Суточный круг богослужения: что собой представляет, схема и особенности

Суточный круг богослужения: что собой представляет, схема и особенности

Схема суточного круга богослужения, особенности и что собой представляет

Согласно церковному Уставу, существует годовой, недельный и суточный круг православного богослужения. У всех служб последовательный и повторяющийся характер. Правда, в ряде случаев (для удобства мирян, на Великий Пост, в канун значимых для церкви праздников) кое-какие службы могут не проводиться или проводиться совместно (группироваться) с другими.

Из чего состоит суточный круг богослужения

Суточный круг проходит в течение одних суток. Священнослужители в такой отрезок времени должны провести 9 служб. Согласно Уставу (Типикону), начало дня отсчитывается с позднего вечера, когда солнце заходит за горизонт.

Вечерня

С нее начинается суточный круг. Служится вечером. Начинается прочтением 103 Псалма. На этой службе читают благодарственные молитвы Всевышнему за уходящий день.

Повечерие

Служится перед сном. На этой службе читаются псалмы, Всевышнего просят прощения прегрешений, помощи, заступничества. Произносят «Символ Веры». Молятся Пренепорочной Деве («Нескверная», «Неблазная»), Богу («О благословении на сон грядущий»).

Служится оно лишь после вечерни (согласно Уставу — после монастырской трапезы). Великое повечерие служится только в Великий Пост, в канун Рождества, Богоявления, Благовещения. Малое совершается на протяжении 12 месяцев.

Полунощница

Идет в полночь. Этот час принято освящать молитвой. В Полунощницу читают псалмы 50 и 118, молитву — «Символ Веры», песнь — «Се жених грядет в полунощи», молятся за усопших. Служба бывает повседневной, только субботней, воскресной, праздничной, пасхальной. На богослужении верующие каются в грехах, клянутся в верности Господу, молятся Богу.

Утреня

Служба совершается ранним утром (еще до восхода солнца). Это самое продолжительное богослужение, так как только ранним утром во время гонений христиан было безопасно молиться. В некоторых приходах Утреня служится вместе с Вечерней.

Христиане молятся в знак благодарности за спокойную ночь и благодарят Всевышнего за новый день. Утреня начинается с молитв Царю Небесному, потом читают шесть псалмов. Верующие молятся, прославляя Спасителя, Божью Церковь, святых мучеников. В конце службы просят Бога о духовных благах.

Первый час

Служба проходит в 7 утра. На богослужении читаются начальные молитвы, три псалма, тропарь. Верующие прославляют Господа за новый день и за восход солнца. В конце читается — «Иже на всякое время и на всякий час».

Третий час

Служится с 9 утра. На этой службе вспоминают исторические моменты — расправу Пилата над Господом, а также явление Святого Духа.

Шестой час

Начинается в 12 дня. На этом богослужении священнослужители вспоминают грехопадение Адама. Христиане молятся, вспоминая распятие Господа.

Девятый час

Начинается в 15 часов дня. Эта служба посвящается воспоминаниям о казни Господа через распятие. Христиане молятся, вспоминая Крестную Смерть Бога.

Божественная литургия

Это главная служба, по отношению к которой все богослужения являются подготовительными. Проводится единожды в сутки. Может проводиться после Шестого часа или сливаться с Вечерней.

На заре становления христианства во время гонений совершалась ночью или с утра. В наши дни проводится утром, перед обедом. На службе молятся, читают псалмы, вспоминают все моменты земной жизни Всевышнего и совершают таинство Причащения.

Схема современного православного богослужения

Службы проводят в строго отведенное Уставом время. В монастырских храмах свято соблюдают подобный распорядок. Однако, для удобства прихожан, занятых своими мирскими заботами и трудами, их поделили на 3 церемонии.

Вечернее

Включает — Девятый час (в 15.00), Вечерню, Повечерие.

Утреннее

Включает — Полунощницу (в 24.00), Утреню, Первый час (7.00).

Дневное

Включает — Третий (9.00), Шестой час (12.00), Литургию.

Как проходит недельный круг

Это различные тексты, вставляемые в суточные церемонии. Своих служб этот круг не имеет. Каноны Седмичного круга записаны в Октоихе и Триоде (частично). Все тексты, составляющие Седмичный круг, повторяются еженедельно и на протяжении двенадцати месяцев.

Воскресенье

Христиане в воскресный день вспоминают о Воскресении Христа. В Уставе этот день называют неделей от слова «не делать», то есть не работать.

Понедельник

Верующие прославляют ангельские силы. Ангелы — существа без плоти, которые служат Всевышнему. Они были созданы раньше человека.

Вторник

Верующие молятся во славу святому Иоанну Крестителю. Он считается большим праведником. Вспоминают и ветхозаветных великомучеников и пророков.

Среда

Христиане вспоминают об измене Иуды. Именно он предал Всевышнего и своего Учителя, отдал Бога на смерть. В среду верующие соблюдают пост. Прославляют Пренепорочную Деву, проводят службу Креста Господня.

Четверг

Христиане прославляют Святых Апостолов Христа. В четверг также вспоминают о пресвятом Николае Чудотворце.

Пятница

Этот день посвящен распятию и успению Господа Бога. В пятницу все православные постятся. В пятничный день проводится служба Креста Господня.

Суббота

На субботних службах прославляют Пренепорочную Деву и всех великомучеников. Вспоминают усопших христиан.

Годовый круг

Этот цикл не имеет собственных служб. Тексты годового круга вставляют в суточные церемонии. Годовой цикл включает Месяцеслов и Пасхалию.

Каждый день

Ежедневно читают неизмененные тексты обрядов, составляющих Суточный круг. В церемонию включаются измененные молитвословия из недельного, годового круга. Каждый Божий день посвящен какому-то значимому в православии событию.

В честь подобных дат установлены молитвы, песнопения, различные чтения, обряды.

Пасха

В такой день прославляется Воскресение Христово. Важнейшее торжество, не приуроченное к какой-то определенной дате. Относится к подвижным. Отмечается не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Двунадесятые праздники

Важнейших праздничных событий всего 12. Их называют двунадесятыми, они бывают подвижными (зависящими от Пасхи) или неподвижными (с точно установленной датой). К ним не относят Пасху.

    Рождество Богородицы (21 сентября); Воздвижение Креста Господня (27 сентября); Вход в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря); Рождество Христово (7 января); Крещение Господне (19 января); Сретение Господне (15 февраля); Благовещение Богородицы (7 апреля); Преображение Господне (19 августа); Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

    Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; Пятидесятница.

Великие святые и ангелы

Ежедневно вспоминают великомучеников, отдавших свою жизнь во славу Всевышнему. Описание и перечень всех значимых праздников, посвященных святым великомученикам и ангелам, обязательно печатается в церковном календаре.

Классификация

Праздничные церковные события группируются и классифицируются. На службах, проводимых ежедневно на протяжении двенадцати месяцев, читаются тексты, предписанные Уставом, а также молитвословия по случаю выпавших на определенную дату праздников. По особо торжественным дням ритуал проведения службы несколько изменяется.

Неподвижные и подвижные

Месяцеслов состоит из неподвижных праздников, каждый из которых сопоставим с точно установленным числом месяца. Начинается месяцеслов с начала церковного года, то есть с 1 сентября. Главные неподвижные праздники называют двунадесятыми (их всего девять). К месяцеслову относят 3 поста.

Пасхалия — система подвижных праздничных событий. Прежде всего, — это Пасха. Пасхалия не привязывается к какой-то точной дате, зато ежегодно празднуется и зависит от дня, на который выпадает Пасха. Перед Воскресением Христовым идет Великий Пост, который длится шесть недель. На Пасхалию приходится 3 двунадесятых праздника. Начинается Пасхалия за 3 недели до Великого поста. Заканчивается — Неделей всех Святых, которую празднуют после Пятидесятницы.

По торжественности

Главным праздником считается Пасха. Она не принадлежит ни к какому разряду. В такой день проводится Пасхальное богослужение — церемония, на которой все тексты, в основном, поются.

Великие

К разряду великих относятся Двунадесятые, всего их 12. Верующие торжественно отмечают все события из земной жизни Всевышнего, а также связанные с его божественным Воскрешением. Великими также считаются 5 недвунадесятых дат.

Средние

Такие празднества установлены в честь святых, икон Пренепорочной Девы или важных для Церкви событий. Их количество никому не известно.

Малые

Дни в православии приурочены великомученикам или святым, преданно служившим вере, а также событию из церковной жизни.

Есть даты, когда отмечают сразу несколько небольших по значимости праздников.

Про всенощное бдение и божественную литургию

Всенощное бдение — торжественно проводимая церемония, совершаемая в канун Великих и кое-каких Средних праздников. Начинается оно вечером и должно заканчиваться на рассвете. В храмах служится не более 2 часов. Бдение включает Вечерню, Утреню и Первый час, таким образом, оно объединяет сразу две церемонии — вечернюю и утреннюю. После него, как обычно, днем проводится для прихожан Литургия.

Порядок проведения абсолютно всех богослужений закреплен в Церковном Уставе. Количество их в суточном круге изменяется лишь по решению, вынесенном Высшим Духовенством. Служба православной Церковью проводится ежедневно.

Все правила из Устава соблюдаются только в монастырях. В небольших приходах священнослужитель может служить службу только по воскресеньям. Христиане обязаны не только посещать храм и богослужения, но и молиться Всевышнему дома, каяться и просить прощения за грехи.

Суточный круг богослужения

Содержание

И был вечер, и было утро: день один

– Для начала вопрос, задаваемый многими: почему богослужебные сутки начинаются с вечера?

– Это заимствовано христианством из иудейской традиции: И был вечер, и было утро – день один ( Быт. 1, 5 ). У иудеев до сих пор шаббат – субботний покой – начинается перед заходом солнца в пятницу.

– Как исторически складывался богослужебный круг? Когда-то ведь была только одна Евхаристия…

– Да, в первые века христианства, действительно, была Евхаристия и, как правило, соединенная с нею агапа – трапеза любви. Но такие богослужения, как вечерня и утреня, сложились очень рано. Вечерня была призвана освятить темное время суток, утреня – светлое. По Типикону, вечерня должна совершаться после захода солнца, утреня начинается до восхода, завершается, когда солнце уже взошло. В III веке, как сообщают документы, вечерня была короткой и главным в ней было внесение в богослужебное помещение светильника. За этим следовали благословение, чтение Священного Писания, короткая молитва и отпуст.

Утреня же отделилась от агапы. В древности утреннее богослужение включало в себя две библейские песни: песнь Моисея и песнь трех отроков в печи огненной (из книги пророка Даниила). Пелись также некоторые псалмы и Великое славословие, которое мы поем и сегодня: «Слава в вышних Богу…». В последующие века чинопоследования вечерни и утрени расширялись, и появились часовые богослужения – часы, как мы их называем, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й.

– Почему часы именно так нумеруются? Каково содержание часовых богослужений и когда они совершаются в храме?

– Евреи, современники Христа, как известно, жили в Римской империи и, соответственно, по римскому времени. Римские сутки делились – как и наши сегодня – на 24 часа и на две равные части, светлую и темную, ночь и день. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1­й, 3­й, 6­й, 9­й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого ( Лк. 23, 44 ). О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3, 1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10, 9 ). В настоящее время в наших храмах первый час присоединяется к утрене (которая, как мы знаем, совершается вечером), третий и шестой предваряют Литургию, а девятый – вечерню.

Часовые службы, или часы, призваны не только освящать определенное время суток, но и напоминать о событиях Священной истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; читаются псалмы 5-й, 89-й, 100-й. На третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также Сошествие Святого Духа на апостолов (см.: Деян. 2, 1–4 ): «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа апостолом Твоим ниспославый, того, благий, не отними от нас». Шестой час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле: «Иже в шестый день и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери…». Молитва святителя Василия Великого, которую так радостно слышать перед Божественной литургией – «…но любовью Твоею уязви души наша, да к Тебе всегда взирающе…» – также входит в час шестой. Наконец, час девятый, Крестная Смерть: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Здесь же говорится и о страданиях Богоматери, видящей Своего Сына на Кресте: «…родшая Тя глаголет слезящи: мир убо радуется, приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое Распятие».

– Значит, совершение часовых богослужений, или, как мы привыкли говорить, чтение часов, призвано поддержать в нас память о новозаветных событиях, помочь нам жить по евангельскому времени?

– По сути, да. Возможно, поэтому Русская Православная Церковь, в отличие от некоторых других православных автокефальных церквей, хранит эту традицию: часы у нас совершаются во всех приходских храмах, а не только в монастырских, как, например, в Греции. При этом приходится с горечью констатировать, что мы забываем о смысле часовых служб, перестаем его чувствовать, не можем соотнести свое время – собственные текущие сутки – со временем евангельских событий. Однако Церковь всегда рассчитана на высшее состояние человеческого духа, лучшее, нежели то, которое можем принести ей сегодня мы. Поэтому она не отказывается от того, что кажется «слишком трудным» для нас, сегодняшних. Часы – богослужение второстепенное по сравнению с утреней и вечерней, но они, обрамляя собой основные богослужения, служат для нас духовными ступенями к ним. И если мы дадим себе труд быть внимательными во время чтения часов, мы это почувствуем.

– Вернемся в начало суток, в вечер. Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением?

– Понятие «всенощное бдение» пришло к нам из древнего иерусалимского монашеского устава, согласно которому ночь перед церковным праздником и просто перед воскресным днем монахи проводили в молитве, без сна. Уставное всенощное богослужение начиналось после захода солнца и продолжалось, по всей видимости, восемь-десять часов. Оно включало многочисленные поучения, чтение Священного Писания и святоотеческих трудов и завершалось утреней. «Слава Тебе, показавшему нам свет» – раздавалось именно тогда, когда молящиеся видели первый луч солнца. Насколько это реально в нашей приходской практике, кто из нас способен каждую ночь с субботы на воскресенье проводить вот так? Ну разве что два раза в год.

Положение утрени в нашей богослужебной практике действительно проблемно: по своему содержанию она относится именно к утру – «исполним утреннюю молитву нашу Господеви», а совершаем мы ее вечером. Голоса, призывающие это исправить и совершать утреню именно утром, раздаются в Церкви периодически. Однако и здесь встает вопрос: а насколько мы к этому готовы, не станет ли это для нас проблемой? Представьте: вечернее богослужение, то есть, собственно, одна вечерня – тридцать-сорок минут, зато утром – утреня, часы 1-й, 3-й, 6-й, Божественная литургия – все вместе больше четырех часов. Следует подчеркнуть, Божественная литургия не входит в обсуждаемый нами сейчас суточный богослужебный круг – она выше суточных богослужений. Но в Греции «правильная» практика (вечерня вечером, утреня утром) приводит к тому, что прихожане приходят только на Литургию, а краткую вечерню и утреню, которая начинается в семь утра, игнорируют.

– Мы с Вами все время как бы пребываем в обычном приходском храме; но если мы захотим какое-то время пожить и помолиться в монастыре, наш суточный круг окажется иным, мы встретимся с полунощницей и повечерием. Что это за богослужения?

– Повечерие в монастыре – это, по сути, общая молитва на сон грядущий: ее совершают после вечери, т. е. ужина, потому она и носит такое название. В конце повечерия священник просит прощения у паствы, и монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. А полунощница – это, напротив, общая утренняя молитва: она называется так потому, что издавна совершалась в монастырях до рассвета. Это краткое богослужение, большую часть которого занимает чтение 17-й кафизмы: длинного 118-го псалма, в котором человек просит Бога научить Его судьбам правды Твоея (7) – жизни по заповедям, и молитв. Из приходской практики полунощница и повечерие практически исчезли: полунощница совершается лишь в Пасхальную ночь, она предваряет день Воскресения Христова, а повечерие, Великое или Малое – в дни Великого поста и иногда в предпразднство Рождества Христова. Следует, однако, подчеркнуть, что совершение полунощницы и повечерия в обычном приходском храме отнюдь не возбраняется, если у настоятеля и прихожан есть такое желание.

– Само понятие «суточный круг» говорит о том, что все время нашей жизни должно быть освящено молитвой, не так ли?

– Да, ведь в идеале мы призваны славить Бога постоянно, всей своей жизнью. И богослужения суточного круга помогают нам это понять. Девятый час, который читается перед вечерней, относится ко дню уходящему. А с вечерни, как мы уже сказали, в Церкви начинается следующий день. Это момент встречи, он говорит о непрерывности, нескончаемости славословия.

– Но ведь это совсем непросто – освоить все богослужения суточного круга. В храме нам часто бывает что-то непонятно: когда-то читают слишком быстро, когда-то слов песнопений не разобрать. Что может нам помочь?

– Часослов. Книга, содержащая все богослужения суточного круга. Когда-то он имелся в каждом православном доме, по нему детей учили церковнославянскому языку и одновременно знакомили с богослужением. А теперь Часослов почему-то уходит из нашего обихода. Меж тем, заранее прочитав те же часы дома по Часослову, вы лучше поймете их, увидите их красоту, их смысл и уже не будете скучать и томиться во время этой службы в храме.

Беседовала Марина Бирюкова

Суточный круг богослужения

Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения.

Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня.

В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В-третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3-го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4-го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5-го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2-й половине дня.

Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время.

Вечерня Почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1-я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2-я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9-я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года (скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века люди вообще не имели обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала).

Повечерие Совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. В монастырском укладе повечерие еще играет роль богослужения на сон грядущий; в конце повечерия совершается ежедневный чин прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. Повечерие бывает двух типов: малое и великое. Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие (более торжественная и продолжительная служба) совершается редко, всего 34 раза в году (седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг).

Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва, а ее основу составляет чтение 17-й кафизмы (то есть 118-го псалма), в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях (хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1-й седмице Великого поста).

Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом.

Службы Часов Назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее:

1-й час ≈ 6 часов утра;

3-й час ≈ 9 часов утра;

6-й час ≈ 12 часов дня;

9-й час ≈ 15 часов дня.

Почему именно в такое время? Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1-й, 3-й, 6-й, 9-й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3, 1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10,9 ). Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый – воспоминание Крестной смерти Спасителя.

В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.

Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1-й час; дневную – 3-й час, 6-й час и литургия; вечернюю – 9-й час, вечерня и пове­черие. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом. Особенное внимание следует обратить на положение 9-го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.

Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» ( Пс. 54, 18 ), а также слова церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…» (молитва входа на вечерне).

В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернее богослужение входят: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Утреннее богослужение включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня (а также из самой практики), на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста. Малое же повечерие совершается крайне редко (например, в храме Саратовской духовной семинарии оно совершается 5–6 раз в году: в предпразднство Рождества Христова, накануне Великого Понедельника и Великого Четверга, а также вечером на Пятидесятницу). Полунощница в классическом виде не совершается вовсе (служба, именуемая «пасхальной полунощницей», на самом деле является богослужением совсем другого типа – это вышедшая из употребления константинопольская служба «паннихис»).

Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможностей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение большей части года (кроме периода Великого поста).

Источник: Газета «Православная вера» № 9 (509). «Троицкий листок»

1. Круг суточного богослужения

1. Круг суточного богослужения

Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.

Церковно–богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

Вечерней называется то богослужение, которое совершается под конец дня, вечером, в благодарность за истекший день и в освящение наступающей ночи. Она начинается чтением предначинательного псалма 103–го, в котором прославляется премудрость Творца вселенной и состоит из молений о всех членах Церкви и их нуждах, из чтения псалмов и пения стихов с мольбой Богу об услышании нас и прославления Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, из прошений о различных духовных благах и заканчивается молитвой Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», а иногда и молитвой, содержащей Архангелово приветствие Пресвятой Деве Марии «Богородице Дево, радуйся…» Таким образом, вечерня напоминает нам времена Ветхого Завета, начавшиеся сотворением мiра и окончившиеся рождением в мiр Спасителя мiра.

Повечерие совершается перед отходом ко сну и состоит из чтения псалмов и молитвословий, в которых испрашивается у Бога прощение грехов, помощь и заступление от врагов видимых и невидимых, ищущих уловить наши души и особенно опасных во время сна, Символа Веры, молитвы Богородице «Нескверная, Неблазная…» и Христу Спасителю о благословении нам, «на сон грядущим». Совершается повечерие в более поздние часы, после Вечерни. Оно бывает Великое и Малое. Великое Повечерие совершается только в Великом посту, а также накануне праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения (когда оно приходится в седмичные дни Великого поста). Малое Повечерие совершается в течение всего года.

Полунощница — богослужение, которое должно совершаться в полночь или, во всяком случае, еще задолго до утреннего рассвета, до Утрени. Так как в притче о десяти девах Господь Иисус Христос изобразил Себя под образом жениха, пришедшего в полночь, то христиане имели обычай освящать этот час молитвой, чтобы встретить Господа, подобно мудрым девам, бдящими. Кроме того, полночь священна для христианина по воспоминанию о том, что Господь в это время скорбел и тужил в саду Гефсиманском до кровавого пота, был предан вероломным Иудою и подвергся горьким оскорблениям на суде у первосвященника. Полунощница состоит из чтения покаянного псалма 50–го и псалма 118–го, который изображает блаженство людей непорочных, из Символа веры, песни «Се жених грядет в полунощи…» и молений за умерших. Таким образом, полунощница располагает нас к покаянию, постоянному хранению закона Господня и духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго пришествия Христова.

Утреня — богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах.

Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7–му часу утра по нашему счислению, Третий час 9–ому часу утра, Шестой час 12–ти часам дня и Девятый час 3–ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час — крестная смерть Его.

Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга.

В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером — Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром — Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время — Часы третий, шестой и Божественная литургия. Порядок этот несколько видоизменяется Великим постом, когда по Уставу Девятый час и Вечерня предшествуют совершению Божественной литургии. Накануне Великих праздников совершается Всенощное бдение, состоящее из Вечерни, Утрени и Первого часа. В случае совершения Всенощного бдения, перед ним служится Девятый час и Малая вечерня, представляющая собой сокращение Великой вечерни, а Повечерие и Полунощница совершенно отпадают, поскольку для них, если бдение действительно происходит в течение всей ночи, не остается времени. В настоящее время по немощи людской и небрежению Всенощное бдение сохранило лишь свое название, а по продолжительности своей далеко не захватывает и половины ночи, ибо в мiрских храмах продолжается нередко всего полтора или два часа.

Читайте также

Суточный круг церковного богослужения

Суточный круг церковного богослужения Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом. В православном

Службы суточного круга

Службы суточного круга Суточным кругом богослужения называются те службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Это вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час[62], третий час, шестой час, девятый час. Божественная Литургия, которая обычно служится после

Нарисованный круг

Нарисованный круг Приход созерцания Три чаньских наставника Наньцюань, Гуйцзун и Магу договорились вместе отправиться с ритуальным визитом к гоши (буддийскому наставнику императора) Наньян Хуэйчжуну. Перед тем, как отправиться в путь, наставник Наньцюань начертил на

3. Узкий круг

3. Узкий круг Рассмотрим теперь внимательнее, кто входил в этот узкий круг. В первую очередь это Симон Пётр — самый близкий ученик, самый близкий друг и товарищ. В Мф 16:17 Иисус называет его «Вариона». За греческим Вариона стоит, скорее всего, не арамейское Бар Йона («сын

Круг любви

Круг любви Как показано в «Хижине», Бог — это «круг любви». Внутри него нет иерархии или борьбы за власть. Иерархия — человеческая конструкция, следствие грехопадения. Когда Мак спрашивает, есть ли «босс» среди трех Лиц Троицы, Бог выражает недоумение. Когда Мак

А. Развитие Суточного Круга

А. Развитие Суточного Круга Здесь, больше чем в каком-либо ином из циклов, преобладает по сие время ветхозаветная традиция. Синагогальное богослужение наложило свой очень заметный отпечаток на этот строй жизни Церкви. В апостольский период, согласно Деяниям Апостольским,

Круг любви

Круг любви 1 Воскресший Иисус Христос Объемлет Землю Вселюбовью. Сердца людей, листва берёз — Всё – всё живое дышит новью Её лучей. Мы ждём любви, Торопимся к ней на свиданье… Но демон – змей наш мир обвил, Посеял страсти и

152. Чтения на богослужениях вне суточного круга

152. Чтения на богослужениях вне суточного круга Когда богослужение совершается для конкретных людей или по поводу их конкретных молений (а эти службы могут совершаться практически в любое время суток независимо от богослужений суточного круга), то смысл чтения

Характер суточного богослужения по Иерусалимскому уставу

Характер суточного богослужения по Иерусалимскому уставу В противоположность Студийским уставам Иерусалимские дают однообразный и тождественный с нынешним строй вечерни и утрени. Хотя это объясняется отчасти и более поздним возрастом этих уставов, но если принять во

2. Круг седмичного богослужения

2. Круг седмичного богослужения Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы. В первый день седмицы

3. Круг годового богослужения.

3. Круг годового богослужения. Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких? либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия,

13. Круг вседневного богослужения

13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда

Службы суточного круга

Службы суточного круга (Office, Daily [Divine]). Ежедневные богослужения, предписываемые Католической, Англиканской и Лютеранской церквями. Во многих европейских языках служба обозначается производными от лат. officium, означающего выполнение долга, под к-рым подразумевается

V. СХЕМА СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

V. СХЕМА СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕI. Вечерня1. Предначинательный псалом (Пс. 103). Каждение храма2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)3. Антифон (Пс. 1, «Блажен муж…»). Малая ектения4. Пс. 140 («Господи воззвах…»). Каждение храма. Стихиры. Догматик5. Вход

23. Круг замкнулся

23. Круг замкнулся Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется — в

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

    Любовь и справедливость Заказать бесплатно православный сайт Курение — Святые отцы о курении Самоуважение — христианское самоуважение Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие Как терпели скорби Оптинские старцы Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле? Прощение и прощеное воскресение Три неудобных вопроса о вере Как приобретается порча и беснование в современном мире «Мытарь и фарисей» в электричке Крещение. 70 вопросов о Крещении Смирение — смирять или смиряться? Исповедь — о записках на исповеди Таланты и богатство — как ими пользоваться? Болезнь — Бог не требует от больных телесных подвигов Депрессия — грех или болезнь? Свобода — что такое христианская свобода? Соборование. 10 вопросов о Соборовании Молитва — почему молитва бывает «не услышана» ? Православный взгляд на болезнь — почему мы болеем? В чем смысл Петрова поста? Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва 50 советов от Феофана Затворника Адам и Ева — почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?

Наши друзья

Суточный круг богослужения

Суточный круг богослужения

Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом. В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение

Прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день. После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.
Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час (полдень) – время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ

Богослужебные круги́ – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

Суточный круг богослужений

Суточной богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Богослужебные “сутки” по еще ветхозаветной традиции (“И был вечер, и было утро – день один” и т. д.) начинаются с вечера (а не с полночи, как принято в гражданском календаре) и состоят из следующих чинопоследований (в скобках указано условное время их совершения по современному времяисчислению; на практике оно может быть существенно иным):

    Девятый час (15 ч.) Вечерня (18 ч.) Повечерие (21 ч.) Полунощница (24 или 0 ч.) Утреня (3 ч.) Первый час (6 ч.) Третий час (9 ч.) Шестой час (12 ч.) Литургия[1]

Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Недельный (седмичный) круг богослужений

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.

Каждый день недели особо посвящен определенной теме:

    Воскресенье – Воскресение Христово. Понедельник – прославление бесплотных сил Ангельских. Вторник – прославление св. Иоанна Предтечи и пророков. Среда – воспоминание предательства Иуды (и, поскольку с этого по сути началось время Страстей Господних, совершается служба Кресту, а день является постным). Четверг – прославление свв. Апостолов и свт. Николая Чудотворца. Пятница – воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя; служба Кресту, день постный). Суббота – прославление Божией Матери и всех святых. Также поминаются усопшие.

Восьминедельный осмогласный круг богослужений

Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т. о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. См. также осмогласие.

Годовой круг богослужений (неподвижный и подвижный)

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.

Неподвижный годовой богослужебный круг – связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.

Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель), Пятидесятницы и Октоиха.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста), Триоди Цветной (Пятидесятницы) и Октоиха.

Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одинадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Круг, который обычно “забывают”, перечисляя богослужебные круги. Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано 11 фрагментов [2], повествующих о событиях после Воскресения Христова. Эти фрагменты читаются поочередно (номер всегда указывается в богослужебном календаре). С каждым из этих 11 фрагментов связана своя особая “евангельская стихира”, котороя должна петься на “славу” после стихир на хвалитех.

[1] Евхаристия, как таинство Царства и Будущего века, находится как бы за пределами времени сего, и поэтому не имеет определеного времени совершения в суточном круге. В большинстве случаев Литургия совершается после Шестого часа, реже – после Вечерни. Подробнее – в статье “Литургия”

[2] Число 11 символизирует одинадцать оставшихся на то время апостолов – после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия

Оцените статью
Добавить комментарий