Толкование Евангелия на каждый день я 7-я по Пасхе святых отцев I Вселенского Собора /

Толкование Евангелия на каждый день я 7-я по Пасхе святых отцев I Вселенского Собора /

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 7-я по Пасхе святых отцев I Вселенского Собора

Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Сегодня Господь в Своей первосвященнической молитве говорит, что «Я и Отец одно», и обращаясь к Отцу Небесному, что «все Мое – Твое». Блаженный Августин говорит, что эти слова понятны каждому человеку, но когда Он вслед за этим добавляет: «И все Твое – Мое», то совершенно ясно, что никто никогда из людей не исповедовал такое единство с Богом Отцом. Блаженный Августин добавляет, что он нашел мудрость, которую исповедует христианское откровение, во всех великих религиях, но он нигде не нашел того, что Слово стало плотью. И оттого вся мудрость этих религий становится ложью, становится относительной. Бог стал человеком для того чтобы человек мог быть по благодати богом, для того чтобы все, что имеет Бог, принадлежало нам. Для того чтобы мы этой жизнью приобщались Церкви Святой. И эту жизнь хранили, и эту веру исповедовали.

Господь в Своей беседе с учениками говорит о том, что Он молится о всех верных, чтобы они были сохранены в истине и истиной были освящены. Он говорит о том, что все, что Его, принадлежит Отцу, и все, что принадлежит Отцу, Ему принадлежит, и принадлежит тем, которые верят в Него всю жизнь. «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин. 16, 15 ).

Господь молится о тех, кто уверовал, что Он Сын Божий. Он молится не о всем мире, а только о тех, кто верует в Него. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои», – эти слова заставляют задуматься каждого.

Господь хочет сказать нам о том отступлении, которое будет постепенно происходить в мире, и будет возрастать, когда мир станет восприниматься уже не просто как то, что сотворено Богом и искажено грехом, а как человеческое общество, объединяющееся без Бога. И против Бога.

«Не о том Я молю, – говорит Христос, – чтобы взял их от мира», а о том, чтобы они не растворились в этом мире. Одно не менее драгоценно, чем другое. Церковь Христова не от мира сего. Только тогда, когда Церковь неотмирна, когда она не сливается с миром, с его грехом и заблуждениями, когда она устремлена к тому, чтобы причаститься Божественной силе и мудрости, – только тогда способна Церковь существовать в этом мире.

Но не для того дается Церкви Христовой дар быть не от мира сего, чтобы она ушла из мира. Не для того Христос пришел на землю и пролил Кровь, чтобы мы радовались своему благочестию и не печалились о том, что весь остальной мир, который Бог возлюбил до смерти Своего Единородного Сына, идет к гибели.

Мы слышим сегодня за Литургией молитву на Тайной Вечери Господа нашего Иисуса Христа, которая называется первосвященнической молитвой. Накануне Своих крестных страданий, прежде чем Он будет предан на поругание и отвергнут людьми, прежде чем Он принесет Себя в жертву за спасение рода человеческого, Христос молится. О ком Он молится?

Господь говорит слова, на которые мы не можем не обратить внимания: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». «Я о них молю» – говорит Господь и еще раз повторяет, что Его молитва не о всем мире, а только о тех, кто верят в Бога. Такие удивительные слова – «о тех, которых Ты дал Мне», то есть Он молится только о тех, которые принадлежат Христу.

Неужели Христос ненавидит мир? Неужели Он пришел не для того, чтобы спасти всех? Нет, мы знаем, что Господь никогда не отворачивается от мира, и тем более не ненавидит его. Самое величайшее проявление Его любви в том, что Он пришел, чтобы до конца разделить скорбь, смерть и весь ужас человеческого существования. Он Сам сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3, 16 ).

Что же значат Его слова о том, что Он не о мире молится, но о верующих в Него? Эти слова значат, что, в конце концов, все зависит только от Церкви, от тех, кто верит в Него – сохранится эта вера в мире или не сохранится. Судьбы каждого народа и всего человечества зависят от этого. потому что если Церковь поколеблется в своей вере и утратит ее чистоту, если Церковь отречется от Христа, тогда наступит полная тьма в мире, гибель всего человечества. И поэтому первосвященническая молитва Христа о Церкви – не только о тех, кого дал Ему Отец Небесный в земной жизни, но о всех, верующих по их слову, то есть и о всех нас.

Мы слышим сегодня в Евангелии первосвященническую молитву Спасителя. «В том вечная жизнь, – говорит Господь, – да знают Тебя Единого истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа». Не плоть и кровь открывают человеку это знание, по свидетельству Спасителя апостолу Петру, а Отец, Сущий на небесах ( Мф. 16, 17). Только неложное, непрЕ лестное знание Бога, которое никто не может дать, кроме Бога, дает Церкви вечную жизнь, для которой созданы все люди и которую Церковь должна донести до всех людей. Прежде чем проповедовать истину и спасать людей истиной, Церковь – те, кто принадлежат ей – должны сами познать истину не одним умом, но ощутив в себе дыхание Божественной жизни. И со страхом и трепетом, с радостной готовностью ничего не пожалеть, только бы не утратить этого дара, свидетельствовать о присутствии Единого Истинного Бога в своей личной жизни. И если есть присутствие Его в нашей личной жизни, то она становится связанной с жизнью других людей.

И мы понимаем, что смысл нашей жизни, пребывания в Церкви заключается в том, чтобы сохранить эту истину и донести ее до всех людей, потому что она принадлежит всем – и тем, кто в Церкви, и кто еще «не двора сего» ( Ин. 10, 16 ). Истина – это любовь, которая рождается от познания вечной жизни, познания Бога.

«Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, кого Ты Мне дал, ибо они Твои». Неужели Господь не молится обо всех, а только о Своих учениках? Ученики Христовы, говорят святые отцы, – это добрая земля, на которой Небесным Сеятелем посеяно доброе семя. Если погибнет это семя, то весь мир зарастет дикой сорной травой. Поэтому необходимо смирение и мудрость: надо оградить вначале малое поле – то, с чего началась Церковь Христова, надо спасти то малое стадо, в котором присутствует Сам Христос, а потом уже можно идти дальше.

Сколько мечтателей было в человеческой истории и в Церкви, в том числе, таких, что горделиво предлагали осчастливить сразу весь род человеческий! Христос тоже пришел всех спасти. Но разница заключается в том, что проходило немного времени, и от обещаний этих мечтателей ничего не оставалось. Во всех этих лжеучениях была одна особенная черта: желание понравиться всем. И для этого надо было всем угодить. Для этого надо было создать другое христианство. «Православие не подходит современному человеку, – говорят враги православия, – оно слишком требовательно: посты какие-то, длинные богослужения. Надо все упростить, встать вровень с современными людьми. Приходите к нам, у нас все понятнее, приятнее, доступнее. Вообще, давайте объединимся, создадим одну общую религию, и сразу спасем всех».

«Не о всем мире молю» – говорит Господь. Так всемирный потоп был, несмотря на кажущуюся жестокость, проявлением Божией заботы о всем человечестве: чтобы спасти одну чистую ветвь, надо было отсечь все остальные ветви, которые настолько прогнили, что они могли заразить смертельной болезнью и эту единственную здоровую, и тогда все древо человеческого рода навеки погибло бы. Точно так же мы должны понимать истребление нечестивых языческих народов Израилем, о котором мы читаем в Ветхом завете. Если бы не сохранился в человечестве тот чистый, незамутненный в исповедании Богом данной веры остаток, о котором апостол Павел говорит ( Рим. 9, 27 ), то не явился бы из него Мессия Христос, Спаситель всего рода человеческого.

Велико было развращение допотопных людей и язычников, но благодаря пришествию в мир Христа и для них среди беспросветного ада воссияла надежда. Вы помните, как апостол Петр говорит об этом. Христос, сойдя во ад, «находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя, во времена строения ковчега» ( 1 Пет. 3, 19–20 ). И те из нечестивых людей, погубленных потопом или беспощадным истреблением богоизбранным народом, кто приняли проповедь покаяния, были спасены.

Судьбы человечества связаны с хранением истины. Все, что происходит в мире, все катаклизмы, потрясения, войны – все сводится к одному простому: насколько хранится истина в роде человеческом, настолько Господь хранит его. Поэтому так опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Слово Писания отвечает таким людям: «Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать» ( Сир. 15, 11–12 ). Пока в мире будет хоть один человек, говорят святые отцы, до конца верный истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.

«Не о всем мире молю» – молится Христос. Весь мир так Бог возлюбил, что Сына Своего Единородного послал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( 1 Ин. 4, 9 ). Христос молится о мире и умирает за этот мир. Но прежде всего Он молится за тех, кто принимают Его слово истины и веруют Ему. И Он молится о всех верующих в Него на всяком месте и во все века. И мы с вами охвачены этой молитвою Господней.

Господь видит опасность, которая исходит от мира для Церкви Его. «Сохрани их от мира» – молится наш Господь. Неужели Он хочет взять Своих учеников из этого мира, послать огненные колесницы, как послал пророку Илии, чтобы вознести их на небеса, чтобы они были избавлены от этого мира? Нет, Христос молится о другом. Он не молится о том, чтобы Его ученики могли избежать мира и его ненависти. С неизбежностью эта ненависть обрушится как на Христа, так и на Его учеников, потому что они не будут соответствовать понятиям этого мира. Мир, который лежит во зле и во лжи, и те, кто освящены Божией истиной, всегда будут противостоять друг другу. Воля Божия, воля Христова в том, чтобы мы взяли свой крест, а не сошли с него. И среди нас будут мученики, но каждый в свой черед, пока не завершится свидетельство.

Не молю о том, чтобы Ты избавил их от скорбей этого мира и от труда, и от креста – молит Господь – но о том, чтобы они были избавлены от неприязни, чтобы в этом противостоянии миру они могли победить, чтобы мир не победил их. И те, кого хранит Бог, будут всегда в безопасности, потому что кто может противостоять силе Божией! Под Божественным покровом будут всегда все, кто совершает служение Божие, кто стоит за истину. И в этот момент Спаситель обращается к Богу Отцу.

«Отче Святый» – говорит Он. Бога он называет Святым, то есть, Тем, Кто ненавидит грех. И Кто сделает святыми всех, кто Ему принадлежит и сохранит их от греха и от всякой лжи. «Сохрани их от зла» – говорит Он. «И избави нас от лукавого», – молимся мы Господу – защити от диавола искусителя, чтобы вера наша устояла. Спаси нас от губителя душ человеческих, сделай так, чтобы не было у нас смертельно опасного заблуждения, сохрани нас от зла мира сего. Не о том молится Господь, чтобы не было у нас скорбей и искушений, но чтобы мы сохранили свою веру в чистоте и непорочности, пройдя через все.

Сегодня мы, может быть, больше, чем когда-либо, нуждаемся в том, чтобы защитил нас Сам Господь. Мы погибнем, если Ты, Господи, не сохранишь нас. Но чем страшнее испытание, тем драгоценнее сияет истина, тем совершеннее радость. Сам Господь молится за нас, чтобы радость наша была совершенной. В этом смысл всего, что совершается в человеческой истории, в жизни каждого из нас. В этом смысл Его пришествия к нам. Бог желает, чтобы у нас была полнота радости, чтобы эта радость была у нас вовеки. Христос наша радость. И без Него всякая радость меркнет и становится быстро своею противоположностью.

Христос наша радость, и потому радостью нашей должен стать каждый человек, как для Него радость – каждый человек. И потому преподобный Серафим каждому приходящему к нему говорит: «Радость моя, Христос воскресе!» Оттого что Христос воскрес, это принадлежит всем людям. Каждый человек – радость для Господа, и для нас в Господе каждый человек должен стать радостью.

Потому апостол Иоанн Богослов говорит, и в этом заключается богословие святых отцов: «Для меня нет большей радости, чем видеть детей своих, ходящих в истине» (3 Ин. 1, 4).

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Необходимо иметь правильное познание

Слово в Неделю святых отцев I Вселенского Собора

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога,

И посланного Тобою Иисуса Христа.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Сегодня Святая Церковь воспоминает и прославляет Святых Отцов I Вселенского Собора, состоявшегося в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом. Этот собор Святых Отцов (все 318 отцов – святые! Прим. ред.), собравшихся со всех концов христианского мiра, осудил и публично предал анафеме нечестивое учение Ария и его единомышленников, неправедно учивших о Лице Иисуса Христа, унижавших Его Божеское достоинство и низводивших Его на степень низшей твари: будто Иисус Христос не есть истинный Бог, но тварь, которая сотворена Богом.

Это нечестивое учение, внушенное Арию и его последователям диаволом, в самом основании ниспровергало веру христианскую и все ее существо. Ведь если допустить, что Иисус Христос не был единосущным и сопрестольным Отцу, если Он не есть истинный Бог, то, значит, наше искупление остается мечтою, мы еще находимся во грехах и не имеем никакой надежды на спасение и воскресение из мертвых. Ибо Вся сила христианской веры заключается в признании Иисуса Христа истинным Богом, Который Своими страданиями и смертию искупил род человеческий, даровал людям отпущение грехов и вечную жизнь. Поэтому Святые Отцы, числом 318 человек собравшись в город Никею, доказали всю ложь и нелепость Ариева учения, поскольку в самом деле невозможно было кому-либо, кроме Единородного Сына Божия, совершить искупление и спасение человеческого рода и принять на себя грехи всего мира.

Еретики хотели через свое нечестивое учение отнять у верующих их надежду, их упование, их отраду, их славу и их силу – то, чем для нас являлся, является и будет являться Иисус Христос, Спаситель мiра. Предав анафеме еретическое нечестие, Святые Отцы изложили свое православное учение и запечатлели его в православном исповедании, именуемом Символом веры, который наша Церковь содержит неповрежденно.

Во втором члене Символа веры говорится: Верую. во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Святая Церковь благодарит Господа, что Он воздвиг на земле светила умные – Святых Отцов, которые утвердили и сохранили православную веру.

В уверение же наше, что Иисус Христос есть истинный Бог, единосущный Отцу, ныне Церковью для нашего назидания предложено евангельское чтение, в котором звучит Первосвященническая молитва, с которой Спаситель обратился к Отцу Своему прежде крестных мук. Из этой молитвы ясно видно, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог, Который Своими страданиями и смертью искупил весь род человеческий. Грядущий к вольной страсти, Спаситель возвел очи на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мiра. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мiра; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мiре, но они в мiре, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, Тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин.17:1-6,10-11).

Из этой молитвы открывается, что Господь Иисус Христос единосущен и единоправен с Богом Отцом. Кроме того, эта молитва научает нас, что, для того Чтобы наследовать жизнь вечную, необходимо иметь правильное познание о Боге Отце и посланном Им Иисусе Христе, а равно надо знать и учение Христово и Его заповеди. А для этого необходимо быть членом Церкви, потому что в Церковь, как в сокровищницу, Господь положил все необходимое для того, чтобы каждый мог почерпать из нее истинное учение о Боге и необходимые средства для спасения.

Но познавать Бога надо не холодным сердцем и умом, а сердечной любовью и теплотою чувств, исправлением своего жития, отвержением своих пороков и страстей и всего худого и греховного, добродетельной жизнью и постепенным стремлением к святости и совершенству. Будьте святы, яко Свят есмь Аз Господь Бог ваш (ср.: Лев.11:44). Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен есть (ср.: Мф.5:48). Святые Апостолы во всех посланиях, в которых они обращаются к христианам, увещевают их с познанием Бога соединять исправление своей жизни и преуспеяние в добродетели и непорочной нравственности.

Святой апостол Петр пишет: Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2Пет.1:5-11).

Поэтому, если ты знаешь, что Господь Свят, старайся быть сам святым. Если Господь Благ и милосерд, будь и ты милосердным и сострадательным. Если Господь кроток, будь и ты кротким, во всем подражая своему Творцу.

Дорогие братия и сестры, Прославляя сегодня Святых Отцов, утвердивших православную веру, будем молить Господа, чтобы Он помог и всем нам сохранить правую святую божественную веру до конца нашей жизни и этою верою достигнуть желаемой блаженной вечности. Аминь.

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
ДЕНЬ СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Крестильный малый храм

Великое освящение храма

    Воскресные проповеди Праздничные проповеди

Главная Проповеди священников Сергия Ганьковского и Глеба Козлова Воскресные проповеди Неделя 7 по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора Проповедь “ОТЦЫ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА.”

Проповедь “ОТЦЫ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА.”

Неделя 7 по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора

Деяния, гл. 20, ст. 16-18; 28-36
От Иоанна, гл. 17, ст. 1-13

Проповеди священника Сергия Ганьковского
Проповеди священника Глеба Козлова

ОТЦЫ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА.

Неделя 7 по Пасхе, святых Отец.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как некогда Бог, Творец мира, завершив творение, опочил от дел Своих, так и ныне Сын Божий завершает Своё служение на земле. Завершает то, для чего Он и был послан: искупление падшей твари Своей крестной смертью, дарование этой твари вечной жизни Своим животворящим Воскресением, возведение нас, детей Адамовых, в небесные обители преславным Вознесением Своим.

Сын и Отец – одно. Мы, христиане, узнаём это, созерцая духовными очами дивные дела Божии, размышляя о таинственных событиях Священной Истории, каждый день вдумываясь в непостижимые в своей простоте слова Символа Веры – короткого и ёмкого исповедания того, что Церковь знает о своём Боге.

Сегодня воскресение Святых Отцов, сегодня день памяти тех, кто так забыл себя, настолько отказался от самости и так полюбил Бога, что смог ещё при жизни проникнуть в Тайну Божества, соединиться с Истиной и при этом, оставшись человеком, изречь эту Истину на человеческом языке. Святые Отцы Первого Вселенского Собора были теми людьми, кто милостью Божьей, благодатью Святого Духа впервые в мире смогли произнести слова, которые, оставаясь словами обычного человеческого языка, стали подобными огненным глаголам, начертанным Перстом Божиим на каменных Скрижалях Завета.

Русский поэт Фёдор Иванович Тютчев в одном из своих стихотворений поведал о печальном свойстве падших человеческих существ, об их неспособности, несмотря на то, что обладают разумом, выразить всю глубину собственных чувств и переживаний, неспособности, так хорошо знакомой каждому из нас, когда мы пытаемся объяснить себя, рассказать о себе, когда мы изо всех сил стараемся, чтобы нас поняли, и с отчаянием видим: не понимают! Тютчев сказал об этом так: “Мысль изречённая есть ложь!” То есть мы, может быть, чувствуем и понимаем-то правильно, а вот сказать, подобно тварям бессловесным, не можем. Так бывает, когда у человека слух музыкальный, в принципе, есть, но голос не поставлен, и он, бедолага, ни одной ноты воспроизвести правильно не может. Ему-то кажется, что поёт он и правильно и красиво, и петь ему нравится, а слушателям от такого пения хочется сбежать куда-нибудь подальше.

Так и разум человеческий, когда он видит только самого себя, когда он не очищен покаянием, когда одержим горделивым чувством собственной значительности, вместо Истины о Боге, вместо гармонических и прекрасных созвучий воспроизводит только то, что у него “внутри”: урчание и хрипы. Так начинаются все ереси на свете: человек воспроизводит себя, демонстрирует всем себя, своего бога, бога, который у него “внутри”, нимало не заботясь о том, что задача человеческой жизни – познать Бога истинного.

Вот как сказал об этом наш Спаситель в сегодняшнем Евангелии: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”(Ин.17.3). Таким образом, унаследовать вечную жизнь с Богом можно только узнав Истинного Бога и Сына Божия, отказавшись от своих представлений о Боге, отринув самость и самоуверенность и смиренно последовав за святыми Отцами Первого Вселенского Собора.

На каждой литургии мы все вместе, “едиными устами” и – я верю – “единым сердцем”, поём православный Символ веры, в котором сосредоточено всё, что Церковь знает о Боге. То, что мы поём его “едиными устами”, то есть все вместе, слаженно, дружно, торжественно, – это, безусловно, хорошо. Но как участвует в этом общем исповедании наш разум, наша душа, наше сердце? Правда ли, что мы вдумываемся в каждое слово, правда ли, что мы и в самом деле “чаем воскресения мёртвых”, то есть знаем, уверены, что нам предстоит вечная жизнь, что умереть нам не удастся? Мало просто произносить слова, недостойно мало просто сотрясать воздух, надо бы попытаться жить так, как поём, чтобы слова о вечной жизни, о спасении, о Царствии Божием стали для нас не просто красивыми речевыми оборотами, но содержанием и смыслом нашего бытия. Аминь.

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. Символ веры.

Традиционно в календаре Русской Православной Церкви выделяется особый день для чествования святых отцов каждого из семи Вселенских Соборов. И такое почитание не случайно. Ведь именно им мы обязаны становлению нашей Церкви, утверждению ее догматов и основ христианской веры, которым до сих пор неукоснительно следуем. От чего же спасли нас святые отцы? Чтобы с нами теперь было, если бы не они?
В IV веке состоялось два первых Собора. Тогда у православных еще не было святых правил, богословских трудов и догматов. У них было только учение Христа и Евангелие, которые каждый норовился истолковать по-своему. Поэтому в это время стало появляться множество еретиков, пытающихся подменить ключевые понятия о Боге Отце, Христе, Духе Святом — о Ликах Святой Троицы. Тогда великие учителя Церкви, которых теперь уже мы почитаем как святых, Николай Мирликийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий и другие встали на защиту истины. Благодаря их ревностной вере было осуждено арианство, принят Символ веры, определено время празднования Пасхи, сформулировано православное учение о Святой Троице. На последующих Вселенских Соборах борьба с еретичеством продолжалась, постепенно устанавливались догматы истинного православия.
Теперь нам есть на что опереться в собственной вере, поскольку мы — наследники богатого богословского багажа. Мы можем найти ответ на любой духовный вопрос у святых, праведников, отцов Церкви, старцев, чтобы не додумывать, не интерпретировать и не впасть в итоге в заблуждение.

Первый Вселенский Собор

Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия. Если бы ересь Ария восторжествовала, не было бы и христианства, и мир снова погрузился бы в прежнюю тьму неверия.

Ересь получила широкое распространение, поскольку Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий из Палестины, человек очень влиятельный при царском дворе.
На Первом Вселенском Соборе участвовало 318 епископов. Среди прибывших было немало исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Были на Соборе и такие великие мужи, как Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец…

Борьба, развернувшаяся на Первом Вселенском Соборе, велась не по поводу частностей, но по сути, за спасение всей христианской церкви, за удержание всего человечества в Новой христианской истории. И столь напряженной была эта борьба, что и многие века спустя жарким огнем обжигало православных людей, прикасающихся одной только мыслью к этому Великому Собору.

Собор утвердил, что: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане не поддавались на уловки подобных Арию проповедников и могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Определено было также священникам быть женатыми…

Второй Вселенский собор

Второй Вселенский Собор созвали в 381 году, в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созывался он против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество Духа Святого и учил, что Дух Святый не есть Бог, а просто сотворенная сила.
На Соборе председательствовал Григорий Богослов и присутствовало 150 епископов, среди которых были Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский…
Ересь Македония была осуждена и отвергнута.
Утвердив догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном, Собор дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века.
Так составился Никео-Цареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь» .

Основой Никео-Цареградского Символа Веры стала крещальная формула, данная Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19)

Третий Вселенский собор

Третий Вселенский Собор, на котором присутствовало 200 епископов, созывали в 431 году, в городе Ефесе, при императоре Феодосии II Младшем. Собор осудил и отверг ересь константинопольского архиепископа Нестория, который учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, но Бог обитал потом в Нем, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Иисуса Христа Несторий называл не Богочеловеком, а богоносцем, Пресвятую Деву — христородицею, а не Богородицею.
Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил любые попытки каких-либо изменений и дополнений в нем.

Символ веры
Первый Вселенский Собор. Фреска афонского монастыря Великая Лавра

Четвертый Вселенский собор

Четвертый Вселенский Собор созвали через двадцать лет, в 451 году, в городе Халкидоне, при императоре Маркиане.
Собор был созван против лжеучения архимандрита Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, Евтихий сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение получило название монофизитзм, а последователи его называются монофизитами.

Собор, состоящий из 650 епископов, осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Пятый Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор, созванный в 553 году в Константинополе, при императоре Юстиниане I, снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Шестой Вселенский Собор

Шестой Вселенский Собор, созывался в 680 году в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков-монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.
Истинное учение Церкви защищали на Соборе Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Этот Собор осудил и отверг ересь монофелитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

На Шестом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков и римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.
Собор утвердил правила, по которым должна управляться Церковь, а именно: 85 правил Святых Апостолов, правила 6 Вселенских и 7 поместных Соборов и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый «Номоканон», а по-русски «Кормчая Книга», которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. Как мы видим, все догматические споры первых веков сводились к проблеме Троицы и проблеме Воплощения.

Седьмой Вселенский Собор

В 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине, был созван Седьмой Вселенский Собор.
Собор выступил против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Собор осудил и отверг эту иконоборческую ересь. И хотя вскоре гонения на святые иконы возобновились, но на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре, почитание их было окончательно восстановлено.

Более Вселенские Соборы уже не собирались отчасти в силу разделения христиан на православных и католиков, но главное по той причине, что выработанная и запечатленная в чеканных определениях Символа Веры истина о Боге не нуждается в доработках и дополнениях.
Последующие Соборы были необходимы, чтобы понять и осознать непреложность этой истины.

Из книги:
Великая Пасха. Праздник праздников/ Автор-сост. Н. М.Коняев. –М.:Вече, 2010.-272с.-(Православие. Традиции. Люди).

ТРОПАРЬ ОТЦЕВ
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый, и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
КОНДАК ОТЦЕВ
Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша, я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия, исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство

ПРОПОВЕДЬ Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Символ Веры — на сайте Правмир. ru
Символ Веры — на сайте Азбука. ru

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

НЫнешний воскресный день, братия и сестры, Святая Церковь посвящает памяти святых отцов Первого Вселенского Собора. Многие из нас из истории нашей Церкви знают, что после окончания страшных гонений, которые испытывала Церковь Христова первые три века своего существования, после воцарения Константина Великого на Византийском императорском престоле – внешне Церковь обрела мир и спокойствие.

Но, к сожалению, внутри себя она испытывала со стороны лжеучителей многие нестроения, которые стремились уничтожить ее. Уже в 1-й половине IV в. некий александрийский священник Арий учил о Христе не как о Сыне Божием, Единородном, Единосущном Богу Отцу, а как о творении, о человеке, хотя человеке и совершенном. Какой опасной была эта ересь! Если бы ариане восторжествовали, то страшно даже подумать, что было бы с Церковью! Скорее всего, она прекратила бы свое существование на земле, потому что без Христа нет Церкви. Если говорить о Христе не как о Боге во всем равном Богу Отцу и Богу Духу Святому, а как о всесовершенном творении Божием, то разрушается важный догмат христианской веры – учение о Святой Троице.

ЭТо лжеучение полностью опровергает то, о чем учит и что исповедует Святая Христова Церковь. И не случайно в 325 году 318 епископов из различных уголков мира съезжаются в небольшой пригород Константинополя в Никею для того, чтобы там осудить эту ересь и, вместе с этим, выразить истинное учение о Христе Спасителе. На заседаниях этого Собора присутствовали такие святители Церкви Христовой, как Спиридон Тримифунтский чудотворец, Николай Мирликийский чудотворец – покровитель и нашего храма, и нашего города, святитель Афанасий и другие. Соборным разумом было выражено православное учение о Христе Спасителе как Сыне Божием, Втором Лице Святой Троицы, вечном Боге, Единосущном, равном во всем Богу Отцу.

ВОзникает вопрос, почему Святая Церковь в этот воскресный день, именуемый Неделей 7- й по Пасхе, вспоминает то событие, которое отдалено от нас очень многими столетиями, ибо совершилось в 325 г.? Что общего у этого события с праздником Вознесения Господня? Многие святые отцы свидетельствуют, что у этих двух событий существует незримая духовная связь, которая может быть обнаружена при внимательном рассмотрении. Мне сейчас хотелось бы привести вашему вниманию отрывок из Слова одного из новомучеников нашей Церкви святителя Фаддея, архиепископа Тверского, который именно в этот день 70 лет назад, в 1930 г., произнес следующее: ”Продолжая празднество Вознесения Христова, Св. Церковь прославляет ныне память отцов Первого Вселенского Собора, засвидетельствовавших перед миром истину Божества Христова, равенства и единосущия Сына Божия с Отцом, ибо Сын во всем подобен Своему Отцу. Людям, не вникающим в жизнь Церкви Христовой, может показаться, что соединение памяти отцов Первого Вселенского Собора с празднованием Вознесения Господня совершенно внешне, потому что Вознесение Господне отделено от времени Первого Вселенского Собора (325 г.) почти тремя веками, да и события соединяемые представляются совсем разнородными. Так есть ли что общее между ними?” И далее святитель Фаддей продолжает: ”Вознесение Господне – славное дело Божие ради нашего спасения, а деяния Первого Вселенского Собора кажутся иным, не знающим истины, делом человеческим. Но Святая Церковь, празднуя память отцов Первого Вселенского Собора после праздника Вознесения Господня, очевидно, мыслит иначе. Пусть Собор был через 300 лет после Вознесения Господня, однако, совершенное им существенно сродно с событием Вознесения Господня, имеет значение вечное и, как таковое, даже предсказано было издревле. Не без причины в день прославления св. отцов Первого Вселенского Собора Святая Церковь предлагает на паремиях чтения из Ветхого Завета о событиях, бывших прообразом того, что совершали отцы Собора… Его Вознесение, седение одесную Отца, предреченное издревле пророками, является самым неопровержимым свидетельством Его Божества. И эту истину Божества Христова нарочито собрались утвердить отцы Первого Вселенского Собора. Не видно ли отсюда, что празднование в честь отцов Первого Собора сродно с празднованием Вознесения Господня?” Но кто-то из нас может сказать: ”Хорошо, слава Богу, что тогда, в IV в., были такие мудрые мужи, которые особо облагодатствованы Божией милостью и благодаря этой благодати Божией могли твердо свидетельствовать об истине. Но нам-то, ныне живущим на рубеже третьего тысячелетия, что это дает, кроме того благоговения, с которым мы можем вспоминать об этом событии?”

Я думаю, что ни для кого не открою секрет, если скажу, что и ныне, к сожалению, Церковь Христова так же раздираема различными ересями и нестроениями. И разве не без боли в своих сердцах мы свидетельствуем о том, что как много сегодня и здесь, на этой благословенной Казахстанской земле, так и по лицу всея земли, как после теплого летнего дождя грибы, растут различные секты, появляются предприимчивые доморощенные проповедники, приезжают и богатые заморские? Нас, православных, не может не волновать эта проблема. Но многие теряются, не зная как поступить с теми миссионерами, которые навязывают нам свои воззрения и миробытие; и не только в почтовые ящики опускают свои послания, но и стучатся в наши дома, встречают на улицах, стараясь вручить нам антицерковную, сектантскую литературу и убедить, навязать свое мнение. А мы смущаемся, боимся вступать в дискуссию, потому что не уверены в своих силах, или просто нам некогда, мы просто спешим. И получается, что некому защитить нашу Святую веру в таких житейских ситуациях, на улицах, в транспорте. Мы молчим… А вот сегодня мы слышали замечательные слова первосвященнической молитвы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с которой Он обращался к Отцу Своему Небесному. Я хочу привести только некоторые из Его слов: ”Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин.17,3). Обращаем ли мы достойное внимание на эти слова Христа Спасителя? Спросим самих себя, а знаем ли мы своего Бога и что мы делаем, чтобы познать Его? Правда, кто-то мне сейчас может сказать: ”Батюшка, делаем, и делаем очень много! Потому что каждый день открываем Библию и читаем”. Но давайте по-другому подойдем к этому вопросу. Ведь многие неверующие тоже читают Священное Писание, и те же сектанты чаще всего апеллируют к Библии, зная многие отрывки наизусть. Так значит одно чтение Священного Писания еще не достаточно для истинного познания Бога. Что же еще для этого необходимо? Есть ли другие условия для этого познания? И Святая Церковь Христова говорит всем: ”Есть!” Этим условием вместе со Священным Писанием является не что иное, как Священное предание нашей Церкви, которое отвергают сектанты. Благодаря этому преданию мы научаемся тому, как должен жить истинно православный верующий человек, что он должен совершать в своей жизни, каким путем он должен идти, чтобы достичь поставленной перед собою цели – достичь Самого Христа Спасителя. Это предание через непрерывное апостольское преемство и содержит Православная Церковь, не изменяя и не искажая его ни в чем. Поэтому будем любить нашу Церковь Христову, будем вслушиваться в те ее поучения и назидания, которыми она к нам обращается, будем внимательны к этим научениям, и будем стремиться прилагать их к своей жизни. Не надо страшиться той экспансии (я не побоюсь этого слова) сект, которые обрушиваются на современного человека, стараясь задушить Православие на земле. Это не ново. И не нужно нам замыкаться в стены наших Православных храмов, наших собственных квартир! Почему бы нам так же смело не выйти на улицу к тем же людям и не свидетельствовать не только словом, но, прежде всего, положительным примером о своей православной вере. Ведь все из нас хорошо знают о том, что имя Христово через нашу жизнь бывает или прославляемо, или поругаемо! Но, к сожалению, очень часто через наши дела, наши слова имя Христово бывает поругаемо пред теми внешними, не церковными людьми. И если мы хотим свидетельствовать достойно о Христе Иисусе, свидетельствовать так, как об этом учит Святая Православная Церковь, так давайте научимся жить достойно Святого Православия! Вот какой урок все мы с пользой для себя должны извлечь из того события, которое ныне вспоминает Святая Христова Церковь.

И закончить это свое обращение к вам я хочу так же словами святителя Фаддея, архиепископа Тверского: ”Прославим же память отцов Первого Вселенского Собора, и не столько словами похвальными уст, сколько верностью заветам отцов в жизни… Отцы Собора не от себя вновь изрекали истину, а соткали ее в Символе веры из слов Божественного Писания, древних, вечных. Не должны ли мы потому неизменно хранить ”Никейскую веру” как завет жизни, неизменный залог спасения? Через отцов Собора вещает сама вечная Божественная премудрость, говоря, как в дни древние: ”жаждай да грядет ко Мне и пиет… Видите, видите, яко Сам Аз есть и не изменяюся” (икос в Неделю св. отцов I Вселенского Собора). Отцы явились продолжателями св. евангелиста Иоанна Богослова, написавшего в своем Евангелии: ”В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ” (Ин.1,1). Это зерно Божественной истины явлено Христом в словах и делах жизни, особенно в Божественном Вознесении, потому мы, прославляя отцов, углубляем свое прославление Вознесшегося Господа”. Будем достойны своего христианского звания, будем без страха и трепета перед лжеучителями свидетельствовать о своей истине, веря в то, что Господь поможет нам, если только не будет страха в нашем сердце. Храните веру православную, любите Церковь Христову, будьте достойными чадами нашего Святого Православия и в своей жизни старайтесь подражать тем святым отцам, которых ныне так торжественно прославляет Церковь. Аминь.

Оцените статью
Добавить комментарий