Первые шаги в храме

Первые шаги в храме

Первые шаги в храме.
О поминовении

Фото: В. Корнюшин / Православие. Ru

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д. Усть-Куда, Иркутского района

«Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии».

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных.

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.

Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК здесь можно узнать какие вписывать имена, как, почему перед некоторыми именами пишут (пут., бол., млад.) и т. д.

Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении».

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день.

Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
Молятся за нас;
Ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т. д.

Не следует подавать записки о них.

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.

Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.

Молитва о живых и усопших на Литургии

Проповедь:
В какие моменты Божественной литургии
Нужно поминать живых и усопших

Мне хотелось бы сегодня поговорить об очень важном предмете – о поминовении наших близких. О поминовении живых и о поминовении усопших. Дело в том, что каждый раз, как заканчивается Литургия и я выхожу в храм, подходят люди и говорят: «Вот, батюшка, мы очень ждем панихидку, хотим помолиться за усопших». А кто-то говорит: «Я вот специально пришел, чтобы помолиться о здравии, или об успехе дела, или помолиться с благодарностью Богу. Можете ли послужить молебен?» Мы, священники, конечно, служим. Но какой-то осадок остается, и вот от чего. Дело в том, что, по древней церковной традиции, после Литургии не положено совершать никаких частных треб, никаких частных молений. Потому что Литургия – это маленькая Пасха. Во время Литургии мы взбираемся на молитвенную высоту, мы, можно сказать, непосредственно, лицом к лицу с Богом общаемся, переживаем праздник, пир веры. И сразу с этой высоты спускаться и возвращаться опять в круг каких-то наших просьб… Церковь сочла с древности, что это не совсем уместно.

Когда я однажды рассказал об этом людям на одной беседе, один человек сказал: «Может быть, теоретически это и правильно. Но я прихожу в храм не для того, чтобы абстрактно участвовать вместе с Церковью в празднике встречи с Господом. Я хочу помолиться и о своих личных нуждах. Почему же вы этого меня лишаете, говорите, что не положено служить панихиды и молебны? Почему же вы лишаете меня этой возможности помолиться за моих живых родственников или за усопших?»
Этот человек задал очень правильный вопрос. Дело в том, что Церковь не напрасно, не случайно сказала, что после Литургии частные молебны и панихиды о чем-либо или о ком-либо нежелательны. Дело в том, что в самом чине Литургии содержатся, притом в концентрированном виде, молитвы и о здравии, и о упокоении. Несколько раз во время Литургии мы особо, «сугубо» молимся о живых. И так же сугубо, особо молимся и об усопших. Конечно, нельзя, знаете, по какой-то шкале измерить, на сколько именно Литургическая молитва выше молебна или панихиды, но можно с несомненностью утверждать, что многократно выше. По своим «благодатным характеристикам» – употреблю такое смелое выражение – Литургия выше любой нашей частной молитвы.

И вот мне хотелось бы сегодня в проповеди рассказать, когда именно во время Литургии мы молимся о здравии и о упокоении. Это пригодится вам для того, чтобы вы могли более осмысленно относиться к службе и участвовать в Таинстве. Ведь это наша беда, что мы не знаем с вами службы, не знаем церковной службы. Бывает, люди десятилетиями ходят в храм – и не знают, в каком месте помолиться о близких. Недавно одна бабушка подошла с брошюрой, в которой был чин Литургии, и попросила: «Не можете ли, батюшка, мне поставить крестики, где, в какие моменты молиться за усопших, и галочки, где можно молиться о здравии. Я буду стоять с этой книжечкой на Литургии и следить, и молиться». Это очень правильный подход, благочестивый. Но вместе с тем этот пример показывает, что мы с вами не знаем нашей Литургии, не знаем этого в прямом смысле сокровища нашей веры.

Вот давайте сегодня как раз и посмотрим, и освежим в памяти, в какие моменты службы Церковь нас призывает молиться об усопших и в какие – о живых. И в будущем, когда мы будем приходить на службу на Литургию, мы сможем в эти моменты поминать наших живых и наших усопших, сродников, знакомых. Но, конечно, это не значит, что молебны и панихиды служиться не будут. Они служились и будут служиться, потому что, повторяю, если кто-то и понимает, что можно помолиться о своих детях на Литургии, и что необязательно потом заказывать отдельный молебен о здравии, то это один человек из ста, а девяносто девять не понимают. И для них, конечно, всегда будут служиться и молебны, и панихиды.

Поговорим о том, когда же именно Церковь советует нам в чине Литургии молиться об усопших и о живых.
Вы знаете, что еще до того, как началась служба, в алтаре совершается проскомидия. Проскомидия – это такое чинопоследование, во время которого из просфор, из таких круглых, состоящих из двух половинок хлебцев, вынимаются частицы. Мы молимся: «Господи, помяни рабов Твоих. » И перечисляем имена. И все записки, которые вы давали накануне вечером, в предыдущий день или утром, все эти записки берутся в алтарь. Постоянно наш чтец или пономарь ходит в свечной ящик, все эти записки приносит, затем встает рядом со священником, который совершает проскомидию, и тихонько читает их. И священник всех поминает. Так совершается первое поминовение.

У нас в России верующие люди как-то в нем активно не участвуют. Они просто приносят записки, оставляют. А в древности верующие более активно участвовали в службе. Кстати сказать, и сейчас в некоторых храмах мы можем такую же традицию, в стиле древнехристианских времен увидеть, это очень хорошая, правильная традиция. Однажды я был в Париже, и там я служил в греческом православном храме. И обратил внимание на одну очень интересную особенность. В Греции жертвенник стоит прямо у самого выхода из алтаря. Священник стоит спиной к выходу, ну, или боком к выходу, на расстоянии протянутой руки, так что верующие люди могут написать записку и подать ее прямо в руки священнику, который совершает поминание. Священник тут же эту записку берет и тут же говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих. » Более того, можно самому испечь хлеб, и частицы о здравии или о упокоении дорогих тебе людей будут вынуты не из просфоры, а из хлеба, приготовленного твоими руками. Я видел, как женщины приносят хлеб, завернутый в полотенце. Такие теплые еще хлебы. И вот эти хлебы приносят, и священник берет этот хлеб у хозяйки, берет ее записку, какое-то пожертвование, говорит: «Помяни, Господи…» – поминает, вынимает частицы из этого хлеба и женщине хлеб отдает. Через изъятие частиц простой хлеб становится священной просфорой. И хозяйки берут этот хлеб домой, и там всем, кто приходит, – например, детям, внукам, – всем этот хлеб дают, по кусочку.
Чтобы верующим напомнить, что в это время, когда идет проскомидия, они могут помолиться о своих живых и усопших, в Греции в это время звонят в колокольчик. То есть, когда священник помянул всех, за кого подали записки, чтец или пономарь берет колокольчик и в него звонит. И все люди, которые ходят и ставят свечки или просто ходят по храму и целуют иконы, они мысленно говорят: «Помяни, Господи …» и называют себя или вполголоса произносят имена своих близких, усопших или живых.
Хотя у нас такой традиции нет, но, как вы понимаете, суть остается та же. То есть, когда мы приходим с вами перед началом службы, покупаем свечи, уже идет проскомидия. Мы можем с вами купить свечу, подать записку, приложиться к иконам, но потом хорошо бы остановиться и помолиться от души за всех живых и усопших, помянув их поименно.
И таким образом вы тоже станете участниками проскомидийной молитвы. Священник – в алтаре, вы – в храме, но все единым сердцем возносят молитву о людях.

Эти все частицы, вынутые с поминовением о здравии и о упокоении, мы кладем на специальное блюдо – дискос, где лежит уже частица хлеба, которая станет Телом Христовым. Называется эта частица «Агнец». Потом это блюдо с Агнцем перенесут во время Великого входа и поставят на престол. Эти частицы, как бы люди эти, будут возле Агнца, возле Христа Самого лежать.

Итак, мы рассказали о первом поминании. Всего на Литургии мы можем обозначить четыре поминания. Четыре особых, подчеркнутых поминания. Я уж не говорю, что в прошениях ектении мы постоянно возносим молитву за людей, молим Бога: «Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих…» То есть, если кто-то из наших родственников болеет, они подходят под эту категорию.
Но четыре раза Церковь молится о живых и усопших специально, особенно.

Первый раз – во время проскомидии.

Второй раз – когда? – Во время «сугубой ектеньи».
Диакон прочитал Евангелие. И начинается «сугубая ектенья»:
«Рцем вси от всея души, от всея помышления нашего рцем».
«Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй».
Дальнейшие прошения этой ектении я пропущу и подойду к предпоследнему прошению:
«Еще молим Ти ся о милости, жизни, мире, здравии, спасении посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих. ». И мы читаем списки имен.
Так вот это – самое законное время, чтобы и мы свои свитки, книжечки, синодики раскрыли и помолились о здравии наших с вами близких людей.
А после этого следует ектенья заупокойная:
«Еще молимся об упокоении душ усопших рабов Божиих…», и опять диакон перечисляет имена.
Некоторые люди говорят: «Почему меня вынуждают молиться за каких-то совершенно незнакомых людей?» Когда диакон произносит имена, естественно, для большинства людей это незнакомые имена. Но дело в том, что, пока диакон поминает тех, о ком просили его молиться, мы можем помянуть и своих. Во-первых, можем помянуть и тех, кого мы не знаем лично. Мы за них помолимся, а кто-то за нас. Не будем жалеть своих сил, чтобы помолиться за незнакомых нам людей.

Третий раз – очень важно! – мы на Литургии поминаем живых и усопших, когда заканчивается Евхаристический канон, когда хлеб и вино становятся Телом Христовым и Кровью; тогда священник возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии»!
И хор поет: «Достойно есть, яко воистину…» или: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». То есть поется гимн в честь Богородицы. Диакон кадит, наполняет кадильным дымом алтарь. И вот перед нами лежат раскрытые Тело и Кровь Христовы, Сам Господь, Воскресший и Преобразившийся, перед нами. Святые отцы говорили: «Когда, как не в эти минуты, когда перед нами Тело и Кровь Христовы лежат, мы можем помянуть всех, кого хотим. » Один известный святой, находясь в темнице, писал своим братьям, епископам: «Братья, я очень много страдаю в узах. Пожалуйста, помолитесь за меня перед раскрытыми Дарами». Он имел в виду как раз этот момент.

И, наконец, Четвертый, последний, сугубый, нарочитый момент поминания. После Причащения всех верующих священник заносит Чашу в алтарь, ставит ее на престол. Диакон (как положено) или священник (как часто совершается по современной практике) берет частицы, вынутые во здравие или во упокоение душ людей, опускает их в Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся, Кровью Своей честной, молитвами святых Твоих». Считается, что даже кто не был, не присутствовал на Литургии по какой-то уважительной причине, но за кого вынута частица из просфоры, в этот день он тоже омывается Кровью, тоже приобщается ко Христу. То есть, он тоже каким-то образом участвует в Таинстве Причащения.
Священник (или диакон) опускает в Чашу частицы, а прихожане могут, со своей стороны, вознести в этот момент молитву о всех близких. Вы можете сказать мысленно или тихо: «Отмой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь, всех близких моих, сродников, друзей, всех, за кого я молюсь. Приобщи их к Себе, излей на них благодать, прости прегрешения и ослабь муки усопших, кто в этом нуждается. Вразуми и просвети светом богопознания и доброй жизни живых…» Вот примерно так можно помолиться в эту минуту. Молитвы импровизированные, можно каждый раз складывать такие, какие Бог на сердце положит.

Вот особые четыре момента, когда мы можем молиться об усопших и о живых. Согласитесь, достаточно, для того, чтобы иметь возможность помянуть своих близких. А не говорить с расстройством, как некоторые: «Выстояла Литургию, батюшка, что же, теперь я без панихиды, без молебна останусь? Как же помолюсь я о родных?»
Некоторые приходят не на Литургию, а к молебну или к панихиде, чтобы за своих близких помолиться. Как будто Литургия – это что-то абстрактное, не имеющее отношения к нашей с вами реальной, конкретной жизни. А ведь мы знаем, что это и возможность встретиться, пообщаться с Господом, и возможность высказать Богу все свои нужды, помолиться о здравии и о упокоении людей, которые нам дороги.

Мир Божий да пребудет со всеми вами, с вашими близкими. Да сохранит Господь в мире всех наших живых сродников и знаемых и да упокоит и сопричтет Царствию Небесному всех почивших. Аминь.

Несколько фотографий, сделанных Дмитрием Заболоцким во время проскомидии:


Поминание живых и усопших предваряется произнесением особой поминальной формулы, которая находится в книге «Служебник» .
На снимке Раскрытый «Служебник».


Священник приступает к выниманию частиц из просфор.


Поминание живых и усопших во время проскомидии.

Кому молиться при болезнях желудочно кишечного тракта

Молитва об исцелении болезней чрева

Преподобному Феодору Студиту,

Исповеднику.

Катаракт желудка

• Пить святую воду три раза в день.

Освященную соль употреблять один раз в день утром после еды в количестве 0,5 . • При хроническом катаре, а также для профилактики заболевания необходимо чаще есть гречневую кашу и пить сок кислой капусты (100-200 г в день). Пить настой сухих цветков яблони по одному стакану в день (обязательно ма­ленькими глотками). Для приготовления настоя берут одну чайную ложку цветков яблони на стакан кипятка.

• Утром натощак пить не молотое горчичное семя с во­дой. Начать с одного семечка и постепенно дойти до двад­цати, ежедневно увеличивая дозу на одно семечко. Затем убавлять количество семян в обратном порядке.

• Это средство вылечивает даже самые застарелые ка­тары желудка. Лечатся исключительно яблоками, причем использовать надо только зеленые сорта.

Натереть на металлической сетке очищенные от кожи­цы яблоки. Полученную кашицу тотчас съесть, иначе она быстро киснет и темнеет. Сердцевину яблока вместе с семе­нами выбрасывают.

При остром и застарелом катаре в течение пяти часов до и после принятия яблок нельзя ничего есть и пить. В дру­гих случаях воздержание от пищи и питья можно сокра­тить до четырех часов, лишь в самом конце лечения, когда болезнь почти сходит на нет,— до трех с половиной часов.

Яблоки следует есть рано утром, чтобы в 11 часов мож­но было завтракать.

Примечание: на ночь яблоки есть нельзя, так как будет пучить живот.

• При лечении гастрита полстакана коровьего молока довести до кипения. Затем вбить в кипящее молоко одно перепелиное яйцо, хорошо перемешать и охладить. Прини­мать один раз в день утром натощак.

• При опущении желудка и желудочных болях 250 г свиной печени промыть в воде и разрезать на куски; залить водой, добавить 15 г измельченного черного перца и варить на медленном огне 1,5-2 часа. Сваренную печень охладить и съесть за один раз во время приема пищи.

• При гастрите с повышенной кислотностью необходи­мо пить морковный сок в большом количестве.

Советы больным катаром желудка и диспепсией

• Отказаться от курения и спиртных напитков. Исклю­чить из рациона свинину, жареное, жирное, острое. Кате­горически запрещается повторно разогревать пищу. Раз­решается пить некрепкий чай и кофе, но в крайне ограни­ченном количестве.

• Необходимо приучить себя долго и тщательно переже­вывать пищу, чтобы она смешалась со слюной. Нельзя есть, когда вы сильно утомлены, ибо усталость часто по ошибке принимается за голод. После тяжелой физической работы не рекомендуется сразу садиться за стол, лучше предвари­тельно отдохнуть.

Колит

• Заварить в стакане кипятка золототысячник, шалфей и ромашку (каждого по одной чайной ложке). Пить по од­ной столовой ложке через каждые два часа (примерно семь – восемь раз в день). Через 1-3 месяца (в зависимости от са­мочувствия) дозу сокращают, а промежутки времени между приемом лекарства удлиняют.

Средство считается безвредным, а потому им можно поль­зоваться долгое время. Оно рекомендуется также и при дру­гих заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

• Страдающим колитом врачи предписывают строгую диету. Вышеописанное средство не отменяет диету, а дейст­вует рука об руку с ней. В результате выздоровление насту­пает быстрее.

Рвота, отравления

При непрекращающейся рвоте применяют водку с со­лью. Следует насыпать в водку много соли, размешать ее и пить. Если рвота вызвана отравлением, то лучший резуль­тат достигается, если прием водки с солью чередовать с при­емом апельсинового сока через каждые 15 минут (один апельсин на прием). При всех отравлениях немедленно об­ращаться к врачу.

Язва желудка

• Пить три раза в день святую воду и принимать по од­ной просфоре утром натощак.

• Сырой картофель тщательно вымыть, не очищая от кожуры, натереть на терке. Кашицу процедить и отжать через кисейку. Полученный сок размешать с осадком и вы­пить за 15-20 мин до еды (пить два раза в день).

• Детям лучше всего пить козье молоко три раза в день. Курс лечения молоком – месяц-полтора.

• Соблюдать диету: ничего жирного, спиртного, остро­го, как можно меньше сладкого.

• Для лечения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, а также для профилактики раковых заболеваний, нужно взять небольшой кочан свежей капусты, хорошо про­мыть в воде, порезать на куски и с помощью соковыжимал­ки или мясорубки отжать сок. Пить по полстакана до еды ежедневно.

• 2 кг картофеля промыть в воде, удалить глазки, про­пустить через мясорубку, поместить в сосуд и залить одним литром воды. Смесь несколько раз хорошо взболтать, что­бы вымыть крахмал, затем сразу же процедить ее через сито, чтобы отделить измельченный картофель. Дать воде отсто­яться, чтобы крахмал осел на дно сосуда, после этого воду аккуратно слить. Оставшуюся часть воды выпарить на огне. Полученный крахмал поставить на слабый огонь и поджа­ривать до тех пор, пока он не расплавится и не потемнеет. Образовавшуюся крахмальную пленку черного цвета при­нимать по одному грамму 3 раза в день перед едой. Курс лечения — один месяц. Пленку можно заготовить впрок, при этом хранить ее нужно в сухом прохладном месте.

• При обострении язвы желудка или двенадцатиперст­ной кишки нужно каждый день выпивать по четыре сырых перепелиных яйца (два — утром натощак, и два — вечером перед сном). Через 5-7 дней воспаление проходит.

Запор

• При запорах и воспалении желудочно-кишечного трак­та один стакан коровьего молока доводят до кипения, до­бавляют 50 г пчелиного меда, хорошо перемешивают и ох­лаждают. Выпить за один прием перед едой.

• Один стакан козьего молока довести до кипения, до­бавить 20 г козьего жира, хорошо перемешать. Пить горя­чим перед сном на пустой желудок.

• Страдающим запорами советуем 4-5 раз в день пить воду, в которой долго варились сливы или овес, а также сок редьки, теплый рассол капусты, простоквашу и чай из су­шеной вишни и сушеных яблок.

• В качестве слабительного давать больному четыре ста­кана огуречного рассола в день. Чтобы получить рассол, надо держать огурцы в соленой воде в течение месяца.

• Полезно пить рассол капусты с дрожжами или с отва­ром коры крушины (15 г коры крушины на стакан воды).

• Пить отвар коры крушины вместо чая.

• Самое лучшее и естественное средство от запора — пра­вильное питание и правильный образ жизни. Чрезвычайно важно, чтобы потребляемая пища пережевывалась очень тщательно.

• Свекольный и шпинатный соки обладают слабитель­ным действием. Их рекомендуется смешивать с морковным или сельдерейным соком и пить много раз в течение дня. Если запор очень сильный, то к морковному соку следует добавить несколько кружек свекольного или одну кружку шпинатного сока (количество сока сократить, если станет очень сильно слабить).

• Можно пить сок сельдерея, лечебный эффект высо­кий.

Понос

• Из 200 г грецких орехов достать перегородки, залить 0,5 л спирта и настаивать два-три дня. Принимать три-че­тыре раза в день по 6-10 капель, разведенных в небольшой рюмке теплой воды.

• Выпить полстакана рисового отвара.

• При непрекращающемся поносе у взрослых принять с пищей х/2 чайной ложки толченой кожицы куриного же­лудка. Средство заготавливают впрок.

Для этого твердую кожицу куриного желудка нужно тщательно отделить, вымыть и высушить на солнце. При возникшей необходимости мелко натолочь, просеять и при­нять вместе с пищей.

• Молодые грецкие орехи разрезать вместе с зеленой кожурой, наполнить ими на 3Л бутылку и залить водкой. Настоять. Рекомендуемая доза — не более двух наперстков в один прием. Принимать лекарство не чаще двух раз в день.

• Радикальное средство от злокачественного поноса — слабый раствор марганцовокислого калия. Для этого два – три маленьких кристаллика растворить в 0,5 л воды. Для грудных детей раствор должен быть бледно розовый, для взрослых — интенсивно розовый (но не фиолетовый).

Взрослым рекомендуется принимать раствор два раза в день по одному стакану.

Примечание: при приеме указанного средства надо со­блюдать осторожность. Следить, чтобы на дне стакана не остались не растворенные кристаллики марганцовокисло­го калия, они могут стать причиной ожогов во рту или в пищеводе. Лучше готовить раствор в отдельной посуде, а затем необходимое количество переливать в стакан.

• При простом поносе хорошо помогает отвар черники, который пьют без ограничения, как чай.

Икота

• Немного горчицы и столового уксуса размешать в ка­шицу и смазать примерно одну треть поверхности языка. Ощущение будет неприятное, но надо потерпеть в течение 2—4 минут, потом прополоскать рот теплой водой. Икота быстро прекращается.

• Выпить несколько глотков холодной воды.

Отрыжка

Самое лучшее средство против отрыжки — козье моло­ко. Если ежедневно после еды пить 300 г козьего молока (утром, в обед и вечером), то через три месяца вы почувству­ете себя здоровым. Излеченная таким способом отрыжка почти никогда не возвращается.

Упадок сил, потеря аппетита

При этом болезненном состоянии рекомендуется в тече­ние нескольких дней подряд есть натертую на терке редьку (много раз в день); после каждого приема редьки выпить одну столовую ложку воды. Наряду с этим рекомендуется один раз в день глотать 20-30 зерен горчицы, запивая во­дой.

Лечение горчицей длится не менее 20 дней. Горчица дол­жна быть свежей (сбор текущего года).

Молитвы, читаемые при болезнях желудочно-кишечного тракта

Молитвы, читаемые при болезнях желудочно-кишечного тракта

«У меня очень плохо со здоровьем. Я с девятнадцати лет страдаю язвой двенадцатиперстной кишки. Раньше после курса лечения болезнь отступала, а сейчас уже полгода не помогают никакие лекарства. От любой еды, даже овсяной каши, возникают изжога и боли, а сейчас еще и слабость в руках. А ведь я музыкант, и это очень мешает мне в работе. Может быть, Вы подскажете, что нужно делать, чтобы облегчить мое состояние».

При любых болезнях желудочно-кишечного тракта молятся святому великомученику Артемию, который помогает в исцелении подобных недугов. Связана вера в подобные способности святого с тем, что, согласно церковным преданиям, язычники мучили Артемия и в конце концов придавили его тяжелым камнем. Огромный камень раздавил святого, и его внутренности вывалились на землю. После этого Господь сподобил святого Артемия слышать молитвы болящих и помогать им.

Слова молитвы такие:

Святый мучениче Артемие! Призри с Не-беснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконьим нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на Небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Обращаются с молитвами и к святому Федору Студиту, который при жизни страдал язвами, но, несмотря на тяжелую болезнь, не прерывал молитв и постов. Молитва звучит следующим образом:

О, святый Феодоре, исповедник православия, Закона Божия ревнитель, наставник правой веры, помози нам и призри на нас, с верою и усердием прибегающих к тебе! От царей иконоборцев за почитание святых икон оковы, изгнание, заточение претерпел ты, преподобный, и множество тяжких ран и жестоких ударов, от которых и болезнь нестерпимую получил. Великий и досточудный Феодоре, до конца в скорбех претерпевый, и нам, обуреваемым напастями и треволнениями житейскими, подай крепость душевную и телесную для борьбы с бедами и для одоления страстей и козней вражиих. Моли о нас Милосерднаго Господа, верный раб Божий Феодоре, да избавит Он нас от ожесточения и хладности сердечной и дарует нам кротость, безгневие, незлобие, смирение и любовь. Видя помощь Твою, прославим мы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, и тебя, благодетеля нашего, возблагодарим, с благоговением почитая память твою. О, всехвальне, преподобне Феодоре, учением и песньми своими Церковь Божию напоивший и обрадовавший, и нас, ослепленных умом от соблазнов и суеты мира сего, просвети познанием истины и избавь от заблуждений и сомнений, чтобы не сообразоваться нам веку сему.

О, угодниче Христов Феодоре, получивший от Бога благодать исцеления недугующих, а наипаче страждущих желудком, уврачуй и нас, одержимых различными недугами и исцели болящих желудком и подай нам здравие, бодрость и мир душевный. Не отрини нас, притекающих к тебе, но заступи и помози нам. Предстательствуй за нас пред Спасителем нашим, внемли мольбам нашим и исполни прошения наши, да тобою укрепляемы, в трудах и добрых делах совершим мы течение жизни нашей и сподобимся войти в Царствие Небесное. Да вместе с тобою восхвалим и прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 3. Лекарственные средства, применяемые при болезнях желудочно-кишечного тракта

Глава 3. Лекарственные средства, применяемые при болезнях желудочно-кишечного тракта О важности пищеварительной системы знает каждый. Ученые подсчитали, что человек за свою жизнь потребляет 30 тонн продуктов и 50 тысяч литров жидкости. Чтобы эффективно выполнить такую

ПРИМЕНЕНИЕ МЕДА ПРИ БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

ПРИМЕНЕНИЕ МЕДА ПРИ БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА Мы уже говорили о том, что мед чудесно излечивает такие тяжелые болезни, как гиперацидный (повышенная кислотность желудочного сока) и гипоацидный (пониженная кислотность желудочного сока) гастрит. Остановимся

При болезнях желудочно-кишечного тракта

При болезнях желудочно-кишечного тракта * При гастрите одним из эффективных методов терапии русские лекари считали лечение яблоками. Подходят только зеленые сорта. Вымытые, очищенные от сердцевины и кожуры яблоки натереть на мелкой терке. 4–5 часов до и после приема

Восстановление желудочно-кишечного тракта

Восстановление желудочно-кишечного тракта Восстановление ЖКТ проводится так же, как и при лечении кишечной

Восстановление желудочно-кишечного тракта

Восстановление желудочно-кишечного тракта Лечение начинается с восстановления ЖКТ. Жмыхи. Из картофеля или рябины отжимают сок с помощью соковыжималки. Как только получите жмыхи, их тут же нужно скатать ладонями в маленькие шарики величиной с фасолину. Хранить шарики из

Восстановление желудочно-кишечного тракта

Восстановление желудочно-кишечного тракта Первым делом необходимо восстановить желудочно-кишечный тракт. Жмыхи. Из картофеля или рябины отжимают сок с помощью соковыжималки. Как только получите жмыхи, их тут же нужно скатать ладонями в маленькие шарики величиной с

Восстановление желудочно-кишечного тракта

Восстановление желудочно-кишечного тракта Первоочередной задачей является восстановление желудочно-кишечного тракта. Жмыхи. Из картофеля или рябины отжимают сок с помощью соковыжималки. Как только получите жмыхи, их тут же нужно скатать ладонями в маленькие шарики

Восстановление желудочно-кишечного тракта

Восстановление желудочно-кишечного тракта Избавившись от солей в почках, нужно заняться восстановлением желудочно-кишечного тракта по общей методике, учитывая особенности организма. Жмыхи. Из картофеля или рябины отжимают сок с помощью соковыжималки. Как только

Восстановление желудочно-кишечного тракта

Восстановление желудочно-кишечного тракта Перед едой необходимо принимать (не разжевывая!) в виде шариков растительные жмыхи моркови или капусты. Прием жмыхов продолжается до тех пор, пока не наступит ощущение полного комфорта в желудочно-кишечном тракте. Используются

Глава 1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ДИЕТА ПРИ БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

Глава 1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ДИЕТА ПРИ БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ Как известно, правильное питание очень важно для нормальной жизнедеятельности любого организма. Установлено, что возникновение большинства желудочно-кишечных заболеваний

2 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта

2 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта Нарушение кислотно-щелочного баланса в организме возможно и при неправильном питании. В любом случае для профилактики следует прибегать к одно– или двухдневному режиму питания. Предлагаемый режим

3 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (продолжение)

3 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (продолжение) Первый день. Завтрак 1. Съесть 50 г подсоленного хлеба (наиболее безвредный хлеб – зерновой).2. Через 10 минут проглотить скатанные в виде шариков 3–4 ст. ложки яблочного (капустного, морковного)

4 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (продолжение)

4 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (продолжение) Первый день. Обед 1. Съесть 100 г подсоленного зернового хлеба.2. Через 10 минут принять 3–4 ст. ложки жмыха (яблочного, капустного, морковного).3. Через 10 минут выпить 180–190 г сока капусты с 10–20 г

5 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (продолжение)

5 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (продолжение) Второй день. Завтрак 1. 50 г подсоленного зернового хлеба, сильно пережевывать.2. Одно сырое яйцо, 100–150 г творога (творог надо сделать из кислого молока, согретого в воде с температурой 40 °С) с

6 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (продолжение)

6 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (продолжение) Второй день. Обед 1. 50 г творога и салат: корешок одуванчика, 1 листок туи (около 0,5 г), 1 яйцо (или без него), 1 листок чистотела (около 0,2 г).2. Каша, сваренная на сыворотке (гречневая, рисовая,

7 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (окончание)

7 февраля. Режим питания при болезнях желудочно-кишечного тракта (окончание) Второй день. Ужин 1. 50 г подсоленного зернового хлеба.2. 100–150 г творога (самодельного), салат, 1 яйцо (или без него), каша гречневая, пшеничная или рисовая, сваренная на сыворотке. В кашу можно

Оцените статью
Добавить комментарий