ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

— во-первых, мы не имеем права убивать;

— во-вторых, мы не можем убить жизнь.

Если случится на базаре разбить горшок из глины, гончар рассвирепеет и потребует возмещения убытка. По правде говоря, человек тоже сотворен из такого же дешевого материала, что и горшок, но то, что сокрыто в нем, — бесценно. Это душа, созидающая человека изнутри, и Дух Божий, дающий душе жизнь.

Ни отец, ни мать не имеют права лишать жизни своих детей, ибо не родители дают жизнь, но Бог через родителей. А раз родители жизнь не дают, то они не имеют права отнимать ее.

Но если родители, которые так много трудятся, чтобы поставить на ноги своих детей, не имеют права лишать их жизни, как же могут иметь такое право те, которые случайно столкнутся на жизненном пути с их детьми?

Если случится разбить горшок на базаре, больно станет не горшку, а горшечнику, который его слепил. Точно также, если убит человек, боль чувствует не убитый, но Господь Бог, Который человека сотворил, возвысил и вдохнул Дух Свой.

Так если разбивший горшок должен возместить убыток горшечнику, то тем более убийца должен возместить Богу жизнь, которую отнял. Даже если люди не потребуют возмещения, Бог потребует. Убийца, не обманывай себя: даже если люди забудут о твоем преступлении, Бог забыть не может. Смотри-ка, есть вещи, которые и Господь не может. Например, Он не может забыть о твоем преступлении. Помни об этом всегда, вспомни в гневе своем, прежде чем схватиться за нож или пистолет.

С другой стороны, мы не можем убить жизнь. Полностью убить жизнь означало бы убить Бога, ибо жизнь принадлежит Богу. Кто может убить Бога? Можно разбить горшок, но нельзя уничтожить глину, из которой он был сделан. Точно так же, можно раздробить тело человека, но нельзя ни разбить, ни сжечь, ни развеять, ни разлить его душу и его дух.

Есть притча о жизни.

В Царьграде властвовал некий страшный, кровожадный визирь, у которого любимым занятием было каждый день наблюдать, как палач сечет головы перед его дворцом. А на улицах Царьграда жил один юродивый, праведник и пророк, которого все люди считали Божьим угодником. Однажды утром, когда палач на глазах визиря казнил очередного несчастного, юродивый встал под его окнами и стал размахивать железным молотом направо и налево.

— Что это ты делаешь? — спросил визирь.

— То же, что и ты, — ответил юродивый.

— Как это? — снова спросил визирь.

— А так, — ответил юродивый. — Я пытаюсь убить ветер этим молотом. А ты пытаешься убить жизнь ножом. Мой труд напрасен, как и твой. Ты, визирь, не сможешь убить жизнь, так же как и я не смогу убить ветер.

Визирь молча удалился в темные покои своего дворца и никого к себе не пускал. Три дня он не ел, не пил и никого не видел. А на четвертый день созвал он своих друзей и сказал:

— Воистину Божий человек прав. Я поступал глупо. Жизнь нельзя уничтожить, как и ветер невозможно убить.

В Америке, в городе Чикаго жили по соседству двое мужчин. Один из них польстился на богатство своего соседа, пробрался ночью к нему в дом и отсек ему голову, затем сунул деньги за пазуху и отправился восвояси. Но лишь вышел он на улицу, как увидел убитого соседа, который шел ему навстречу. Только на плечах у соседа была не его голова, а его собственная голова. В ужасе убийца перешел на другую сторону улицы и бросился бежать, но сосед опять оказался перед ним и шел ему навстречу, похожий на него, словно отражение в зеркале. Убийцу прошиб холодный пот. Кое-как добрался он до своего дома и еле пережил эту ночь. Однако следующей ночью ему опять явился сосед с его собственной головой. И так было каждую ночь. Тогда убийца взял награбленные деньги и бросил их в реку. Но и это не помогло. Сосед из ночи в ночь являлся ему. Убийца сдался суду, признал свою вину и был сослан на каторгу. Но и в темнице убийца не мог сомкнуть глаз, ибо каждую ночь видел соседа с собственной головой на плечах. В конце концов, он стал просить одного старого священника, чтобы тот. помолился Богу за него, грешного, и причастил бы его. Священник ответил, что прежде молитвы и причастия он должен сделать одно признание. Осужденный ответил, что он уже признался в убийстве своего соседа. «Не то, — сказал ему священник, — ты должен увидеть, понять и признать, что жизнь твоего соседа есть твоя собственная жизнь. И ты, убивая его, убил и самого себя. Поэтому ты и видишь свою голову на теле убитого. Этим Бог дает тебе знак, что твоя жизнь, и жизнь твоего соседа, и жизнь всех людей вместе, есть одна и та же жизнь».

Осужденный задумался. После долгих размышлений он все понял. Потом он помолился Богу и причастился. И тогда перестал дух убитого человека преследовать его, а он стал проводить дни и ночи в покаянии и молитве, повествуя остальным осужденным о чуде, которое ему было открыто, а именно, что человек не может убить другого, не убив себя самого.

Ах, братья, как ужасны последствия убийства! Если бы это можно было описать всем людям, поистине не нашлось бы безумца, кто покусился бы на чужую жизнь.

Бог пробуждает совесть убийцы, и его собственная совесть начинает точить его изнутри, как червь под корой точит дерево. Совесть грызет, и бьет, и грохочет, и рыком ревет, как бешеная львица, и несчастный преступник не находит покоя ни днем, ни ночью, ни в горах, ни в долинах, ни в этой жизни, ни в могиле. Легче было бы человеку, если бы вскрылся его череп и рой пчел поселился внутри, чем поселится в его голове нечистая, растревоженная совесть.

Поэтому, братья, Бог и запретил людям, ради их же покоя и счастья, убийство.

«О, Господи Предобрый, как сладка и полезна всякая Твоя заповедь! О Господи Всесильный, сохрани раба Твоего от злого дела и мстящей совести, чтобы славить и восхвалять Тебя веки вечные. Аминь».

Читайте также

Заповедь Шестая

Заповедь Шестая Познанию воли Божественной весьма много способствует молитвенное обращение святого Павла к Богу с вопрошением: “Господи! что повелишь мне делать?” (Деян. 9:6)?И мы, по примеру святого Павла, часто имеем потребность повторять его молитвенную просьбу: Господи!

4.31 Заповедь шестая, пп.219-222

4.31 Заповедь шестая, пп.219-222 219. Заповедь шестая – плодиться и размножаться, потому что тот, кто занимается этим, обращает источник, называемый есод з”а, в неиссякаемый поток. И море, малхут, наполнится со всех сторон, и новые души выйдут из того дерева, и множество сил выйдут

36. Шестая заповедь. Не прелюбодействуй (в Декалоге). Храни себя от нечистых поступков (формулировка в Катехизисе Католической Церкви)

36. Шестая заповедь. Не прелюбодействуй (в Декалоге). Храни себя от нечистых поступков (формулировка в Катехизисе Католической Церкви) Бог возжелал полового различия между мужчиной и женщиной и направил человеческую сексуальность к чуду любви и плодородию. К сожалению, в

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ Не убивай. Это значит:Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на

Глава шестая. ВСКРЫТИЕ АГНЦЕМ ПЕЧАТЕЙ ТАИНСТВЕННОЙ КНИГИ: ПЕРВАЯ – ШЕСТАЯ ПЕЧАТИ

Глава шестая. ВСКРЫТИЕ АГНЦЕМ ПЕЧАТЕЙ ТАИНСТВЕННОЙ КНИГИ: ПЕРВАЯ – ШЕСТАЯ ПЕЧАТИ В шестой главе повествуется о снятии Агнцем поочередно первых шести печатей таинственной книги и о том, какими знамениями это сопровождалось. Под самым вскрытием печатей следует понимать

Шестая заповедь “Не убивай” Майк Тикер[7]

Шестая заповедь “Не убивай” Майк Тикер[7] 6 августа 1945 года над Хиросимой, Япония, офицер Поль Тиббетс вёл самолёт В–29, который он назвал «Энола Гай». Этот самолёт нёс единственную бомбу, которую прозвали Little Boy («Малыш»).Бомбардировщик майор Томас В. Феребек сбросил

Заповедь шестая О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них

Заповедь шестая О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них I. – Я повелел тебе, — сказал пастырь, — в первой заповеди, чтобы хранил ты веру, страх и воздержание.– Да, господин, — подтвердил я.– А теперь я хочу объяснить тебе силу этих добродетелей, чтобы

Шестая заповедь

Шестая заповедь Не убийЧто мы скажем, приносящие сегодня покаяние в своих грехах Господу, относительно этой заповеди? Убийство, убийца – какие страшные слова! Убить, то есть лишить кого-либо самого величайшего дара – дара жизни. Если есть среди кающихся ныне такие, кто

9. А говорят: “кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного”.

9. А говорят: “кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного”. На обличения Исаии

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены.

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. Словом Господа — правильнее: “со словом

Шестая заповедь

Шестая заповедь Не убийЧто мы скажем, приносящие сегодня покаяние в своих грехах Господу, относительно этой заповеди? Убийство, убийца — какие страшные слова! Убить, то есть лишить кого-либо самого величайшего дара — дара жизни. Если есть среди кающихся ныне такие, кто

Шестая заповедь блаженства

Шестая заповедь блаженства Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрятВот следующая ступенька к Богу — духовная лестница к Небу. “Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притч. 4, 23). Источник жизни, жизни святой и непорочной — это плод

Шестая заповедь

Шестая заповедь Не убивай. А это значит:Бог вдохнул жизнь от Жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того – на

Противъ Аномеевъ. Пятьдесятъ шестая, а по общему порядку семдесятъ шестая ересь

Противъ Аномеевъ. Пятьдесятъ шестая, а по общему порядку семдесятъ шестая ересь Гл. 1. Есть еще некоторые еретики, называемые Аномеями. Они недавно появились. Вождемъ ихъ былъ некто діаконъ Аэтій, произведенный въ этотъ санъ за свою болтливость Георгіемъ Александрійскимъ,

Шестая заповедь

Шестая заповедь “Не убивай”В одной из предыдущих бесед, посвящённых Десяти заповедям, если вы помните, мы рассказали об атеисте, который при встрече с раввином заявил, что тоже соблюдает Десять заповедей, поскольку на них основана общечеловеческая мораль. Затем, правда,

Шестая заповедь

Шестая заповедь Не убивай. Как хорошо было бы жить на свете, как спокойно и приятно, если бы все люди соблюдали эту заповедь. Ни один человек не имеет права отнимать жизнь у

Шестая заповедь. Не убивай

Шестая заповедь. «Не убивай»

Рав Ефим Свирский, из цикла «Десять заповедей», темы: Ефим Свирский, Заповеди, Десять заповедей

Тот, кто убьет хотя бы одну душу — уничтожит целый мир

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство – не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.

В одной из предыдущих бесед, посвященных Десяти заповедям, если вы помните, мы рассказали об атеисте, который при встрече с раввином заявил, что тоже соблюдает Десять заповедей, поскольку на них основана общечеловеческая мораль. Затем, правда, выяснилось, что он не слышал о заповеди чтить субботу, а следовательно, субботу не чтил. К тому же, будучи убежденным материалистом, живущим в рамках западной культуры, он искренне верил и поклонялся целому ряду современных идолов, не догадываясь о запрете Торы. В довершение всего он не выполнял заповедей, требующих признания существования Всевышнего, а также запрещающих напрасно произносить Его Имя. Он не всегда уважительно разговаривал со своими родителями, как того требует заповедь «почитай своих отца и мать». И, лишь когда очередь дошла до заповеди «не убивай», атеист облегченно вздохнул: «Вот ее-то я и имел в виду, когда сказал, что тоже соблюдаю общечеловеческие законы и правила! Эту заповедь я исполняю на все сто процентов». На это раввин заметил: «Не спеши. Ты хоть знаешь, что она означает?»

Итак, шестая по счету заповедь — «не убивай». Тора однозначно запрещает убивать.
Более того, запрещено прямо или косвенно подвергать опасности человеческую жизнь.
Торой декларируется абсолютная ценность жизни, ради сохранения которой она разрешает и в крайних случаях даже требует нарушить многие другие заповеди.

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство — не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца. Сказано в Талмуде: «Тот, кто убьет хотя бы одну душу — уничтожит целый мир. А тот, кто спасет хоть бы одну душу — спасет целый мир».

Маленькое отступление. На страницах русскоязычной прессы иногда можно встретить совершенно нелепые обвинения: мол, репатрианты, поселившиеся в религиозном квартале, не могут вызвать «скорую помощь» в субботу, а в каком-то месте машину «скорой», которая ехала к больному по срочному вызову, ортодоксы забросали камнями. Заметим: те, кто выливают подробные бредни на невинные головы читателей, нарушают важную общечеловеческую заповедь: «не бредь». Но об этом запрете мы поговорим в другой раз, а пока — запрет на убийство.

В случае угрозы человеческой жизни Тора отменяет все субботние ограничения.
За примерами далеко ходить не надо.
Обратите внимание — кто приезжает за роженицами в субботу?
Причем не только в религиозные кварталы. Вся бригада «скорой помощи», включая шофера и санитара, состоит из хасидов, — настоящих, с пейсами и в кипах.
Иногда можно видеть, как религиозный еврей, прервав субботний покой, сам везет жену в приемный покой родильного отделения.
Ибо запрещено подвергать жизнь опасности. При даровании Торы Десять заповедей были запечатлены на двух каменных скрижалях и размещены парами — одна против другой. Заповедь «не убивай» соседствует с первым законом «Я — Всевышний». Получается, что нарушение этой заповеди, т. е. убийство, означает, по сути, отрицание Творца Вселенной.

«Не убивай»! — одна из трех заповедей, о которых сказано: «Умри, но не сделай».
(В ту же группу входят запреты на идолопоклонство и некоторые виды прелюбодеяния.)
Что это означает? Если тебе скажут: «Убей такого-то человека, а иначе мы убьем тебя», — надо ответить: «Разве моя кровь краснее его крови?»
Другими словами, следует предпочесть собственную гибель убийству по принуждению.
Иначе знай, что ты совершаешь преступление, нарушая запрет на убийство.

Заповедь «не убивай» кажется очевидной и понятной. На самом деле здесь есть немало тонкостей.
Ведь мир устроен сложно и состоит не из крайностей, а из нюансов.
Взять хотя бы модное нынче явление — эвтаназию.
Некоторые неизлечимо больные люди или люди, страдающие депрессией, заявляют о своем праве добровольно уйти из жизни, чтобы скорее избавиться от мучений и чувства обреченности.
Нашлись даже врачи, которые, вопреки профессиональной этике (хотя этика теперь тоже вещь переменчивая) и клятве Гиппократа, специализируются на «помощи» таким больным.

Тора категорически осуждает эвтаназию, как и любую другую форму самоубийства.

Ибо самоубийство по существу ничем не отличается от убийства.
Сюда же относятся случаи, когда умерщвление тяжело и безнадежно больного человека, уже неспособного решать свою судьбу, совершается по просьбе его близких, которым невыносимо видеть его страдания.

Давайте будем честными. При атеистическом взгляде на мир трудно объяснить, зачем нужно спасать человека, который обременителен для общества, для своей семьи и к тому же сам не хочет больше жить.
Но еврейская традиция по-другому оценивает эту ситуацию. Она говорит, что у человека есть бессмертная душа, что появление этой души в нашем мире неслучайно, как неслучайны все ее проявления в каждый момент ее жизни.
Наше бытие наполнено глубоким смыслом. Брать на себя роль Создателя, решающего, когда человеку пора покинуть землю, Тора считает преступлением.

Даже если человек лежит без сознания или тяжко мучается от болей, всякое активное действие, направленное на ускорение его смерти хотя бы на одну секунду, рассматривается как убийство.
А за убийство иудаизм требует наказывать по принципу «мера за меру», т. е. в данном случае — «высшей мерой».

Сразу оговоримся. Требуя вынесения смертной казни убийце, Тора налагает на еврейский суд целый ряд ограничений и предосторожностей, чтобы исключить судебную ошибку, могущую привести к наказанию невиновного.
Даже в эпоху Храма, когда судам было дано право выносить смертные приговоры, осуществить это право на практике, т. е. приговорить человека к смерти, было невероятно трудно.
Санедрин (Верховный еврейский суд), вынесший всего один смертный приговор за 70 лет, назван в Талмуде «кровавым».
Еще одна серьезная проблема сегодняшнего дня — аборты.
Аборт тоже считается убийством, если нет опасности для жизни и душевного здоровья будущей матери.
Под опасностью для душевного здоровья подразумеваются не бытовые сложности, вызванные незапланированным появлением ребенка, а вполне конкретные и серьезные психические заболевания.
В каждом отдельном случае необходимо проконсультироваться с врачом и компетентным раввином, специализирующимся на подобных вопросах.

Заповедь «не убивай» требует также избегать ситуаций, которые могут привести к убийству.
Если вы видите, что кто-то собирается подвергнуть опасности свою жизнь или жизнь других людей, вы обязаны сделать все, чтобы остановить его.

В качестве примера возьмем самый распространенный случай.
Допустим, после обильной выпивки наш приятель собирается сесть за руль автомобиля. Конечно, у него и в мыслях нет кого-то убивать, но очевидно, что в таком состоянии он превращается в потенциального убийцу — или самоубийцу, что, с точки зрения Торы, одинаково преступно. Поэтому наша обязанность — помешать ему отправиться в путь. Для этого можно использовать любые средства — уговоры, хитрость, физическое воздействие, вплоть до вызова полиции.

В Израиле и других развитых странах автомобиль давно превратился в самое распространенное средство непреднамеренного убийства.
На израильских дорогах стало печальной нормой безрассудное вождение с нарушением всех законов вождения — обгона, ограничения скорости и прочих очевидных положений свода дорожных правил. Поэтому неудивительно, что в результате автомобильных аварий у нас на дорогах погибло людей больше, чем от всех арабо-израильских войнах вместе взятых.
Еще раз напоминаем: если нас везет лихач, нельзя стесняться сделать ему замечание. Надо остановить его, помешать.
Сделать все, что в человеческих силах. Тем самым мы не только предотвратим возможную трагедию, но и выполним одну из важнейших заповедей Торы: «Не убивай!»

И все же иудаизм далек от пацифизма. Более того, он считает эту идею аморальной. В Торе есть особая заповедь предотвращения убийства: «Не стой на крови своего ближнего». Среди прочего, в нее входит обязанность вовремя остановить потенциального убийцу.
Тот, кто этого не делает, фактически поощряет преступление. Если можно остановить убийцу, не убивая его, то так и надо поступить. Другими словами, в этом случае его просто запрещено убивать. Но если очевидно, что «гуманные» методы не дадут результата, то необходимо идти на крайнюю меру пресечения.

Убивать разрешено также в следующих случаях. При самозащите: если кто-то покушается на вашу жизнь, вы обязаны опередить его, убить этого человека (если другого спасения нет), прежде чем он осуществит свое преступное намерение.
На человека, исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай».
Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.
У заповеди «не убивай» есть связь с предыдущей заповедью, говорящей о почитании отца и матери.
Сказано: тот, что материально обеспечен, но не помогает своим старым, нуждающимся родителям, подобен убийце.
В то же время эта заповедь предостерегает нас от другой крайности: например, любящему сыну, ревниво берегущему честь и достоинство родителей, запрещено покушаться на жизнь их обидчика, а родителям нельзя требовать этой мести от своих детей.
Запрет «не убивай» распространяется на всех людей: евреев и неевреев, мужчин и женщин. Он входит в число Семи заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству задолго до Синайского откровения и дарования Торы.

Известно, однако, что, если заповедь дается повторно, значит, к ней что-то добавляется. В еврейской традиции заповедь «не убивай» тесно соотносится с запретом публичного оскорбления человека. Талмуд подробно объясняет, что речь идет о преступлении, которое приравнивается к кровопролитию — если оскорбление было нанесено в присутствии достаточно большого количества людей (10 человек и более).
Впрочем, публичное оскорбление пагубно не столько для жертвы, сколько в первую очередь для самого обидчика. Еврейская традиция говорит: у того, кто прилюдно унизил ближнего, душа не минует ада.

Мы применили слова «ад», но в еврейском словаре нет такого понятия, есть термин геином. Причем последний не имеет ничего общего с адом в христианском представлении. У него другая функция.
Наша традиция утверждает, что после смерти человека его бессмертная душа покидает тело и отправляется на Суд. (Как ни удивительно, это явление подтверждено рядом современных исследований в разных областях медицины и психологии.)
В ходе «судебного разбирательства» перед душой, как в кино, проходят зримые картины ее земной жизни. Она видит все совершенные ею поступки, хорошие и дурные, и полностью осознает свою ответственность за них перед Творцом.
Дурные поступки вызывают у нее мучительно-жгучее чувство стыда и сожаления.
Этот стыд и есть «адский огонь». Он очищает душу, избавляет ее от духовных последствий негативных действий. После этого процесса очищенная душа покидает геином и продолжает свое развитие.
Но если на Суде выяснится, что ее владелец при жизни публично унижал людей и своевременно — т. е. еще при жизни — не раскаялся, то душа может навсегда остаться в геиноме. Перспектива, согласитесь, отнюдь не радостная.
Тема жизни после смерти и новейшие исследования в этой области достаточно сложны и обширны; они заслуживают отдельного разбора.
У заповеди «не убивай» есть еще несколько важных аспектов. Среди прочего к убийце приравнивается тот, кто лишает ближнего возможности зарабатывать на жизнь, и также тот, кто, не имея права выносить постановления в области еврейского закона, все же берет на себя такую функцию.

Но у этого правила есть и обратная сторона. Тот, кто имеет право выносить судебные решения и учить людей Торе, но не делает этого, тоже приравнивается к убийце.
Ибо мудрость и знания продлевают человеку жизнь в этом мире и мире грядущем. Поэтому лишать людей жизненно важных сведений — это тоже тяжелое преступление, граничащее с нарушением заповеди «не убивай».

Шестая заповедь. «Не убивай»

В одной из предыдущих бесед, посвященных Десяти заповедям, если вы помните, мы рассказали об атеисте, который при встрече с раввином заявил, что тоже соблюдает Десять заповедей, поскольку на них основана общечеловеческая мораль. Затем, правда, выяснилось, что он не слышал о заповеди чтить субботу, а следовательно, субботу не чтил. К тому же, будучи убежденным материалистом, живущим в рамках западной культуры, он искренне верил и поклонялся целому ряду современных идолов, не догадываясь о запрете Торы. В довершение всего он не выполнял заповедей, требующих признания существования Всевышнего, а также запрещающих напрасно произносить Его Имя. Он не всегда уважительно разговаривал со своими родителями, как того требует заповедь «почитай своих отца и мать». И, лишь когда очередь дошла до заповеди «не убивай», атеист облегченно вздохнул: «Вот ее-то я и имел в виду, когда сказал, что тоже соблюдаю общечеловеческие законы и правила! Эту заповедь я исполняю на все сто процентов». На это раввин заметил: «Не спеши. Ты хоть знаешь, что она означает?»

Итак, шестая по счету заповедь — «не убивай». Тора однозначно запрещает убивать. Более того, запрещено прямо или косвенно подвергать опасности человеческую жизнь. Торой декларируется абсолютная ценность жизни, ради сохранения которой она разрешает и в крайних случаях даже требует нарушить многие другие заповеди.

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан По образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство — не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца. Сказано в Талмуде: «Тот, кто убьет хотя бы одну душу — уничтожит целый мир. А тот, кто спасет хоть бы одну душу — спасет целый мир».

Маленькое отступление. На страницах русскоязычной прессы иногда можно встретить совершенно нелепые обвинения: мол, репатрианты, поселившиеся в религиозном квартале, не могут вызвать «скорую помощь» в субботу, а в каком-то месте машину «скорой», которая ехала к больному по срочному вызову, ортодоксы забросали камнями. Заметим: те, кто выливают подробные бредни на невинные головы читателей, нарушают важную общечеловеческую заповедь: «не бредь». Но об этом запрете мы поговорим в другой раз, а пока — запрет на убийство.

В случае угрозы человеческой жизни Тора отменяет все субботние ограничения. За примерами далеко ходить не надо. Обратите внимание — кто приезжает за роженицами в субботу? Причем не только в религиозные кварталы. Вся бригада «скорой помощи», включая шофера и санитара, состоит из хасидов, — настоящих, с пейсами и в кипах. Иногда можно видеть, как религиозный еврей, прервав субботний покой, сам везет жену в приемный покой родильного отделения.

Ибо запрещено подвергать жизнь опасности. При даровании Торы Десять заповедей были запечатлены на двух каменных скрижалях и размещены парами — одна против другой. Заповедь «не убивай» соседствует с первым законом «Я — Всевышний». Получается, что нарушение этой заповеди, т. е. убийство, означает, по сути, отрицание Творца Вселенной.

«Не убивай»! — одна из трех заповедей, о которых сказано: «Умри, но не сделай». (В ту же группу входят запреты на идолопоклонство и некоторые виды прелюбодеяния.) Что это означает? Если тебе скажут: «Убей такого-то человека, а иначе мы убьем тебя», — надо ответить: «Разве моя кровь краснее его крови?» Другими словами, следует предпочесть собственную гибель убийству по принуждению. Иначе знай, что ты совершаешь преступление, нарушая запрет на убийство.

Заповедь «не убивай» кажется очевидной и понятной. На самом деле здесь есть немало тонкостей. Ведь мир устроен сложно и состоит не из крайностей, а из нюансов. Взять хотя бы модное нынче явление — эвтаназию. Некоторые неизлечимо больные люди или люди, страдающие депрессией, заявляют о своем праве добровольно уйти из жизни, чтобы скорее избавиться от мучений и чувства обреченности. Нашлись даже врачи, которые, вопреки профессиональной этике (хотя этика теперь тоже вещь переменчивая) и клятве Гиппократа, специализируются на «помощи» таким больным.

Тора категорически осуждает эвтаназию, как и любую другую форму самоубийства. Ибо самоубийство по существу ничем не отличается от убийства. Сюда же относятся случаи, когда умерщвление тяжело и безнадежно больного человека, уже неспособного решать свою судьбу, совершается по просьбе его близких, которым невыносимо видеть его страдания.

Давайте будем честными. При атеистическом взгляде на мир трудно объяснить, зачем нужно спасать человека, который обременителен для общества, для своей семьи и к тому же сам не хочет больше жить. Но еврейская традиция по-другому оценивает эту ситуацию. Она говорит, что у человека есть бессмертная душа, что появление этой души в нашем мире неслучайно, как неслучайны все ее проявления в каждый момент ее жизни. Наше бытие наполнено глубоким смыслом. Брать на себя роль Создателя, решающего, когда человеку пора покинуть землю, Тора считает преступлением.

Даже если человек лежит без сознания или тяжко мучается от болей, всякое активное действие, направленное на ускорение его смерти хотя бы на одну секунду, рассматривается как убийство. А за убийство иудаизм требует наказывать по принципу «мера за меру», т. е. в данном случае — «высшей мерой».

Сразу оговоримся. Требуя вынесения смертной казни убийце, Тора налагает на еврейский суд целый ряд ограничений и предосторожностей, чтобы исключить судебную ошибку, могущую привести к наказанию невиновного. Даже в эпоху Храма, когда судам было дано право выносить смертные приговоры, осуществить это право на практике, т. е. приговорить человека к смерти, было невероятно трудно. Санедрин (Верховный еврейский суд), вынесший всего один смертный приговор за 70 лет, назван в Талмуде «кровавым».

Еще одна серьезная проблема сегодняшнего дня — аборты. Аборт тоже считается убийством, если нет опасности для жизни и душевного здоровья будущей матери. Под опасностью для душевного здоровья подразумеваются не бытовые сложности, вызванные незапланированным появлением ребенка, а вполне конкретные и серьезные психические заболевания. В каждом отдельном случае необходимо проконсультироваться с врачом и компетентным раввином, специализирующимся на подобных вопросах.

Заповедь «не убивай» требует также избегать ситуаций, которые могут привести к убийству. Если вы видите, что кто-то собирается подвергнуть опасности свою жизнь или жизнь других людей, вы обязаны сделать все, чтобы остановить его.

В качестве примера возьмем самый распространенный случай. Допустим, после обильной выпивки наш приятель собирается сесть за руль автомобиля. Конечно, у него и в мыслях нет кого-то убивать, но очевидно, что в таком состоянии он превращается в потенциального убийцу — или самоубийцу, что, с точки зрения Торы, одинаково преступно. Поэтому наша обязанность — помешать ему отправиться в путь. Для этого можно использовать любые средства — уговоры, хитрость, физическое воздействие, вплоть до вызова полиции.

В Израиле и других развитых странах автомобиль давно превратился в самое распространенное средство непреднамеренного убийства. На израильских дорогах стало печальной нормой безрассудное вождение с нарушением всех законов вождения — обгона, ограничения скорости и прочих очевидных положений свода дорожных правил. Поэтому неудивительно, что в результате автомобильных аварий у нас на дорогах погибло людей больше, чем от всех арабо-израильских войнах вместе взятых. Еще раз напоминаем: если нас везет лихач, нельзя стесняться сделать ему замечание. Надо остановить его, помешать. Сделать все, что в человеческих силах. Тем самым мы не только предотвратим возможную трагедию, но и выполним одну из важнейших заповедей Торы: «Не убивай!»

И все же иудаизм далек от пацифизма. Более того, он считает эту идею аморальной. В Торе есть особая заповедь предотвращения убийства: «Не стой на крови своего ближнего». Среди прочего, в нее входит обязанность вовремя остановить потенциального убийцу. Тот, кто этого не делает, фактически поощряет преступление. Если можно остановить убийцу, не убивая его, то так и надо поступить. Другими словами, в этом случае его просто запрещено убивать. Но если очевидно, что «гуманные» методы не дадут результата, то необходимо идти на крайнюю меру пресечения.

Убивать разрешено также в следующих случаях. При самозащите: если кто-то покушается на вашу жизнь, вы обязаны опередить его, убить этого человека (если другого спасения нет), прежде чем он осуществит свое преступное намерение.

На человека, исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай».

Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.

У заповеди «не убивай» есть связь с предыдущей заповедью, говорящей о почитании отца и матери. Сказано: тот, что материально обеспечен, но не помогает своим старым, нуждающимся родителям, подобен убийце. В то же время эта заповедь предостерегает нас от другой крайности: например, любящему сыну, ревниво берегущему честь и достоинство родителей, запрещено покушаться на жизнь их обидчика, а родителям нельзя требовать этой мести от своих детей.

Запрет «не убивай» распространяется на всех людей: евреев и неевреев, мужчин и женщин. Он входит в число Семи заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству задолго до Синайского откровения и дарования Торы.

Известно, однако, что, если заповедь дается повторно, значит, к ней что-то добавляется. В еврейской традиции заповедь «не убивай» тесно соотносится с запретом публичного оскорбления человека. Талмуд подробно объясняет, что речь идет о преступлении, которое приравнивается к кровопролитию — если оскорбление было нанесено в присутствии достаточно большого количества людей (10 человек и более).

Впрочем, публичное оскорбление пагубно не столько для жертвы, сколько в первую очередь для самого обидчика. Еврейская традиция говорит: у того, кто прилюдно унизил ближнего, душа не минует ада.

Мы применили слова «ад», но в еврейском словаре нет такого понятия, есть термин Геином. Причем последний не имеет ничего общего с адом в христианском представлении. У него другая функция. Наша традиция утверждает, что после смерти человека его бессмертная душа покидает тело и отправляется на Суд. (Как ни удивительно, это явление подтверждено рядом современных исследований в разных областях медицины и психологии.) В ходе «судебного разбирательства» перед душой, как в кино, проходят зримые картины ее земной жизни. Она видит все совершенные ею поступки, хорошие и дурные, и полностью осознает свою ответственность за них перед Творцом. Дурные поступки вызывают у нее мучительно-жгучее чувство стыда и сожаления. Этот стыд и есть «адский огонь». Он очищает душу, избавляет ее от духовных последствий негативных действий. После этого процесса очищенная душа покидает геином и продолжает свое развитие.

Но если на Суде выяснится, что ее владелец при жизни публично унижал людей и своевременно — т. е. еще при жизни — не раскаялся, то душа может навсегда остаться в геиноме. Перспектива, согласитесь, отнюдь не радостная.

Тема жизни после смерти и новейшие исследования в этой области достаточно сложны и обширны; они заслуживают отдельного разбора.

У заповеди «не убивай» есть еще несколько важных аспектов. Среди прочего к убийце приравнивается тот, кто лишает ближнего возможности зарабатывать на жизнь, и также тот, кто, не имея права выносить постановления в области еврейского закона, все же берет на себя такую функцию.

Но у этого правила есть и обратная сторона. Тот, кто имеет право выносить судебные решения и учить людей Торе, но не делает этого, тоже приравнивается к убийце. Ибо мудрость и знания продлевают человеку жизнь в этом мире и мире грядущем. Поэтому лишать людей жизненно важных сведений — это тоже тяжелое преступление, граничащее с нарушением заповеди «не убивай».

Православная Жизнь

Как часто доводится слышать: «Почему это я — грешник? Я же никого не убил!» — но не всё так просто.

Если человек никого не лишил жизни, это ещё не значит, что он чист перед Богом и людьми в этом плане. Мало кто знает, что Церковь причисляет к нарушениям заповеди «Не убивай» множество других грехов.

Разберёмся со значением слов

Говоря о шестой заповеди, хотелось бы прежде всего сделать филологический анализ её слов. В Библии стоит еврейский глагол «ратзах», который означает «беззаконное убийство», «убийство с особой жестокостью», «убийство по причине кровавой вражды», редко — «убийство по неосторожности». Это важно, поскольку в этом языке есть и другие глаголы, обозначающие убийство, но имеющие другой смысл. Глагол «ратзах» не употребляется для обозначения убийства на войне или убийства животного. По отношению к смертной казни он употребляется всего один раз в Ветхом Завете. Таким образом, шестая заповедь подразумевает, что человек не имеет права лишать своего ближнего жизни насильственным путём и участвовать в кровопролитии. Она утверждает, что жизнь — это дар, данный людям Богом, и человек не в праве распоряжаться ей и обрывать её. Только Бог имеет право решать, кому сколько жить, человек же не имеет права брать на себя Его полномочия.

Физическое убийство

Хочу отметить, что физическое лишение жизни — первый и самый поверхностный уровень понимания этой заповеди. Человек состоит не только из тела, у него есть душа, и его можно убивать духовно, морально, психологически и даже на социальном уровне.

Под физическим убийством мы понимаем и аборты. Наша Церковь категорически их не приемлет, потому что мы веруем, что человеческая жизнь существует с момента зачатия. Мы убеждены, что микроскопический зародыш — это уже человек. У него ещё не оформилось физическое тело, но душа уже есть. Всё это подробно изложено в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Юридически зародыш считается человеком только с двенадцатой недели беременности. Возникает вопрос: а кто он до этого срока? Не человек? Законодатели своими человеческими законами отменили заповедь Божью и сделали незащищёнными самых беззащитных — нерождённых младенцев. Из-за бездумной политики, которая велась в СССР и ведётся до сих пор в нашей стране, катастрофически сокращается численность населения. Эта проблема сейчас остро стоит во многих странах, именно потому там появляются движения, защищающие право ребёнка на рождение.

Одним из самых страшных нарушений шестой заповеди считается самоубийство — когда человек обрывает свою жизнь умышленно, потому что таким образом люди пренебрегают даром жизни, который дал им Господь. В этом проявляется неверие в Промысл Божий, который не оставляет нас даже тогда, когда нам тяжело и больно. Исключение составляют самоубийцы, которые находятся в умопомрачении и не отдают отчёта своим действиям. В таких случаях Церковь может сделать снисхождение, но в целом самоубийство с давних времён было и остаётся одним с самых тяжких грехов. Самоубийц не отпевают и не поминают в церковной молитве.

К нарушениям шестой заповеди относится новое для нас, но получившее большое распространение Западе явление — эвтаназия, когда тяжело больной пациент принимает решение, чтобы его умертвили законным способом с помощью определённого медицинского вмешательства. Фактически такой человек тоже накладывает на себя руки, только более цивилизованным образом. Поступающие так люди оправдывают себя болезнью и нежеланием испытывать страдания, но по сути они проявляют неверие или недоверие Промыслу Божию, а также нежелание нести свой крест. Они забывают, что болезнь — это спасительный крест, который надо нести до конца. Можно избавиться от физической боли, но остаться с грехом, который для человеческой души намного хуже, чем болезнь.

Нанесение телесных повреждений тоже можно считать нарушением заповеди «Не убий». Нельзя бить, калечить ближнего, издеваться над ним. Более того: многие виды единоборств, бои без правил, некоторые виды бокса частично тоже эту заповедь нарушают, потому что занимающиеся ими люди могут наносить и получать серьёзные увечья. На мой взгляд, такой спорт не к лицу христианам. А священникам вообще запрещено поднимать руку на ближнего — это закреплено в нашей канонической базе. Если священник кого-то ударит, то будет извержен из сана. Мы уподобляемся Христу, Которого били, поносили и оплёвывали, но Он кротко всё сносил, не осуждая и не поднимая ни на кого рук.

Согрешают против шестой заповеди любители экстремальных видов спорта, потому что они ходят по лезвию ножа и искушают Бога. Человеку нужно бережно относиться к собственной жизни и не рисковать ей напрасно. Наш народ давно выразил это в пословице «бережёного Бог бережёт».

Самоубийством также можно считать курение, алкоголизм и наркоманию — три сильнейшие зависимости, которые разрушают организм и сокращают продолжительность жизни.

Духовное убийство

Помимо телесного, существует и духовное убийство. Один из самых изощрённых грехов такого плана — клевета. Именно она привела к убийству нашего Спасителя. Христианам категорически запрещено кого-то умышленно оговаривать, очернять. Это страшный грех, в котором надо каяться. Даже осуждение можно рассматривать как духовное убийство, потому что оно причиняет вред человеку: осуждая, мы убиваем его доброе имя. Более того: мы совершаем над ним преждевременный суд и выносим приговор, что не в наших полномочиях.

Это всегда было актуально, а в наши дни приобретает особую актуальность в связи с развитием интернет-технологий и, в частности, соцсетей. Посмотрите, во что превращаются сейчас некоторые интернет-издания, сайты, страницы в соцсетях, видеохостинги! В склочную яму, где люди дискредитируют друг друга, Церковь, государство и многое другое. Нередко там осуществляется травля, когда кого-то унижают, осмеивают в самых разных контекстах. Переносить такое отношение спокойно не получится ни у кого — ни у подростка, ни у взрослого, ни у священника. Всё это — тоже духовное убийство. Мы должны помнить, что за каждое слово дадим ответ на Страшном суде перед Богом, поэтому троллинг и травля в интернете — это очень опасный путь и большая духовная угроза.

Ещё один тяжелейший грех — доведение другого человека до сомнения в собственной адекватности или даже сумасшествия. Сюда же относятся попытки убедить ближнего в том, что он какой-то неправильный, плохой, неумелый. Недопустимо обесценивать и унижать людей.

Обобщая всё сказанное, сделаю вывод: шестая заповедь подчёркивает ценность человеческой жизни, учит тому, что она — бесценный дар, обращаться с которым нужно крайне бережно. Именно потому нарушение этой заповеди — грубый и тяжёлый грех, которому не место в жизни христианина.

Протоиерей Александр Хворост

«Не убивай» 6 заповедь: почему происходили войны

(Исх 20:13) Не убивай.

Как можно примирить эту заповедь с таким большим количеством войн и насилия, которые описаны в Ветхом Завете? Очень часто герои веры принимали участие в войнах.

(Нав 6:20) И предали заклятию все, что в городе, и мужей, и жен, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом.

Мы знаем, что они это сделали по указанию Самого Господа.

Как понять характер Бога?

Пророк Иезекииль обращается к Израилю от имени Бога.

(Иез 33:11) Скажи им живу Я, говорит господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был.

Бог хочет, чтобы все были спасены

(Исх 34:6-7) Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный. Сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех.

(Быт 9:6) Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.

Это ключевой стих и в нем называется причина, почему каждый человек так дорог в Его глазах. Если человек теряет образ и подобие Бога, то он перестаёт быть человеком.

Содом и Гоморра

Бог никогда не уничтожит то, что еще можно спасти. Этому есть пример Содома и Гоморры. Господь, прежде чем истребить этот город, сначала пришел к Аврааму. И Авраам, узнав о намерении Бога, начинает ходатайствовать за жителей этих городов.

Авраам говорит Богу: «Если там останется хотя бы пятьдесят праведников, что сделает Господь?». И Господь отвечает: «Ради пятидесяти Я не буду их уничтожать».

Далее Авраам продолжает свое ходатайство и доходит до десяти человек. И ради десяти Господь пощадит город. Но дальше Авраам останавливает свое ходатайство.

Что происходит на самом деле?

Оказалось, что в этом городе был только один праведник — Лот.

(2Пет 2:7-8) А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные.

Почему жители Ханаана были уничтожены?

Какое отношение имеет заповедь «Не убивай» к Ханаану? Когда Авраам путешествует по обетованной земле, там ещё живут как люди праведные, так и подобные людям Содома и Гоморры.

(Быт 15:16) В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

Даже у тех людей, которые были грешниками, был шанс исправиться. После этого Господь предпринимает очень интересный план для того, чтобы местные жители не влияли пагубно на Авраама и его потомков.

Господь переселяет Авраама с семьей в Египет. Бог дает благодатное время жителям Ханаана, чтобы они еще могли покаяться и обратиться. Но через этот период времени жители потеряли образ Бога. И вот тогда Господь вызывает Израильский народ из Египта и говорит им о том, что они должны захватить эту землю. Теперь эта земля отдается Израильтянам. Но даже здесь истребление жителей Ханаана не проходит без разбора. Мы видим, что Господь верен Своим принципам «Не убивай». Тех, кого еще можно спасти, Он спасает. Господь спасает Раав блудницу, которая жила в этом городе. Также избежали истребления Гоавитяне, которые боялись Бога.

Почему детей постигла участь взрослых?

Как заповедь «Не убивай» относится к детям, которые погибали? Ведь они не успели сделать еще ничего ни хорошего, ни плохого? Вот почему.

(Быт 5:3) Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

Здесь не сказано, что Сиф получил образ и подобие Бога. В результате грехопадения Адама образ и подобие Бога в нем исказились. И именно такую искаженную природу Адам передает своим потомкам.

Если жители Ханаана полностью утратили образ и подобие Бога, это значит, что они не могут передать его своим детям. Именно поэтому Господь и отдает приказание, что все жители должны подвергнуться уничтожению.

Царь Давид нарушает заповедь «Не убивай»

Давид жил намного позже завоевания обетованной земли, но он принимал участие во многих войнах.

(2Цар 5:6) И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны.

Иевусеи есть в списке народов, которые должны быть уничтожены.

(Быт 15:18-21) В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

Таким образом, можно сделать вывод, что Давид продолжает то дело, которое когда-то не закончил Иисус Навин. Ведь Иисус Навин не истребил всех жителей страны. Некоторые из них были оставлены для того, чтобы испытывать Израильтян.

Победа над Голиафом

Голиаф также был представителем тех людей, которые утратили в себе образ и подобие Бога. Голиаф открыто хулил Бога и израильтян. Он был из потомков Рефаимов.

А как же убийство Урии Хеттеянина?

Давид и Вирсавия

Давид уже не своими руками совершает это убийство, посылая Урию на верную смерть. Господь вмешивается и говорит Давиду, что он совершил большой грех. Шестая заповедь «Не убивай» вступает в свою силу, и Господь обличает Давида в этом.

У некоторых людей может возникнуть ощущение, что если вдруг, человек утратил образ и подобие Бога, то его можно убить. Но, на самом деле, Библия этому не учит.

Из истории мы знаем, что люди очень часто сами решали, кто достоин жизни, а кто нет. Результатом этого был Холокост — проявление расизма, нацизма и другие негативные социальные явления. Таким образом заповедь «Не убивай» неоднократно нарушалась.

Давайте доверим Богу, Который в своё время произведёт правильный суд над всем человечеством и воздаст каждому по делам его.

Оцените статью
Добавить комментарий