Проповедь Христова Воскресения /

Проповедь Христова Воскресения /

Проповедь Христова Воскресения

Комментарии к тропарям и кондаку Недели святых жен-мироносиц

В третье воскресение после Пасхи Церковь празднует день святых жен-мироносиц. Предлагаем читателям сайта Православие. Ru богословско-филологический комментарий песнопений праздника.

Вскоре после праздника Воскресения Христова Церковь чтит в цикле богослужений Цветной Триоди память святых людей, которые послужили Спасителю, были свидетелями Его крестной смерти и первыми узнали благую весть о Воскресении своего Учителя.

В этот день мы вспоминаем святую равноапостольную Марию Магдалину, первой встретившую Христа после Воскресения, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну. Однако, помимо святых жен, празднуется также и память праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, снимавших Господа с Креста, пеленавших и погребавших Его святое тело в пещере.

Мироносицы были первыми свидетелями Воскресения Христова. Иосиф и Никодим же являлись свидетелями погребения. Это два важных события, показывающие истинность смерти и Воскресения Христа.

В связи с тем, что святые жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский и Никодим прославляются в стихирах и тропарях канона в третью неделю по Пасхе и во все дни этой седмицы, она и называется Неделей святых жен мироносиц и Иосифа Праведного.

Далее мы рассмотрим два тропаря праздника – «Благообразный Иосиф» и «Мироносицам женам» – и кондак «Радоватися мироносицам повелел еси».

Приведем церковнославянские тексты песнопений, их греческий оригинал и русский перевод.

Церковнославянские варианты песнопений таковы:

«Благообразный Иосиф, с Древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв, положи: но тридневен воскресл еси Господи, подаяй мирови велию милость».

«Мироносицам женам, при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость».

«Радоватися мироносицам повелел еси, плач праматере Евы утолил еси Воскресением Твоим Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба» [1] .

«Ὁ εὐσχήμων Ἰωσήφ, ἀπὸ τοῦ ξύλου καθελών, τὸ ἄχραντόν σου Σῶμα, σινδόνι καθαρᾷ εἱλήσας καὶ ἀρώμασιν, ἐν μνήματι καινῷ κηδεύσας ἀπέθετο· ἀλλὰ τριήμερος ἀνέστης Κύριε, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος».

«Ταῖς μυροφόροις Γυναιξί, παρὰ τὸ μνῆμα ἐπιστάς, ὁ Ἄγγελος ἐβόα· Τὰ μύρα τοῖς θνητοῖς ὑπάρχει ἁρμόδια, Χριστὸς δὲ διαφθορᾶς ἐδείχθη ἀλλότριος· ἀλλὰ κραυγάσατε· Ἀνέστη ὁ Κύριος, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος».

«Τὸ Χαῖρε ταῖς Μυροφόροις φθεγξάμενος, τὸν θρῆνον τῆς προμήτορος Εὔας κατέπαυσας, τῇ Ἀναστάσει σου, Χριστὲ ὁ Θεός, τοῖς Ἀποστόλοις δὲ τοῖς σοῖς κηρύττειν ἐπέταξας, ὁ Σωτὴρ ἐξανέστη τοῦ μνήματος» [2] .

«Благообразный Иосиф, с Древа сняв Твое Пречистое Тело, обвив чистой плащаницей, и помазав благовониями, в новом гробе, закрыв, положил. Но тридневно воскрес, Господи, Подающий миру великую милость».

«Женам-мироносицам у гробницы представ, Ангел восклицал: “Миро мертвым приличествует, Христос же истлению явился чуждым, но возгласите: воскрес Господь, подающий миру великую милость”».

«Радоваться мироносицам повелел, плач праматери Евы прекратил Воскресением Твоим, Христос Бог, апостолам же повелел провозглашать: “Спаситель воскрес из гроба!”»

Благообразный Иосиф

Тропари недели Жен-мироносиц и Иосифа Праведного уже встречались тем верующим, которые молились на богослужении Страстной седмицы. Его исполняют во время выноса Плащаницы на вечерне Великой пятницы и утрене Великой субботы. Однако, несмотря на то, что начала текстов полностью совпадают, они обладают различными концовками. Так, в тропарях Великой субботы отсутствуют финальные части тропарей, в которых прославляется Воскресение:

«Но, тридневен, воскресл еси, Господи, подаяй мирови велию милость».

Безусловно, в этом тексте мы воспеваем события, предшествовавшие Воскресению Христа. Происходит чествование Иосифа Аримафейского, который осмелился выпросить у Пилата тело Спасителя для погребения в новом гробе, где еще никто не был положен (см.: Лк. 23: 53). Прежде, чем положить тело Христа во гроб, Иосиф омыл его благовониями. Текст тропаря передает этот момент следующим образом:

«Вонями во гробе нове покрыв, положи».

Церковнославянское слово «воня» обозначает «запах, благовонных дым, душистый приятный запах, аромат, благовония» [3] .

Своим Воскресением Господь показывает Свою милость человеческому роду. Через Воскресение человечество избавляется от власти греха и смерти. Теперь каждый человек может обрести спасение и войти в Царство Небесное. Именно об этой огромной милости – «велия милость» (μέγα ἔλεος) [4] , – оказанной Богом человеку, и идет речь в окончании тропаря.

Возгласите: воскрес Господь!

Во втором тропаре мы уже встречаем обращение из пещеры Воскресения ангела к мироносицам:

«Мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь».

Церковнославянский язык дает нам два интересных слова: «прилична» – соответствующий, надлежащий, относящийся к чему-либо [5] , и «чуждь» – чуждый – чужой, иноплеменный, не имеющий общей части [6] .

Мироносицы не должны думать о земной чести Мессии, но возглашать: «Христос воскрес!»

Через ангела мироносицы узнают, что тело Христа не подверглось никакому тлению. Более того, миро, которое они принесли, чтобы омыть Спасителя, должно употребляться для погребения мертвых, а Христос жив.

Мироносицы не должны думать о земной чести униженного Мессии, но проповедовать, возглашать и восклицать:

«Воскресе Господь, подаяй мирови велию милость».

И здесь опять иное окончание. Речь идет о великой, огромной милости, которую дарует Христос всему миру в Своем тридневном воскресении. Люди, насколько это возможно, восклицают и благодарят Творца.

Спаситель воскрес от гроба

Наконец, кондак праздника восхваляет Воскресшего Спасителя, Который побуждает мироносиц радоваться Его Воскресению, поскольку Он «плач праматери Евы утолил». Ее плач – образ ветхозаветного человечества, которое ожидало спасения. Новозаветное человечество теперь призывается к проповеди о Воскресшем Христе:

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19).

Греческий глагол «κηρύττειν» переведен на церковнославянский как «проповедати». Но в оригинале он указывает на провозглашение особой вести [7] . Христиане – глашатаи, герольды радостной вести о спасении мира, которое совершилось в трехдневном Воскресении Спасителя.

Таким образом, тексты богослужений этой недели наполнены переживаниями о Воскресшем Спасителе – от тихих и скорбных к радостным. На этом контрасте мы можем еще больше приблизиться к непосредственным участникам тех чудесных событий.

Стоит помнить: святые жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский и Никодим являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. В связи с этим в полной мере можно сказать, что этот праздник объединяет всех верных христиан, которые следуют за Господом до самого конца.

[1] Триодь Цветная. М., 2002. Л. 63, 69 об.

[3] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 3. М., 1976. С. 21.

[4] Liddell H. G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 512.

[5] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 19. М., 1994. С. 204.

[6] Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви; ДАРЪ, 2006. С. 363.

Толкование воскресного Евангелия. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Мк., 15:43 – 16:8

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Второе воскресенье после Светлой седмицы – память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца. Мы знаем, что Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (см.: Ин. 3: 2–21). И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: Разве закон наш судит человека прежде, чем выслушает его? (Ин. 7: 51).

А что мы знаем об Иосифе Аримафейском? Самое главное то, что он дал Господу свою гробницу, тот каменный гроб, высеченный в скале, который он приготовил для себя (см.: Мф. 27: 60). Эта гробница, в которой было положено тело Спасителя, принадлежала Иосифу. И нам есть и здесь о чем задуматься. Авраам, когда он был в земле Ханаанской, ничего не имел, но у него было место погребения. А у Спасителя нашего не было и того. А с другой стороны, мы видим, что Иосиф отдает свою гробницу – то есть, место, которое он приготовил для своей собственной смерти. Перед нами человек, который всегда имеет память о смерти. Это только редкие святые, подвижники, пустынники имели гроб постоянно в сенях своей кельи, чтобы видеть ясней, чем кончается жизнь человеческая и чем все определяется в жизни. Святой праведный Иосиф имел эту память постоянно – у него был гроб, приготовленный для себя. И оттого что он отдал свой гроб Христу Богу, его смерть уже заранее соединилась со смертью Христа Бога. Она заранее освящена новою жизнью, которую Христос принес всем людям.

Об этой гробнице сказано, что она была новой, туда никто никогда не был положен, как это обычно бывало у иудеев (Лк. 23: 53). В этом был тоже великий смысл, потому что Господь, умирающий как всякий человек, в то же время проходит совершенно новый путь смерти, открывая новый путь смерти для каждого человека. И все должно быть новым. И в том, что эта гробница была высечена в скале, святая Церковь тоже видит великую тайну. Христос умер, чтобы гроб каждого человека стал убежищем, надежною защитою для всех, кто верен своему Господу, для всех Его святых. Смерть – самое драгоценное приобретение, как говорит апостол Павел (см.: Флп. 1: 21), потому что через нее открывается та истинная жизнь, для которой человек приходит в мир.

В Евангелии сказано, что Иосиф Аримафейский был знаменитым членом совета. То есть, он был видной личностью благодаря своим выдающимся качествам. И он был членом великого синедриона, который выносил смертельный приговор нашему Господу. Может быть, от него Церковь имеет все сведения об этом суде над судом, как говорят святые отцы, который совершался тогда, потому что никто из учеников, естественно, не мог присутствовать на нем. Но об Иосифе сказано еще нечто более драгоценное: он ожидал Царствия Божия. Те, кто ждет Царствия Божия и хочет быть его причастником, должны засвидетельствовать готовность стоять за дело Христово. И этого человека Бог воздвиг для особого служения, которое никто из Его учеников не мог и не осмелился исполнить: он дерзнул войти к Пилату и просить тела Иисусова. Хотя он знал, что это вызовет ярость первосвященников, он смело вошел к Пилату. Когда он видел живого Христа, который проповедовал о приближении Царствия Божия, его сердце влеклось ко Господу, но он не решался идти дальше, он был тайным учеником Христовым. Но когда он увидел распятие Христа – может быть, он тоже был среди тех, кто стоял около этого Креста Господня, – его сердце было сокрушено любовью Господней. Мы видим, что с самого начала сотник, потом Иосиф с Никодимом и другие люди являются свидетелями исполнения слова Христова: когда Он будет вознесен от земли, Он всех привлечет к Себе.

Некоторые говорят, что Иосиф Аримафейский дал Христу гробницу после того, как Христос умер, но он не сделал ничего, чтобы заступиться за Него при жизни. И в этом есть, может быть, некая правда – та, которую мы должны увидеть, каждый из нас, по отношению, прежде всего, к самим себе. Так бывает и так должны мы увидеть свою собственную жизнь, что мы не сотворили ничего достойного для Господа нашего, но только смерть Христова открыла нам глаза на все, что происходит в нашей жизни. И только смерть Христова способна нас изменить по-настоящему.

И сейчас, когда в мире идет неслыханное поругание Церкви Христовой, которая уже все более возводится на крест, когда все большему осмеянию подвергается истина Божия, мы должны быть способны сказать вместе с псалмопевцем: Время сотворити Господеви, разориша закон Твой. Время Господу действовать, потому что никто ничего не может, и разорили уже закон Твой, и нечестивые торжествуют. И далее: Сего ради я возлюбил Твои заповеди паче злата и топазия» (Пс. 118: 126–127). Только тогда, когда я увидел такое поругание правды Божией, всех заповедей Божиих, достоинства человеческого и Божественного, я понял, что заповедь Божия для меня дороже всего на свете. И я буду хранить ее ценою жизни и смерти. Вот о каком все решающем выборе, который совершил святой праведный Иосиф Аримафейский, напоминает нам сегодня Церковь.

В человеке вера может быть слишком слабой, чтобы он открыто мог исповедать Христа. Так было в годы недавних гонений, и сейчас все больше люди стыдятся открыто исповедать веру, боясь насмешек. Но не может человек все время скрывать свою веру. Рано или поздно она должна быть выражена внешне. Или она вообще должна перестать быть. Вот о чем говорит нам святой праведный Иосиф Аримафейский.

И о нем сказано еще, что он помазал благоуханным миром бездыханное тело Спасителя, обвив его чистою плащаницею. Так велико было количество этого мира, – литр сто, что слова Писания – се, одежды Твои благоухают миром и алоем (Пс. 44: 9) – исполнились буквально. И смерть Христа даже во внешнем, видимом, буквальном ее проявлении была приношением и жертвой Богу, благоуханием приятным, как говорит Писание (см.: Еф. 5: 2).

Но жены-мироносицы, несмотря на это, снова идут с миром. Что это значит? Неужели недостаточно мира было принесено для Господа? Они купили ароматы, чтобы помазать тело Господа. Это значит, что поклонение, которое оказывают другие люди Христу, любовь, которую они приносят Ему, не может препятствовать нам приносить наше поклонение Господу. У Креста Христова кроме Божией Матери и возлюбленного Его ученика, кроме святых праведных Иосифа и Никодима, стояли жены-мироносицы. Они стояли там, потому что души их были помазаны бессмертною любовью Христа Бога. Они были до края наполнены благоуханием веры и любви. И по этой причине взяли в руки благоуханное миро, чтобы помазать тело Христово. Мы видим мужество и верность не со стороны двенадцати ближайших учеников, но со стороны слабых женщин. В моменты особых испытаний слабые часто становятся сильными, и наоборот. Потому что Бог Сердцеведец знает людей глубже, чем мы судим о них своим поверхностным судом человеческим.

Мироносицы идут, как сказано по-церковнославянски, еще сущей тьме – от этих слов возникает ощущение рождения нового мира и нового человека. Мы видим почти физически, как исчезает тьма, и воспринимаем духовно, как мрак смерти уступает место свету нового дня, когда идут жены-мироносицы ко гробу. Мы поистине видим утро творения нового мира, о котором возвещает ангел. Как будто, говоря о солнце воссиявшем, слово Божие возвещает нам не столько о физическом солнце, сколько о Солнце правды – Христе, о первом дне нового творения, который становится нашим воскресением, присутствует во всей нашей жизни. Сей день егоже сотвори Господь. День Господень. Эта заря новой жизни соединена с любовью святых жен-мироносиц.

Обратим сегодня внимание на простую единственную тайну. Когда все ученики разбежались, Иосиф Аримафейский и Никодим отбросили всякий страх, открыто показав себя учениками Христовыми. И жены-мироносицы точно так же явили любовь, которая не страшится ничего. Они полны забот и страхов. Кто отвалит им камень от дверей гроба? Потому что этот камень очень велик. Они не знают, как поведет себя стража, которая поставлена Пилатом у гроба. Но жены-мироносицы, так же как Иосиф Аримафейский и Никодим, забывают о собственной безопасности, чтобы исполнить последний долг по отношению к Умершему, принести Ему последний дар своей любви.

Что может значить это приношение перед лицом смерти, что может оно изменить, какой смысл в таком риске? Им даже помазать тело Христово не было дано, но они были помазаны благодатью Божией, любовью Христовой за эту свою решимость. В тех обстоятельствах это было для них единственной возможностью отдать Господу все, что у них есть. И это все, что нужно Господу от каждого человека. Этого достаточно было Господу, как всегда будет достаточно, чтобы свет новой жизни воссиял для нас. Вот тайна Воскресения Христова и человека, который рождается во Христе Воскресшем.

Жизнь человеческая не имеет никакого смысла, кроме такой любви, кроме того, чтобы мы рано или поздно научились так прикоснуться ко Господу, как во многие грехи впадшая жена, ощутившая Божество Спасителя, прикоснулась к Нему накануне Его страстных дней; как кровоточивая женщина прикоснулась к краю Его одежды и получила исцеление; как апостол Фома прикоснулся к ранам воскресшего Господа; как святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим прикоснулись к бездыханному телу своего Спасителя; как разбойник благоразумный словами «помяни мя, Господи» прикоснулся в полноте к тайне распятия Христова; как преподобномученица великая княгиня Елисавета и первомученик архидиакон Стефан прикоснулись ко Господу распятому и воскресшему Его молитвою о убивающих их – «прости им, Господи, не знают, что творят»; как все святые… Как мы призываемся – каждый из нас – прикоснуться к нашему Господу своею жизнью и смертью, словами, которые мы произносим в конце каждого дня и которые надеемся произнести в последний час нашей жизни вместе со Христом: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». С тем, чтобы крест христианский, который будет над нашей могилой, наш крест, которым увенчивается вся наша жизнь, соединился до конца с Крестом Христовым. Чтобы гроб, в который мы будем положены, стал яко живоносец, яко рая краснейший и воистину чертога всякаго царского светлейший. Чтобы новая жизнь Воскресения Христова открылась нам, как наше собственное воскресение, и мы узнали, что этот единственный смысл жизни – любовь, которая у Господа одного есть – нам принадлежит.

Неделя святых жен Мироносиц и Иосифа праведного (3-я по Пасхе)

В эту неделю церковные службы заимствуют содержание свое из евангельского повествования о явлении воскресшего Господа святым женам Мироносицам. Это всерадостное явление Господа было первое, по возстании Его из гроба, и потому прославляется Церковью в настоящее время, как несомненное доказательство Его воскресения. В числе Мироносиц в Евангелии упоминаются следующия: Мария Магдалина (см. 22 июл.), Мария Клеопова или Иаковля (Иоан. 19:25), Саломия (Мар. 15:40-41, 16:1-8), Иоанна (Лук. 8:3, 24:10), Марфа и Мария — сестры Лазаря (Лук. 10:38-42, Иоан. 11:1-45), Сусанна (см. Лук. 8:3). Кроме этих семи жен Мироносиц, “и иные множайшия бяху, яже бяху служащия Христу и учеником Его от имений своих.”

Святые жены Мироносицы и обстоятельства явления им воскресшего Господа прославляются в стихирах и тропарях канона в третью неделю по Пасхе и во все дни этой седмицы, и потому она называется неделей святых жен Мироносиц. Кроме святых Мироносиц, в церковных песнопениях настоящей недели прославляются Иосиф Аримафейский и Никодим, тайный ученик Спасителя (см. 2 авг.). По объяснению Синаксаря, святые жены Мироносицы были “первые и неложные свидетельницы воскресения, Иосиф же и Никодим — погребения, а это важнейшие и содержательнейшие у нас догматы; вот по этой-то причине неложным свидетелям погребения вместе с женами, видевшими воскресение, и установлено праздновать после первого уверения Фомы, ибо оно положено прежде потому, что случилось, как говорит святой евангелист, через восемь дней.”

Призывая своих чад в нынешний день восхвалять “Иосифа чудного купно с Никодимом, и Мироносицами верными,” святая Церковь в своих песнопениях этого дня преимущественно прославляет Господа нашего Иисуса Христа, внушая нам тем самым, что Он для нас всегда должен быть первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления. Так как святых Мироносицы были свидетельницами не только воскресения Спасителя, но и Его страданий, смерти, и погребения, то и святая Церковь в своих песнопениях воспоминает “страсти” Спасителя и, обращаясь к Нему, воспевает: “заушен нас ради, и оплеван был еси, Иисусе, от беззаконников,” “оцта и желчи, Спасе, напоен был нас ради,” “в животворные ребра копием прободен был еси,” “вменился еси в мертвых,” “во гробе положен еси.”

Но эти скорбные воспоминания страданий и смерти Спасителя обильно сорастворяются утешительным указанием на спасительные для нас плоды креста Спасителя и радостью об Его воскресении. “Где — восклицает святая Церковь, — твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? сокрушился еси оживлением Воздвигшего мертвыя;” “да веселится Сион, да радуется и небо, воскресе Христос, мертвые воздвигнувый.” Даже тропари этой недели (“Благообразный Иосиф,” “Мироносицам женам”), будучи заимствованы из службы Великой субботы, когда они выражали преимущественно благочестивую скорбь и лишь только предчувствие торжества, в эту неделю тоже дополняются радостным указанием на совершившееся воскресение Спасителя (см. ниже, окончания этих тропарей). Чрез такое сопоставление скорбных и радостных воспоминаний в церковных песнонопениях этого дня с особенной силой оттеняется душевное состояние святых жен, восприявших по воскресении Спасителя “вместо плача радость неизглаголанную,” а рав но глубже запечатлевается и в наших сердцах эта “радость неизглаголанная” о Христовом воскресении, “имже просветишася всего мира концы.”

Примечание. Прибавляемые на утреннем каноне к воскресным песням пасхального канона богородичны (см. 4 прим. на 653 стр.), воспевающие чудо воскресения Христова, но обращенные к лицу Богоматери (поемые и во дни Светлой седмицы, кроме первого), — являются в неделю Мироносиц, как нарочитая особенность Богослужения, ибо отселе, как видно из церковного Устава, заимствуются и в другие службы и, заключая собою общий пасхальный канон, предшествуют песням в честь святых Мироносиц. Ясно, что, принимая участие в радости Мироносиц, святая Церковь считает своим долгом приветствовать первее с этого радостно Ту, сердцу Которой она ближе всего. (Рук. д. с. п. 1892,15).

Молитвословия дня

Тропарь (воскресный 2 гл.), — см. Великую субботу.

“Слава.” Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Твое тело, плащаницею чистою обвив, и благоуханми во гробе нове закрыв положи: но тридневен воскресл еси Господи, подаяй мирови велию милость,

“И ныне.” Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд; но возопийте воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Кондак, гл. 2. Радоватися мироносицам повеллл еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.

Апостол. Деян. 6:1-7; 16 зач.

Евангелие. Мар. 15:43-47, 16:1-8, 69-70 зач.

На вечерне воскресенья и пятницы и на утрене среды на стиховне поется: “Тебе одеющагося.”

“Аще храм святых жен Мироносиц, на малей и велицей вечерни, и на утрени, и на литургии поем во всем подобие, якоже великомученику Георгию (см. Мр. гл. в Уст. и ср. 48 храм, гл.); точию на вечерни паремии чтем, писаны в неделю всех святых; на утрени по полиелеи величание поем сице: Величаем вас святые мироносицы, и чтем святую память вашу: вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Псалом: Блажен муж бояйся Господа, и прочая” (Уст.).

Вся следующая Третья седмица по Пасхе, кончая субботой, посвящена попразднтву недели святых жен Мироносиц.

С 4-й недели по Пасхе до праздника Вознесения Господня прославляются в службах церковных и воскресение Христово и некоторые обстоятельства Евангельской истории, в которых с особенной ясностью открылось людям Божественное могущество Иисуса Христа как Мессии, так что видевшие дела Его должны были уверовать в воскресение Христово.

С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год

Пересветовское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Официальный сайт

Последние проповеди

Приходская газета «Благодатное Небо»

Фотоальбомы

Мы ВКонтакте

ПВПК «ПЕРЕСВЕТ»

Ссылки

Облако меток

Рубрики

Архивы

30 апреля. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Св. прав. Вероники

На Пересветовском подворье были совершены Всенощное бдение, молебен Божией Матери и Божественная Литургия.

В третью неделю после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных. Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

    Патриарх Новости Документы Межсоборное присутствие Публикации Организации Персоналии Фото Видео Аудио Анонсы Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    Архиерейский Собор-2021 Архиерейский Собор-2017 Архиерейский Собор-2016 Архиерейский Собор-2013 Архиерейский Собор-2011 Поместный Собор-2009 Архиерейский Собор-2009 Патриарх Высший Церковный Совет Межсоборное присутствие Синодальные учреждения Московская Патриархия Епархии и Экзархаты Поместные Церкви Церковь и государство Церковь и общество Наука и образование Издательства и СМИ Памятные даты Межрелигиозные отношения Гонения на христиан Инославие Старообрядчество

Главные новости

Предстоятель Русской Церкви обратился к председателю Правительства РФ с просьбой поддержать законопроект, ограничивающий применение вспомогательных репродуктивных технологий для иностранцев в России
Святейший Патриарх Кирилл впервые возглавил заседание Архиерейского совета Московской митрополии
Святейший Патриарх Кирилл принял ректора Николо-Угрешской духовной семинарии
Святейший Патриарх Кирилл благословил усилить в московских и ставропигиальных храмах меры по профилактике распространения коронавирусной инфекции
Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

Архив

Богослужебные указания за 3 мая 2020 года

Неделя 3-я по Пасхе, Святых жен-мироносиц. Глас 2-й.

Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского.

Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря108. Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц)109.

Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Велича́ем вас, святы́я мироно́сицы, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите о нас Христа́ Бо́га на́шего». Псалом избранный: «Блажен муж, боя́йся Господа. », и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»).

Служба совершается по Триоди.

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Деян., 16 зач., VI, 1–7. Мк., 69 зач., XV, 43 – XVI, 8.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Мироно́сицы жены́, гро́ба Твоего́…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Проси́ Ио́сиф…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель мой…» (см. в Триоди на ряду).

На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, всю просвети́ вселе́нную…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе́, оде́ющагося све́том, яко ри́зою…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресе́ния день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» поется единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

Примечание. «Ве́домо же бу́ди, я́ко от Неде́ли свята́го Фомы́ не быва́ет хлеболомле́ние по благослове́нии хле́бов, за кра́ткость но́щи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда́ снизше́л еси…» (дважды). «Слава» – тропарь праздника, глас тот же: «Благообра́зный Ио́сиф…», «И ныне» – ин тропарь праздника, глас тот же: «Мироно́сицам жена́м…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди).

Вместо полиелея положено петь Непорочны, то есть 17-ю кафизму.

Примечание. Пение Непорочных на воскресной утрене назначается Уставом до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

«Ангельский собор. ». Ипакои, глас 2-й: «По стра́сти ше́дше…». Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Воста́ни, Го́споди Бо́же мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды) и канон праздника Триоди (Недели мироносиц) на 8.

Примечание. Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряны́не и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «А́ще и во гроб снизше́л еси…», и икос, глас тот же: «Е́же пре́жде со́лнца…»; седален праздника, глас 2-й: «Ми́ра те́пле…». «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же: «Ученико́в Твои́х лик…».

По 6-й песни – кондак праздника, глас 2-й: «Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси…», и икос, глас тот же: «На гроб Твой, Спа́се…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен праздника: «Жены́, услы́шите…», «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 2-й – 8. «Слава» – евангельская стихира, глас тот же: «С ми́ры прише́дшим…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам – обычные воскресные (в Триоди указываются инципиты стихов). Стих 1-й: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́»; стих 2-й: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскре́с из гроба…».

На часах – тропарь воскресный: «Егда́ снизше́л еси…». «Слава» – тропарь праздника: «Благообра́зный Ио́сиф…». Кондак праздника: «Ра́доватися мироно́сицам…».

На Литургии блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), и праздника Триоди (Недели мироносиц), песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда́ снизше́л еси…», тропарь праздника, глас тот же: «Благообра́зный Ио́сиф…». «Слава» – кондак праздника Триоди, глас тот же: «Ра́доватися мироно́сицам…», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «А́ще и во гроб…».

Прокимен – Недели мироносиц, глас 6-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…»; стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́. ».

Апостол и Евангелие – Недели мироносиц.

Аллилуиарий – Недели мироносиц, глас 8-й: «Благоволи́л еси, Го́споди, зе́млю Твою…»; стих: «Ми́лость и и́стина. ».

Причастен – Пасхи: «Те́ло Христо́во приими́те…», и дня (воскресный): «Хвали́те Го́спода с Небе́с…».

108 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 339–340.

Оцените статью
Добавить комментарий