Смерть и погребение христианина – суть и понятия учения

Смерть и погребение христианина – суть и понятия учения

Распятие. Смерть и погребение Господа

(см.: Мф 27, 31–54; Мк 15, 20–39; Лк 23, 26-49; Ин 19, 16-30)

Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова); обычно это название переводится как лобное место. По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов.

На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский.

Голгофа была недалеко от города, и люди приходили посмотреть на казнь. Многие злословили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялись над Христом и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Поносили Христа и распятые с Ним разбойники. У креста стояли Пресвятая Богородица и Ее родственница, Мария Клеопова, апостол Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина. Скорбела Матерь Божия о распятом Сыне. Сбылось пророчество праведного Симеона: Тебе Самой душу пройдет оружие. Между тем Господь, увидев Свою Мать и ученика, которого Он любил, сказал, обращаясь к Богородице: Се, сын Твой. Потом — апостолу Иоанну: Се, Матерь твоя!

Один из распятых разбойников обратился к своему товарищу, продолжавшему проклинать Иисуса Христа: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Быть может, сердце разбойника тронула кротость Иисуса и Его забота о Матери. Повернувшись к Нему, разбойник сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И Господь ответил: Ныне же будешь со Мною в раю.

Внезапно в шестой час по еврейскому исчислению времени (по-нашему — в полдень) тьма окутала землю. Около девятого часа (то есть третьего часа пополудни) Иисус возопил громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? — что в переводе с арамейского значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Эту молитву Господь возносит от лица всех людей, как поясняет святитель Афанасий Великий: «Это говорит Спаситель от лица человечества и, чтобы положить конец проклятью и обратить Отчее лицо к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду». Кроме того, этими словами начинается пророческий 21-й псалом царя Давида, в котором точно описано, как Господа отвергнет народ, как над Ним будут смеяться видевшие Его страдания, как, бросая жребий, поделят Его одежды, какие мучения Он будет претерпевать. Зная, что уже все совершилось, Господь скажет: Жажду! Тогда один из присутствующих побежит, пропитает губку уксусом и, наложив на трость, даст Ему.

Когда же Господь вкусил уксуса, Он сказал: Совершилось! — и, вознеся молитву Своему Небесному Отцу: Отче! в руки Твои предаю дух Мой, преклонив главу предал дух. И вот завеса в Иерусалимском храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля сотряслась, камни треснули, гробы отверзлись, многие усопшие святые воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, войдя в Иерусалим, явились тогда многим. Сотник, руководивший казнью, а также те, кто с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились и говорили: Воистину Он был Сын Божий.

Школа веры

По православному учению, тело — это храм духа, освященный божественной благодатью через Таинства. Когда человек умирает, по церковным канонам его тело должно возвратиться в землю, из которой Бог сотворил Адама. Православный обряд погребения обретает полный смысл, если человек перед смертью покается во всех совершенных им в течение жизни грехах и причастится. Если же человек умирает не в сознании, то над ним читается «Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати». Читать его может как священник, так и мирянин.

После смерти тело покойного омывают чистой водой, одевают в чистую (по возможности, в новую) одежду, окропляют святой водой, кладут в гроб и наполовину накрывают саваном или белой простыней. В руки кладут небольшую икону или крест, на лоб венчик (бумажную ленту с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя) как символ венца славы, который обещан любящим Господа. Класть в гроб предметы, которыми умерший пользовался при жизни, не нужно, это суеверие и пользы душе умершего не принесет. Над гробом умершего читается «Последование по исходе души от тела», а затем псалтирь.

Погребение совершается на третий день после смерти. До истечения этих трех дней можно заказывать в храме панихиды (краткие заупокойные службы) об усопшем. Все молитвы, читаемые в храме и дома, крайне важны для усопшего. По православному учению, сразу после смерти душа человека проходит воздушные мытарства, во время которых бесы мешают ей подняться на небо. Молитва помогает умершему пройти эти испытания.

Отпевание обязательно совершается в храме перед погребением. Лишь в исключительных случаях (нет храма в окрестностях, невозможно найти останки) допускается «заочное отпевание». В церковь гроб с телом умершего несут ногами вперед его родственники и друзья. Бросать перед процессией крупу или землю – пережитки язычества, ношение цветов и венков во время процессии также не является православным обычаем. Музыка во время шествия неуместна, достаточно пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

В храме открытый гроб ставят напротив алтаря и с четырех сторон зажигают светильники. На отдельном столике ставят для освящения тарелку с кутьей — блюдом из разваренных зерен с сухофруктами и медом, с которого начинается поминальная трапеза. Присутствующие стоят со свечами и гасят их перед концом службы. Отпевание состоит из песнопений, посвященных горестной судьбе смертного человека на земле. В конце читается Евангелие и разрешительная («подорожная») молитва, которой разрешаются грехи, которые умерший забыл или не успел исповедать, но не те, которые сознательно скрыл на исповеди. Свиток с этой молитвой священник кладет в правую руку умершего в качестве удостоверения в прощении умершего и его примирения с Церковью. После этого покойному отдают последнее целование: можно целовать икону в руках покойного и венчик на его лбу, при этом мысленно прося прощения за все обиды, нанесенные ему при жизни, и его самого простить за всё. Самым близким родственникам дается возможность побыть несколько минут с покойным наедине. Затем священник возглашает «Вечная память», крестообразно посыпает тело усопшего землей, и гроб заколачивают. При этом живые цветы и икону можно оставить в гробу. После этого погребальная процессия следует к месту погребения.

Гроб опускают в могилу лицом на восток, и на могиле в ногах похороненного ставится Крест, символизируя победу Христову над смертью и адом.

Кремация (сжигание тел усопших) в православии не принята, она допускается только в случае невозможности традиционного христианского погребения. В случае кремации в гробу нельзя оставлять никаких святынь. Венчик, иконку, молитву и землю заворачивают в бумагу и вместе с прахом кладут в могилу. Оставлять прах непогребенным нельзя.

После погребения принято устраивать поминальную трапезу («поминки»), которая обязательно начинается с освященной в храме кутьи. Смысл поминок – вспомнить все добродетели усопшего и помолиться об прощении его грехов. Трапеза должна начаться и закончиться молитвой об упокоении. Алкоголь на трапезе запрещен, а в постные дни и еда должна быть постной.

Православная церковь верит в бессмертие души, всеобщее воскресение мертвых и последнее воздаяние каждому на Страшном суде. Поэтому Церковь продолжает молиться об упокоении души умершего в третий, девятый и сороковой день. По желанию родственников может совершаться сорокоуст — поминовение умершего на ежедневных заупокойных литургиях в течение сорока дней после смерти. В годовщину смерти близкие молятся за умершего, выражая веру, что смерть – это не уход в небытие, а рождение для вечной жизни.

Обдуманное самоубийство Церковь приравнивает к убийству и считает тяжким грехом. Жизнь – это дар Божий, а самоубийца отвергает этот дар. Поэтому самоубийц не отпевают в церкви. Это не относится к самоубийствам, совершенным в приступе безумия или по неосторожности. Не отпевают в храме и некрещеных людей, но близкие могут молиться о них, например, святому мученику Уару.

Православный обряд погребения

Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.

В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

    Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку). Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну. После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь. На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.

На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида.

Погребение и его последовательность

    При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла. Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом. Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным. Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое». Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.

Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

    Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека. Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град. Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина. Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.

    Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»

На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Поминовение

Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.

На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель. На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование. 40-дневный период, который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.

Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни.

Похороны

Похороны — трудное испытание для близких человека, который ушел из жизни земной в жизнь вечную. Как организовать похороны? Как постичь уход близкого?

Что такое смерть в православии?

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся», — говорил апостол Павел, ученик Христа, в послании к Коринфянам. Для христианина смерть всегда означает — изменение. Душа человека расстается с телом. В отличие от тела душа не была создана для гибели, она вечна. И, если при жизни человек всем сердцем стремился ко встрече с Богом, Бог обещает ему спасение через крестную жертву Иисуса Христа.

Мы считаем, что Господь победил смерть, но смерть и похороны все равно остаются трудным этапом для тех, кто проводил своего близкого в вечную жизнь. Похороны, последний путь человека, называют «путь всея земли». Мы просим у Господа «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего», надеясь, что Господь примет человека в свои объятья и простит ему земные прегрешения.

Бог сотворил человека для бессмертия, но человек отверг через грехопадение этот Божественный дар, поэтому тело человеко обречено на тление и смерть. Смерть пришла в человека через грех. Чтобы спасти человечество, Бог послал в мир своего Сына — Господа нашего Иисуса Христа, Который победил страдание и смерть и открыл нам путь в Царствие Небесное. У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть — лишь начало вечной жизни.

Христианин при жизни должен всегда помнить о грядущей кончине, это помогает избежать страстей при жизни. Бывало, что монахи хранили в своей келье гроб или крышку от гроба. Не потому что уже при жизни они готовились к похоронам, это странное соседство напоминало им о том, что смерть неизбежна, и она может случиться в любое время. Человек должен быть всегда готов ко встрече к Небесным Отцом.

Православные на похоронах не только печалятся, хотя человеческое естество глубоко скорбит, но скорбь умиряется мыслью о том, то Господь воскресит каждого из нас в судный день. Разлука в день похорон временная. Мы можем продолжать молиться за усопшего. Общение в земной жизни прекращается, но, если человек был праведником, он также сможет молиться о нашей душе перед Престолом Всевышнего.

Происхождение и цель похорон в православии

Для загробной участи умершего человека не имеет никакого значения, как пройдут его похороны. После распятия с поспешностью погребли даже Самого Христа. Именно поэтому жены-мироносицы спешили воздать Ему почести с ароматами на гроб, не зная, что Господь Воскрес. Даже, если человека не удалось похоронить, потому что он утонул в море или пропал без вести в горах, а потом стало известно о его гибели, это не будет влиять на его посмертную участь в Царствие Небесном.

Но для близких человека похороны имеют значение, чтобы достойно и по-христиански принять его кончину, попрощаться с ним, поэтому атрибуты похорон важны для тех, кто пока остался в земной жизни, будет помнить и молиться о человеке.

Обычаи хоронить человека сохранились еще со времен язычества, после принятия христианства, со времен Киевской Руси, похороны обрели новый смысл и обряды, связанные с похоронами стали иметь христианскую символику. Гроб с телом покойного старались предать земле. Хотя отношение к кремации в православной Церкви долго было неоднозначным, в ноябре 2015 года был принят документ «О христианском погребении усопших», где было сказано, что, хоть кремация и допустима, погребение в земле ближе к Библейской традиции похорон, ведь в Библии речь идет именно о земле:

Тем не менее Церковь относится к кремации снисходительно и кремация не оказывает влияния на посмертную судьбу души человека.

Основные правила проведения похорон в православии

Существует множество суеверий, которые сопровождают обряд похорон. Например, в гроб к усопшему часто кладут его личные вещи, чтобы он мог воспользоваться ими в новой жизни. На самом деле, в Библии нет никакого обетования о том, что в грядущей вечной жизни нам понадобятся предметы из мира физического, поэтому оставлять личные вечны умершего человеко во гробе во время похорон — не более, чем суеверие.

Каждый христианский обряд во время похорон — это символ чего-либо, который что-то выражает.

Подготовка похорон

Подготовку к похоронам следует начинать после мирских процедур — констатации смерти врачом, осмотра полицей и. т.д. Сейчас принято забирать тело усопшего в морг. Если тело усопшего до самих похорон родственники решают оставить дома, чтобы попрощаться, его специально готовят: покойного принято омывать теплой водой, одновременно читают «Трисвятое» в знак омытия от грехов, которые человек совершил при жизни. Это имеет лишь символическое значение, потому что грехи в физическом смысле не «смываются» с помощью воды. После омовение тело человека облачают в чистую одежду, кладут на стол и накрывают саваном в знак обета чистоты, который человек давал Бога во время Крещения. Перед положением во гроб для похорон, тело покойного и сам гроб окропляют святой водой. В гроб кладут лицом верх, а под голову кладут подушку, набитую соломой. Глаза покойного закрывают, а руки складывают крестом. Правую руку кладут поверх левой.

Если усопший не носил нательный крест, его тоже следует одеть. Затем на усопшего кладут погребальное покрывало с изображением креста. Когда тело усопшего омыто и одето, читают канон «Последование по исходе души от тела», этот канон читается мирянином, если нет возможности пригласить священника. Для чтения канона мирянами существует специальный текст. У «Последования» исключительный строй.

Пока в доме находится тело покойного, зажигается лампада или свеча. В руки усопшему дают крест, а на грудь кладут икону. Мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Пресвятой Богородицы. На лоб усопшего возлагают венчик, прообраз венца Иисуса, предзнаменование Небесного венца, который дается тем, кто жил по Заповедям Божиим. Тело — это храм для души, поэтому у погребению тела относятся с уважением.

Мысль о загробной встрече человека и Бога проходит через все чинопоследование отпевания усопшего. Близкие читают над гробом Псалтирь, потом гроб ставят в храме ногами к алтарю, по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Чин отпевания состоит из песнопений о земном пути человека: изгнание из Рая, обетование о том, что человек не перестает быть Образом и подобием Бога, по милости Господа Церковь умоляет простить усопшему его грехи.

После отпевания гроб с телом покойного переносят на кладбище и опускают в могилу. Человек возвращается в землю, чтобы восстать из земли по зову Господа. У ног покойного ставится крест, как символ победы Христа над смертью.

Память об усопшем и упоминание его в жизни

Родственники и близкие усопшего поминают его сразу после похорон за поминальной трапезой. Одно из главных блюд поминального стола — кутья: каша их пшеничных зерен с изюмом или сладостями. Человека кладут в землю, подобно зерну, но он рождается для жизни вечной. Мед, изюм или другие сладости — сладость блаженства Царствия Небесного. Во времена первых христиан в этот день милостыню и еду раздавали нуждающимся и голодным. Допускается и употребление алкоголя, но его доза должна соответствовать атмосфере скорби и боли о потере близкого человека, а не радостному шумному праздничному столу. В день похорон близкие человека скорбят о расставании с ним в земной жизни, несмотря на то, что мы верим в жизнь вечную и воскрешение. «Поминки» или поминальная трапеза заканчиваются, так же как и начинаются, молитвой о душе покойного.

Усопших поминают на третий, девятый и сороковой день после кончины. Считается, что в течение первых сорока дней после смерти, душа человека проходит «мытарства», ей тяжело осознать грехи своей земной жизни. В это время решается участь души на Небесах. Несмотря на то, что душа уже отделена от тела и человек ничего не может изменить в уже свершившихся событиях, он способен раскаяться в грехах. Чтобы помочь пройти трудный путь «мытарств», все это время молятся о душе покойного.

В первый день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». После похорон можно заказать в церкви Сорокоуст. В течение сорока дней усопшего будут поминать за литургией. Можно заказать и панихиду, во время панихиды просят Господа о милости к душе покойного.

В некоторых православных Церквях поминают и на двадцатый день. Филипп Солитарий, древний христианский богослов, живший в XI веке объяснял это так: апостолы просто разделили сорокадневный плач по усопшему, который обычно совершался в Ветхом Завете. Третий день — потому что на третий день Христос восстал из мертвых, девятый — потому что Христос являлся апостолам еще раз и сороковой день, когда Иисус Христос Вознесся на Небеса к Отцу.

Существуют и специальные дни для поминовения усопших: на Радоницу принято посещать могилы близких, совершать на них уборку, молиться. Не существует никаких ограничений, связанных с келейной молитвой об умерших. Ее можно совершать в любое время.

Церковь молится об усопших, родственники могут просить о специальных молитвах об усопших или молиться келейно.

Церковь никак отдельно не регламентирует обращение с вещами покойника. Необязательно также мыть полы или закрывать зеркала. Приметы, связанные с физическим миром, никак не связаны с христианскими похоронами. Это не более чем светские ритуалы. Душе покойника от нас требуется только молитва.

Если усопший совершил грех самоубийства, то похороны проходят по-другому. Отпевание не совершается. За исключением тех случаев, когда покойный страдал от психического заболевания. Тогда родственники пишут прошение на имя правящего архиерея, возможно, потребуется приложить справку из психиатрического диспансера. В таком случае Церковь может допустить заочное отпевание. Решение остается за правящим архиереем. Также можно обратиться, если нет уверенности в том, что человек именно покончил с собой, а не погиб по собственной неосторожности, например, во время ДТП.

Несмотря на то, что Церковь не поминает тех, кто избрал уход из жизни добровольно, близкие человека, надеясь на милость Божию, могут делать это дома, в келейной молитве. Церковь не запрещает молиться о душе человека в таком случае.

Для христианина важно — не забывать, что жизнь человека не заканчивается вместе с похоронами. Бог создавал нас для жизни вечной. Своими молитвами мы можем помочь душе человека пройти посмертные мытарства, просить Церковь молиться за него и наше молитвенное общение с усопшим не прекратиться. В минуты отчаяния мы всегда можем обратиться к Библии, к священнику, иногда близким усопшего после похорон может потребоваться помощь специалиста: психолога и психотерапевта. Так как нам все равно трудно расстаться с человеком в жизни земной, ведь душа осознает смерть как нечто противоестественное, противное Богу и человеческой природе, созданной по Образу и Подобию Божьему.

Похороны. Читать другие материалы по теме:

    Поминовение усопших – почему третий, девятый и сороковой день? «…Не увидит смерти вовек» Любовь к гробам Для чего нужны дни особого поминовения усопших? (+видео)

Видео о христианских похоронах:

Что Церковь говорит о смерти?

В Символе веры — самом известном тексте, посвященном основам христианской веры, ничего не сказано о том, как христианин должен представлять себе рай или ад. Так что сковородки и кущи — это лишь один из возможных образов.

Подробное описание ада — средневековая традиция. В Новом Завете ад упоминается лишь как место, где «тьма внешняя» и люди испытывают сильную боль: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф 8:12).

В поздней Античности (II-III) век представление об аде меняется, постепенно усложняясь. На рубеже I и II тысячелетий ад представляется в виде сложного «подземного царства», где грешники наказываются в зависимости от совершенных ими при жизни грехов.

Представления о рае как «саде» или «городе» блаженств возникли несколько раньше, но детализированные описания наслаждений праведников также относятся к эпохе Средневековья.

В православном богословии ад — это не большая тюрьма для грешников со злыми надзирателями-бесами, а место, где люди страдают от невозможности быть с Богом из-за своих грехов.

На чем вообще основано церковное учение о смерти?

На Ветхом и Новом Завете, на решениях I и II Вселенских Соборов, сформулировавших Символ веры. На православном предании и святоотеческих текстах.
На представлении о том, что душа человека бессмертна, и смерть — это переход в другой мир. После телесной кончины происходит частный суд, и душа человека временно попадает либо в рай, либо в ад. После Второго Пришествия Христа на Землю произойдет телесное воскресение всех умерших, затем Страшный суд, и душа человека уже вместе с преображенным телом окончательно попадет либо в рай, либо в ад.

А душа человека умирает вместе с телом?

Нет. Душа живет без тела и после смерти сохраняет черты, присущие человеку во время земной жизни. Проще говоря, душа человека после смерти не нуждается в пище, воде или сне, но при этом сохраняет свои психические особенности, особенности темперамента, склонность к определенным грехам или добродетелям: «Состояние душ после смерти сходно с нравственным состоянием каждой индивидуальной души во время ее жизни на земле. Оно — естественное следствие и естественное продолжение земной жизни», — говорит преподобный Иустин (Попович).

Церковь постоянно призывает молиться за умерших, а как им это поможет, если они уже умерли?

Христиане верят, что молитвы за умерших помогают живым родственникам и друзьям пережить горечь утраты. Кроме того, церковная и частная молитва к Богу облегчает участь умершего, так как Христос может простить покойному его грехи. Очень важно молиться за умершего человека в первые 40 дней после его кончины. В этот момент душа человека проходит различные испытания и после частного суда попадает либо в рай, либо в ад. Хотя, конечно, эти временные ограничения условны и скорее имеют значение для памяти об усопшем. После сорокового дня умершие христиане тоже нуждаются в молитвах живых. Отпевание, поминовение на литургии, панихида в храме или лития на могиле — все это облегчает участь умерших, позволяет им спастись.

А могут ли мертвые как-то связаться с живыми и повлиять на них? Что Церковь говорит о привидениях?

О привидениях Церковь не говорит ничего, а вот явления умерших людей живым — вполне реальная вещь. Вот только один пример. В конце XI века в Киево-Печерский монастырь приезжают византийские мастера и предлагают помощь в написании икон для Успенского собора. Монахам они описывают двух человек, которые с ними договаривались и обещали заплатить за работу. Иноки по описанию византийцев узнают в этих людях преподобных Антония и Феодосия Печерских, скончавшихся за несколько лет до этой встречи.
Кроме того, умершие праведники молятся о живых христианах, и Бог слышит их молитвы, о чем свидетельствуют, например, случаи исцеления больных и другой помощи у мощей после молитвы к святым или многочисленные посмертные чудеса святителя Николая Чудотворца.

Существует представление, что душа 40 дней после смерти остается на земле, проходит некие испытания. Сколько здесь от учения Церкви, а сколько от суеверий?

Это точно не суеверие. Многие православные подвижники, например, преподобный Иустин (Попович), святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник верили в то, что каждого христианина после смерти ждут мытарства.
Вместе с тем представление о посмертных испытаниях души христианина в течение 40 дней после кончины не является догматом, то есть тем, во что нужно обязательно верить каждому, но и не противоречит православному учению.
Посмертные испытания души традиционно называются мытарствами. В византийском житии Василия Нового (Х век) рассказывается о 20 преградах, которые устраивают бесы по пути человека в рай. Каждое подобное препятствие связано с типичными человеческими грехами и страстями. После преодоления всех испытаний душа праведника по молитвам святых и заступничеству ангела-хранителя попадает в рай. Души же грешников, не прошедших ту или иную «заставу», отправляются в ад.
В более ранних текстах можно найти отдельные упоминания о посмертных испытаниях, которые проходят души первых египетских монахов, например, Макария Египетского (конец IV века). Конечно, нужно помнить, что это только некие образы жизни будущего века. Мы не можем себе ее представить, т. к. она выходит за рамки нашего опыта.

Насколько с церковной точки зрения важны поминки, памятник на могиле, уход за надгробиями? Ведь получается, что молитвы достаточно, зачем же тогда еще и могилы?

Забота о теле усопшего — христианская традиция, восходящая к апостольским временам. Тело — такая же неотъемлемая часть человека, как и его душа. Какая-то связь человека со своим телом остается даже после смерти. Христиане бережно собирали останки первых мучеников и предавали их погребению. Молитва в храме, памятник на могиле, ухаживание за могилой — это забота христиан и Церкви о своих собратьях. О родственниках и друзьях, которым важно хранить память о близком человеке. О теле самого усопшего, которому предстоит воскреснуть после Второго Пришествия Христа. «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело», — говорил митрополит Сурожский Антоний.
Вместе с тем христиане верят, что отсутствие конкретной могилы (например, у погибших в воде или в горах; воинов, чьи тела не были найдены) не является препятствием к спасению человека и церковной молитвы о нем. Для таких случаев существует чин заочного отпевания.

А как христианство относится к кремации и другим «нетрадиционным» видам похорон?

Погребение в земле наиболее соответствует христианской традиции. Вместе с тем христиане верят, что Господь может воскресить тело умершего человека независимо от того, каким способом оно было захоронено.
Кремация для христианина допустима только как вынужденная мера, например, из-за местных обычаев, распространенных в той или иной стране, наличия или отсутствия места на кладбище и множества других факторов: «Когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле », — говорится в документе «О христианском погребении усопших», утвержденном Священным Синодом в 2015 году.

08

Библия обещает всем воскресение из мертвых: как это будет происходить? Старики воскреснут старыми, молодые молодыми, а младенцы — младенцами? Или воскресение — это просто какой-то духовный образ?

Православное учение о телесном воскресении предполагает, что человек воскреснет в новом, преображенном теле, которое будет подобно его земному телу. Остальные соображения основаны на догадках и на свидетельствах Евангелия о Теле Воскресшего Спасителя. Господь ел перед учениками, чтобы убедить их в Своей реальности, но ни двое учеников на пути в Эммаус, ни Мария Магдалина сперва его не узнали. При этом существует представление, что тела после воскресения не будут зависеть от пищи или питья и будут такими, что родители смогут узнать своих детей, а друзья друг друга.
Преподобный Ефрем Сирин считает, что тела праведников будут прекрасными, а грешников — ужасными и зловонными, то есть поведение человека в земной жизни будет влиять на вид тела, которое он получит после воскресения мертвых.
С возрастом сложнее. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что люди будут находиться в возрасте расцвета, то есть в раю не будет ни детей, ни стариков. Но до конца никому из людей невозможно себе представить, что ожидает человека в раю или в аду.

Пожалуйста, читайте люди сами Библию. Там понятно все написано и не всегда верьте объяснениям священнникам. я про пункты 4,5, и последняя в частности. Такую ересь напишут.

Смерть просто прийти не может – нужна какая-нибудь болезнь. Человек если не заболеет, то не помрёт никогда. Здоровым никто ещё не умирал. Или тогда убийство, самоубийство, несчастный случай – а иначе никак. Если кто-то думает что смерть естественна, то пусть согласится с тем что болезнь естественна, но тогда и убийство, самоубийство, несчастный случай тоже естественны.

Олег, Ваше утверждение о проникновении в церковную среду дуализма Платона голословно. Если бы Вы были правы, то Господь не сказал бы притчу о богаче и Лазаре.

А что такое – “лоно Авраамово”?

Олег Январь 31, 2019 19:29,
Https://azbyka. ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/13
Https://azbyka. ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranie-tvorenij-tom4/2_4
Читайте. Учитесь. Отвыкайте ляпать, что “нет в Священном Писании” того-то и сего-то, прежде чем хоть загуглите, я уж не надеюсь — получите систематическое теологическое образование. Отвыкайте по-протестантски считать, что Писание — единственный источник истины (Писание — лишь часть Священного Предания). Берегитесь иметь “своё мнение” по вопросам, в которых некомпетентны — это выглядит. постыдно. Или хотя бы не выставляйте дилетантство Ваше напоказ.

Кстати, ад и небытие — совершенно разные вещи.

А что такое “загуглить”? (шутка)

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии –психе ; в Вульгате – анима). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа, используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16). Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне, т. е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр.20:14). 2. Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце. Поэтому говорится, что душа любит (Песн.3:1-2), страдает (Быт.42:21), проявляет желания (Мих.7:1), томится (Пс.83:3), веселится (Пс.85:4), утешается: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:19). 3. Часто священные писатели словом душа называют живого человека, т. е. человека в целом: «Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ» (Быт.46:26); «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Числ.23:10). Поэтому говорится, что душа жаждет, голодает, насыщается пищей: «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» (Притч.6:30); «И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис.29:8). В этом смысле 3-м смысле и говорится о смерти души (человека): «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу [и пролить] кровь невинную!» (Вт.27:25), истребить ее: «истребится душа та из народа своего» (Лев.7:20). В книге Судей то же говориться о смерти человека: «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30).

Приведенные нами значения слова душа является общепринятой точкой зрения библейской науки. Можно открыть любую специальную энциклопедию или словарь. Письмо, на которое мы отвечаем, ценно тем, что оно ярко иллюстрирует опасность буквализма при чтении Священного Писания. Читающий Библию должен обращать внимание не только на отдельные стихи, но и на контекст. Это важнейшее правило экзегетики. Иначе легко можно ошибиться.

Олег, вы свидетель Иеговы? Ваши доводы разбиваются Священным Писанием, где либо прямо или косвенно подтверждается бессмертие души:

Воскресение Христом юноши, Лазаря и дочери Иаира.

Притча о богаче и Лазаре.

“По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.” Мф. 17:1-4

“И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить”. Мф. 10:28

“ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах”. Мф. 22:30

“Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс.15:10-11).

“И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими”. Откр. 20:12

Откровение святого Иоанна Богослова. Глава 6
6.9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
6.10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
6.11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время.

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Душа, – есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн.2, гл.12).

Представление о бессмертии души, но смертности тела человека – следствие проникновения в церковную среду дуализма Платона. В Священном Писании о бессмертии души ничего не говорится. Человек изначально создан целостным, смерть – это распад человека, произошедший вследствие грехопадения. Люди действительно умирают, точнее – засыпают (успение), уходят в небытие (Ад, Шеол). Бог, сотворивший этот мир из ничего, силен из небытия сотворить новый мир и воскресить всех усопших. Начаток нового творения – Господь Иисус Христос.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Оцените статью
Добавить комментарий