Можно ли и как молиться за Некрещенных? Православный Приход Храма в честь Казанской иконы Божией Матери

Можно ли и как молиться за Некрещенных? Православный Приход Храма в честь Казанской иконы Божией Матери

Можно ли и как молиться за Некрещенных?

Несведущие в христианской традиции люди считают, что молиться за некрещеных нельзя. Но это большое заблуждение, поскольку души некрещеных людей также нуждаются в спасении, как и души православных христиан.

Действительно, посвящать молитву людям, живущим или умершим, не принявшим Таинства Крещения либо принадлежащим к иной вере или конфессии, На Божественной Литургии запрещено.

Дело в том, что некрещеный человек не является полноправным членом церкви, а значит не имеет права принимать участие в Божественной Литургии.

Кстати, ранее некрещеные люди не имели права даже входить в церковь дальше притвора, и, хотя сегодня такие строгие ограничения сняты, всё-таки некрещеные люди не могут принимать участие в Богослужении наравне с крещенными.

Также за некрещеных людей запрещается совершать заупокойные службы, проводимые в храме.

Однако никому не возбраняется посвящать некрещеным людям свои молитвы, произносимые, например, Перед домашним иконостасом.

Христианские предания свидетельствуют о действенности молитвы за людей, не познавших Таинства Крещения. Это утверждали многие преподобные отцы церкви, старцы и священники.

Правила молитвы за некрещеных

В домашних условиях можно совершать молитвы за здравие некрещеных людей. Основное правило здесь в том, чтобы эти молитвы совершались с искренней любовью и желанием помочь близкому человеку.

Молиться можно своими словами, но также существует и специальная молитва, посвященная Святому мученику Уару, жившему в конце III – начале IV века в Александрии, где в то время христианство было запрещено. Уар прославился тем, что не только помогал своим единоверцам, подвергавшимся гонениям, но и молился за некрещеных, испрашивая у Господа благодать и для них.

По сути, молитва святому мученику Уару представляет собой просьбу к нему помолиться за некрещеного, так как именно Уар обладает особой благодатью, дарованной ему Господом, в деле моления за людей, не постигших Таинства Крещения.

Эту же молитву рекомендуется читать и об умерших некрещеными, она используется вместо заупокойных молитв, возносимых за крещеных православных.

Особыми правилами следует руководствоваться, Молясь за некрещеных младенцев. За них можно совершать молитву и в храме, но в записке имя ребенка указывается не отдельно, а вместе с именем матери, которое сопровождается припиской «со чадом».

Например, «О здравии рабы Божьей Елены со чадом».

Зачем молиться за некрещеных

Молитва за некрещеных имеет важно значение, поскольку свидетельствует, что несмотря на то, что человек не принял по каким-либо причинам Таинства Крещения, он был неплохим, и его душа нуждается в спасении так же, как и душа православного христианина.

По сути, такая молитва представляет собой прошение к Господу с тем, чтобы он явил свою милость по отношению к этому человеку.

Кроме того, молитва за некрещеного может способствовать наставлению его на истинный путь, который может привести его в лоно православной церкви.

Поделиться:

    ВКонтакте Facebook Одноклассники Google Мой Мир Telegram Press This Tumblr Pinterest Елицы LinkedIn Twitter Reddit Печать

Пожертвовать 100 рублей Православному Приходу (Яндекс-деньгами, Картой)

Свежие записи

    11 июля — Иконы Божией Матери «Троеручица» 11.07.2021 10 июля — Преподобный Амвросий Оптинский 10.07.2021 09 июля — Икона Богородицы Тихвинская 09.07.2021 05 июля — Сщмч. Евсевия, епископа Самосатского 05.07.2021 04 июля — Всех святых, в земле Русской просиявших 04.07.2021

Версия для слабовидящих

Поиск по сайту

Наши страницы в соцсетях

Икона дня

Православный календарь

Седмица 4-я по Пятидесятнице. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).

Свт. Григория, митр. Ираклийского (1925). Прп. Паисия Святогорца (1994).

Касперовской иконы Божией Матери (1853–1855).

Утр. –Ин., 67 зач., XXI, 15–25.Лит. – Апп.:2_Кор., 193 зач., XI, 21 – XII, 9.Мф., 67 зач., XVI, 13–19.

На утрене величание: «Величаем вас, апостоли Христовы Пе́тре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия». Канон ап. Петру со ирмосом на 8 и ап. Павлу на 6.

Сайт храма преподобного Алексия, человека Божия, в Садовниках г. Москвы

Алексеевская церковь в Садовниках

«Как молиться за некрещёного?»

Икона святого мученика Уара Египетского

В день памяти святого мученика Уара мы пытаемся найти ответ на вопрос, почему невозможно церковное поминовение людей, умерших без Крещения.

Существует традиция, которая связывает имя святого Уара с молитвой о умерших без крещения. Иногда даже можно услышать, что якобы «есть один такой день в году, когда можно молиться о некрещеных и даже записочки подавать» — в день памяти святого. И если последнее никак не соответствует действительности (записки в храме всегда подаются только за крещеных людей – дальше мы попытаемся понять, почему), то ни для кого не секрет, как много людей специально ездит к иконам мученика, чтобы попросить именно его о ходатайстве за умерших без Крещения близких. В Москве есть несколько храмов и часовен, где есть его чтимые образы, а в Подмосковье святому мученику посвящено несколько храмов.

Вполне естественна и понятна скорбь людей, которые желают лучшей участи для своих почивших родственников и друзей. Но еще семнадцать лет назад Святейший Патриарх Алексий II заметил, что почитание святого Уара порой превращается в некий культ, когда молитва святому в сознании людей начинает подменять собой благодать самого Таинства Крещения.

Но разве нельзя просить мученика о том, чтобы он ввел в Царствие Небесное человека, умершего некрещеным? И вообще, почему в храмах не совершается поминовение хотя и не крестившихся, но, несомненно, хороших и дорогих нам людей? Чтобы разобраться в этой непростой проблеме, предлагаем последовательно рассмотреть несколько вопросов.

Что мы знаем о святом мученике Уаре?

Житие святого Уара Египетского (память 1 ноября н. ст.) достаточно известно. Он жил в конце III века и был воином. Навещая христиан, находившихся в темнице за свою веру, он и сам в скором времени был подвергнут мучениям. После многочасовых страданий он отошел ко Господу, благочестивая женщина Клеопатра погребла тело мученика в подвале своего дома. Спустя некоторое время она перевезла мощи к подножию горы Фавор, где верующие стали почитать святого страдальца. Случилось так, что у Клеопатры умер сын, после чего та стала молиться о нем святому Уару. В видении мученик открыл ей, что ее ребенок пребывает с ним у Престола Божия. Утешенная этим явлением, святая Клеопатра похоронила сына, а вскоре и сама присоединилась в Небесном Царствии к нему и мученику Уару, которого чтила всю жизнь [1].

Некоторое время назад уже поднимался вопрос о природе мнения, что святой Уар каким-то образом вымолил некрещеных родственников святой Клеопатры. Действительно, в житии встречаются слова, сказанные святым: «прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их». Подробный разбор этих слов в 2010 году был опубликован протоиереем Константином Буфеевым [2]. По справедливому замечанию автора, никаких указаний в житии на то, что эти родственники Клеопатры были некрещеными, нет.

Хотелось бы обратить внимание, что при очередном издании Миней – то есть богослужебных книг, где содержатся песнопения в дни памяти того или иного святого – из этих книг была устранена неуставная «ина служба мученику Уару», которая имеет старообрядческое беспоповское происхождение и основана на сомнительном предании о благодати мученика вымаливать некрещеных, не подтверждаемом древними источниками его жития, в первую очередь греческими» [2]. Информация об этом была опубликована на официальном сайте Московской Патриархии [3].

Таким образом, никаких особых указаний ни в житии, ни в богослужении на благодать мученика «спасителя некрещеных» – нет. Но традиция молиться ему за некрещеных все-таки существует…

Так можно молиться или нельзя?

Строго говоря, не вполне корректно без уточнений ставить вопрос «можно ли молиться за некрещеных». Апостол Павел призывает нас «совершать моление за всех человеков» (1 Тим. 2:1), в том числе за царей — очевидно, что во времена Апостола Павла среди правителей не было христиан. Поэтому когда мы, по любви к своим родственникам, умершим без Крещения, молимся о них Богу, мы не совершаем ничего плохого, потому что поступаем в данном случае по любви.

Однако следует задуматься: а о чем мы молимся, когда просим дать кому-то «Царствие Небесное»? Большинство, наверное, скажет, что мы молим Творца, чтобы у наших близких «где-то там» было «все хорошо». Но ведь Царствие Божие, спасение – это вовсе не абстрактное «хорошо».

«Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом» [4] — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Желая спасения себе и близким и молясь об этом, мы просим у Бога дать нам возможность в вечности пребывать подле Него, обретя тем самым полноту своего существования. А возможность эта открывается нам только благодаря тому, что в мир явился Спаситель.

Икона Воскресения Христова

Господа Иисуса Христа мы называем Спасителем не потому, что Он спас нас «от всего плохого ради всего хорошего», а потому, что через Его воплощение человеку открывается подлинное приобщение Божественной жизни. Иными словами, Царствие Божие, рай, спасение – это не какое-то неопределенное блаженное состояние, а в первую очередь соединение с Богом или, как называли это святые, «обожение». Именно этого мы желаем, когда просим себе или кому-то другому спасения…

В Ветхом Завете описываются события, в которых поучаствовали многие праведные люди – например, праведный Авраам, пророк Моисей и другие пророки. О самом Моисее в Писании сказано, что «говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11), и конечно, всем известно, что именно через Моисея Господь даровал Своему народу десять заповедей. Мы прекрасно знаем, что Церковь почитает как праведников святых, живших до пришествия Господа Иисуса Христа. Но Царствия Небесного, рая они достигли не потому, что «были очень хорошими людьми» и даже не потому, что просто исполняли заповеди.

Священное Писание гласит: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3). Само по себе исполнение заповедей не могло бы ввести человека в рай — святой Апостол Павел посвятил этой проблеме множество посланий. Если бы для спасения достаточно было бы быть «хорошим» и «поступать правильно», не нужно было бы никакого Боговоплощения и крестной Жертвы.

«Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление» — восклицает святитель Игнатий (Брянчанинов) [4]. Именно Господь Иисус Христос, умерев на Кресте и сойдя во ад, выводит оттуда в рай души ветхозаветных праведников, которые – и это важно – веровали в Его пришествие и через эту веру спаслись.

Итак, «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), говорит Спаситель. Следовательно, единственный путь, которым мы могли бы достичь Царствия Божия – это Христос.

А как осуществляется наше приобщение Христу, которое позволяет нам войти в Его Царствие? Посредством Крещения. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27).

«Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!» — восклицает святитель Кирилл Иерусалимский [5]. Сам Спаситель свидетельствует, что приобщение Его Царству невозможно помимо того пути, который Он дал в Таинствах Церкви: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Но как же нам быть, если по каким-то причинам не сподобились Крещения близкие нам люди?

Следует знать, что церковная молитва (в частности, поминовение «в записках») за некрещеных невозможна, потому что Церковь есть не что иное, как сообщество христиан, живых и умерших, возглавляемое Самим Христом. Существует, правда, одно исключение, когда за богослужением мы молимся о некрещеных людях. Это молитва Литургии об оглашенных, то есть готовящихся ко Крещению – но содержит она именно прошение о скором их приобщении этому Таинству и вхождении в стадо Христово [6].

Фреска «Святой Апостол Анания крестит Павла»

Крещение как раз вводит нас в Церковь, делая человека «сыном света и наследником вечных благ» [7] и таинственным образом соединяя нас со Спасителем через уподобление Его смерти и Воскресению: «Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения» (Рим.6:3-11). И нет никакого «особого дня», когда за некрещеных в Церкви молиться «можно» — ни на Троицу, ни в родительские субботы, ни в день святого Уара.

В том и заключается трагедия умершего вне Церкви: нет ничего, что могло бы «заменить» или «возместить» то Крещение, которого человек не сподобился при жизни. Святитель Григорий Нисский приводит печальную историю об одном юноше, которого постигла внезапная и насильственная смерть: он, «упав и приближаясь к смерти, сколько было силы… кричал (так как не был крещен): «горы и леса, крестите, дерева, источники, камни, дайте благодать», – и с этими жалостными воплями скончался. Город, узнав о сем, скорбел более, нежели о бедствиях, причиненных войной [8].

Скорбь о наших близких, умерших вне Церкви, побуждает нас к молитве. И поскольку мы, желая молиться за некрещеных, делаем это в качестве следствия нашей любви – мы можем и должны молиться о них дома. Как пример такой молитвы, которая действительно может облегчить посмертную участь умершего вне Церкви, вспомним историю из жизнеописания преподобного Макария, которому умерший языческий жрец открыл, что находящиеся в аду получают некоторое облегчение от его молитвы [9]. И мы можем просить какого нам угодно святого стать нам сомолитвенником в этой нужде – Пресвятую Богородицу, святого Уара или кого бы то ни было еще. Многие, например, читают молитву святого Льва Оптинского: «Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу (и́мя), а́ще возмо́жно е́сть, поми́луй! Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне во гре́х сей моли́твы мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́». Но не следует думать, что благодать кого-то из святых окажется для человека «более спасительной», чем искупительный подвиг Господа Иисуса Христа, причастником которого каждый из нас призван стать при жизни.

Итак, подведем итоги. Несмотря на отсутствие однозначных свидетельств жития, традиция молиться мученику Уару о некрещеных все-таки существует. Но следует понимать: учение Церкви, отраженное в словах Самого Христа, совершенно ясно говорит о необходимости Крещения во имя Христово для обретения полноты жизни с Богом. Поэтому поминовение умерших без Крещения за богослужением невозможно. Но возможно молиться за них дома с верой, что по милости Своей Господь не отвергнет наших просьб и облегчит то состояние, в которое ввергли себя те, кто не приобщился Христу. И именно осознание того, что вне Церкви Христовой нет спасения, должно побуждать всякого православного человека не только к молитве, но и к миссионерскому служению, то есть труду ради приобщения ближних и дальних спасительному подвигу умершего и воскресшего Господа.

Катехизатор Алексеевской церкви Екатерина Манкевич

Что можно некрещеному человеку

Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.

Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?

Cвященник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что мы хотим сказать, формулируя “ставить свечку за кого-то”. Потому что сама по себе идея эта имеет некоторую неправильность.

Буквальный смысл свечи – это наш дар Богу. И это понятно, потому что цена свечей – условная копейка за пучок. И когда мы кладем за свечной ящик сколько-то рублей, то это именно наш дар Богу. Поэтому, думаю, неправильно говорить “свечка ЗА кого-то”. Вот милостыню за кого-то дать можно. И Святые Отцы об этом говорят при ответе на вопрос о том, как помочь некрещеному человеку. Они призывают подавать милостыню за него. Это такой способ замолить и свои грехи, преодолеть их – подавать милостыню.

Свеча – символ нашей молитвы. Церковь – не буддийский монастырь, в котором есть колесо, как мельница, барабан которого с текстом молитвы нужно повернуть, и таким образом как будто молитва совершена. У нас не так. Мы должны прочитать, увидеть эту молитву, произнести вслух по возможности, осознать его. И то же со свечкой: мы не можем ее ставить без молитвы. свеча – это не “повернуть круг”, она сама по себе ничего не значит. А молиться за некрещеных можно, своими словами и про себя. В такой ситуации, когда мы соединяем свечу с нашей молитвой, можно поставить ее и с молитвой о некрещеном.

Можно ли креститься некрещеному человеку?

(речь идет о крестном знамении)

Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Креститься некрещеному можно. Это не запрещено. Если человек налагает на себя крестное знамение с верой и благоговением к Богу, то думаю, что это можно делать.

Тем более если человек верит в Бога, стремится ко крещению, ему можно креститься, потому что он уже верит во Христа и хочет быть с Ним. В Церкви есть институт оглашенных – это люди, которые готовятся к принятию святого крещения. Если сейчас, в наше время, этот период достаточно короткий, то в древности он длился несколько лет.

Важно предупредить того, кто решился встать на путь подготовки ко крещению, чтобы он был последовательным и целеустремленным, постарался реализовать свое благое намерение, не откладывал. Дело в том, что темные силы не хотят отпускать человека от себя, могут неожиданно возникнут затруднения и препятствия, которые мы называем искушениями. Люди, далекие от Церкви, могут считать эти обстоятельства “знаками” и придавать им особое значение. Не стоит этого делать – важно быть решительным на пути ко Христу.

Можно ли некрещеному ходить в церковь?

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецк

Можно и нужно. Только не следует присутствовать на основной части божественной литургии, после возгласа “оглашенные, изыдите”. Оглашенные – это готовящиеся ко крещению. Желательно выходить из храма, услышав этот возглас. На любом другом богослужении можно присутствовать неограниченно, молиться, осенять себя крестным знамением. Я не вижу греха и в том, чтобы свечку поставить некрещеному самому. Только важно, чтобы это присутствие на службе, и даже не просто присутствие, а первые шаги навыка молитвы были частью подготовки к крещению. Чтобы человек не думал, что “мне и так хорошо”: сходил в Церковь, помолился, на душе стало легче и можно дальше ничего не делать. Важно, чтобы человек до крещения привыкал к богослужению, вникал в его смысл, чтобы, приняв святое крещение, он подошел к таинствам, уже будучи внутренне готовым к полноте участия в богослужении.

Можно ли некрещеному носить крест?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Некрещеному носить крест можно. Но зачем? Если для украшения, то нет в этом никакого смысла, только лишний повод для кощунства. Крест – это все-таки не украшение, а символ того, что мы христиане и следуем за распятым Христом.

Господь создал человека со свободной волей. Если человек чего-то хочет, то никто не может запретить ему это сделать. Он может что угодно делать, тем более носить крест. Вопрос – для чего, с какой целью.

Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.

Можно ли молиться за некрещеных живых?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Можно. Важно понимать, как этот человек относится к Церкви. Лояльно, сопереживает или наоборот. Мы каждую литургию молимся об оглашенных, тех людях, которые уже слышали Слово Божие и находятся в ожидании принятия таинства крещения. За этих людей мы молимся все вместе в церкви соборной молитвой каждый день, когда служится литургия. Если человек не хочет, чтобы за него молились, то наверное, будет странно молиться о нем. Хотя бывают и разные случаи. Бывает, вырастают непутевые дети у верующих родителей. Неужели за них нельзя молиться?

Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать.

Можно ли поминать некрещеного?

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И

Если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.

Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.

Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.

Из жития святого, подробно изложенном святителем Димитрием Ростовским, известно, что мученик Уар жил в IV веке, был тайным христианином и славным воином. Он командовал когортой, большим воинским подразделением и несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар хотя и был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. К христианам, которых наместник Египта осуждал на пытки за отказ поклонится богам, будущий мученик тайно приходил, подкупая стражу, чтобы омыть их раны, накормить и попросить святых молитв.

В 307 году произошел переломный момент в его жизни. Он пришел в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар, по своему обыкновению, служил им: снял узы и колоды, накормил, не евших уже несколько дней. Когда же он попросил молиться о мужестве стояния за Спасителя, они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер от ран. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Нам трудно представить орудия пыток, применявшиеся в то время: били палками, сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. После нескольких часов пыток и отказа отречься от Христа, Уар умер и тело его бросили на съедение диким псам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая издали эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме, в своей комнате. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара. Она решила построить храм, посвященный святому Уару и в день его освящения устроила большой праздник, на котором внезапно заболел и умер ее единственный сын Иоанн. Ответ на ее сугубую молитву пришел достаточно быстро: она получила откровение от святого Уара, что он умолил Бога не только за ее сына, но и за некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными.

Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Почему церковное поминовение о некрещеных невозможно? Потому что мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви. Это было бы насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными.

Можно ли молиться за некрещеного человека?

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва

Конечно, можно и нужно молиться за человека, умершего некрещеным, потому что мы все – дети Божии. Если мы хотим как-то облегчить его участь, мы, конечно, можем просить об этом нашего Отца, который любит нас вне зависимости от того, приняли ли мы Его или не приняли в своей жизни.

Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви.

Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.

Можно ли отпевать некрещеного человека?

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Некрещеного человека отпевать нельзя, потому что Господь даровал человеку свободу воли, свободу выбора. И даже после смерти, когда человек здесь, на земле, уже не может реализовать свою свободу, Бог не хочет нарушать волю человека и не позволяет нам это делать.

Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно.

Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.

Молитвы от боли в сердце

С этими молитвами можно обратиться к святым с просьбой об избавлении от болей в сердце.

Выберите нужное из меню:

    Молитвы :
      Серафиму Саровскому Матроне Московской Косме и Дамиану Пантелеймону Целителю

Все молитвы подряд:

Молитва Серафиму Саровскому от болей в сердце

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче!

Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих.

К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.

Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя:

Се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти:

О претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил,

Да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная,

Да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века.

Молитва Матроне Московской об исцелении сердца

О блаженная, мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи;

Да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных:

Исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго,

Помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним;

Помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Молитва от болей в сердце Косме и Дамиану

О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане!

Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному,

Но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте.

Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете,

И не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете.

Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.

Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают.

На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте.

Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают.

В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати.

Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных,

От разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных,

В молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Боль, ошибочно принимаемая за зубную

Заболевания и состояния, боль при которых может Ошибочно приниматься за зубную. В основном это заболевания смежных областей (придаточные пазухи, органы зрения и слуха, глотка, шейные позвонки, мозг); причиной могут быть также заболевания сердца и сосудов, костно-мышечной системы (позвоночник), нервной системы, а также психические нарушения.

Невралгия тройничного нерва. Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица и полости рта. При его поражении боль очень сильная и похожа на зубную. К сожалению, многие пациенты с невралгией подверглись многочисленным депульпированиям и удалению зубов, однако продолжают испытывать боль. Несмотря на уверенность пациента в том, что причиной боли является зуб, стоматологу необходимо скорректировать диагноз и направить больного к невропатологу. Другим вариантом является постгерпетическая невралгия, которая встречается у людей, перенесших опоясывающий герпес (опоясывающий. лишай). Поэтому важно сообщить стоматологу, если некоторое время назад появлялись зудящие пузырьки на коже и слизистой, или был поставлен этот диагноз.

Кластерная головная боль – это синдром неясного происхождения, представленный острой приступообразной болью. Возможно, это одна из форм мигрени. Кластерная головная боль чаще встречается у мужчин в возрасте 30-60 лет. Многие пациенты отмечают появление боли после приема алкоголя.

В классических случаях отмечается односторонняя боль в области верхней челюсти, верхнечелюстной пазухи и позади глазницы. Кластерную головную боль часто ошибочно принимают за острый пульпит или периодонтит жевательных зубов верхней челюсти.

Воспаление среднего уха (средний отит) – распространенное заболевание, особенно у детей, вызываемое стрептококками. Хорошо известно, что при заболеваниях жевательных зубов боль может отдавать в область уха. И, наоборот, при воспалении среднего уха симптомы смещаются в заднюю часть верхней и нижней челюстей. После постановки диагноза пациента направляют к оториноларингологу.

Острый верхнечелюстной синусит (гайморит). Корни зубов верхней челюсти прилежат к дну пазухи, поэтому воспаление часто имитирует зубную боль. Большинство форм синусита являются аллергическими и характеризуются тупой болью в скуловой области и альвеолярном отростке верхней челюсти.

При остром гайморите боль может быть колющей, давящей, пульсирующей. Часто она отдает в подглазничную область, в область зубов верхней челюсти. При этом боль ощущается не в каком-либо одном зубе, а в нескольких. Рекомендуется обратиться к лору.

Заболевания придаточных пазух часто носят хронический характер и являются аллергическими. Они имеют тенденцию к сезонности, ведь для большинства людей аллергенами являются семена и пыльца различных растений. В странах с северным климатом процент заболеваемости синуситами увеличивается весной и осенью. Пациент должен быть направлен к лору и аллергологу.

Заболевания сердца. Стенокардия – это боль за грудиной, которая может «отдавать» в левое плечо и вдоль руки. Боль обычно возникает после физической нагрузки. Эти симптомы крайне важны, так как стенокардия является предвестником острого инфаркта миокарда. Иногда боль при этом ощущается только в левом плече и руке, еще реже – в левом углу нижней челюсти.

Итак, если имеются жалобы на боль в задней части нижней челюсти слева и при этом отсутствуют объективные причины со стороны зубов, можно предположить сердечную природу боли. В таком случае стоматолог направит пациента на консультацию к кардиологу или терапевту.

Слюннокаменная болезнь развивается в протоке одной из слюнных желез. Долгое время единственным проявлением является сухость во рту. Когда камень достигает критического размера, он закупоривает слюнной проток; появляется зубная боль. Может возникать припухлость в поднижнечелюстной области. Чтобы поставить диагноз, делают несколько рентгеновских снимков. Лечение проводит хирург-стоматолог, оно заключается в надрезе протока и удалении камня под местной анестезией.

Боль костно-мышечного происхождения может быть вызвана травмой или дисфункцией мышц шеи, головы, челюстей. Боль может отмечаться в области зубов, щеки, виска, боковой поверхности шеи, затылка. В эту группу также входят заболевания височно-нижнечелюстного сустава и шейного отдела позвоночника. Другие заболевания суставов (ревматоидный артрит, подагра, псориаз; коллагеновые болезни, или коллагенозы) могут вызывать боль в челюстно-лицевой области.

При внутренней дисфункции височно-нижнечелюстного сустава часто возникают жалобы на зубную боль. Нарушение работы сустава вызвано смещением суставного диска, образованием сращений или из-за различных форм артрита, травмами, зеванием, продолжительном открыванием рта. Проявления: рот открывается не полностью, при открывании нижняя челюсть сдвигается в сторону, щелканье или скрип в суставе, а также боль впереди от козелка уха.

Боль продолжительная, тупая, приглушенная, но может становиться более острой при широком открывании рта или жевании. В некоторых случаях боль отдает в висок, щеку, дистальные отделы верхней и нижней челюстей. В таких случаях пациент может считать, что испытывает зубную боль.

Опухоли. Проявлением злокачественных опухолей в области челюстей редко является боль. В типичных случаях отмечаются жалобы на покалывание или снижение чувствительности (онемение). Большинство опухолей поражает не только чувствительные, но и двигательные нервы.

Атипичные болевые состояния, маскирующиеся под зубную боль – это группа синдромов, не соответствующих какой-либо специфической болезни. При этом пациент обычно убежден в том, что причиной боли являются зубы» и настаивает на их лечении или удалении. Хотя причина неизвестна, многие эксперты предполагают участие нервной системы. Атипичная боль обычно хроническая, ноющая; пациенты ощущают ее глубоко внутри кости и с трудом локализуют. Иногда кажется, что боль перемещается из одной области в другую, возможны жалобы на боли во всем теле. Обследование должно включать психологический скрининг и тесты на нарушение поведенческих реакций, которые оценивают депрессивное, тревожное, враждебное поведение. Не исключено, что первичной причиной атипичной боли является психологическое нарушение. Показана консультация психолога или психиатра.

Оцените статью
Добавить комментарий