Суточный круг богослужения – Дышу ПравославиемДышу Православием

Суточный круг богослужения – Дышу ПравославиемДышу Православием

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

    Любовь и справедливость Заказать бесплатно православный сайт Курение — Святые отцы о курении Самоуважение — христианское самоуважение Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие Как терпели скорби Оптинские старцы Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле? Прощение и прощеное воскресение Три неудобных вопроса о вере Как приобретается порча и беснование в современном мире «Мытарь и фарисей» в электричке Крещение. 70 вопросов о Крещении Смирение — смирять или смиряться? Исповедь — о записках на исповеди Таланты и богатство — как ими пользоваться? Болезнь — Бог не требует от больных телесных подвигов Депрессия — грех или болезнь? Свобода — что такое христианская свобода? Соборование. 10 вопросов о Соборовании Молитва — почему молитва бывает «не услышана» ? Православный взгляд на болезнь — почему мы болеем? В чем смысл Петрова поста? Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва 50 советов от Феофана Затворника Адам и Ева — почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?

Наши друзья

Суточный круг богослужения

Суточный круг богослужения

Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом. В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение

Прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день. После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.
Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час (полдень) – время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

Суточный круг богослужения

Содержание

И был вечер, и было утро: день один

– Для начала вопрос, задаваемый многими: почему богослужебные сутки начинаются с вечера?

– Это заимствовано христианством из иудейской традиции: И был вечер, и было утро – день один ( Быт. 1, 5 ). У иудеев до сих пор шаббат – субботний покой – начинается перед заходом солнца в пятницу.

– Как исторически складывался богослужебный круг? Когда-то ведь была только одна Евхаристия…

– Да, в первые века христианства, действительно, была Евхаристия и, как правило, соединенная с нею агапа – трапеза любви. Но такие богослужения, как вечерня и утреня, сложились очень рано. Вечерня была призвана освятить темное время суток, утреня – светлое. По Типикону, вечерня должна совершаться после захода солнца, утреня начинается до восхода, завершается, когда солнце уже взошло. В III веке, как сообщают документы, вечерня была короткой и главным в ней было внесение в богослужебное помещение светильника. За этим следовали благословение, чтение Священного Писания, короткая молитва и отпуст.

Утреня же отделилась от агапы. В древности утреннее богослужение включало в себя две библейские песни: песнь Моисея и песнь трех отроков в печи огненной (из книги пророка Даниила). Пелись также некоторые псалмы и Великое славословие, которое мы поем и сегодня: «Слава в вышних Богу…». В последующие века чинопоследования вечерни и утрени расширялись, и появились часовые богослужения – часы, как мы их называем, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й.

– Почему часы именно так нумеруются? Каково содержание часовых богослужений и когда они совершаются в храме?

– Евреи, современники Христа, как известно, жили в Римской империи и, соответственно, по римскому времени. Римские сутки делились – как и наши сегодня – на 24 часа и на две равные части, светлую и темную, ночь и день. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1­й, 3­й, 6­й, 9­й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого ( Лк. 23, 44 ). О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3, 1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10, 9 ). В настоящее время в наших храмах первый час присоединяется к утрене (которая, как мы знаем, совершается вечером), третий и шестой предваряют Литургию, а девятый – вечерню.

Часовые службы, или часы, призваны не только освящать определенное время суток, но и напоминать о событиях Священной истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; читаются псалмы 5-й, 89-й, 100-й. На третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также Сошествие Святого Духа на апостолов (см.: Деян. 2, 1–4 ): «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа апостолом Твоим ниспославый, того, благий, не отними от нас». Шестой час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле: «Иже в шестый день и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери…». Молитва святителя Василия Великого, которую так радостно слышать перед Божественной литургией – «…но любовью Твоею уязви души наша, да к Тебе всегда взирающе…» – также входит в час шестой. Наконец, час девятый, Крестная Смерть: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Здесь же говорится и о страданиях Богоматери, видящей Своего Сына на Кресте: «…родшая Тя глаголет слезящи: мир убо радуется, приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое Распятие».

– Значит, совершение часовых богослужений, или, как мы привыкли говорить, чтение часов, призвано поддержать в нас память о новозаветных событиях, помочь нам жить по евангельскому времени?

– По сути, да. Возможно, поэтому Русская Православная Церковь, в отличие от некоторых других православных автокефальных церквей, хранит эту традицию: часы у нас совершаются во всех приходских храмах, а не только в монастырских, как, например, в Греции. При этом приходится с горечью констатировать, что мы забываем о смысле часовых служб, перестаем его чувствовать, не можем соотнести свое время – собственные текущие сутки – со временем евангельских событий. Однако Церковь всегда рассчитана на высшее состояние человеческого духа, лучшее, нежели то, которое можем принести ей сегодня мы. Поэтому она не отказывается от того, что кажется «слишком трудным» для нас, сегодняшних. Часы – богослужение второстепенное по сравнению с утреней и вечерней, но они, обрамляя собой основные богослужения, служат для нас духовными ступенями к ним. И если мы дадим себе труд быть внимательными во время чтения часов, мы это почувствуем.

– Вернемся в начало суток, в вечер. Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением?

– Понятие «всенощное бдение» пришло к нам из древнего иерусалимского монашеского устава, согласно которому ночь перед церковным праздником и просто перед воскресным днем монахи проводили в молитве, без сна. Уставное всенощное богослужение начиналось после захода солнца и продолжалось, по всей видимости, восемь-десять часов. Оно включало многочисленные поучения, чтение Священного Писания и святоотеческих трудов и завершалось утреней. «Слава Тебе, показавшему нам свет» – раздавалось именно тогда, когда молящиеся видели первый луч солнца. Насколько это реально в нашей приходской практике, кто из нас способен каждую ночь с субботы на воскресенье проводить вот так? Ну разве что два раза в год.

Положение утрени в нашей богослужебной практике действительно проблемно: по своему содержанию она относится именно к утру – «исполним утреннюю молитву нашу Господеви», а совершаем мы ее вечером. Голоса, призывающие это исправить и совершать утреню именно утром, раздаются в Церкви периодически. Однако и здесь встает вопрос: а насколько мы к этому готовы, не станет ли это для нас проблемой? Представьте: вечернее богослужение, то есть, собственно, одна вечерня – тридцать-сорок минут, зато утром – утреня, часы 1-й, 3-й, 6-й, Божественная литургия – все вместе больше четырех часов. Следует подчеркнуть, Божественная литургия не входит в обсуждаемый нами сейчас суточный богослужебный круг – она выше суточных богослужений. Но в Греции «правильная» практика (вечерня вечером, утреня утром) приводит к тому, что прихожане приходят только на Литургию, а краткую вечерню и утреню, которая начинается в семь утра, игнорируют.

– Мы с Вами все время как бы пребываем в обычном приходском храме; но если мы захотим какое-то время пожить и помолиться в монастыре, наш суточный круг окажется иным, мы встретимся с полунощницей и повечерием. Что это за богослужения?

– Повечерие в монастыре – это, по сути, общая молитва на сон грядущий: ее совершают после вечери, т. е. ужина, потому она и носит такое название. В конце повечерия священник просит прощения у паствы, и монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. А полунощница – это, напротив, общая утренняя молитва: она называется так потому, что издавна совершалась в монастырях до рассвета. Это краткое богослужение, большую часть которого занимает чтение 17-й кафизмы: длинного 118-го псалма, в котором человек просит Бога научить Его судьбам правды Твоея (7) – жизни по заповедям, и молитв. Из приходской практики полунощница и повечерие практически исчезли: полунощница совершается лишь в Пасхальную ночь, она предваряет день Воскресения Христова, а повечерие, Великое или Малое – в дни Великого поста и иногда в предпразднство Рождества Христова. Следует, однако, подчеркнуть, что совершение полунощницы и повечерия в обычном приходском храме отнюдь не возбраняется, если у настоятеля и прихожан есть такое желание.

– Само понятие «суточный круг» говорит о том, что все время нашей жизни должно быть освящено молитвой, не так ли?

– Да, ведь в идеале мы призваны славить Бога постоянно, всей своей жизнью. И богослужения суточного круга помогают нам это понять. Девятый час, который читается перед вечерней, относится ко дню уходящему. А с вечерни, как мы уже сказали, в Церкви начинается следующий день. Это момент встречи, он говорит о непрерывности, нескончаемости славословия.

– Но ведь это совсем непросто – освоить все богослужения суточного круга. В храме нам часто бывает что-то непонятно: когда-то читают слишком быстро, когда-то слов песнопений не разобрать. Что может нам помочь?

– Часослов. Книга, содержащая все богослужения суточного круга. Когда-то он имелся в каждом православном доме, по нему детей учили церковнославянскому языку и одновременно знакомили с богослужением. А теперь Часослов почему-то уходит из нашего обихода. Меж тем, заранее прочитав те же часы дома по Часослову, вы лучше поймете их, увидите их красоту, их смысл и уже не будете скучать и томиться во время этой службы в храме.

Беседовала Марина Бирюкова

Суточный круг богослужения

Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения.

Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня.

В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В-третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3-го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4-го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5-го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2-й половине дня.

Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время.

Вечерня Почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1-я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2-я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9-я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года (скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века люди вообще не имели обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала).

Повечерие Совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. В монастырском укладе повечерие еще играет роль богослужения на сон грядущий; в конце повечерия совершается ежедневный чин прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. Повечерие бывает двух типов: малое и великое. Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие (более торжественная и продолжительная служба) совершается редко, всего 34 раза в году (седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг).

Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва, а ее основу составляет чтение 17-й кафизмы (то есть 118-го псалма), в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях (хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1-й седмице Великого поста).

Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом.

Службы Часов Назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее:

1-й час ≈ 6 часов утра;

3-й час ≈ 9 часов утра;

6-й час ≈ 12 часов дня;

9-й час ≈ 15 часов дня.

Почему именно в такое время? Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1-й, 3-й, 6-й, 9-й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3, 1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10,9 ). Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый – воспоминание Крестной смерти Спасителя.

В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.

Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1-й час; дневную – 3-й час, 6-й час и литургия; вечернюю – 9-й час, вечерня и пове­черие. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом. Особенное внимание следует обратить на положение 9-го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.

Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» ( Пс. 54, 18 ), а также слова церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…» (молитва входа на вечерне).

В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернее богослужение входят: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Утреннее богослужение включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня (а также из самой практики), на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста. Малое же повечерие совершается крайне редко (например, в храме Саратовской духовной семинарии оно совершается 5–6 раз в году: в предпразднство Рождества Христова, накануне Великого Понедельника и Великого Четверга, а также вечером на Пятидесятницу). Полунощница в классическом виде не совершается вовсе (служба, именуемая «пасхальной полунощницей», на самом деле является богослужением совсем другого типа – это вышедшая из употребления константинопольская служба «паннихис»).

Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможностей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение большей части года (кроме периода Великого поста).

Источник: Газета «Православная вера» № 9 (509). «Троицкий листок»

Схема суточного круга богослужения, особенности и что собой представляет

Согласно церковному Уставу, существует годовой, недельный и суточный круг православного богослужения. У всех служб последовательный и повторяющийся характер. Правда, в ряде случаев (для удобства мирян, на Великий Пост, в канун значимых для церкви праздников) кое-какие службы могут не проводиться или проводиться совместно (группироваться) с другими.

Из чего состоит суточный круг богослужения

Суточный круг проходит в течение одних суток. Священнослужители в такой отрезок времени должны провести 9 служб. Согласно Уставу (Типикону), начало дня отсчитывается с позднего вечера, когда солнце заходит за горизонт.

Вечерня

С нее начинается суточный круг. Служится вечером. Начинается прочтением 103 Псалма. На этой службе читают благодарственные молитвы Всевышнему за уходящий день.

Повечерие

Служится перед сном. На этой службе читаются псалмы, Всевышнего просят прощения прегрешений, помощи, заступничества. Произносят «Символ Веры». Молятся Пренепорочной Деве («Нескверная», «Неблазная»), Богу («О благословении на сон грядущий»).

Служится оно лишь после вечерни (согласно Уставу — после монастырской трапезы). Великое повечерие служится только в Великий Пост, в канун Рождества, Богоявления, Благовещения. Малое совершается на протяжении 12 месяцев.

Полунощница

Идет в полночь. Этот час принято освящать молитвой. В Полунощницу читают псалмы 50 и 118, молитву — «Символ Веры», песнь — «Се жених грядет в полунощи», молятся за усопших. Служба бывает повседневной, только субботней, воскресной, праздничной, пасхальной. На богослужении верующие каются в грехах, клянутся в верности Господу, молятся Богу.

Утреня

Служба совершается ранним утром (еще до восхода солнца). Это самое продолжительное богослужение, так как только ранним утром во время гонений христиан было безопасно молиться. В некоторых приходах Утреня служится вместе с Вечерней.

Христиане молятся в знак благодарности за спокойную ночь и благодарят Всевышнего за новый день. Утреня начинается с молитв Царю Небесному, потом читают шесть псалмов. Верующие молятся, прославляя Спасителя, Божью Церковь, святых мучеников. В конце службы просят Бога о духовных благах.

Первый час

Служба проходит в 7 утра. На богослужении читаются начальные молитвы, три псалма, тропарь. Верующие прославляют Господа за новый день и за восход солнца. В конце читается — «Иже на всякое время и на всякий час».

Третий час

Служится с 9 утра. На этой службе вспоминают исторические моменты — расправу Пилата над Господом, а также явление Святого Духа.

Шестой час

Начинается в 12 дня. На этом богослужении священнослужители вспоминают грехопадение Адама. Христиане молятся, вспоминая распятие Господа.

Девятый час

Начинается в 15 часов дня. Эта служба посвящается воспоминаниям о казни Господа через распятие. Христиане молятся, вспоминая Крестную Смерть Бога.

Божественная литургия

Это главная служба, по отношению к которой все богослужения являются подготовительными. Проводится единожды в сутки. Может проводиться после Шестого часа или сливаться с Вечерней.

На заре становления христианства во время гонений совершалась ночью или с утра. В наши дни проводится утром, перед обедом. На службе молятся, читают псалмы, вспоминают все моменты земной жизни Всевышнего и совершают таинство Причащения.

Схема современного православного богослужения

Службы проводят в строго отведенное Уставом время. В монастырских храмах свято соблюдают подобный распорядок. Однако, для удобства прихожан, занятых своими мирскими заботами и трудами, их поделили на 3 церемонии.

Вечернее

Включает — Девятый час (в 15.00), Вечерню, Повечерие.

Утреннее

Включает — Полунощницу (в 24.00), Утреню, Первый час (7.00).

Дневное

Включает — Третий (9.00), Шестой час (12.00), Литургию.

Как проходит недельный круг

Это различные тексты, вставляемые в суточные церемонии. Своих служб этот круг не имеет. Каноны Седмичного круга записаны в Октоихе и Триоде (частично). Все тексты, составляющие Седмичный круг, повторяются еженедельно и на протяжении двенадцати месяцев.

Воскресенье

Христиане в воскресный день вспоминают о Воскресении Христа. В Уставе этот день называют неделей от слова «не делать», то есть не работать.

Понедельник

Верующие прославляют ангельские силы. Ангелы — существа без плоти, которые служат Всевышнему. Они были созданы раньше человека.

Вторник

Верующие молятся во славу святому Иоанну Крестителю. Он считается большим праведником. Вспоминают и ветхозаветных великомучеников и пророков.

Среда

Христиане вспоминают об измене Иуды. Именно он предал Всевышнего и своего Учителя, отдал Бога на смерть. В среду верующие соблюдают пост. Прославляют Пренепорочную Деву, проводят службу Креста Господня.

Четверг

Христиане прославляют Святых Апостолов Христа. В четверг также вспоминают о пресвятом Николае Чудотворце.

Пятница

Этот день посвящен распятию и успению Господа Бога. В пятницу все православные постятся. В пятничный день проводится служба Креста Господня.

Суббота

На субботних службах прославляют Пренепорочную Деву и всех великомучеников. Вспоминают усопших христиан.

Годовый круг

Этот цикл не имеет собственных служб. Тексты годового круга вставляют в суточные церемонии. Годовой цикл включает Месяцеслов и Пасхалию.

Каждый день

Ежедневно читают неизмененные тексты обрядов, составляющих Суточный круг. В церемонию включаются измененные молитвословия из недельного, годового круга. Каждый Божий день посвящен какому-то значимому в православии событию.

В честь подобных дат установлены молитвы, песнопения, различные чтения, обряды.

Пасха

В такой день прославляется Воскресение Христово. Важнейшее торжество, не приуроченное к какой-то определенной дате. Относится к подвижным. Отмечается не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Двунадесятые праздники

Важнейших праздничных событий всего 12. Их называют двунадесятыми, они бывают подвижными (зависящими от Пасхи) или неподвижными (с точно установленной датой). К ним не относят Пасху.

    Рождество Богородицы (21 сентября); Воздвижение Креста Господня (27 сентября); Вход в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря); Рождество Христово (7 января); Крещение Господне (19 января); Сретение Господне (15 февраля); Благовещение Богородицы (7 апреля); Преображение Господне (19 августа); Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

    Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; Пятидесятница.

Великие святые и ангелы

Ежедневно вспоминают великомучеников, отдавших свою жизнь во славу Всевышнему. Описание и перечень всех значимых праздников, посвященных святым великомученикам и ангелам, обязательно печатается в церковном календаре.

Классификация

Праздничные церковные события группируются и классифицируются. На службах, проводимых ежедневно на протяжении двенадцати месяцев, читаются тексты, предписанные Уставом, а также молитвословия по случаю выпавших на определенную дату праздников. По особо торжественным дням ритуал проведения службы несколько изменяется.

Неподвижные и подвижные

Месяцеслов состоит из неподвижных праздников, каждый из которых сопоставим с точно установленным числом месяца. Начинается месяцеслов с начала церковного года, то есть с 1 сентября. Главные неподвижные праздники называют двунадесятыми (их всего девять). К месяцеслову относят 3 поста.

Пасхалия — система подвижных праздничных событий. Прежде всего, — это Пасха. Пасхалия не привязывается к какой-то точной дате, зато ежегодно празднуется и зависит от дня, на который выпадает Пасха. Перед Воскресением Христовым идет Великий Пост, который длится шесть недель. На Пасхалию приходится 3 двунадесятых праздника. Начинается Пасхалия за 3 недели до Великого поста. Заканчивается — Неделей всех Святых, которую празднуют после Пятидесятницы.

По торжественности

Главным праздником считается Пасха. Она не принадлежит ни к какому разряду. В такой день проводится Пасхальное богослужение — церемония, на которой все тексты, в основном, поются.

Великие

К разряду великих относятся Двунадесятые, всего их 12. Верующие торжественно отмечают все события из земной жизни Всевышнего, а также связанные с его божественным Воскрешением. Великими также считаются 5 недвунадесятых дат.

Средние

Такие празднества установлены в честь святых, икон Пренепорочной Девы или важных для Церкви событий. Их количество никому не известно.

Малые

Дни в православии приурочены великомученикам или святым, преданно служившим вере, а также событию из церковной жизни.

Есть даты, когда отмечают сразу несколько небольших по значимости праздников.

Про всенощное бдение и божественную литургию

Всенощное бдение — торжественно проводимая церемония, совершаемая в канун Великих и кое-каких Средних праздников. Начинается оно вечером и должно заканчиваться на рассвете. В храмах служится не более 2 часов. Бдение включает Вечерню, Утреню и Первый час, таким образом, оно объединяет сразу две церемонии — вечернюю и утреннюю. После него, как обычно, днем проводится для прихожан Литургия.

Порядок проведения абсолютно всех богослужений закреплен в Церковном Уставе. Количество их в суточном круге изменяется лишь по решению, вынесенном Высшим Духовенством. Служба православной Церковью проводится ежедневно.

Все правила из Устава соблюдаются только в монастырях. В небольших приходах священнослужитель может служить службу только по воскресеньям. Христиане обязаны не только посещать храм и богослужения, но и молиться Всевышнему дома, каяться и просить прощения за грехи.

Изучаем чинопоследование часов

Мы открываем рубрику «Церковная школа». Когда мы слышим это название, то сразу же представляем себе детей, идущих на занятия в воскресную школу. Между тем учиться в ней может и должен каждый христианин. На страницах нашей газеты «Церковная жизнь» священнослужители и сотрудники Покровской епархии будут вести уроки на различные темы, интересующие верующего человека. Сегодня урок литургики ведет Священник Алексий Савин, клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска.

Рад приветствовать вас в церковной школе. Сегодня мы поговорим о богослужении. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. Эта наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и включает в себя множество разделов: история и развитие богослужения, устройство храма, творчество церковных песнотворцев, богослужебные книги и т. д.

Многие задают такой вопрос: нужно ли вообще христианам, не состоящим в церковном клире, изучать богослужение, его последовательность, особенности и историю. Например, всеми нами любимый преподобный Серафим советовал изучить последование службы, чтобы потом умом следить за ее ходом. На церковные службы Прохор (имя святого до принятия монашества) являлся прежде всех, выстаивая неподвижно все богослужение, как бы оно ни было продолжительно.

Тема нашего урока сегодня — чинопоследования часов, входящих в суточный круг богослужений. В наши дни часы занимают немного времени и присоединяются к вечернему богослужению или к Литургии. Их не воспринимают как отдельное богослужение, а порой не считают даже нужным на них присутствовать. Между тем эта часть нашего суточного круга важна, насыщенна и интересна, как и все остальные.

История вопроса

Свое название часы получили вследствие строгого смыслового и хронологического соотнесения с определенным временем суток. Римские сутки начинались в полночь и в полночь заканчивались. День (в узком значении) продолжался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь, соответственно, с 6 часов вечера до 6 часов утра. Римляне евангельских времен для военной караульной службы делили ночь на четыре стражи (вигилии), по три часа в каждой страже. День также был разделен на четыре дневные стражи, или тричасия, именуемые обобщенно «часами»: первый час (с 6 до 9 часов утра), третий час (с 9 часов утра до полудня), шестой час (от полудня до 15 часов), девятый час (от 15 до 18 часов), (ср.: Мк. 15, 33; Деян. 2, 15; 3, 1; 10, 3).

Богослужебные часы посвящены преимущественно воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени — тричасия, или стражи, с которыми они совмещены хронологически в рамках дневного цикла.

В первый час вспоминается ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него.

В третий час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2).

В шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле.

В девятый час — последние слова Господа и его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мертвых, прободение воином Его ребер.

По свидетельству святителя Климента Александрийского, христиане отводят для молитвы часы третий, шестой и девятый. Об этом же говорится в 34-й главе Апостольских постановлений (II–III века). Христиане, по-видимому, совершали в эти часы лишь частную молитву, и каждая из этих молитв состояла только из чтения «Отче наш». В Иерусалимском богослужении конца IV века, по описанию паломницы Сильвии Аквитанки, чинопоследование шестого и девятого часов имеет такой же простой состав, как и утреня.

В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому.

По Уставу

Чинопоследование часов совершается: первый — после утрени (по окончании вечернего богослужения), третий и шестой — перед Литургией, девятый — перед вечерней. На службе первого часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, третьего — 16, 24 и 50, шестого — 53, 54 и 90, девятого — 83, 84, 85. Различают часы великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.

Великопостные часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной недели. На этих часах после трех псалмов читается кафизма, вместо обычного тропаря поется тропарь часа со стихами и земными поклонами. На шестом часе читается паремия (отрывок из Священного Писания). В конце каждого часа читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.

Великие часы служатся в Великую Пятницу и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. Царскими они стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Чинопоследование этих часов имеет свои особенности. Все часы читаются вместе перед Евангелием на аналое. Перед каждым часом совершается каждение, поются особые тропари, читаются паремии, Апостол, Евангелие.

Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. На них не читаются псалмы, другие молитвы. Вместо них поются пасхальные песнопения: тропарь Пасхи, «Воскресение Христово видевшее» и др.

Вседневные часы совершаются во все остальные дни года.

Правила поведения

На чинопоследовании часов не поются особенные песнопения, не совершается торжественных шествий. Поэтому часто прихожане задают вопрос: можно ли во время чтения часов ходить по храму, ставить свечки, важно ли не пропустить их чтение или можно и нужно сосредоточиться на основной службе Литургии или вечернего богослужения? И можно ли уходить с первого часа?

Однако нужно помнить, что каждое богослужение важно. Поэтому если нам приходится выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, нужно просить у Бога прощения. Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености — вычеркивал.

Но еще в первые века христиане старались освящать молитвой третий, шестой и девятый часы, в книге Деяний мы читаем, как апостолы молятся в часы шестой и девятый (Деян. 3, 1; 10, 9), соблюдают третий час (Деян. 2, 1–15). И для нас, современных христиан, ничего, в сущности, не изменилось, нам также необходимо освящать молитвой свое пребывание на этой земле. Нельзя считать чтение часов чем-то второстепенным, во время их чтения нужно постараться не отвлекаться на написание записок, покупку свечей. Это нужно сделать заранее, чтобы вспомнить события Евангельской истории и, не отвлекаясь, помолиться Богу словами псалмов.

Богослужения. Суточный круг – Первый час (7 часов утра). Служба: история, описание действия, значение

Возникновение Божественной Литургии восходит к обычаям древнееврейской вечери и синагогального богослужения. Другие христианские службы также ведут свое происхождение от еврейских молитвенных обычаев.

В храмовом богослужении древних евреев в течение дня соответственно трем дневным жертвам полагалось три богослужения. Первое было утром, между восходом солнца и третьим часом, по-еврейски девятым, после утренней жертвы, когда обыкновенно произносились псалмы и торжественно читались молитвы. Первое богослужение заканчивалось благословением священника. Второе богослужение было в полдень, после приношения безкровной жертвы из муки и вина. Третье богослужение совершалось вечером, около девятого часа, по-еврейски в три часа пополудни, после приношения вечерней жертвы, и продолжалось до солнечного заката. В вавилонском плену евреи стали заменять жертвы молитвами. Позднее в рассеянии, и особенно после разрушения второго храма, этот обычай укрепился окончательно: жертвы заменили богослужением в синагоге, которое сохраняло ритуал бывшего богослужения в храме.

В жизни первоначальной иерусалимской общины христиан наблюдается следование некоторым еврейским молитвенным обычаям: апостолы молятся в часы шестой и девятый (Деян. 3, 1; 10, 9), соблюдают третий час (Деян 2, 1-15), ходят в Иерусалимский храм. Вероятно, эти же часы соблюдали и христиане из язычников. У пресвитера Климента Александрийского (II-III в.) есть точное обозначение часов: христиане, свидетельствует он, отводят для молитвы часы третий, шестой и девятый. В 34-й главе VIII книги Апостольских постановлений (II-III в.), написанной, вероятно, во времена гонений на христиан, говорится: “Молитвы совершайте утром, в третий, шестой и девятый час, вечером и при пении петухов. Утром благодарите Господа за то, что Он просветил нас, провел нас и навел день, в третий же час молитесь потому, что в этот час Господь получил приговор от Пилата, в шестой потому, что в этот час Он был распят, в девятый потому, что тогда вся природа, при распятии Христа, ужасаясь дерзости нечестивых иудеев, колебалась, не вынося оскорблений своего Господа; вечером благодарите Его за то, что Он давал нам ночь для упокоения от дневных трудов; при пении же петухов молитесь ввиду того, что они возвещают наступление дня для совершения дел света”.

У евреев в указанные часы совершалось общественное богослужение, а христиане, по-видимому, совершали первоначально лишь частную молитву. “Учение двенадцати апостолов” (конец I – начало II в.) указывает для этого только молитву “Отче наш”.

По Плинию (I-II вв.), в его время христиане собирались на общую молитву дважды в день: утром и вечером. Вечерняя молитва творилась с наступлением ночи и в первые века соединялась с Евхаристией. Когда гонения прекратились и христиане получили возможность устраивать дневные службы в храмах – молитвенные часы обратились в службы общественные; но были обязательны не все и не для всех. К ним относятся, по-видимому, службы утренние и вечерние. У Евсевия, епископа Кесарийского (260-340), в толковании на 9-й стих 64-го псалма говорится: “Исходы (славословия, песнословия) утра и вечера украсити”. В записках западной путешественницы Сильвии Аквитанки, совершившей в 388 году путешествие в Палестину, в ее паломническом дневнике есть описание богослужения в Иерусалиме. По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. В Четыредесятницу к указанным службам прибавлялась и служба третьего часа. Таким образом, в IV веке количество служб в основном сформировалось. Впоследствии прибавились служба первого часа и современная полунощница.

В IV веке полунощное богослужение, затягиваясь до утра и соединяясь с утренним, стало одной службой – утреней. И сейчас в ней можно различить шестопсалмие как часть древней полунощницы и части канона с хвалитными псалмами как часть древней утренней службы. Вследствие такого соединения количество служб суточного круга сократилось до шести. По сообщению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина († 435), введение службы первого часа, седьмого по счету, произошло в Вифлеемском монастыре при следующих обстоятельствах. По окончании утрени монахам давалось несколько часов на отдых. До третьего часа службы не было, и некоторые злоупотребляли свободным временем. Ревностным монахам не нравился такой порядок. И после долгого обсуждения установили службу первого часа. По словам преподобного Иоанна Кассиана, она восполнила количество служб до семи, согласно слову пророка Давида: “Седмерицею днем хвалих Тя” (Пс. 118, 164). Полунощница образовалась, по-видимому, из 118-го псалма, который некогда пелся на дневной полунощнице до ее соединения с утреней. Так для ночной и утренней службы получился двойной комплект служб.

Как указывается в “Учении двенадцати апостолов”, каждая из двух дневных молитв состояла только из чтения Молитвы Господней. Но псалмы составляли центр христианского богослужения с самых древних времен: к псалмам и песням Ветхого Завета христиане прибавляли составляемые ими новозаветные песни и молитвы. Самые древние из них, вероятно, утренний и вечерний гимны. Одним из таких древнейших гимнов является “Свете тихий”. По мнению исследователей, именно о нем говорит святой Василий Великий (329-379) в книге о Святом Духе: “Наши отцы установили встречать благодать вечернего огня не молчанием, но когда внесут его, тотчас же и благодарить”. Подобный вечерний гимн записан в 48-й главе VII книги Апостольских постановлений: “Хвалите, отроцы, Господа; хвалите Имя Господне. Хвалим Тя, славословим Тя, благословим Тя великия ради Славы Твоея, Господи Царю, Отче Христа, непорочного Агнца, вземлющего грех мира. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает Отцу, чрез Сына во Всесвятом Духе, во веки веков. Аминь”. Там же записан и утренний гимн “Слава в вышних Богу”, но в более краткой, сравнительно с нынешней, редакции.

Первоначально состав каждой службы был простым. Обычно произносился псалом, приуроченный к службе, за ним следовали молитвы. До нас дошли два полных чина вечерни и утрени, относящиеся к первой половине IV века. Они находятся в 35-й – 39-й главах VIII книги Апостольских постановлений. Когда наступит вечер, говорится там, то ты, епископ, собирай Церковь. И сначала пусть произносится светильничный псалом (то есть 140-й – “Господи, воззвах”); после него диакон произносит ектении об оглашенных, одержимых нечистыми духами, просвещаемых и кающихся. После отпуска их всех диакон говорит: “Елицы вернии, Господу помолимся”.

После этой ектении, подобной современной великой, во время которой верные тогда становились на колени, он продолжает: “Воставши, будем просить у Господа милости и щедрот Его, ангела мирна, добраго и полезнаго себе, христианской кончины, мирных и безгрешных вечера и ночи и непостыднаго времени всей нашей жизни. Предадим сами себя и друг друга через Христа живому Богу”.

Епископ читает молитву: “Безначальный и бесконечный Боже, Творец и Попечитель всего во Христе, сотворивший день для дел света и ночь для упокоения нашей немощи, ибо Твой есть день и Твоя есть ночь, Ты ныне, человеколюбивый и преблагий Владыко, милостиво приими наше вечернее благодарение. Проведи нас чрез долготу дневную и, приведя к началу ночи, сохрани нас Христом Своим. Подай нам мирный вечер и безгрешную ночь и сподоби нас вечной жизни чрез Христа Твоего, чрез Него Тебе слава, честь и поклонение во Святом Духе во веки. Аминь”.

Диакон возглашает: “Поклоните свои головы для руковозложения”.

Епископ читает молитву над главопреклоненным народом: “Господи, Вседержителю! Просвети Лице Свое на народ сей, преклонивший выю сердца своего, и благослови его чрез Христа, чрез Коего Ты просветил нас светом вéдения и открыл нам Самого Себя. С Ним Тебе и со Святым Утешительным Духом подобает должное поклонение от всякого разумного и святого существа во веки. Аминь”.

Служба заканчивается возгласом диакона: “Идите в мире!”

Так же совершалась и утреня, только с той разницей, что читался 66-й псалом – “Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю”. Вероятно, это чины Антиохийской Церкви, так как те же псалмы указываются для этих служб и в творениях святого Иоанна Златоуста († 407). В каждой местности был первоначально свой выбор псалмов. Сохранилось несколько их расписаний. Одно из них, вероятно палестинское, лежит в основе современного Часослова.

Простые чины служб IV века вследствие молитвенной ревности христиан усложнились и расширились: так, для ночной службы одни назначали 18 псалмов, другие – 20, третьи – 30; некоторые стремились превысить и это число, что значительно увеличивало время совершения служб. С V века в общее употребление стал входить обычай, лежащий в основе современного Часослова: за каждой службой петь по три псалма.

Основу повечерия в древности составляла, по-видимому, песнь “С нами Бог”. Так, в Студийском Уставе под праздник большей частью указывается сокращенное повечерие, которое начинается именно с этого гимна.

Основой вечерни, как и других служб, являлись также три псалма. В современной богослужебной практике они почти вышли из употребления, хотя по традиции и продолжают печататься в Часослове. Это псалмы 140-й – “Господи, воззвах к Тебе”, 141-й – “Гласом моим ко Господу воззвах” и 129-й – “Из глубины воззвах к Тебе, Господи”. К ним присоединен еще псалом 116-й – “Хвалите Господа, вси языцы”. Далее, по Иерусалимскому Уставу, следовало “Сподоби, Господи”, что наследовано будничной службой и сейчас. Прокимны в древности употреблялись лишь перед чтением Священного Писания, на что указывает и приставка “про-“, то есть пение, предшествующее назначенному Уставом чтению. Раньше это были целые псалмы, которыми чтения отделялись одно от другого. На современных вечернях они потеряли всякий смысл. Молитва “Сподоби, Господи” в старину была, вероятно, дополнением и второй частью гимна “Свете тихий”, так как ею завершается утренний гимн. Далее, по древнему чинопоследованию, должны были следовать ектении и молитвы оглашенных, что теперь опущено. От ектении верных остались только вторая ее половина и молитва главопреклонения.

По описанию Сильвии Аквитанки, вечерня конца IV века шла в Иерусалиме в такой последовательности: “В десятом часу, это время здесь называется светильничным, собирается всё множество в храм Воскресения. При этом зажигаются все лампадки и свечки, получается ослепительное освещение. Огонь же не приносят откуда-нибудь извне, а берут из пещеры, то есть от Гроба Господня, потому что там горит лампада и днем, и ночью. Произносятся светильничные псалмы и продолжительные антифоны. Приходит епископ и садится горé, на своей кафедре, садятся также на своих местах и пресвитеры. Продолжают произносить гимны или антифоны. И когда это закончат, епископ встает и становится за преградой, что находится пред пещерой Гроба Господня. И один из диаконов творит по обычаю поминовение различных лиц, то есть произносит великую ектению. И в то время, как он произносит отдельные прошения, мальчики, их там всегда стоит очень много, отвечают “Господи, помилуй”.

Когда диакон кончит свои прошения, епископ произносит молитву и сначала молится за всех; и таким образом молятся все вместе: и верные, и оглашенные. Затем диакон громогласно возглашает, чтобы каждый оглашенный, где бы он ни стоял, преклонил голову, и епископ произносит благословение над оглашенными. Потом диакон приглашает то же самое сделать верных, епископ благословляет их, и после того бывает отпуск из храма Воскресения, при этом подходят к епископу и целуют ему руки. Из храма Воскресения идут в храм Креста. Во время этого перехода до самого места, где находится крест, поют гимн. Когда дойдут до того места, произносится молитва и благословляются оглашенные; после другой молитвы благословляются верные. После этого отправляются в помещение, находящееся за крестом, и там происходит то же самое, и опять подходят к руке епископа. Повсюду там висит великое множество стеклянных лампад и люстр. Кончается вся эта служба вечером, когда наступает тьма”.

Как видно из приведенных выше слов, в Иерусалиме по окончании вечерни совершалось еще нечто, напоминающее нашу литию. От такого рода литий произошли наши стиховные стихиры. В более поздних памятниках, например в описании иерусалимского богослужения IX века, в утренних стиховнах помечено, на каком из святых мест храма Воскресения совершается лития.

Чинопоследование утрени, составленное из полунощницы и собственно утрени, сложнее вечерни. Древнюю чреду утрени восстановить трудно, так как она осложнена вставками и дополнениями – кафизмами, полиелеем. Древнюю основу ее составляли псалом 118-й – “Блажени непорочнии в путь” и псалом 50-й – “Помилуй мя, Боже”, завершавший утреню. Псалом 118-й в Иерусалиме пели только на воскресных утренях. На обыкновенных службах его переносили в новую полунощницу, составленную из древней полунощницы и утрени в одну службу.

Иерусалимская утреня была копией вечерни: она состояла из трех утренних псалмов – 148-го, 149-го и 150-го, утреннего гимна с добавлением “Сподоби, Господи”, которое в настоящее время читается на будничной службе, стихир стиховных и заключительного “Благо есть исповедатися Господеви” (Пс. 91, 2).

Полунощное богослужение так описывается Сильвией Аквитанкой: “Ежедневно до пения петухов открываются все двери Воскресения и сходятся все монашествующие и девственницы, как зовут из здесь. И не только они, но, кроме них, и миряне, мужи и жены, имеющие желание пободрствовать ранее. И с этого часа вплоть до рассвета поются песни и стихословятся псалмы, также и антифоны и после каждой песни читаются молитвы. Ибо по два или по три пресвитера, также и диакон ежедневно чередуются с монашествующими и после каждой песни и антифона читают молитвы”.

Сильвия Аквитанка излагает чин полунощного богослужения в общих чертах: не называет молитвословий, гимнов, псалмов, припевов, читаемых молитв. Но из ее описания видно, что чинопоследование полунощного богослужения отличалось простотой, гимны и псалмы с припевами пелись или стихословились протяжно, медленно, молитвы пресвитерами и диаконами читались неспешно, служба делилась на несколько отделов.

Оцените статью
Добавить комментарий