Школа веры: Догматы, каноны, богословские мнения – Рублев

Школа веры: Догматы, каноны, богословские мнения – Рублев

Школа веры

Неотъемлемой частью Священного Предания Православной церкви является православное богословие. В его основе лежат догматы Церкви — открытые самим Богом, вечные и главные истины православной веры. Согласие с догматами обязательно для всех христиан. Основные догматы содержатся в Символе веры.

В православной Церкви приняты следующие догматы:
1. Догмат о Пресвятой Троице: Бог един по природе, но троичен в Лицах — Отец, Сын и Святой Дух.
2. Догмат о Грехопадении: все люди наследуют от прародителей, Адама и Евы, первородный грех, повредивший их природу, так что они стали смертны и склонны ко греху. Ни один человек не может спастись иначе чем Божией благодатью.
3. Догмат об Искуплении человечества от греха: первородный грех был искуплен воплощением Бога-Сына и Его смертью на Кресте; с тех пор всякий христианин может спастись, а до этого все люди, даже праведники, попадали в ад.
4. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа: Бог-Сын, Второе Лицо Троицы, воплотился в Иудее, от Девы Марии.
5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа: Христос был распят и воскрес на третий день, после чего 40 дней был вместе с учениками.
6. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа: через 40 дней после Своего Воскресения Христос вознесся на Небеса к Отцу.
7. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде: в конце времен Христос вернется на землю и будет судить людей по их делам.
8. Догмат о единой (одной), святой, соборной Церкви: она была основана Самим Господом Иисусом Христом, и со времен апостолов в ней действует благодать, наследуются дары Святого Духа и сохраняется истинное Христово учение.
9. Догмат о Всеобщем воскресении людей и будущей жизни: после Второго пришествия Христа все люди воскреснут для жизни на обновленной Земле.
10. Догмат о Двух природах Господа Иисуса Христа: Христос является одновременно Богом и Человеком, эти две природы сочетаются в нем нераздельно и неслитно, не смешиваясь друг с другом.
11. Догмат о Двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе: Иисус Христос был одновременно Богом и человеком и имел две воли — Божественную и человеческую.
12. Догмат об Иконопочитании, говорящий о необходимости почитать иконы: «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному (то есть Богу. — Ред.), и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
13. Догмат о Божественной энергии (благодати): от Бога исходит Благодать — Божественная энергия, которая не есть ни существо Бога, ни нечто сотворенное Им. Благодаря ей человек может Обожиться — то есть стать причастным Божественной благодати, хотя и не существу Бога (или, как говорят, Стать Богом по благодати).

Догматы формулировались Церковью по вдохновению Святого Духа на соборах. Происходило это после того, как в Церкви возникало какое-либо лжеучение. Тогда по вдохновению свыше участники церковного собора создавали чеканную формулировку, в точности отражавшую православное учение по этому вопросу.

Что не является догматом

К догматам не относятся нравственные правила, обрядовые предписания и нормы церковного права (каноны). Однако догматы, каноны, нормы христианской нравственности и обряд неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое — церковное Предание.

Например, догмат об иконопочитании говорит о том, что почитание икон богоугодно и душеполезно. В Церкви также существует иконографический канон — набор предписаний о том, как правильно изображать тех или иных святых, — и правила о том, как нужно воздавать честь иконам в храме и дома: кадить, совершать поклоны, прикладываться (целовать).

Богословские мнения

В Церкви имеют хождение также богословские положения, не относящиеся к числу догматов. Они делятся по авторитетности на три категории.

Наименее авторитетны частные мнения богословов, не причисленных ко святым. Они имеют силу простого предположения или результата логических выводов.

Более авторитетны теологумены — мнения Святых Отцов: великих святых и богословов древности, которые почитаются не только за богословие, но и за святость жизни.

Мнения Святых Отцов могут противоречить друг другу. Даже святые могли грешить, ошибаться или неверно понимать какие-либо вещи. Ошибка святого, если она серьезна, может быть опровергнута собором. Но часто разнообразие мнений Святых Отцов свидетельствует о христианской свободе: по словам апостола Павла, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1-е послание к коринфянам, глава 11, стих 19). Например, одни Святые Отцы учили о том, что Рай, в котором обитали Адам и Ева, был садом с настоящими деревьями и плодами, а другие писали, что Рай необходимо понимать только в духовном смысле — как состояние праведной души, пребывающей с Богом, и что совершенные люди не нуждались ни в какой пище, даже в райских плодах.

Наиболее авторитетны суждения (хотя и они не имеют силы догмата), высказываемые одновременно многими Святыми Отцами. Они называются «согласие Отцов» и не оспариваются богословами.

Догматы, каноны, богословские мнения – суть и понятия учения

Слово «догмат» происходит от греческого глагола — думать, полагать, верить (прошедшая форма этого глагола означает: решено, положено, определено).

Догматы — это истины, содержащие в себе учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, определяемые Церковью и преподаваемые ею как непререкаемые и обязательные для всех верующих правила веры. Выражение «догмат», употребляемое в современном православном догматическом богословии, означает точно сформулированную для общецерковного сознания истину веры, обладающую 4-мя характерными признаками: теологичность, богооткровенность, церковность, законообязательность.

1.Теологичность догматов указывает на то, что содержание догматических истин является учением о Боге в Самом Себе и Его отношении к миру и человеку. Главным предметом является человек и его отношение к Богу. Бог. Нравственное (заповедь). Церковь и назвала сокращенное изложение догматов Символом веры и начинает его словом «верую».

2.Богооткровенность – характеризует догматы как истины, открытые Самим Богом, ибо Апостолы приняли учение не от человеков, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12). По своему содержанию они не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям. Если философские, исторические и научные истины относительны и со временем могут уточняться, то догматы – это истины абсолютные и неизменные, ибо слово Божие есть истина (Ин. 17:17) и пребывает вовеки (1Пет. 1:25).

3. Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры.

4. Законообязательность.

Догматов означает, что эти догматы раскрывают сущность христианской веры, необходимой для спасения человека. Догматы – незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними – строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения.

Основные догматы православия следующие:

    Догмат о Пресвятой Троице Догмат о грехопадении Догмат об Искуплении человечества от греха Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в – Халкидоне Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Нике

Каноны Православной Церкви

Церковные каноны – это основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан). Т. е. в отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.

Каноны едины для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и Поместных соборах И отмене не подлежат. Т. е. Авторитет священных канонов вечен и безусловен. Каноны являются непререкаемым законом, определяющим строй и управление Церкви.

Каноны Церкви являют собой образец для каждого верующего, на основании которого он должен строить свою жизнь или проверять правильность своих поступков и действий. Всякий, кто удаляется от них – удаляется от правильности, от совершенства, от праведности и святости.

Раскол по каноническим вопросам в Церкви носит столь же принципиальный характер, что и по догматическим, но его легче преодолеть, потому что он касается не столько мировоззрения – во что мы верим, сколько нашего поведения – как мы верим. Большинство расколов по каноническим вопросам касаются темы церковной власти, когда какая-то группа по каким-то причинам вдруг считает существующую церковную власть «незаконной» и объявляет свою полную независимость от Церкви, а иногда даже считает «истинной церковью» только себя. Таков был раскол со старообрядцами, таковы сегодняшние расколы на Украине, таковыми могут быть очень многие маргинальные группы, называющие себя «истинными» или «автономными» православными. Причем, на практике с такими раскольниками Православной Церкви зачастую бывает гораздо сложнее общаться, чем с догматическими расколами, потому что жажда власти и независимости у людей очень часто бывает сильнее стремления к Истине.

Тем не менее, Каноны могут видоизменяться в истории, сохраняя, однако, свой внутренний смысл. Святые Отцы блюли не букву канона, а именно тот смысл, который Церковь в него вкладывала, ту мысль, которую она в нем выражала. Например, некоторые каноны, не относящиеся к существу церковной жизни, в силу изменившихся исторических условий, иногда теряли свое значение и упразднялись. Теряли в свое время и буквальное значение и наставления Св. Писания. Так, мудрое учение св. ап. Павла об отношениях господ и рабов утратило свой буквальный смысл с падением рабства, но лежащий в этом учении духовный смысл имеет, можно сказать, непреходящее значение и слова великого Апостола и теперь могут и должны являться нравственным руководством во взаимоотношениях христиан, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, несмотря на провозглашенные начала свободы, равенства и братства.

В Русской Православной Церкви все каноны издаются в «Книге правил».

«Книга Правил» представляет собою свод законов, исшедших от Апостолов и св. Отцов Церкви – законов, утвержденных Соборами и положенных в основу христианского общества, как норма его бытия.

В этом сборнике находятся правила св. Апостолов (85 правил), правила Вселенских Соборов (189 правил), десяти Поместных (334 правила) и правила тринадцати св. Отцов (173 правила). Рядом с этими основными правилами имеют еще силу несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия (134 правила).

Всего канонов православной церкви762.

В обширном смысле, канонами называются все постановления Церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

Богословское мнение

Конечно опыт христианства шире и полнее догматов Церкви. Ведь догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании. Это обуславливает существование Богословских мнений.

Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова. Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению.

Безусловно, всякий произвол в богословии исключается. Критерием истинности того или иного мнения является его согласие со Священным Преданием, а критерием допустимости – не противоречие с ним. В основании православных и правомерных богословских мнений и суждений должны лежать не логика и рассудочный анализ, но прямое видение и созерцание. Это достигается через молитвенный подвиг, через духовное становление верующей личности.

Богословские мнения не являются непогрешимыми. Так, в сочинениях некоторых отцов Церкви нередко встречаются и ошибочные богословские мнения, тем не менее не противоречащие Священному Писанию.

Догмат и канон

В церковной терминологии принято называть догматами истины христианского учения, истины веры, а канонами — предписания, относящиеся к церковному строю, к церковному управлению, к обязанностям церковной иерархии, священнослужителям и обязанностям каждого христианина, вытекающим из нравственных основ евангельского и апостольского учений. Канон — греческое слово, в буквальном значении: прямой шест, мера точного направления.

Читайте также

2. Предание и догмат

2. Предание и догмат Хотя Церковь по существу своему постоянно тождественна сама себе, она живет в истории. Поэтому та божественная Истина, которая в ней живет, постоянно оказывается перед лицом новых вызовов и должна выражаться по–новому. Христианское благовестив

Догмат и мистика

Догмат и мистика Сравнительно реже и меньше в их писаниях говорится о догме; догматические «формулы» остаются как будто в тени, но они не игнорируются. Догмат является у них, как и естественно, первоосновой в деле Богопознания, но такой, которая сама по себе существенного

Догмат искупления

Догмат искупления Учение Григория об искуплении неразрывно связано с его анти–арианской и анти–аполлинарианской полемикой. Как и другие богословские идеи Григория, оно также неотделимо от учения об обожении, вокруг которого построена вся богословская система

2.3. Канон иконопочитания и иконографический канон

2.3. Канон иконопочитания и иконографический канон Понятие « канон » в отношении к канону иконопочитания и к иконографическому канону, а также к канону как художественному стилю эпохи имеет разные оттенки смысла.«Канон» – церковно-юридический термин, обозначающий

ЛИШНИЙ ДОГМАТ: FILIOQUE

ЛИШНИЙ ДОГМАТ: FILIOQUE Не касаясь подробностей спора о филиокве, напомним, что вопрос этот рассматривался Лютеранским Синодом штата Висконсин в 1987 году… Имеет ли смысл сомневаться в его решении? Christian News. 7.01.1991. [190]Главное различие между католичеством и православием в

Догмат

Догмат Именно с уникальностью личности Христа связан один из центральных парадоксов христианства: религия, основанная на проповеди любви и свободы, одновременно является и самой догматической религией мира. В других религиях есть ортопраксия, но нет ортодоксии. Есть

Догмат и ересь

Догмат и ересь Итак, путь Богопознания представляет собой образ жизни, а не образ мыслей. С другой стороны, известно, что сама Церковь выработала определенные теоретические положения, или догматы веры, как их принято называть сегодня. Не возникает ли здесь

Догмат Пресвятой Троицы

Догмат Пресвятой Троицы Бог един по Существу и троичен в Лицах. Догмат Троичности — основной догмат христианства. На нем непосредственно основывается ряд великих догматов Церкви и, прежде всего, догмат нашего искупления. Вследствие такой своей особенной важности,

L) Критерий. Догмат

L) Критерий. Догмат Но эта констатация неожиданно дает нам в руки общий и исчерпывающий критерий, очерчивающий границы, в которых теологический плюрализм является допустимым. Выше мы рассмотрели этот критерий лишь в некоторых его христологических аспектах. С неменьшим

История и Догмат

История и Догмат Прежде всего необходимо понять, что Библия — трудная книга, «книга за семью печатями». С течением времени она легче не становится. Однако дело не в том, что Библия, например, написана на незнакомом языке или содержит непонятные слова, не подающиеся

Взрывоопасный догмат

Взрывоопасный догмат Создавши по образу Твоему, Человеколюбче, человека, и умерщвлена грехом преступления ради, распенся на лобнем, спасл еси. Воскресный канон, глас 3, песнь 4.Яко непобедимому оружию, щиту непреобориму, и яко скипетру Божественному, поклонимся Кресту

Догмат (Dogma).

Догмат (Dogma). В НЗ словомdogma определяется заповедь, предписание, решение, повеление (Лк 2:1; Деян 16:4; 17:7; Еф2:15; Кол 2:14; Евр 11:23). Впоздней греческой философии название “догмат” закрепилось за доктринальным положением, выражавшим официальную точку зрения того или иного учителя

(15) ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ДОГМАТ

(15) ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ДОГМАТ Троица присутствует в самой интеллектуальной структуре христологического догмата, то есть в различении Лица и природы. Троица — одна природа в трех Лицах, Христос — одно Лицо в двух природах. Хотя Божество и человечество разделены

III. Догмат искупления.

III. Догмат искупления. В своем богословском исповедании св. Афанасий исходил из созерцания исторического лика Христа, Богочеловека и Спасителя, и тринитарный вопрос о рождении и единосущии Сына Божия для него есть прежде всего христологическй и сотериологический

5. Вера и догмат.

5. Вера и догмат. Мы определили содержание веры как откровение трансцендентного мира, или переживание Божества. Каково бы ни было наше суждение о вере по существу, но в себе содержание веры именно таково: вне ощущения реальности и объективности переживаемого нет места

Зачем Церкви нужны догматы и каноны — часть II

Кто может с уверенностью утверждать: “Бог у меня в душе”? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала разобраться — что такое “душа” и кто такой “Бог”. О том, каким образом были утверждены те или иные положения православного вероучения, читателям “Правды. Ру” рассказывает Аркадий Малер, член Синодальной библейско-богословской комиссии.

Поскольку знание о Божественной реальности, о самом Боге и Его взаимоотношении с миром, люди могут получить только от самого Бога, в результате всех его действий в самом мире, то поэтому христиане не могут “придумывать” догматы, они их могут только открывать, идя навстречу Богу. В идеале каждый христианин должен был бы уже от рождения иметь точные ответы на любые догматические вопросы, но в реальности это невозможно, поскольку люди несовершенны и они часто вынуждены искать ответы на эти вопросы почти “с нуля”. Так обстояло дело уже в первые века христианской истории, когда христиане очень точно осознали, что они нуждаются в том, чтобы собраться в лице своих самых авторитетных представителей, то есть начальников Церкви, и договориться об основных догматических вопросах.

Такие собрания стали называться Соборами и сначала они проходили по отдельным городам, но когда в IV веке христианство стало господствующей религией Римской империи, то в 325 году по инициативе самого императора Константина Великого в городе Никея прошел первый Вселенский Собор, на котором была утверждена первая редакция “Символа веры”- своего рода, гимна всей Церкви, излагавшем основные догматические положения.

Этот гимн был дополнен на втором Вселенском Соборе в 381 году в городе Константинополе, и поэтому до сих пор он называется Никео-Константинопольским “Символом веры” и его пропевают на каждой литургии в каждом храме. Рядовые прихожане могут не разбираться в тонкостях догматического богословия, но они не могут не знать “Символа вера” и этого для них бывает вполне достаточно. Зная “Символ веры”, любой христианин может безошибочно определить, насколько любое учение соответствует православному христианству или нет. Например, этот текст начинается словами “Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым” и на основании этих слов любой христиан точно знает, что с точки зрения Церкви весь видимый и невидимый мир не возник из какого-то процесса саморазвития материи, а его создал Бог.

Но не этот вопрос решали на первом Вселенском Соборе, — в те времена всем христианам и так было понятно, что мир создан Богом — на этом соборе осуждали “арианство”, учение последователей александрийского священника Ария, учившего, что Христос был лишь творением Бога, а не самим Богом. Церкви необходимо был раз и навсегда утвердить, что тот человек, который основал саму Церковь, и кому поклоняются все её члены это именно Богочеловек, это и есть сам Бог, альфа и омега всего христианского вероучения — не случайно сама религия Церкви называется именно христианством.

И этот постулат отражен в следующих словах “Символа веры” “И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век”. Второй же Собор 381 года собрался потому, что распространилось учение, признающее Христа Богом, но отказывающееся считать Богом Святого Духа, третье лицо Божественной Троицы, и поэтому, вместе с осуждением подобной ереси, были приняты другие слова “Символа веры” — “И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема”.

Если бы этих догматов не было, если бы Церковь не решилась собраться общим Собором и записать эти догматы о Божественной Троице, то в самой Церкви был бы полный хаос различных учений и никаких механизмов наведения порядка просто бы не было. Конечно, всех этих Соборов гипотетически могло бы и не быть, но это был и остается самый удобный способ договориться христианам о тех основных аксиомах, на которых строится их религия. Между прочим, само понятие Церкви исключительно христианское и не имеет аналогов в других религиях — например, в таких религиях как ислам и иудаизм нет понятия Церкви и поэтому нет никаких Соборов, а есть лишь определенные системы авторитетного толкования священного писания, Корана и Торы соответственно, и поэтому нет “догматов” в христианском смысле слова, что во многом затрудняет формирование единого общемусульманского или общеиудейского учения.

Самих догматов не может быть очень много, потому что Церковь собирается установить тот или иной догмат в экстренном случае, когда значительная часть христиан начинает раскалываться по самым главным вопросам, как это было во времена первых двух Вселенских Соборов. Церковь догматизирует только то, что нельзя не догматизировать, и в этом смысле христианские догматы можно очень точно сравнить с математическими аксиомами — они не требуют доказательств и сами являются основанием для построения каких-либо доказательств. При этом, конечно, у догматов есть своя внутренняя догматическая логика, и именно о ней часто спорят догматисты. Всего в Православной Церкви состоялось семь Вселенских Соборов, последний из которых прошел в 787 году и на нем было утверждено почитание икон. Из этого не следует, что других Вселенских Соборов никогда не будет — всё зависит от того, сочтет ли необходимым вся Вселенская Православная Церковь собрать новый всеобщий Собор или нет.

Таким образом, догматы — это те писаные аксиомы христианского вероучения, которые колоссально облегчают нам понимание самого христианства. Догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и Его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь, то есть, собственно, учение, не соответствующее самому христианству.

Поэтому спор о догматах, если он вообще возникает, имеет в христианстве самое важное и острое значение, и именно разногласия в понимании догматов влекут за собой самые серьезные и почти непреодолимые расколы. Именно таковы разногласия между православием, католицизмом и протестантскими церквами, которые в очень многих вопросах более или менее едины, но в некоторых — абсолютно противоречат друг другу, и это противоречие не может быть преодолено дипломатическим компромиссом, потому что они спорят не о вкусах или политике, а о самой Истине, как она есть на самом деле. Ведь если люди зачастую готовы пойти на самый жесткий конфликт в вопросах суеты сует повседневной жизни, то уж в вопросе о своей загробной судьбе любой компромисс бессмысленен.

Догматику в Церкви можно сравнить с логикой в науке — она учит о том, как правильно мыслить и потому основана на неизменных аксиомах, подобно аристотелевским законам логики. Но одного только знания о Боге для верующего человека недостаточно: необходимо ещё молитвенное общение с ним, необходима жизнь в Боге, а для этого нужны не только правила мышления, но правила поведения, то есть то, что называется канонами.

Спрашивать о том, зачем Церкви нужны каноны можно с тем же успехом, как и спрашивать о том, зачем государству нужны законы. Любое организованное общество предполагает какие-то принципы своей организации, которым должны подчиняться все его члены, что вполне естественно. Каноны — это правила, по которым члены Церкви должны служить Богу и организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно поддерживать это состояние служения, эту жизнь в Боге.

Действительно, если у нас есть определенные правила в общении с каждым человеком, нарушив которые мы рискуем прекратить само это общение, то уж в отношении самого Господа эти правила само собой разумеются. Точно также, если мы для того, чтобы поддерживать себя в определенном тонусе, физическом, эмоциональном или профессиональном, всегда придумываем себе какие-то предписания и ограничения, то уж для того, чтобы поддерживать в себе свою связь с Богом, такие предписания и ограничения тем более необходимы.

Разумеется, далеко не все члены Церкви соблюдают все существующие каноны, но они хотя бы точно знают, что эти каноны есть и на них нужно ориентироваться в своем церковном бытии. Между прочим, есть очень широкое заблуждение, что сам факт существования церковных канонов свидетельствует о какой-то особой строгости и даже суровости церковных порядков. По этой логике сам факт существования любых законов, начиная с государственной Конституции, уже должен говорить о какой-то особой строгости нашего государства. В реальности же каноны бывают очень разными, и то, что одним кажется строгим, другим может показаться мягким. Например, в Римско-католической церкви любой священник должен быть безбрачным, а в Православной Церкви все священники, если они только не монахи или специально не приняли обет безбрачия, могут быть женатыми, и поэтому в этой сфере католики могут считать православные каноны излишне “либеральными”. И таких примеров можно привести довольно много.

Как и любые правила, каноны призваны не осложнять жизнь христианину, а наоборот, помочь ему ориентироваться в сложной церковной реальности и в жизни вообще. Если бы никаких канонов не было, то церковная жизнь представляла собой полный хаос, да и вообще само существование Церкви как единой организации на земле было бы невозможно. При этом очень важно подчеркнуть, что, в строгом отличие от догматов, которые неизменны, как неизменен сам Бог, и не могут иметь никаких альтернатив, все каноны принимались в соответствии с учетом человеческого фактора, поскольку они ориентированы на человека — существо слабое и склонное к переменам.

Более того, каноны — это “собственность” Церкви, сама Церковь первична по отношению к своим канонам и поэтому вполне возможны случаи, когда Церковь редактирует свои собственные каноны, что совершенно невозможно в отношении догматов. Можно сказать, что если догматы говорят нам о том, что существует на самом деле, то каноны говорят нам о том, как удобно Церкви существовать в предлагаемых обстоятельствах земного, грехопадшего мира. Не случайно каноны часто сравнивают с маяками, указывающими кораблям путь в темной ночи. Эти маяки поставили сами люди и они могут их перестроить или вообще убрать, что, впрочем, для самих кораблей рискует обернуться смертельной катастрофой. Но кроме света рукотворных маяков есть ещё естественный свет небесных светил, не зависящих от человека и “подвешенных” самим Богом — это догматы, и их свет неизменен.

Раскол по каноническим вопросам в Церкви носит столь же принципиальный характер, что и по догматическим, но его легче преодолеть, потому что он касается не столько мировоззрения — во что мы верим, сколько нашего поведения — как мы верим. Большинство расколов по каноническим вопросам касаются темы церковной власти, когда какая-то группа по каким-то причинам вдруг считает существующую церковную власть “незаконной” и объявляет свою полную независимость от Церкви, а иногда даже считает “истинной церковью” только себя. Таков был раскол со старообрядцами, таковы сегодняшние расколы на Украине, таковыми могут быть очень многие маргинальные группы, называющие себя “истинными” или “автономными” православными. Причем, на практике с такими раскольниками Православной Церкви зачастую бывает гораздо сложнее общаться, чем с догматическими расколами, потому что жажда власти и независимости у людей очень часто бывает сильнее стремления к Истине.

Как и церковные догматы, каноны никогда не бывают случайными и всегда объясняются внутренней логикой канонического богословия, которое, конечно, требует специальных познаний. И вот именно в этих познаниях и скрывается главная проблема в восприятии стороннего человека церковных догматов и канонов — большинство людей боится не столько самих ограничений, сколько той непонятности и неизвестности, которая сопровождает эти ограничения. Если какой-то закон кажется необъяснимым и даже абсурдным, то исполнять его будет несравнимо сложнее, чем те законы, которые всегда можно объяснить. Поэтому любой человек, открывающий для себя мир Православной Церкви, должен очень четко понимать, что в этом мире нет ничего случайного и абсурдного — здесь всё имеет своё объяснение и оправдание, каждый догмат и каждый канон, и он имеет полное право требовать от священнослужителей объяснения этих догматов и канонов, и тогда их соблюдение станет для него осмысленным действием, а не тупой рутиной, не имеющей никакого отношения к жизни в Живом Боге.

Добавьте “Правду. Ру” в свои источники В Яндекс. Новости Или News. Google, либо Яндекс. Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды. Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Догматы христианства

Весь мир подчиняется определенным правилам, будь то законы физики или нормы морали, принятые в обществе. Любая религия также содержит правила — принятых аксиом, которые не подлежат критики. Православная вера имеет основу в виде догматов — главных богооткровенных истин, на которых строится все богословие Православной Церкви. Эти догматы определяют основные положения веры и раскрывают суть взаимоотношений человека и Бога, а также человека и общества.

Основные догматы христианства

Ряд утвержденных богооткровенных истин не был принят одномоментно — их определение и утверждение происходило на протяжении нескольких столетий и 7 Вселенских Соборов, каждый из которых был посвящен определенному вопросу. Например, на Первом Вселенском Соборе была принята истина о Троице — Бог Един и существует в трех ипостасях, Отец, Дух и Сын.

Все утвержденные аксиомы христианства стали воплощением трех главных правил, которые должны быть известны всем людям на Земле:

Господь существует в трех ипостасях, при этом оставаясь единым. Иисус Христос Божий Сын стал воплощением Бога и Человека в одном лице, т. е. стал представителем человеческого рода. Человечество может избавиться от грехов только посредством принятия Искупительной Жертвы Христа.

Следует упомянуть и о том, что часто, именно распространявшаяся ересь была причиной Соборов и принятых впоследствии догматов — как точный и прямой ответ всем тем, кто распространял неверные и опасные мысли среди населения.

История использования термина

Дословно перевод термина «догма» осуществляется с древнегреческого языка и означает «решение» или «постановление». За все время существования человечества термин использовался в разных значениях:

В античности, в частности в произведениях Цицерона этим термином обозначались доктрины, которые выступали неоспоримой истиной. Христианские писатели первых веков так именовали некоторые выводы мыслителей, например Сократа и Платона. Ксенофонт именовал так распоряжения, которые выдавали начальники и которым беспрекословно подчинялись солдаты. Геродиан определял так указы сената, которым подчинялись римляне. В Ветхом Завете (книги пророка Даниила, Есфири и апокрифах Маккавейских) так именуются указы, выходящие из-под царского пера. При этом обычно это касалось указов, которые следовало незамедлительно выполнить. Евангелист Лука этим словом обозначает приказ кесаря о переписи народонаселения (глава 2 стих 1), а в Деяниях он также определяет царские законы. Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и Ефесянам данным термином описывает законы Моисея.

Сегодня смысл данного термина можно охарактеризовать как решение Церкви, которое было принято как обязательная и неизменяемая истина, которая не подлежит критике.

Происхождение догматов

Своим появлением догматы обязаны различным ересям, которые возникали в первые века существования христианства. Вся сущность существующих правил и аксиом Церкви заключена в Священном Писании и изначально не было необходимости в выведении каких-либо дополнительных правил.

Однако по мере распространения христианского вероучения по миру находились люди, которые трактовали написанное либо неверно, либо себе в угоду, поэтому Церковь приняла решение пресечь распространяющуюся ересь и создать четкие правила веры.

Все эти аксиомы были приняты епископами и архиереями на Вселенских Соборах и отличаются едиными свойствами:

Богооткровенность — все принятые аксиомы являются Божественным Откровением, а не плодом человеческого размышления. Вероучительность — догматами являются только Богооткровенные христианские истины. Церковность — только Церковь имеет право определять и толковать истины, имеющие авторитет. Законообязательность — христиане должны воспринимать эти правила как аксиомы, т. е. строгие законы и не нарушать их.

Каждое правило, принятое таким образом, сделало распространение ереси невозможным, поскольку христиане теперь могли соотнести учение отдельного богослова и толкователя с общепринятыми правилами веры, чтобы проверить правильность и истинность.

Догматы, каноны и богословские мнения. В чем различие?

В православии есть несколько понятий, которые не до конца понятны простым христианам. В частности это: догмы, каноны и богословские мнения. Все эти понятия используются в жизни и деятельности Церкви, но являются разными по своей сути.

Основное отличии их в том, что догматы определяют основные истины вероучения в целом, каноны являются практическими правилами, которым подчиняются обряды, а богословские мнения являются просто человеческими позициями по определенным вопросам.

Каноны Православной Церкви

Каноны — это установленные правила проведения богослужений и любых обрядов. Они определяют порядок жизни Церкви в целом, а также частные аспекты жизни отдельных христиан. Как и догматы, каноны утверждаются на Вселенский Соборах и Поместных, и также имеют вечный и безусловный авторитет.

Каноны являются неким сводом правил, которые определяют различные аспекты жизни христианина. Они являются идеалом, к которому стремится каждый верующий. Каноны определяют не то, во ЧТО верят, но то КАК верят, но они все равно могут стать причиной раскола. В Православной Церкви насчитывается 762 канона.

Богословское мнение

Богословские мнения — личные мысли и позиции определенного человека, который имеет богословское образование и определенный авторитет в Церкви. При этом позиция человека не является общецерковным учением, но должна включать в себя Истину, которая не противоречит Божественным Откровениям.

Мнение ученого-богослова может быть ошибочным, даже Отцы Церкви порой высказывали неправильные мысли, но и они не противоречили Писанию и канонам. Христиане могут прислушиваться к подобным мнениям, ведь далеко не все важные темы раскрыты в догматах, но не принимать чужую позицию за Божью.

Перечень догматов православия

Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.

Главные догматы, которые были одобрены на Вселенском Соборе скрыты в Символе Веры — именно в данном тексте раскрываются три основные позиции Православной Церкви:

Единый Бог в трех ипостасях. Очеловечивание Иисуса Христа и Его добровольная Смерть на Кресте. Спасение человечества от греха через Кровь Иисуса Христа.

Эти аксиомы являются основополагающими для православных и были приняты на Никейском Соборе 318-ю святыми отцами. Помимо этого, выделяют догматы:

    Воскрешение и Вознесение Сына Божьего; Будущее Второе Пришествие и Суд над человеком; Значение и роль Церкви; Воскрешение мертвых; Божья и человеческая природа Иисуса Христа.

Все они были приняты на общих Соборах, где встречались самые мудрые отцы того времени. Сегодня эти аксиомы помогают человеку осознать не только в Кого он верит, но и как вера должна менять его сердце и жизнь.

Оцените статью
Добавить комментарий