Небесные силы

Небесные силы

Небесные силы

Святые Ангелы обитают в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные и озаряются Его Божественным светом. Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов (Исх. 37, 7–9). В образе Ангелов многократно являлся Сам Бог. Явления святых Ангелов всегда возбуждали в людях высокое благоговение, и места этих явлений были священны.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил их православное почитание.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Через них посылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат Божьему правосудию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют Божью волю. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, подают духовную крепость и мужество в прохождении жизненного подвига.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) подают благодать укрощать силу дьявола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В следующую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь (надлежащее уважение), подобающую его званию. Учат людей, которым дана власть, исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божьей и для пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о Божественном, открывают тайны веры, пророчества и разумение (понимание) воли Божией, укрепляют в людях веру.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов по сути своего служения. «Ангел» значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают низших.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства и заступничества за русские города Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Деян. 8, 26; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 17; 12, 15); Уриил (он же Иеремиил) – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Салафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель Божьего благословения на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божией.

Блаженство Ангелов состоит в том, что они видят Бога, в созерцании Его славы, они «выну видят лице Его» (Мф. 18, 10). Но этим непосредственным созерцанием совершенства Бога не ограничиваются познания Ангелов. Они видят Бога и в природе тварной. Они хвалили Господа Творца «гласом велиим» в то время, когда сотворены были звезды и другие небесные светила (Иов. 28, 7). Пред их очами открывается как мироправление Божие, так и Домостроительство (устроение) нашего спасения. Но таинство Искупления (Когда Господь искупил человечество Своей смертью и воскресением) остается непостижимым и для Ангелов, а также и день последнего Суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25, 31).

Ангелы служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. Нужно ли кому-то избавиться от врагов, нападающих на нас, Ангелы Господни ополчаются «окрест боящихся Его» для их избавления (Пс. 33, 8). Желает ли кто-то освободиться от болезней и других скорбей, – Господь посылает Ангела, исцеляющего и спасающего. Нужно ли удалить кого от несчастья, греха и соблазна – Ангел является освободителем и спасителем. В Священной истории мы видим многочисленные примеры, в которых Ангелы представляются благодетелями рода человеческого, помощниками, наставниками и руководителями.

Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2) Ангелы небесные (ст. 6)

2) Ангелы небесные (ст. 6) Второй ветхозаветный пример Иуды распутать более сложно. Возможно, он говорит о грехопадении ангелов в их восстании против Бога, о чем загадочно намекают Исайя и Иезекииль (Ис. 14:12–15; Иез. 28:11–19). Но, скорее всего, он имеет в виду странный случай,

3. Небесные существа

3. Небесные существа Хотя высший источник откровений — это Бог, небесные существа могут также передавать вести (Дан. 7:16; 8:15; 9:22; Откр. 1:1; 7:13–17; 10; 17; 19:9,10; 21:9–22:12,16).Небесные личности занимают видное место в книгах Даниила и Откровение. В Книге Даниила Гавриил и Михаил не

4. Небесные миры

4. Небесные миры Посредством медитации Будда достиг просветления и уничтожил всю тьму неведения. Сияющим, сильным, непоколебимым умом он смог видеть все миры существования во вселенной. Согласно Будде, всех существ в каждой мировой сфере можно разделить на три мира – Мир

Небесные покровители

Небесные покровители Прославляя своих святых, церковь выделяет среди них: 1) ангелов, 2) пророков, 3) апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) праведных. Все они, по учению церкви, отмечены “даром чудотворения”. В этой своеобразной классификации особое место

Небесные силы С. 24-64

Небесные силы С. 24-64 Всякая теологическая система начинается с учения о Боге; в христианстве – о Св. Троице. Для народного богословия русских стихов такой подход был бы искусственным. Народная иерархия небесного мира, смутная и неустойчивая, не совпадает с церковной. Во

В. Силы любви и силы зла

В. Силы любви и силы зла Сегодня, когда мы, как верующие, участвуем в Божьей миссии служения этому миру, образцом для нас является путь Иисуса, чтобы мы, подобно Ему, стали тем инструментом, с помощью которого Бог поражает силы, угнетающие людей. Эти силы берут свое начало в

56 «Тот, Кто сотворил веки, был и прежде веков, и в полном молчании создал небесные силы святых ангелов»

56 «Тот, Кто сотворил веки, был и прежде веков, и в полном молчании создал небесные силы святых ангелов» Христос рождается, дабы спасти всех. Итак, радуйтесь и веселитесь вместе с ангелами и пастырями, со всем творением, возлюбленные чадца Иисуса…И прежде всего я приношу

Небесные гости

Небесные гости СВ. ПРАВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ писал: «Святые Божии, как братья наши, только совершенные, живы и недалеки от нас. Мы живем с ними вместе — в одном дому Отца небесного, только на разных половинах: мы на земной, они на небесной. Все святые живы у Бога и для нас:

9. НЕБЕСНЫЕ ХРАНИТЕЛИ

9. НЕБЕСНЫЕ ХРАНИТЕЛИ Сыны, тринитизованные созданиями, принимаются в объятия Троицы группами по семь тысяч. Эти тринитизованные потомки усовершенствованных людей и личностей системы Рай-Хавона одинаково принимаются Троицей, однако они назначаются в сверхвселенные в

6. НЕБЕСНЫЕ РЕГИСТРАТОРЫ

6. НЕБЕСНЫЕ РЕГИСТРАТОРЫ Данные существа ведут двойную документацию, состоящую из духовного оригинала и полуматериального дубликата, который можно сравнить с выполненным «под копирку» экземпляром. Это становится возможным благодаря их специфической способности

29. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

29. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; (Мк. 13:24, 25; Лк. 21:25). Если начало речи ближе всего касалось судеб Иерусалима и еврейского народа и только иносказательно можно было толковать

Небесные обители

Небесные обители Известный шотландский писатель и богослов Джордж Макдональд однажды послал письмо своей мачехе. Он хотел утешить ее после кончины близкой подруги. Вот что он написал: «Если бы смерть была именно такой, какой она представляется нам, то Бог не допустил бы,

Небесные силы, Святые и их почитание

Небесные силы, Святые и их почитание Небесные силы Святые Ангелы обитают в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные и озаряются Его Божественным светом. Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и

5. “Небесные врата”

5. “Небесные врата” Но, может быть, самое страшное из-за своей обыденности сектантское самоубийство произошло весной 1997 года. Тогда полиция, вызванная в роскошный особняк — ранчо Санта-Фе — в элитном пригороде южно-калифорнийского города Сан-Диего, обнаружила в нем 39

Небесные Силы

Небесные Силы Святые Ангелы обитают в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные и озаряются Его Божественным светом. Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Празднование Собора

Птицы небесные

Птицы небесные С горы, по наглаженной, ухабистой дороге, спускался к реке студент Воронов. Возле моста, положив руки на костыль и глядя на реку, стоял какой-то маленький человечек. Изумрудные льдины лежали вокруг темно-лиловой проруби. Голоса баб, полоскавших белье, звонко

Православная Жизнь

Рассказывает священник Владимир Долгих.

21 ноября Православная Церковь почитает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Благодаря корпусу сочинений «Ареопагитик» нам известно о девяти ангельских чинах, выстроенных в четкой иерархии, однако же при этом каждый из ликов упоминается и в Священном Писании. Поэтому, хотя многим из нас известны наименования ангельских чинов, я все же предлагаю попробовать немного глубже разобраться в данной теме.

Как обычно, начнем с самого верхнего чина – Серафимы. О них мы узнаем из шестой главы книги Исаии, где пророк описывает свое видение и внешний облик Серафимов: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:1-2).

Свт. Иоанн Златоуст указывает: само наименование Серафим свидетельствует, что эти сущности неусыпны, бдительны, стремительны. Их непрестанное служение заключается в воспевании и славословии Бога. Святитель подчеркивает, что подобно тому, как у престолов земных царей стоят люди с наилучшими достоинствами, так и у Престола Божия служит наивысший ангельский чин. Описание внешнего вида Серафимов с помощью известных чувственных образов (крылья, перья) есть попытка снисхождения пророка к слабости слушателей. Полет Серафима вокруг престола Божия, пишет прп. Максим Исповедник, не есть полет в нашем материальном понимании. Мы помним, что по причине бестелесности и разумности Небесные Силы называют также духами или умами. Исходя из этого, прп. Максим указывает, что полет Серафима есть движение ума вокруг Бога, как Центра, из Которого и воссияли, т. е. получили свое бытие умы Небесные, ведь «Он – причина всего прекрасного».

Херувимы. Об этом ангельском чине мы узнаем из описания внешнего вида Ковчега Завета, который Бог поручил сделать Моисею (Исх. 25:18-20; 37:7-9) и о котором также вспоминает апостол Павел (Евр. 9:5), а также из видения пророка Иезекииля (Иез. 10:6). В переводе с иврита наименование этого лика означает «ум», поэтому свт. Григорий Великий говорит, что Херувимы – это распространители полноты познания. Первейшим источником познания Бога для нас является Откровение (Священное Писание).

Именно поэтому на Ковчеге Завета были изображены лишь два Херувима, что указывает на два Завета. Также, по мнению прп. Максима, Херувимы способны воспринимать «высочайшее светодаяние и созерцать в первозданной силе благолепие Богоначалия, преисполняться умудряющего преподания и обильно приобщать вторичных к излитию дарованной премудрости». Таким образом, этот ангельский лик является распространителем познания не только для людей, но и для низших чинов. В другом месте прп. Максим указывает, что именно Херувимы вкладывают огонь (под которым можно понимать действующую, пророчествующую, исцеляющую и обличающую благодать) в уста и руки святых.

Престолы. Если мы посмотрим на икону «Спас в Силах» прп. Андрея (Рублева) или продолжателя его иконописной традиции – Дионисия, то увидим, что у ног Христа изображены некие колеса с крыльями – это Престолы.

Их внешний вид, насколько это вообще возможно, описан в первой главе книги пророка Иезекииля, само же наименование – Престолы – мы встречаем у апостола Павла (Кол. 1:16). В корпусе «Ареопагитик» говорится, что Престолы не имеют никакой «до уровня ног сниженности». Эту замысловатую фразу проясняет прп. Максим и указывает, что Престолы не соприкасаются ни с чем материальным. Также чин Престолов называют Богоносным, т. е. буквально несущим Бога, ведь умопостигаемый Бог покоится на них. Как и Херувимы, Престолы «получаемое ими осияние они затем передают находящимся ниже».

О следующей ангельской триаде, состоящей из Господств, Сил и Властей, нам становится известно только из Посланий апостола Павла.

Господства (Кол. 1:16; Еф. 1:21). В нашем языке понятие «господства» неразрывно связано с такими понятиями, как «тирания» и «деспотизм», но в отношении ангельского чина – пишет автор корпуса «Ареопагитик» – это указание на избавление от всякого порабощения. Для нас, людей, данное замечание имеет важное значение и указывает на образ служения Господств. Первое, что порабощает человека, – это грех, порок, материальность. Господства же посекают всякое чувственное вожделение и помогают властвовать над ним.

Силы (Рим. 8:38; Еф. 1:21). Как и в предыдущих случаях, наименование чина уже отражает его некоторые характерные свойства. Силы в этом плане обладают мужественностью и не изнемогают бессильно при подаваемых им «богоначальных осияниях». Они обращены к Источнику Силы и, что необходимо в Небесной иерархии, преподают эту силу нижестоящим чинам.

Власти. О них мы узнаем по тем же ссылкам, что и о Господствах. Из корпуса «Ареопагитик» не совсем понятно, что входит в функции данного чина. Автор лишь говорит, что наименование Властей указывает «на учрежденность надмирной разумной власти». Все Небесные чины устремлены ввысь – к Богу. В иерархии бытия человек стоит ниже их, но каждый чин, в том числе непосредственно соприкасающийся с человеком, обладает властью «неудержимо к божественному с благочинием восходящей и следующих за ней благообразно возводящей». Получается, что источником этой, возводящей к Богу, власти являются Власти как ангельский чин, а для них Источник власти – Сам Бог.

Следующую триаду возглавляют Начала, о которых нам также сообщает апостол Павел. Их функции схожи с функциями Властей и заключаются в том, чтобы направлять к «сверхначальному Началу». Больше об этом таинственном чине что-то сказать крайне сложно, так как даже в корпусе «Ареопагитик» о нем даны лишь максимально краткие сведения, а прп. Максим Исповедник оставил всего одно пояснительное предложение: «Самого началотворного Начала сверхсущественное чиноначалие проявляет этот чин начал».

Архангелы. В Священном Писании Архангелом назван лишь Михаил (Иуд. 9). В Откровении нам сообщается, что Михаил со своими ангелами «воевали против дракона» (Откр. 12:7), т. е. против диавола. В связи с этим мы привыкли мыслить чин Архангелов как наивысший, что не сообразуется с иерархией, представленной в корпусе «Ареопагитик».

Но возможно, что Архистратиг Михаил относится к какому-то другому, неизвестному нам чину. Автор корпуса передает нам следующие сведения об Архангелах: «Святой архангельский чин, благодаря срединному положению в иерархии, общительно соприкасается с краями. И со святейшими началами он общается, и со святыми ангелами, – с одними потому, что он изначально устремлен к сверхсущественному Началу; с другими же – потому что он принадлежит пророческому чину, иерархически через первые силы получающему богоначальные осияния и благообразно возвещающему их ангелам».

Ангелы. Этот хорошо нам знакомый чин, пожалуй, наиболее из всех должен именоваться ангельским, так как он непосредственно соприкасается с материальным миром и человеком, заботясь о нас и возвещая Божью волю.

Как видим, писать, говорить о высших Небесных чинах кране сложно. Их функции, внешний вид, служение – все покрыто таинственностью, тогда как об Ангелах можно вообще не говорить, ведь каждый из нас вспомнит не один пример явления Ангелов, как в Священном Писании, так и в Предании. То, что ближе к нам, то и понятней, но 21 ноября у православных христиан есть возможность для молитвенного почитания всего ведомого и неведомого разнообразия Небесных Сил и Бога, так гармонично и премудро утроившего иерархию сотворенного Им бытия.

21 факт о Небесных Силах бесплотных, которые важно знать каждому христианину

Православные христиане 21 ноября (по новому стилю) празднуют Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В этот день панигир отмечает афонский монастырь Дохиар. Мы собрали 21 факт о Небесных Силах бесплотных, которые важно знать каждому христианину.

Православные христиане 21 ноября (по новому стилю) празднуют Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В этот день панигир отмечает афонский монастырь Дохиар. Мы собрали 21 факт о Небесных Силах бесплотных, которые важно знать каждому христианину.

1. Праздновать Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных начали в IV веке на Поместном Лаодикийском Соборе, который осудил ересь поклонения ангелам, как творцам мира и утвердил православное их почитание.

2. Праздник по старому стилю отмечали 9 ноября – в девятом месяце от церковного начала года, которое праздновали в марте. Согласно учению Православной Церкви, существует 9 чинов ангелов.

3. Ангельские чины разделяют на три группы, по иерархии: высшую, среднюю и низшую. В каждой иерархии выделяют три чина.

4. Высшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы.

5. Серафимы – наиболее приближенные к престолу Божиему. «Серафим» означает пламенный, огненный. Они побуждают любовь к Богу.

6. Херувим означает абсолютная мудрость. Через них Бог дарует просвещение, приоткрывает тайны Божии.

7. Престолы служат правосудию Божию.

8. К средней ангельской иерархии относятся: Господства, Силы и Власти.

9. Господства главенствуют над всеми последующими чинами. Их посылает Господь для наставления правителей, для мудрого управления страной. Им молятся, чтобы научиться владеть своими чувствами, побеждать искушения, господствовать над искушениями плоти.

10. Силы ниспосылают благодать, которой святые совершали чудеса и видели, что произойдет в будущем. Им молятся о даровании терпения, духовного мужества.

11. Власти укрощают дьявола и его слуг. Им молятся о защите от злых духов, о помощи в борьбе с плохими помыслами.

12. Низшую иерархию составляют: Начала, Архангелы и Ангелы.

13. Начала – старшие в этой группе ангелов. Они учат исполнять обязанности не ради личной выгоды, а для всеобщего блага и во славу Божию.

14. Архангелы укрепляют в людях веру, помогают позвать Божественное учение. Их восемь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил.

15. Ангелы являются самыми близкими из бесплотных сил к людям, так как каждому человеку при крещении дается ангел хранитель. Он хранит верующего, помогает подняться при духовных падениях на пути к святости.

16. Выше всех чинов поставлен Господом святой Архистратиг Михаил. Его имя с еврейского означает “кто как Бог”. Именно он свергнул с Неба возгордившегося ангела, денницу и его сторонников.

17. Согласно Преданию, Архистратиг Михаил принимал участие во многих событиях, описанных в Ветхом Завете. К примеру, он явился израильтянам, когда они выходили из египетского рабства, в виде столпа; через него являлась сила Божия, которая и уничтожила египтян, которые преследовали Божий народ.

18. Архангел Михаил спас парня, которого нечестивые монахи ради наживы сбросили с камнем на шее в море у берегов Святой Горы.

19. В конце XIII века в афонском монастыре Дохиар из-за засухи почти не осталось воды. Тогда небесные покровители обители – Архангелы Михаил и Гавриил явились во сне иноку Феодулу. Они указали, что возле северной стороны собора расположен источник. Когда монахи начали копать – из земли ударил источник, который действует и сегодня. Он известен как “Колодец Архангелов”.

20. Иконография икон Архангелов обусловлена их особенностью служения. Михаила попирает ногами дьявола; в его левой руке – зеленая финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью, на которой изображен крест или с мечем.

21. Соборный храм обители Дохиар отмечет 21 ноября панигир. Храм Архистратигов – самый высокий из всех афонских церквей. Он облицован мрамором.

Помощь близкому при психическом расстройстве

Основные понятия

В настоящее время много говорят о росте числа психических расстройств в обществе, однако многие люди имеют очень неопределенные представления об этом весьма размытом понятии. Несмотря на то, что сейчас психиатры делают все возможное, чтобы как можно лучше информировать население о стрессах, депрессии, тревоге, неврозах, более тяжелых психических расстройствах, литературы, написанной экспертами для простого обывателя крайне мало, а в интернете встречается изобилие информации, написанной либо сложным языком, либо просто безграмотно. Все это в итоге приводит к тому, что такая информация не только противоречит действительности, но и вредит.

Невозможно в одной статье все «разложить по полочкам» и дать четкую инструкцию по взаимоотношениям между пациентом и его близкими, но есть возможность привести к целостной картине представление об этой сложной группе заболеваний (термины «заболевание» и «расстройство» с медицинской точки зрения во многом близки, но не тождественны*). Поэтому моя задача – познакомить читателя с этой сложной проблемой, в первую очередь связанной со взаимоотношениями и помощью страдающим тяжелыми психическими недугами.

*Самые основные термины желательно знать, тогда врачу будет легче помочь как самому больному, так и его близким. Кроме того, не стоит употреблять терминов, которые Вам недостаточно хорошо известны, лучше описывать ситуацию или состояние так, как Вы это понимаете.

Итак, Психические (или душевные, потому что Психея – в переводе с греческого означает душа) РасстройстваЭто болезненные состояния человека с психопатологическими (т. е., с психическими нарушениями) И поведенческими (т. е., проявляются не всегда, например, при неврозах, когда человек усилием воли держит себя в пределах культурного социума до определенного момента) проявлениями, обусловленными воздействием биологических, психологических, социальных и других факторов.

Не будем путать с психозами (или психотическими) расстройствами, которые характеризуются грубыми и противоречивыми окружающей обстановке нарушениями мышления, восприятия и поведения (бред, в медицинском, а не обывательском представлении; галлюцинации; психомоторное возбуждение; суицидальное поведение и т. д.).

Важно отметить, что проблема психических расстройств междисциплинарная и даже межведомственная, социальная. Нужна реабилитация, а не только лечение.

Что касается диагноза. Диагноз – определение и распознавание, указание на болезнь. В медицине, а особенно в психиатрии, не всегда постановка диагноза подразумевает лечение в строгом соответствии с диагнозом. Зачастую диагноз – это статистическая категория, необходимая для понимания, грубо говоря, чем сходно состояние одного больного с другим.

У меня порой вызывает недоумение стремление человека посмотреть записи врача. Ведь специальная интерпретация, обоснование диагноза, терминология могут не только испугать и обидеть неподготовленного человека, а вызвать необоснованное недоверие к специалисту и, того хуже, усугубить нарушенное душевное равновесие, огорчить не только больного, но и родственников.

Гораздо важнее доверять друг другу (врачу, пациенту, его близким), задавать интересующие вопросы. Именно на доверии достигается желаемый результат – излечение или стойкая ремиссия, если расстройство хроническое.

Я не буду в этой статье много расшифровывать понятия и термины. Поговорим по теме, соответствующей заголовку. Речь пойдет о таких заболеваниях как шизофрения, деменция, тяжелые депрессии, наркологические зависимости (алкоголизм, наркомании) и др. Попробую дать основные, своего рода «универсальные» рекомендации.

Рекомендации

1 ситуация: родственник (как 16-летний ребенок, так и старенький дедушка, в прошлом или настоящем научный работник) стал «каким-то не таким», начал замыкаться, раздражаться без видимой причины, хотя «агрессивным раньше он никогда не был», заговариваться, разговаривать сам с собой.

Обычно такое поведение вначале воспринимается как шутка, потом удивление, затем начинается дискуссия с больным человеком, что может привести к серьезным конфликтам и недоверию. Если Вы подозреваете у близкого Вам человека психическое расстройство (мы не берем экстренные ситуации, например, при выраженной агрессии, здесь уже вмешиваются полиция и медицинские работники), нельзя спорить.

Желательно и не поддерживать болезненные заблуждения человека, постараться быть терпеливыми и заботливыми, уговорить близкого обратиться за медицинской помощью. К сожалению, в нашем обществе, когда речь идет о психиатрии, в большинстве случаев это вызывает усмешку, испуг, удивление, только не сочувствие и желание помочь больному человеку, тем более, если это относится к родственнику. Только потом, когда больной человек сможет почувствовать и даже понять, что помощь психиатра ему во благо, он сам потянется к ней.

На первоначальном этапе стоит попытаться уговорить человека успокоиться, оценить его степень адекватности (если раньше он доверял Вам, а сейчас безосновательно нет, понимает ли он Вас или находится весь в своих переживаниях и т. д.), понять, существуют ли угрозы для него и окружающих.

Насильно помочь человеку невозможно (недобровольная госпитализация в психиатрический стационар проводится только по решению суда), но сделать все возможное необходимо: привлечь родственников, которые правильно поймут и поддержат, авторитетных для больного людей, посоветоваться с врачом.

2 ситуация: пациента удалось привести к психиатру. Здесь могут быть 2 пути. Доктор поможет разобраться в ситуации, поставит диагноз, назначит лечение, даст рекомендации. Здесь все очень индивидуально. Но может быть и так, что врач дает рекомендацию, но ей не хочет следовать не только больной (в силу неадекватности), но и родственник.

Могу привести пример. Приводит к врачу-психотерапевту мать свою 20-летнюю дочь. У дочери болезненные ощущения в теле: кости по ее утверждению «ходят туда-сюда, проваливаются и больно». Обследовали все специалисты, проведены все исследования, в том числе МРТ, заболеваний никаких не обнаружено, симптомы не соответствуют предполагаемой физической патологии.

Был поставлен диагноз психического заболевания, назначены препараты, через пару месяцев наступило значительное улучшение. Пациентка прекращает пить лекарства, через некоторое время приходит к врачу вместе с матерью, жалуется на ухудшение, уверяет, что лекарства не помогают, отказывается от помощи, выбегает из кабинета, мечется, говорит, что не хочет жить. Предлагается госпитализация, поскольку адекватные дозировки препаратов можно назначить только в стационаре, в ответ – категорический отказ.

С трудом удается успокоить, уговорить сделать укол, соглашается возобновить прием лекарств. Врач предлагает матери вызвать психиатрическую бригаду для решения вопроса о госпитализации, в связи с суицидальным риском, на что получает ответ: «Ну убьет себя, значит судьба такая, я ее класть в психушку не буду». Под расписку отпущена домой. Мать звонит на следующей день, дочери становится немного лучше, затем пропадает на полгода. Снова звонок на личный телефон врача: дочь лежит в постели, не хочет вставать, жалуется на «движения в теле каких-то существ», вызывающих сильную боль.

Даны рекомендации, больная наконец-то госпитализирована в психиатрический стационар с шизофренией. Выписана с улучшением, появилась критика к своему состоянию, подобрана адекватная терапия.

Итог: к счастью, эта история закончилась благополучно, но пациентка промучилась несколько месяцев, пока мать поверила в необходимость госпитализации; пришлось назначать более тяжелые препараты, лечение затянулось.

Нет ничего страшного, если пациент отказывается от данного врача (например, пациент включил врача в свою бредовую систему) или сам врач понимает, что не сможет оказать адекватную помощь. Тогда необходимо привлечь коллег, направить в стационар, совместно с родственниками продумать варианты помощи и выбрать оптимальный. Бывает, что пациент возвращается после лечения, извиняется за свое поведение, поскольку не понимал болезненности и неадекватности на тот момент.

Не стоит менять специалистов (бывает ко мне приходят с десятками рекомендаций от разных врачей одной и той же специальности, что вызывает недоумение). Ну 2-3 мнения – это понятно, но больше 10!? Наиболее частая причина – не сразу помогают лекарства, побочные эффекты.

Некоторые пациенты вскоре прекращают принимать лекарства, а многие заболевания хронические и требуют многомесячной, а то и многолетней поддерживающей терапии. Наступает закономерное ухудшение, новый врач не знает еще особенностей течения расстройства у данного больного, начинаются эксперименты с лечением, новый подбор медикаментов, формируется устойчивость к лечению, ранее эффективные препараты перестают действовать.

И еще: желательно, при первичном посещении врача принести если не все, то основные обследования, выписки, анализы. Психиатр – такой же врач, как и все остальные, и чем больше информации будет о пациенте, тем легче разобраться в диагнозе. Например, если у человека патология щитовидной железы, желательно принести последние анализы на гормоны, поскольку при изменении гормонального фона меняется и душевное состояние (раздражительность, нарушения сна, колебания настроения и т. д.).

В ряде случаев антидепрессанты не только не нужны, а могут навредить, может быть стоит ограничиться назначениями эндокринолога и психотерапией. Пожилые люди, страдающие сахарным диабетом, могут путать события и даже вести себя неадекватно при повышении глюкозы в крови, здесь назначаемые нейролептики тоже не всегда необходимы.

3 ситуация: больной давно обследован, известен диагноз, но заболевание прогрессирует. Родственники начинают «искать чуда»: консультировать больного у ведущих специалистов, едут в главные научные центры, кто-то ищет помощи за границей.

У меня был ряд случаев, когда пациенты возвращались из США, Европы, Израиля и т. д. с жалобами, что было отказано в назначении препаратов, подобранных в России, либо просто лечение оказалось неэффективным, наступило ухудшение. Здесь я бы посоветовал найти специалиста, которому Вы доверяете и согласовывать с ним свои действия. Только вместе мы можем помочь больным людям оказать адекватную помощь и если не вылечить, то максимально возможно улучшить качество жизни.

4 ситуация: неизлечимо больной в конечной стадии. Бытует мнение, точнее очередной миф, что от психических болезней не умирают, однако психические заболевания – такие же, как и соматические (т. е. болезни тела), только болен мозг, независимо есть там видимый очаг (например, в следствие черепно-мозговой травмы поврежденный участок мозга) или нет. Например, выраженное прогрессирующее слабоумие, конечная стадия алкоголизма с полиорганными нарушениями, терминальная стадия при злокачественных формах шизофрении и другие. Здесь приходится решать индивидуально, в зависимости от конкретного случая.

«Если человека нельзя вылечить – это не значит, что ему нельзя помочь».

Если уж суждено умереть, это легче сделать среди любящих родственников на своей кровати, даже если человек ничего не понимает и никого не узнает. Но он ЧУВСТВУЕТ отношение к нему. Как чувствует маленький ребенок ласку матери, улыбается или плачет, когда мама ушла. Вы скажете – сравнение никакое, дети – это наше будущее, а здесь умирающий и ничего не понимающий человек. Да, это так, но надо понимать, что любой из нас может, не дай Бог, оказаться на месте этого человека…

Ухаживающие за больными

Ну и несколько слов о помощи для тех, кто ухаживает за больными. Здесь трудно давать конкретные рекомендации, ясно только одно: нельзя вставать в позицию ни спасателя, ни жертвы, нужно просто выполнять свой человеческий долг по мере сил и возможностей. Не забывайте про себя.

Любой человек, проживающий с больным и тем более ухаживающий за ним, испытывает громадный личный и эмоциональный стресс. Поэтому следует подумать о том, как Вы будете справляться с болезнью в будущем. Разобравшись, как следует в собственных эмоциях, Вы сможете более эффективно справляться как с проблемами больного, так и с Вашими собственными проблемами. Вам, возможно, придется испытать такие эмоции, как горе, стыд, гнев, смущение, одиночество и другие.

Для некоторых людей, ухаживающих за больным, семья является лучшим помощником, другим она приносит лишь огорчения. Важно не отвергать помощь других членов семьи, если они располагают достаточным количеством времени, и не пытаться нести подчас нелегкое бремя ухода за больным одному.

Если члены семьи огорчают Вас своим нежеланием помогать, или из-за недостатка сведений о данном расстройстве критикуют Вашу работу, Вы можете создать семейный совет для обсуждения проблем по уходу за больным. В частности, принять решение привлечь наемного работника, хотя бы на период времени, необходимый для Вашего отдыха и восстановления сил, и при необходимости, лечения.

И последнее. Не держите проблемы в себе. Ощутив, что Ваши эмоции являются в Вашем положении естественной реакцией, Вам будет легче справиться со своими проблемами. Не отвергайте помощь и поддержку других, даже если Вам кажется, что Вы их затрудняете. Даже сами психотерапевты (казалось бы, знающие, как максимально уменьшить стресс) часто имеют своего психотерапевта, и плохо тому врачу, который пренебрегает помощью своих коллег.

Информацию для Вас подготовил:

Аронов Павел Владимирович – врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент. Врач ведет прием в корпусе клиники на Бауманской.

Лечение деменции

Поделиться:

Старческое слабоумие, или деменция, — это поражение мозга, вызывающее постепенное, но стойкое снижение главной способности, отличающей человека от животного, — мыслить. Почему так происходит и, главное, как лечить это заболевание?

Деменция, кто ты?

Наиболее распространенным типом старческого слабоумия (50–70 % случаев) является уже ставшая легендарной болезнь Альцгеймера. Та самая болезнь, которая не щадит лучшие умы человечества, заставляя порой своих жертв идти на самые крайние меры: так, один из самых популярных писателей современности Терри Пратчетт решил добровольно уйти их жизни, узнав о диагнозе.

Гораздо реже встречаются так называемая сосудистая деменция, слабоумие Леви и другие типы заболевания. Кстати, в одном и том же человеке могут сосуществовать одновременно два и даже более типов деменции. При этом масштабы, с которыми слабоумие собирает свой урожай, впечатляют: по данным статистики, 47,5 миллионов людей сегодня живут, теряя с каждым днем здравый смысл и светлую память. На фоне патологии также появляются эмоциональные проблемы, нарушается речь. Сознание человека при этом, как правило, не затрагивается.

Ситуация усугубляется тем, что кардинального метода лечения деменции, который позволил бы полностью остановить патологический процесс и восстановить когнитивную функцию головного мозга, пока не нашли. Также невозможно и провести медикаментозную профилактику заболевания. Однако лекарства, которые бы затормозили развитие деменции, все-таки существуют.

Блокаторы ферментов

Ученые предполагают, что на начальных стадиях старческого слабоумия происходят нарушения в механизме, обеспечивающем нормальную передачу нервных импульсов в центральную нервную систему.

Для восстановления этих процессов было предложено назначать специальные препараты, блокаторы холинэстеразы, которые предотвращают распад важного вещества, осуществляющего передачу информации в головной мозг, — ацетилхолина. Таким образом удается улучшить деятельность ЦНС и замедлить прогрессирование нескольких типов деменции, в частности, болезни Альцгеймера, слабоумия при болезни Паркинсона, сосудистой деменции.

В Российской Федерации на сегодняшний день зарегистрированы три препарата этого типа:

Донепезил (торговое название Алзепил); Ривастигмин (Экселон); Галантамин (Нивалин).

Все эти средства в какой-то мере улучшают умственные способности, а в ряде случаев помогают восстановить дневную активность и облегчить уход за больными. Однако, к превеликому сожалению, эффективность препаратов этого ряда при деменции весьма скромна. Поэтому их назначают, как правило, при слабоумии легкой степени, а в более тяжелых случаях отдают предпочтение практически единственной альтернативе — мемантину.

Препарат выбора

Действие мемантина (Акатинол Мемантин) основано на улучшении функции клеток головного мозга, нейронов, путем сложных биохимических взаимодействий. Клинически доказано, что применение мемантина в дозе 10 мг дважды в сутки на протяжении полугода позволяет стабилизировать или даже улучшить умственные возможности больных, поднять настроение и повысить функциональность.

Читайте также:
Лечение Альцгеймера

Несколько исследований продемонстрировали, что мемантин можно комбинировать с препаратами группы блокаторов холинэстеразы. Этот комплекс иногда позволяет замедлить прогрессирование болезни, однако лучшие результаты он показывает при болезни Альцгеймера умеренной и тяжелой степени, а вот на легких стадиях эффект гораздо ниже.

Но специалисты предупреждают, что лечить пациентов с выраженной деменцией можно лишь при условии наличия опекуна, который сможет регулярно контролировать прием лекарства, поскольку сами больные не в состоянии полностью отвечать за свои действия.

Профилактика деменции

Крайне неблагоприятные и во многом, увы, необратимые последствия старческого слабоумия вполне закономерно вселяют страх в сердца пожилых людей. Нередко с наступлением «опасного» возраста — а известно, что вероятность развития деменции резко повышается после 75 лет (среди 65–74-летней популяции — 3 % больных, 75–84-летней — 19 %, а среди людей старше 85 лет — 50 %), — появляется все более выраженная обеспокоенность перед возможностью слабоумия. Она сопровождается понятным желанием предотвратить тяжелую болезнь, превращающую умудренного жизнью человека практически в малое дитя.

Как мы уже говорили, лекарственной профилактики деменции не существует. Однако, по некоторым данным, определенные упражнения могут помочь снизить риски у здоровых людей.

Так, многие эксперты считают, что умственно сложные действия, например решение головоломок и кроссвордов, позволяют уменьшить вероятность развития старческого слабоумия. Правда, в состоянии ли подобные тренировки замедлить прогрессирование уже развившейся болезни Альцгеймера, пока неизвестно — сегодня проводятся клинические испытания, которые пытаются дать ответ на этот насущный вопрос.

А нам остается лишь тренировать свой мозг и верить, что когда-нибудь (а лучше как можно быстрее) фармакологи все-таки сумеют создать лекарство, которое сможет поставить точку на неизлечимости деменции.

Оцените статью
Добавить комментарий