, обращёнными к Учителю: «Пожалуйста, помоги мне» (не говоря при этом того, КАК именно сделать это). И наоборот, мы должны приносить в Храм или класс свою благодарность, любовь, идеализм, радость или энергию, возложив их на алтарь со словами: «Я предлагаю Тебе мои величайшие сокровища». Удивительно, что может такой вариант сделать для усиления сознания группы, а также и для вашего собственного сознания. Он скрасит весь ваш день.

Если Учение Храма будет глубоко внутри нас, мы сможем заполнить каждую минуту нашего дня сознанием того, что всё, что мы говорим, делаем и думаем, есть священный акт, предложенный Всем, Кто есть. Нам не нужно изменять порядок вещей, установленный нами для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, воспитывать детей, наводить порядок в доме или говорить с соседкой. Изменение приходит на наш внутренний фокус – тот самый, который приводит нас к Храму. Ответственность как члена Храма или просто соблюдение правил, изложенных в Учении, кажутся иногда чрезмерными, но это несёт любовь и доверие Учителей, что внушает благоговейный восторг.

Эта мысль чётко выражена в Послании «Ты – Странник» (сборник Посланий «С Горных Вершин»): «Вернись ко Мне, дитя Моё! Ты, странник, – приди, прежде чем падёт ночь жизни, пока не окуталось всё мраком, столь густым, что уж не сможешь ты разглядеть дорогу.

И как на протяжении веков бездна призывала бездну, так и Я призывал тебя, но в эгоистичной слепоте твоей все пути, кроме одного – единственно верного, – уводят тебя прочь от Меня, а Я вынужден спокойно стоять и смотреть, как идёшь ты навстречу невзгодам и мукам.

Звезда, что ныне влечёт тебя, – вовсе не тот родной дом, куда стремишься ты. Но и более близкой звезды, где ныне стою Я, не сможешь ты достичь, пока не возьмёшь руку Мою и не позволишь Мне отвести тебя домой.

Я не пугаю тебя, дитя Моё, но, всей душой восставая на недругов твоих, умоляю тебя повернуться спиной ко всем голосам ночи и – хотя придётся тебе ступать по острым камням, вонзающимся в ступни, – вернуться той же дорогой. Вернись же ко Мне».

Какое замечательное сотрудничество!

Шамвей Э., Главный Хранитель Храма Человечества

Храм и его устройство

Храм и его устройство

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: Святое святых, святилище и двор; так и православный христианский храм делится на три части: Алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное.

В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения, было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот, почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует, в нашем православном храме Средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас “восток”, от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: “Солнце правды”, “с высоты Востока”, (т. е. “Восток свыше”); “Восток имя Ему”.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются Придельными или Приделами.

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде Креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого Корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде Круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде Восьмиугольника, как бы Звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху Куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху Главою, на которой ставится Крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; Три главы — три Лица Св. Троицы; Пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, Семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, Девять глав — девять чинов ангельских, Тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится Колокольня или Звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется “Благовест” (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется “Трезвон“. Звон колоколов по поводу печального события называется “Перезвон“. Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Самая главная часть храма есть Алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой Престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово “алтарь” значит возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: Нижнею — белою, из полотна, и Верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово “антиминс” греческое, значит “вместопрестолие”).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся Илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит Губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие, это — слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.

Крест, это — меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит Семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним Запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется Горним (высоким) Местом; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется Жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.

На жертвеннике находятся Священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:

1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.

2. Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.

3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

5. Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих.

6. Губка или Плат — для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются Покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется Воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся Ковш, в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится Кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

В алтаре также хранятся Дикирий и Трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и Рипиды.

Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе — Божеское и человеческое.

Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.

Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.

С правой стороны алтаря устраивается Ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется Иконостасом.

В иконостасе имеются Три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат — икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится Южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится Северная дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда Храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается Крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы Двунадесятых праздников, в третьем — Иконы апостолов, в четвертом — иконы Пророков, на самом же верху — всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших Киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на Аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется Солеею.

Середина солеи, против царских врат, называется Амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Внутренний вид православного храма в г. Наяке

По краям солеи, около стен храма, устраиваются Клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят Хоругви, т. е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

В храме имеется еще Канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят Подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит Паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет)

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?)

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

Общественное устройство

Общественное устройство В плане общественного устройства деревни майя, как правило, имели черты клановой системы. Хотя каждая семья имела надел земли, группа соседей из 15—20 человек совместными усилиями справлялась с решением основных сельскохозяйственных задач, а

1.2.1. Каноническое устройство

1.2.1. Каноническое устройство Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории — в Турции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается от 2 до

2.2.1. Каноническое устройство

2.2.1. Каноническое устройство В настоящее время число верующих во всей Александрийской Церкви примерно 500 тыс. человек. Все епархии Александрийской Церкви (21 епархия) находятся на территории Африки. Помимо епархиальных архиереев, имеется 4 викарных епископа, занимающих те

3.2.1. Каноническое устройство

3.2.1. Каноническое устройство На 2000 г. по официальным данным в Антиохийском Патриархате действуют около 780 церквей и часовен (при 366 в начале XX в.), в которых служат около 860 священников и диаконов (из них 560 — за пределами Азиатского континента), и 20 монастырей. Общее число

5.2.1. Каноническое устройство

5.2.1. Каноническое устройство В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает 2–3 млн. верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах на славянском или на греческом. Согласно Положению, принятому в

6.2.1. Каноническое устройство

6.2.1. Каноническое устройство В 1990 г. СПЦ была самой большой конфессией по числу верующих в Югославии. Она насчитывала 28 епархий, из которых 21 находилась в пределах Югославии и 7 — за ее рубежом: 3 епархии в США и Канаде, 3 епархии в Центральной и Западной Европе и 1 епархия в

7.2.1. Каноническое устройство

7.2.1. Каноническое устройство В настоящее время в Румынской Церкви существует 5 митрополий, в состав которых входит 10 архиепископий и 15 епископий, а также 4 зарубежных епархии:Митрополия Мунтении и Добруджи — Бухарестская архиепископия, Томисская архиепископия,

8.2.1. Каноническое устройство

8.2.1. Каноническое устройство В настоящее время в Церкви существует 11 епархий, возглавляемых митрополитами: Софийская митрополия (правящий архиерей — Патриарх), Варненская и Преславская, Велико-Тырновская, Видинская, Врачанская, Доростольская и Червенская, Ловчанская,

9.2.1. Каноническое устройство

9.2.1. Каноническое устройство Из 700.000 населения острова Кипр 80 % составляют греки, 18 % турки. В Церкви насчитывается около 450 тыс. верующих. Всего в Церкви существует около 600 приходов и более 600 священнослужителей. В Церкви существует 5 митрополий, имеющих викарных

10.2.1. Каноническое устройство

10.2.1. Каноническое устройство В Элладской Церкви насчитывается более 7500 храмов, многие из которых являются памятниками мировой культуры. Церковь насчитывает 8–9 млн. верующих, то есть к ней принадлежат 98 % населения. Церковная экономика носит во многом самостоятельный

Глава XVII Мечеть Омарова: Эль-Сахара (Храм Соломонов). – Мечеть Эль-Акса (Введение во храм Пресвятой Богородицы)

Глава XVII Мечеть Омарова: Эль-Сахара (Храм Соломонов). – Мечеть Эль-Акса (Введение во храм Пресвятой Богородицы) «Учитель! Посмотри какие камни и какие здания. Иисус сказал ему в ответ: видишь сии огромные здания? Все это будет разрушено так, что не останется здесь камня на

Внешнее и внутреннее устройство православного храма: описание, фото, схема

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.

Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

    крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество; прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения; круглое – знаменует бесконечность православной церкви; восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

    одна – означает единство Господа; три – являются знаком Святой Троицы; пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие; семь – по числу главных церковных Таинств; тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.

Разновидности церковных куполов

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

    благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения; трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества; перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

В давние времена существовал еще один тип колокольного звона – набат, который оповещал жителей города или селения о надвигающейся опасности.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

    четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная; шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом; восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».

Видео «Устройство православного храма»

В этом видеоролике рассказывается об особенностях строения Божьего дома.

Описание внутреннего строения храма

План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор

Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.

Внутреннее устройства христианского дома

Основная, или средняя часть

Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

Иконостас

Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем. Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:

    на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие; справа висит образ Спасителя; за ним располагается икона, по имени которой освящен собор; слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника; на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы; над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств; над иконостасом располагается распятие; рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.

Алтарь

По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:

    Святого Престола, где совершаются Таинства; небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника; жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары; маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.

Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.

Схематическое изображение алтаря

Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.

Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Добавить комментарий