Отпевание усопшего – последний путь | Православиум

Отпевание усопшего – последний путь | Православиум

Отпевание усопшего — последний путь

Смерть как начало вечности

Православие учит, что после смерти человек не прекращает своего существования. Душа, созданная Богом, бессмертна. Но как следствие содеянного греха, преступления заповедей Творца, тело человека подвергается тлению (Бытие, 3:19). Христиане верят в будущее всеобщее воскресение умерших. И отпевание усопшего наполнено этой мыслью. Эта надежда отражена в Символе веры, принятом на Первом и Втором Вселенских Соборах (4 век): «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».

Эти слова, произносимые верующими каждый день (Символ веры входит в утреннее молитвенное правило), не дают впасть в безграничное и безутешное горе при потере близких. Земная жизнь воспринимается как подготовка к будущей вечности. И эта подготовка завершается смертью.

«Что такое смерть? Смерть — это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила в глине. Смерть — это, когда росток жизни нашей вылезет на поверхность земли и станет под прямые лучи Божьего солнца. Умереть и прорасти зерно жизни должно еще здесь, в земле. Это так называемое в Евангелии «рождение духом», «второе рождение» человека. Смерть же тела есть оставление ростком земли, выход из земли. Всякого человека, получившего хотя бы самую маленькую духовную закваску, хотя бы самую незначительную евангельскую жемчужину «внутрь себя», ожидает совсем не смерть, и даже — далеко не смерть» (архиепископ Иоанн Шаховской, 1902-1989).

Душа после смерти

Из церковного Предания складываются знания христианства о состоянии души после смерти человека. Во многом эти представления являются символическим толкованием событий после крестной смерти Спасителя.

По отлучении от тела душа становится свободной. В первые дни она может посещать места, дорогие ей при земной жизни. На третий день — поклонение Богу как Создателю. Поэтому стараются хоронить умершего именно на третий день. В это время совершается первая церковная служба по усопшему над его телом — Отпевание. Эта заупокойная служба показывает заботу о верующем. Православные верят, что душа умершего присутствует при этом богослужении.

«Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет.

Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих» (святой Макарий Александрийский, 4 век).

На 40-й день происходит частный суд. Окончательное же решение о пребывании в раю или в аду ждет душу после Второго Пришествия Христа.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Евангелие от Матфея, 25:31-33).

Отпевание усопшего как особое богослужение

Появление заупокойных молитв относится к самому началу истории христианства. Тогда погребение верующих происходило ночью. Открыто и при свете дня хоронить умерших христиане не могли из-за воздвигнутых на Церковь гонений. Впоследствии чин погребения был отделен от всенощного богослужения.

Отпевание может быть совершено над любым крещеным человеком. Исключение составляют только самоубийцы, добровольно лишившие себя Божественного дара жизни, что является тяжким грехом.

Духовный смысл совершения отпевания заключается в совместной молитве о душе усопшего. Близкие и родные просят Господа о прощении содеянных им грехов.

«Когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет». Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искуплением и его славой.

Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в нем значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и принесли плод благодаря нашей неумирающей любви, и сказать Господу: «Прими это от меня; оно принадлежит ему, ей: я – только поле; сеятель был он! Его пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот плод принадлежит ему» (митрополит Антоний Сурожский).

Зачем отпевают умерших

Что такое отпевание покойника? Зачем оно нужно?

Отпевание усопшего в Православии называется Чин погребения. Это особая служба, которая совершается один раз над телом усопшего. С одной стороны, она призвана облегчить скорбь и горе близких, собравшихся у гроба, успокоить их души, унять печаль разлуки. С другой, является усиленной молитвой за душу умершего. На отпевании священником читается разрешительная молитва. В ней заключена просьба о прощении содеянных грехов умершего, о которых было принесено покаяние на исповеди в течение жизни.

Автором этой молитвы считается преподобный Феодосий Печерский (11 век). Чтение разрешительной молитвы осуществляется только один раз, во время отпевания. Этим данное богослужение отличается от панихиды (заупокойной службы, которую можно совершать неограниченное число раз).

В Православной Церкви Чин отпевания бывает 5 видов: для мирских людей, монашествующих, иереев (в том числе для епископов), детей в возрасте до 7 лет, а также для первой недели после Пасхи (Светлой Седмицы).

Как происходит отпевание усопшего мирянина

Раньше отпевание усопшего происходило только в церкви. В 20 веке, чтобы не привлекать внимания советских властей, эту заупокойную службу стали совершать дома. Такая практика сохранилась до настоящего времени. Однако правильнее все же Чин погребения служить в храме.

Гроб с покойным вносят в церковь и ставят по центру перед Царскими вратами. Его располагают так, чтобы ноги покойного были обращены к иконостасу. Тогда умерший лицом повернут к алтарю, как и все молящиеся. Для Православной Церкви характерно держать гроб открытым. У католиков подобное не принято.

Специальным погребальным покрывалом накрывается тело покойника. Это символ покрова Христа. На грудь умершего кладется икона Спасителя (для мужчин) или Богоматери (для женщин). С ней не хоронят верующего (икону забирают домой). В знак того, что покойный был верным христианином, в левую руку вкладывается крест. На лоб надевается «венчик» — лента со словами «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Зажженные свечи у присутствующих на отпевании являются символом горячей любви к усопшему.

В церковных песнопениях чина погребения говорится о временности земного бытия, о его тленности. Но они же и напоминают о воскресении мертвых. Евангельский текст, читаемый в это время, свидетельствует о праведном Божьем суде (Евангелие от Иоанна, 5:24-30). В молитвах содержится просьба об открытии дверей рая для души почившего, даровании ей покоя. В завершение чина погребения священником читается разрешительная молитва. Затем свиток с этой молитвой вкладывается в правую руку умершего. Это знак прощения грехов и примирения человека с Господом.

Прощание с умершим

После завершения отпевания близкие и родственники гасят свечи и в последний раз прощаются с усопшим. Происходит целование иконы или венчика.

«Это очень сильная и истинно человеческая форма выражения чувств. Наша разлука с усопшим хотя и временна, поскольку мы ожидаем Воскресения мертвых, однако всегда и для всех горестна. Целование — это глубокая потребность души, признаваемая Православной Церковью в силу присущего ей духа любви к человеческому роду. Святой Симеон Солунский замечает, что последнее целование подчеркивает общность и единство верующих, живых и умерших.

Поскольку Воинствующая Церковь на земле неразрывно связана с Церковью Торжествующей на Небесах, мы ненадолго прощаемся друг с другом, для физической разлуки. Целование, как указывает святой Симеон, дается «для перехода и отлучения от этой жизни, а также в знак нашей общности и единения, ибо мы, хотя и умираем, не разделены друг с другом». Все мы, продолжает он, последуем тем же путем, чтобы достигнуть места, где уже никогда не будем разлучаться, ибо там всегда с Господом будем (1 Сол.4:17). Таким образом, целование означает союз живых во Христе с умершими» (священник Константин Пархоменко).

Протоиерей Геннадий Нефёдов «Чин отпевания мирян. История и смысл молитвословий»

История формирования чина отпевания мирских человек

Современный вид указанный чин приобрел при патриархе Никоне (1652–1666). По обычном начале и 90 псалме в чине погребения мирских человек до Никоновского времени следовала заупокойная великая ектения. После нее «Аллилуиа» со стихами и тропарь «Глубиною мудрости» с Богородичным. И после этого начинали петь 17 кафизму. Такое же начало встречается и в памятниках Греческой Церкви.

Семнадцатая кафизма по старым Требникам разделялась на две статии (теперь на три). Первая пелась с припевом «Помяни, Господи, душу раба Твоего», вторая – «Упокой, Господи, душу раба Твоего». После первой статии следовала малая заупокойная ектения. После второй следовали тропари на «Благословен еси, Господи», но порядок их пения был другой. Древнерусский чин погребения мирских человек не имел канона. После тропарей по непорочных следовали: ектения, седален «Покой, Спасе наш» с Богородичным, псалом 50 и сразу же пелись стихиры самогласны: «Кая житейская сладость». Число этих стихир было больше, чем теперь, и не одинаково (по нескольку на каждый глас).

За самогласными стихирами следовали «Блаженны», отделявшиеся иногда малой заупокойной ектенией, иногда еще и кондаком с икосом. Стихиры на блаженных были те же, что теперь в чине священнического отпевания.

По окончании «Блаженнов» следовали прокимен, Апостол, Евангелие (то же, что и теперь). По старопечатным Требникам вслед за чтением Евангелия происходило целование умершего, во время которого пели стихиры «на целование»: три из них не входят в современный чин. После пения последней стихиры священник тайно читал разрешительную молитву: «Бог милосердый и многомилостивый» и полагал ее потом в руку умершего.

С пением «Святый Боже» и стихир «Зряще мя безгласна» тело усопшего несли «ко гробу», то есть к месту погребения.

Здесь священник читал «молитву на гробом внегда возливати масло»: «Помяни, Господи, Боже наш, иже в вере и надежде живота вечнаго усопшаго раба Твоего», а потом троекратно возливал на останки елей с пением «Аллилуиа» (трижды). В заключение произносился стих «Господня земля и исполнение ея». Певчие пели тропарь «Земле, зинувше, приими от Тебе созданного рукою Божиею». По Трисвятом и Отче наш пели тропари: «Со духи праведных», а затем следовал отпуст. И пелась «Вечная память». Священник в это время читал другую молитву разрешения над гробом умершего. И следовал обряд предания тела земле.

Каждый из присутствовавших при погребении шел обратно в церковь и здесь полагал за душу умершего по 15 поклонов, читал про себя молитву: «Покой, Господи, душу раба Своего, имярек, и елика в житии сем, яко человек, согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его и помилуй, и вечныя муки избави, и Небесному Царствию причастника учини, и душам нашим полезныя сотвори».

Обычай не только читать над умершим разрешительные молитвы, но и полагать список такой молитвы ему в руки ведет начало с глубокой древности. Так, Дионисий Ареопагит пишет: «Священноначальник творит священную молитву над усопшим и по молитве целует его сам и предстоящие». И затем свидетельствует, что эта молитва передана нам от апостолов (О церковной иерархии, гл. VII, отд. З о тайне священноусопших). Почти одинаковую по содержанию молитву мы находим в Постановлениях апостольских (кн. VIII, гл.41). В этой молитве, которую читал епископ после погребальных молитв, испрашивается у Господа прощение усопшему всех прегрешений… Эта молитва имеет сходство с нынешней разрешительной молитвой, только в последней прибавлено еще моление о разрешении усопшего от клятв и запрещений.

Если умирающий находился под епитимией, то она слагалась с него, хотя бы даже время, определенное для прохождения ее, еще не исполнилось (Прав. апост. 32; Карф. соб. 52). Разрешение падших и кающихся предоставлялось епископам. В случае же смертной опасности разрешение мог и должен был дать пресвитер. Но это разрешение имело силу в том случае, когда умерший брал с собою разрешительную грамоту епископа, служившую последним напутствием и утверждением пресвитерского разрешения. По мере того как разрешение становилось делом пресвитеров, этот обычай вошел во всеобщее употребление и сохранился доныне (см. Труды КДА, 1876, т.1, с.448). Это разрешение давалось в знак того, что умерший имел право на молитвы Церкви. Кающиеся очень дорожили этой милостью Церкви, а служители алтаря никогда в ней им не отказывали. Христианская любовь не усомнилась преподать разрешение и тем лицам, которые вследствие внезапной смерти не освободились от запрещения, или умерли, находясь вдали от священнослужителей.

Не подлежит сомнению, что в VI веке даваема была Церковью разрешительная молитва. Так, по свидетельству диакона Иоанна, Григорий Двоеслов для разрешения одного монаха, умершего в отлучении от Церкви, написал молитву о разрешении от церковного отлучения умершего и дал ее для прочтения над усопшим.

В X веке пастыри восточных церквей по просьбе императора Константина Багрянородного не усомнились дать разрешение Льву Мудрому, который был отлучен от Церкви за вступление в 4 брак и, несмотря на свое раскаяние, не успел получить при жизни мира с Церковью. В это время чтение разрешительной молитвы над умершим вошло во всеобщий обычай и самая молитва уже вошла в состав церковных Требников (Евхологион Гоара, с.544). Об этом свидетельствуют древние молитвословы.

Родоначальником этого обычая у нас на Руси и автором одной из разрешительных молитв считается преподобный Феодосий Печерский. Мнение это основано на рассказе Патерика Печерского. К преподобному Феодосию пришел однажды варяжский князь Симон, принявший православную веру и отличавшийся особым благочестием и любовью к монастырю, и просил преподобного, чтобы он молился за него как при жизни, так и по смерти. В ответ на горячую просьбу преподобный Феодосий написал ему разрешительную молитву. «С тех пор, – говорит автор Патерика, – утвердился на Руси обычай класть такое письмо с умершим». Современная разрешительная молитва имеет иное содержание и автора.

Распространение и утверждение этого обычая по всей Русской земле способствовало огромное влияние, которое имела Киево-ПечерскаяЛавра на Русскую Церковь. Кроме этого, важность события подчеркивается событием, изложенным летописцем. При погребении тела благоверного князя Александра Невского в Рождественском монастыре во Владимире было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Эконом Севастьян и митрополит Кирилл хотели разжать руку князя, чтобы вложить напутственную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер реку и взял грамоту из рук митрополита, хотя был мертв и тело его было привезено из Городца в зимнее время. 291

В конце XV века великий князь Московский Василий Васильевич еще при жизни испросил разрешительную грамоту от Иерусалимского патриарха Иоакима. В ней патриарх молил Бога о разрешении князя от всех клятв и запрещений церковных и о прощении ему всех грехов, в которых он покаялся.

Чтение разрешительной молитвы связано и с тем, что тела христиан, умерших в церковном запрещении, пребывают в земле нетленными и в землю не обращаются. Такой случай описан в Требнике Петра Могилы, когда была прочитана молитва над телом самозванца, выдавшего себя за сына Бориса Годунова, и вручена ему духовником. Это было в 1635 году в Вильне. По прочтении тело, до того времени остававшееся черным и неистлевшим, превратилось в прах.

В древних описаниях погребения знаменитых русских людей XVII века упоминается о разрешительной молитве. Иногда она давалась за подписью многих архиереев, но обыкновенно она читалась предстоятелем и влагалась в руки усопшего.

Согласно с древним обычаем и ныне разрешительная молитва дается всем умирающим в покаянии. Она заимствована из умилостивительной молитвы, находящейся в конце Литургии апостола Иакова. В настоящий состав она приведена в XIII веке Германом, епископом Амафунтским, и заключает в себе свод всех разрешительных молитв, употреблявшихся прежде (Руков. для сельск. паст., 1860, N 19, с.19).

В разрешительной молитве содержится моление о прощении усопшему всех согрешений, в которых он сердцем сокрушенным покаялся и елико за немощь естества забвенено предаде». В ней священнослужитель только молится Господу о прощении умершему всех согрешений, но не преподает самого разрешения, как в таинстве Покаяния. И кроме того, освобождает умершего от различных клятв и запрещений. 292

В начале XVII века в чинопоследовании появляется канон.

Схема современного чинопоследования отпевания мирских человек

«Благословен Бог наш…»

Псалом 118 (три статии, первые две заканчиваются ектенией)

Отпевание усопшего: порядок и правила

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного — Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью — Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных — лишь начало нового пути. «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение», — говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

младенцев — для христиан не достигших 7-летнего возраста; мирских человек; монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов); иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов; архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963); в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека — храм его души, а земная жизнь — лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют «усопшим», потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест — символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб — бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик — предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

    знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел); убедиться, что покойный был крещен; получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС; подготовить все документы о покойном; предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания; все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

    После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
    После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
    После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
    После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
    После чего поется седален за упокой.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или рабу Твою или раб Твоих), и сего (или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче….
    Затем читается 50-й псалом.
    По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:
Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и ́, и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, я́коже рече́ Писа́ние: егда́ мiр приобря́щем, тогда́ во гроб всели́мся, идеже́ вку́пе ца́рие и ни́щии. Те́мже, Христе́ Бо́же, преста́вльшагося ра́ба Твоего́ или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.

И поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

И заупокойный икос:

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже пове́лел еси́, созда́вый мя и реки́й ми: яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилуия́.
    После канона священник произносит заупокойную ектенью.
    Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
    После заупокойных стихир следуют Блаженны.
    Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
    Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
    Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
    После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
    После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:
Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему…

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

    Затем читается Трисвятое и Отче наш
    Поются тропари 4 гласа:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче…
    Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

    некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно); иноверцев; богоборцев; отрекшихся от Христа; самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея); до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

    Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле. Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении. После похорон, если отпевание не совершили в нужное время. При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола — кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть — не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Читайте также:

Поделитесь статьей, если она важна для других

Отпевание усопшего — последний путь

Смерть как начало вечности

Православие учит, что после смерти человек не прекращает своего существования. Душа, созданная Богом, бессмертна. Но как следствие содеянного греха, преступления заповедей Творца, тело человека подвергается тлению (Бытие, 3:19). Христиане верят в будущее всеобщее воскресение умерших. И отпевание усопшего наполнено этой мыслью. Эта надежда отражена в Символе веры, принятом на Первом и Втором Вселенских Соборах (4 век): «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».

Эти слова, произносимые верующими каждый день (Символ веры входит в утреннее молитвенное правило), не дают впасть в безграничное и безутешное горе при потере близких. Земная жизнь воспринимается как подготовка к будущей вечности. И эта подготовка завершается смертью.

«Что такое смерть? Смерть — это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила в глине. Смерть — это, когда росток жизни нашей вылезет на поверхность земли и станет под прямые лучи Божьего солнца. Умереть и прорасти зерно жизни должно еще здесь, в земле. Это так называемое в Евангелии «рождение духом», «второе рождение» человека. Смерть же тела есть оставление ростком земли, выход из земли. Всякого человека, получившего хотя бы самую маленькую духовную закваску, хотя бы самую незначительную евангельскую жемчужину «внутрь себя», ожидает совсем не смерть, и даже — далеко не смерть» (архиепископ Иоанн Шаховской, 1902-1989).

Душа после смерти

Из церковного Предания складываются знания христианства о состоянии души после смерти человека. Во многом эти представления являются символическим толкованием событий после крестной смерти Спасителя.

По отлучении от тела душа становится свободной. В первые дни она может посещать места, дорогие ей при земной жизни. На третий день — поклонение Богу как Создателю. Поэтому стараются хоронить умершего именно на третий день. В это время совершается первая церковная служба по усопшему над его телом — Отпевание. Эта заупокойная служба показывает заботу о верующем. Православные верят, что душа умершего присутствует при этом богослужении.

«Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет.

Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих» (святой Макарий Александрийский, 4 век).

На 40-й день происходит частный суд. Окончательное же решение о пребывании в раю или в аду ждет душу после Второго Пришествия Христа.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Евангелие от Матфея, 25:31-33).

Отпевание усопшего как особое богослужение

Появление заупокойных молитв относится к самому началу истории христианства. Тогда погребение верующих происходило ночью. Открыто и при свете дня хоронить умерших христиане не могли из-за воздвигнутых на Церковь гонений. Впоследствии чин погребения был отделен от всенощного богослужения.

Отпевание может быть совершено над любым крещеным человеком. Исключение составляют только самоубийцы, добровольно лишившие себя Божественного дара жизни, что является тяжким грехом.

Духовный смысл совершения отпевания заключается в совместной молитве о душе усопшего. Близкие и родные просят Господа о прощении содеянных им грехов.

«Когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет». Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искуплением и его славой.

Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в нем значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и принесли плод благодаря нашей неумирающей любви, и сказать Господу: «Прими это от меня; оно принадлежит ему, ей: я – только поле; сеятель был он! Его пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот плод принадлежит ему» (митрополит Антоний Сурожский).

Зачем отпевают умерших

Что такое отпевание покойника? Зачем оно нужно?

Отпевание усопшего в Православии называется Чин погребения. Это особая служба, которая совершается один раз над телом усопшего. С одной стороны, она призвана облегчить скорбь и горе близких, собравшихся у гроба, успокоить их души, унять печаль разлуки. С другой, является усиленной молитвой за душу умершего. На отпевании священником читается разрешительная молитва. В ней заключена просьба о прощении содеянных грехов умершего, о которых было принесено покаяние на исповеди в течение жизни.

Автором этой молитвы считается преподобный Феодосий Печерский (11 век). Чтение разрешительной молитвы осуществляется только один раз, во время отпевания. Этим данное богослужение отличается от панихиды (заупокойной службы, которую можно совершать неограниченное число раз).

В Православной Церкви Чин отпевания бывает 5 видов: для мирских людей, монашествующих, иереев (в том числе для епископов), детей в возрасте до 7 лет, а также для первой недели после Пасхи (Светлой Седмицы).

Как происходит отпевание усопшего мирянина

Раньше отпевание усопшего происходило только в церкви. В 20 веке, чтобы не привлекать внимания советских властей, эту заупокойную службу стали совершать дома. Такая практика сохранилась до настоящего времени. Однако правильнее все же Чин погребения служить в храме.

Гроб с покойным вносят в церковь и ставят по центру перед Царскими вратами. Его располагают так, чтобы ноги покойного были обращены к иконостасу. Тогда умерший лицом повернут к алтарю, как и все молящиеся. Для Православной Церкви характерно держать гроб открытым. У католиков подобное не принято.

Специальным погребальным покрывалом накрывается тело покойника. Это символ покрова Христа. На грудь умершего кладется икона Спасителя (для мужчин) или Богоматери (для женщин). С ней не хоронят верующего (икону забирают домой). В знак того, что покойный был верным христианином, в левую руку вкладывается крест. На лоб надевается «венчик» — лента со словами «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Зажженные свечи у присутствующих на отпевании являются символом горячей любви к усопшему.

В церковных песнопениях чина погребения говорится о временности земного бытия, о его тленности. Но они же и напоминают о воскресении мертвых. Евангельский текст, читаемый в это время, свидетельствует о праведном Божьем суде (Евангелие от Иоанна, 5:24-30). В молитвах содержится просьба об открытии дверей рая для души почившего, даровании ей покоя. В завершение чина погребения священником читается разрешительная молитва. Затем свиток с этой молитвой вкладывается в правую руку умершего. Это знак прощения грехов и примирения человека с Господом.

Прощание с умершим

После завершения отпевания близкие и родственники гасят свечи и в последний раз прощаются с усопшим. Происходит целование иконы или венчика.

«Это очень сильная и истинно человеческая форма выражения чувств. Наша разлука с усопшим хотя и временна, поскольку мы ожидаем Воскресения мертвых, однако всегда и для всех горестна. Целование — это глубокая потребность души, признаваемая Православной Церковью в силу присущего ей духа любви к человеческому роду. Святой Симеон Солунский замечает, что последнее целование подчеркивает общность и единство верующих, живых и умерших.

Поскольку Воинствующая Церковь на земле неразрывно связана с Церковью Торжествующей на Небесах, мы ненадолго прощаемся друг с другом, для физической разлуки. Целование, как указывает святой Симеон, дается «для перехода и отлучения от этой жизни, а также в знак нашей общности и единения, ибо мы, хотя и умираем, не разделены друг с другом». Все мы, продолжает он, последуем тем же путем, чтобы достигнуть места, где уже никогда не будем разлучаться, ибо там всегда с Господом будем (1 Сол.4:17). Таким образом, целование означает союз живых во Христе с умершими» (священник Константин Пархоменко).

Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной
Церкви (Московский Патриархат)

Отпевание (погребение)

Отпевание совершается в храме, обычно, после заупокойной литургии. В просторечии часто смешивается с термином панихида, которая, хотя во многом конструктивно схожа с чином отпевания, есть иное чинопоследование и, в отличие от отпевания, совершается многократно.
По церковному уставу, тело умершего положено переносить из дома в храм в сопровождении священника со свечами в руках, с пением “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”. Сейчас это чаще всего невозможно: храм слишком далеко находится от дома. Поэтому покойного в храм не несут на руках, а привозят и ставят на время отпевания в середине храма напротив Царских Врат, лицом к алтарю и иконам. По окончании литургии присутствующим раздаются свечи. Открываются Царские Врата, и священник выходит для совершения отпевания. Родственники и близкие стоят у гроба с воженными свечами и усиленно молятся вместе со священником.
После Евангелия читается разрешительная молитва, в которой Святая Церковь через священника освобождает новопреставленного от всех клятв, заклятий, проклятий и от всех грехов (если перед смертью человек успел покаяться). Эта молитва, написанная на бумаге, вкладывается в правую руку покойного.
Заканчивается отпевание прощанием с покойным. Все пришедшие с ним проститься, кланяются перед гробом до земли и целуют покойного в лоб(в венчик), крест в руке и икону. Когда прощание закончено, священник закрывает навсегда лицо умершего покрывалом-саваном и сверху посыпает землей, то есть “предает земле”. Закрывается крышка гроба, и кончается отпевание. Под пение “Святый Боже…” гроб выносится из храма и ставится на катафалк.
Часто священника приглашают для совершения отпевания непосредственно на кладбище: в таком случае отпевание совершается в предназначенном для этого ритуальном зале.
У могилы служится краткая лития, и с пением гроб опускается в могилу. Уместно и здесь всем держать зажженные свечи. Пение молитвы может продолжаться до тех пор, пока над могилой не вырастет холмик, и цветы с венками не закроют его. Теперь все желают покойному Царствия Небесного и уходят.

Необходимо знать

Если в храм для отпевания привозят сразу нескольких покойных, это не должно смущать их родственников. Лучше совершить полноценное отпевание без спешки сразу нескольких почивших, чем торопливо, из-за отсутствия времени, одного. Не должно смущать близких и перечисление вместе с именем отпеваемого и других имен усопших, для которых было заказано заочное отпевание.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Поэтому весь порядок погребения рассчитан на захоронение в могилу. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но все же нежелательным.
Оставлять прах вне земли, противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.
Заочное отпевание в особых и исключительных случаях совершается в отсутствие покойника в Храме.
Отпевание должно быть совершенно над всеми православными христианами, если только при жизни они не отреклись от Христа и от Церкви. Даже если человек умер очень давно, его следует отпеть заочно.
Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение техники безопасности на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое “патологическое опьянение”).
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших “при разбое”, то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.
Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.
Священник в сомнительных случаях и при отсутствии письменного разрешения архиерея может отказаться от совершения отпевания, особенно при намеренной попытке родственников скрыть истинную причину смерти покойного.
Учение Православной Церкви не запрещает пожертвование органов после смерти человека. Это должно совершаться с добровольного и законного согласия близких родственников покойного.
Отпевать можно только почивших православных христиан. Не следует “делать” православных из тех, кто не был и, возможно, не хотел бы быть православным! В Служебнике священника есть чин поминания неправославных христиан. Он содержит Псалмы и гимны, которые являются общим достоянием, а не предназначены специально для православных христиан.
С дохристианских времен было общепринято отметить место похорон могильным холмом. Христианская церковь приняла эту традицию, благословляя могильный холмик победным знаком нашего спасения – святым животворящим крестом, который может быть изображен на могильном камне или установлен над могилой. Крест на могильном холмике помещен в ноги похороненного христианина, так, чтобы он оказался обращен лицом к Распятию.
Когда памятник установлен на могиле, родственники покойного приглашают приходского священника на кладбище совершить чин благословения креста.
Всякий раз, когда возникают сомнения, не стесняйтесь спрашивать священника или церковных служащих: они понимают, что вы чувствуете и сделают все возможное, чтобы ослабить ваше бремя. Они дадут вам совет относительно пожертвований, которые вы можете сделать от имени покойного. Это весьма уместно: ознаменовать завершение земного странствия верующего, делая поминальное пожертвование.

Оцените статью
Добавить комментарий