ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ – Древо

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ – Древо

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Поместная Церковь (греч. τοπικε ἐκκλησία) – полное выявление Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви в отдельно взятом месте. В узком смысле под “поместной” часто понимают Церковь автокефальную, но существует и более широкое употребление этого понятия.

Понятие

Будучи единой по существу, Церковь подразделяется на ряд поместных Православных Церквей. Природное единство Церкви и множественность её по местному делению выражены в Библии. Например, Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе на которой его ученики являются ветвями (Ин. 15, 5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12, 27). Святитель Киприан Карфагенский излагает то же более развёрнуто:

Одним из яснейших проявлений церковного единства во множестве служит соотношение между Иисусом Христом как главой Церкви и каждым епископом как главой определенной церковной области. Согласно святому Игнатию Антиохийскому “Где бы ни появился епископ, там да будет множество (народа), (подобно тому) как там, где бы ни был Иисус Христос, там Кафолическая Церковь.” Толкуя эти слова, архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) заключает что:

При этом наименование “поместная” указывает на ограниченность – прежде всего географическую – конкретной церковной области в противоположность к “всемирной”, или Вселенской, Церкви. У каждой поместной Церкви существует определенная каноническая территория и определенные права, пределами которых ограничивается полнота её действия. Таким образом поместные Православные Церкви, оставаясь неразрывными частями Единой Вселенской Церкви, в одних сферах своей деятельности самостоятельны, а в других – ограничены. По словам святителя Трансильванского Андрея (Шагуны):

История устроения поместных Церквей

Свойственное Церкви единство во множестве выразилось в образе действия апостолов. В вопросах, касавшихся жизни всей Церкви, они действовали сообща, но в отдельных – местных – Церквах они исполняли свое служение самостоятельно, лишь сохраняя между собой единство духа. Благовествуя и насаждая в разных странах единую Церковь Христову, апостолы применялись к местным условиям и особенностям, а также ставили пастырей, которым предоставляли право управлять Церквами самостоятельно устраивая их внутреннюю жизнь. Наравне с Единой Церковью в апостольских посланиях уже упоминаются отдельные Церкви – Асийские (1 Кор. 16, 19), Македонские (1 Кор. 8, 1), Галатийские (Гал. 1, 2), Фессалоникийская (1 Фес. 1, 1), Лаодикийская (Кол. 4, 16), Филиппийская (Флп. 1, 1), в Вавилоне (1 Пет. 5, 13), семь Церквей в Асии: Ефесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская (Откр. 1, 11) и т. п. На примере своих действий апостолы показали, что в важнейших общих делах Вселенская Церковь должна управляться собором иерархов всех поместных Церквей, а в частных делах каждая поместная Церковь управляется своими иерархами.

В последущие века развитие церковного устройства и численный рост Церкви постепенно закрепляли порядок разграничения церковных областей. Канонический корпус оформившийся в эпоху Семи Вселенских Соборов выразил принцип внутреннего самоуправления “каждой области” (Антиох. 9) или “всякого народа” (Апост. 34) и осудил преступления “пределов” канонической территории каждой отдельно взятой церковной общности. Так-как средоточием распространения Церкви стала Римская империя, её административное устройство оказало значительное влияние на определение границ и установление взаимосвязей церковных областей в ту эпоху.

Со временем церковные области пользующиеся наибольшей степенью самоуправления стали именоваться автокефальными Церквами. Обособленные церковные области со значительной, но меньшей, независимостью известны как автономные. История Церкви видела многочисленные появления и исчезновения автокефальных и автономных Церквей. Правильный порядок этих процессов до начала XXI века оставался одним из ключевых спорных вопросов в отношениях между поместными Церквами.

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ. В православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств.

Все­лен­ская пра­во­слав­ная цер­ковь со­сто­ит из от­дель­ных поместных церквей, ко­то­рые, в свою оче­редь, вклю­ча­ют в се­бя епи­ско­пии (епар­хии), а епар­хии – при­хо­ды. Все поместные церкви ис­по­ве­ду­ют од­но и то же ве­роуче­ние, ко­то­рое хра­нит­ся Все­лен­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью из­на­чаль­но. В тер­ри­то­ри­аль­ном раз­ме­же­ва­нии по от­но­ше­нию друг к дру­гу поместные церкви со­об­ра­зу­ют­ся с по­ли­ти­ко-административным де­ле­ни­ем, с государственными и административными гра­ни­ца­ми. По­ня­тие «Поместная церковь» упот­реб­ля­ет­ся вви­ду осо­бен­но­стей ка­но­нического строя Церк­ви, в си­лу тра­ди­ци­он­ной для пра­во­сла­вия тес­ной свя­зи Церк­ви с хри­сти­ан­ским го­су­дар­ст­вом (прин­ци­пы их взаи­мо­от­но­ше­ний, на­зван­ных сим­фо­ни­ей вла­стей, бы­ли вы­ра­бо­та­ны в Ви­зан­тии и вы­ра­же­ны в 6-й но­вел­ле императора Юс­ти­ниа­на I).

В древ­ней Церк­ви до середины III века ка­ж­дая епи­ско­пия, то есть ме­ст­ная Цер­ковь во гла­ве с епи­ско­пом, пре­ем­ни­ком апо­сто­лов, об­ла­да­ла са­мо­стоя­тель­но­стью. Во 2-й половине III века ста­ла скла­ды­вать­ся по­ме­ст­ная струк­ту­ра: епи­ско­пы пер­вен­ст­вую­щих го­ро­дов про­вин­ций Римской им­пе­рии ста­ли пред­се­да­тель­ст­во­вать на епи­скоп­ских со­бо­рах сво­их про­вин­ций. В 34-м Апо­столь­ском пра­ви­ле о них ска­за­но: «Епи­ско­пам вся­ко­го на­ро­да по­до­ба­ет знать пер­во­го в них и при­зна­вать его как гла­ву. ». Ис­то­рический кон­текст од­но­знач­но го­во­рит о том, что под «на­ро­дом» в ка­но­не под­ра­зу­ме­ва­ет­ся тер­ри­то­рия, за­ня­тая тем или иным на­ро­дом, а не на­цио­наль­ность (эт­нос): про­вин­ции Римской им­пе­рии со­ста­ви­ли зем­ли, на­се­лён­ные пле­ме­на­ми, под­верг­ши­ми­ся в своё вре­мя эл­ли­ни­за­ции или ла­ти­ни­за­ции. Таким образом, в ос­но­ве административного де­ле­ния Церк­ви ле­жит тер­ри­то­ри­аль­ный, а не национальный прин­цип. По­это­му пра­во­слав­ные хри­стиа­не лю­бой на­цио­наль­но­сти, про­жи­ваю­щие на од­ной тер­ри­то­рии, окорм­ля­ют­ся од­ним епар­хи­аль­ным епи­ско­пом и вхо­дят в од­ну поместную церковь (по сло­ву апостола Пав­ла, во Хри­сте «нет ни Ел­ли­на, ни Иу­дея, ни об­ре­за­ния, ни не­об­ре­за­ния, вар­ва­ра, Ски­фа, ра­ба, сво­бод­но­го…» (Кол. 3:11)). Со вре­ме­нем пер­вые епи­ско­пы ста­ли на­зы­вать­ся ми­тро­по­ли­та­ми, по­то­му что на административном язы­ке Римской им­пе­рии ми­тро­по­лия­ми (греческое μητρ&oxia;οπολις – го­род-мать) име­но­ва­лись цен­тры про­вин­ций (тер­мин «ми­тро­по­лит» упо­ми­на­ет­ся уже в ка­но­нах I Все­лен­ско­го со­бо­ра (325)). Это оз­на­ме­но­ва­ло по­яв­ле­ние пер­вых поместных церквей. Позд­нее про­цесс ук­руп­не­ния по­ме­ст­ной струк­ту­ры при­вёл к об­ра­зо­ва­нию поместных церквей в гра­ни­цах дио­це­зов во гла­ве с ар­хи­епи­ско­па­ми; в V веке поя­ви­лись пат­ри­ар­ха­ты. В то вре­мя (до раз­де­ле­ния церк­вей в 1054 году) в чис­ло поместных церквей вхо­ди­ла и Римская цер­ковь. При сло­жив­шей­ся во 2-й половине 1-го тысячелетия сис­те­ме пен­тар­хии (5 пат­ри­ар­ха­тов) в то же вре­мя су­ще­ст­во­ва­ли поместные церкви, ко­то­рые воз­глав­ля­лись не пат­ри­ар­ха­ми, а ар­хи­епи­ско­па­ми, например Кипр­ская цер­ковь. Хо­тя ме­ж­ду по­ли­тическим про­цес­сом об­ра­зо­ва­ния но­вых го­су­дарств и, как след­ст­вие, из­ме­не­ния государственных гра­ниц и об­ра­зо­ва­ни­ем или уп­разд­не­ни­ем поместной церкви нет ав­то­ма­тической свя­зи, тем не ме­нее в ис­то­рии в ре­зуль­та­те этих по­ли­тических про­цес­сов од­ни поместные церкви, ут­ра­чи­вая са­мо­стоя­тель­ность, вхо­ди­ли в со­став дру­гих или объ­е­ди­ня­лись с ни­ми, или, на­обо­рот, церк­ви об­ре­та­ли ста­тус поместных церквей, вы­де­ля­ясь из су­ще­ст­во­вав­ших ра­нее бо­лее круп­ных об­ра­зо­ва­ний.

Вне ка­но­нических гра­ниц всех поместных церквей (например, в современной Западной Ев­ро­пе) тер­ри­то­ри­аль­ный прин­цип не мо­жет стро­го со­блю­дать­ся: раз­ные поместные церкви име­ют па­рал­лель­ную юрис­дик­цию на од­ной и той же тер­ри­то­рии.

Поместные церкви под­раз­де­ля­ют­ся на ав­то­ке­фаль­ные и ав­то­ном­ные. Ав­то­ке­фаль­ной счи­та­ет­ся са­мо­стоя­тель­ная поместные церкви, не за­ви­ся­щая ни от ка­кой иной поместной церкви (смотреть Ав­то­ке­фа­лия). На начало XXI века су­ще­ст­ву­ют 15 ав­то­ке­фаль­ных поместных церквей. В по­ряд­ке дип­ти­ха (пе­реч­ня), при­ня­то­го в РПЦ, это: 9 пат­ри­ар­ха­тов – Кон­стан­ти­но­поль­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Алек­сан­д­рий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Ан­ти­охий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Ие­ру­са­лим­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Гру­зин­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Серб­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Ру­мын­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Бол­гар­ская пра­во­слав­ная цер­ковь; 3 церк­ви, воз­глав­ляе­мые ар­хи­епи­ско­па­ми, – Кипр­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Эл­лад­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Албанская пра­во­слав­ная цер­ковь; 3 церк­ви, воз­глав­ляе­мые ми­тро­по­ли­та­ми, – Поль­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии пра­во­слав­ная цер­ковь, Пра­во­слав­ная цер­ковь в Аме­ри­ке. В Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной церк­ви и не­ко­то­рых других поместных церквах упот­реб­ля­ет­ся не­сколь­ко иной дип­тих: в нём от­сут­ст­ву­ет Пра­во­слав­ная цер­ковь в Аме­ри­ке, ав­то­ке­фаль­ный ста­тус ко­то­рой Кон­стан­ти­но­поль­ской цер­ко­вью и не­ко­то­ры­ми другими поместными церквами не при­зна­ёт­ся, Грузинская цер­ковь сле­ду­ет по­сле Болгарской церк­ви.

Ав­то­ном­ные церк­ви об­ла­да­ют весь­ма ши­ро­кой, но не пол­ной са­мо­стоя­тель­но­стью. Главное раз­ли­чие ме­ж­ду ав­то­ке­фаль­ны­ми и ав­то­ном­ны­ми церк­ва­ми за­клю­ча­ет­ся в том, что пер­вые име­ют са­мо­сто­ятельную цепь апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва: епи­ско­пы ав­то­ке­фаль­ной Церк­ви, вклю­чая пер­во­го сре­ди них, по­став­ля­ют­ся епи­ско­па­ми са­мой этой Церк­ви, а по­став­ле­ние пер­во­го епи­ско­па ав­то­ном­ной Церк­ви санк­цио­ни­ру­ет­ся свя­щен­но­на­ча­ли­ем Церк­ви, пре­дос­та­вив­шей ав­то­но­мию (цер­ко­вью-ма­те­рью, ки­ри­ар­халь­ной Цер­ко­вью). Из это­го вы­те­ка­ют и другие ог­ра­ни­че­ния са­мо­стоя­тель­но­сти ав­то­ном­ной Церк­ви: её ста­тус, ус­тав ут­вер­жда­ют­ся выс­шей вла­стью ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви; её пер­вый епи­скоп под­су­ден выс­шей су­деб­ной вла­сти ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви; от­но­ше­ния с другими церк­ва­ми ав­то­ном­ная Цер­ковь осу­ще­ст­в­ля­ет че­рез по­сред­ст­во ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви (ав­то­ном­ные церк­ви мо­гут уча­ст­во­вать в меж­цер­ков­ных кон­так­тах, в том числе и на все­пра­во­слав­ном уров­не, да­же са­мо­стоя­тель­но, но при без­ус­лов­ном со­гла­со­ва­нии сво­ей по­зи­ции с ки­ри­ар­халь­ной Цер­ко­вью). Ос­но­ва­ни­ем для про­воз­гла­ше­ния ав­то­но­мии мо­гут слу­жить раз­ные фак­то­ры: ча­ще все­го на­хо­ж­де­ние Церк­ви в пре­де­лах ино­го го­су­дар­ства, не­же­ли ки­ри­ар­халь­ная Цер­ковь, а так­же гео­гра­фическая уда­лён­ность и эт­ническое свое­об­ра­зие тер­ри­то­рии. Ис­то­ри­че­ски про­воз­гла­ше­ние ав­то­но­мии час­то сле­до­ва­ло за при­об­ре­те­ни­ем го­су­дар­ст­вом, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го на­хо­дит­ся Цер­ковь, по­ли­тической са­мо­стоя­тель­но­сти. Ут­ра­та же государственной са­мо­стоя­тель­но­сти тер­ри­то­рии обыч­но ве­дёт и к уп­разд­не­нию цер­ков­ной ав­то­но­мии.

Тер­мин «ав­то­ном­ная Цер­ковь» но­вый, но яв­ле­ние это бы­ло из­вест­но и в древ­но­сти, и в Сред­не­ве­ко­вье. В сущ­но­сти, при­ме­ром цер­ков­ной ав­то­но­мии мо­жет слу­жить Русская цер­ковь до на­ча­ла её ав­то­ке­фа­лии (1448), ко­гда она, тер­ри­то­ри­аль­но, эт­ни­че­ски и по­ли­ти­че­ски обо­соб­лен­ная от ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви (Кон­стан­ти­но­поль­ская пра­во­слав­ная цер­ковь), име­ла лишь ог­ра­ни­чен­ную за­ви­си­мость от неё, чем ре­ши­тель­но от­ли­ча­лась от других ми­тро­по­лий Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви.

На начало XXI века су­ще­ст­ву­ют 4 ав­то­ном­ные церк­ви: Си­най­ская ар­хи­епи­ско­пия в юрис­дик­ции Ие­ру­са­лим­ской церк­ви, Фин­лянд­ская ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви, Япон­ская ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь и Ки­тай­ская ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь в юрис­дик­ции РПЦ.

В ка­то­ли­циз­ме его уни­вер­са­ли­ст­ский цен­тра­лизм ис­клю­ча­ет ту сте­пень са­мо­стоя­тель­но­сти ме­ст­ных церк­вей, ка­кая име­ет ме­сто в пра­во­сла­вии. По­это­му в ка­то­ли­циз­ме не су­ще­ст­ву­ет по­ме­ст­ных ав­то­ке­фаль­ных церк­вей. Од­на­ко в современной Рим­ско-ка­то­лической церк­ви до­пус­ка­ет­ся оп­ре­де­лён­ная по­ме­ст­ная ав­то­но­мия (пра­во ми­тро­по­ли­тов на ка­но­нический над­зор за под­ве­дом­ст­вен­ны­ми епар­хия­ми, оп­ре­де­лён­ные пра­ва про­вин­ци­аль­ных епи­скоп­ских со­бо­ров и кон­фе­рен­ций, осо­бый ста­тус восточных ка­то­лических церк­вей).

Конспект по истории Поместных Православных Церквей

Содержание

Введение

С самых первых дней своего бытия Церковь Христова являла собой единую семью Церквей-сестер. Право на существование различных Поместных Церквей, входящих в единую Вселенскую Церковь, имеет твердое основание как в Священном Писании, так и в канонах самой Церкви.

Господь наш Иисус Христос повелел святым апостолам призвать в Церковь и научить все народы ( Мф. 28:19–20 ). Апостолы, во исполнение этой заповеди, разошлись с проповедью на разных языках во все концы земли ( Деян. 2:4–11 ). Благовествуя слово Божие в разных странах, они основывали Поместные Церкви, входившие в единую Церковь Вселенскую. В тех местах, где находился народ одной национальности, Апостолы основывали Церковь из одного народа (например, Церковь в Иудее, Индии, Эфиопии, Галлии); а в тех местах, где проживало разноплеменное население, основывали ее из христиан разных национальностей (в Антиохии, Риме, Коринфе).

Апостолы, рукополагая епископов и пресвитеров, поставляли их главами общин – Церквей, которые находились в различных городах Римской империи. Эти Церкви, основанные апостолами, были независимы друг от друга в делах внутреннего самоуправления и избрания своего епископа, могли самостоятельно устраивать свою внутреннюю? жизнь с учетом местных особенностей и условий. Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где имелись епископские кафедры. Однако Церкви теснейшим образом были связаны между собой через единство веры, основанной на Евангельской проповеди и любви, которая была деятельным продолжением веры.

На примере своих действий святые Апостолы показали, что Вселенская Церковь должна управляться собором иерархов всех Поместных Церквей, а Поместная Церковь – своими иерархами. Так, для решения вопросов, которые были важны для всех Церквей, уже в апостольское время собирались соборы епископов. Единение епископов Церкви на соборе есть внешнее выражение единства всей Православной Церкви. Однако это единство основывается на том, что в каждой из Поместных Церквей, как и в каждом православном приходском храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения. Однако только в единстве всех православных общин между собой мы можем достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом. Объединение таких православных общин на определенной территории и составляет Поместную Православную Церковь, которая также называется автокефальной Церковью.

Самостоятельность Поместных Церквей находит себе основание также и в канонах. Так, 34 Апостольское правило достаточно ясно говорит об административной самостоятельности Поместных Церквей: «Епископам всякого народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения; творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». То же говорится и в 9 правиле Антиохийского Собора; «В каждой области епископам должно ведати епископа, в митрополии начальствующаго и имеющаго попечение о всей области… Посему разсуждено, чтобы он и честью преимуществовал и чтобы прочие епископы ничего особенно важного не делали без него… а также и сей без согласия прочих епископов». В этих правилах, как видно, прямо выражен тот принцип, что дела Поместной Церкви должны решаться ее епископатом во главе с первым епископом.

В других правилах подчеркивается та мысль, что внутренние дела Поместной Церкви окончательно решаются ее – своими – иерархами. «Аще кто, презрев… постановленное решение, – говорится в 6 правиле II Вселенского Собора, – дерзнет… Вселенский Собор безпокоити, к оскорблению чести всех епископов области, таковый отнюдь да не будет приемлем с своею жалобою, яко нанесший оскорбление правилам и нарушивший церковное благочиние». А 2 правило II Вселенского Собора прямо запрещает всем Поместным Церквам – «областным епископам» – простирать свою власть «на Церкви за пределами своея области… яко дела каждыя области благоучреждати будет Собор тоя же области».

Таким образом, правила Вселенской Церкви не только не допускают подчинения одних Поместных Церквей другим, но даже защищают их неприкосновенность. Вселенская Церковь как в апостольское, так и в последующее время не имела единоличной земной главы, а утверждала самостоятельность Поместных Церквей на принципах соборности. Древние Поместные Церкви, имея свою иерархию, не зависели друг от друга в своем внутреннем устройстве и управлении. Со временем такие независимые Церкви стали именоваться автокефальными.

«Автокефальность» в переводе с греческого означает «самоглавность» и предусматривает самостоятельное избрание Церковью своего предстоятеля и независимость в делах внутреннего управления и внешних сношений. По поводу вопроса о предоставлении автокефалии нет единого всеправославного мнения, поэтому в число тем будущего – Вселенского Собора включен вопрос об автокефалии. Но, изучая практику Православной Церкви, можно прийти к вполне определенным выводам. Автокефальность для новой Поместной Церкви может быть дарована только той Церковью, в управлении которой она находилась изначально и частью которой она изначально пребывала. Условиями автокефалии являются:

– наличие в Церкви как минимум трех епископов, имеющих каноническое право избрать и рукоположить главу Церкви;

– высокий уровень церковной жизни местного Православия;

Автокефалию может даровать Вселенский Собор, представленный епископами всей Церкви, или же Поместный собор епископов автокефальной Церкви, но только по отношению к части своей Церкви. В любом случае все автокефальные Православные Церкви имеют равные права. Автокефалия не может быть предоставлена государственной властью, не может провозгласить автокефалию и часть епископов Поместной Церкви, отделившаяся от остального епископата. Не может предоставить автокефалию и одна Поместная Церковь по отношению к части другой Церкви. Основанием для провозглашения автокефалии является польза самой местной Церкви, создание необходимых условий для ее спасительной миссии. Вместе с тем епископат и народ Поместной Церкви при определенных условиях может отказаться от своей автокефалии и присоединиться к другой Церкви. Случаи последнего нередки в истории Церкви.

Однако автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Автокефалия Церквей ограничена единством вероучения, единством канонического устройства и принципиальным совпадением основных норм литургической жизни. Так, автокефальная Церковь не может изменять догматического учения, так как это влечет за собой разрушение единства веры, наиболее важные вопросы канонической и богослужебной жизни подлежат совместному ведению всех Поместных Церквей.

Таким образом, Поместные Православные Церкви, оставаясь неразрывными частями Единой Вселенской Церкви, в одних сферах своей деятельности ограничены, а в других – самостоятельны, независимы.

Автономной Церковью называется та, которая пользуется самостоятельностью в делах внутреннего самоуправления, но избрание ее предстоятеля и внешние церковные сношения происходят через автокефальную Церковь, к которой она принадлежит. Взаимные отношения Поместных Церквей можно описать словами: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, и во всем любовь».

Формирование современной семьи автокефальных Церквей есть длительный исторический процесс, обусловленный как внутрицерковными, так и политическими, национальными и географическими причинами. По мере роста церковной общины античного города Римской Империи, возглавляемой епископом, появилась потребность поручать отдельные городские районы заботам священников, которые совершали здесь богослужения и проповедь с санкции местного епископа. До сих пор приходской священник руководит жизнью общины исключительно в силу полномочий, предоставленных ему епископом. Усложнение церковной жизни и отношений между различными городскими общинами привело во II–III в. в. к выдвижению епископа столичного города провинции, который назывался «митрополия», на первое место в вопросах веры и церковного устройства среди прочих епископов. Такой епископ начал именоваться архиепископом или митрополитом. Так возникла основа церковного строя – митрополитанское управление, которое получило окончательное оформление в нормах канонического права в течение IV в. Границы митрополий совпадали с границами провинций Римской империи. Высший тип церковного объединения – Патриархаты, соединявший в себе несколько митрополий, возник на основе более крупных административных единиц империи – диоцезов и префектур, где патриархом становился епископ политического центра такой территории. Именно на основе этих церковных образований, в результате получения самостоятельности митрополиями древних Патриархатов, и возникли сегодняшние автокефальные Православные Поместные Церкви. Особенно это относится к славянским Православным Церквам, которые, выделившись со временем из Константинопольского Патриархата, стали играть выдающуюся роль в жизни Вселенского Православия.

В настоящее время существует 15 автокефальных Поместных Церквей. Обычно перечисление этих Церквей совершается в порядке диптиха. Диптих – список, который не является синодиком или помянником, в котором все Поместные Церкви и их предстоятели перечисляются в определенном порядке. Место упоминания Церкви в диптихе основано на древности и авторитетности той или иной Церкви, а также связано с титулом, который носит ее предстоятель. Это место совершенно не связано с тем, что одна Церковь является лучше или главнее своей другой сестры-Церкви.

Порядок диптиха Поместных Православных Церквей:

1. Константинопольский Патриархат

2. Александрийский Патриархат

3. Антиохийский Патриархат

4. Иерусалимский Патриархат

5. Московский Патриархат

6. Грузинская Православная Церковь

7. Сербская Православная Церковь

8. Румынская Православная Церковь

9. Болгарская Православная Церковь

10. Кипрская Православная Церковь

11. Элладская Православная Церковь

12. Польская Православная Церковь

13. Албанская Православная Церковь

14. Православная Церковь Чешских земель и Словакии

15. Православная Церковь в Америке

С начала 1960-х г. г. среди Православных Церквей наблюдается стремление к более тесному единству в области решения общих проблем современной церковной жизни и взаимоотношения с другими христианскими конфессиями. Начиная с 1961 г. состоялся ряд Всеправославных совещаний, Всеправославных Предсоборных совещаний (1976, 1982, 1986), а также несколько межправославных Подготовительных комиссий (1976, 1990, 1993, 1995, 1999). Все они являются подготовительными этапами ко Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви, который намечен на начало XXI в. Основными темами собора должны стать такие аспекты межправославных взаимоотношений как автокефалия, автономия, православная диаспора (приходские общины вне основной территории Поместной Церкви) и диптихи. Предполагается выработка единой позиции по вопросам внутрицерковной жизни Православия, таким, как пост в современном мире, развитие монашества, вопрос о браке, миссии Церкви в современном мире и отношения с инославием.

Понятие Поместной Церкви. Единство Церкви Христовой и различие Поместных Церквей.

Святая Соборная и Апостольская Церковь есть Церковь Единая, есть цельный мистический организм — Тело Христово. Если Церковь есть Тело Христово, то по своему существу она неделима. Христос не делим, не делима и Церковь – Его Тело. Церковь, по слову апостольскому, есть также «столп и утверждение истины», т. е. опора, защита истины. Истина может быть только одна.

Сам Основатель Церкви Господь наш Иисус Христос, предлагая учение о Церкви, говорил о ее единстве. «Созижду Церковь Мою» (а не церкви), —предсказывал Он Своим Ученикам. Он Сам говорил об одном овчем дворе и об одном стаде; дал единый Хлеб жизни; молился о том, чтобы все были едины. Точно так же и Апостолы неоднократно указывали на единство Церкви и на основание этого единства. Так, святой апостол Павел, сравнивая Церковь со строением Божиим, отмечает, что единым основанием этого здания является только Христос: «Основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос».

Святые отцы Церкви много и обстоятельно говорят о единстве святой Церкви, раскрывая это понятие со всех сторон. Так, святой Игнатий Богоносец единство Церкви видит в единстве святой Евхаристии, «ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами». Святой Ириней Лионский усматривает это единство в верном хранении и исповедании Апостольского Предания. Святители Александрии в вопросе о единстве Церкви акцентируют свое внимание на единомыслии, на братском участии верующих.

Ярким выражением церковного единства были Вселенские Соборы, являвшие собой совокупное деяние служителей Церкви по важнейшим вопросам веры и христианской жизни.

Однако, будучи единой по существу, Церковь подразделяется на Ряд Поместных Православных Церквей. Следует сразу же отметить, что это не иные или противоположные Церкви, но друг другу тождественные, отделенные не идейно, а территориально, административно.

Совместимость единства Церкви по своей основе со множественностью ее по местному делению и даже необходимость такого устроения Церкви весьма четко показаны «самым авторитетным учителем по вопросу о единстве Церкви» — святым Киприаном Карфагенским. «Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство».

Если кратко выразить, в чем состоит единство Церкви при наличии Поместных Церквей, следует прибегнуть к словам канониста Сербской Православной Церкви епископа Никодима. «Единство Вселенской Церкви состоит. в единстве веры между Поместными Церквами, в единстве духа между ними, во взаимном общении их по образу, установленному законами и церковной практикой, в согласном действовании их в канонически определенном направлении».

Право на существование различных Поместных Церквей, входящих в единую Вселенскую Церковь, имеет твердое основание как в Священном Писании, так и в Канонах самой Церкви.

Божественный Учитель повелел святым Апостолам призвать в Церковь и научить все народы. Апостольская проповедь велась на многих языках. Свое миссионерское служение Апостолы разделили по народам, поэтому святой Петр считается апостолом евреев, святой Павел — греков, святой Фома — персов и индийцев и т. д. Благовествуя слово Божие в разных странах, святые Апостолы основывали Поместные Церкви, входившие в единый организм Церкви Вселенской.

Основывая Поместные Церкви в разных странах, святые Апостолы ставили пастырей, которым предоставляли право управлять этими Церквами, самостоятельно устраивать их внутреннюю жизнь с учетом местных особенностей и условий. Таким образом, самими Апостолами утверждались Церкви с самостоятельным управлением.

В апостольских посланиях уже упоминаются как отдельные Церкви Асийские, Македонские, Галатийские, Фессалоникийская, Лаодикийская, Филиппинская, Церковь в Вавилоне и др. В 1 – 3 главах книги Апокалипсиса называются поименно семь Асийских Церквей. Уже это общее перечисление Апостольских Церквей дает возможность заключить, что основанием для такого деления Церквей служило административное деление Римской империи. Обширные церковные области названы именем целых округов (Церкви Асийские), меньшие — именем провинций (Церкви Македонские), дальше — именем городов (например Фессалоникийская) и проч.

Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где имелись епископские кафедры. Это также можно видеть в Апостольских посланиях. Например, Апостольские послания направлялись на имена христиан главнейших городов провинций.

Справедливость заключения, выводимого из текста священных новозаветных книг, о том, что с первых дней бытия Церкви существовали Поместные Церкви со своим местным управлением, подтверждают и Позднейшие памятники церковной литературы (Тертуллиан).

Сами Апостолы в вопросах, касавшихся жизни всей Церкви, действовали сообща — соборно. Но в отдельных — местных — Церквах они исполняли свое служение самостоятельно, лишь сохраняя между собой единство духа. Так, святой апостол Петр руководил Церквами, состоящими из бывших иудеев, святой апостол Павел — из язычников, а святой апостол Иоанн Богослов, в основном, управлял Церквами Малой Азии.

На примере своих действий святые Апостолы показали, что Вселенская Церковь должна управляться собором иерархов всех Поместных Церквей, а Поместная Церковь — своими иерархами.

Самостоятельность Поместных Церквей находит себе основание также и в Канонах, явившихся правильным раскрытием Божественного Откровения и отражением исторически складывавшегося внутреннего их устроения. Так, 34 Апостольское правило достаточно ясно говорит об административной самостоятельности Поместных Церквей. То же говорится и в 9 правиле Антиохийского Собора. В этих правилах прямо выражен тот принцип, что дела Поместной Церкви должны решаться ее епископатом во главе с первым епископом.

В других правилах не менее определенно и решительно подчеркивается та мысль, что внутренние дела Поместной Церкви окончательно решаются ее иерархами: 6 правило Второго Вселенского Собора. А 2 правило Второго Вселенского Собора прямо запрещает всем Поместным Церквам — «областным епископам» — простирать свою власть «на Церкви за пределами своея области. яко дела каждый области благоучреждати будет Собор тоя же области». Это определение весьма важно, так как именно этот Собор выразил православное учение о единстве Церкви.

Правила Вселенской Церкви не только не допускают подчинения одних Поместных Церквей другим, но даже защищают их неприкосновенность. Древние Поместные Церкви, имея свою иерархию, не зависели друг от друга в своем внутреннем устройстве и управлении. Со временем такие независимые Церкви стали именоваться Автокефальными (от греческое—сам и греческое—глава), т. е. имеющими свою главу, свое управление, независимое от другой власти.

Изложенное выше дает возможность заключить, что Вселенская Церковь как в Апостольское, так и в последующее время не имела единоличной земной главы, а утверждала самостоятельность Поместных Церквей на принципах соборности.

Но автокефалия Поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Церкви не абсолютная, а зависит от характера сфер ихдеятельности. Прежде всего это касается Догматического учения. Преемником апостольской власти стал весь епископат Церкви, вся Церковь. Отсюда именно ей — всей Церкви — принадлежит право свято хранить, выражать и изъяснять Богооткровенную истину.

Обязательным для Поместных Православных Церквей является и Каноническое учение как вытекающее из основ вероучительных. Это усвоеннные всей Церковью правила Апостольские, Вселенских Соборов, некоторых (десяти) Поместных, а также правила святых отцов.

Каноны достаточно точно определяют, в чем состоит самостоятельность Поместных Церквей. Требуя полного единства в вопросах веры, они предоставляют, полную свободу в области административной (см. 6 правило Первого Вселенского Собора, 19 правило Антиохийского Собора и др.).

Свободней Поместные Церкви в сфере богослужения: в освящении для себя святого Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и пр.

Автокефальные Православные Церкви имеют право не только созывать свои Соборы, но и приглашать на них епископов из других Поместных Церквей. На этих Соборах они могут рассматривать вопросы и местного характера, и всеправославного или, как сказано в 37 Апостольском правиле, рассуждать «о догматах благочестия». Мало того, каждая Автокефальная Православная Церковь может явиться инициатором созвания Вселенского Собора

Таким образом, Поместные Православные Церкви, оставаясь неразрывными частями Единой Вселенской Церкви, в одних сферах своей деятельности ограничены, а в других — самостоятельны, независимы.

РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕН ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ПРАВОСЛАВИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ

ГЛАВА 1. АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ

Деление на Поместные Церкви в Православии.

Понятие церковной автокефалии

В Православии в церковно-административной практике существует феномен деления на отдельные, независимые, самостоятельные, или автокефальные (поместные) Церкви, которые, в свою очередь, отнюдь не являются другими, противоположными, или неправославными. Напротив, все они тождественны друг другу, будучи отделены не идейно (вероучительно), а лишь территориально, регионально, административно. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, заключает всю полноту Единой Вселенской Православной Церкви.

Такая традиция сложилась еще в Древней Церкви, в первые века христианства. В этой связи целесообразно обратиться к основаниям деления на поместные Церкви.

Основания деления Единой Вселенской Православной Церкви на поместные можно разделить на три группы:

1. Основания, зафиксированные в Священном Писании. Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос повелел святым апостолам научить все народы и призвать их в Церковь (Мф. XXVIII, 19 – 20). Апостолы, исполненные Духа Святого, разошлись по всей известной им территории Средиземноморья, Балкан, Азии и вели проповедь на многих языках (Деян. II, 4, 9 – 11). Свою проповедническую деятельность они разделили между собой по различным территориям, вследствие чего святой апостол Петр считается прежде всего апостолом евреев, святой апостол Павел – просветителем греков, святой апостол Фома – персов и индийцев.

Проповедуя Евангелие в различных странах, апостолы основывали региональные (поместные) Церкви, входившие в организм Единой Церкви. В моноэтнических местностях апостолы основывали Церковь из одного народа, службы в которой велись на языке этого народа, в местах же, где преобладало полиэтническое население, основывалась многонациональная Церковь. Одна из первых церквей, основанных апостолами, состояла из людей одной нации – это Церковь в Иудее, после этого из христиан одной национальности были основаны Церкви в Индии, Эфиопии, Галлии, а из смешанного христианского населения – в Антиохии, Риме, Коринфе. В апостольских посланиях мы находим упоминания названий отдельных Церквей – Асийские (1 Кор. XVI, 19), Македонские (2 Кор. VIII, 1), Галатийские (Гал. I, 2; 1 Кор. XVI, 1), Филиппийская (Флп. I, 1), Кенхрейская (Рим. XVI, 1) и др.

Основывая поместные Церкви в различных странах, апостолы ставили в их главе пастырей – предстоятелей, которым предоставлялись широкие права: управлять этими Церквами, самостоятельно руководить их внутренней жизнью с учетом местных особенностей, традиций и условий. Таким образом, сами апостолы утверждали Церкви с самостоятельным управлением. Свидетельством того, что уже во время апостолов таких Церквей было достаточно много, являются заключительные слова апостола Павла в послании к Римлянам: «Приветствуют вас все Церкви Христовы» (Рим. XVI, 16).

2. В связи с тем, что в первых трех главах Апокалипсиса указываются поименно семь Асийских Церквей (в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии), т. е. расположенных на территории Малоазийского полуострова, можно прийти к выводу, что Основанием для такого деления Церквей служило административное деление Римской империи. Обширные церковные области названы именем целых округов (например, Церкви Асийские), меньшие – именем провинций (например, Церкви Македонские). Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где находились епископские кафедры.

3. Канонические основания деления на поместные Церкви, содержащиеся в правилах апостольских, Вселенских и Поместных Соборов). Например, 34-е апостольское правило говорит об административной самостоятельности поместных Церквей. Аналогичная мысль выражена в 9-м правиле Антиохийского собора: дела поместной Церкви должны решаться ее епископатом во главе с первым епископом. 6-е правило Второго Вселенского Собора, говоря о случаях обвинений в адрес епископов или доносам на них,Предписывает представлять обвинителям «свои обвинения всем епископам области», что также говорит о совместном решении всего епископата в делах своей местной церкви.

2-е правило Второго Вселенского Собора запрещает всем поместным Церквам простирать свою власть «на Церкви за пределами своей области».

Таким образом, правила Вселенской Церкви защищают неприкосновенность поместных Церквей, не допускают вмешательства одной поместной Церкви во внутренние дела другой.

В первохристианские времена поместные Церкви, имея свою иерархию, не зависели друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. Со временем такие независимые Церкви стали называться автокефальными.

Автокефальная Церковь –Это Церковь, имеющая своего предстоятеля, свои органы управления, независимые от другой власти. Иначе говоря, это независимая, самоуправляющаяся Церковь [1].

Автокефалия (независимость) поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Христовой Церкви не абсолютна, а зависит от характера сфер их деятельности. Поэтому рассмотрим, что является общим, единым, связующим для всех поместных Церквей, и в чем поместные Церкви могут быть самостоятельны.

Единым (общим) для всех поместных Церквей является:

1. Догматическое учение. Христос Спаситель принес на землю истину православного вероучения. Отсюда именно Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины;

2. Каноническое учение, вытекающее из основ вероучительных. К области канонического учения относятся: правила апостольские, правила Вселенских Соборов, правила десяти Поместных Соборов и правила святых отцов.

Вместе с тем каноны не являются догматами. Следовательно, каждая поместная Православная Церковь, не нарушая единого догматического учения, может издавать свои законы в определении своего устройства и управления (например, таковыми являются Уставы (Положения) поместных Православных Церквей).

Требуя полного единства в вопросах веры и догматики, каноны предоставляют поместным Церквам полную свободу в административной сфере. Самостоятельность поместных Церквей выражается в следующем:

1. Церкви свободны в сфере богослужения (в освящении для себя св. Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и др.);

2. Поместные Церкви обладают полной самостоятельностью в области суда;

3. Поместные Церкви вправе созывать свои Соборы (Поместные Соборы);

4. Каждая поместная Церковь может явиться инициатором созвания Вселенского Собора.

Предоставление автокефалии

Основать новую автокефальную Церковь имеет право только такая церковная организация, которая обладает высшей властью. В настоящее время такой властью обладает епископат всей Православной Церкви или епископат отдельной существующей автокефальной Церкви.

По церковно-каноническим нормам автокефалию какой-либо новой Церкви могут предоставить три высшие церковно-административные инстанции:

– Вселенский Собор (но Вселенский Собор – явление чрезвычайно редкое в истории Церкви);

– исторически сложилось так, что традиционным фактором провозглашения автокефалии стала воля епископата (Поместного Собора) уже существующей автокефальной Церкви. Причем Поместный Собор какой-либо существующей автокефальной Церкви может не только предоставить автокефалию части своей Церкви, но и упразднить ее;

– в исключительных случаях отдельные епископы вправе предоставить ВременнуюАвтокефалию части какой-либо существующей автокефальной Церкви без решения этой автокефальной Церкви. Таких случая два: 1) если центральная власть кириархальной Церкви (т. е. Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора); 2) если эта часть Церкви по каким-либо причинам окажется совершенно оторванной от Церкви-матери, или же когда центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило Шестого Вселенского Собора). Вместе с тем, для того, чтобы временная автокефалия стала постоянной, необходимо согласие на это со стороны кириархальной Церкви.

Никакая Церковь не имеет права предоставить автокефалию какой-либо части Церкви (например, церковной области), находящейся в юрисдикции другой автокефальной Церкви. В противном случае это будет являться антиканоническим вмешательством во внутренние дела той автокефальной Церкви, в ведении которой находится данная часть Церкви (церковная область).

Согласно 12-му правилу Четвертого Вселенского Собора, государство (светская власть вообще) не имеет права провозгласить церковную автокефалию.

Необходимо отметить, что автокефалия дается лишь той Церкви, которая доросла до самостоятельной жизни, имеет внутренние возможности существовать независимо от иной церковной власти.

Исторически сложилось, что сущность автокефалии Церкви заклю-чается в том, что как первый ее епископ, так и прочие должны избираться и рукополагаться собором своих епископов, а не епископами других Церквей. Для того, чтобы рукоположить епископа требуется не менее двух епископов (1-е правило апостольское). Следовательно, для автокефалии Церкви необходимо наличие не менее трех епископов.

Что касается критериев автокефальности (т. е. правомерности адми-нистративно-территориального отделения одной Церкви от другой), то, учитывая исторический опыт развития Церквей, можно выделить два таких критерия. Во-первых, стремление к созданию независимой Церкви всегда прослеживается в самостоятельном независимом государстве, т. е. политическая независимость государства обуславливает церковную независимость в его рамках. Ярким примером такого процесса могут служить события церковной жизни на Украине в начале 1990-х гг. в связи с образованием суверенной Республики Украина. Во-вторых, каждый народ, имеющий национальное самосознание и свою культуру, стремится иметь и свою независимую Церковь. Именно на этой основе возникли автокефальные Православные Церкви в ряде балканских государств (Греции, Сербии, Румынии).

Но на самом деле Церковь может и не считать для себя обязательными ни государственные, ни национальные принципы, а руководствоваться часто лишь одним мотивом – благом Церкви. Поэтому для получения автокефалии Церковь должна не только иметь достаточное количество пастырей и паствы, но и иметь единое мнение всей своей полноты (как клира, так и мирян), что провозглашение автокефалии требуется для пользы самой Церкви и явится условием для более успешного ее развития.

Понятие церковной автономии

Термин «автономия» вошел в церковный лексикон из гражданского права. В светском законе этим термином обозначалась местная организация, имеющая право на самоуправление в границах основного положения (конституции) государства.

Автономная Церковь – это Церковь, самостоятельно избирающая предстоятеля на своем Поместном Соборе с последующим утверждением его Патриархом автокефальной Церкви, в рамках которой автономная Церковь существует. Протоиерей В. Цыпин определяет автономную Церковь как поместную, «обладающую весьма широкой, но не полной самостоятельностью» [2].

Зависимость автономной Церкви от автокефальной проявляется в том, что Церковь-дочь (т. е. Церковь автономная) должна брать у своей Церкви-матери св. миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни. Автономная Церковь получает от Церкви-матери Устав, определяющий границы ее компетенции. В Уставе указывается на обязанность первого епископа автономной Церкви или всех ее епископов поминать имя предстоятеля Церкви-матери, что является выражением зависимости автономной Церкви. В рамках своих границ автономная Церковь сама распоряжается своей внутренней жизнью.

В отличие от автокефальной автономная Церковь не имеет своей самостоятельной цепи апостольского преемства, т. к. первый ее епископ или все епископы получают хиротонию от Церкви-матери. Поэтому автономной Церкви не обязательно иметь определенное минимальное число епископов. Автономной Церковью может быть и митрополичий округ, и отдельная епархия, и приходская община, и даже монастырь.

В настоящее время автономными Церквами являются Финляндская, Критская (находятся в зависимости от Константинопольской Право-славной Церкви), Японская (подчиняется Русской Православной Церкви). Автономной Церковью, представленной одним монастырем, в настоящее время является Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины, находящийся в зависимости от Иерусалимского Патриархата.

Каноническую автономию Церковь получает только от Церкви-матери, частью которой она и продолжает оставаться.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключаются основания деления на Поместные Церкви в Православии?

2. Дайте определение понятия «автокефальная церковь».

3. Что является общим для всех поместных Православных Церквей?

4. В чем заключается самостоятельность автокефальных церквей?

5. Чем отличается автономная церковь от автокефальной? Каковы признаки автономной церкви?

Список используемой литературы

Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990.

Поместные Православные Церкви: Сб. М., 2004.

Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. М., 1994.

Цыпин В., прот. Автокефалия церковная // Православная Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 199 – 202.

Цыпин В., прот. Автономная Церковь // Православная Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 203 – 204.

Оцените статью
Добавить комментарий