Школа веры: Десять заповедей Божьих: введение – Рублев

Школа веры: Десять заповедей Божьих: введение – Рублев

Школа веры

Если попросить далекого от веры человека перечислить десять заповедей, то, скорее всего, он начнет с шестой — “не убивай”, потом перескочит на восьмую — “не кради”, с некоторым сожалением вспомнит седьмую — “не распутничай”, потом спохватится о девятой — “не лги” и пятой — “чти отца и мать свою”. Иными словами, в повседневном сознании десять заповедей превращаются в пять и воспринимаются как своего рода моральный кодекс, самоочевидный для любого разумного человека и стабильного общества. В определенном смысле это так и есть: элементарные моральные правила схожи в разных обществах и способствуют стабильности, но религиозные заповеди — это всегда нечто большее.

Когда говорят о библейских заповедях, имеют в виду десять заповедей, указанных в Ветхом Завете. Первые четыре из них совершенно избыточны с точки зрения морального кодекса. Но для религиозного сознания именно они и есть главные, а остальные шесть неотделимы от них. Верующий человек почитает своих родителей, не завидует чужому богатству, не ворует, не убивает, не развратничает и всегда говорит правду не только ради того, чтобы ему было безопасно ходить по улицам. То же самое делают и миллионы атеистов без всяких ссылок на Бога — просто потому, что являются приличными, законопослушными людьми. Для верующего же человека заповеди об отношении к окружающим являются частью общего божественного плана, который начинается с отношений между Богом и человеком, а продолжается отношениями между людьми. Поэтому первые четыре заповеди звучат так:
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Эти заповеди получил от Бога пророк Моисей на горе Синай, после того как по Божьему повелению вывел еврейский народ из Египта. Евреи жили в этой стране несколько столетий.

Сначала они были там желанными гостями, потому что один из них, Иосиф, занимал важный пост и благодаря своей дальновидности предотвратил голод в стране. Уважение к нему распространялось и на его соплеменников. Но со временем египтяне забыли заслуги Иосифа и начали обращать евреев в рабство. Тогда Моисей был избран Богом для того, чтобы освободить свой народ. В одну из ночей евреи покинули свои дома в Египте и отправились вслед за Моисеем. За ними гналось войско во главе с самим фараоном, но благодаря божественному заступничеству им удалось уйти от преследования и достичь Синайского полуострова.

Тогда на гору Синай в тучах, дыму и пламени сошел сам Бог. Подняться на гору было позволено одному Моисею, а народ ждал внизу, у подножия. На Синае Бог подтвердил договор (завет), который заключил с родоначальником всего еврейского народа Авраамом, и дал Моисею десять заповедей, которые народ должен был соблюдать, чтобы не лишиться божественного расположения. Моисей нанес их на каменные скрижали, которые хранились как величайшая святыня в Ковчеге Завета вплоть до разрушения Иерусалимского храма.

Выполняя Божьи заповеди, иудеи не ожидали награды или наказания в загробном мире. Они могли надеяться на воздаяние только при жизни. Долголетие, богатство, семейное счастье, здоровые дети, уважение соплеменников считались наградой за праведную жизнь. Болезни, бездетность, ранняя смерть — наказанием за греховную. А после смерти всех живших до Воскресения Христова ждал шеол — мир мертвых, название которого не вполне точно переводят как ад. Лишь в последние века перед Рождеством Христовым среди еврейского народа утвердилась вера, что в конце времен все праведники воскреснут и получат от Бога вечную награду.

Христос после смерти на Кресте спустился в шеол и вывел оттуда в рай всех праведников, живших до Его рождения. И для христиан десять заповедей Моисея остались в силе, но приобрели новый, более высокий смысл: всякий, кто добровольно следует им, оказывается другом и сотрудником Бога и вместе с Ним идет в жизнь вечную. И поэтому для христиан весь закон, унаследованный от иудейских пророков, заключается в двух заповедях, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего своего как самого себя» (от Матфея, глава 22, стихи 37-39). Остальное же — лишь комментарий.

Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Источник:

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.

О Десяти Заповедях на «Правмире»:

    Заповеди Божьи Об одной заповеди Христа Беззаконная правота. Нарушая заповедь, не рассчитывайте на срок давности Нужно ли почитать плохих родителей? (+ ВИДЕО) Заповеди блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста Для чего нужны трудновыполнимые заповеди? О заповеди и лучших чувствах Восьмая заповедь Митрополит Антоний Сурожский — Об Успении и заповеди Пресвятой Богородицы Правила благочестивой жизни Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

Фильмы о десяти Заповедях:

Азы православия. Заповеди Божьи

Купелька. Заповеди Божьи

Поделитесь статьей, если она важна для других

10 заповедей Божьих

Даже для людей, далеких от веры, десять заповедей считаются чем-то нерушимым, важным, вызывающим трепет. Каждая из заповедей актуальна как для древнего мира, так и для современного, ведь испокон веков человек борется с одними и теми же искушениями и слабостями. Знание этих священных правил поможет каждому с одной стороны изучить древнюю историю Христианства, а с другой – стать немного лучше.

История возникновения десяти заповедей Ветхого Завета

Десять заповедей были дарованы человеку примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Для передачи их простым людям был выбран пророк Моисей. Это случилось в тот момент, когда евреи избавились от египетского рабства, блуждали по пустыне, ведомые пророком, и оказались у Синайской горы. Заповеди были написаны Господом на двух каменных плитах. У каждой скрижали (плиты) было свое особенное предназначение: на первой Бог описал обязанности каждого человека на Земле по отношению к Богу, всего их было четыре; вторая скрижаль состояла из шести заповедей и описывала правила, которые человек должен соблюдать со своими ближними.

Эти знания стали настоящим откровением и ориентиром для людей, почитавших Господа и желающих жить по совести.

10 заповедей Христианства

Десять заповедей пронизаны духом строгости и послушания. В то время людьми зачастую двигала корысть, желание обладать большим богатством и властью. Заповеди должны были научить человека любить ближних, думать об окружающих, ценить Творца, человеческое достоинство и жизнь. Несмотря на всю строгость, заповеди показали свою эффективность, люди приняли их, чем помогли сами себе избавиться от дурных привычек, пагубного образа жизни.

Часто помимо десяти заповедей упоминаются и заповеди Блаженства, данные Иисусом. В них он дает наставления, как человек может добиться совершенства, стать лучшей версией себя.

Однако по сей день большей популярностью пользуются именно десять заповедей Ветхого завета, которые представляют собой инструкции того, как следует прожить свою жизнь.

Список 10 заповедей:

1. «Я – Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня»

2. «Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им»

3. «Не произноси имени Господа Бога напрасно»

4. «Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему»

5. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго жил на земле»

7. «Не прелюбодействуй»

8. «Не кради»

9. «Не произноси на другого ложного свидетельства»

10. «Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его. ни всего того, что принадлежит ближнему твоему»

Толкование заповедей

Большинство заповедей понятны и просты, однако некоторые требуют подробной трактовки, так как их понятие довольно размыто и на первый взгляд лишено конкретики. Именно поэтому стоит подробно рассмотреть отдельно каждую из них и разобраться в их глубинном смысле.

Первая заповедь

Первая из десяти заповедей звучит как «Я – Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня». Данная заповедь учит отказываться от поклонения различным Богам, признанию единственного Бога и Его почтению. Почтение Господа представляет собой изучение священной литературы, регулярное посещение храма, помыслы о Господе и о смысле нашего пребывания в этом мире.

Несоблюдением заповеди будет считаться:

    атеизм – отсутствие веры в Господа; многобожие и идолопоклонничество; ересь – неправильная трактовка, искажение учения Господа; отчаяние и отсутствие веры – сомнение человека в силе Бога, пренебрежение собственной жизнью; суеверия – следование различным приметам, гаданиям, гороскопам.

Можно прийти к выводу, что первая заповедь объединяет все десять, указывая на то, что жить стоит по совести и в каждый прожитый день вкладывать смысл.

Вторая заповедь

«Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им» – так звучит вторая из десяти заповедей. Она была особенно актуальна, когда популярными были поклонения силам земли, воздуха, огня. Люди придумывали себе божества, отождествляя их с силами природы и звездами, противореча этой заповеди. Сейчас идолопоклонничество встретить достаточно трудно, вера во множество богов преобладает в плохо развитых странах, но и современный человек может сотворить себе идола. Это происходит, когда мы пренебрегаем заботой о духовной жизни, посвящая себя мирским вещам. Привязываясь к предметам роскоши, деньгам, мы отворачиваемся от этого святого наставления, хоть и кажется, что и не создаем себе другого Господа.

Третья заповедь

«Не произноси имени Господа Бога напрасно» – так звучит третья заповедь. Многим она знакома с детства, и указывает на то, что имени Господа не место в шутливых разговорах, бесполезных перепалках, играх, сплетнях. Его следует упоминать лишь в молитве и только с пониманием того, что кроется за сказанными в молитве словами. Грехи, связанные с этой заповедью:

    богохульство – упоминание имени Господа в неподобающих дерзких выражениях; кощунство – осквернение святых предметов, к которым относятся иконы, молитвенники, святые Кресты; божба – клятвы в повседневной жизни, в которых упоминается Господь; нарушение обещаний и обетов.

Молитвы с упоминанием Господа следует произносить с полной осознанностью, с пониманием и верой в собственные слова.

Четвертая заповедь

Четвертая заповедь звучит так: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему». Шестой день недели символизировал мысли о сотворении мира, воскресенье же указывало на память о Воскрешении Христа. Именно за этим кроется смысл заповеди: неделя должна отдаваться работе, мирским делам, а воскресенье должно быть свободно от забот и посвящено походу в храм.

Помимо воскресенья, необходимо чтить Великие праздники и отказываться от повседневных дел в эти дни. К этим праздникам относят Пасху, и еще одиннадцать двунадесятых праздников, посвященных Господу и Божьей Матери.

Пятая заповедь

Пятая заповедь – «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго жил на земле». Эта заповедь советует нам быть послушными и кроткими с родственниками и старшими, которые родителями не являются. В Ветхом Завете непослушание старших считалось одним из самых суровых грехов и каралось смертью.

Также это святое учение затрагивает отношение к старикам, грешно считать их несведущими, ничего не смыслящими в жизни, отжившими свое.

Шестая заповедь

«Не убей» – короткая заповедь, которая прямо говорит о том, что преступления против жизни человека – один из серьезнейших грехов. Жизнь по Ветхому Завету является Даром Господа, поэтому отнимать ее никто не в праве. Самоубийство считается непростительным, страшным грехом, который буквально отрезает человека от пути к Господу.

Под этот грех попадают не только убийцы, но и те, кто им содействовал: нечестные судьи, соучастники, тот, кто вовремя не отреагировал и не помог человеку избежать гибели. Не менее страшен грех тех, кто думает об убийстве или подстрекает на него другого человека.

Седьмая заповедь

Седьмая из дести заповедей – «Не прелюбодействуй». Эта заповедь учит нас сохранять супружескую верность, чистоту ума и тела. Даже помыслы об измене будут считаться преступлением заповеди.

Помимо верности, заповедь предостерегает от близости с людьми своего пола, изучение и одобрение различных фильмов, журналов, анекдотов, песен с возбуждающим подтекстом.

Восьмая заповедь

Восьмая из десяти заповедей Завета – «Не кради». Одна из самых понятных заповедей, не требующих подробных пояснений. Грехами против нее будут считаться:

    обман – уклонение от платежей, умалчивание информации с целью обогащения, различные махинации с материальными ценностями; воровство – присваивание себе чужой вещи; грабеж – воровство с применением насилия, с помощью оружия.

Нарушают эту заповедь взяточники, те, кто уклоняется от выполнения работы, но не отказывается от получения денег. Заповедь учит человека любви к труду, к жизни по средствам.

Девятая заповедь

«Не произноси на другого ложного свидетельства» – так звучит предпоследняя заповедь. Она запрещает сплетничать, использовать ложь для достижения своих целей. Греховными поступками будут считаться:

    разведение сплетней – пересказ слухов о своем ближнем; клевета – намеренно созданная ложь для того, чтобы опорочить честь и имя человека.

Девятая заповедь говорит о том, что большинство грехов идут от лишних слов, пустословия. Ежедневно мы говорим слова, которые ничего не меняют к лучшему, а напротив, тратят время и вредят другим.

Десятая заповедь

Десятая заповедь звучит так: «Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его. ни всего того, что принадлежит ближнему твоему». Считается, что этот грех является родоначальником всех остальных, именно он подвигает людей на убийство, воровство, прелюбодеяние. Название этому греху – зависть.

Для того, чтобы не испытывать грех на себе, необходимо избавиться от любой привязанности к материальным предметам, необходимо быть благодарным за то, что дал вам Бог.

Почему так важно жить, соблюдая 10 законов Божьих

Не обязательно быть христианином, чтобы соблюдать все десять заповедей. Тому, что давным-давно Бог написал на скрижалях, нас учат с детства. Настоящий христианин должен соблюдать все десять заповедей для того, чтобы после смерти обрести Небесное Царство, остаться рядом с Богом. Однако и для неверующего эти заповеди – правила жизни, соблюдая которые, человек сможет сказать, что он прожил достойную, честную, правильную жизнь, лишенную зависти, дурных мыслей. Кому-то заповеди помогут оградить себя от страшных поступков, а кто-то найдет в них наставления о том, как стоит проживать каждый свой день, чтобы жизнь не прошла впустую.

Десять заповедей Божьих – фундамент, на котором держится христианство. Они были понятны и своевременны тысячи лет назад, такими они являются сейчас, и не растеряют своей актуальности через многие сотни лет.

Десять заповедей Божьих в православии

Десять заповедей Божьих в православии играют чрезвычайно важную роль — они являются основой всей христианской веры и представляют собой всю суть христианского закона. Их получил на горе Синай пророк Моисей после того как по воле Господа вывел весь народ Израиля из Египта, где тот пребывал в рабстве.

Азы православия: почему следует исполнять заповеди

10 библейский заповедей или Декалог Бог передал народу еврейскому, во время их пути из рабства в землю, дарованную и Господом — Ханаан.

Изначально Господь Сам начертал их на двух скрижалях, но после они были переписаны рукой Моисея.

Закон можно условно разделить на две части:

    первые 4 заповеди — об отношениях человека к Господу; последние 5 — об отношениях между человеком и ближними.

Закон Божий сложно исполнять людям с греховной натурой. Однако это то, к чему необозримо нужно стремиться. Для чего это нужно?

Точно так же как действуют сила притяжения, гравитации и пр., существуют и действуют духовные законы. Нарушение их приводит к угрозе плотской и духовной смерти.

Люди не возмущаются по поводу существования силы тяготения, и они знают, что, если прыгнуть с высоты, можно разбиться. Тоже самое и с длительным погружением по воду или попадания в огонь. Почему же соблюдение закона Господа вызывает столько возмущения?

Атеисты живут так, как будто духовного мира не существует, но это не избавляет их от действия духовных правил. Если человек не верит в силу притяжения, это не значит, что ее нет и нарушение ее приведет к смерти. То же самое касается и Декалога — нарушение приведет вначале к духовной смерти, а затем и плотской.

Многие люди рассматривают Декалог как свод правил для попадания после смерти в рай. Но это ошибочно, поскольку цель — это доказательство человеку, что он самостоятельно не может справиться и нуждается в Божьей помощи и в Иисусе Христе. Никто не может досконально выполнять это самостоятельно, но только с Божьей помощи. Мы все нуждаемся в смерти Иисуса Христа и в Божественном прощении с искуплением. Следует просить Господа о помощи в исполнении закона и молить в раскаянии, если он был нарушен.

Важно! 10 библейских заповедей необходимо знать тому, кто считает себя истинным христианином, поскольку по ним он может проверять свой жизненный путь и сверять его с тем, который уготовил Господь.

Заповеди Божьи и их толкование

На 2 каменных скрижалях Творец написал 10 правил и передал их Моисею. Тот оставался на горе еще 40 суток, а затем спустился к народу, но то что он увидел там было ужасно — евреи отлили себе тельца из золота и сделали его своим богом. Моисей в гневе бросил скрижали на землю и разбил их.

После того как народ был наказан, Моисей вновь поднялся на гору и записал их еще раз. Следует рассмотреть их всех подробно, для лучшего понимания.

Первая

«Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

О чем это говорит? Наш Господь — это истинный и живой Бог, который один во всей Вселенной и за ее пределами. Именно Он — Создатель всего мира и всех творений, которые Им одним живут и существуют. Христианская религия — религия монотеизма. В ней нет места сонму богов, как было в греческой, римской и персидской культуре.

Бог лишь один. В Творце сосредоточена вся сила, а за Его пределами ее просто нет. Он — начало времен и их конец, Он начало времени и конец. Передвижение солнца по небосклону, движение капли по листу, перемещение муравья и бег леопарда — во всем этом есть Божья рука и все это возможно лишь благодаря Ему.

Несмотря на множество имен Господь один. В Писании Он называется себя Яхве (Я Тот, Кто Я есть), Иегова (Я стану), Бог Вседержитель, Элохим (Бог), Адонай (Господь), Саваоф (Господь воинств). Но это лишь характеристики, черты характера. Он источник силы, как духовной, так и материальной, поэтому лишь к Нему следует приходить.

Согласно этому грех:

    многобожие; магия; суеверия; лжеучения.

Вторая

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Смысл второй заповеди в том, что обожествление каких-либо творений (рукотворных или природных) вместо Вседержителя запрещено.

После встречи с Господом разве можно что-то почитать более Него? Все на этой земле создано Им, и только Он достоин славы. Как можно считать что-либо более великим, нежели Творец? Разве есть что-то сопоставимое с ним? Он просто не желает, чтобы сердце человека было занято чем-то еще.

Если бывает сложности и человек перестает чувствовать водительство Божие и возникает соблазн найти помощь где-то еще следует неистово молиться и каяться, чтобы Божественный Свет вновь наполнил собой жизнь.

Читайте в дополнение:

Третья

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Согласно древним учениям, в имени заключена огромная сила. В имени Бога заключена сила и если его все время называть, разве будет польза?

Господь слышит все молитвы к Нему возносимые и откликается на каждый зов, но что будет, если человек призывает его ежеминутно при походе в туалет или просто как присказку?

Господь просто перестанет слышать этого человека и когда ему понадобится настоящая помощь, Бог будет глух к просьбам.

Четвертая

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему».

Творец создал этот мир и всю Вселенную за 6 дней, а в седьмой отдыхал.

Это правило определяет жизнь человека, в которой он должен трудиться большую часть, а один день отдавать для Господа.

Шесть дней отличаются суетой и проблемами человеческой жизни, но все это следует откладывать в седьмой день — время почитания Господа, отдыха и посещения храма.

Пятая

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Крайне важно правило для сохранения отношения в семьях и между поколениями. Если ребенка с детства научить на собственном примере почитанию родителей, то можно быть уверенным, что старость будет благополучная и дети не бросят.

Господь позаботился о взаимоотношениях детей и родителей, утвердив этот закон. Родители и предки заслуживают уважения и делать это необходимо, даже если это не взаимно — Господь вознаградит за исполнение закона.

Шестая

«Не убий».

Творец наделил жизнью каждое создание. Имеет ли человек право забирать ее у кого-либо? Жизнь — самое драгоценное богатство, подарок от Господа. Все живые создания — это одаренные Творцом, чья цель — поклониться Ему и прославить, а также принести плод. Наглядно этот грех мы можем увидеть на примере Каина и Авеля.

За убийство человек понесет страшное наказание. Причем следует учитывать, что убить можно и простыми словами. Следует следить не только за своими руками, но и языком.

Седьмая

«Не прелюбодействуй».

Отец Небесный сотворил семью вначале бытия. Его задумка — это мужчина и женщина, принадлежащие друг другу. Тут нет места третьему.

Несмотря на еретические предания о второй жене Адама Лилит, Бог создал лишь Адама и Еву. Поэтому муж и жена должны заботиться друг о друге, любить и не смотреть/думать о других.

Семья — это не всегда легко, но человек должен следовать закону.

Читайте о семье в православии:

Восьмая

«Не укради».

Важнейший закон в сфере человеческих отношений — не следует брать что-то, принадлежащее другому. Это касается как мелочей, так и каких-то крупных вещей.

Отец Небесный дарует каждому по своей воле, поэтому если человек ворует, он проявляет неуважение не только к труду ближнего, но и к Богу. Если же он думает, что у кого-то чего-то больше и это несправедливо, то это также выражает неуважение и непослушание Божьей воле.

Девятая

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Ложь портит все и рано или поздно открывается. Не следует быть лживым в отношении других или себя. Обман не приносит ничего хорошего, а мотивы к нему почти всегда греховны.

Вседержитель знает истину всегда и для людей она рано или поздно откроется. Этот закон позволяет сохранять духовное здоровье человека.

Десятая

«Не желай дома ближнего твоего и ничего, что у ближнего твоего».

Это правило перекликается с 8-м, но оно более развернуто. В оригинале Бог говорит о жене, о скотине, об имуществе.

Даже одно желание иметь что-то чужое считается грехом. Желание является зерном греха, и. если вовремя не выкорчевать, оно прорастет в огромное дерево.

Заповеди Христа

Следует понимать, что перечисленные 10 законов и 9 евангельских заповедей различны между собой, хотя исполнять необходимо их всех.

Первые были получены Моисеем от Господа как основа закона для евреев, которые стали Божьим народом. Именно они были созданы, чтобы отделить евреев от всех остальных народов, живших по своим законам. Благодаря им евреи стали обособленным, Божиим народом еще на заре становления религии. Они были призваны не только создать общество и государство, но и оградить людей от греха.

Заповеди же Христа, данные им в Нагорной проповеди в 5-7 главах Евангелия от Матфея, несколько отличаются.

Они говорят о духовном мире, и почти не касаются плотского. Христос в них дает определение того, какой должна быть христианская душа, как должен развиваться верующий человек в Боге.

Важно! Заповеди Христа никоим образом не отрицают основного закона (Декалога), но наоборот, продолжают его. Если Господь формирует законом общество и отношения между людьми, то Христос говорит о внутреннем мире человека и его формировании.

Каким законам отдать предпочтение? Это не правильный вопрос, а правильный звучит так — как исполнить все их?

Заповеди блаженства даны как продолжение основного закона и их следует исполнять так же ревностно.

Фильмы о десяти заповедях

Заповеди Божьи гарантируют человеку правильный и гармоничный путь развития и жизни. Соблюдать их можно только с помощью Христа и Господа, о чем следует их и просить.

Чтобы лучше понять, можно ознакомиться с фильмами, рассказывающим об этом.

Декалог. Десять 10 заповедей Божьих – вечный закон

Сегодня многие христианские конфессии считают, что Декалог ( десять 10 заповедей ) устарел, поэтому с позволения Бога был немного «подкорректирован» церковью. Я надеюсь, вы убедились, что Новый Завет не учит отмене Всех заповедей Ветхого Завета. Тем более неприкосновенным являются десять 10 заповедей. Чтобы утвердиться в этом, давайте еще немного уделим им внимание.

Вспомним, что десять 10 заповедей были даны людям на Двух каменных скрижалях. Внимание: ни на одной, ни на трех и т. д., а именно на двух. Поэтому принято считать, что заповеди на них были разделены следующим образом:

На первой скрижали в первых четырех заповедях были отражены отношения человека и Бога (Исх. 20:1-11):

1. Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

На второй скрижали заповеди с пятой по десятую были призваны регулировать отношения между людьми (Исх. 20:12-17):

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Несложно заметить, что первая из двух особо отмеченных Иисусом заповедей Ветхого Завета «Возлюби Господа Бога твоего…» созвучна учению первой скрижали. Подумайте, ведь нельзя по-настоящему любить Бога и при этом иметь других богов (1-я зап-дь), создавать идолов, изображения, поклоняться и служить им (2-я зап-дь), упоминать имя Бога напрасно (3-я зап-дь) и не уделять Творцу время (4-я зап-дь). Действительно, Бог посредством конкретных заповедей объяснил верующим, как и в чем должна выражаться любовь к Нему людей.

Задумайтесь, если бы не было закона, то каждый человек мог проявлять свои чувства к Творцу так, как ему кажется правильным, но не так, как это угодно Создателю. Вспомним, что Господь сравнивал Себя и Свой народ с супружеской четой, где Он – муж, а израильтяне в Ветхом Завете, церковь в Новом – жена (см. Ис. 54:5, Иер. 3:1, Ос. 1:2, Еф. 5:25, Откр. 12:1,6, Откр. 19:7). Теперь представьте, что жена будет относиться к мужу так, как нравится ей самой, не интересуясь чувствами и желаниями своей второй половины. Будет ли крепким и счастливым такой брак? Конечно, нет. Что мы и видим на примере израильтян, зная, как они неоднократно отходили от Божьих заповедей. Именно поэтому, Творец включил соответствующие наставления в Конституцию Своего закона – в Декалог ( десять 10 заповедей ), показав верующим, как важно Правильно проявлять свою любовь и уважение к Нему – супругу Своего избранного народа.

А заповедь Писания, названная Христом второй по важности «Люби ближнего твоего…», близка по духу ко второй скрижали, так как учит взаимоотношениям между людьми. Посмотрите, что ответил Иисус молодому человеку на вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»:

«Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (Марк. 10:17-19, см. также Мф. 19:17-19, Лук. 18:18-20).

Мы здесь видим неполный перечень условий наследования вечной жизни, так как среди названных нет многих важных заповедей, в том числе самой главной: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Марк. 12:30, см. также Втор. 6:5, Мф. 22:37). Очевидно, что Христос не ставил цели этим наставлением дать Исчерпывающий список спасительных заповедей, а хотел указать на необходимость соблюдения Всего Божьего закона. Посмотрите, говоря об условиях наследия вечной жизни, Иисус здесь процитировал пять из десяти 10 заповедей Декалога (Исх. 20:12-16) и другие заповеди закона Моисея: в Евангелие от Марка – «Не обижай» (Марк. 10:19 – в ВЗ Лев. 25:17), в Евангелие от Матфея – «Люби ближнего» (Мф. 19:19 – в ВЗ Лев. 19:18). При этом, перечисление Иисус начал именно с десяти 10 заповедей Декалога. Данный урок Христа наглядно подтверждает отсутствие у Него желания заменить все заповеди Ветхого Завета, включая Декалог ( десять 10 заповедей ), одной или двумя «обобщающими» заповедями. Если бы Христос имел такую цель, Он так бы и сказал. Однако, как мы уже отмечали, Иисус постоянно цитировал заповеди ветхозаветного Писания, в том числе десять 10 заповедей, и призывал людей их соблюдать.

После Христа апостолы продолжали возвещать Декалог – десять 10 заповедей. Павел с почтением рассуждал о 5-й заповеди: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:2,3).

Отмечал Павел и связь между второй скрижалью Декалога и заповедью, которую Иисус назвал второй по важности в законе Моисея:

«Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: Люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9).

В предыдущих главах мы увидели, что многие заповеди Ветхого Завета были исполнены Христом. Однако, заповеди Декалога ( десять 10 заповедей ) остались в числе действующих. Более того, десять 10 заповедей являются Неизменным законом Божьим. В главе «Божий закон» мы уже отметили, что по отношению к Декалогу Господь в Своем Слове употребляет только содержательные эпитеты откровение, завет, свидетельство. Также мы сравнивали Декалог ( десять 10 заповедей ) с установленной Творцом Конституцией. Все это позволяет сделать вывод, что десять 10 заповедей Декалога не потеряют своей актуальности и в будущем – в обещанной Богом вечной жизни. Данному утверждению есть множество доказательств в Библии, некоторые из которых мы рассмотрим сейчас, а некоторые – в последующих главах этой книги.

Сам Бог особо Выделил Декалог ( десять 10 заповедей ) из закона Моисея, показав тем самым его непреложность. Иначе, зачем Он это сделал? Только десять 10 заповедей были написаны Лично Богом (см. Исх. 32:16, Втор. 5:22), только десять 10 заповедей были не на свитках, а на камне – вечном носителе информации, причем изготовлены были дважды (см. Исх. 34:1, Втор. 10:1,2,4), только десять 10 заповедей постоянно были в ковчеге (см. 3 Цар. 8:9, 2 Пар. 5:10, Евр. 9:4), над которым являлся Господь (см. Исх. 25:22, Исх. 30:6, Лев. 16:2, Числ. 7:89). Напомним, что закон Моисея, записанный на свитках, лежал рядом с ковчегом (см. Втор. 31:26).

К вопросу о важности десяти 10 заповедей можно подойти и с другой стороны. Подробно о понятии «святость», мы будем рассуждать позже, а пока давайте проанализируем текст Библии на предмет святости Декалога ( десяти 10 заповедей ). Согласно Священному Писанию, на Земле был только Один святой город Иерусалим (см. Неем. 11:1), в нем была Одна святая гора Сион (см. Пс. 2:6, Ис. 10:32), на этой горе стоял Один-единственный на Земле Святой храм Бога Израилева (см. Пс. 5:8), в этом храме было Святое отделение (см. Евр. 9:2), в нем другое отделение – Святая-святых (см. Евр. 9:3), а в этом святая-святых стоял Святой ковчег завета (см. 3 Цар. 8:6, 2 Пар. 35:3). Рядом с ковчегом лежал свиток закона Моисея (см. Втор. 31:26). А чем ценен был ковчег завета? Конечно, для Бога был важен не сам ларец, и не камни, лежащие в нем, а записанные на них десять 10 заповедей. Таким образом, согласно Священному Писанию, центром всего Святого на Земле являлся Божий закон, а его «эпицентром» – Декалог – десять 10 заповедей.

Земной храм и связанные со служением в нем заповеди закона Моисея прекратили свое существование, исполнившись в Иисусе. А Действующие заповеди закона Божьего остались Святыми и по сей день. И конечно, в первую очередь Декалог – десять 10 заповедей. Вспомним, как апостол Павел отзывался о заповедях Божьих:

«Закон свят, и Заповедь свята» (Рим. 7:12).

Христиане, умаляющие важность Декалога ( десяти 10 заповедей), часто ссылаются на слова апостола Павла из 3 главы Второго послания к Коринфянам (см. ниже 2 Кор. 3:7), где он говорит о каменных скрижалях, как О смертоносных буквах. В главах «Грех и закон», «Закон, вложенный в сердце. Благодать» мы с вами уже рассуждали о взаимосвязи заповедей и греха. Действительно, закон Моисея «осуждал» человека «на смерть» по заповеди «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4, см. также Быт. 3:17,19, Евр. 9:22, Рим. 6:23, Иак. 1:15). А благодать прощения теперь оправдывает грешника посредством вменения ему праведности Христа (см. 1 Пет. 3:18, 2 Кор. 5:21, Филип. 3:9, Рим. 3:21,22, Рим. 5:17, Рим. 10:4, а также главу «Оправдание верой. Вера и дела»). Конечно, и в послании к Коринфянам о Смертоносности букв Декалога говорится в том же их значении.

Если внимательно прочитать это послание Павла целиком, то будет ясно, что апостол здесь не говорит об упразднении Декалога ( десяти 10 заповедей ). Он поясняет, что в отличие от прежних времен, отныне не столь письмена, но сами христиане должны являться живым письмом Господа, примером для других людей: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы Показываете собою, что Вы – письмо Христово, Через служение наше написанное не Чернилами, но Духом Бога живаго, Не на скрижалях каменных, но На плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:2,3).

Выше мы уже с вами говорили о законе Божьем, который должен быть записан в сердце, и о новом духе христианина. То есть здесь Павел повторяет те же мысли, придавая им иную форму и сопровождая новыми примерами. Апостол сравнивает иудейское духовенство – служителей «буквы», с христианами – служителями «духа» (см. 2 Кор. 3:6), противопоставляя систему многочисленных правил, сердцу всегда открытому водительству Духа Божьего. Поэтому Павел говорит:

«Если же Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так Славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли Более должно быть славно Служение духа?» (2 Кор. 3:7,8)

«Служение смертоносным буквам» здесь относится не только к Декалогу ( десяти 10 заповедям ), так как чуть выше Павел упоминает чернила (см. выше 2 Кор. 3:3), которыми писались свитки закона. Речь идет в целом о законе Моисея, который указывал на «убивающий» грех, в сравнении его с открывшейся через Христа Божьей благодатью, которая может оправдать грешника и Очистить его От всякой неправды (см. 1 Ин. 1:9). Завет, заключенный на горе Синай, апостол называет Славным (см. выше 2 Кор. 3:7), при том, что Новый Завет, основанный на Иисусе, Более славен, чем прежний. Далее Павел еще раз акцентирует на этом внимание:

«Преходящее Славно, тем Более славно пребывающее» (2 Кор. 3:11).

Однако далеко не все принимали дух Нового Завета. Многие иудеи закрывали свои сердца, что рассуждая далее, Павел, сравнил с покрывалом Моисея (см. 2 Кор. 3:13-16). Тогда у горы Синай, после того как Моисей пересказывал сынам Израилевым слова Господа и лицо его светилось, он накрывал покрывалом голову, чтобы люди не видели угасание Славы Бога (см. Исх. 34:30-35). Так и теперь, с приходом Христа, иудеи не хотели избавиться от подобного покрывала со своего сердца, которое не давало им увидеть угасание славы Ветхого Завета. Только с сердец тех, кто видел исполнение закона в Иисусе, снималось это покрывало.

Посмотрите, в послании к Евреям подробно описано, что Иисус в виде жертвы и одновременно Первосвященника вошел в Истинный небесный храм, по образу которого была сделана земная скиния:

«Ибо Христос Вошел не в рукотворенное Святилище, по образу истинного устроенное, но в самое Небо … Он … явился для уничтожения греха Жертвою Своею» (Евр. 9:24,26).

«Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на Небесах и есть Священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:1,2, см. также Мар. 16:19, Мф. 26:64, Лук. 22:69, Деян. 7:55, 1 Пет. 3:22, Рим. 8:34, Еф. 1:20, Кол. 3:1, Евр. 1:3, Евр. 10:12, Зах. 6:12,13, Откр. 3:21).

То есть земная скиния была лишь образом Истинного небесного святилища. Устройство скинии было показано Моисею Богом на горе Синай: «Поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе» (Исх. 26:30, см. также Исх. 25:9,40, 1 Пар. 28:19).

Истинный небесный храм описывается в книге Откровение, рассказывающей о конце истории современной Земли. Иоанн видел в нем Иисуса и предметы, которым соответствовала утварь земного святилища: «семь золотых светильников» (Откр. 1:12 – Исх. 37:23), «золотой жертвенник» (Откр. 8:3 – Исх. 40:5) и ковчег завета: «И отверзся Храм Божий На небе, и явился Ковчег завета Его В храме Его» (Откр. 11:19 – Исх. 25:10,21).

В земном ковчеге, как нам известно, лежали скрижали с десятью 10 заповедями. Значит, они должны быть и в небесном храме. Ведь если земной храм являлся образом небесного, как мы видим, вместе с утварью, то и содержание ковчега на небе и Земле должно быть сходным между собой. Если учесть неизменность Бога и Его закона (см. главу «Бог неизменен»), а также то, что чуть далее в Откровении возвещается важность соблюдения заповедей Божьих (см. ниже Откр. 12:17, Откр. 14:12), то можно утверждать: в небесном храме, куда вошел Христос, находятся те же самые десять 10 заповедей, которым многие сегодня уделяют недостаточно внимания, соблюдая их выборочно, либо с поправками. Иначе, если Декалог ( десять 10 заповедей ) уже не важен, то что делает ковчег в небесном храме, зачем является людям на закате жизни современной Земли и почему в книге Откровения возвещается необходимость для христиан соблюдения заповедей Божьих?

Апостолом Иоанном было предсказано, что непосредственно перед Вторым Пришествием Христа, знаменующим собой начало суда над человечеством, сатана будет вести брань «с Сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17, см. также Откр. 14:12). В этих текстах видно, что будет два отличительных признака врагов сатаны:

1) Соблюдение заповедей Божьих,

2) наличие свидетельства Иисуса.

Здесь четко обозначены вместе два самостоятельных понятия: заповеди Бога Отца, конечно, включающие в себя Декалог ( десять 10 заповедей ), и вера в Его Сына Иисуса Христа.

В заключение же книги Откровения, на последней странице Библии, Господь вновь возвещает о Заповедях, связывая их соблюдение, с наследием вечной жизни:

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город (Небесный Иерусалим. – Прим. авт.) воротами» (Откр. 22:14).

Оцените статью
Добавить комментарий