Посты и их духовный смысл /

Посты и их духовный смысл /

Посты и их духовный смысл

Пост (особенно Великий) святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли углубиться, посмотреть внутрь себя. Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин. Прекращаются развлечения, увеселения. В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие зрелищные заведения.

Пост — время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не насыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Это — одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее.

Второе Значение пощения — жертва Богу и воспитание своей воли. Пост — установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, Пост — первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать ото всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост — это послушание Божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное (см.: Пс 50, 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, утесняем нашу волю.

Еще одно значение поста — в подчинении тела духу. Постом мы даем понять чреву, кто в доме хозяин. Человеку, не привыкшему поститься, очень тяжело дисциплинировать себя, обуздывать страсти, бороться с ними. Христианин — это воин Христов, а хороший воин находится в постоянной боевой готовности, постоянно обучается, держит себя в форме. В Церкви нет ничего случайного и ненужного. Не соблюдающие пост никогда не узнают настоящего вкуса пищи, этого дара Божия. Даже праздничная трапеза для непостящихся становится чем-то вполне обыденным, а для нас даже скромное застолье после продолжительного поста — настоящий праздник.

Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью. Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.

Надо всегда помнить, что телесный пост — средство. А цель — стяжать духовные плоды: благодарное чувство к Богу, ровное, доброжелательное отношение к людям, чистоту помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Человек, который за все дни Великого поста ни разу не впадет в раздражение и не укорит никого, больше достигнет, чем тот, кто будет есть одни сухари.

Об этом говорят святые отцы: «Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Насладимся же Господеви (Пс 36, 4) в поучении словесам Духа, в восприятии спасительных узаконений, и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших» (святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).

В Православной Церкви есть многодневные и однодневные посты.

Многодневные посты

Великий пост, предпасхальный, в общей сложности (вместе со Страстной неделей) продолжается семь недель. Разговение (вкушение скоромной пищи) происходит только в день Пасхи после праздничной литургии. Великий пост в разные годы приходится на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост — перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он после дня Всех святых (воскресенье после дня Святой Троицы) и продолжается до 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи.

Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда продолжается с 14 августа до 28 августа (нов. ст.).

Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: с 28 ноября до 7 января (нов. ст.).

Однодневные посты

Среда и пятница — в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и Святок. В среду и пятницу мы постимся в память страданий Христовых: в среду Иуда Искариот предал Спасителя, а в пятницу Господь был распят на кресте.

Крещенский сочельник — 18 января по новому стилю.

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября по новому стилю.

Воздвижение Креста Господня — 27 сентября по новому стилю.

Православные посты — содержание, смысл, расписание

Узнайте все самое интересное и полезное о православных постах, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое пост в Православии

Православные посты – это особенное время духовного труда. Пора усердной молитвы и покаяния при воздержании от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), а также лакомств. Это подчинение тела человека духу, воспитание воли и борьба с одной из главных страстей — чревоугодием. Если человек научится усмирять тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха.

Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла,. Это было испытание, сможет ли человек ограничивать себя и смириться перед Волей Бога. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека. Собственно говоря пост это упражнение для воли. Человек это личность. Задача личности — овладеть своей природой. Пост для этого самое первое средство.

“Если мы боремся с дияволом … постом и бдением – то он бросает оружие и отступает… С помощью аскезы, подвига человек уподобляется бесплотным силам. Конечно, воздерживаться нужно, имея в виду высшую духовную цель. Если человек воздерживается, чтобы избавиться от вредных для здоровья жиров, то он заботится [лишь] о благе своей плоти” (преподобный Паисий Святогорец).

Православные посты — содержание

Ограничения во время поста распространяются не только на скоромную (нарушающую постные запреты) пищу. Они касаются и еды хотя и постной, но в то же время изысканной. Святые Отцы учат не обманывать себя формальным подходом к посту. Нужно постараться взглянуть на свою жизнь и честно признать беззаконность своих поступков. Затем искренне в них покаяться и принести Богу достойные плоды покаяния и молитвы.

Также православные посты накладывают ограничения на развлечения, различные увеселительные мероприятия. Современные люди зачастую подвержены зависимостям от компьютерных игр, просмотра телевизора и развлекательных программ, а также от социальных сетей и виртуального общения. Необходимо максимально ограничить такое времяпрепровождения.

Одной из распространенных благочестивых традиций в православные посты является помощь ближним. Подаяние милостыни, помощь больным, пожертвования и другие добрые дела, которые позволяют сосредотачиваться не на себе, а на близких и нуждающихся людях.

Важно понимать, что смысл и главная задача поста не в отказе от определённой пищи, а:

1) тренировка воли, способности к самоограничению, отказу от желаемого, но излишнего;

2) духовное очищение, раскаяние в грехах, усиление молитвы.

Как говорил преподобный Паисий Святогорец:

“Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи.”

Многодневные православные посты

Православный устав выделяет четыре многодневных поста.

Рождественский пост

Рождественский пост начинается 28 ноября. Он длится 40 дней, и завершается празднованием Рождества Иисуса Христа 7 января. Первые упоминания о Рождественском посте встречаются в летописных документах IV века и длился он всего 7 дней (у некоторых христианских общин дольше). Продление поста до 40 дней, до самого Рождества Христова, было принято в 1166 году.

Монастырским уставои разрешено употребление пищи с растительным маслом во все дни, исключая среду и пятницу. В праздничные, субботние и воскресные дни допускаются к употреблению рыба и морепродукты. Исключение – заключительная неделя поста. В Рождественский Сочельник существует традиция полного воздержания от приёма пищи. Трапезу начинают только с появлением в небе первой звезды. Важно отметить, что монастырский устав не распространяется на мирян. Мера поста определяется по согласованию с духовником исходя из собственного здоровья и духовных сил.

Великий пост

Великий – этот строгий пост, посвященный Иисусу Христу и Его Воскресению из мертвых — День Пасхи. Пост представляет собой 40 дней (Четыредесятницу), когда христианин приносит покаяние перед Богом. И дополнительно 7 дней Страстной Седмицы, когда вместе со Христом человек переживает предательство, арест, распятие, смерть и воскресение Спасителя. Завершается Великий пост Светлым Христовым Воскресением. Это особенные дни и даже богослужения значительно отличаются от остального года. Литургия совершается только в субботу и воскресенье. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Ее особенность в том, что Святые Дары освящаются заранее на полной Литургии в воскресение и хранятся в специальном ковчеге.

В будние дни на богослужениях читается молитва Ефрема Сирина с 12 земными поклонами. По монастырскому уставу, православные отказываются от пищи в первый и второй день Великого Поста и в Страстную Пятницу (иногда всю седмицу). На все время поста со столов нужно убрать рыбные продукты (кроме праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим). Использовать в приготовлении пищи растительное масло можно лишь в субботу и воскресенье. Для мирян эти ограничения носят рекомендательный характер. Следовать им нужно в зависимости от состояния здоровья и обстоятельств.

Петропавловский пост

Пост, посвященный апостолам Петру и Павлу имеет разную продолжительность в разные года, его длительность зависит от того, в какой день в году праздновалась Пасха. Первый день поста — всегда начало недели Всех Святых, последний день — 12 июля. Он не слишком строгий в сравнении с Великим постом, и в любой день, кроме среды и пятницы, дозволяется употреблять рыбу.

Успенский пост

Успенский пост посвящен Богородице, Деве Марии и Ее Успению. Это наименее продолжительный пост, его протяженность 2 недели: с 14 по 28 августа, завершается он празднованием Успения Божией Матери. Во время поста запрещаются не только мясные продукты, монастырский устав не разрешает яйца и молочные продукты, а также рыбу. Рыбное меню можно себе позволить только 19 августа, в праздник Преображения Господня.

Еженедельные церковные посты

В Русской Православной Церкви принято соблюдать еженедельный пост. Каждую среду православные вспоминают предательство Иудой Спасителя; в пятницу – постящиеся сострадают распятому Иисусу Христу и мукам, которые он перенес. Пост в эти дни особенно строг и приравнивается к Великому посту. Употреблять пищу необходимо без масла и в сыром виде, не подвергающуюся термической обработке. Под запретом мясо, рыба, яйца, отказаться придется и от молочных продуктов (это монастырский устав, для мирян он носит лишь рекомендательный, но не обязательный характер).

Однодневные посты

Выделяется еще несколько постных дней, здесь можно отметить три дня особо строгого поста:

– Крещенский Сочельник, он приходится на 18 января, в этот день постящиеся вспоминают Крещение, совершенное Иоанном Крестителем над Господом. Иоанн крестил иудеев дабы оставили они грехи свои, поэтому и современные христиане готовятся к очищению от грехов, что связано с необходимостью поста.

– Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) – великий день поминания, когда был казнен великий пророк.

– Воздвижение Креста Господня (27 сентября) – день, когда воспоминают событие распятия Спасителя на кресте.

Постимся без фанатизма

Большинство современных священников сходятся во мнении, что строгость в соблюдении поста должна соответствовать степени воцерковленности человека, его здоровью и образу жизни. Так, пост значительно облегчается для беременных и кормящих женщин, детей, болеющих людей, путешествующих, военнослужащих, людей, питание которых не зависит от них.

Ошибочно приравнивать пост к диете и соблюдать его лишь для того, чтобы похудеть, тем самым искажаю саму суть воздержания от скоромной пищи. Питание – это важная составляющая православных постов, но при этом не стоит уделять кулинарному вопросу излишнее внимание, важнее пищи – общение с Богом посредством молитвы, покаяние, участие в Таинстве Причастия, забота о ближних и стремление исправить свою жизнь.

“Если будешь с жадностию много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух. Не упивайтеся вином, но паче исполняйтеся Духом (Еф. 5, 18; 1 Сол. 5, 6–8). Постись и молись: и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу. Имел простоту веры и совершишь великие дела: ибо вся возможна верующему (Мк. 9, 23). Имей тщание и усердие: и совершишь великие дела” (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Что такое пост в православии и как его соблюдать

Правила соблюдения православного поста предназначены для того, чтобы верующие люди прошли необходимую подготовку ко вхождению в Небесное Царство. Эта традиция воздержания от скоромной пищи и ограничения половой жизни является особой формой аскетизма, упражняющего дух и ведущего к спасению индивидуального сознания. Указания по соблюдению поста различаются в зависимости от возраста и состояния здоровья людей.

Значение поста в православии

Сегодня часто встречается пренебрежение к этой традиции. Некоторые люди думают, что пост — это только неприятное монашеское дело, могущее принести вред телу. Такое рассмотрение вопроса совершенно неверно, так как православный последователь должен думать о собственной душе, а не о земной оболочке.

Возвышающий своё сознание и веру в Бога радуется воздержанию и с легкость переносит условные телесные трудности. Рассудительный прихожанин должен использовать это время со всей пользой. Именно с этим у истинных христиан принято поздравлять с наступлением периода очищения от материального и суетного.

Важно! Простое изменение состава пищи не является постом, если в уме не возникает желания воздерживаться, покаяться в неминуемых грехах через искреннюю молитву.

Духовное ограничение стоит рядом с телесным, но возвышается над ним. Если человек всецело отдается первому, Господь вселяет необходимые силы для преодоления второстепенных трудностей физической оболочки. Иоанн Златоуст авторитетно подтверждает: «Пусть в пост будут вовлечены все части вашего тела через опору на сильный и стойкий разум».

Рецепты постной кухни:

Сегодняшнее житие порой неправильно рассматривает сущность традиции — многие люди видят здесь только лишение материального подкрепления через наказание. Православный (и любой) пост — величайший способ достигнуть желаемого результата в служении Богу. Истощая собственное тело, верующий снимает темную пелену с души и открывает мистический путь, облегчающий приближение к Небесному Царству.

Воздержание нельзя называть голодом, которому подвергаются все существа за те или иные проступки. Эта традиция обретает религиозную ценность только в объединении с упражнениями для души (покаяние, уничтожение пороков через молитву).

Пост есть утончение физической плоти, что позволяет приблизиться к воздействию высших сил и сделаться наполненным благодатью. Церковь говорит о воздержании, чтобы напомнить о необходимом исцелении тяжело больной души, погрязшей в бытовой суете. Определенные дни в религиозном календаре предназначены для таких очищающих процедур. Они являются сугубым воздержанием и равновесием между оболочками, что должно вернуть главенство ума (души) над телом.

Апостолы говорили, то до появления поста человек проигрывал страстям и дьяволу. Христос показал пример 40-дневного воздержания и обрел силу Святого Духа. Каждый верующий обязан следовать примеру Безгрешного Сына и разить собственные слабости. Пребывающий в посте имеет непоколебимый ум и способен на любые свершения.

На заметку! Правила соблюдения православного поста описываются в Типиконе (книге Божественного устава), Номоканоне (византийском сборнике церковных указаний), Минеи и других подобных произведениях.

Практика воздержания невероятно развита в христианском мире — число постных дней иногда доходит до 200. Строгость поста, описанного в этих книгах, различается для монахов и мирских людей.

Особенности богоугодного воздержания

Подвиг покаяния и молитвенного прошения необходимо сопровождать мыслями об индивидуальной греховности. Верующий также должен отринуть увеселительные походы, смотрение неподобающих передач, чтение «легкой литературы» и т. п. Если эти категории не отпускают ум, человек обязан приложить ментальное усилие и разорвать путы бессмысленности.

В зависимости от подготовленности организма и здоровья воздержание различается на пять степеней:

Для больных, престарелых или начинающих подходит первый тип с отказом только от мясной пищи. Далее идет отказ от молочной продукции. Отрицание рыбы. На предпоследней позиции полный отказ от масла. Пост без потребления вообще какой-либо пищи на определенный срок — ступень, доступная верующим с непоколебимой верой и титаническим здоровьем. Важно! Неприлично в дни воздержания приготовлять себе изысканные блюда из разрешенных продуктов, потому что таким образом удовлетворяется сластолюбие и стремление к особому вкусу.

Не совершается поста, когда верующий покидает место трапезы с обремененным желудком и чувством удовлетворенного насыщения. Здесь практически нет жертв и лишений, которые только и придают воздержанию великой ценности.

Некоторые православные меняют физическое воздержание на «духовное», под которым понимают сдерживание раздражительности, критики других людей и всяческих ссор. Однако такая позиция не продвигает верующего по пути к истинной праведности, так как благорасположение само собой подразумевается в любое время. Поэтому послабление в приеме пищи — это только самообман, лишенный пользы.

Если человек не способен по состоянию здоровья или финансовому недостатку соблюдать традиционные правила поста, он должен отказаться от развлечений, сладостей, воздерживаться, хотя бы, в среду и пятницу. Приобщение начинается с малого — отрицания мясного.

Интересно! Ранее в русских семьях пост был чрезвычайно почитаем и выполнялся с чистым сердцем. Некоторые князья соблюдали правила воздержания лучше, чем многие монахи. Иноки Египта вторили 40-му посту Моисея и Христа. Монахи Оптиной пустыни в Калужской области питались только травой и славились долголетием.

Отдельные периоды воздержания

В православии выделяют однодневные и многодневные посты. Верующие постятся перед церковными праздниками или значимыми днями для православия.

Однодневные посты

К еженедельным постным дням относятся среда и пятница. Постные дни имеют собственную символическую сущность, мимо которой не смеет безразлично проходить христианская душа.

    Среда знаменует момент великого позора человеческой души, олицетворенный в образе предателя Иуды. Ученик продал Спасителя за небольшую горсть монет и принял смерть после жестокого угрызения совести. Пятница — время претерпевания бесчеловечных издевательств над Сыном Божьим, распятым на кресте. Это день страшных страданий и последующей смерти Того, кто пришел искупить вину всех творений. Воспоминания об этом событии придает сил в борьбе против соблазнов материальной роскоши.

Послабления существуют в следующие периоды:

    неделя после Троицы; период Святок (от Рождества до Крещения); на Масленицу (запрещена мясная пища, можно молочные продукты)

Также есть особые однодневные посты:

Многодневные посты

Великий пост (Четыредесятница). Длится 40 дней и символизирует страдальческий путь Христа Спасителя на Голгофу, чтобы совершить жертву. В этот период полагается не ядение в понедельник, а также вторник первой недели и в Страстную Пятницу. В будни полагается однократное принятие хлеба и овощей, вареная пища разрешена только в выходные дни, рыба — в Благовещение Девы Марии и Вербное воскресенье.

О питании в Великий пост:

Мнение Церкви

Религия утверждает, что пост есть действенный метод преобразования Гнева Божьего в Его милость. Жизнь в аскетизме и подвижничестве приятна Господу, она подобна чистому кристаллу, сбросившему с себя оковы грязного греха и рабства материальности.

    Воздержание является практикой для великого начинания. Любое действие проще выполнить, если усмирить собственную плоть. Уменьшая издержки на самого себя, православный человек имеет возможность больше положить на алтарь милосердия. Пища более пригодится сироте, вдове или бездомному, которые будут молиться о спасении. Воздержание позволяет оставаться с Церковью, приобщаться к апостолам, Христу и Отцу. Оно открывает лучшие качества и приближает к самым глубоким таинствам. Однако чрезмерное воздержание подобен пресыщению чрева: были примеры, когда фанатизм приобретал негативные качества и становился чревоугодием. Верующий должен знать собственные силы и быть рассудительным. Человек должен вкушать столько пищи, сколько необходимо для поддержания телесного функционирования. Начав с нуля и впав в фанатизм, неофит чрезмерно навредит себе, и долгое время не сможет осознать правильное направление. Главное условие — не нарушить устава душевного поста, если приходится поступиться правилами потребления. Были примеры, когда будущие святые вкушали скоромное, но умом не отдалялись от созерцания величия Господа. Если верующий замечает изнеможение в теле, неспособность вознести молитву, это говорит о неправильном методе. Здесь помогает руководство опытных духовников, имеющих опыт в проведении поста.

Важно! Пост в православии — средство исцеления от недугов греховности. Он очищает ум от действия загрязняющих мыслей, утончает тело и приближает к областям высшего блаженства.

Пост православный

Пост – древняя религиозная практика. Это время, когда человек начинает интенсивно заниматься своим духовным состоянием, контролировать свои телесные и душевные потребности. Чтобы добиться необходимого результата, приходится ограничить себя в употреблении пищи, исключить яркие эмоции, которые могли бы отвлечь от работы над внутренним миром.

Задача поста состоит в фиксировании таких жизненных приоритетов, которые будут возвышаться над телесными потребностями человека.

Священное Писание о посте Посты в Церкви Христианское понимание поста Пост как средство духовной работы Заключение

Священное Писание о посте

В Священном Писании наблюдается развитие понимания постного делания. Во времена, когда понятия о личном духовном подвиге в обществе ещё не сформировалось целостно, пост был общенародным или общественным актом покаяния, периодом подготовки к важным событиям в жизни народа или общества.

Постящиеся покаянным постом оплакивали свои грехи, искренне молили Бога о прощении, свидетельствовали своим внешним видом и поведением о том, что их сердце наполняет печаль о содеянном. Действительно, по-настоящему огорчённый чем-либо человек теряет аппетит, и желание насладиться пищей.

Желающие получить ответ Бога на свои просьбы и молитвы постились, чтобы засвидетельствовать своё Намерение быть услышанными Господом. Всё остальное (в том числе и вопросы питания, бытовой суеты) отодвигалось далеко на задний план. Действительно, человек, ожидающий важное для него решение, сосредоточен, напряжён и не торопится заняться обычными заботами о еде и комфорте.

Первое, на что обращает внимание человек, желающий правильно постится, это ограничение в пище. Тот, кто постится строго — полностью отказывается от пищи на определённый период. Постящийся не строго просто воздерживается от определённых родов пищи (от пищи животного происхождения, от варёной пищи и т. д.) Однако, уже у ветхозаветных пророков мы встречаем негастрономическую грань поста.

Пророк Исаия передаёт слова Господа о том, что Ему угодны не столько истязание желудка и внешние выказывания печали, сколько деятельное милосердие постящегося.

Накорми голодного, одень нагого, дай кров бездомному, защити обиженного – тогда будешь услышан Господом, и твой пост будет приятен Ему.

Посты в Церкви

Христианская Церковь, следуя установившейся традиции, практикует многодневные общецерковные посты. Всего их четыре:

    Великий пост; Петропавловский (Апостольский) пост; Успенский пост; Рождественский пост.

Это время частого посещения богослужений, покаяния, особого внимания к делам милосердия и добра. Постные периоды установлены как время подготовки к четырём великим праздникам:

    Светлого Христова Воскресения; Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла; Успения Пресвятой Богородицы; Рождества Христова.

В рамках духовной подготовки телесное воздержание выглядит вполне уместным. Ведь хозяева, ожидая встречи с дорогими гостями, не находят времени, чтобы поесть спокойно. Они ждут праздничное застолье и долгожданную встречу. Так и христиане в приоритет своих жизненных целей ставят подготовку своей души ко встрече великих торжеств Церкви.

Современный христианин постится, подражая посту апостолов, Божьей Матери и самого Господа Иисуса Христа.

Однодневным постом обозначаются также особые вехи и события земной жизни Господа. В среду постятся, помня о дне, в который Господь был предан Иудой. В пятницу — в память о дне, когда Господь был распят и умер на Кресте.

В день памяти Усекновения главы пророка и Крестителя Господнего Иоанна постом подчёркивается губительность телесного невоздержания. В день памяти Воздвижения Честного и Животворящего Креста – постом почитается Спасительная Жертва Христова.

Христианское понимание поста

Следует помнить, что даже такое полезное начинание, как христианский пост может стать пищей для гордыни и тщеславия человека, а значит разрушить его благое духовное устроение. Господь в своей Нагорной проповеди предостерегает от попыток сделать пост просто средством приобретения славы и уважения среди благочестивого народа.

Желающий получить духовную пользу от поста не должен выказывать себя постящимся перед другими людьми по возможности, скрывая свой духовные труды. Господь, видя тайное, воздаст явно.

Пост как средство духовной работы

У поста есть важнейшая аскетическая составляющая. Подвижники всегда указывали на телесное воздержание как на средство борьбы со страстью чревоугодия. Основной смысл жизни человека не должен скатываться до желания поесть вкусно, много и часто.

Христианскими аскетами указывается прямая связь чревоугодия с блудной страстью.

Замечено также, что разумно постящийся молится более сосредоточено, хранит «благоустройство ума». Телесный пост – средство для преодоления многословия и пустословия.

Объедение именуется прп. Иоанном Лествичником главой всех телесных страстей.

Ожесточение сердца, сонливость, лень, многословие, дерзость, наглость, бесчувственность, кощунство, дерзость, неожиданные злоключения и отчаяние. Всё это известный духовный наставник монашествующих усматривает как последствия телесного невоздержания.

Прп. Иоанн Лествичник подчёркивает пользу телесного поста. Он погашает телесное разжение, истребляет сердечную бесчувственность, является началом смирения и здоровья тела.

Заключение

Меру поста пусть каждый определяет в соответствии со своим здоровьем, возрастом, жизненными обстоятельствами. Чтобы легче было это сделать, нужно познакомиться с церковными установлениями о посте и спросить совета у рассудительного священника. Не стоит забывать, что Пост — это только средство духовной работы над собой, а не самоцель. Без дел милосердия, без молитвы и участия в Таинствах он теряет свой смысл и вырождается в бессмысленную, а иногда и вредную формальность.

Осипов А. И. Пост — воздержание души и тела

Пост в православии – суть и понятия учения

Прочтя заглавие этого раздела книги, читатель может задать нам справедливый вопрос: каким образом посты попали в книгу о праздниках? Что может быть общего между понятием поста, предполагающим всевозможные воздержания, ограничения, лишения и даже голодовки, и понятием праздника, с которым связаны веселье, карнавалы, танцы, песни, хороводы и пиршества с возбуждающими напитками?

Дело здесь в том, что главная цель религиозного поста и религиозного праздника одна и та же — это воспитание людей в страхе божьем, в преклонении перед религией и ее атрибутами, в перенесении дум и чаяний человека из реальной, земной действительности в мир небесной фантазии. Эту общую цель православная церковь пытается достичь различными средствами, одним из которых являются посты. Соблюдение постов неимоверно усиливает идейное воздействие праздников, посты обязательно связаны с праздниками, предшествуют им. Поэтому разоблачение постов —такая же насущная за-дача атеистов, как и разоблачение церковных праздников. Вот почему мы рассматриваем религиозные посты рядом, точнее говоря, вместе с религиозными праздниками.

БОГОСЛОВСКАЯ ТРАКТОВКА ПОСТОВ, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Православная церковь придает очень большое значение постам, т. е. дням полного или частичного воздержания от пищи, а также от различных мирских развлечений и плотских удовольствий.

По учению православной церкви, пост «начался из послушания и благоволения к богу» еще в ветхозаветной церкви.

Церковь утверждает, что посты установлены самим богом и что образец воздержания дали верующим Иисус Христос и его апостолы. Посты якобы служат для верующего «средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе» Иисуса Христа. Исходя из этого, можно было бы предположить, что посты — явление чисто христианское. Но это не так. Посты имеются во многих религиях, и в частности у мусульман, которые соблюдают длительные и изнурительные посты «ураза». Посты есть также и у иудеев, у буддистов и в ряде других религий.

Однако по количеству постных дней в году, по разработанности ритуала постов первое место все же принадлежит христианской, и в частности православной, церкви.

Православная церковь делит посты на четыре категории: строжайший пост, сухоядение, ядение сварения и ядение рыбы.

Всего православные соблюдают ежегодно четыре длительных поста: великий — перед пасхой, петров пост, успенский пост и рождественский, или Филиппов, пост; кроме того, три так называемых годичных однодневных поста и однодневные еженедельные (кроме шести недель в году) посты по средам и пятницам.

Посты великий, успенский и рождественский всегда одинаковы по продолжительности. Петров же пост продолжается в разные годы от 8 до 42 дней.

Общее количество постных дней в году колеблется от 178 до 199 дней. Самый продолжительный пост, которому церковь придает к тому же особенно большое значение, — это так называемый великий пост. Он начинается с понедельника после сыропустной недели, или масленицы, и длится почти семь недель до самого праздника пасхи. Великому посту предшествуют четыре так называемые подготовительные недели (Церковнославянское слово «неделя» означает воскресенье, а слово «седмица» — неделю). Первая из них, именуемая неделей о мытаре и фарисее, не вводит еще ограничений в пище. Она установлена церковью для того, чтобы духовно подготовить верующих к великому посту. Первым условием такой подготовки церковь ставит покание и смирение. В эту неделю в основу своих проповедей православное духовенство кладет библейскую притчу о мытаре и фарисее. Согласно этой притче, бог предпочел молитву мытаря (сборщика податей, притеснявшего народ) молитве фарисея (знатока и неукоснительного исполнителя законов Моисеевых) только потому, что первый смиренно вымаливал прощение за свои многочисленные прегрешения, а второй молился как гордый законник. Мораль притчи: смирись, покайся, и ты получишь благословение бога, несмотря на свои грехи.

Вторая неделя, неделя о блудном сыне, является продолжением усиленной религиозно-идеологической обработки верующих. Здесь для проповедей и назидательного чтения используется другая библейская притча. Эта притча носит аллегорический характер. Под блудным сыном в ней понимается грешник, отошедший от отца духовного, т. е. от церкви. Нищета, голод и унижение как достойная кара господа сокрушили и смирили блудного сына, голодного, униженного и погибавшего. В результате заблудший сын одумался, исправился и вернулся в отчий дом, т. е. в лоно христианской церкви. В этой притче мы видим не только призыв к покаянию и смирению, но и объяснение всех несчастий блудного сына карой небесного правосудия за греховность его. Очень удобная и нужная для эксплуататоров мораль!

Третья неделя называется мясопустною. Она кладет начало последней седмице перед великим постом, когда верующим разрешается есть мясо. Посвящена она напоминаниям о «страшном суде живых и мертвых».

«Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего страшного суда, церковь в неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся пощению сокращением пищи и страха ради судного: ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению», — так определяются цели этой недели церковным писателем Дебольским в его книге «Дни богослужения православной церкви».

Последняя — четвертая — подготовительная, так называемая сыропустная, или просто сырная, неделя называется так потому, что ею заканчивается седмица «ядения сырной пищи». Эта неделя по времени совпадает с окончанием старинного славянского народного праздника — масленицы.

Православная церковь немало потрудилась, чтобы приспособить этот праздник проводов зимы и встречи весны к своим целям. Церковь хотела превратить его в «преддверие покаяния, предпразднество воздержания, светлое предпутие поста». Однако, поглотив множество языческих праздников и обрядов, церковь так и не смогла до наших дней переделать окончательно масленицу на свой лад.

Суть этого весеннего праздника у славян-язычников сводилась к веселью, посвященному скорому приходу весны, обильным пиршествам, гуляньям, ряжениям, катаниям, пляскам.

Поскольку этот масленичный разгул приходился, согласно православному календарю, на период самой активной подготовки к великому посту, то церковь стремилась эту неделю сделать полностью постной. Но ей не удалось здесь победить традицию, она ограничилась тем, что объявила масленичную неделю сыропустной седмицей, с запрещением есть лишь мясо. В отношении употребления других продуктов никаких регламентации не вводилось. В дни праздника приготовлялись разнообразные изделия из муки (в первую очередь блины с маслом, сметаной, творогом, медом), молочные и рыбные блюда.

Веселые масленичные обряды и обычаи настолько глубоко укоренились в быту русского народа, что православной церкви не оставалось ничего иного, как признать и частично даже освятить их.

По срокам празднования церковь прочно связала масленицу с великим постом и тем самым с пасхой, сделав, таким образом, этот древнеславянский праздник провода зимы и встречи весны скользящим. Смещение дат праздника в различные годы доходит до 35 дней.

Последний день масленицы — воскресенье был посвящен ее проводам и сожжению масленицы, т. е. соломенного чучела, одетого в женское платье.

В этот день верующие совершали обряд взаимного прощения обид, который сводился к тому, что все члены семьи, а иногда даже и соседи становились друг перед другом на колени и просили прощение за нанесенные друг другу обиды и огорчения.

Этим заканчивалась масленица. А с чистого понедельника наступал самый длительный и самый строгий в православной религии Великий пост.

Пост этот церковь разделяет на две неравные части: святую четыредесятницу и страстную седмицу. Такое разделение поста церковники объясняют тем, что сорокадневный пост установлен якобы в память многих событий церковной истории, длившихся сорок дней или сорок лет. Так, сорок дней и сорок ночей лил дождь во время всемирного потопа; 40 лет блуждал по пустыне и питался манной небесной народ израильский; 40 дней постился Моисей перед получением от бога основных законов на горе Синайской; по 40 дней постились в пустыне пророк Илия и сам Иисус Христос.

Вторая часть поста — страстная седмица, или страстная неделя, установлена якобы в воспоминание о «страстях господних» (страданиях Иисуса Христа) и непосредственно предшествует празднику пасхи.

Или Апостольский, пост начинается с первого понедельника после духова дня (второй день троицы) и продолжается до дня святых Петра и Павла, празднуемого 29 июня. А так как празднование троицы и духова дня связано по времени с пасхой и они являются праздниками переходящими, то и продолжительность этого поста колеблется, как мы уже говорили, от 8 до 42 дней. Успенский пост установлен перед праздниками преображения и успения богородицы. Продолжается он две недели — с 1 по 15 августа.

Рождественский,

Или Филиппов, пост начинается филиппова дня (15 ноября) и продолжается до рождества, т. е. до 25 декабря. Пост, таким образом, длится 40 дней и тоже носит название четыредесятницы. Пост заканчивается сочельником — кануном рождественского праздника.

К однодневным годичным постам относятся посты: в праздник воздвижения—14 сентября, в день смерти Иоанна Предтечи — 29 августа и накануне, богоявления — 5 января.

Основное идеологическое содержание церковного догмата о постах сводится к необходимости для верующего борьбы с плотью, как орудием дьявола, носителем греха, борьбы во имя победы духа, спасения души и достижения блаженства в потустороннем, загробном мире.

Правящие круги дореволюционной России прекрасно понимали значение постов как средства одурманивания широких народных масс. К тому же такие церковные обряды, как исповедь, неразрывно связанная с постом, были прямо использованы для выявления бунтарских настроений у недовольных существующими порядками людей.

Не случайно еще в XVII в. царем Алексеем Михайловичем был издан указ, предписывавший «придти (на исповедь. — Ред.) трижды или дважды, а в великий пост, оставя всякую нужду, презря всякое дело земное и всякие суетные печали, дабы попощися и потужати и покланяти о гресех своих. а буде которые первую неделю нынешнего великого поста на покаяние не пришли, и они бы таковых истязали. И таковым ослушником бесстрашником нас, великого государя, будет с опалою безо всякой пощады».

Указами Петра I и Екатерины II предписывалось строго контролировать посещение исповеди и для этого вести даже списки говевших. На уклоняющихся предлагалось налагать крупные денежные штрафы.

Об использовании исповеди для политической слежки свидетельствует указ священного синода от 2 мая 1722 г., которым прямо предписывалось священникам доносить «по начальству», «если кто при исповеди объявит духовному отцу своему какое-нибудь не совершенное, но замышляемое еще воровство, наиболее же измену или бунт на государя или государство, или злоумышление на честь или здоровье государево и на фамилию (семью) его величества».

Указ этот неукоснительно исполнялся православным духовенством до последних дней царизма и широко ис-пользовался в борьбе с революционным движением.

Социальное значение постов заключалось в том, что они именем бога освящали систематическое недоедание трудового народа и опутывали народ религиозной идеологией, стремясь парализовать малейшую попытку протеста. Как верующий мог жаловаться на скудную пищу? Ведь Христос тоже постился, «господь терпел и нам велел».

Не случайно церковь со своим учением о постах обращалась прежде всего к беднякам. Так, один из отцов церкви — Василий Великий в своих «Беседах» писал: «Примите пост, бедные, — он разделит с вами обитель и трапезу! Примите его, рабы, — он успокоит все от непрерывных трудов рабства!» Усиленно проповедуя богоугодность постов и всяческого воздержания среди трудящихся, духовенство сквозь пальцы смотрело на откровенное чревоугодие сильных мира сего. Да и сами духовные пастыри не прочь были потешить свою утробу. Пример чревоугодия подавали сами князья церкви.

У патриарха Адриана обычное меню постных дней состояло из следующих блюд: «Икра зернистая, вязига, грузди гретые, щи со снетками, галушки, колья (особый суп с паюсной икрой и огурцами), лапша, пирог с вязигой, блюдо оладий, пироги долгие, блюдо карасей» (Журн. «Атеист», 1928, № 31, стр. 59).

Само собой разумеется, что так «поститься» можно без ущерба для здоровья круглый год. Но ведь такой «пост» могли себе позволить только немногие зажиточные люди.

Во время постов запрещалось употребление наиболее питательных продуктов, таких, как мясо, животные жиры, молочные продукты, сыр, яйца, ограничивалось потребление рыбы.

В посты, и особенно в великий пост, церковь налагала запреты и ограничения не только на пищу и развлечения. Церковь запрещала в это время также и совершение браков и считала особо греховным половое общение супругов. В основе этих религиозных обрядов или запретов опять-таки лежали главным образом экономические причины. Дело в том, что родителям было невыгодно отдавать дочь замуж накануне весенне-летних самых напряженных сельскохозяйственных работ и лишаться таким образом работницы. А запрет на половое общение супругов в период великого поста был вызван тем, что, забеременев в это время, женщина становилась неработоспособной к концу лета, т. е. в период сенокоса и уборки, когда женские рабочие руки были особенно нужны. Запреты были вызваны прежде всего хозяйственными соображениями, но христианская церковь дала им свое толкование.

Экономическое значение постов состояло в том, что они, вводя вынужденную, принудительную экономию продуктов питания среди широких крестьянских масс, содействовали некоторому искусственному увеличению товарности сельского хозяйства, создавали некоторый запас продуктов, который попадал на рынок, т. е. увеличивали товарную массу продуктов.

Как же произошли посты? И действительно ли все они установлены в подражание посту Иисуса Христа и по его заветам?

Обычай воздержания или ограничения в пище уходит корнями в далекое прошлое, в первобытное общество.

Основными источниками существования первобытных людей были охота, собирание плодов и кореньев. Владея примитивными орудиями, люди первобытного общества добывали очень мало продуктов и жили впроголодь, т. е. вынужденно постились. В то же время охота требовала большой затраты энергии, а значит и усиленного питания. Охота — удел взрослых мужчин, поэтому все остальные члены общины, будучи заинтересованными в успешном промысле, вынуждены были отдавать им лучшие куски, выделять большую долю при разделе добычи. Но чтобы это делать, при общем недостатке продуктов община должна была ограничивать остальных членов общины, прежде всего женщин и молодежь. в потреблении пищи. Положение взрослого мужчины. удачливого охотника, становилось несколько привилегированным по сравнению с другими членами общины.

Юноши не пользовались этими привилегиями до тех пор, пока не проходили через особый обряд посвящения в мужчины, которому предшествовали различные испытания, подчас весьма тяжелые. Были в этих испытаниях и довольно длительные посты-голодовки. Считалось, что все это необходимо для воспитания и закалки будущего охотника, добытчика.

С развитием представлений первобытных народов о душе, живущей после смерти человека, возник обычай класть на могилу умершего разные его вещи и пищу «на дорогу» «туда», в загробный мир. Чтобы не разгневать душу умершего, надо было положить ему много пищи. Но больших запасов ее не было. Поэтому накладывалось табу, запрет, на пищу. Так было, например, на островах Гаваи. Когда там умирал король, то, чтобы обеспечить его продуктами «в дорогу» на «тот свет», на некоторое время налагался запрет на потребление всех плодов, кореньев, дичи, т. е. все это посвящалось умершему. Аналогичные обычаи существовали и на острове Гаити.

Запреты на потребление до определенного срока плодов, кореньев, овощей имели и определенное хозяйственное значение. Они обеспечивали более полное созревание плодов и более обильный их урожай.

Несомненным пережитком подобных запретов (табу) является и русский обычай, который затем был воспринят христианством, не срывать и не употреблять в пищу яблоки до яблочного спаса, т. е. до 6 августа, или не «выламывать» мед в ульях до медового спаса — 1 августа.

Так, в силу различных, но чисто земных, и прежде всего экономических, причин возникли у людей различные запреты и ограничения в пище. Постепенно первопричина этих запретов оказалась забытой, а на первый план были выдвинуты религиозные обоснования постов как обрядов, угодных божествам.

Заимствовав у древних религий многие обряды, христианство заимствовало у них и посты. Посты превратились в религиозное таинство, призванное постоянно напоминать верующим о боге, о страданиях и смерти Иисуса, о греховности и суетности всего земного. Пост и связанное с ним покаяние стали выдаваться христианскими церковниками за самое верное средство достичь вечного блаженства на небесах.

Для идеологического обоснования постов христианство использовало многое из учения древнеримского философа Сенеки. Хотя Сенека и не был христианином, его проповедь презрения к земным благам и самоотречения была сущим кладом для христианских богословов. Призывая людей поститься, Сенека поучал: «Терпи это три, четыре, иногда и несколько дней, но так, чтобы это было для тебя не забавой, а страданием, тогда, поверь мне. ты, к радости своей, убедишься, что ты можешь насытиться на гроши, и ты поймешь, что для спокойствия фортуна не нужна: то, что достаточно для удовлетворения необходимого, она дает даже отвернувшись».

Таким образом, христианская церковь взяла на свое вооружение учение древнеримского философа Сенеки, древние обряды-посты ряда религий и использовала все это для проповеди подавления греховной плоти, а по существу, для оправдания экономического неравенства, беспросветной нужды и жесточайшей эксплуатации широких народных масс рабовладельцами, феодалами, капиталистами.

Оцените статью
Добавить комментарий