Постная Триодь

Постная Триодь

Постная Триодь. Исторический обзор

Предисловие

Настоящая книга о Постной триоди не есть история великопостного богослужения: она не занимается расследованием происхождения особенностей служб 40-цы и страстной седмицы с точки зрения церковного устава. Вместе с тем она не является также и очерком из истории византийской церковной поэзии. Задача ее более упрощенная – проследить историю образования сборника Постной триоди, т. е., объяснить исторически план этой богослужебной книги, указать, кем составлен или внесен тот или иной ее элемент, за невозможностью же сделать это, по крайней мере, – определить место, или хотя только приблизительное время, появления отдельных составных ее частей и т. д.

Нынешняя Постная триодь представляет собою лишь первую половину древнего богослужебного сборника для подвижных дней, второй частью которого является Пентикостарий: в древности (IX-XII вв.) обе эти книги составляли одно целое. Поэтому исследование о триоди собственно должно было бы охватывать собою все, что позднее в целях простого удобства поделено было на две части. Автором собрано было не мало материалов для истории Пентикостария, – часть их использована и в настоящей книге, – но некоторые обстоятельства заставили автора поспешить со своей работой и ограничиться только Постной триодью, которая и одна сама по себе представляет уже довольно громоздкий предмет исследования. Впрочем такое ограничение предмета оправдывается тем, что указанное отделение Постной триоди от Пентикостария имеет за собой почтенную древность, – оно наблюдается уже в X в. (синайская триодь №№ 734 и 735, пентикостарий лавры св. Афанасия № Г-47 1 .

Кроме того, с точки зрения календаря подвижных дней, церковного устава и различий в характере богослужения 40-цы и 50-цы оно является и довольно естественным.

Источниками для настоящей работы послужили различные рукописи русских, восточных и двух западных (ватиканской и гроттаферратской) библиотек. Вот список этих рукописей.

I. Греческие рукописи.
1. А) Триоди восточные:

Синайская№№ 734 и 735 2X в.
Лавры св. Афанасия№ Δ –13X-XI в.
Синайская№ 755XI в.
№ 7361028 г.
№ 733XI в.
№ 7421099 г.
Ватопедская№ 315–949XI в.
Лавры св. Афанасия№ Γ –25XI в.
№ Γ –29
Синайская№ 737XII в.
Лавры св. Афанасия№ Γ –15
№ Γ –47 3
Из собр. преосв. Порфирия№ 229
№ 230
Московск. Синодальной б.№ 217
Афинской Национальной библиотеки№ 625XIII в.
Ватопедская№ 316–950
Императорской Публичной б.№ DXIXXIV в.
«№ DXXXIV-XV в.
Из собрания архим. Антонина (там же)№ DXLIXXIV в.

В) Западные триоди:

Гроттаферратская№ Δ. β.VIIIX в.
Ватиканская№ 771XI в.
Pii II 4№30
№31
Барбериновой б. 5№ 339
Regina_e Svecorum 6№ 59
Гроттаферратская№ Δ. β. IXII в.
№ Δ. β.IV
№ Δ. β. V
№ Δ. β. II
№ Δ. β. III
№ Δ. β. XI
№ Δ. β. VII
№ Δ. г.VI
Барбериновой б.№ 4841120 г.
ГроттаферратскаяΔ. β.IXXIV в.
Δ. β.XIIXVI в.

Кроме того, отчасти были приняты во внимание триоди – Афинская № 626 – X в., Синайская № 756 – 1205 г., Ватиканская № 786 – 1379 г. и № 769 – XV-XVI в. и др.

2. СтихирариЛавры св. Афанасия№ Г-12X в.
Синайский№ 1215XII в.
Афинский№ 883
Есфигменский№ 52XIII в.
Ватопедский№ 294–9281292 г.
№ 295–9291299 г. 7
Иверский№ 947XV в.
№ 9541539 г.
3. ИрмологииЛавры св. Афанасия№ В-32X в.
Иверский№ 470XII в.
Иерусалимский№ 83
4. Евангелистарии и четвероевангелияСинайский№ 210IX-X в.
№ 211X в.
И. П.Б. (Салернский)№ 711022 г.
И мн. др.

II. Славянские рукописи

1. ТpиoдиПринадлежавшая прежде П. И. Шафарику – И. П.Б. F. п. I№ 74XII в.
Московской Типографск. б.№137
Московской Синодальной б.№319
Орбельская, – из собрания С. Верковича, – И. П.Б. F. п.1№102XIII в.
Из собрания М. П.Погодина№ 40 8
Софийской б.№ 84 9XIV в.
» (цветная)№ 110
2. Стихирари триодныеСофийские № 85 (ок. 1226 г.), №96XII в.
Типографские №№ 147 и 148
3. Уставы (cтудийcкиe)Софийский № 1136XII в.
М. Синодальной б. № 330

Несмотря на то, что для настоящего исследования привлечено значительное количество лучших и древнейших рукописных триодей, оно все таки не дает полной и ясной истории этого сборника. Впрочем, такой цели едва ли можно и достигнуть. Объясняется это, главным образом, особенностями указанных источников и материалов. Первою такою особенностью является прямо таки подавляющее количество триодных песнопений, как употребляемых доселе, так, особенно, вышедших из употребления. Первоначальное ядро триоди при ее распространении в греческой церкви, с одной стороны, подвергалось сокращениям, а с другой – получало многочисленные дополнения. Эти дополнения вызывались частью богослужебными нуждами, частью – ревностью песнописцев, желавших украсить какую-либо великопостную службу своими произведениями. Весьма многие из таких дополнительных песнопений, собственно, почти не заслуживают и внимания: во-первых, большею частью они мелки по своему объему (светильны, седальны и т. п.), во-вторых, они – анонимны, в-третьих, они ничтожны по своему литературному достоинству, так как они в большинстве случаев шаблонно составлены по ритмам и к мелодиям других песнопений (т. е. Подобны, по терминологии византийской церковной поэзии, в противоположность Самогласным, оригинальным песнопениям), и, наконец, – самое важное, – большая часть этих песнопений, несомненно, имела крайне ограниченное местное употребление, – некоторые из них, быть может, записаны всего лишь в одной рукописи, потому что составить какой либо мелкий подобен было под силу всякому мало-мальски опытному певцу или образованному человеку. Нет почти ни одной даже поздней триоди, в которой не оказалось бы каких либо неизвестных песнопений в этом роде. В настоящей работе, вероятно, так или иначе упомянута большая часть вышедших из употребления песнопений, пользовавшихся сравнительно широким распространением, но этого нельзя сказать о песнопениях с узким местным употреблением. Для этого следует пересмотреть все существующие в мире рукописи Постной триоди. Хотя в виду вышеуказанных свойств рассматриваемых песнопений отсутствие полного подсчета их и не составляет крупного недостатка исследования, все таки этот подсчета, быть может, пролил бы какой либо свет на частные и местные редакции Постной триоди, где теперь удается различить лишь главные типы этого сборника, – восточный, западный, студийский и др. 10

Таким образом, данное исследование не полно, во-первых, тем, что оно не обнимает собою всего материала, находящегося в рукописях. Во-вторых, оно не полно и в том отношении, что не освещает всего даже и собранного материала. Это объясняется тем, что вышеуказанные источники неудовлетворительно указывают имена авторов песнопений. Всего хуже в данном отношении обстоит дело с древнейшими песнопениями, к которым относится большая часть самогласных тропарей, кондаков, седальнов праздничных служб, преимущественно же – страстной седмицы: у этих песнопений имен авторов совершенно не сохранилось, быть может, по причине их глубокой древности. В высшей степени редко выставляются имена авторов также и у мелких песнопений подобных: вероятно, большая часть их и вышла анонимно, потому что многие из них, несомненно, составлены лишь для дополнения соответственно требованиям церковного устава основного комплекса песнопений Постной триоди. – Лучше всего обстоит дело с авторами канонов: имена их довольно часто указываются прямо, нередко их можно узнать из акростиха или общего, или же специального – в 9-ой песни, в богородичных, в троичных и богородичных. В некоторых случаях автора канона можно узнать прямо по богородичным последнего, потому что песнописцы иногда повторяют их в различных своих канонах. Для самогласных канонов, т. е., таких, кои составлены к оригинальным ирмосам самого автора, прекрасными указателями имен авторов служат древние ирмологии, где над ирмосами отдельных канонов надписаны и имена их составителей. – Аналогичные же указатели существуют и для большей части самогласных стихир, это – некоторые из т. н. стихирарей (греческих), представляющих из себя собрание преимущественно самогласных стихир для всего года: в этих рукописях на поле указаны имена авторов отдельных самогласнов. К сожалению, обозначения данных рукописей часто сильно разногласят между собою. Разногласия эти объясняются разнообразными ошибками переписчиков. Иногда последние различным образом смешивают имена авторов, особенно – имена, сходные по начертанию, или-же – одноименных, но различающихся прозвищами, составителей. В других случаях они относят обозначение не к тому песнопению, к которому оно принадлежит, а к другому, что особенно часто наблюдается в тех случаях, когда обозначение ставится у средины песнопения, или даже при конце его. Много путаницы в обозначения внесли также и появившиеся позднее песнопения, вставленные в средину первых. Не редко можно наблюдать такое явление. У сеpии стихир, принадлежащих одному и тому же песнописцу и расположенных одна за другой, имя автора обычно ставится лишь у первой из них, остальные отмечаются просто – τοῦ αὐτοῦ. Но вот в середину этой серии вставляется какая-либо новая стихира. Позднейшие переписчики начинают приписывать ее автору и те песнопения, которые стоят за его самогласном и помечены – τοῦ αὐτοῦ. Только сравнительное изучение нескольких стихирарей дает возможность разобраться в путанице их пометок и установить наиболее вероятные между ними. Насколько ненадежны здесь отдельные рукописи, видно из того, что из всех 8 вышеперечисленных греческих стихирарей лишь в одном иверском № 954 пометки в триодной части сделаны сравнительно правильно и тщательно.

С другой стороны, хотя ирмологии и стихирари большею частью не оставляют песнопений без обозначения их авторов, нередко вместо прямых указаний их имен, они дают лишь общее обозначение по месту происхождения песнопения ( ἀνατολίου, σικελοῦ, βυζαντίου, ἁγιοπολίτου, ἀκολουθία ἀνατολική, σιναϊτικόσ, βυζαντιαῖα, σικελή ). Правда, иногда такие неясные обозначения исправляются другими рукописями, которые вместо них ставят прямо имя автора, но случается, что такие пометки оказываются проведенными по всем рукописям.

Недостаток прямых указаний авторских имен иногда отчасти заменяют косвенные данные, находящиеся в содержании песнопений, например, намеки на какие-либо события, лица, места и т. п. К сожалению, такие намеки встречаются в песнопениях сравнительно не часто, и многие из них не отличаются определенностью. Поэтому в отношении к большей части песнопений, авторы коих не известны, приходится ограничиться общим их списком с указанием рукописей, в которых они встречаются, что и сделано в приложении.

В главе о редакциях Постной триоди автор по недоступности многих греческих изданий опускает историю греческой печатной триоди.

При обозначении гласов песнопений в греческом тексте автор для 5, 6 и 8 гл. пользуется упрощенными их обозначениями – πα ‘, πβ ‘, πδ ‘ (т. е. πλάγιος α ‘, β ‘, δ ‘) вместо обычно употребляемых в печатных греческих изданиях сокращений – πλ. α ‘ и т. д.

Автор извиняется пред читателями за ошибки в греческом тексте, частью перенесенные из рукописей, частью допущенные им по недосмотру.

Православная Жизнь

О трех главных мотивах Постной Триоди и смысле Великого покаянного канона прп. Андрея Критского порталу «Православная Жизнь» рассказывает регент академического хора Киевских духовных школ, кандидат богословских наук архимандрит Леонтий (Тупкало).

Пост — это не самоцель, а одно из средств для достижения цели — Пасхи

– С началом Постной Триоди, со Всенощного бдения накануне Недели о мытаре и фарисее, мы начали свое движение к Пасхе. Так ли это?

– Да, действительно, Святая Церковь, желая показать верующим, в чем заключается сущность и истинный смысл христианского поста, задолго до начала самого Великого поста призывает богослужебными текстами Триоди вступить в благоприятное для души время – «духовную весну». Содержание богослужений очень образно показывает суть поста.

Пост — это не самоцель, а одно из средств для достижения цели – Пасхи, прохождения мимо греха. Пост приводит к встрече со Христом, Который есть истинная Пасха — «Пасха Христос есть великая и всечестная».

Преподобный Феодор Студит, автор стихир на «Господи воззвах. » Недели Сыропустной, так и говорит: «Постное время светло начнем, очистим душу, очистим плоть, постимся от всякия страсти, насладимся добродетелями и сподобимся видеть всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху».

Три главных мотива всех песнопений, входящих в Постную Триодь: покаяние, молитва и пост

– В состав Постной Триоди входят песнопения разных песнописцев, около 20. Наиболее замечательные из них дошли до нас с VIII и IX вв.: Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Иосиф, Феодор и Симеон Студиты, император Лев Мудрый, Феофан Начертанный и др.

Что их всех объединяет, почему именно их песни вошли в Постную Триодь? И почему пост начинается с канона преподобного Андрея Критского?

– Три главных и основных мотива составляют содержание всех песнопений, входящих в Постную Триодь: покаяние, молитва и пост. Все они прекрасно составлены святыми братьями Студитами и другими христианскими аскетами. Эти отцы собственным опытом изведали неоценимую пользу добродетелей и поведали через богослужение об этой пользе нам.

Высокое поэтическое творчество, каким от природы были наделены знаменитые братья Иосиф, Феодор, Симеон, породило целый ряд произведений глубокой мысли и возвышенных чувств. Нисколько неудивительно, что эти творения Церковью сравниваются с ангельской песнью. Почти в самом начале Постной Триоди мы читаем следующие стихи: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от ангелов: Трипеснец же и от человеков приими».

Основная идея канона прп. Андрея Критского — призыв к раскаянию в грехах и покаянию

Святая Церковь особенно чтит Критского архипастыря – преподобного Андрея. В дни особого покаяния, каковыми являются Великий пост, в своем богослужебном чине Церковь отводит Великому канону центральное место. Его церковное чтение совершается: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы поста по частям и полностью на утрене в четверг пятой седмицы поста.

Синаксарий[1] четверга пятой седмицы дает замечательную характеристику канону: «Наряду со многими другими полезными для спасения сочинениями, прп. Андрей сочинил и этот Великий канон, безмерно умилительный, ибо он сложил эти приятные песни, отыскав и собрав различные повести из Ветхого и Нового Завета — т. е. от Адама даже до самого Вознесения Христа и проповеди апостолов. Этим он учит всякую душу стараться по силе подражать всему доброму, описанному в повести, но избегать всего злого и всегда прибегать к Богу через покаяние, слезы, исповедь и другие действительно угодные Ему дела».

«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко Милосердый, даждь ми прегрешений оставление», — взывает преподобный Андрей к грешной душе. Из его уст иногда слышатся обличения, угрозы, предостережения, наставления грешной душе и утешение, переходящее иногда в умиление от созерцания кающейся души. Основная идея канона — призыв к раскаянию в грехах и наставление о действенных средствах покаяния.

Великий покаянный канон в Академическом храме читает ректор КДАиС митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

В текстах Постной Триоди изображены плоды смирения, терпения и любви, которые рождаются в добродетели поста и молитвы

– Что значит «Триодь»? Что в ней самое главное? Что является ее кульминацией?

– Получила свое наименование Постная Триодь главным образом оттого, что важнейшие ее тексты — каноны утренние и вечерние — по будним дням на весь Великий пост состоят только из трех (отсюда и название «Триодь») песен. Причем последние две песни — восьмая и девятая — всегда неизменно сохраняют свои места в каноне, а первая песнь каждодневно меняется в таком порядке: в понедельник — первая, во вторник — вторая, в среду — третья, в четверг — четвертая, в пятницу — пятая и в субботу — шестая и седьмая.

Богослужебные тексты Триоди акцентируют внимание на том, что только постом, покаянием и молитвой все силы духовно-телесной природы человека отрываются от границ страстей и вступают в теснейшее единение с Богом. В первую очередь, молитва для человеческого ума, особенно покаянная, дает истинное знание, служит для него настоящим просвещением, «покаянным медом, который отдает помыслы и услаждает мысли». С помощью молитвы ум христианина постепенно обожается, становится причастным божественным свойствам.

В текстах Постной Триоди также изображены духовные плоды, которые рождаются в душе подвижника через совершенствование в добродетели поста и молитвы. Наиболее часто концентрируется внимание на плодах смирения, терпения и любви. Эти качества рождаются под влиянием молитвы не по отдельности, а в гармоничном сочетании.

Согласно Триоди, христианин, подвизаясь в аскетично-молитвенном деле, не заслуживает или «зарабатывает» обожения, которое является даром Божьим, а готовится, насколько это возможно, достойно принять этот дар. Бог же Своею благодатиею проявляет инициативу в живом процессе взаимного диалога ведущего к единению.

Это событие касается самой сокровенной и неприступной глубины души. Без открытости, без молитвенной жизни человека такая встреча невозможна. Богослужебные тексты Триоди акцентируют, что обожение не является чем-то метафорическим, а реальным преображением и прославлением всего человеческого естества.

Постная Триодь, ее содержание и назначение

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Днями предпразднства Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня – 4 дня. Предпразднства не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим, Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздник Число дней попразднства неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 дня

3. Рождество Христово 6 дней

4. день Пятидесятницы, или Троицы 6 дней

5. Преображение Господне 7 дней

6. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 7 дней

7. Крещение Господне (Богоявление) 8 дней

8. Вознесение Господне 8 дней

9. Успение Божией Матери 9 дней

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) – зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.

Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том — период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе.

Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная.

В большинство седмичных дней Великого поста в Постной Триоди помещены следующие песнопения: Вечерня: 3 стихиры на «Господи, воззвах. », 2 прокимена и 2 паремии, стихиры на стиховне154. Утреня: седальны по 2-й и 3-й кафисме, 2 трипеснца (зачастую разных гласов), стихиры на стиховне (Стихиры на стиховне не указаны в те дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров).

6-й час: тропарь пророчества, 2 прокимена и паремия.

18. Понятие о постах, их количество. Какие праздники называются подвижными и неподвижными, и в каких книгах находится их богослужебное последование?

С древнейших времен Святая Церковь учредила посты. Пост освящен Самим Господом Иисусом Христом, Который перед началом Своего общественного служения провел в посте 40 дней. О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви.

Важнейшим из постов, установленных Церковью, является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Пост этот установлен в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа, с той целью, чтобы христиане, очистившись от своих прегрешений, достойно встретили Св. Пасху. К Св. Четыредесятнице примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминанию о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя.

Следующим постом является Петров пост – в честь и память святых Апостолов. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв. апп. Петра и Павла. Продолжительность его в разные годы неодинакова (от шести, недель до одной недели и одного дня) и зависит от дня празднования Пасхи в данном году. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Третьим годовым постом является Успенской пост. Установлен он в честь Божией Матери, в память Ея Успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается в праздник Успения. В этот пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения. Последним годовым постом является Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова, цель его – приготовить христиан к встрече этого светлого и радостного праздника. Начинается пост на следующий день после памяти св. ап. Филиппа (отсюда и иногда называется в народе Филиппов пост (“Филипповка”) и продолжается до праздника Рождества Христова. В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост.

Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду и пятницу каждой недели. Пост в среду установлен в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой, а пост в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя.

19. Богослужебные книги: Евангелие – его построение (главы, зачала). Указатели содержания в начале Евангелия и указатели чтения в конце книги.

Сам термин евангелие греческого происхождения и в переводе означает «благая весть» (εύαγγέλιον состоит из двух слов: εύ — «хорошо» и άγγελία — «весть»). Этим термином обозначены священные книги Нового Завета, в которых излагается жизнь, служение и учение Господа Иисуса Христа. Святое богослужебное Евангелие содержит в себе четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием. В течение года прочитывается все Евангелие.

Евангелия располагаются в том же порядке, в каком идут во всех изданиях Нового Завета: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Перед каждым из четырех Евангелий помещено: — краткое жизнеописание апостола-евангелиста; — краткое содержание евангельских глав; — указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке — начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифры, используемые здесь для обозначения евангельского события, соответствуют цифрам черного цвета на наружных полях самого Евангелия; — предисловие к данному Евангелию, составленное блаженным Феофилактом Болгарским.

Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения за богослужением в конкретный день. Номера зачал обозначены красными цифрами на внешнем поле евангельского текста. Хотя зачала имеют различный размер, можно заметить, что они по объему гораздо меньше глав: одна глава может содержать до 10 зачал (например, 9-я глава Евангелия от Луки содержит зачала 40-49). Каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал: в Евангелии от Матфея — 116 зачал; в Евангелии от Марка — 71 зачало; в Евангелии от Луки — 114 зачал; в Евангелии от Иоанна — 67 зачал.

Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Устав называет такое чтение «зачало от полу», которое стоит под знаком зачала без цифры.

Для определения и нахождения евангельского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Евангелия, где содержатся все необходимые указания. Всего в Евангелии можно выделить следующие четыре приложения:

1. «Сказание еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» — рядовые чтения подвижного круга богослужения. В конце приложения указаны 11 воскресных утренних Евангелий, которые последовательно читаются в воскресные дни в течение года на утрене.

2. «Соборник двунадесяти месяцей» — чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются чтения на каждый день года. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых евангельское чтение в месяцеслове не указано вовсе. В этих случаях на литургии читается только рядовое чтение.

3. «Евангелия обща святым» — чтения общие для каждого лика святых.

4. «Евангелия на всяку потребу различная». Здесь указаны евангельские чтения при совершении Таинств и других частных богослужений.

20. Богослужебный Апостол – его построение, порядок зачал.

Общие сведения о Цветной Триоди. Сколько имеется полунощниц и где они находятся?

21. Прокимны, Аллилуарии, антифоны и причастны – где находятся и когда употребляются?

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1193 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Триодь постная: Великая среда: история, описание действия, значение

Триодь Постная это путеводитель по пространству Великого Поста. Своеобразная карта маршрута, по которому должен пройти верующий христианин, совершая своего рода паломничество в Мекку – восхождение к вершине «Пасха».

Триодь Постную можно назвать и по-другому: это литературный памятник истории, в котором отражаются изменения, происходившие как в истории христианства, так и происходящие с душой человека на пути к духовной вершине.

Те, кто слабо ориентируется в сложном, веками выстраиваемом маршруте Великого Поста, в котором есть своя логика и закономерность, не всегда могут увидеть их своим невооруженным взглядом. Поэтому перед началом поста дается много разъяснений, правил и истории, помогающих пройти путь до конца, с пониманием и осмысленно.

Весь маршрут Великого Поста Триодь разбивает на равномерные отрезки – седмицы. Их всего шесть. И каждые шесть дней делаются остановки, седьмой – воскресение (неделя), он же дает начало и название следующему отрезку пути. Дни отдыха – шестой и седьмой дни, суббота и воскресенье – не входят в счет Великого Поста, хотя некоторые ограничения в поведении распространяются и на них.

Надо сказать, что изначально Великий пост не распространялся на христиан. Он был обязателен только для тех, кто собирался стать членом христианской общины, т. е. принять Святое Крещение или Просвещение. Поскольку в первые века христианства существовало всего несколько дней, в которые совершалось таинство Крещения, то подготовка к нему велась тщательно.

Собственно, все великопостное богослужение – это путь подготовки оглашаемых к принятию Крещения, что находит отражение, частности, в Великопостных Чтениях Ветхого Завета и Псалтири. Евангелие в церкви в дни Поста не читается. Его чтение начинается в Страстную седмицу.

Христиане в дни Поста должны были помогать оглашаемым пройти путь Просвещения: рассказывать о христианстве, помогать понять Евангелие, Таинства Церкви и т. д. И так случилось, что из солидарности с ними, чтобы не смущать готовящихся своими послаблениями, было решено поститься всем вместе: и крещеным, и тем, кто только готовился к Крещению.

Так Великий Пост стал общим путем для всех, желающих не только, а сегодня уже и не столько, пройти Крещение, сколько покаяться, исповедаться, очиститься и встретить Пасху обновленными. Кстати, покаяние изначально несло в себе смысл второго Крещения. Так что к христианам Пост имеет такое же отношение, как и к оглашаемым в те времена – все мы нуждаемся во втором Крещении-покаянии.

Но вернемся к остановкам в пути. Триодь называет шесть остановок на пути к вершине – по количеству воскресений (недель) Поста: неделя Торжества Православия, Григория Паламы, Крестопоклонная, св. Иоанна Лествичника, Мариина неделя и Вербная. Соответственно, седмицы, наступающие после каждого воскресения (недели), получают названия:

Седмицы Православия, Григория Паламы, Крестопоклонной, Иоанна Лествичника, Марии Египетской и Ваий.

Страстная седмица – уже не относится к Великому Посту. Она является Пасхальным постом, раньше обязательным для каждого крещеного. В эти дни Иисус Христос начинает движение навстречу людям, уже готовым понять и принять Его. В Страстную седмицу вспоминаются последние притчи Господа, последние наставления ученикам, предательство Иуды, заключение Нового Завета с учениками и установление Таинства Причастия. Вспоминается Его молитва в Гефсиманском саду, отречение Петра и бегство всех учеников Иисуса с места казни.
Поскольку эти дни самые важные, самые трагические и самые печальные, то

Каждый день Страстной седмицы называется Великим: Великий понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг, Великая пятница и Великая суббота.

Завершается Страстная седмица седьмым днём – Воскресением Христовым, Пасхой.

Для более удобного прохождения Великого Поста Триодь предлагает поучения, записанные в специальном сборнике –

«Синаксари Постной и Цветной Триоди».

Составил сборник патриарх Константинополя Никифор (XIV век). Раньше Синаксарь Триоди читалась в качестве поучения, но сегодня традиция чтения в храмах ушла, а жаль. Синаксарь Триоди помогает понять, о чем идет речь в богослужебных песнопениях, канонах, рассказывает о святых, которым посвящены каноны и песни, их происхождение, установление, почему совершаются именно так, а не иначе.
Сборник начинается с поучений и комментариев на подготовительные дни :

Неделю о мытаре и фарисее, блудном сыне и страшном суде,

А заканчивается чтениями на события Страстной Седмицы по каждому Великому дню. Если кто-то хочет уяснить содержание и смысл Великого Поста, то лучшего пособия не найти.

Всем постящимся рекомендуется прочитать в Великий Пост все четыре Евангелия, побывать в храмах на службах, особенно в будние дни, исповедаться и причаститься в течение Поста три раза: в первую седмицу, в крестопоклонную и в Великий Четверг – день воспоминания об установлении Господом Таинства Причастия.

Существует еще одна особенность Великого Поста, литургическая: песнопения заменяются долгими чтениями, каждодневная литургия откладывается, а для болящих два раза в неделю (в среду и пятницу)

Служится Литургия Преждеосвященных даров. По субботам служится Литургия Иоанна Златоуста, а в воскресение – Литургия Василия Великого,

Которая считалась праздничной.

Существуют и другие тонкости, например, первая неделя Поста – самая строгая, так же, как и Страстная. Она должна помочь войти в пространство Поста. В первую неделю

Читается Великий канон Андрея Критского,

Ставший символом Великого Поста. Особенности и правила проведения в Великий Пост можно найти во многих источниках. Но главное – желание встретить Пасху с великой радостью, духовно обновленным и просветленным.

Триодь Постная и Цветная

Богослужебные последования пасхального цикла, то есть весь Круг подвижных праздников года, включает в себя богослужебная книга Трио́дь. Название книги связано с тем, что содержащиеся в ней каноны большей частью состоят не из восьми, а из трех песней. Такой канон называется трипеснец, или «триодион» по-гречески. Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а с Х века встречается разделение на две части — Триодь постную и Триодь цветную. В Триодях постной и цветной содержатся службы от подготовительных седмиц к Великому посту (Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной и сырной) до первого воскресенья после праздника Святой Троицы (то есть до Недели Всех святых).

Старообрядческая Триодь по́стная включает в себя богослужение с Недели (т. е. воскресенья) о мытаре и фарисее до Четыредесятницы, то есть оканчивается утренней службой пятницы шестой недели Великого поста. Таким образом в Постной триоди помещены службы, совершаемые в Великом посте и в дни подготовки к нему. Постная Триодь содержит песнопения в основном авторов VIII и IX вв.: преп. Роман Сладкопевец, преп. Андрей Критский, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Иосиф Студит и Феодор Студит, император Лев Мудрый и другие. В ХII в. в молитвословия Триоди вносятся паремии, в ХIV в. — синаксари.

К подвигам Великого поста и покаяния Церковь начинает подготавливать верующих еще за четыре недели до поста. Эти недели (т. е. воскресные дни) следующие: Мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сырная. В народе недели до Великого поста называют также сплошной, пестрой и масленицей. В богослужении уже появляются покаянные стихеры и каноны, показывающие верующим образцы и примеры покаяния.

Первая приготовительная неделя (одновременно с началом Постной Триоди) начинается после воскресенья и называется неделей мытаря и фарисея, потому что на литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лук. 10, 10-14). Притча эта внушает нам быть смиренными в молитве и жизни нашей, потому что только смиренным дается благодать Божия. Начинается сплошная неделя, т. е. во все дни разрешается скоромная пища. В Уставе указана такая причина отмены поста: в Армянской церкви (признающей только три первых Вселенских соборов) в эту неделю был установлен пост. В противовес этому православные, признающие все семь Вселенских соборов, в это время совсем не должны поститься. Кроме евангельского чтения, Церковь располагает верующих к смирению и покаянию особым умилительным песнопением, которое с этого дня начинает петься и в следующие воскресные дни (кончая пятым воскресеньем Великого поста) на утрене, перед каноном.

Множество содеянных ми зол помышляю окаянныи, и трепещу страшнаго дне суднаго. Но надеяся на милоcть благоутробия Твоего, яко Давыд вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

(Помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, я с трепетом жду, несчастный, страшного дня суда; но, надеясь на благодать Твоего милосердия, подобно Давыду, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости).

Вторая приготовительная неделя — неделя о блудном сыне названа так потому, что на литургии читается евангельская притча о блудном сыне. Эта притча учит нас, что Господь неизреченно милосерд и ждет, чтобы, как блудный сын, мы пришли к Нему с мольбой о покаянии. В народе эта неделя носит название «пестрой», ведь среда и пятница вновь, как обычно, становятся постными днями. Иноки и те миряне, которые «понедельничают», то есть постятся и в понедельник, соблюдают в эту неделю три постных дня. На утрени в этот воскресный день (и в следующие два) после «Хвалите имя Господне» положено петь 186-й псалом. В нем изображается томление иудеев в плену Вавилонском, когда они поняли свое горькое положение и раскаялись.

На реце Вавилонстей, тaмо седохом и плaкахом, внегда помянyти нaм Сиона. На вeрбии посреде ея обе́сихом орга́ны нaша. Яко ту вопросиша нaс пленьшии нaс словeс песней, и вeдшии нaс, пения. Воспойте нaм от песней сионских, кaко воспоeм песнь Господню на земли чужде́й. Аще забyду тебе Иеросалиме, забвeна бyди десница моя. Прильпни язык мой гортaни моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иеросалима, яко в начaло весeлия моего. Помяни Господи сыны Едомския, в дeнь Иеросалимль, глаголющия истощaйте, истощaйте до основaния его. Дщи вавилоня окаянная, блажeн иже воздaст тебе воздаяние твое, еже воздaде нaм. Блажeн иже имет и разбиeт младeнцы твоя о кaмень.

(При реке Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе. На вербах посреди его (города) повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас песней, и притеснители наши (требовали) веселия: «Пропойте нам из песней Сионских». Но как воспоем мы песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть будет забвена десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым в день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его. Дочь Вавилона опустошительница! Блажен тот, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень).

Плен Вавилонский есть изображение нашего состояния в плену у грехов наших. Младенцы Вавилона — это, по объяснению св. отцов, — порочные наклонности и зародыши гибельных страстей, рождающиеся в нашей душе. Мы должны их «разбивать», т. е. преодолевать, а не быть у них в плену, подобно блудному сыну из притчи.

Третья приготовительная неделя (слово «неделя» в церковно-славянском языке означает «воскресенье»), по евангельскому литургийному чтению, называется неделею воспоминания о Страшном суде (Матф. 25, 31-46). Чтобы расположить грешника к покаянию, Церковь изображением Страшного суда напоминает нам о том, что нас ждет суд Господень, на котором каждому воздастся по делам его. Вместе с тем это евангельское чтение побуждает нас к подвигам человеколюбия, которые особенно должны мы усилить в дни поста и покаяния. Неделя эта называется еще Мясопустной, или «мясопуст», т. е. мяса отпуст, потому что этим воскресеньем оканчивается вкушение мяса.

Четвертая, последняя приготовительная неделя (последний день перед Великим постом) называется Неделей сыропустной. Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы. Первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику Пасхи начинается с покаяния, поста и молитвы. Предшествующая этому дню седмица (сырная, масленица) наполовину есть уже время поста: в течение ее не позволяется вкушения мяса, а в среду и пятницу не положено литургии, а совершаются только часы и уже с великопостной молитвой св. Ефрема Сирина. Также в евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот называется обыкновенно Прощеным воскресением.

В эту неделю Церковь еще сильнее располагает верующих к покаянию песнопением:

Покаяния отверзи ми двери, Живодавче, утренюет бо дух мой к церкви святей Твоей. Церковь ношу телесную всю осквернену, но яко щедр очисти благоутробным си милосердием. На спасеныя стези настави мя, Богородице, скверными бо грехи окалях душу мою и в лености все житие изжих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

(Податель жизни, открой мне двери покаяния, потому что душа моя с утра стремится к Твоему святому храму. Правда, весь храм моего тела я ношу оскверненный, но Ты, как милосердый, очисти его по Твоей великой милости. Богородица, наставь меня па путь спасения, потому что я постыдными грехами осквернил душу свою и провел в лености всю жизнь свою; но Ты, Твоими молитвами, избавь меня от всякой нечистоты).

С понедельника начинается Великий пост или Четыредесятница. Он установлен в память о том, что Христос после своего крещения ушел в пустыню и постился там 40 дней. Сорокадневный пост означает также, что десятую часть своего времени, десятую часть года мы посвящаем, отдаем Богу. Сорок дней — это время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно. Это время именуется в старообрядческих богослужебных книгах Четыредесятницей. Каждое воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию какого-либо события церковной истории или памяти святого.

Первое воскресенье Великого поста называется Неделей тОржества православия. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания в Византии в IX веке, гонимого иконоборцами.

Во второе воскресенье совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля.

Третья неделя — Крестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.

В четвертое воскресенье прославляется Преподобный Иоанн Лествичник, который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути. В последующую неделю вечером в среду совершается служба со чтением Великого канона Андрея Критского. Она содержит в себе более 1000 земных поклонов и называется «Мариино стояние». Чтобы молящиеся могли немного отдохнуть, во время службы читается житие преподобной Марии Египетской;

Пятое воскресенье Посвящается преподобной Марии Египетской.

Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной недели относятся уже к Цветной триоди.

Триодь цветна́я начинается со службы вечерни пятницы, накануне Лазаревой субботы, и заканчивается Неделей Всех святых, то есть следующим воскресеньем после Пятидесятницы. Название ее происходит от Недели ваий (Цветная неделя), так как начало ее связано с праздником Входа Господня во Иерусалим.

Первая неделя Триоди цветнойВербное воскресенье. Затем наступает Страстная неделя, во время которой православные христиане вспоминают крестные страдания и смерть Господа.

И вот Великий пост заканчивается, наступает Праздник праздников и Торжество торжеств — Святая Пасха.

Следует отметить, что такое деление Триоди было изменено в ходе реформы патриарха Никона в XVII веке, и у новообрядцев оно сейчас несколько другое: Триодь постная включает богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой субботы включительно, а Триодь цветная начинается от Недели Пасхи.

Оцените статью
Добавить комментарий